Сочинение на тему письмо швабрину

8 вариантов

  1. Низость и двоедушие Швабрина. Алексей Швабрин — одно из действующих лиц исторической повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». До приезда в Белогорскую крепость он совершил «смертоубийство», за что и был переведён на службу в дальний гарнизон.
    Его слова «желание увидеть наконец человеческое лицо» при знакомстве с Гринёвым открывают высокомерие, презрение — чувства, с которыми он относился к обитателям Белогорской крепости.
    Чем больше вчитываешься в строки повести, чем ближе узнаёшь характер Швабрина, становишься свидетелем его колких, циничных замечаний, бессовестных поступков, тем больше убеждаешься, что перед тобой подлый, бесчестный человек, способный на предательство и измену.
    Знакомство с Машей Мироновой, первые неумелые стихи, посвящённые ей, робкие попытки ухаживать за девушкой переполняли душу Гринёва. Конечно, ему хотелось с кем-то поделиться своими чувствами. Петруша доверился Швабрину. И что же! Шваб- рин резко высмеял юношу, в адрес Маши посыпались лживые слова. Результатом этой ссоры стала дуэль, во время которой Швабрин, воспользовавшись невнимательностью Гринёва, ранил его.
    Наступило время испытания порядочности, чести, достоинства — стены Белогорской крепости осаждают казаки под предводительством Емельяна Пугачёва. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, Швабрин из чувства страха и самосохранения перебегает на сторону Пугачёва. И когда Пугачёв сидит на крыльце комендантского дома, как царь, Швабрин — уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен в кружок. Офицер, ещё недавно присягавший верой и правдой служить императрице, подло нарушил присягу, переметнулся на сторону мятежников. Швабрин унижается перед Пугачёвым, старается во всём ему угодить, боясь быть казнённым. Он не понимает, что такое честь и долг. А, может, просто забыл о существовании таких понятий?
    Став по приказу Пугачёва комендантом Белогорской крепости вместо убитого капитана Миронова, Швабрин, пользуясь беззащитностью Марьи Ивановны, пытается принудить сироту стать его женой. Только осуждения, только презрения заслуживает человек, называвший себя дворянином и при этом истязавший голодом и домога- ниями бедную девушку. «В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», — вспоминает Пётр Гринёв.
    Своевременный приезд Петра Гринёва спас Машу Миронову от супружества с нелюбимым. Марья Ивановна и Пётр Андреевич сели в кибитку, а у крыльца остался стоять Швабрин, и «лицо его изображало мрачную злобу».

  2. Так, он начинает мстить Маше Мироновой, распуская про нее грязные слухи, только за то, что девушка отвергла эго ухаживания. Гринев, как истинный офицер, решает защитить честь девушки и вызывает Швабрина на дуэль. Там Швабрин подло ранит Гринева, нанеся ему удар в спину в тот момент, когда последнего окликнул Савельич. Он пишет письмо родителям Гринева о том, что их сын, участвуя в дуэли, получил тяжелое ранение. Позже Швабрин напишет лживый донос на главного героя о предательстве и сотрудничестве с мятежниками.
    После захвата мятежниками Пугачева Белогорской крепости, Швабрин переходит на сторону мятежников и становится комендантом крепости. Совершив этот шаг, Алексей Иванович рассчитывал подняться по служебной лестнице, им руководили исключительно корыстные мотивы. И теперь он не оставляет надежд завоевать Машу Миронову. Он запирает девушку, переводит ее на хлеб и воду, принуждает к женитьбе.
    Но все попытки Швабрина заканчиваются неудачей. Гриневу удается спасти свою возлюбленную и вывезти ее из крепости. Позже главный герой был оправдан, а Швабрин сослан на каторгу.
    В образе Швабрина Пушкин показал свое отношение к таким низким и бесчеловечным людям. Он считал их поведение недостойным и таким, которое необходимо искоренять из нашего общества. Швабрин самостоятельно выбрал этот путь и был наказан за это.

  3. Эти два офицера являются полной противоположностью по своим человеческим качествам. Оба происходят из рода дворян, поэтому нет сомнения в их воспитании. Но различия начинаются там, где оно заканчивается.
    Швабрин играет отрицательную роль. Он находится на службе в белгородской крепости. Туда его направляют потому, что он совершает убийство. Когда начинается восстание Емельяна Пугачева, он без какого-либо сомнения поддерживает мятежника. Поскольку его главными качествами является хитрость и коварство, то моральный долг не заботит вообще. Про чувства окружающих его людей говорить нечего. Его возлюбленная Мария Миронова не отвечает ему взаимностью и он решает взять ее силой. Но, поскольку это выглядит не так, как должно быть офицеру, его действия предугадать не сложно. Заговоры и притворство в отношении его друга, у которого больше шансов на руку Марии, не заставляют себя ждать!
    Гринев полная противоположность ему. Его решением отправиться в эту крепость руководствовался долг перед отечеством, а не различные ухищрения или преступления. Он слушается и подчиняется своему отцу и поэтому тот считает его хорошим сыном. Все наставления, полученные перед уездом, соблюдаются безукоризненно. Оберегая честь смолоду, Гринев хочет стать хорошим офицером и полководцем. А поскольку присяга для него не пустой звук, то и при восстании он начинает действовать, как верный воин императрицы. Почему же Мария выбирает честного человека? Для понимания стоит внимательно приглядеться к ним обоим.
    Петр не желает совершать подлости, а наоборот хочет доказать свою любовь действиями. Поэтому он отваживается на различные поступки, которые выгодно его выделяют на общем фоне. Тогда, как Алексей Швабрин после получения отказа начинает крайне негативно отзываться о самой барышне. Более того, он тайком пускает негативные слухи, которые сказываются на репутации девушки. Из-за этого и начинается ссора двух молодых людей. Но честь девушки для Петра не пустой звук и он назначает дуэль после прояснения всех обстоятельств. Но судьба не на стороне порядочных людей. На миг отвернувшись, Гринева ожидает удар в спину, который оказывается решающим в этом противостоянии. Дуэль заканчивается победой Алексея.
    После начала осады, именно при поддержке Швабрина Пугачев берет крепость в свои руки. Назначая его главным, он фактически развязывает ему руки. А поскольку тот еще и пресмыкается всячески, то доказательств в верности не требуется. Мария попадает в своеобразный плен, который сковывает ее действия. Алексей начинает принуждать ее силой выйти за него замуж. Когда об этом в письме узнает Гринев, он сразу же бросается на выручку девушке. Чем вызывает уважение не только у нее, но и у самого мятежника.
    Исходя даже из этих слов, можно понять, что Петром Гриневым движет порядочность, честь, отвага и самоотверженность. Тогда, как Алексеем Швабриным движет ложь, лицемерство и удары в спину. А неоднократные доносы только подтверждают, что такие люди просто не нужны даже в рядах тех, кто решается пойти против короны и государства.

  4. Надеюсь, сгодится.. .
    В своей исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин создает целую галерею образов, отличающихся честностью, благородством, верностью гражданскому и общественному долгу. Совсем другими качествами запомнился нам Алексей Швабрин — главный отрицательный герой повести, подлый и бесчестный человек, способный на измену и предательство.
    Впервые мы знакомимся со Швабриным в Белогорской крепости, куда он был переведен на службу за “смертоубийство”. Перед нами “молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Швабрин “очень не глуп”, и его разговор всегда “остер и занимателен”. Однако шутки и замечания его циничны, язвительны и часто беспочвенны, как замечает вскоре Петр Гринев — главный герой повести.
    Когда-то Швабрин был влюблен в Машу Миронову — дочь коменданта крепости, но на свое предложение получил отказ. Благосклонность, с которой Марья Ивановна встречает теперь первые несмелые знаки внимания со стороны Гринева, вызывает в Швабрине злобу и бешенство. Он всячески пытается очернить имя девушки и ее семьи, в результате чего молодой Гринев вызывает Швабрина на дуэль. И здесь Швабрин ведет себя недостойно офицера: бесчестным ударом он коварно ранит отвлекшегося на зов слуги противника.
    Рана Гринева не принесла Швабрину облегчения, ведь во время ухаживания за больным крепнут и чувства к нему Маши.
    Однако тихая и размеренная жизнь обитателей крепости разрушена приходом отрядов мятежников под предводительством Пугачева. Больше всего на свете Швабрин боится за собственную жизнь, поэтому он без колебаний признает “самозванца царем, переодевается в казацкую одежду, остригается. Ему неведомы чувство долга и собственного достоинства, ради личной выгоды он готов на все, поэтому-то и унижается перед Пугачевым, стараясь угодить ему. “Проворен, нечего сказать! ” — говорит о нем попадья. Пугачев, не успев узнать этого человека, уезжает из крепости, оставив его за старшего. Гринев тоже вынужден уехать, и Швабрин провожает его “с выражением искренней злобы и притворной насмешливости”, ведь после своего предательства ему очень хотелось, чтобы Гринев был наказан Пугачевым за верность императрице и долгу дворянина.
    Однако, оставшись в крепости, Швабрин не прекращает своих гнусных злодеяний. Маша Миронова, беззащитная девушка, осталась в его власти, и он посадил ее под замок на хлеб и воду, пытаясь принудить к замужеству. Грубые домогательства Швабрина отнюдь не говорят о его любви к дочери убитого коменданта. Напротив, своими действиями он таким образом старается досадить и отомстить своему врагу — Петру Гриневу, который в это время изыскивал способы освободить любимую девушку из жестокого плена. Когда Гринев под защитой Пугачева приехал в крепость, Швабрин от непереносимого страха за свою жизнь падает перед “царем” на колени, позабыв о гордости и чувстве собственного достоинства. Омерзение вызывает у Гринева вид “дворянина, валяющегося в ногах беглого казака”. Когда Петр уезжал, увозя Марью Ивановну из крепости, лицо Швабрина “изображало мрачную злобу”. Даже сейчас, уничтоженный собственной подлостью и бессовестными поступками, Швабрин не теряет надежды отомстить Гриневу.
    После подавления восстания Швабрин попадает в руки императорского суда. Произошедшие за это время события очень изменили его внешность: “Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена”. Его вид вызывает неприязнь, однако сил Швабрина хватает на совершение последней, самой неожиданной подлости. Он дает лживые показания, обвиняя Гринева в измене и шпионаже. Швабрину уже нечего терять, ведь он давно утратил остатки совести и человеческого достоинства.
    Страшно встретиться в жизни с человеком, подобным Швабрину, — коварным, жестоким, беспринципным. Однако победа Гринева обернулась поражением Швабрина, который так боялся потерять свою бесценную жизнь, что не сумел понять, что на самом деле он изначально — мертвый человек

  5. О, этот Швабрин превеликий Schelm.
    А. С. Пушкин. Капитанская дочка
    Алексей Швабрин — одно из действующих лиц исторической повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. До приезда в Белогорскую крепость он совершил “смертоубийство”, за что и был переведен на службу в дальний гарнизон. Его слова “желание увидеть наконец человеческое лицо” при знакомстве с Гриневым открывают высокомерие и презрение к людям — чувства, с которыми он относился к обитателям Белогорской крепости.
    Чем больше вчитываешься в строки повести, чем ближе узнаешь характер Швабрина, становишься свидетелем его колких, циничных замечаний, бессовестных поступков, тем больше убеждаешься, что перед тобой подлый, бесчестный человек, способный на предательство и измену.
    Знакомство с Машей Мироновой, первые неумелые стихи, посвященные ей, робкие попытки ухаживать за девушкой переполняли душу Гринева. Конечно, ему хотелось с кем-то поделиться своими чувствами. Петруша доверился Швабрину. И что же! Швабрин резко высмеял юношу, в адрес Маши посыпались лживые и оскорбительные слова. Результатом этой ссоры стала дуэль, во время которой Швабрин, воспользовавшись невнимательностью Гринева, ранил его.
    Наступило время испытания порядочности, чести, достоинства — стены Белогорской крепости осаждают казаки под предводительством Емельяна Пугачева. Швабрин переходит на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит на крыльце комендантского дома, как царь, Швабрин — уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен в кружок. Офицер, еще недавно присягавший верой и правдой служить императрице, подло нарушил присягу, переметнулся на сторону мятежников. Швабрин унижается перед Пугачевым, старается во всем ему угодить, боясь быть казненным. Он не понимает, что такое честь и долг. А, может, просто забыл о существовании таких понятий?
    Став по приказу Пугачева комендантом Белогорской крепости вместо убитого капитана Миронова, Швабрин, пользуясь беззащитностью Марьи Ивановны, пытается принудить сироту стать его женой. Только осуждения, только презрения заслуживает человек, называвший себя дворянином и при этом истязавший голодом бедную девушку, чтобы сломить ее волю. “В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака”, — вспоминает Петр Гринев.
    Своевременный приезд Петра Гринева спас Машу Миронову от супружества с нелюбимым. Марья Ивановна и Петр Андреевич сели в кибитку, а у крыльца остался стоять Швабрин, и “лицо его изображало мрачную злобу”.

  6. Из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” мы многое можем узнать о характере двух людей: о Петре Гриневе и об Алексее Швабрина. Они оба дворянского происхождения. Может показаться, что у них много общего. Ведь они оба умны, дерзки, одинаковы по социальному происхождению, влюблены в Марию Миронову и находятся в одной крепости. И все же, если приглядеться, то можно увидеть, что они совершенно разные. Швабрин старается ухудшить мнение Гринева о Маше, а так же Алексей над всеми насмехается за спинами людей. Гринев за такое дерзкое отношение к Марье Мироновой от Швабрина начинает понимать, что с Алексеем ему неприятно общаться. Если человек влюбляется в молодости, то он должен иметь хоть немного благородства. Хотя в Швабрине такой характеристики нет. Он пытается опорочить честную девушку. Из-за этого Алексей и Петр очень сильно поссорились. После такого события Гринев стал относиться к Швабрину не так, как прежде. Петр был очень удивлен, когда узнал, что Алексей любит Машу Миронову. А так же Швабрин ходил свататься к Марье и получил отказ. Алексей Швабрин очень боялся, что Петр Гринев опередит его и получит Марью Миронову. Швабрин в таком случае стал принуждать Машу, что бы она вышла за него замуж. Он посадил её в крепость на замок. Марья Миронова написала письмо о случившемся Гриневу. Маша совсем не хотела быть женой Швабрина. Петр очень разозлился на такой дерзкий поступок Алексея. Вскоре Швабрин перешел на сторону Пугачева, предав свою присягу. Из-за такого поступка Алексея можно сказать, что он совсем не имел чести, благородства и достоинства. Гринев же не может предавать свою присягу и перейти на сторону Пугачева. Ведь Петр был очень предан своей государыне. С такой характеристикой Гринев нам больше понравился в отличие от Швабрина. В итоге Гринев освободил Машу Миронову из крепости с помощью Пугачева. Ведь Емельян Пугачев помнил, что Петр подарил ему свой тулупчик. А Швабрин был разоблачен. Гринев готов был отдать за Марью Миронову что угодно. Он мог умереть ради неё. Именно с таким отношением к Маше нам больше симпатизирует именно Петр Гринев.

  7. Алексей Иванович Швабрин — персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».
    Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина — лже-император Пугачев, Маша Миронова — ее мать Василиса Егоровна, — что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.
    Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина — Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд.
    У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.
    И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела — царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.
    Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии — очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.
    Швабрин же — человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин — заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.
    Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же — от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.
    Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями — дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.
    Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…
    Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» — так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.
    Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз,
    пока не упал в бездну…
    Источник: biblioman.org

  8. Эпистолярный жанр, сложившийся на Руси уже к 16 веку, был не только средством общения, но позже и средством создания литературного произведения. Вслед за французами (в частности – Руссо) появляются в России повести и романы в письмах. Письма давали возможность писателю характеризовать индивидуальность автора письма.
    Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге, становится своеобразной проверкой для героя. “Ум” и “сердце”, “чувства” и “разум” обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций.
    Весь роман Пушкина “Капитанская дочка” предстает перед читателями в виде большого письма, послания, “записок” — так определяет их сам Пушкин, — написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам. Не случайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать заключительную приписку (от издателя).
    Как влияют письма на развитие действия? Какова их художественная роль в структуре романа?
    Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название (“Капитанская дочка”) обнаружило еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в его времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти “плана” взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, “вносящие” живую струю в роман.
    В произведении представлены письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева — “раскольник”, “злодей”, “самозванец”), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм (“собрал”, “произвел”, “разорил”, “учиня”, “произведя”), и вывод (приказ отразить, а то и истребить “указанного злодея”). Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые и философские вопросы.
    Так приписка “по секрету” обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: “Как ты думаешь, чем это кончится?”
    Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при описании двух советов).
    Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.
    Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева).
    В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца: “…похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова”, — говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова (“Ум с сердцем не в ладу”).
    То есть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив Грибоедова “живой” и “не живой” жизни вводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само противопоставление мира и бунта).
    Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя.
    Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их согласно “хронологии” романа. Все “блестящие надежды” Петруши “рушатся”, ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения.
    Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с “ежовыми рукавицами”). Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему “отцов” и “детей”, “мудрости и неопытности”…
    Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам (“сейчас” или “никогда”). Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина).
    С помощью аллитерации звуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных предложений) Пушкин передает негодование отца. “Сын мой Петр!” — начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как “Сын мой Камень!” (ведь Петр в переводе с греческого — “камень”), и становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. “Стыдно тебе, старый пес!”, “пошлю свиней пасти!” — пишет ему отец Гринева. Но все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом (“Хорошо ли его залечили?”), так и о духовном здоровье (“Что из тебя будет?”) сына.
    В ответном письме Савельич пытается вернуть все на прежнее место. “Грамота” его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и “восстановить” ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей белогородской крепости.
    И вот… в крепости появляется уже знакомый по письму “злодей” Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список “разграбленного добра” и последующий “припадок великодушия” не позволяет расценивать его лишь как тирана. А Маша спасена и отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринева.
    И вот… в “самую минуту”, когда будущая жизнь только стала радужно представляться Петруше, “неожиданная гроза поразила” его… Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину, об аресте Петра.
    Можно сказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая и изменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в именье Гриневых после получения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича. Кажется, что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешивать Машу. Но она сама пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, дабы лично вручить его ей. И совершенно случайно встретясь с царицей, передает ей письмо, что и исправляет все положение. Это и есть развязка всего романа, именно на этом заканчиваются записи Гринева.
    Итак, можно уверенно сказать, что письма в тексте произведения не только раскрывают индивидуальные характеры их авторов и придают всему тексту повествования историческое звучание, но ещё и влияют на композиционное построение сюжета, являясь иногда поводом для неожиданного поворота в сюжете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *