Сочинение на тему писатели 18 века

11 вариантов

  1. Каждый временной период – отдельная эпоха в истории литературы, икаждая характеризуется собственным литературный направлением,собственным образом мыслей. Так же и 18 век оставил свой отпечаток вразвитии русского слога. 18 век запомнился нам благодаря новому течению,название которому сентиментализм.       Писателей того времени заинтересовали более всего чувствагероев, их настроение и то, как они меняются под действием окружающейжизни.
    Наиболее ярким примером тому является повесть «Бедная Лиза»Карамзина. Автор много внимания уделяет внутренним переживаниям своейгероини. Она предстает перед нами очень нежной, наивной, ранимойдевушкой, то есть типичной представительницей сентиментализма.       Это литературное направление раскрывает перед нами новыестороны художественного слова, позволяет под другим углом оценитьжизненные ситуации, сделать выводы черещ видение великих писателей.Причем, конфликт чувств и окружающего жестокого мира – одна из насущныхпроблем, что называется, всех времен и народов.       То есть актуальность этого произведения в наши дни сложнопереоценить. На самом деле, эту трогательную историю с печальным концомнельзя, в полном смысле этого слова, называть вымышленной. Хочетсяотметить, что подобные ситуации рано или поздно испытывал на себе, такили иначе, каждый.       Эта тема большой любви и большого предательства данной повестипомогает нам учиться на чужих ошибках, не допуская похожего в своейжизни.
    На самом деле, для современного читателя были бы крайнеполезны произведения всех классиков, и Карамзин – не исключение. Ведьони были созданы для того, чтобы мы с вами учились понимать окружающиймир и все глобальные проблемы человечества.       Я считаю, что литература в полной мере поможет избежатьневерных решений, если мы будем анализировать жизненные ситуации,конфликты не на собственном опыте, когда уже, возможно, исправитьчто-либо довольно сложно, а на примерах героев художественныхпроизведений прошлого.       Таким образом, восприятие литературы, на примере «БеднойЛизы», как пища для размышлений, поможет нам развить в себе всечеловеческие моральные и нравственные качества.

  2. Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.
    На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.
    Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать:
    Житийную литературу (истоки – церковная литература),
    Панегирическую литературу (тексты восхваления),
    Русские стихи (истоки – русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).
    Реформатором отечественной литературы считают Василия Тредиаковского, первого профессионального российского филолога, получившего образование на родине и закрепившего языковое и стилевое мастерство в Сорбонне.
    Во-первых, Тредиаковский заставил современников читать, а последователей писать прозу – он создал массу переводов древнегреческих мифов и европейской литературы, созданной на этой классической основе, подкинув современникам-писателям тему для будущих произведений.
    Во-вторых, Тредиаковский революционно отделил поэзию от прозы, разработал основные правила силлабо-тонического русского стихосложения, опираясь на опыт французской литературы.
    Жанры литературы второй половины XVIII века:
    Драма (комедия, трагедия),
    Проза (сентиментальное путешествие, сентиментальная повесть, сентиментальные письма),
    Стихотворные формы (героические и эпические поэмы, оды, огромное разнообразие малых лирических форм)

    Русские поэты и писатели XVIII века

    Гавриил Романович Державин

    Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство. Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.
    Биография:
    Гавриил Романович Державин: жизнь и творчество
    Избранные стихотворения:
    Стихотворение “Властителям и судиям”
    Стихотворение “Признание”

    Денис Иванович Фонвизин

    Пьеса Фонвизина – классический образец комедии с соблюдением традиционных правил создания пьес:
    Триединством времени, места и действия,
    Примитивной типизацией героев (классицизм предполагал отсутствие психологизма и глубины характера героя, поэтому они все делились либо на хороших и плохих, либо на умных и глупых)
    Комедия была написана и поставлена в 1782 году. Прогрессивность Дениса Фонвизина как драматурга заключается в том, что в классической пьесе он объединил несколько проблематик (проблема семьи и воспитания, проблема образования, проблема социального неравенства) и создал не один конфликт (любовный конфликт и социально-политический). Юмор Фонвизина – не легкий, служащий исключительно для развлечения, а острый, направленный на высмеивание пороков. Таким образом, автор привнес в классическое произведение черты реалистического.
    Биография:

  3. Стиль и лексика классицизма, который следует строгим ограничениям и стремится к гармонии, могут показаться современному читателю не вполне понятными. Сентиментализм же с его одушевленной природой и глубокими переживаниями героев больше похож на сказку.
    Писатели тех времен концентрировали внимание на чувствах героев, их переживаниях из-за происходящих событий. Одним из примеров подобного подхода является произведение Карамзина «Бедная Лиза». Писатель сумел очень тонко передать все переживания и тревоги своей героини, её побуждения. Он создал образ ранимой и наивной девушки. Под пристальным вниманием оказался внутренний мир отдельной личности. Таким образом, Карамзин подготовил почву для будущих поколений писателей.
    Еще одно яркое произведение той эпохи – «Недоросль» Фонвизина. Оно затрагивает ряд вечных проблем, а современного читателя привлекает красотой высокого слога. Создание комедии связывают с указом Петра I, запрещающим молодым дворянам без образования поступать на службу или жениться. Идея произведения заключается в необходимости воспитания подрастающего поколения на основе идей просвещения, а они остаются актуальными и сегодня.
    Читая такие произведения, мы расширяем свой словарный запас и можем критично оценивать разные жизненные ситуации. Через призму произведений прошлого можно провести анализ настоящего и сделать выводы. Проблемные ситуации, конфликты человека с окружающим миром были и будут актуальны всегда. Все эти произведения могут быть очень полезны для нас сегодня. С их помощью мы можем научиться понимать и трезво оценивать окружающий мир.

  4. Литература 18 века впитала в себя самые значимые творения, направления и темы древней литературы. Например, такие идеи как гуманизм и патриотизм. Эти произведения описывали жизнь простого человека с большой высоты. Поэты и писатели старались осветить человека, как можно ярче и показать его как личность в не зависимости от его принадлежности к тому или иному сословию. Вместе с этим книги и рассказы этого времени были насыщены, романтическими диалогами и персонажами женского пола. Активно улучшалась лирическая часть стихов. В самих же стихах описывались вечность и суета, неволя и свобода.
    Если говорить короче, литературные произведения искусства 18 века, говорят о стремительном освоении новых направлений Европейского творчества. Значимое направление в Европейском искусстве занимает Классицизм. В нем писатель должен придерживаться и уметь распознавать жесткую систему жанров которые разделяются на:
    Высший (ода, трагедия);
    Низший (басня, эпопея, комедия).
    Классицизм в начале своего пути был признан русским поэтом, дипломатом и стариком Антиохом Дмитриевичем Кантемиром.
    Он стал создателем девяти сатир, они стали очень популярными и хорошо расходились в самых разных списках. Целью его сатир, оказались наброски нравов, эпохи после правления Петра. Он установил, некую словораздел-цензуру, которая делит стих на 2 части, этот метод позволяет стиху быть “пластичным” и иметь более выразительный очерк. В этом веке отважных литературных экспериментов, рождались выдающиеся личности, как будто бы само время нуждалось в них. Если говорить о значимых людях того времени то без сомнения можно выделить Михаила Васильевича Ломоносова. Он владел греческим языком, латынью, освоил оду, изучил поэзию средневековья и древности. Дела Ломоносова были очень продуктивны, он и его труды оказали сильное влияние на разные жанры литературы и поэзии в целом.
    Но не стоит забывать и об основоположнике русской драматургии Александре Петровиче Сумаркове. Из под его пера вышли 9 трагедий и 12 комедий. Как драматург Александр Петрович дебютировал в трагическом жанре. Преимущественным отличием его трагедии было обращение к реальным событиям родной истории.

  5. Книги восемнадцатого века до глубины души трогают своей тематикой. Эти литературные шедевры всегда будут актуальными ценителей прекрасного. В произведениях привлекают внимание искренние чувства, преданная дружба и бескорыстные поступки. Они помогают нам помнить о моральных убеждениях и истинной красоте человека.
    Стоит подметить, что в литературе этого периода сильно отразились исторические события. Например, в российских писателей можно прочитать о ярме крепостничества или об эволюции мировой державы.
    Наиболее популярными направлениями в литературе восемнадцатого века были сентиментализм и классицизм.
    Европейские обычаи и идеалы, которые принес с собой Петро І, сильно отразился на народе. Тогда, в центре сюжета часто был идеальный во всем человек. Для него характерно соблюдение порядка, обостренное чувства долга перед родиной, патриотизм, превосходство разума над чувствами. В этом и проявлялся классицизм в литературе того столетия. Как по мне, то…
    в эти времена писались лучшие оды, комедии, басни и элегии.
    С особым подходом писатели демонстрируют основной конфликт. Что же выбрать: долг или поддаться чувствам? Думаю, это очень непростой выбор, ведь если дать овладеть переживаниями, то разум затмиться. Но как их обуздать, если это происходит мимо воли? Именно борьбу с собой и показывают классицисты восемнадцатого века.
    Немного после появляется новое, которое является также моим любимым, направление в литературе, названое сентиментализмом. Писатели всячески пытались достичь идеала. Большое внимание обращалось на красоту невинной природы и привлекательность искренней души самых обыденных людей. Сентименталисты утверждали, что от социального звания не зависит счастье человека.
    Сегодня люди забыли о том, что именно называется богатством внутреннего мира. Теперь это можно только прочитать у книгах восемнадцатого века. Сюжет прекрасной классики далек от понимания современного общества.

  6. На смену просветительскому классицизму приходит просветительский реализм, который приближает литературу к более близким для людей понятиям. Зарубежная литература 18 века получает новое направление, более реалистичное и демократичное. Писатели поворачиваются лицом к человеку, описывают его быт, рассказывают о его страданиях и мучениях. Языком романов и поэм писатели призывают своих читателей к милосердию и состраданию. Просвещенные люди 18 века начинают зачитываться произведениями Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Лессинга, Филдинга и Дефо. Главные герои – простые люди, которые не могут противостоять общественной морали, очень ранимые и часто безвольные. Авторам этих произведений еще очень далеко до реалистических литературных образов героев 19 и 20 веков, но уже заметен значительный сдвиг в сторону описания более жизненных характеров. Русская литература 18 века берет свое начало с преобразований Петра I, постепенно сменяя позиции просвещенного классицизма на реализм. Яркими представителями этого периода были такие авторы, как Антиох Кантемир, Тредиаковский и Сумароков. Они создали благодатную почву на русской земле для развития литературных талантов. Неоспоримы заслуги Ломоносова, Фонвизина, Державина, Радищева и Карамзина. Мы восхищаемся до сих пор их талантами и гражданской позицией. Английская литература 18 века отличалась формированием сразу нескольких различных направлений. Англичане первыми стали использовать такие жанры, как социальный и семейный романы, в которых проявились таланты Ричардсона, Смоллетта, Стивенсона, и, несомненно, Свифта, Дефо и Филдинга. Писатели Англии одними из первых стали критиковать не буржуазный строй, а самих буржуа, их моральные и нравственные ценности. Правда, Джонатан Свифт замахнулся в своей иронии и на сам буржуазный строй, показав в своих произведениях самые негативные его стороны. Английская литература 18 века представлена также явлением, получившим название сентиментализм. Она наполнена пессимизмом, неверием в идеалы и направлена только на чувства, как правило, любовного содержания. – Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/38070/literatura-veka

  7. 7
    Текст добавил: ^^Ти Кто ))я тебя и НЕ ЗВАЛ

    В современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература 18 века. Не смотря на то, что прошло уже несколько столетий, ЧИТАТЕЛИ нашего времени продолжают ЧИТАТЬ литературу тех времён, не теряя к ней интерес, а иногда даже обращая больше внимания, чем на современную литературу. В любом произведении можно проследить связь с тем временем, в котором оно было написано, следовательно, читая произведения 1700-х годов, человек одновременно изучает историю и быт прошлых времён. В литературе 18-го века отслеживаются изменения востребованности направлений и течений. Классицизм сменился сентиментализмом, а он к концу столетия сменился романтизмом. Между ними достаточно много различий. Классицизм соблюдает правило трёх единств: время, места и действия; писатели, которые использовали это направление в своём творчестве, употребляли в своих произведениях множество старорусских слов, строго соблюдали литературные нормы и правила. В произведениях пропагандировали культ долга и разума, в сфере интересов на первом месте была общественная жизнь человека, чётко разделялись положительные и отрицательные персонажи. В сентиментализме наблюдались резкие изменения: нарушались многие литературные правила, на первый план выдвигались чувства человека, в сфере интереса главную роль играет личная жизнь и любовь, проявляется огромное влияние пейзажа. Для того чтобы рассмотреть роль литературы 18-го века в современном мире, я собираюсь основываться на данных произведениях: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
    В современной литературе и литературе 18-го очень много различий. Это связано с тем, что у людей полностью поменялись интересы, мировоззрение, стиль и образ жизни, понятия о разных вещах. Настало более цивилизованное время, отменили крепостное право, все конфликты, влияющие на людей разных стран, стараются решать цивилизованным путём, изменились экономика, образование, классификации органов власти. Это всё и многое другое сыграло значительную роль в литературе. Конечно, изменения происходили постепенно, но если сравнивать творчество современных писателей и 1700-х годов, то любой сможет найти различия. Но не смотря на всемирный прогресс, общество продолжает помнить и ценить произведения прошлых веков, многие из которых помогают людям понять быт того времени, прочувствовать события на ровне с нашими предками, научиться чему-то у них. В «Путешествии…» можно заметить, что автор акцентирует внимание на фольклоре, показывая этим, что народное творчество не забыто, напоминая о нём читателю: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа». Современный читатель, который прочтёт это произведение, сможет вспомнить о том, с чего начиналась творчество. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует сентиментализму. Оно учит читателя любить и чувствовать, показывает разносторонность человеческой души и характера, обращает внимание на людей более низкого происхождения. В этом произведении можно найти и добро и зло в одном человеке, чего нет в классицизме. С одной стороны ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ Лизы ЛЮБИЛ её, был хорошим человеком, но с другой – у него не было чувства долга перед отечеством, из-за чего вместо того, чтобы сражаться за свою родину он проигрывал состояние в карты. Лиза также не является полностью положительным персонажем, она действительно ЛЮБИЛА свою мать и Эраста, но узнав об измене – утопилась, забыв обо всём.
    Из этого можно сделать вывод, что литература 18-го века всё ещё имеет огромное влияние на современного читателя, она прививает ему разные положительные качества, старается указать на отрицательные, учит любить, показывает человека с разных точек зрения. Благодаря произведениям того времени общество также делает выводы об истории и быте народа тех веков.
    Добавил: GremlinRobin

  8. Sweet
    8 век переломный. Происходило изменение по отношению к человеческой личности. На рубеже 17-18 вв произошла смена культурных ориентиров и источников влияния. Гл. культ. Ориентиром стала западная Европа, но европеизация термин условный. Процесс европеизации начался с середины 17 в, ключевым событием, были культурные реформы. В 17 в в Москву приехали киевские старцы- первые русские западники. Осуществившие реформу книг, благодаря им в России появилось стихотворство и драматургия. В сер. 17 в по польскому приказу в Москве начались переводы европейских романов. Европеизация началась с осв. Польск. Фр. Нем. лит-ры.
    Процесс осв. Зап-евр. культ. М/б назван трансплантацией (Лихачев) . Освоение западной культуры проходило более болезненно, чем византийской. Русск. культ. забыла пер. ученичества. Болшая часть 18 в ушла на ученичество. 1 транспл. Происходила равномерно и целенаправленно. В Петр. Эпоху транспл. – стихийна, поэтому пр-я нач. 18 в –хаотичн. Набор евр. Пр-ий. Еврлпеиз. было отказано. Виз. Культ. Не хотела сдавать свои позиции. В 18 в прошёл рассол нац. Лит-ры. Др. рус лит. Не умерла вместе с Русью. Чит др. рус. текстов былы дем. Низы. Произошла секуляризация русской культ. Она выразилась в смене жанровых систем. Пришли стих сатиры, оды, драм жанры, комедии, трагедии, элегии, идиллии. В 18 в господствуют, поэт и драм жанры. В 18 в изм представление о самом характере ТВ-ва, об отн автора к лит труду. Индивидуализация авт сознания. Постепенно происходит профессионализация писателей, появляется массовая литература. рус литература ускоренно развивается, то, что пережила евр лит-ра за 250 лет, рус лит – за 100 лет. 18 век наз. Лит русского возрождения.
    1 этап 90гг 17 в -20 гг 18 в. Петровскя эпоха. Продолжение др рус барокко. Эпоха переводов. Рус пр-ий оч мало. 1)вирши-стихи силлабич.
    2)школьн драма. Писатели Степан Яворский, дм ростовский, Феофан Прокопович, Андрей и Семен Денисовы.
    2 этап 30-50гг 18 в. Период становления русс классицизма. Смена жанров. 1)стих. Сатира, 2)ода 3) класс ком 4) трагедия. Происходит
    реф рус яз, русс стихослож. Силлабич. Сист силлабо тонич. (реф Тредиаковского-ЛОМОНОСОВА). Кантемир. тредиак, Ломон, Сумарок
    3 период 60-90 Екатерининская эпоха. Пер расцвета творч писателей. Ек провела либ. Реф. Начинается эпоха расцвета публицистики: очерк, путешествие. Ведущим направлением являктся классицизм, он приобретат гражданский характер. , появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм, в литературу возвращается проза. Жанр повести и романа. Эту эпоху называют эпохой, просвещения. Фонвизин, Державин, Карамзин, Радищев. Крылов.
    Билет 2. Петровская эпоха в русской литературе, творчество Ростовского и Яворского.
    Это самая нелитературная эпоха. Гос-во реформировалось, произошла приостановка лит. П1 был человеком дела, а не эстетического удовольствия, это эпоха народа и вещей. Был создан флот, рег. армия, синод, С-Пб как антипод Москве. Было создано 650 книг, П1 требовал, чтобы книга была полезной, это были в осн. учебники, почти все переводы. В 1722 был создан табель о рангах. Степан Яворский и ДМ ростовский Были приглашены Петром с Украины, чтобы пропагандировать реформы. Стефан- рязанский митрополит, ректор СГЛ академии, глава святейшего синода. Силлабические стихи и полемические произведения. Дмитрий Ростовский был назначен ростовским митрополитом
    Обоим не нравилась разгульная жизнь П и они время от времени пытались наставить его на путь истинный. Это заставило П приблизить к себе Ф Прокоповича.

  9. Русская литература XVIII века, как и многие другие явления культуры в России того времени, прошла большой и сложный путь интенсивного развития. Она связана с лучшими традициями древ­нерусской литературы: ее патриотизмом, опорой на народное твор­чество, растущим интересом к человеческой личности, обличитель­ной направленностью. Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — все это нашло отраже­ние в литературе того времени. Ведущим литературным направле­нием XVIII века стал классицизм.
    Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литера­турное направление, сложившееся в европейской литературе XVII века и появившееся в России в XVIII веке. Оно обратилось к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для него характерна гражданская проблематика и воспитательные задачи. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха, а воспитание гражданина считалось главной задачей. Поэтому ос­новной конфликт в произведениях классицизма — конфликт меж­ду долгом и чувством. Эстетика классицизма базируется на прин­ципе рациональности и строгой нормативности (иерархия жанров, четкая сюжетно-композиционная организация, деление героев на положительных и отрицательных, схематизм в их обрисовке и т.д.).
    Классицизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности. Русский классицизм был тесно связан с идея­ми европейского Просвещения о необходимости справедливых зако­нов, образования, признания ценности человеческой личности, раз­вития науки и философии, раскрывающих тайны мироздания. При этом решающая роль в преобразовании государства на такого рода основах отводилась просвещенному монарху, идеал которого русские классицисты видели в Петре I. Но в современности такую личность они не находили, потому большое значение в их произведениях при­давалось общественному и нравственному воспитанию самодержцев: объяснению их обязанностей по отношению к поданным, напомина­нию о долге перед государством и т.д. С другой стороны, негативные явления российской действительности этой эпохи подвергались са­тирическому осмеянию и разоблачению, что еще более усиливало связь русского классицизма с современностью и придавало ему сати­рическую заостренность. В отличие от европейского русский класси­цизм более тесно связан с народными традициями и устным народ­ным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности. Идеал русских классицистов — гражданин и патри­от, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать ак­тивной творческой личностью, бороться с общественными пороками и во имя долга отказаться от личного счастья.

  10. Сочинения по творчеству одного из писателей 18 века.

    Ответы:

    Литература XVIII века В русской литературе XVIII века отразились измене­ния в общественной жизни России, которые связаны с деятельностью Петра I. В этот период начинают изда­вать больше книг научного и публицистического содер­жания. В русский язык входят многие иностранные слова, которые обозначали новые для русских людей понятия. Одновременно по указанию царя книги начи­нают писать не на церковнославянском, а на общеупот­ребительном русском языке. Многие жанры литературы XVIII века были заим­ствованы из XVII века: драма, повесть и виршевая по­эзия. Однако новые условия жизни порождают и новый образ литературного героя, поэтому форма и язык про­изведений, написанных в этих жанрах, также меняют­ся в соответствии с требованиями времени. Появляются и новые жанры, например, любовная лирика. В середине XVIII века русская литература испытала сильное влияние классицизма — литературного направ­ления, сложившегося в Западной Европе и взявшего об­разцами произведения античной Греции и Рима. В соответствии с традициями классицизма сущест­вуют «высокие» и «низкие» жанры литературы. К пер­вым относились трагедии, оды и поэмы, ко вторым — комедии, сатиры и басни. Произведения каждого жан­ра создавались в соответствии с четкими принципами, смещение жанров не допускалось. Произведения «высоких» жанров писались возвы­шенным языком, в них разрабатывался определенный круг тем, которые отражали значимые события из исто­рии и мифологии, а героями могли быть только прави­тели, прославленные исторические деятели и легендар­ные персонажи. В произведениях «низких» жанров допускался обыкновенный разговорный язык, сюжеты были более близки простому народу. Трагедия, которая в эпоху классицизма стала одним из распространенных жанров, должна была соответ­ствовать правилу «трех единств» : места, времени и дей­ствия. Основой сюжета трагедии всегда выступает столкновение сильной личности с непреодолимыми препятствиями, которые в античной мифологии оли­цетворяет Рок, Судьба. Трагедия обычно заканчивается гибелью главного героя, но сначала он проходит через испытания, в которых его личные чувства и желания вступают в противоречие с долгом. Согласно правилам жанра долг всегда побеждает. Характеры классической трагедии условны и являются олицетворением какой- либо определенной черты, либо положительной, либо отрицательной. Поэма является эпическим произведением, в кото­ром в поэтической форме рассказывается о важном со­бытии из жизни царей или героев. Ода — это торжественное поэтическое произведе­ние, которое восхваляет царей или полководцев, либо создается в честь победы над врагами. Русский классицизм, хотя следовал основным пра­вилам этого литературного направления, все же имел ряд особенностей. Во-первых, в произведениях русских классицистов чувствуется тесная связь с современной действительностью. Во-вторых, в русском классицизме значительное место принадлежит такому жанру, как сатира. В-третьих, многие произведения русских писа­телей XVIII века создавались на основе отечественных сюжетов, что свидетельствует об интересе к родной ис­тории.

  11. Литература в XVIII веке
    Основным направлением в литературе XVIII в. стал клас­сицизм (от лат. classicus — образцовый). Этот стиль
    развился в результате творческого освоения форм, композиций и образ­цов искусства античного мира и эпохи Возрождения. Худож­ник, по мысли
    основоположников классицизма, постигает действительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не конкретного человека с его страстями, а тип’ человека, миф, словом, вечное во временном, идеальное в реальном. Если это герой — то без
    недостатков, если персонаж сатирический — то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения «вы­сокого» и «низкого», а потому между жанрами (например, трагедией и комедией) устанавливались границы, которые не нарушались.
    Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде.
    Со­здателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломо­носов, трагедии — А. П. Сумароков. В одах
    соединялись ли­рика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы «учить» их. Русские трагедии, как правило, писались не
    на античном материале — их героями были дея­тели отечественной истории.
    С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направ­ление — сентиментализм. С ним появляются
    новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в раз­витии этого жанра принадлежит Н. М.
    Карамзину (повесть «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). В ли­тературу вторгался новый взгляд на жизнь,
    возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво.
    Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограни­читься лишь механическим
    причислением их творчества к тому или иному направлению. У каждого художника — своя уникальная судьба…
    Антиож Камтемир (1708—1744)
    Русский писатель Антиох Кантемир был младшим сыном молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. Советник Петра 1, князь Дмитрий
    был известен также и как автор научных трудов («Описание Молдавии», «История возвышения и упадка От­томанской империи» и др.) По матери А. Кантемир был по­томком
    византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразо­ваниями Петра Великого, Антиох Кантемир возлагал
    все на­дежды на монархическую власть. В своих сатирах он высме­ивал «злонравных» дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять
    произведений («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных…», «О воспитании», «На
    человеческие злонравия вообще…» и др.). 1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его
    литературный талант. Он много пишет и переводит. Переведенная им книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров» была при Елизавете Петровне запрещена
    как «противная вере и нравственности». А.Кан­темир написал также религиозно-философское произведение «Письма о природе и человеке». Умер он молодым 31 марта 1744 г. в
    Париже и был погребен в московском Никольском греческом монастыре.
    В. К. Тредиаковский (1703—1768)
    Поэт и филолог Василий Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Образование
    получил в Сла­вяно-греко-латинской академии. В 1726 г. бежал за границу, в Голландию, позднее перебрался во Францию. В Сорбонне изучал богословие,
    математику и философию. В 1730 г. он вернулся в Россию, став одним из самых образованных людей своего времени и первым русским академиком. В том же году за
    счет своего покровителя, князя А. Б. Куракина, издал пер­вое печатное произведение— «Езда в остров любви», перевод старинной книги французского
    автора. Были там и стихи самого Тредиаковского. Издание сразу сделало его знамени­тым, модным поэтом. В 1733 г. В. К. Тредиаковскому поручено было в
    Академии наук «вычищать язык русской пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он
    начал, и трудиться совокупно с прочими… переводить с французского на русский язык все, что ему дается». По-разному относились к нему современники: одних он
    удивлял своей образованно­стью, знанием латинского, французского, итальянского язы­ков, красноречием, других поражал лакейством придворного поэта, способного
    на грубую лесть и самоунижение. При под­несении императрице Анне Иоанновне своих од Тредиаковский должен был ползти на коленях от самых дверей залы до трона… Поведение Тредиаковского, в самом деле, не всегда отличалось благородством, но и власть в эту пору не стеснялась
    собственной грубости и жестокости. Искренне преданный рус­ской словесности В. К. Тредиаковский был автором десятков томов переводов и блестящим знатоком
    теории европейской поэзии. В 40-х годах XVIII в., в елизаветинское время, поэ­тическую пальму
    первенства отобрали у него М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков.
    А. П. Сумароков (1718—1777)
    Среди предков Александра Петровича Сумарокова, поэта и театрального деятеля, известен Иван Богданович,
    который спас на охоте царя Алексея Михайловича от медведя, за что получил прозвище Орел. Его родной племянник — отец поэта Петр Панкратьевич дослужился до чина
    действительного статского советника и был по меркам того времени человеком широко образованным. В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в «ры­царскую академию»
    — Сухопутный шляхетский корпус. Здесь оказалось так много любителей русской словесности, что было даже организовано «общество»: в свободное время кадеты чи­тали
    друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся французскими песенками, по их об­разцу стал сочинять русские. Песни его дошли
    до император­ского двора, их исполняли в аристократических салонах. Одно из наиболее зрелых произведений этой поры — поэтическое послание А. П. Сумарокова
    к своему товарищу М. М. Хераско­ву. В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедию А. П. Сумарокова «Хорев». Герои ее — киевский князь Кий, его брат и
    наследник престола Хорев, Оснельда, дочь бывшего киевского князя Завлоха, боярин Сталверх. Все они — люди благородные, исполненные чувства долга.
    Отрицательные пер­сонажи — весь «подлый народ». Хорев и Оснельда любят друг друга, но их брак невозможен из-за вражды Кия и Завлоха. В конце трагедии
    влюбленные гибнут. Обращение к отечест­венной истории было, конечно, достаточно формальным: пер­вые русские трагедии подражали французским образцам. Ели­завета
    Петровна узнала о постановке — и спектакль был повторен уже при императорском дворе.
    А. П. Сумароков писал не только трагедии («Пустынник» (1757); «Ярополк и Димиза» (1758) и др.), но и комедии.
    Одна из лучших — «Опекун», поставленная в 1768 г. Прототипом главного действующего лица, ростовщика Чужехватова, стал зять автора. Поэт так описал
    его в прошении, поданном им­ператрице: «Человек праздный, прибытко- жадный, непросве­щенный и кроме часовника ничего не читавший… Науки он называет
    календарем, стихотворство лихою болестью, воспи­тательный дом непристойным именем». У Сумарокова был тяжелый, крайне неуживчивый характер, необузданный
    нрав. Он мог, например, яростно обругать человека, помешавшего ему писать, а однажды в бешенстве погнался за слугой с обнаженной шпагой и не заметил, как
    оказался… в пруду. Естественно, что почти со всеми родственниками он был в ссоре. Сама Екатерина II вынуждена была однажды вмешаться в отношения поэта с
    матерью.
    Одним из первых Сумароков воспользовался реальной сво­бодой печати, появившейся с восшествием на престол
    Екате­рины II. Он публично изложил свои мысли об идеальном ус­тройстве общества: «Сделать русских крепостных людей вольными нельзя… будет ужасное
    несогласие между помещи­ками и крестьянами, ради усмирения которых потребны мно­гие полки; и непрестанная будет в государстве междоусобная брань… А это
    примечено, что помещики крестьян, а крестьяне помещиков очень любят, а наш низкий народ никаких бла­городных чувствий еще не имеет».
    Екатерина II с раздражением написала на полях рукописи А. П. Сумарокова: «Господин Сумароков хороший поэт,
    но слишком скоро думает, чтобы быть хорошим законодавцом, он связи довольной в мыслях не имеет».
    Сумароков дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи.
    Его перу принадлежали также философские и математические тру­ды. Последние годы он провел в Москве. Слава его увядала. Желчный поэт имел много врагов, и они
    ему мстили. Сума­роков жаловался Г. А. Потемкину: «Я человек. У меня пылали и пылают страсти. А у гонителей моих ледяные перья при­казные: им любо будет,
    если я умру с голода или с холода». Преследуемый, несчастный поэт пристрастился к спиртному, что и ускорило его смерть.
    Д. И. Фонвизин (1745—1792)
    Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы,—
    писал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине». И в самом деле, «друг свободы» острее, чем кто-либо в конце XVIII в., чувст­вовал историческое
    зло — отсутствие в России «государствен­ных законов». А потому — пророчески писал: «Где… произвол одного есть закон верховный, там прочная общая связь и
    существовать не может; тамо есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан, нет того политического тела, которого члены соединялись бы
    узлом взаимных прав и обя­занностей ».
    Д. И. Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 г. (по другим сведениям — 1744 г.). Отец его, служивший в
    Ревизл-он-коллегии и вышедший в отставку в 1762 г., был замеча­тельный человек, бескорыстный, честный, о котором сын вспо­минал с теплотой и гордостью: «В
    передних тогдашних знатных вельмож никто его не видывал». Некоторые его черты нашли воплощение в положительных героях писателя.
    В 1762 г. Фонвизин закончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в коллегию
    Иностранных дел. С 1769 г. он — один из секретарей графа Н. И. Панина.
    В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится изве­стным писателем. Славу ему принесла комедия «Бригадир». Ее
    действующие лиц — дворяне. Комедийный конфликт, ка­залось бы, традиционен: благовоспитанной девушке навязы­вают в женихи несимпатичного и
    неумного Иванушку. Он, только что побывавший в Париже, с презрением относится ко всему, что видит у себя дома: «Всякий, кто был в Париже, имеет уже право,
    говоря про русских, не включать себя в число тех, затем, что он уже стал более француз, нежели русский». Успех «Бригадира» был оглушительным. Н. И. Па­нин
    говорил про героиню комедии Акулину Тимофеевну: «Ког­да он (Д. И. Фонвизин) роль ее читает, то я самое ее вижу и слышу». В
    русской литературе рождался  новый — подлин­ный — характер героев.
    В 1787 г. Д. И. Фонвизин побывал во Франции. Восхи­щенный
    развитием в этой стране «фабрик и мануфак­тур», театрального драматиче­ского искусства, писатель раз­глядел и другое: «Первое право каждого француза есть
    вольность; но истинное насто­ящее его состояние есть раб­ство, ибо бедный человек не может снискивать своего про­питания иначе, как рабскою работою, а
    если захочет поль­зоваться драгоценною своею вольностью, то должен будет умереть с голоду».
    В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства. В
    забвении дво­рянством собственного долга перед страной он видел корень всех общественных бед. В 1783 г. писатель обращался к Ека­терине II: «Мне случилось
    по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие… Я видел от почтеннейших
    предков презритель­ных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце».
    Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонви­зина— комедия
    «Недоросль».
    «Эта комедия — бесподобное зеркало»,— писал о «Недорос­ле» В. О. Ключевский. И добавлял: «Комедия не лиц, а по­ложений». Почему же литературное
    произведение XVIII века вызвало столетие спустя жгучий интерес великого историка? «Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отно­шений… Эти
    герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком
    благоустроенном обществе: автор взял их на время для показа из-под полицейского над­зора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника
    Правдина…»,— писал историк.
    Что же объясняет нам «Недоросль» своими художествен­ными образами, как помогает понять XVIII век? Когда госпоже
    Простаковой захотелось высечь свою дворню, всех слуг, ей заметили, что никто не волен тиранствовать. И вот тогда из глубины простаковской души вырвалось
    знаменательное воз­ражение: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан указ о вольности дворянства?»
    В этих словах — исторический смысл комедии. Простакова — «мастерица толковать указы» — хотела сказать: суще­ствует
    закон, оправдывающий ее беззаконие.
    Многие дворяне, не привыкшие к самостоятельной ответ­ственности, поняли подписанный Петром III указ как
    осво­бождение от всех обязанностей и получение новых прав по отношению к крепостным. «Значительная часть дворянства в прошлом столетии не понимала
    исторически сложившегося положения своего сословия, и недоросль, фонвизинский недо­росль Митрофан, был жертвой этого непонимания»,— писал В. О. Ключевский.
    Комедия Д. И. Фонвизина отразила момент перелома в положении русского дворянства. Оно освобождалось от рабской привязанности к государству, но еще с
    трудом привыкало к мысли о гражданской ответственности.
    Дворянству предстояло освоить новую роль — хозяина на земле, рачительного, доброго, бережливого, сознающего
    свой долг, свои права и обязанности. Только постигнув эти азы свободы и вольности, можно было искупить «исторический грех» обладания крепостными
    «душами». В ту осень 1782 г., когда актеры впервые смешили публику, представляя на сцене Митрофанушку и госпожу Простакову, произошло знамена­тельное событие:
    был открыт памятник Петру Первому. Если бы дворяне учились, как того хотел великий преобразователь, то Фонвизин написал бы оду. Вышла же комедия. Писатель
    из своего XVIII века как бы предупреждал грядущие поколе­ния дворян: «комедия» может кончиться настоящей драмой…
    А.Н.Радищев (1749—1802)
    Александр Николаевич Радищев родился в Москве, детство провел в саратовском име­нии. Богатейшим помещи­кам
    Радищевым принадле­жали тысячи крепостных душ. Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дво­рам, измазав сажей и грязью,—
    помнили,   что хозяева добрые. В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами
    его отправляют в Лейпциг учиться, а в 1771 г. 22-летний Ради­щев возвращается в Рос­сию и становится прото­колистом Сената. По долгу службы ему приходилось
    иметь дело со множеством судебных документов. В 1775 г., выйдя в отставку в чине секунд-майора, он женится на Анне Василь­евне Рубановой (у них
    родится четверо детей). В 1777 г. Ра­дищев — на гражданской службе в Петербургской таможне в чине коллежского асессора. Служил, по-видимому,
    успешно: был награжден орденом, а в 1780 г. получил повышение — стал помощником управляющего таможней. А тем временем уже сочинялись первые главы «Путешествия
    из Петербурга в Мо­скву». 22 июля 1789 г. — через несколько недель после начала Великой Французской революции — петербургский обер-поли­цмейстер разрешает
    публикацию книги А. Н. Радищева. В январе -1790 г. книга была набрана в домашней типографии писателя. В конце мая — начале июня она выходит тиражом
    около 600 экземпляров. На титульном листе нет имени автора. Эпиграф — «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» — символизировал ненавистное крепостное
    право и был взят Радищевым из поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахи-да». В поэме чудище было «тризевно» (с тремя глотками). У Радищева— «стозевно».
    25 июня 1790 г. экземпляр «Путешествия…» был на столе у Екатерины II.
    После смерти Екатерины II А. Н. Радищев был переведен в ссылку в Калугу, и лишь Александр 1 в 1801 — 1802 гг.
    амнистировал его и разрешил вернуться в Петербург…
    Еще в Сибири, в Илимском остроге, Радищев узнает о событиях Французской революции, о казни королевской
    четы, о страшной якобинской диктатуре, унесшей тысячи жизней, о взаимном истреблении якобинцами друг друга, о реакции, наконец — о появлении нового
    деспота, Наполеона. Ему ре­волюция виделась иной… Наступило жестокое разочарование: «Из мучительства рождается вольность, из вольности рабство».
    При императоре Александре 1 недавний ссыльный стано­вится важной персоной, участвует в разработке законов
    им­перии — и тем не менее внешнее благополучие отравлено тяж­кими сомнениями. Писатель не выдерживает их — кончает жизнь самоубийством. Чем объяснить его
    решение? В рево­люции он разочаровался, в мирном просветительстве не видел смысла, светский круг, в его представлении сплошь крепост­нический, был ему
    ненавистен.
    Писатель ушел из жизни, а книга, из 600 экземпляров которой уцелели от сожжения лишь 26,— стала бессмертной.
    Г. Р. Державин (1743—1816)
    Знаменитейший русский поэт конца XVIII в.  Гаврила Романович Державин родился в Ка­зани
    в семье армейского офицера. В детстве он был хилым, слабым, но зато отличался «чрезвычайной к наукам склонностью». В II лет он потерял отца. Его мать,
    оставшаяся с детьми без средств к существованию, вынуждена была, по была, по воспоминани­ям поэта, «ходить по судьям, стоять у них в
    передних у дверей по нескольку часов… но когда выходили, не хо­тел никто выслушать ее порядочно, но все с же­стокосердием ее прохо­дили мимо, и она дол­жна
    была ни с чем возвращаться домой». Мальчик на всю жизнь запомнил эти униже­ния. В 1759 г. Держа­вин все же поступил в Казани в гимназию. Хотя
    учили в ней плохо, будущий великий поэт усовершенствовался   в немецком языке, при­страстился к
    рисованию и черчению, научился танцевать и фехтовать. Недостатки образования он восполнял чтением.
    В 1762 г. Г. Р. Державин поступает на военную службу. Она оставила в его душе горестные воспоминания.
    Тяжелая черная работа отупляла, кутежи казались единственной отдушиной. Державин, натура увлекающаяся, пристрастился к азартным играм и однажды
    проиграл в карты деньги, присланные ма­терью на покупку имения. Державин писал о себе в воспоми­наниях в третьем лице: «Ездил, так сказать, с отчаяния, день и
    ночь по трактирам, искать игры. Спознакомился с игроками, или, лучше, с прикрытыми благопристойными поступками и одеждою разбойниками; у них научился
    заговорам, как но­вичков заводить в игру, подборам карт, подделкам и всяким игрецким мошенничествам». Правда, до «коварного предатель­ства» не опускался.
    На помощь нравственно чистой натуре Державина пришла возвышавшая душу поэзия: «Если же и случалось, что не на что не токмо играть, но и жить, то запершись
    дома, ел хлеб с водою и марал стихи при слабом иногда свете полушечной сальной свечки или при сиянии сол­нечном сквозь щелки затворенных ставней». «Марать»
    начал он еще в гимназии. В казарме волей-неволей пришлось забыть и о науках, но иногда он все же умудрялся читать случайно добытые русские и немецкие книги.
    После десятилетней солдатской службы Г. Р. Державин был произведен в офицеры и в’ 1773 г. лично явился к
    генералу А. И. Бибикову, командующему войсками, посланными по­давлять восстание Пугачева, с просьбой взять его с собой в Казань. В последующие четыре года
    службы Державин про­явил себя находчивым, сообразительным офицером и сумел обратить на себя внимание начальства. Во время пугачевского восстания
    оренбургское имение Державина сильно пострадало: две недели в нем находился на постое обоз в 40 тыс. телег, везший в армию провиант. Солдаты «разорили
    крестьян до основания». Тяжких трудов стоило Державину добиться хоть какой-то компенсации.
    В 1777 г. «по неспособности» к военной службе он «выпу­скался в штатную» службу с пожалованием 300 душ в Бело­руссии.
    Державин имел все основания считать себя обиженным. Гораздо удачливее оказался он в картах и в любви. В 1775 г., «имея в кармане всего 50 рублей», выиграл 40
    000 руб., а в 1778 г. женился на любимой девушке и был счастлив в браке.
    Публикуя свои первые поэтические произведения, Г. Р. Дер­жавин признавался, что «в выражении и слоге старался
    под­ражать Ломоносову, но так как не имел его таланта, то это и не удавалось».
    Державин точно определил время своего творческого пере­рождения: «Не хотел парить, но не мог постоянно
    выдерживать изящным подбором слов, свойственных одному Ломоносову, великолепия и пышности речи. Поэтому с 1779 г. избрал я совершенно особый путь». Путь этот
    действительно особый — державинский. Первые оды, написанные после 1779 г., отли­чались небывалой в русской поэзии звучностью стиха, силой поэтического выражения.
    «Фелица», опубликованная в 1783 г., вызвала настоящий восторг читателей. Это произведение было ново и по форме,
    и по содержанию. Прежние высокопарные оды стали уже «докучать» всем, их «бумажный гром» раздражал. В «Фелице» читатель встретил живую поэзию,
    пронизанную жизненными реалиями, которые без труда угадывались. Название оды свя­зано со «Сказкой о царевиче Хлоре» — нравоучительной ал­легорией, которую
    сама императрица написала для внука — Александра Павловича. Героиня сказки — дочь киргизского хана Фелица, помогает царевичу найти розу без шипов. Но разве
    такое бывает? Да, роза без шипов — это добродетель.
    Читатель угадывал намеки поэта и на придворных: «Скачу к портному по кафтан» — характерное времяпрепровождение
    Г. А. Потемкина; «Езжу на охоту/И забавляюсь лаем псов» — характеристика П. И. Панина; «Я тешусь по ночам рогами» — музыку охотничьих рожков ввел в моду
    обер-егермейстер С. К. Нарышкин; «Полкана и Бову читаю» — это про непос­редственного начальника Державина князя Вяземского, кото­рый забавлялся тем, что заставлял
    подчиненных читать ему вслух лубочные романы…
    Друзья Державина отговаривали его печатать столь дерзкую оду, но Екатерине II она понравилась. Более того,
    императрица с ехидством дарила «Фелицу» своим приближенным, подчер­кивая те места, которые относились к грешкам получателя.
    В 1784 г. Г. Р. Державин, испортив отношения с начальст­вом в Сенате, вынужден был выйти в отставку. Но в
    том же году был назначен олонецким губернатором. Не ужившись с наместником края, он был переведен губернатором в Тамбов — и тут испортил отношения с
    наместником! Поэт-губернатор оказался даже под судом. Началось долгое разбирательство. Державин прибыл в Петербург «доказать императрице и го­сударству,
    что он способен к делам, неповинен руками, чист сердцем и верен в возложенных на него должностях». Держа­вину передали, что императрица не может обвинить
    автора хФелицы»,— ему приказано было явиться ко двору. Державин писал о себе в третьем лице: «Удостоясь с благоволением ло­бызать руку монархини и обедав с
    нею за одним столом, он размышлял сам себе, что он такое: виноват или не виноват? в службе или не в службе?» Более двух лет поэт, жаждавший
    государственной деятельности, ждал ответа и, не теряя вре­мени, писал оды. Одну из них — «Изображение Фелицы» (1789) — он вновь посвятил Екатерине. Столь же
    большой успех имела ода «На взятие Измаила». Теперь многие царе­дворцы мечтали, чтобы Державин посвятил им «похвальные стихи». В 1791 г. поэт был назначен
    статс-секретарем Екате­рины II.
    Это был знак особой милости. Но служба и на столь почетном поприще оказалась для Г. Р. Державина неудачной. Он
    вме­шивался в дела, боролся с бюрократией — «канцелярской крючкотворной дружиной», а от него ждали совсем не этого. Екатерина II не раз намекала, что
    ему следует писать нечто «в роде оды Фелицы». Но поэт не обнаруживал прилива чувств, вдохновения. «Охладел духом»,— писал он о себе. Может быть, потому, что
    Державин ближе узнал двор и видел теперь Ека­терину II в ином свете? Императрица тоже охладела к поэту, удалив от себя и назначив сенатором.
    Державин и в Сенате со всеми перессорился: жить «как все» мешали упорство, усер­дие, служебное рвение. Даже по воскресным дням он ездил в Сенат.
    В 1796 г. (после многих служебных неурядиц и личных драм) он написал, подражая оде Горация «К
    Мельпомене», стихотворение «Памятник».
    С вступлением на престол Павла 1 положение Г. Р. Держа­вина в целом не изменилось, несмотря на то что вначале он
    подвергся со стороны монарха гонению «за непристойный от­вет, государю учиненный». Продолжал служить Г. Р. Держа-» вин и при Александре 1, был даже
    министром юстиции (1802— 1803). Но дух преобразований он порицал и планам нового императора не сочувствовал. В 1807 г. окончательно выщел в отставку,
    после чего проводил время в основном в деревне Званке Новгородского уезда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *