Сочинение на тему первые художники земли по мхк

10 вариантов

  1. 1 сочинение-Первыми художниками на Земле были художники так называемой “пешерной- наскальной ” живописи!
    Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
    Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
    • каменная скульптура;
    • наскальная живопись;
    • глиняная посуда.
    В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.
    Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
    Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
    И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.
    Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.
    Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
    В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            2 cочинение-  Кто же были первые художники Земли? Это были первые мастера своего дела. Пусть их творения были не красивые, непропорциональные, но это были первые шедевры человека. К тому же не все рисунки некрасивы, многие древние послания выполнены очень мастерски и своеобразно. Например, это пещера Альтаира, где красуются сильные бизоны. Люди всегда изображают то, что видят или то, что воображают, поэтому древний Да’Винчи изображал сцены охоты, а также разнообразных животных, это первые шаги, которые дали толчок ко всем видам искусства. В общем, наскальная живопись—это отец и мать всех видов искусства, которые освоит человек за всё своё существование….это первый шаг на пути к прекрасному!                        Выбирай любое

  2. Первые художники на нашей планете жили во времена более чем незапамятные. Каждый из нас сможет почувствовать себя одним из первых в истории людей художников, если попробует нацарапать острым камнем на стене какое-то изображение. Животного или человечка… Первые наскальные живописцы, что выцарапывали очертания мамонтов и охотников с копьями, лошадей, верблюдов и рогатых буйволов – это и есть первые художники Земли.
    Человеку свойственно бояться чего-то нового и непривычного. Поэтому, наверное, некоторые люди боялись первых художников как колдунов, что создают новых людей и животных, создавая их изображения. Не зря в некоторых племенах уже в 20-м веке было не принято изображать людей, чтобы души не вселились в изображения.
    Некоторые рисунки первых художников Земли пережили тысячелетия – ведь камень на Земле почти что вечен, дошли до наших дней, и мы смогли их увидеть. Представляете себе, что такое стоять перед рисунком, который создан 18 тысяч лет тому назад?…Или двадцать пять тысяч лет тому назад?… Мало кто из художников цивилизации смог бы похвастаться таким долголетием своих творений, как первые художники Земли.
    Сохранились первобытные наскальные рисунки в основном в каменных гротах и скальных пещерах, где были надежно укрыты от разрушительного действия ветров и воды. Чаще всего наскальная живопись встречается в Европе, но при желании найти ее можно в пещерах по всей планете. Даже в пустыне Сахара древние люди оставили свои рисунки. Конечно, есть такие рисунки и на территории России: в Карелии, около озера Байкал, на русском северо-западе, на Алтае и Урале, в Западной Сибири и в республике Саха. В России они называются писаницами: многие из них даже раскрашены примитивными древними красками.

  3. Первыми художниками на Земле были художники так называемой “пешерной- наскальной ” живописи!!!.

    Изпоколения в поколение передавалась техника изготовления орудий инекоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне,после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стояноклюдей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытныхохотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки дикихзверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящиххищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных ониоставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, чтопамятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда —почти на миллион лет.
    Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
    • каменная скульптура;
    • наскальная живопись;
    • глиняная посуда.
    Вглубокой древности для искусства человек использовал подручныематериалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпохуземледелия, он открыл для себя первый искусственный материал —огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды искульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетенымикорзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признакпостоянных земледельческих поселений.
    Первые произведенияпервобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре(поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этоговремени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Еслирасцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, тоискусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительнораньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые«венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивныхформ. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии,России и во многих других районах мира.
    Возможно, онисимволизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери:кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линииопределялась принадлежность к роду, который почитал своюпрародительницу. Женские скульптурки ученые считают первымиантропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
    И вживописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных.Склонность первобытного человека изображать животных именуютзоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрностьнебольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малыхформ.
    Звериный стиль — условное название распространенных вискусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей).Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железномвеке и в искусстве раннеклассических государств; традиции егосохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве.Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя современем превращались в условный мотив орнамента.
    Первобытнаяживопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура— трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоиливсе измерения, существующие в современном искусстве, но не владели егоглавным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстатисказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековыеевропейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытиеобратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
    Внекоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а такжеотдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки,которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главнымперсонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найденомножество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

  4. Ответ оставил Гость
    1 сочинение-Первыми художниками на Земле были художники так называемой “пешерной- наскальной ” живописи!
    Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
    Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
    • каменная скульптура;
    • наскальная живопись;
    • глиняная посуда.
    В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.
    Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
    Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
    И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.
    Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.
    Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
    В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            2 cочинение-  Кто же были первые художники Земли? Это были первые мастера своего дела. Пусть их творения были не красивые, непропорциональные, но это были первые шедевры человека. К тому же не все рисунки некрасивы, многие древние послания выполнены очень мастерски и своеобразно. Например, это пещера Альтаира, где красуются сильные бизоны. Люди всегда изображают то, что видят или то, что воображают, поэтому древний Да’Винчи изображал сцены охоты, а также разнообразных животных, это первые шаги, которые дали толчок ко всем видам искусства. В общем, наскальная живопись—это отец и мать всех видов искусства, которые освоит человек за всё своё существование….это первый шаг на пути к прекрасному!                        Выбирай любое

  5. 5
    Текст добавил: Mr.Хайнзерберг

    Сочинение-эссе на тему:”Первые художники Земли”

    Ответы:

    Первыми художниками на Земле были художники так называемой “пешерной- наскальной ” живописи!!!.

    Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
    Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
    • каменная скульптура;
    • наскальная живопись;
    • глиняная посуда.
    В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.
    Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
    Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
    И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.
    Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.
    Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
    В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

  6. Культура
    первобытной эпохи – одна из самых
    интересных и сложных страниц в истории
    человечества. К ней обращались ранее,
    обращаются сейчас и впредь будут
    обращаться ученые всех стран, стремясь
    разгадать тайны. Заключенные в ее
    символах, обрядах и памятниках, в
    предметах материальной культуры,
    извлеченных из курганов или открывающихся
    в древних настенных росписях, созданных
    более 2,5 млн лет тому назад.

    I. Периодизация.

    Археологи датируют
    историю первобытного общества исходя
    из возраста древних находок, первые из
    которых были созданы 2,5 млн лет назад.
    Наука выделяет следующие этапы истории
    первобытного общества:
    Палеолит
    (древний каменный век). Его хронологические
    границы — приблизитель­но
    от 2 млн. лет назад до X
    тыс. лет до н. э. однако
    некоторые ученые полагают, что история
    человечества исчисляется гораздо
    меньшим
    сроком.
    Мезолит
    (средний каменный век) — приблизительно
    с X
    тыс. до н. э. до VI
    тыс.
    до
    н. э.
    Неолит
    (новый каменный век) — с VI-V
    тыс. до н.э. до IV—III
    тыс. до н.э..
    Бронзовый
    век— с IIIтыс.дон.э.
    до I
    тыс. до н. э.
    Железный
    век — с I
    тыс. до н. э. и на­ стоящее
    время.

    II. Пути исследования первобытной культуры.

    О художественной
    культуре человечества на самых ранних
    стадиях ее становления и развития
    слишком мало достоверных данных.
    Существуют два пути изучения первобытной
    культуры.
    -Первый путь
    – историко-археологический, то есть
    изучение материальных следов человеческой
    культуры палеолитической эпохи, мезолита
    и неолита: предметов труда и быта, оружия,
    украшений, остатков музыкальных
    инструментов, культовых сооружений,
    наскальных рисунков, скульптурных
    изображений либо их фрагментов,
    обнаруживаемых на огромных пространствах
    Евразии, Африки в пещерах и захоронениях.
    -Второй путь
    – этнографически-сопостовительный:
    перенесение наблюдений над бытом и
    культурой народов, до недавнего времени
    находившихся на первобытной стадии
    развития (в основном в Австралии и
    Океании), накопленных путешественниками,
    этнографами, а более всего христианскими
    миссионерами прошлого и позапрошлого
    веков, на далеких предков современного
    цивилизованного человека.
    Тем не менее
    наши знания о жизненном укладе. Духовной
    культуре. Художественном творчестве
    людей 40-50-тысячелетней давности в
    значительной степени гипотетичны.

    III. Структура первобытной культуры.

    Несомненно, духовная
    культура первобытного человека была
    синкретичной, то есть представляла
    собой изначальное единство того, что
    впоследствии распадается на самостоятельные
    сферы культуры: религию, философию,
    мораль, искусство, политику. Этот
    синкретизм,
    нерасчлененность духовной жизни человек
    вплоть до появления древнейших, явственно
    иллюстрируется наскальными рисунками
    петроглифами,
    найденными в разных регионах: в пещерах
    Пиренеев, на юге нынешней Франции, в
    Западной Сибири и Центральной Африке.
    Почти все рисунки и изображения животных
    (бизонов, оленей, косуль) очень точные
    и детализированные. А вот изображения
    человека, появившегося позднее, предельно
    схематичны. При этом изображения животных
    испещрены ударами заостренных предметов
    – видимо, наконечниками каменных
    дротиков и стрел, в то время как рядом
    с рисунком – гладкая скала.
    Эти изображения
    носили в первую очередь магический
    смысл
    . Ведь
    если мужчины племени совершат магический
    обряд, поразив изображения, то, согласно
    примитивной магии, удачной будет и охота
    на живого бизона. Так, в одном коллективном
    действе неразрывно сочетаются
    художественное (рисование или живопись
    натуральными, из минералов, красками),
    спортивно-состязательное (попадание в
    мишень) и, главное, религиозное (в виде
    «уподобительной» магии) начала.
    Магия не может
    обходиться без заклинаний, ритуальных
    телодвижений, коллективных возгласов
    и мольбы: об удачной охоте, избавлении
    от болезней, диких зверей, другой напасти,
    мольбы, порученной отдельному лицу,
    обычно старшему, обладавшему лучшим
    знанием ритуальных формул. Если судить
    по шаманским культам палеоазиатских
    народов (Средняя Азия), эскимосов
    (американское Заполярье), папуасов
    (Новая Гвинея), аборигенов Австралии,
    никакое священнодействие, будь то
    просьба о дожде или хорошей охоте, обряд
    погребения, свадьба, инициация (посвящение
    подростков во взрослые члены племени)
    – ничто не обходится без ритуальной
    пляски, песнопений. Игры на простейших
    музыкальных инструментах (чаще всего
    – ударных). Музыкально-поэтически-театральное
    искусство изначально было неотъемлемой
    составляющей синкретической культуры
    первобытного общества в двух формах:
    -ритуально-магических
    формул.
    -бытовых попевок
    и обрядов (колыбельных, погребальных,
    трудовых, охотничьих, свадебных и.т.п.),
    сохранившихся в фольклоре всех народов.
    При этом само искусство, даже было
    синкретичным и не делилось на роды,
    виды, жанры.

  7. Мегамозг
    Первыми художниками на Земле были художники так называемой «пешерной- наскальной » живописи!!!….Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: • каменная скульптура; • наскальная живопись; • глиняная посуда. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения). В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

  8. Художественная культура первобытного общества
    и древнейших цивилизаций
    Художественная культура первобытного мира и древнейших цивилизаций дала человечеству великие творения искусства. Из глубины веков пришли к нам удивительные по красоте пещерные рисунки первых художников Земли, загадочные менгиры и кромлехи — прообраз будущих культовых сооружений, величественные пирамиды Древнего Египта и доколумбовой Америки, шумерская письменность Месопотамии. Тысячелетия разделяют нас с этим периодом. Но это вовсе не означает, что дошедшие до нас памятники художественной культуры являются лишь безмолвными свидетелями своего времени: о прошлом они говорят наглядно и красноречиво и позволяют нам лучше осознать настоящее и прогнозировать будущее.
    Для того чтобы понять смысл и значение этих древнейших посланий, необходимо знать их язык, ощутить восприятие окружающего мира нашими далекими предками, познакомиться со своеобразием художественной культуры в различных регионах планеты.
    Что определяло художественный стиль той или иной цивилизации? Как происходило формирование культурных традиций? На эти и многие другие вопросы нам предстоит дать ответ.
    Наш разговор о древних цивилизациях мы начинаем с первобытного искусства…
    Искусство первобытного человека
    От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда, на заре человечества, наш древний предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие различными символами и орнаментом, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.
    Каковы же были главные причины возникновения художественного творчества? Ответ на этот вопрос мы можем найти в одной из древнейших теорий, принадлежавшей греческому философу Аристотелю (384—322 гг. до н. э.). В ней говорится прежде всего о познавательных потребностях человека и о заложенном в нем чувстве прекрасного. Искусно выполненная наскальная живопись, скульптура, керамика и другие предметы обихода действительно отражают стремление первобытного художника к глубокому проникновению в тайны природы и бытия, его потребность в красоте и совершенной гармонии.
    Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивительные тайны. Лишь во второй половине XIX в., когда были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара, перед взором восхищенных зрителей предстал неведомый огромный мир, полный загадок. Именно с этого времени начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.
    Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира. Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Черные, коричневые, красные и желтые краски выглядели свежими, яркими и влажными, будто их только что нанесли на камень. Восхитительно было и мастерство рисунка, выполненного каменным резцом! Поражала точность силуэтов, передающих упругость и объем сильных и могучих тел. Да, это была настоящая живопись первых художников Земли!
    Пещера Альтамира получила всемирную известность. Хотя ученые долго не верили в открытие Саутуолы и обвиняли его в мошенничестве, интерес к находкам в пещере возрастал постоянно. Даже испанский король Альфонс XII приезжал сюда со свитой взглянуть на росписи. Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).
    Знакомиться с памятниками первобытной культуры мы будем, пользуясь сложившейся периодизацией основных этапов ее развития. Самый длительный период истории человеческой культуры — каменный век (40—4 тыс. лет до н. э.). В нем принято выделять три этапа: палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10—4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3—1 тыс. лет до н. э.).
    Что представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Так, надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя. По мере того как совершенствовалось производство орудий труда и появлялась потребность к познанию законов Вселенной, человек начал создавать предметы, все более похожие на произведения искусства.
    Первые художники Земли
    Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, гравировались кремневыми резцами на камне, кости и роге; для их раскраски использовались сажа, охра различных оттенков и мергель (горная порода). К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.
    В истории пещерной живописи эпохи палеолита, или древнего каменного века, ученые различают несколько периодов. Начиная с 30 тыс. лет до н. э. художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее, примерно с 18 по 15 тыс. лет до н. э., стали больше внимания уделять прорисовке деталей. Например, косыми параллельными штрихами они изображали шерсть животного. Для изображения пятен на телах животных они научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски). Линия контура стала динамичной (более яркой или темной), что позволяло точнее передавать оттенки частей тела животных (густую шерсть на гривах, складки кожи). Примерно 12 тыс. лет до н. э. пещерное искусство достигло своего наивысшего расцвета. К этому времени художники научились передавать объем, цвет, пропорции фигур, движение.
    Наиболее распространенным сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных — лошадей, львов, носорогов, оленей, которые были главными объектами охоты человека, обеспечивавшими ему пищу и одежду. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного. Точность и лаконичность рисунков, умение немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных отличали эти изображения. Художник не просто копировал окружающую природу, а, проникая в суть явлений, он отбирал в ней самое важное. В созданных образах он воспроизводил коллективные переживания и мысли всего племени. Это была, как писал немецкий философ Г. В. Гегель (1770—1831), «одушевленная реальность», созданная по законам красоты.
    Именно в это время были созданы самые знаменитые росписи в пещерах Ласко, Альтамира, Фон де Гом, Нио. Сколько в них экспрессии! Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к то тему, бывшему, по представлению древнего человека, прародителем или покровителем племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения. В пещерах обнаружены изображения стремительно бегущих большерогих оленей, скачущих галопом лошадей: их передние ноги согнуты в коленях и прижаты к туловищу, голова и шея вытянуты. В своих рисунках первые художники не соблюдали пропорции между величиной отдельных животных, а потому мамонты и бизоны изображались той же величины, что горные козлы и львы, а огромный тур мог быть запечатлен рядом с крошечной лошадью.
    К эпохе палеолита относятся и первые произведения скульптуры: изображения, выполненные в технике рельефа, или круглые одиночные фигурки зверей из мягкого камня, дерева, глины или костей животных. Оценивая назначение изображений зверей, исследователи выделяют две их функции — быть объектом ритуальной охоты и тотемом (священным животным, дающим жизнь племени). Последняя функция (хронологически более поздняя) была тесно связана с обрядом жертвоприношения и соответствующим оформлением жертвенника — прообраза культового центра.
    Особенно много сохранилось изображений женщин, переданных подчеркнуто объемно и натуралистично из мягкого известняка или мамонтовой кости. Но почему именно женщину изображали древние скульпторы? Женские статуэтки, найденные в разных частях света — от стран Западной Европы до Байкала, — носили культовый характер и почитались как святыня. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) — это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине, с которой связывалось продолжение жизни. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему каменному веку, то есть к палеолиту.
    В эпоху мезолита, или среднего каменного века (10—6 тыс. лет до н. э.), происходит резкое потепление климата. Ледник, покрывавший значительную часть территории, начинает таять; потоки воды, превращаясь в реки и озера, благоприятно влияют на рост лесов. Если раньше представления о Вселенной ограничивались для человека лишь поверхностью земли, то теперь для него открываются ее недра, богатейший небесный и подводный миры.
    Новые условия жизни оказывают сильнейшее воздействие на круг занятий человека и особенности их отражения в художественном творчестве. Усложняются композиционные решения рисунков, а сам изобразительный язык становится более условным. Пещерные изображения утрачивают живость и объемность, правдоподобие отходит на второй план. Все чаще в них преобладают полные драматизма и экспрессии обобщенные схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты и рыболовства, военные эпизоды, культовые церемонии. На стенах пещер появляются неясные знаки-символы, беспорядочные переплетения линий, ряды точек. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и силуэты человека невелики по размеру. Расширяется и цветовая палитра, к которой прибавляется белый цвет.
    Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Но как неповторимы их позы! Один уже пустил стрелу, и она достигла цели, значит, есть время осмотреться и приготовиться к следующему выстрелу. Другой прицеливается в мчащегося навстречу оленя. Третий, изогнувшись всем телом, уже успел несколько раз поразить животное, а четвертый решительно ринулся навстречу своей жертве. Не менее удивительны изображения животных: их грациозные позы, запечатленные в стремительном и легком беге, изящные головы с горделиво вскинутыми вверх рогами.
    В связи с глобальным потеплением в эпоху неолита люди начинают вести оседлый образ жизни. Охота и собирательство постепенно вытесняются скотоводством и земледелием. В этот период стали интенсивнее использоваться различные природные материалы и техники их обработки. В обиход прочно входят лепная керамика, ткачество, изделия из дерева, усовершенствованные орудия труда, транспортные средства (человек изобретает колесо). Усиление зависимости человека от природных сил (вода, огонь, солнце, плодородие почвы) вызвало необходимость выработать систему адекватных им знаков, которыми обильно украшались предметы обихода. Возникает особый художественный язык, в котором, кроме схематических рисунков, появляются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, ромбы, спирали, кресты). Все чаще встречаются изображения предметов быта, оружия и средств передвижения. Живопись становится еще более стилизованной и схематичной, очень отдаленно напоминающей изображения человека и животных. В ней отсутствует прорисовка деталей, а потому создается впечатление небрежности исполнения.
    В период медно-каменного века — энеолита — (4—3 тыс. лет до н. э.) в среднем и нижнем течении Днепра, недалеко от Киева, в обширных наземных жилищах Триполья, были обнаружены выкованные и отлитые из меди женские украшения, глиняные статуэтки животных и людей, бытовые предметы и орудия труда. Особенно эффектно выглядела лепная керамическая посуда разнообразных форм, имевшая определенное назначение и смысл. Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносились на ее поверхность белой, черной и красной красками. Линии узора располагались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда.
    Абстрактные мотивы были полны глубокого смысла: волнистые узоры символизировали течение реки, бегущая спираль — непрерывное движение солнца и времени, перекрещенный круг — солнечный диск. Одна или две параллельные линии обозначали землю, лента из черных треугольников — пашню, ромбы, разделенные на четыре части с точками в центре, воспринимались как знак засеянного поля. Наиболее популярный змеиный орнамент в виде зигзагообразной линии расценивался как связующее звено между небом и землей, показатель наличия столь необходимой человеку влаги, дождя. Свои знаки в виде «елочек» имели растения. На стенках сосудов можно различить стилизованные фигурки людей и животных: оленей, косуль, коз, быков, собак и птиц. Ценность трипольской культуры состояла в том, что в ней нашли отражение представления человека об окружающем мире, об устройстве Вселенной.
    Древнейшие сооружения человечества
    Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей. Если раньше они обитали в пещерах, созданных самой природой, то теперь появилась потребность в сооружении простейших рукотворных жилищ, первоначально возводимых из костей, бивней и шкур мамонта. В эпоху неолита возникли и более сложные сооружения, не имевшие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека. С происхождением этих сооружений связано множество легенд, приписывающих их возведение гигантским великанам, обладавшим невероятной физической силой. Например, древние греки считали, что многотонные каменные глыбы передвигались или перебрасывались с ладони на ладонь без особых усилий одноглазыми гигантами-циклопами. Не о них ли писал Гомер в поэме «Одиссея»? Но это всего лишь красивая легенда. На самом деле подобные сооружения возводили обычные люди, вооруженные простейшими приспособлениями: рычагами, бревнами-катками, кожаными ремнями.
    Первые сооружения такого рода — мегалиты (греч. «мегос» — большой и «литос» — камень) — носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. Различали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи.
    Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.
    В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.
    Более сложные архитектурные сооружения — дольмены. Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов, вероятно, служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов в плане составляют 2 х 3 м, их высота достигает 2 м. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например, в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т.
    Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.
    Наиболее известен Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведенный в 1900—1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продолжает будоражить мысль ученых, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники Древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов.
    Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храма Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволявшей с большой точностью вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.
    Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась монументальная архитектура.
    Музыка, танец и пантомима
    Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.
    По всей вероятности, самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии. В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоровых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождавший простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лишний раз подтверждает синкретический характер первобытного искусства.
    Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы (гром, падающие камни, льющаяся вода, крики птиц и рев умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно и тонко развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.
    Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Таким образом, главными условиями рождения музыки как вида искусства стали художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.
    Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек таким образом использовал их как простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный у села Мезин в Черниговской области в Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии и Венгрии.
    А что представляли собой первые танцы древности? Они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал впечатления от окружающего мира, отражая в них свои ощущения, настроения и душевное состояние. Появлению танца способствовали ритмичные движения, повторявшиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Первоначально они носили примитивный
    характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачкй, имитация повадок животного, притопывание ногами, выразительные жесты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успешное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. Например: у австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебёдушек», «оленя».
    Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в определенном наклоне, передающем характер движения.
    Важнейшими средствами организации ритуальных действий являлись пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничья пляска обычно разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Она сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени.
    Огромное значение приобретало актерское мастерство исполнителя, демонстрировавшего обобщенные черты тотема. На известном наскальном изображении человека-зверя под названием «Колдун» он представлен в довольно странной позе: его туловище расположено горизонтально, как у зверя. Задняя часть тела, и в особенности ноги, — вполне «человеческие», хорошо прорисованы икры и ступни с пальцами. Однако сзади виден пышный, как у лисы, хвост. Передние конечности трудно назвать руками — скорее, это звериные лапы. Особенно интересна голова «Колдуна», над которой возвышаются огромные оленьи рога, а по бокам торчат широко расставленные звериные уши. На зрителя в упор смотрят по-звериному дикие глаза с горящей точкой внутри, нос бородатого чудовища напоминает клюв птицы. Вероятнее всего, перед нами человек в тотемической маске, исполняющий ритуальный танец.
    Таким образом, в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой художественной культуры. В первобытном искусстве художественный образ становится основным средством отражения и познания окружающего мира.
    Вопросы и задания
    1. Как вы думаете, что являлось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?
    2. Каковы характерные черты и общие стилевые особенности изобразительного искусства эпохи палеолита, мезолита и неолита?
    3. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя также материалы из некоторых рекомендованных книг для чтения.
    4. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их возникновение?
    5. В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра.
    Творческая мастерская
    1. Напишите небольшие сочинения-эссе на темы «Первые художники Земли», «О чем рассказывает наскальная живопись палеолита, посвященная сценам охоты человека? ».
    2. Познакомьтесь с книгой Дж. Хокинса и Дж. Уайта «Разгадка тайны Стоунхенджа» (М., 1972). Какие зрительные образы этого архитектурного памятника рождает ваша творческая фантазия? Попробуйте их запечатлеть или реконструировать один из памятников мегалитического периода с помощью компьютерной графики.
    3. Попробуйте, используя исторические данные, нарисовать эскизы костюма и маски тотема. Какая музыка могла бы сопровождать это театральное действо?
    Темы проектов, рефератов или сообщений
    «Причины возникновения изобразительного искусства первобытного человека»; «Художественные комплексы первобытной культуры (Альта-мира, Стоунхендж и др. — по выбору)»; «Ранние формы искусства: хронология и основные памятники»; «Древнейшие сооружения человечества и их магический смысл»; «Творения первых художников Земли»; «Символика геометрического орнамента неолита и ее отражение в жизни современного общества»; «Синкретизм первобытного искусства»; «Музыкальное и театральное искусство первобытного человека»; «Образы и символы первобытного искусства»; «Роль мифа в культуре первобытного человека»; «Первобытная магия и ритуал, их отражение в искусстве первобытного человека».
    Книги для дополнительного чтения
    Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
    Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969. Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004. Зильберквит М. А. Мир музыки. М., 1988.
    Куценков П. А. Психология первобытного и традиционного искусства. М., 2007.
    Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. М., 1997.
    Ларичев В. Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.
    Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство: малая история искусств. М., 1973.
    Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
    Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982. Семенов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб., 2008.
    Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. Формозов А. А. Наскальные изображения и их изучение. М., 1987. Художественная культура первобытного общества: хрестоматия / сост. И. А. Химик. СПб., 1994.
    При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *