Сочинение на тему писатели серебряного века

10 вариантов

  1. Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус, Николая Гумилева, Александра Блока, Владимира Маяковского и других поэтов восхищают изяществом формы, богатством содержания, глубиной чувств. Для меня серебряный век русской литературы – это прежде всего творчество Сергея Есенина.
    Известный русский поэт Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования. Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу. На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.
    Природа в поэзии Есенина не просто оживлена, она очеловечена. Например, в стихотворении «Буря» лес «охнул», ковыль «зашептался с эхом», река «ревёт сердито», а сама буря «плачет у окошка». Не менее прекрасна есенинская «Пороша», в которой «дремлет лес под сказку сна», а сосна сравнивается со старушкой, повязавшейся косынкой и опершейся на клюку. Описывая природу, поэт напоминает нам, что человек – ее частица. Так, в стихотворении «Звезды» автор обращается к небесным светилам, уверенный в том, что именно они владеют силой «знания жгучего» и скрывают что-то самое главное. Очаровывает известное произведение «Отговорила роща золотая», наполненное глубоким философским содержанием. Когда его читаешь, начинаешь понимать, что жизнь быстротечна и сравнить ее можно с рощей, которая «отговорила милым языком».
    Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце. Я снова и снова перечитываю лирические откровения поэта: «Руки милой – пара лебедей» – песнь о любви и гармонии, «Глупое сердце, не бейся!» – размышление о том, способно ли сердце на сильное чувство, «Заметался пожар голубой» – посвящение любимой женщине и многие другие, восхищаясь глубиной описываемых эмоций.

  2. Нет ничего удивительного в том, что в этот непростой переломный период русская земля стала рожать огромное количество выдающихся поэтов, настоящих творцов. В эти годы творили Блок, Гумилев, Соловьев, Гиппиус, Есенин, Ахматова, Цветаева, Белый, Дягилев, Бердяев, Брюсов, Маяковский и многие другие. Ощущение надвигающейся бури очень хорошо передал Блок в своем произведении «Возмездие». Творчество всех поэтов «серебряного века» содержит в себе нравственные искания и посыл к духовному совершенствованию личности в преддверии грядущих перемен.
    Именно в период «серебряного века» в русской литературе появляются такие направления, как символизм, футуризм и акмеизм. Поэты-символисты в основу своего творчества вложили образ-символ (Блок, Гиппиус). Сильнейшее влияние на них оказала философия Соловьева о вечной Женственности в качестве спасительного начала. В акмеизме же заложена наивысшая степень чего-либо (Мандельштам, Ахматова). Его приверженцы принимают реальный мир и возводят в абсолют простые, обыденные вещи. Самым эпатажным из этих направлений считается футуризм (Маяковский). Это неоднозначное и очень интересное направление.
    «Серебряный век», несомненно, обогатил русскую литературу. Он подарил миру массу бессмертных имен, произведения которых звучат до сих пор и все так же трогают сердца. Для себя я тоже нашел в этой эпохе поэтов, творчество которых оказалось мне близко.

  3. Велимир Хлебников
    (Виктор Владимирович Хлебников)
    28.X. (09.XI.)1885—28.VI.1922
    Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет «своим учителем»), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет «баню» Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты.
    В 1910—1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма «Журавль», стихотворение «Мария Вечора», пьеса «Маркиза Дезес». В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами «Учитель и ученик». Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы «Сельская очарованность», «Жуть лесная» и др., пьеса «Ошибка смерти». Выходят книги «Ряв! Перчатки. 1908 — 1914», «Творения» (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство «пространства-времени». О. Мандельштам писал: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…» В 1920 живет в Харькове, много пишет: «Война в мышеловке», «Ладомир», «Три сестры», «Царапина по небу» и др. В городском театре Харькова происходит «шутовское» избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.
    Творчество В. Хлебникова распадается на три части: теоретические исследования в области стиля и иллюстрации к ним, поэтическое творчество и шуточные стихи. К сожалению, границы между ними проведены крайне небрежно, и часто прекрасное стихотворение портится примесью неожиданной и неловкой шутки или еще далеко не продуманными словообразованиями.

    Очень чувствуя корни слов, Виктор Хлебников намеренно пренебрегает флексиями, иногда отбрасывая их совсем, иногда изменяя до неузнаваемости. Он верит, что каждая гласная заключает в себе не только действие, но и его направление: таким образом, бык — тот, кто ударяет, бок — то, во что ударяют; бобр — то, за чем охотятся, бабр (тигр) — тот, кто охотится и т. д.
    Взяв корень слова и приставляя к нему произвольные флексии, он создает новые слова. Так, от корня “сме” он производит “смехачи”, “смеево”, “смеюнчи-ки”, “смеянствовать” и т. д.
    Как поэт, Виктор Хлебников заклинательно любит – природу. Он никогда не доволен тем, что есть. Его олень превращается в плотоядного зверя, он видит, как на “вернисаже” оживают мертвые птицы на шляпах дам, как c людей спадают одежды и превращаются – шерстяные в овец, льняные в голубые цветочки льна.
    Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.
    Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом – не просто “русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собой разумеющееся: начало века в России – время бурного развития еврейской литературы, как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке. Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет в себе универсализм, соединяя в себе национальное русское православие и национальный практикуляризм евреев.
    Посох мой, моя свобода –
    Сердцевина бытия,
    Скоро ль истиной народа
    Станет истина моя?
    Я земле не поклонился
    Прежде, чем себя нашел;
    Посох взял, развеселился
    И в далекий Рим пошел.
    А снега на черных пашнях
    Не растают никогда,
    И печаль моих домашних
    Мне по-прежнему чужда.
    Первая русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В этот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.
    Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся в глаза: у него нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.
    Есть целомудренные чары –
    Высокий лад, глубокий мир,
    Далеко от эфирных лир
    Мной установленные лары.
    У тщательно обмытых ниш
    В часы внимательных закатов
    Я слушаю моих пенатов
    Всегда восторженную тишь.
    Начало первой мировой войны – рубеж времен:
    Век мой, зверь мой, кто сумеет
    Заглянуть в твои зрачки
    И своею кровью склеит
    Двух столетий позвонки?
    Мандельштам отмечает, что прошло время окончательного прощания с Россией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россией европейской, классической, архитектурной. Но перед своим концом именно обреченное “величие”,именно “исторические формы и идеи” обступают ум поэта. В их внутренней опустошенности он должен убедиться – не из внешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”, вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некий каталог. В мандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своем качестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, что она, распяв Христа, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим и гибнущим Иерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство – это черный и желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мир державный” (цвета российского императорского штандарта).
    Самым значительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года было стихотворение “Сумерки свободы”. Его очень трудно подвести под рубрику “принятия” или “непринятия” революции в тривиальном смысле, но тема отчания звучит в нем очень громко:
    Прославим, братья, сумерки свободы,
    Великий сумеречный год!
    В кипящие ночные воды
    Опущен грузный лес тенет.
    Восходишь ты в глухие годы, –
    О, солнце, судия, народ.
    Прославим роковое бремя,
    Которое в слезах народный вождь берет.
    Прославим власти сумрачное бремя,
    Ее невыносимый гнет.
    В ком сердце есть – тот должен слышать, время,
    Как твой корабль ко дну идет.
    Мы в легионы боевые
    Связали ласточек – и вот
    Не видно солнца; вся стихия
    Щебечет, движется, живет;
    Сквозь сети – сумерки густые –
    Не видно солнца, и земля плывет.
    Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
    Скрипучий поворот руля.
    Земля плывет. Мужайтесь, мужи.
    Как плугом, океан деля,
    Мы будем помнить и в летейской стуже,
    Что десяти небес нам стоила земля.
    В этом докладе я старался рассказать о наиболее интересных писателях и их произведениях. Я намеренно выбрал писателей не столь знаменитых как например: И. Бунин и Н. Гумилев, А. Блок и В. Маяковский, С. Есенин и А. Ахматова, А. Куприн. Но ни чуть не менее гениальных и известных в свое время.

  4. (Анна Ахматова)
    Тематика акмеизма полностью соответствовала этим принципам, основными были: тема земной красоты, тема духовного мира человека (его переживаний, чувств, эмоций). Акмеисты нередко обращались к библейским и мифологическим образам и сюжетам.
    (Владимир Маяковский)
    Следующее течение – футуризм – особенно полюбилось современникам. Это было авангардное направление, которое заявляло: «Границ не существует!» Основными образами футуризма были образ своего высшего «я», мотив поклонения разрушению, образ презренной буржуазии и образ человека тонкой душевной организации. Поскольку футуризм тяготел к живописи, то поэты (Маяковский, Северянин, Хлебников, Крученых, Каменский) придавали большое значение форме: появлялись авторские неологизмы, устаревшая система построения фраз и рифмы жестко критиковались.
    (Сергей Есенин)
    Новокрестьянская поэзия в качестве направления заняла одну из лидирующих позиций в литературе Серебряного века. Поэты этого направления (Есенин, Клюев, Клычков) особое внимание уделяли образам и тематике, а именно теме деревенской России, образу матери-природы, фольклорным образам и мотивам.
    Серебряный век русской поэзии по праву можно назвать выразительным и ослепительным временем. Этот период подарил литературе чувственного, смелого и яркого лирического героя в условиях неспокойной атмосферы. На поэзию Серебряного века оказали большое внимание революция, война, кризис личности. Поэзия этого времени неординарная, непредсказуемая, главный образ Серебряного века – человек, лишившийся всего, но с гордо поднятой головой преодолевающий невзгоды.

  5. Доклад:
    Любимые
    писатели “Серебряного
    века” и их
    произведения”.

    Преподаватель:
    Помаз Н. Б.
    Студент:
    Мостяев Н.И.
    (гр. 19ПВ-901П)
    МГКИП
    г. Москва
    2002г.

    “Серебреный
    век” – большинством
    читателей
    воспринимается
    как метафора,
    обозначающая
    хороших, любимых
    писателей
    начала XX
    века. В зависимости
    от личного
    вкуса здесь
    могут оказаться
    А. Блок и В. Маяковский,
    Д. Мережковский
    и И. Бунин, Н.
    Гумилев и С.
    Есенин, А. Ахматова
    и А. Крученых,
    Ф. Сологуб и А.
    Куприн.
    “Школьное
    литературоведение”
    для полноты
    картины добавляют
    и названный
    список М. Горького
    и целый ряд
    писателей
    “знаньевцев”
    (художников,
    группировавшихся
    вокруг горьковского
    издательства
    “Знание”).
    При
    таком понимании
    серебряный
    век становится
    синонимом давно
    существующего
    и гораздо более
    научного понятия
    “литература
    конца XIX
    – начала XX
    века”.
    Поэзию
    серебряного
    века можно
    разделить на
    несколько
    основных течении
    такие как: Символизм.
    (Д. Мережковский,
    К.
    Бальмонт, В.
    Брюсов, Ф. Сологуб,
    А. Блок, А. Белый),
    Предакмеизм.
    Акмеизм
    .(М.
    Кузьмин,
    Н. Гумилев,
    А.
    Ахматова, О.
    Мандельштам),
    Крестьянская
    литература
    (Н. Клюев, С. Есенин)
    футуристы
    серебряного
    века
    (И.
    Северянин, В.
    Хлебников)
    Игорь
    Северянин (И.
    В. Лотарев 1887 –
    1941 )
    С
    1913 г. сборником
    “Громкокипящии
    кубок” (переиздавался
    до 1915 г. 9 раз) входит
    в большую литературу.
    За первой последовали
    другие книги
    поэзии: “Златолира”(1914),
    “Ананасы в
    шампанском
    ”(1915), “Victoria
    Regia”
    (1915), “Поэзоантракт”(1915),
    “Тост безответный”(1916).
    В эти годы И.
    Северянин стал
    модным “певцом”,
    но оценил это
    трезво, назвав
    “двусмысленной
    славой”.
    Поиски
    новых поэтических
    форм (важная
    часть эстетической
    программы) у
    И. Северянина
    тесно “увязаны”
    с городскими
    реалиями:
    Друзья!
    Но если в день
    убийственный

    Падет
    последний
    исполин,

    Тогда ваш
    нежный, ваш
    единственный,

    Я поведу
    вас на Берлин!

    В этих
    стихах поэт
    был таким, каким
    его хотела
    видеть публика.
    Он растворялся
    во вкусах
    определенного
    контингента
    любителей
    экстравагантной,
    экзальтированной
    поэзии, людей,
    отгораживающих
    себя от надвигающихся
    бурных событий.
    Характерное
    взаимовлияние:
    публика создавала
    Северянина,
    а тот формировал
    свою аудиторию,
    далеко не всегда
    заботясь о
    качестве своего
    поэтического
    воздействия.
    “… не я ли пел
    порок/Десятки
    лет…”, – напишет
    он в поэме “Солнечный
    дикарь” (1924), переоценив
    свое раннее
    творчество.
    Остроумно
    выражено неприятие
    мещанской
    действительности:
    “Блеск и звон
    карьеры – рубль,
    / А паспорт разума
    – диплом”.
    Эти
    мотивы сближали
    И. Северянина
    с кубофутуралистами.
    Однако сущность
    своего творчества
    он считал собственную
    фантазию –

    “мои капризы,
    мои волшебные
    сюрпризы”.
    Акцент был
    поставлен на
    “эго”, т.е. “Я”
    поэта. Отсюда
    пролилась струя
    его самовозвиличивания:
    ”Я – гений
    Северянин”;
    “Я выполнил
    свою задачу,
    литературу
    покорив”, что
    и вызвало многие
    нарекания
    современников.
    Слово
    “гений” относилось,
    однако, не столько
    к личности
    автора, который
    ощущал и свою
    слабость, сколько
    к нему как носителю
    “вселенской
    души”. Главный
    поиск – поиск
    естественной
    красоты:
    “Иду
    в природу, как
    в обитель”.
    Поэтому жизнь
    раскрыта им
    как “сиренью
    упованье”,
    ”гимн жасминовым
    ночам”, единенье
    с “весенней
    яблоней в нетающем
    снегу”.
    Лирический
    герой испытывает
    никому неведомое:
    ”Влекусь рекой,
    цвету сиренью,/Пылаю
    солнцем, льюсь
    луной …” А природа
    дарует свою
    тайну.
    Вот один
    из главных
    постулатов
    северянинской
    лирики: удивлять
    – неожиданным
    поворотам
    смысла, безграничными
    возможностями
    словообразования.
    И – постоянная
    претензия на
    оригинальность,
    хоть и всегда
    подкрепленная
    вкусом и стилистическим
    разнообразием:
    Не терпим
    мы дешевых
    копий,

    Их примелькавшихся
    тонов,

    И потрясающих
    утопий

    Мы ждем,
    как розовых
    слонов …

    Велимир
    Хлебников
    (Виктор
    Владимирович
    Хлебников)
    28.X.
    (09.XI.)1885—28.VI.1922
    Хлебников
    привлекал к
    себе внимание
    и вызывал интерес
    оригинальным
    складом личности,
    поражал мировоззрением
    и редкой для
    его возраста
    самостоятельностью
    взглядов. Знакомится
    с кругом столичных
    поэтов-модернистов
    (в том числе
    Гумилевым
    и Кузминым,
    которого называет
    «своим учителем»),
    посещает знаменитую
    в художественной
    жизни Петербурга
    тех лет «баню»
    Вяч.
    Иванова
    ,
    где собирались
    писатели, философы,
    художники,
    музыканты,
    артисты.
    В 1910—1914 были
    опубликованы
    его стихотворения,
    поэмы, драмы,
    проза, в том
    числе такие
    известные, как
    поэма «Журавль»,
    стихотворение
    «Мария Вечора»,
    пьеса «Маркиза
    Дезес». В Херсоне
    вышла первая
    брошюра поэта
    с математико-лингвистическими
    опытами «Учитель
    и ученик». Ученый
    и фантаст, поэт
    и публицист,
    он полностью
    поглощен творческим
    трудом. Написаны
    поэмы «Сельская
    очарованность»,
    «Жуть лесная»
    и др., пьеса «Ошибка
    смерти». Выходят
    книги «Ряв!
    Перчатки. 1908 —
    1914», «Творения»
    (Том 1). В 1916 вместе
    с Н. Асеевым
    выпустил декларацию
    «Труба марсиан»,
    в которой было
    сформулировано
    хлебниковское
    разделение
    человечества
    на «изобретателей»
    и «приобретателей».
    Главными героями
    его поэзии были
    Время и Слово,
    именно через
    Время, зафиксированное
    Словом и превращенное
    в пространственный
    фрагмент,
    осуществлялось
    для него философское
    единство
    «пространства-времени».
    О.
    Мандельштам

    писал: «Хлебников
    возится со
    словами, как
    крот, между тем
    он прорыл в
    земле ходы для
    будущего на
    целое столетие…»
    В 1920 живет в Харькове,
    много пишет:
    «Война в мышеловке»,
    «Ладомир», «Три
    сестры», «Царапина
    по небу» и др.
    В городском
    театре Харькова
    происходит
    «шутовское»
    избрание Хлебникова
    «Председателем
    Земного шара»,
    с участием
    Есенина
    и Мариенгофа.
    Творчество
    В. Хлебникова
    распадается
    на три части:
    теоретические
    исследования
    в области стиля
    и иллюстрации
    к ним, поэтическое
    творчество
    и шуточные
    стихи. К сожалению,
    границы между
    ними проведены
    крайне небрежно,
    и часто прекрасное
    стихотворение
    портится примесью
    неожиданной
    и неловкой
    шутки или еще
    далеко не
    продуманными
    словообразованиями.

    Очень
    чувствуя корни
    слов, Виктор
    Хлебников
    намеренно
    пренебрегает
    флексиями,
    иногда отбрасывая
    их совсем, иногда
    изменяя до
    неузнаваемости.
    Он верит, что
    каждая гласная
    заключает в
    себе не только
    действие, но
    и его направление:
    таким образом,
    бык — тот, кто
    ударяет, бок
    — то, во что ударяют;
    бобр — то, за чем
    охотятся, бабр
    (тигр) — тот, кто
    охотится и т.
    д.
    Взяв корень
    слова и приставляя
    к нему произвольные
    флексии, он
    создает новые
    слова. Так, от
    корня “сме”
    он производит
    “смехачи”,
    “смеево”, “смеюнчи-ки”,
    “смеянствовать”
    и т. д.
    Как
    поэт, Виктор
    Хлебников
    заклинательно
    любит – природу.
    Он никогда не
    доволен тем,
    что есть. Его
    олень превращается
    в плотоядного
    зверя, он видит,
    как на “вернисаже”
    оживают мертвые
    птицы на шляпах
    дам, как c людей
    спадают одежды
    и превращаются
    – шерстяные в
    овец, льняные
    в голубые цветочки
    льна.
    Осип
    Мандельштам
    родился в 1891 году
    в еврейской
    семье. От матери
    Мандельштам
    унаследовал,
    наряду с
    предрасположенностью
    к сердечным
    заболеваниям
    и музыкальностью,
    обостренное
    чувство звуков
    русского языка.
    Мандельштам
    будучи евреем
    избирает быть
    русским поэтом
    – не просто
    “русскоязычным”,
    а именно русским.
    И это решение
    не такое само
    собой разумеющееся:
    начало века
    в России – время
    бурного развития
    еврейской
    литературы,
    как на иврите
    и на идише, так,
    отчасти, и на
    русском языке.
    Соединяя в
    себе еврейство
    и Россию, мандельштамовская
    поэзия несет
    в себе универсализм,
    соединяя в себе
    национальное
    русское православие
    и национальный
    практикуляризм
    евреев.
    Посох
    мой, моя свобода

    Сердцевина
    бытия,
    Скоро
    ль истиной
    народа
    Станет
    истина моя?
    Я земле
    не поклонился
    Прежде,
    чем себя нашел;
    Посох
    взял, развеселился
    И в далекий
    Рим пошел.
    А снега
    на черных пашнях
    Не растают
    никогда,
    И печаль
    моих домашних
    Мне
    по-прежнему
    чужда.
    Первая
    русская революция
    и события,
    сопутствующие
    ей, для мандельштамовского
    поколения
    совпали со
    вступлением
    в жизнь. В этот
    период Мандельштама
    заинтересовала
    политика, но
    тогда, на переломе
    от отрочества
    к юности, он
    оставил политику
    ради поэзии.
    Мандельштам
    избегает слов,
    чересчур бросающихся
    в глаза: у него
    нет ни разгула
    изысканных
    архаизмов, как
    у Вячеслава
    Иванова, ни
    нагнетания
    вульгаризмов,
    как у Маяковского,
    ни обилия
    неологизмов,
    как у Цветаевой,
    ни наплыва
    бытовых оборотов
    и словечек, как
    у Пастернака.
    Есть
    целомудренные
    чары –
    Высокий
    лад, глубокий
    мир,
    Далеко
    от эфирных лир
    Мной
    установленные
    лары.
    У тщательно
    обмытых ниш
    В часы
    внимательных
    закатов
    Я слушаю
    моих пенатов
    Всегда
    восторженную
    тишь.
    Начало
    первой мировой
    войны – рубеж
    времен:
    Век мой,
    зверь мой, кто
    сумеет
    Заглянуть
    в твои зрачки
    И своею
    кровью склеит
    Двух
    столетий позвонки?
    Мандельштам
    отмечает, что
    прошло время
    окончательного
    прощания с
    Россией Александра
    (Александра
    Ш и Александра
    Пушкина), Россией
    европейской,
    классической,
    архитектурной.
    Но перед своим
    концом именно
    обреченное
    “величие”,именно
    “исторические
    формы и идеи”
    обступают ум
    поэта. В их
    внутренней
    опустошенности
    он должен убедиться
    – не из внешних
    событий, а из
    внутреннего
    опыта усилий
    сочувствовать
    “миру державному”,
    вчувствоваться
    в его строй. Он
    прощается с
    ним по-своему,
    перебирая
    старые мотивы,
    приводя их в
    порядок, составляя
    для них средствами
    поэзии некий
    каталог. В
    мандельштамовской
    системе шифров,
    обреченный
    Петербург,
    именно в своем
    качестве имперской
    столицы, эквивалентен
    той Иудее, о
    которой сказано,
    что она, распяв
    Христа, “окаменела”и
    связывается
    со святым
    богоотступническим
    и гибнущим
    Иерусалимом.
    Цвета, характеризующие
    базблагодатное
    иудейство – это
    черный и желтый.
    Так вот именно
    эти цвета
    характеризуют
    петербургский
    “мир державный”
    (цвета российского
    императорского
    штандарта).
    Самым
    значительным
    из откликов
    Мандельштама
    на революцию
    1917 года было
    стихотворение
    “Сумерки свободы”.
    Его очень трудно
    подвести под
    рубрику “принятия”
    или “непринятия”
    революции в
    тривиальном
    смысле, но тема
    отчания звучит
    в нем очень
    громко:
    Прославим,
    братья, сумерки
    свободы,
    Великий
    сумеречный
    год!
    В
    кипящие ночные
    воды
    Опущен
    грузный лес
    тенет.
    Восходишь
    ты в глухие
    годы, –
    О,
    солнце, судия,
    народ.
    Прославим
    роковое бремя,
    Которое
    в слезах народный
    вождь берет.
    Прославим
    власти сумрачное
    бремя,
    Ее
    невыносимый
    гнет.
    В
    ком сердце есть
    – тот должен
    слышать, время,
    Как
    твой корабль
    ко дну идет.
    Мы
    в легионы боевые
    Связали
    ласточек – и
    вот
    Не
    видно солнца;
    вся стихия
    Щебечет,
    движется, живет;
    Сквозь
    сети – сумерки
    густые –
    Не
    видно солнца,
    и земля плывет.
    Ну
    что ж, попробуем:
    огромный, неуклюжий,
    Скрипучий
    поворот руля.
    Земля
    плывет. Мужайтесь,
    мужи.
    Как
    плугом, океан
    деля,
    Мы
    будем помнить
    и в летейской
    стуже,
    Что
    десяти небес
    нам стоила
    земля.
    В
    этом докладе
    я старался
    рассказать
    о наиболее
    интересных
    писателях и
    их произведениях.
    Я намеренно
    выбрал писателей
    не столь знаменитых
    как например:
    И. Бунин
    и Н. Гумилев,
    А. Блок и В. Маяковский,
    С. Есенин и А.
    Ахматова, А.
    Куприн. Но ни
    чуть не менее
    гениальных
    и известных
    в свое время.

  6. Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX — начало XX века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала XX века. Золотой век — это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века. У Анны Ахматовой в «Поэме без героя» находим строки:
    И серебряный месяц ярко
    Над серебряным веком плыл.
    Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива. Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода. В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал: «Солнце наивного реализма закатилось». Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств. Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Поэты М. Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку. Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим «накалом», рождая сотни новых идей.
    Уже к концу XIX века громко заявили о себе поэты-символисты, которых позже стали именовать «старшими» символистами, — 3. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский. Позднее возникла группа поэтов «младосимволис- тов» — А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Образовалась группа поэтов-акмеистов — Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова и другие. Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский). Но при всей пес- гроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось «брожение умов» в предреволюционную эпоху. Это создавало совершенно новую среду для развития культуры.
    В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания. Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души. Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие «любовь» было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В. Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И. Стравинского, воссоздается русская сказка («Аленушка» В. Васнецова, «Леший» М. Врубеля).
    Валерий Брюсов в начале XX века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком. Началом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников «Русские символисты». Он восхищался поэзией французских символистов, что отразилось в сборниках «Шедевры», «Это — я», «Третья стража», «Городу и миру».
    Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы. В его стихах как живые предстают ассирийский царь
    Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов «Весы». Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как «Творчество», «Юному поэту».
    Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века. Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова «героем труда». В стихотворении «Работа» он сформулировал свой жизненные цели:
    Я хочу изведать тайны
    Жизни мудрой и простой.
    Все пути необычайны,
    Путь труда, как путь иной.
    Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов.
    Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений, в которых создал жестокий образ царя Николая II. Их тайно передавали из рук в руки, как листовки.
    Уже в первом сборнике «Под северным небом» стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность.
    Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него — символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:
    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
    И синий кругозор.
    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.
    И выси гор.
    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
    И пышный цвет долин.
    Я заключил миры. В едином взоре,
    Я властелин…
    В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы:
    Есть в русской природе усталая нежность,
    Безмолвная боль затаенной печали,
    Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
    Холодная высь, уходящие дали.
    Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:
    И сердце простило, но сердце застыло,
    И плачет, и плачет, и плачет невольно.
    Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

  7. ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА”
    ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ.
    “Серебряный век “русской поэзии — это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX — начала XX века. Оно дано было по аналогии с золотым веком — так называли начало XIX века, пушкинское время. О русской поэзии “серебряного века” существует обширная литература — о ней очень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т. ч. такие крупные ученые, как В.М. Жирмунский , В. Орлов, Л.К. Долгополов, продолжают писать М.Л. Гаспаров, Р.Д. Тименчик, Н.А. Богомолов и многие другие. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания — например, В. Маяковского ( “ На Парнасе серебряного века”), И Одоевцевой (“ На берегах Невы”) , трехтомные воспоминания А. Белого; издана книга “Воспоминания о серебряном веке”.
    Русская поэзия “серебряного века” создавалась в атмосфере общего культурного подъема как значительнейшая его часть . Характерно, что в одно и то же время в одной стране могли творить такие ярчайшие таланты, как А.Блок и В.Маяковский, А.Белый и В.Ходасевич. Этот список можно продолжать и продолжать. В истории мировой литературы это явление было уникальным.
    Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим связано возникновение символизма.
    Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядах поэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов. Одни из символистов, такие, как Н.Минский, Д.Мережковский, начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи “богостроительства” и “ религиозной общественности”. “Старшие символисты” резко отрицали окружающую действительность, говорили миру “нет”:
    Я действительности нашей не вижу,
    Я не знаю нашего века…
    (В.Я.Брюсов)
    Земная жизнь лишь “сон”, ” тень” Реальности противопоставлен мир мечты и творчества — мир, где личность обретает полную свободу:
    Есть одна только вечная заповедь — жить.
    В красоте, в красоте несмотря ни на что.
    (Д.Мережковский )
    Реальная жизнь изображается как безобразная, злая, скучная и бессмысленная. Особое внимание проявляли символисты к художественному новаторству — преобразованию значений поэтического слова, развитию ритмики, рифмы и т.д. “старшие символисты” еще не создают систему символов ; Они — импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие оттенки настроений, впечатлений. Слово как таковое для символистов утратило цену. Оно стало ценным только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.
    Новый период в истории русского символизма (1901— 1904) совпал с началом нового революционного подъема в России. Пессимистические настроения, навеянные эпохой реакции 1980-х — начала 1890-х гг. и философией А.Шопенгауэра, уступают место предчувствиям “неслыханных перемен”. На литературную арену выходят “младшие символисты” — последователи философа-идеалиста и поэта Вл.Соловьева., представлявшего, что старый мир на грани полной погибели, что в мир входит божественная Красота (Вечная Женственность, Душа Мира) , которая должна “спасти мир”, соединив небесное (божественное)начало жизни с земным, материальным, создать “царство божие на земле”:
    Знайте же: Вечная Женственность ныне
    В теле нетленном на землю идет.
    В свете немеркнущем новой богини
    Небо слилося с пучиною вод.
    (Вл.Соловьев)
    Особенно привлекают любовь , — эротика во всех ее проявлениях , начиная с чисто-земного сладострастия и кончая романтическим томлением о Прекрасной Даме, Госпоже, Вечной Женственности, Незнакомке… Эротизм неизбежно переплетен с мистическими переживаниями. Любят поэты-символисты и пейзаж ,но не как таковой , а опять-таки как средство , как средство выявить свое настроение .Поэтому так часто в их стихотворениях русская, томительно-грустная осень, когда нет солнца, а если есть, то с печальными блеклыми лучами, тихо шуршат падающие листья, все окутано дымкой чуть-чуть колышущегося тумана. Излюбленным мотивом “младших символистов” является город. Город — живое существо с особой формой, особым характером, зачастую это “город-Вампир” , “Спрут”, сатанинское наваждение, место безумия, ужаса ; город — символ бездушия и порока. (Блок,Сологуб, Белый, С.Соловьев, в значительной степени Брюсов) .
    Годы первой русской революции (1905-1907) вновь существенно изменяют лицо русского символизма. Большинство поэтов откликаются на революционные события. Блок создает образы людей нового, народного мира. В.Я. Брюсов пишет знаменитое стихотворение “Грядущие гунны”, где прославляет неизбежный конец старого мира, к которому, однако, причисляет и себя, и всех людей старой, умирающей культуры. Ф.К.Сологуб создает в годы революции книгу стихотворений “Родине” (1906), К.Д. Бальмонт — сборник “Песни мстителя”(1907), изданные в Париже и запрещенные в России, и т.д.
    Еще важнее то, что годы революции перестроили символическое художественное миропонимание. Если раньше Красота понималась как гармония, то теперь она связывается с хаосом борьбы, с народными стихиями. Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцвет “я” связан с жизнью народа. Изменяется и символика: ранее связанная в основном с христианской, античной, средневековой и романтической традицией, теперь она обращается к наследию древнего “общенародного” мифа ( В.И. Иванов), к русскому фольклору и славянской мифологии (А.Блок, М.М.Городецкий) Другим становится и настроение символа. Все большую роль в нем играют его земные значения: социальные, политические, исторические.
    К концу первого десятилетия XX века символизм ,как школа, приходит в упадок. Появляются отдельные произведения поэтов-символистов, но влияние его, как школы, утрачено. Все молодое, жизнеспособное, бодрое уже вне его. Символизм не дает уже новых имен.
    Символизм изжил себя самого и изживание это пошло по двум направлениям. С одной стороны, требование обязательной “мистики”, “раскрытия тайны”, “постижения” бесконечного в конечном привело к утрате подлинности поэзии; “религиозный и мистический пафос “корифеев символизма оказался подмененным своего рода мистическим трафаретом, шаблоном. С другой — увлечением “музыкальной основой” стиха привело к созданию поэзии, лишенной всякого логического смысла, в которой слово низведено до роли уже не музыкального звука, а жестяной, звенящей побрякушки.
    Соответственно с этим и реакция против символизма, а в последствии борьба с ним, шли по тем же двум основным линиям.
    С одной стороны, против идеологии символизма выступили “акмеисты” . С другой — в защиту слова, как такового, выступили так же враждебные символизму по идеологии “футуристы”.
    В 1912 г. среди множества стихов, опубликованных в петербургских журналах, читатель не мог не задержать внимания на таких, например, строчках:
    Я душу обрету иную,
    Все, что дразнило, уловя.
    Благословлю я золотую
    Дорогу к солнцу от червя.
    ( Н.С.Гумилев)
    И часы с кукушкой ночи рады,
    Все слышней их четкий разговор.
    В щелочку смотрю я: конокрады
    Зажигают под холмом костер.
    (А.А.Ахматова)
    Но я люблю на дюнах казино,
    Широкий вид в туманное окно
    И тонкий луч на скатерти измятой.
    (О.Э. Мандельштам)
    Эти трое поэтов, а так же С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич, В.И.Набурт в том же году назвали себя акмеистами (от греческого akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) . Приятие земного мира в его зримой конкретности, острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира, мысль о равноправии всего сущего — вот, что объединяло вту пору всех шестерых. Почти все они прошли ранее выучку у мастеров символизма, но в какой-то момент решили отвергнуть свойственные символистам устремленность к “мирам иным” и пренебрежение к земной, предметной реальности.
    Отличительной чертой поэзии акмеизма является ее вещественная реальность, предметность. Акмеизм полюбил вещи такой же страстной, беззаветной любовью, как символизм любил “соответствия”, мистику, тайну, Для него все в жизни было ясно. В значительной степени он был таким же эстетством, как и символизм и в этом отношении он, несомненно, находится с ним в преемственной связи, но эстетизм акмеизма уже иного порядка, чем эстетизм символизма.
    Акмеисты любили производить свою генеалогию от символиста Ин. Анненского и в этом они , несомненно, правы. Ин.Анненский стоял особняком среди символистов. Отдав дань раннему декадентству и его настроениям, он почти совсем не отразил в своем творчестве идеологии позднего московского символизма и в то время, как Бальмонт, а за ним и многие другие поэты-символисты заблудились в “словесной эквилибристике”, — по меткому выражению А.Белого, захлебнулись в потоке бесформенности и “духа музыки”, залившем символическую поэзию, он нашел в себе силы пойти по другому пути. Поэзия Ин.Анненского знаменовала собой переворот от духа музыки и эстетствующей мистики к простоте, лаконичности и ясности стиха, к земной реальности тем и какой-то поземному амистичной тяжелости настроения.
    Ясность и простота построения стиха Ин.Анненского была хорошо усвоена акмеистами. Их стих приобрел четкость очертаний, логическую силу и вещественную весомость. Акмеизм был резким и определенным поворотом русской поэзии ХХ века к классицизму. Но именно только поворотом, а не завершением — это необходимо иметь все время в виду, так как акмеизм носил в себе все же много черт еще не окончательно изжитого романтического символизма.
    В целом поэзия акмеистов была образцами в большинстве случаев уступающего символизму, но все же очень высокого мастерства. Это мастерство, в противоположность пламенности и экспрессии лучших достижений символизма, носило в себе налет какого-то замкнутого в себе, утонченного аристократизма, чаще всего ( за исключением поэзии Ахматовой, Нарбута и Городецкого) холодного, спокойного и бесстрастного.
    Среди акмеистов особенно был развит культ Теофиля Готье, а его стихотворение “Искусство” , начинающееся словами “Искусство тем прекрасней, чем взятый материал бесстрастней”, звучало для старшего поколения “Цеха поэтов” своего рода поэтической программой.
    Так же , как символизм, акмеизм вобрал в себя много разнообразных влияний и в его среде наметились разнообразные группировки.
    Объединяла всех акмеистов в одно их любовь к предметному, реальному миру — не к жизни и ее проявлениям, а к предметам, к вещам. Любовь эта проявлялась у различных акмеистов по различному.
    Прежде всего мы видим среди акмеистов поэтов, отношение которых к окружающим их предметам и любование ими носит на себе печать того же романтизма. Романтизм этот, правда , не мистический, а предметный, и в этом его коренное отличие от символизма. Такова экзотическая позиция Гумилева с Африкой, Нигером, Суэцким каналом, мраморными гротами, жирафами и слонами., персидскими миниатюрами и Парфеноном, залитым лучами заходящего солнца… Гумилев влюблен в эти экзотические предметы окружающего мира чист по-земному, но любовь эта насквозь романтична. Предметность встала в его творчестве на место мистики символизма. Характерно, что в последний период своего творчества, в таких вещах , как “Заблудившийся трамвай”, “Пьяный дервиш”, “Шестое чувство” он становится вновь близким к символизму.
    Во внешней судьбе русского футуризма есть что-то, напоминающее судьбы русского символизма . Такое же яростное непризнание на первых шагах, шум при рождении (у футуристов только значительно более сильный, превращающийся в скандал). Быстрое вслед за этим признание передовых слоев литературной критики, триумф, огромные надежды. Внезапный срыв и падение в пропасть в тот момент, когда казалось, небывалое доселе в русской поэзии возможности и горизонты.
    Что футуризм – течение значительное и глубокое – не подлежит сомнению. Также несомненно его значительное внешнее влияние (в частности Маяковского) на форму пролетарской поэзии, в первые годы ее существования. Но так же несомненно, что футуризм не вынес тяжести поставленных перед ним задач и под ударами революции полностью развалился. То обстоятельство, что творчество нескольких футуристов – Маяковский, Асеев и Третьяков – в последние годы проникнуто революционной идеологией, говорит только о революционности этих отдельных поэтов: став певцами революции, эти поэты утратили свою футуристическую сущность в значительной степени, и футуризм в целом от этого не стал ближе к революции, как не стали революционными символизм и акмеизм оттого, что членами РКП и певцами революции стали Брюсов, Сергей Городецкий и Владимир Нарбут, или оттого, что почти каждый поэт-символист написал одно или несколько революционных стихотворений.
    В основе, русский футуризм был течением чисто-поэтическим. В этом смысле он является логическим звеном в цепи тех течений поэзии XX века, которые во главу своей теории и поэтического творчества ставили чисто эстетические проблемы. В футуризме была сильна бунтарская Формально-революционная стихия, вызвавшая бурю негодования и «эпатировавшая буржуа». Но это «эпатирование» было явлением того же порядка, как и «эпатирование», которое вызывали в свое время декаденты. В самом «бунтарстве», в «эпатировании буржуа», в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем эмоций революционных».
    Исходная точка технических исканий футуристов – динамика современной жизни, стремительный ее темп, стремление к максимальной экономии средств, «отвращение к кривой линии, к спирали, к турникету, Склонность к прямой линии. Отвращение к медленности, к мелочам, к многословным анализам и объяснениям. Любовь к быстроте, к сокращению, к резюмированию и к синтезу: «Скажите мне поскорее в двух словах!» Отсюда – разрушение общепринятого синтаксиса, введение «беспроволочного воображения», то есть «абсолютной свободы образов или аналогий, выражаемых освобожденными словами, без проводов синтаксиса и без всяких знаков «препинания», «конденсированные метафоры», «телеграфические образы», «движения в двух, трех, четырех и пяти темпах», уничтожение качественных прилагательных, употребление глаголов в неопределенном наклонении, опущение союзов и так далее – словом все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля».
    Основное устремление русского «кубо-футуризма» – реакция против «музыки стиха» символизма во имя самоценности слова, но слова не как оружия выажения определенной логической мысли, как это было у классических поэтов и у акмеистов, а слова, как такового, как самоцели. В соединении с признанием абсолютного индивидуализма поэта (футуристы придавали огромное значение даже почерку поэта и выпускали рукописные литографические книги и с признанием за словом роли «творца мифа»,— это устремление породило небывалое словотворчество, в конечном счете приведшее к теории «заумного языка». Примером служит нашумевшее стихотворение Крученных:
    Дыр, бул, щыл,
    убещур
    скум
    вы со бу,
    р л эз.
    Словотворчество было крупнейшим завоеванием русского футуризма, его центральным моментом. В противовес футуризму Маринетти, русский «кубо-футуризм» в лице наиболее ярких его представителей мало был связан с городом и современностью. В нем была очень сильна та же романтическая стихия.
    Сказалась она и в милой, полудетской, нежной воркотне Елены Гуро, которой так мало идет «страшное» слово «кубо-футуристка», и в ранних вещах Н. Асеева, и в разухабистой волжской удали и звенящей солнечности В. Каменского, и мрачной «весне после смерти » Чурилина, но особенно сильно у В. Хлебникова. Хлебникова даже трудно поставить в связь с западным футуризмом. Он сам упорно заменял слово «футуризм» словом «будетляне». Подобно русским символистам, он ( так же как Каменский, Чурилин и Божидар) вобрал в себя влияние предшествующей русской поэзии, но не мистической поэзии Тютчева и Вл. Соловьева, а поэзии «Слова о полку Игореве» и русского былинного эпоса. Даже события самой непосредственной, близкой современности – война и НЕП – находят свое отражение в творчестве Хлебникова не в футуристических стихотворениях, как в «1915г.» Асеева, а в романтически-стилизованных в древнерусском духе замечательной «Боевой» и «Эх, молодчики, купчики».
    Одним «словотворчеством», однако, русский футуризм не ограничился. На ряду с течением, созданным Хлебниковым, в нем были и другие элементы. Более подходящие под понятие «футуризм», роднящие русский футуризм с его западным собратом.
    Прежде чем говорить об этом течении, необходимо выделить в особую группу еще одну разновидность русского футуризма – «Эго-футуристов», выступавших в Петербурге несколько раньше московских «кубо-футуристов». Во главе этого течения стояли И. Северянин, В. Гнедов, И. Игнатьева К.Олимпов Г. Ивнов (в последствии акмеист) и будущий основатель «имажинзма» В. Шершеневич.
    «Эго-футуризм» имел по существу очень мало общего с футуризмом. Это течение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декаденства, доведения до безграничных пределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта (как известно, Северянин не декламировал, а пел на «поэзоконцертах» свои стихи), какого-то салонно-парфюмерного эротизма, переходящего в легкий цинизм, и утверждения крайнего солипсизма – крайнего эгоцентризма («Эгоизм – индивидуализация, осознание, преклонение и восхваление «Я»… «Эго-футуризм – непрестанное устремление каждого эгоиста к достижению будущего в настоящем»). Это соединялось с заимствованным у Маринеттипрославленим современного города, электричества, железной дороги, аэропланов, фабрик, машин (у Северянина и особенно у Шершеневича). В «эго-футуризме таким образом, было все: и отзвуки современности, и новое, правда робкое, словотворчество («поэза», «окалошить», «бездарь», «олилиен» и так далее), и удачно найденные новые ритмы для передачи мерного колыханья автомобильных рессор(«Элегантная коляска» Северянина), и странное для футуриста преклонение перед салонными стихами М. Лохвицкой и К. Фофанова, но больше всего влюбленность в рестораны, будуары сомнительного роста, кафе-шантаны, ставшие для Северянина родной стихией. Кроме Игоря Северянина (вскоре, впрочем от эго-футуризма отказавшегося) это течение не дало ни одного сколько-нибудь яркого поэта.
    Значительно ближе к Западу, чем футуризм Хлебникова и «эго-футуризм» Северянина, был уклон русского футуризма, обнаружившейся в творчестве Маяковского, последнего периода Асеева и Сергея Третьякова. Принимая в области техники свободную форму стиха, новый синтаксис и смелые ассонансы вместо строгих рифм Хлебникова, отдавая известную, порой значительную дань, словотворчеству эта группа поэтов дала в своем творчестве некоторые элементы подлинно-новой идеологии. В их творчестве отразилась динамика, огромный размах и титаническая мощь современного индустриального – города с его шумами, шумиками, шумищами, светящимися огнями заводов, уличной суматохой, ресторанами, толпами движущихся масс.
    В последние годы Маяковский и некоторые другие футуристы освобождаются от истерики и надрыва. Маяковский пишет свои «приказы», в которых все — бодрость, сила, призывы к борьбе, доходящие до агрессивности. Это настроение выливается в 1923 году в декларации вновь организованной группы «Леф» («Левый фронт искусства»).
    Не только идеологически, но и технически все творчество Маяковского (за исключением первых его лет), так же, как и последний период творчества Асеева и Третьякова, является уже выходом из футуризма, вступлением на пути своеобразного нео-реализма. Маяковский, начавший под несомненным влиянием Уитмэна, в последнем периоде вырабатывает совершенно особые приемы, создав своеобразный плакатно-гипперболический стиль, беспокойный, выкрикивающий короткий стих, неряшливые, «рваные строки», очень удачно найденные для передачи ритма и огромного размаха современного города, войны, движения многомиллионных революционных масс. Это большое достижение Маяковского, переросшего футуризм, и вполне естественно, что на пролетарскую поэзию первых лет ее существования, то есть именно того периода, когда пролетарские поэты фиксировали свое внимание на мотивах революционной борьбы, технические приемы Маяковского оказали значительное влияние.
    Последней сколько-нибудь заметно нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века был имажинизм. Это направление было создано в 1919 году (первая «Декларация» имажинизма датирована 30 января), следовательно, через два года после революции, но по всей идеологии это течение с революцией не имело.
    Главой «имажинистов» стал Вадим Шершеневич – поэт, начавший с символизма, со стихов, подражающих Бальмонту, Кузмину и Блоку, в 1912 году выступавший, как один из вождей эго-футуризма и писавший «поэзы» в духе Северянина и только в послереволюционные годы создавший свою «имажинистскую» поэзию.
    Так же, как и символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и лишь оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов.
    Имажинизм явился реакцией, как против музыкальности поэзии символизма, так и против вещественности акмеизма и словотворчества футуризма. Он отверг всякое содержание и идеологию в поэзии, поставив во главу угла образ. Он гордился тем, что у него «нет философии» и «логики мыслей».
    Свою апологию образа имажинисты ставили в связь так же с быстротой темпа современной жизни. По их мнению образ – самое ясное, лаконичное, наиболее соответствующее веку автомобилей, радиотелеграфа, аэропланов. «Что такое образ ? – кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью». Во имя «скорости» передачи художественных эмоций имажинисты, вслед за футуристами, – ломают синтаксис – выбрасывают эпитеты, определения, предлоги сказуемые, ставят глаголы в неопределенном направлении.
    По существу, в приемах, так же как и в их «образности», не было ничего особенно нового. «Имажинизм», как один из приемов художественного творчества широко использовался не только футуризмом, но и символизмом ( например, у Иннокентия Анненского: «Еще не властвует весна, но снежный кубок солнцем выпит» или у Маяковского: «Лысый фонарь сладострастно снимал с улицы черный чулок»). Новым было лишь упорство, с которым имажинисты выдвигали образ на первый план и сводили к нему все в поэзии – и содержание и форму.
    Наряду с поэтами, связанными с определенными школами, русская поэзия ХХ века дала значительное число поэтов, не примыкающих к ним или примыкающих на некоторое время, но с ними не слившихся и пошедших в конечном счете своим путем.
    Увлечение русского символизма прошлым – XVIII веком – и любовь к стилизации нашло свое отражение в творчестве М. Кузмина, увлечение романтическими 20 и 30 годами – в милой интимности и уютности самоваров и старинных уголков Бориса Садовского. То же увлечение «стилизацией» лежит в основе восточной поэзии Константина Липскерова, Мариэты Шагинян и в библейских сонетах Георгия Шенгели, в сафических строфах Софии Парнок и тонких стилизованных сонетах из цикла «Плеяды» Леонида Гроссмана.
    Увлечение славянизмами и древнерусским песенным складом, тяга к «художественному фольклору» отмеченные выше, как характерный момент русского символизма, нашедший свое отражение в сектантских мотивах А. Добролюбова и Бальмонта, в лубках Сологуба и в частушках В. Брюсова, в древнеславянских стилизациях В. Иванова и во всем первом периоде творчества С. Городецкого, – наполняют собой поэзию Любовь Столицы, Марины Цветаевой и Пимена Карпова. Так же легко улавливается отзвук поэзии символистов в истерично-экспрессивных, нервных и неряшливо, но сильно сделанных строках Ильи Эренбурга – поэта, в первом периоде своего творчества так же состоявшего в рядах символистов.
    Особое место в русской лирике ХХ века занимает поэзия И. Бунина. Начав с лирических стихотворений, написанных под влиянием Фета, являющихся единственными в своем роде образцами реалистического отображения русской деревни и небогатой помещичьей усадьбы, в позднейшем периоде своего творчества Бунин стал большим мастером стиха и создавал прекрасные по форме, классически четкие, но несколько холодные стихотворения, напоминающие, – как он сам характеризует свое творчество, – сонет, вырезанный на снеговой вершине стальным клинком. Близок к Бунину по сдержанности, четкости и некоторой холодности рано умерший В. Комаровский. Творчество этого поэта, первые выступления которого относятся к значительно позднему периоду – к 1912 году, носит на себе в известной части черты как и акмеизма. Так и начавшего играть приблизительно с 1910 года довольно заметную роль в поэзии классицизма или, как его принято называть «пушкинизма».
    Около 1910 года, когда обнаружилось банкротство школы символистов, наступила, как это было отмечено выше, реакция против символизма. Выше были намечены две линии, по которым были направлены главные силы этой реакции – акмеизм и футуризм. Этим, однако протест против символизма не ограничился. Он нашел свое выражение в творчестве поэтов, не примыкающих ни к акмеизму, ни к футуризму, но выступивших своим творчеством в защиту ясности, простоты и прочности поэтического стиля.
    Несмотря на противоречивые взгляды со стороны множества критиков, каждое из перечисленных течений дало немало превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. «Антология русской лирики первой четверти ХХ века».
    И.С. Ежов, Е.И. Шамурин . « Амирус», 1991 год.
    «Русская поэзия 19- начала 20 веков.»
    П. Николаев, А. Овчаренко…
    Издательство «Художественная литература», 1987 год.
    «Энциклопедический словарь юного литературоведа».
    Издательство «Педагогика», 1987 год.
    «Методическое пособие по литературе для поступающих в вузы».
    И.В. Великанова, Н.Е. Тропкина. Издательство «Учитель»

  8. Текст сочинения:
    Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем серебряного века. На этот период пришелся великий взлет русской куль?уры, обогативший поэзию новыми именами. Начало серебряного века пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связываю? с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмон?. Расцветом этого периода в русской куль?уре считаю? 1915 год время его наивысшего подъема.
    Нам известны тревожные исторические собы?ия этого времени. Поэ?ы, как и поли?ики, пытались открыть для себя что-то новое. Поли?ики добивались социальных перемен, поэ?ы искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, фу?уризм.
    Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмон?, В. Брюсов, А. Белый и других. Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного ?ворчества в момен? ниспосланного ему свыше ?ворческого экстаза.

    Тень несозданных созданий
    Колыхается во сне,
    Словно лопасти латаний
    На эмалевой стене…
    Полусонно чер?ят звуки
    В звонко-звучной ?ишине

    Так описывал ощущение зарождения ?ворческой идеи наиболее яркий представитель символизма В. Брюсов. Он сформулировал в своем ?ворчестве идеи этого литературного направления. В стихотворении Юному талантливому лирику мы находим такие строки:

    Юноша бледный со взором горящим,
    Ныне даю я тебе три завета.
    Первый прими: не живи настоящим,
    Только грядущее область поэта.
    Помни
    второй: никому не сочувствуй,
    Сам же себя полюби беспредельно.
    Третий храни: поклоняйся искусству,
    Только ему, безраздумно, бесцельно.

    Но э?и заветы не означаю?, что поэ? не должен видеть жизни, создавать искусство ради искусства. Это доказывает многогранная поэзия самого Брюсова, отображающая жизнь во всем ее разнообразии. Поэ? находи? удачное сочетание формы и содержания. Он пишет:

    И я хочу, чтоб все мои мечты,
    Дошедшие до слова и до света,
    Нашли себе желанные чер?ы.

    Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К. Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэ? мог выразить в нем свои собственные переживания:
    Я ненавижу человечество,
    Я от него бегу, спеша.
    Мое единое отечество
    Моя пустынная душа.

    Это видно и на примере следующих строк, где обращенность Бальмонта к внутреннему миру отражена не только содержанием, но и формой (частое использование местоимения я):
    Я мечтою ловил уходящие тени,
    Уходящие тени погасавшего дня,
    Я на башню всходил, и дрожали ступени,
    И дрожали ступени под ногой у меня.
    В поэзии К.Бальмонта можно най?и отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмон? старался запечатлеть в образе, в словах любое, пусть даже мимолетное, ощущение. Поэ? пишет:

    Я не знаю мудрости, годной для других,
    Только мимолетности я влагаю в стих.
    В каждой мимолетности вижу я миры,
    Полные изменчивой радужной игры.

    В споре с символизмом родилось новое литературное течение серебряного века акмеизм. Поэ?ы этого направления Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам отвергали ?ягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.
    А посредством отображения реальности художник-акмеист станови?ся причастным к ней.
    И действительно, в ?ворчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэ? глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:
    Я знаю веселые сказки таинственных стран
    Про черную деву, про страсть молодого вождя,
    Но ?ы слигаком долго вдыхала ?яжелый ?уман,
    Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
    И как я тебе расскажу про тропический сад,
    Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
    Ты
    плачешь? Послушай… далеко, на озере
    Чад Изысканный броди? жираф
    .

    Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Например, в стихотворении Капитаны он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэ? поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

    Быстрокрылых веду? капитаны
    О?крыватели новых земель,
    Для кого не
    страшны ураганы,
    Кто изведал малъстремы и мель.
    Чья не пылью затерянных хар?ий

    Солъто моря пропитана грудь,
    Кто иглой на разорванной карте
    О?мечает свой дерзостный путь.

    Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогаю? нам ощу?ить полноту жизни. Они являю?ся под?верждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.
    К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражаю? внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельштама, Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаю?ся многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

    Настоящую нежность не спутаешь
    Ни с чем, и она ?иха.
    Ты напрасно бережно кутаешь
    Мне плечи и грудь в меха.
    И напрасно слова покорные
    Говоришь о первой любви.
    Как я знаю э?и упорные
    Несы?ые взгляды ?вои!

    Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение серебряного века фу?уризм отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник фу?уристов назывался Пощечина общественному вкусу. С фу?уризмом было связано раннее ?ворчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении Ночь Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызываю? ассоциацию с веером кар?. В представлении читателя возникает образ города-игрока:
    Багровый и белый отброшен и скомкан,
    В зеленый бросали горстями дукаты,
    А черным ладоням сбежавшихся окон
    Раздали горящие жел?ые кар?ы.

    Поэ?ы-фу?уристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались най?и новые поэ?ические ри?мы и образы, создать поэзию будущего.
    Поэзия серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учи? нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами серебряного века новых стихотворных форм, переосмысление ими роли ?ворчества даю? нам более глубокое понимание поэзии.
    Права на сочинение “Cеребряный век русской поэзии” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф


  9. 19 век

    Древнерусская литература

    Как я провел лето

    Картины

    О Великой Отечественной Войне

    Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века

    Песни

    Поэты античной литературы

    Русская литература конца 20 столетия

    Сатирическая проза 20—30-х годов
    Серебряный век русской поэзии
    Cеребряный век русской поэзии
    «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С.Есенина и А.Блока)
    Любимый поэт серебряного века (Анна Ахматова).
    Мое открытие поэтов Серебряного века
    Мое отношение к Серебряному веку русской поэзии
    Мой Серебряный век
    Музыка поэзии серебряного века
    Особенности творчества одного из поэтов Серебряного века (И. Анненский)
    Петербург в русской классической поэзии
    Поиски и находки поэтов Серебряного века
    Поиски и находки поэтов Серебряного века
    Поэзия начала века
    Поэзия Серебряного века (на примере лирики М. Цветаевой)
    Поэзия Серебряного века (на примере лирики М. Цветаевой)
    Поэты «серебряного века» (Николай Гумилев)
    Россия в творчестве поэтов Серебряного века (Блок, Есенин, Маяковский)
    Русская литература конца 19 – начала 20 века
    Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века (Н. Гумилев)
    Серебряный век русской поэзии
    Серебряный век русской поэзии
    Серебряный век русской поэзии
    Творчество поэта Серебряного века (Н. С. Гумилёв)
    Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества А.А. Блока)
    Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века)

    Слово о полку Игореве

    Современная авторская песня

    Современные поэты

    Сочинения на английском

    Тема любви

    Тема сталинизма в литературе

    Теория литературы

    Фольклор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *