Сочинение на тему по истории

8 вариантов

  1. Содержание статьи:
    Требования к сочинению по истории
    План сочинения по истории
    Разбор сочинения по истории
    Пример реального сочинения по истории
    Критерии оценивания сочинения по истории
    Что делать, чтобы написать сочинение хорошо
    Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

    Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

    Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.
    В демо-версии 2020 г. на сайте разработчиков ЕГЭ http://www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):
    Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
    Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
    Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
    Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
    В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

    План сочинения по истории

    Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:
    Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
    Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
    Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
    Оценка значимости данного периода для истории страны.
    Важно!
    – Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
    – Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

    Разбор сочинения по истории

    Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
    Период истории России: 1928 – 1940 гг.
    Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика периода”. Выполняем:
    В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.
    Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
    В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.
    Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
    Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.
    Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
    Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
    Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
    Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
    Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.
    Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”.
    Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

    Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл

    1881-1894
    Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
    Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
    При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.
    Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
    Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
    (автор сочинения – Ирина Айтуганова)

    Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

    Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 12.
    К1. Указание событий, явлений
    2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
    К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
    2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
    К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
    2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
    К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
    1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
    К5. Использование исторической терминологии
    1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
    К6. Наличие фактических ошибок
    3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
    ! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
    К7. Форма изложения
    1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
    ! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
    Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

    Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

    Что поможет написать сочинение хорошо:

    Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
    Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
    Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).
    Прислать своё сочинение на проверку опытному педагогу, чтобы он указал на его сильные и слабые места. Например, можно прислать сочинение мне (автору этой статьи и сайта).

  2. Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной  работе.
    Вступление
    Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
    Выбор данной темы продиктован следую щими соображениями…
    Поразительный простор для мысли от крывает это короткое высказывание…
    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
    Я согласен с данным мнением…
    Я не разделяю подобную точку зрения…
    Нельзя не согласиться  с мнением …
    Поражает глубина мысли великого…
    Удивляет нестандартный подход к проблеме…
    Эта фраза заставляет задуматься над…
    Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
    Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
    Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…
    Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…
    Я не могу присоединиться к этому утверждению…
    Основная часть.
    Существует несколько подходов к данной проблеме…
    С незапамятных времен бытовало мнение…
    Посмотрим на проблему с другой стороны…
    Во-первых, … во-вторых, … в-третьих,…
    Рассмотрим несколько подходов…
    Например,…
    Проиллюстрируем это положение следующим примером …
    Для полемического эссе:
    С одной стороны, …
    С другой стороны,…
    Следует отметить…
    Необходимо заметить…
    Заключение
    Исходя из вышесказанного…
    Подводя итог размышлениям…
    Таким образом,…
    Подведем общий итог рассуждению…
    Итак,…
    Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…
    Вот почему я согласен с мнением…
    Резюмируя сказанное, следует отметить…
    Требования, предъявляемые к эссе
    1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
    2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
    3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
    4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
    Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
    6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
    Алгоритм написания эссе:
    Внимательно прочтите все темы   (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
    Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
    а)           интересна  вам;
    б)           вы в целом поняли смысл этого высказывания;
    в)           по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
    Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
    Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
    Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
    Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).
    Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
    Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
    Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
    Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
    Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
    На что стоит обратить внимание при написании эссе.
    1.  Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике – существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
    2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
    3.  При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
    4.способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
    5.способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
    6.умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
    7.умение понимать аналитические подходы и модели;
    8.  готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.
    4.  Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
    Классификация эссе
    С точки зрения содержания эссе бывают:
    философскими,
    литературно-критическими,
    историческими,
    художественными,
    художественно-публицистическими,
    духовно-религиозными и др.
    По литературной форме эссе предстают в виде:
    рецензии,
    лирической миниатюры,
    заметки,
    странички из дневника,
    письма и др.
    Различают также эссе:
    описательные,
    повествовательные,
    рефлексивные,
    критические,
    аналитические и др.
    Признаки эссе
    Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:
    Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе – от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
    Свободная композиция – важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом “Всё наоборот”.
    Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
    Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
    Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
    Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
    Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.
    Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача – сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
    Ошибки при написании эссе
    В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.
    Плохая проверка. Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит “брать на заметку”: “Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака”. “Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой”.
    Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей. Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.
    Многословие. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.
    Длинные фразы. Чем длиннее предложение, тем лучше – так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.
    Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S – менее 10 слов, M – менее 20 слов, L – 20 и более слов. Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв – M S M L M S. Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв – S S S M L L L.
    Не перегружайте эссе. При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.
    Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.
    Чего следует избегать при написании эссе:
    1. Непонимания сути заявленной темы.
    2. Отсутствия структурированности в изложении.
    3.  Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
    4.  Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
    5.  Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
    6. Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
    7.  Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
    8. Повторов без необходимости.
    Материал представлен на основании публикации на сайте http://school-help.ru/index.php/katalog/12-raznoe/44-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-esse
    http://www. edu. ru/ – федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.
    http://www. rusolymp. ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
    http://ecsocman. edu. ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
    http://www. mospat. ru/index. html – официальный Web-сервер Московского патриархата.
    http://his.1september. ru/index. php – электронная версия газеты «История» – приложение к газете «Первое сентября».
    http://www. historia. ru/ – российский электронный журнал «Мир истории».
    http://www. shm. ru/ – на сайте Государственного исторического музея представлены материалы основной экспозиции, посвященной истории России, в том числе освещающие ее начальный период.
    http://hermitage. museum. ru/ – сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа предлагает совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть экспонаты, иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории.
    http://archaeology. kiev. ua/cultures/ – мультимедийный портал, содержащий всестороннюю информацию об археологических памятниках на территории Восточной Европы, материалы реконструкции этапов и характера русско-скандинавских связей.
    http://www. magister. msk. ru/library/history/history1.htm – сайт содержит основные материалы для изучения русской истории. Здесь можно найти следующие тексты: Н. М. Карамзин. История государства Российского; В. О. Ключевский. Курс русской истории; Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; С. М. Соловьев. История России с древнейших времен; В. Н. Татищев. История Российская; Митрополит Макарий. История Русской церкви; С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории.
    http://www. sib. net/n_russia/ – на сайте представлены материалы о скифах, населявших степную часть Евразии в греко-римскую эпоху: даты; имена; названия; описание жилищ, одежды, обычаев.
    http://oldslav. chat. ru – история расселения славянских земледельческих племен и их взаимоотношений с кочевыми племенами из Азии.
    http://paganism. ru/a-cloth. htm – история древнерусского костюма: верхней одежды, головных уборов, шейных гривн. Иллюстрации.
    http://lants. tellur. ru/history/danilevsky/ – лекции известного историка И. Н. Данилевского о происхождении восточных славян и формировании феодального государства (в том числе Киевская Русь, язычество, принятие христианства и др.).
    http://his.1september. ru/2002/23/1.htm – материалы из нового учебного пособия С. Н. Бледного, И. В. Лебедева «История России». Представлены отрывки из сочинений Геродота, Прокопия Кесарийского; фрагменты работ русских историков – Ключевского, Соловьева, Платонова.
    http://lants. tellur. ru/history/ – библиотека ссылок на информационные статьи и исторические материалы. Генеалогическое древо русских князей IX – XI вв., краткие биографии князей Рюриковичей, хронологическая таблица (IX – XVII вв.), карты Древней Руси. Несколько лекций из курса И. Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.)». Справочник по истории Руси и др.
    http://lib. userline. ru/689?secid=8324&num=1 – электронная версия «Повести временных лет».
    http://www. hrono. ru/libris/lib_p/index. html – электронная версия курса лекций по русской истории С. Ф. Платонова.
    http://www. hrono. ru/libris/lib_s/skr00.html – на сайте размещена электронная версия книги Р. Г. Скрынникова «Древнерусское государство».
    http://www. hrono. ru/dokum/pravda72.html – на сайте приведены два текста: «Русская правда» в краткой и пространной редакции.
    http://oldru. narod. ru/ – электронная библиотека: монография К. Егорова «Образование Киевской Руси», исторические источники, статьи. Коллекция карт. Библиография.
    http://www. magister. msk. ru/library/history/makary/makary. htm – полная электронная версия многотомного труда митрополита Макария «История Русской церкви», написанная им в 1866 – 1883 гг. (охватывает период с Х по XVIII в.).
    http://his.1september. ru/2001/42/no42_01.htm – отечественные историки об эпохе Ивана Грозного.
    http://ou. tsu. ru/hischool/his_JuF/ – основные этапы истории формирования русского государства в XIV – XVII вв. Таблицы, схемы, словарь.
    http://klio. webservis. ru/lec7_1.htm – конспект лекции по истории правления Ивана Грозного. Становление самодержавного строя в России. Фрагменты воспоминаний современников, а также оценки этого периода в работах русских историков. Словарные гиперссылки по личностям, терминам и пр.
    http://www. hrono. ru/libris/lib_s/skrynn00.html – на сайте размещена электронная версия книги Р. Г.Скрынникова «Третий Рим», посвященной истории России XV – XVI вв.
    http://kursy. rsuh. ru/istoria/moskva/moskva. asp – сайт, посвященный истории Москвы. На сайте представлена информация по истории города XVII в.
    http://old-rus. narod. ru/paper. html – в этом разделе сайта расположены статьи и исследования, в которых рассматриваются различные периоды русской истории и древнерусской литературы, в том числе посвященные Смутному времени.
    http://sscadm. nsu. ru/deps/hum/readerhist10/smuta. html – электронная версия хрестоматии по истории России (10 класс). Смутное время в России начала XVII в. глазами современников.
    http://www. moscowkremlin. ru/romanovs. html – виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. Хронология. Персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROMа «Династия Романовых» компании «Коминфо».
    http://www. hronos. km. ru/1700ru_lit. html – хронологическая таблица основных культурных событий России в XVIIIв.
    http://grandwar. kulichki. net/books/dubov01.html – война России с Францией, поход Суворова в Италию, политика России в Европе. Карта Европы в 1799 г.
    http://rels. obninsk. com/Rels/Limited/Nsub/ml/9801/hist-1.htm – Екатерина II: Жалованная грамота городам 1785 г.
    http://lichm. narod. ru/Part4/411.htm – эпоха петровских преобразований.
    http://syw-cwg. narod. ru/ – Семилетняя война.
    http://fstanitsa. ru/gla_pugachev. shtml – биография Емельяна Пугачева – руководителя крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Иллюстрации (репродукции картин).
    http://his.1september. ru/2000/no09.htm – рассказы из русской истории XVIII в. Фрагменты из книги занимательных рассказов. Материал для уроков в 6 – 9 классах. Тексты о событиях XVIII в.: преобразования Петра I, дворцовые перевороты и т. д.
    http://dinastya. narod. ru/ – правление Александра III (1881 – 1894 гг.): приход к власти, внутренняя и внешняя политика, русское национальное строительство, царь-миротворец.
    http://www. fictionbook. ru/author/lyashenko_leonid_mihayilovich/aleksandr_ii_ili_istoriya_trehodinochestv/lyashenko_aleksandr_ii_ili_istoriya_treh_odinochestv. html  – книга Л. М. Ляшенко «Александр II», всестороннее описание жизни человека, занимающего исключительное место в ряду российских самодержцев.
    http://old-map. narod. ru/all-17.html – карта России и племена, ее населяющие (1866).
    http://www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/russia. htm – библиотека электронных ресурсов МГУ.
    http://www. nsu. ru/vk/info/d_205.htm#Heading – на сайте в лекционной форме представлен материал «Военная реформа 60 – 70-х гг. XIX в.».
    http://www. hist. msu. ru/ER/Etext/feb1861.htm – Манифест 19 февраля 1861 г.
    http://dinastya. narod. ru/ – сайт, посвященный личности Александра III. На сайте представлены материалы монографии Н. Д. Тальберга «Александр III».
    http://hronos. km. ru/biograf/alexand3.html – проект «Хронос», где представлена биография Александра III. Здесь же можно познакомиться с письмами К. П. Победоносцева к Александру I.
    http://www. arthistory. ru/peredvizh. htm – сайт, посвященный истории изобразительного искусства. На этой странице содержатся сведения о русских художниках-передвижниках.
    http://rusart. nm. ru/ – сайт, посвященный художникам-передвижникам.
    http://www. altai. fio. ru/projects/group3/potok69/site/moguchaya. htm – на сайте рассказывается о творчестве музыкантов, входивших в состав Могучей кучки.
    http://www. encspb. ru/ – сайт «Энциклопедия Санкт-Петербурга» рассказывает об архитектурных стилях, используемых архитекторами города, в том числе и о стилях второй половины XIX в.
    http://www. alhimik. ru/great/mendel. html – сайт «Великие химики» рассказывает о выдающемся открытии Д. А. Менделеева. Здесь также представлена биография великого химика.
    http://www. gramma. ru; http://www. krugosvet. ru – на этих сайтах можно найти интересный материал об эссе.
    «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
    (В.О. Ключевский)
    На первый взгляд может показаться, что не мог выдающийся русский историк В. О. Ключевский сказать, что история ничему не учит. По-моему, Ключевский хотел подчеркнуть, что если мы не знаем истории, то за это будем наказаны в жизни. И я с ним согласна.
    История – одна из древнейших наук. Она возникла с появлением человека на земле. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества на протяжении тысячелетий, т.е. мы изучаем исторический процесс. Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
    За историей кроются события; те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. И каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснение этих черт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие. Кроме того, каждое историческое событие имеет важное значение.
    Необходимо изучать исторические события, чтобы извлечь правильный урок. Конечно, история никогда не повторяется дважды. Ведь социальные науки отличаются от естественных, где какое-то физическое явление можно воспроизвести какое угодно количество раз. Но и в истории присутствуют свои закономерности. Зная их, легче прогнозировать современное социальное развитие, предотвратить беду. Говорят французский король Людовик XUI перед казнью читал книгу об английском короле Карле I, которого тоже казнили революционеры. А прочитай он книгу раньше, может и не совершил бы ошибок, которые спровоцировали революцию во Франции.
    Мне хотелось бы привести примеры из истории России. Наполеон Бонапарт вторгся на территорию России с целью ее захвата. И ему даже казалось, что со взятием Москвы, Россия окажется в его руках. И как позорен был его побег из России! В своих воспоминаниях он предостерегал других о том, что не стоит воевать с Россией. Но честолюбивый фашистский лидер Адольф Гитлер решил вновь идти на Россию. Чем это закончилось?! Разгромом гитлеровской Германии в Берлине. Вот оно – наказание за незнание истории, неумение делать соответствующие выводов. В обычной жизни происходит то же самое.
    Итак, можно сделать выводы, что история не прощает ее незнания.
    “Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы” (Г.Гегель).
    В чем заключается историческое развитие? В чем сущность общественного прогресса? Эти вопросы волновали человечество с давних пор и продолжают волновать по сей день. Свой ответ на них дает Георг Вильгельм Фридрих Гегель, – немецкий философ, один из основателей немецкой классической философии и философии романтизма. Он считает, что весь ход истории  – это движение к признанию и защите прав и свобод личности, и это движение – прогресс. И я полностью согласна с этой точкой зрения.
    Если оглянуться на историю, то такое движение становится очевидным. Античность с  ее республиканскими институтами, культом свободного гражданина,  имела в своей основе рабство. Средние века “распределили” свободу более равномерно: разница междуфеодалом и зависимым крестьянином была велика, но несравнима с разницей между господином и рабом, также следует помнить, что в Средние века путь из одного сословия в другое был труден, но открыт (маленький пример: министр Филиппа Красивого, Ногаре, был выходцем из торговцев). Помимо этого существовали вольные города, и цехи, и коммуны, автономные университеты, а королевская власть уже в зрелом средневековье была ограничена народными представительствами. Да, личность была зажата в рамках своей корпорации, но в этих рамках она получала и определенную свободу, а ведь свобода человека всегда ограничена в каких – то рамках, вопрос лишь в каких. Рамки Средневековья расширило новое время. Идет разрушение сословной системы, приходит конец духовному диктату церкви, продолжается ограничение, а в некоторых странах ип роисходит свержение королевской власти, расширение прав и свобод граждан. И, наконец, в наши дни человек становится во главу угла.
    Можно подумать. что этот процесс идет лишь в Европе, но на самом деле такие изменения характерны для всего мира: в большинстве стран сегодня – республиканский строй, во многих мусульманских государствах женщины с успехом борются за свои права.
    А вопрос, является ли свобода личности, возможности ее выбора своего пути, борьбы за свое счастье прогрессом, не нуждается в доказательстве. Это – как аксиомы геометрии, на которых покоятся все теоремы. Хотя свобода личности, как и все в этом мире, имеет и свои обратные стороны. Зажатый в рамках своей группы, человек одновременно всегда имел защиту и поддержку. Обретя большую свободу, он одновременно обрел ее частого спутника – одиночество.
    Таким образом, я пришла к выводу, что история человечества –  это развитие, которое заключается в движении к свободе.
    «Нация – это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер».   (О. Пауэр)
    Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Постараемся ответить на вопрос, что значит нация, и какие этому понятию определения дает наука. Нация – наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
    Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь.
    Я согласна с высказыванием автора и хотела бы привести в пример базовые ценности российской культуры. В России, в отличие от Запада, природа не давала человеку надежды на то, что ее когда-то удастся «приручить» и «одомашнить». Природа приучила человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро и споро. Ни один народ в Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое время как русские.
    Кажется, не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в России. До сих пор русские люди надеяться на «авось», откладывают на завтра.
    Или взять другой народ – японцев. Положение после Второй мировой войны заставило их отказаться от выходных дней, чтобы поднять «на ноги» свою экономику. Сегодня у них в этом нет необходимости, но трудолюбие у них в крови. Интересно проследить, как историческая судьба может разделить единый народ. Южные славяне в средние века оказались в разных исторических условиях. Хорватия, вошедшая в Германскую империю, испытала влияние западной цивилизации, боснийцы омусульманились, войдя в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют общее происхождение и язык. Так и различия между Западной и Восточной Украиной объясняются различием их исторических судеб.
    Список примеров можно было бы продолжить, останавливаясь подробно на каждый нации. Однако считаем, что все они лишь будут подтверждать правоту высказывания.

  3. В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.
    В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов – от экспорта газа и нефти.
    Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.
    Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.
    Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.
    Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.
    Сложно точно подсчитать те расходы, которые были потрачены Советским Союзом на приобретение оружия, так как эта информация была строго засекречена.
    Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства – не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.
    Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.
    Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.
    Правильное написание эссе по истории – это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.

  4. Роль истории в современном мире.
    История – это наука, которая изучает развитие общества от первобытно-общиннного до наших дней. Не зная её законов невозможно управлять ни большими, ни малыми государствами. Знание истории позволяет оценить происходящие события, провести анализ и сделать правильный вывод.
    У истории нет сослагательного наклонения. Она опирается на события и факты. В современном мире они меняются так стремительно, что вчерашние друзья становятся врагами. Развитие истории идёт по спирали, поэтому, зная основные её законы можно предположить, как будут разворачиваться события.
    Сейчас вошло в моду критиковать историю прошлых веков. Особенно историю XX века. Это был не простой век, особенно для России. Кто были правители тех лет – гении или демоны? Правильно они делали или не правильно? Но, благодаря им, Россия победила фашизм, который оказался не по зубам ни одной другой стране. Восстановила разрушенную свою страну и ещё помогла соседним странам, первая взлетела в космос.
    И что мы получили взамен? Нас, не фашистов, некоторые западные «умники» объявили оккупантами и захватчиками. Они, вероятно, забыли, кто закрыл газовые вентили в Бухенвальде и Освенциме? А Саласпилс объявили, чуть ли не пионерским лагерем отдыха! Они пытаются переписать историю на свой лад, но это не возможно. Зачем им это?
    Неужели никто из них не видит, что фашизм опять поднимает голову, и это явно кому то очень нужно. Самое страшное, что нацисты тоже начинали и пивнушек ( никто не обратил на это внимание!), и чем потом закончили? Исторические законы придумала не Россия. Они выведены теоретиками Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. И были уже не раз подтверждены жизнью.
    Некоторые государства не от большого ума открестились от России. Создали собственные учебники истории, где про Россию написана явная ложь. Чуть ли не какая-то там страна между Европой и Японией. Именно эти знания, как истинные, они преподают на уроках истории в своих школах. Они выращивают поколения одурманенных людей, которые нужны им для своих имперских целей.
    Но ведь уже ни один раз пытались и Александр Македонский, и Наполеон, и Гитлер завоевать мир. Если это им не удалось, неужели эти люди хотят повторить их судьбу?
    Почему правительства некоторых государств пытаются вытравить из памяти народа все факты про Россию? Уничтожают и выносят чуть ли не на помойки памятники, оскверняют кладбища, устраивают показушные суды над бывшими НКВД- шниками, которым по 80-90 лет?
    А что взамен? Превосходство их наций над русскими? Тогда, почему из этих стран ежедневно молодежь уезжает на заработки в Европу и ту же Россию? Почему остаются одни пожилые люди, которые не в состоянии никуда уехать? Как известно, природа не терпит пустоты.
    Молодежь уехала, кто приедет на её место? Беженцы из нищих стран Африки, Ближнего Востока? Что они привезут? Заразу, насилие, разврат. Может ещё гей-парады. Не захотели парад на 9 Мая, будет гей-парад.
    В современных отстроенных портах стоят одни банановозы. А где сильный мощный военно – морской флот прибалтийских государств? Что-то его не видно и в бинокль. Хотели правительства переписать историю – пожалуйста, что получилось. И будут страны в своём развитии отброшены назад.
    Нельзя просто взять и какую-то отдельную страну вырвать из общего контекста развития. Одна страна не может существовать в вакууме. Нельзя отказываться от своего прошлого в угоду имперским амбициям отдельной группы людей. У такой страны нет будущего.
    Самое страшное – искалеченные людские судьбы. Дети и подростки, получившие искажённое представление об истиной истории своей страны. Историю невозможно делать в белых перчатках. Всегда были, есть, и будут перегибы. Но нельзя вот так разом перечеркнуть всю прошлую жизнь, весь накопленный опыт совместного проживания.
    Россия – многонациональная держава. Толерантность к другим народам здесь прививается с детства.
    Историю нужно преподавать и в школе, и в других учебных заведениях. Читать лекции, писать статьи и книги. Говорить, так как оно было, рассказывать, делать передачи по телевизору. Нам нечего стыдиться. Каждый человек имеет право на ошибку. Важно суметь сделать правильные выводы из этих ошибок и больше их не повторять. Ведь было и что-то положительное. А не отбрасывать прожитые годы на помойку, как мусор.
    И чтобы каждый последующий исторический виток забирал в предыдущем всё самое лучшее, самое ценное, чтобы не пришлось снова изобретать колесо и велосипед, или начинать всё с пепелища.

  5. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).
    «1645–1676 гг. — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».
    В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).
    В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.
    «В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».
    В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.
    «Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.
    Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».
    В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.
    «Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.
    Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».
    В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно- следственные связи между событиями.
    «Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно- следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.
    Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».
    В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.
    «Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.
    С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).
    Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).
    Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.
    Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.
    В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец — Михаил Федорович.
    Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».
    С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».
    Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия — не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», — утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».
    В целом, эпоха Алексея Михайловича — это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

    Последовательность действий

    В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

  6. С какого момента можно начинать историю России? С какого года можно уже говорить: «Россия»? Россия, а не что-то иное, не давняя Булгария, не Хазария, не страна варягов, не дикие безлюдные леса?
    История России начинается с тех лесных племен вятичей, кривичей, полян, радимичей, древлян и других, что еще в первом тысячелетии нашей эры умудрялись жить и выживать на Древней Руси. Любят современники обзывать их «дикими», не понимая, в каких условиях развивались они. Что толку рассказывать, мол, в Константинополе уже стояли на то время соборы и церкви, а русичи долбили в лесах деревянные ладьи и рубили терема из бревен, если русичи жили и строили свои маленькие города в условиях сурового северного климата, а византийцы и снег-то видали по месяцу в год?
    Любят у нас мерить историю России только материальным, а, возможно, в духовном смысле многие русичи добились больше, чем те же крестоносцы, сжегшие бесценные культурные богатства Константинополя?
    Новый этап начался с Крещением Руси, а затем со становлением централизованных государств: Руси Киевской, позже Руси Владимирской и Новгородской, а еще позже Московской. Мелкие княжества объединяются вокруг центра. Это уже цивилизованный строй, где есть границы с соседними государствами, школы, монастыри, где пишутся летописи, князь с дружиной отвечает за безопасность своего народа, и подчиненные сознательно платят дань князьям.
    И снова новый этап – Петр Первый решает, что достаточно уже считаться в мире заштатным патриархальным государством. Долой старые традиции, монастыри и бороды! Пора строить корабли, расширять границы и идти на восток, ведь там огромные, почти незаселенные земли Сибири, Дальнего Востока, Аляски, Камчатки, Сахалина…
    Наступает эпоха империй, и Петр Первый, молодой и горячий, решает не отставать от тенденций всего мира, становясь первым императором России. Он строит новую столицу, чтобы отойти подальше от боярских обычаев, засилья средневекового, церковной власти над собой…
    Наступает два века истории России императорской. Сложные: закон об отмене крепостного права доходил из центра до периферии лет 25, например. Многие россияне так и не осознали, что живут в огромной империи: некоторые крестьяне не выехали за жизнь дальше волости, копаясь в земле из года в год. С другой стороны, территория империи понемногу связывалась дорогами, а с конца 19-го века железные дороги стали связующими нитями между разными уголками империи.
    Россия советская и СССР… Паровозы едут все быстрее, и уже не месяц до Владивостока, а всего дней 10. Телеги и брички уже соседствуют с грузовиками и тракторами. Советское правительство старается подружить все народы страны между собой и создать образ советского человека: универсального и без национальности. В итоге «русскими» для всего мира становятся все жители СССР: от узбека до калмыка. Пожалуй, аналогично житель Африки пытался б объяснить в Москве, что он не из народа банту, а из народа тутси, например: для нашего обывателя все негры!
    И современная Россия… Сохранившая множество традиций культуры в процессе истории. Вобравшая активно и современные технологии, вышедшая в космос «впереди планеты всей», стратегический партнер ведущих держав мира: США, Китая, Индии, Германии и тд… Вы знаете, что новинкой технологий – Интернетом, в России пользуются уже 70 процентов населения? То бишь не пользуются им лишь младенцы и глубокие старики, в то время, как в некоторых странах Африки и Азии Интернет доступен пока что лишь верхушке страны, ученым да профессорам вузов?
    Какой путь ожидает Россию дальше? Перед россиянами стоят серьезные задачи. Первоочередная – это развитие суперсовременной медицины, фармакологии и доступности ее для всех. Вторая – дальнейшее развитие космических технологий, «мирного космоса». В этой сфере Россия всегда добивалась больших успехов на мировой арене (не зря в голливудских фильмах так любят показывать русских ученых, плохих или хороших, но фанатов своего дела), и было бы стыдно не развиваться в этом направлении.
    Россия всегда была богата людьми-самородками, мыслителями, изобретателями, гуманистами, но беда в том, что часто их заслуги оставались неоцененными. Поэтому и сейчас из страны идет «утечка мозгов» на Запад, к тому же теперь еще и в соседний Китай. Можно запретить выезд, закрыть границы, рубить сплеча, но это, по моему мнению, не выход: важно создать условия, чтобы лучшие умы хотели и желали работать на Родине. Думаю, это самая важная задача, которая стоит в историческом процессе развития России.

  7. Наука история человеку нужна для понимания процессов и законов, по которым живет общество. Знать историю полезно, каждому, чтоб не повторять распространенных ошибок предшественников, суметь, сравнив ситуации, сориентироваться и найти правильное решение.
    Также наука история очень помогает понимать других людей: их исторически сложившиеся верования, традиции, привычки, взгляды. Даже мировоззрение и менталитет народов в целом.
    История дает нам множество живых, готовых примеров причин и следствий, связей по типу «какие поступки и действия к чему приводят», примеров достижений и успехов.
    Например, создание Чингисханом великолепно оснащенной, боеспособной и дисциплинированной армии привело к завоеванию «половины мира», в том числе древнерусских земель. Одновременно с этим – е разрушению массы городов, гибели талантливых людей – ремесленников, ученых, художников средневековья.
    Еще наука история дает много успешных примеров для подражания, которые вдохновляют и мотивируют современника, толкают его на новые свершения. История расставляет точки над «и»: она показывает, кто прав, а кто неправ. Вот еще один пример из истории. Многим россиянам известно имя их соотечественника, ученого-самоучки, основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского. Он, позже названный «отцом русских ракет», публиковал свои исследования в те годы (в конце 19-го века, точнее), когда о космонавтике почти никто из населения планеты и слыхом не слыхивал.
    История в его лице дает отличный пример человека, усердно работавшего, будучи уверенным в своей правоте, несмотря на долгое полное отсутствие признания, опередившего свое время, заложившего фундамент для будущего, для нового развития общества.
    В конце концов, история просто рассказывает нам массу интересного: любопытных фактов, загадочных событий, парадоксов, смешных и позитивных случаев, раскрывает тайны, передает бесценный опыт поколений. Простая любовь к знаниям уже влечет человека к изучению истории.

  8. Настоящим я даю согласие Государственному бюджетному учреждению культуры «Липецкая областная универсальная научная библиотека» (адрес местонахождения: Российская Федерация, 398050, г. Липецк, ул. Кузнечная, 2) на обработку моих персональных данных, вводимых мной в поля форм на сайте библиотеки и данных, которые передаются в автоматическом режиме сайту в процессе его использования с помощью установленного на моем устройстве программного обеспечения в том числе: адрес электронной почты; IP-адреса устройств; технические характеристики оборудования и программного обеспечения используемого пользователем; данные файлов cookies; информация о браузере (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к сайту); дата и время доступа к сайту; адреса запрашиваемых страниц и иная подобная информация на любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с моими персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях и/или доступ к таким персональным данным, а также на передачу этих персональных данных в целях повышения качества обслуживания посетителей сайта.
    Настоящим я подтверждаю, что переданные мной Государственному бюджетному учреждению культуры «Липецкая областная универсальная научная библиотека» (далее ГБУК ЛОУНБ) персональные данные: имя, фамилия, отчество, сведения об адресах электронной почты являются достоверными и могут обрабатываться ГБУК ЛОУНБ с заявленной целью.
    Настоящее согласие на обработку персональных данных действует с момента представления бессрочно и может быть отозвано мной при представлении оператору заявления в письменной форме и в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *