Сочинение на тему по литературе

9 вариантов

  1. По русскому языку
    По литературе
    Алексин А.Г.
    Астафьев В.П.
    Астрид Лингрен
    Ахматова А.А.
    Блок Александр
    Борис Полеевой
    Булгаков М.Ф.
    Бунин И.А.
    Гайдар Аркадий
    Герои среди нас. Образ героя.
    Гёте Иоганн Вольфганг
    Гоголь Н.В.
    Гомер
    Гончаров И.А.
    Горький М.
    Грибоедов А. С.
    Грин А.
    Даниэль Дефо
    Доброта и милосердие
    Дом. Семья. Родители. Детство
    Домашние животные. Мой питомец
    Достоевский Ф.М.
    Драгунский Виктор
    Дружба. Любовь.
    Есенин Сергей
    Железников Владимир
    Жизненные ценности
    Жюль Верн
    История России в литературе
    Каверин В.
    Казаков О.А.
    Как я провел лето
    Каникулы!
    Карамзин Н.М.
    Кем быть? Разговор о профессиях
    Кино. Фильмы. Актеры
    Книга в моей жизни. Моя любимая книга.
    Короленко В.Г.
    Крылов И.А.
    Купер Ф.
    Куприн А.И.
    Лермонтов М.Ю.
    Лесков Н.С.
    Лиханов Альберт
    Марк Твен
    Маяковский Владимир
    Мольер Жан-Батист
    Москва – столица нашей Родины
    Носов Евгений
    О.Генри
    Островский А.Н.
    Паустовский Г.К.
    Погодин Р.П.
    Природа. Времена года. Погода.
    Пришвин М.М.
    Проспер Мериме
    Пушкин А.С.
    Распутин Валентин
    Рей Бредбери
    Родина моя – Россия!
    Рыбаков Анатолий
    Санкт-Петербург
    Сервантес М.
    Симашко М.Д.
    Слово о полку Игореве
    Солженицин А. И.
    Спорт. Здоровье.
    Счастье. Мечта (свободные темы)
    Твардовский Александр
    Толстой Л.Н.
    Топольскийй Гавриил
    Тургенев И.С.
    Тютчев Ф.И.
    Уэллс Г.
    Фонвизин Д.С.
    Фраерман Р.И.
    Ханс Кристиан Андерсен
    Хобби. Времяпровождение
    Чехов А.П.
    Чтобы помнили… – сочинения о войне и людях войны
    Шекспир Уильям
    Школа. Класс. Учитель.
    Шолохов М. А.
    Шукшин В.
    Эдгард По

  2. Сочинения-описания требуют от учащихся увеличенного внимания» установления внутренней зависимости и взаимосвязи описываемых явлений. В текстах-описаниях нет действия. Основой названного типа речи является изображение какого-либо явления действительности, перечисление и характеристика его основных признаков. Изображение предмета, явления, человека, животного, места и т.д. представлено статично. Сложность задачи автора — описать предмет таким образом, чтобы читатель (слушатель) смог узнать этот предмет среди других однородных, представить, нарисовать в своем воображении. Обращаем внимание учащихся на особенности разного вида описания: описание предмета, описание животного, описание внешности человека, описание природы и т.д. При описании раскрываются следующие вопросы: название предмета, общее впечатление; основные свойства, признаки предмета; отношение автора, вывод (не обязательно). Следует учитывать, что для научного описания характерны точность, последовательность, объективность, отсутствие эмоциональной характеристики. Задача автора научного описания — дать точную, объективную характеристику предмету, при художественном описании главное — нарисовать словами картину (описываемый предмет). В художественном описании преобладает яркая, образная характеристика предмета (явления), авторская эмоциональная оценка. При описании портрета, предметов большое значение придается словам качественной оценки — прилагательным, существительным с признаковым значением, причастиям. Главное для художественного описания — создать яркий образ описываемого предмета. Показать разницу в научном и художественном описании можно на сравнении текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям речи.

  3. XIX век
    Древнерусская литература
    Мифы
    О Великой Отчественной войне
    Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века
    Песни
    Поэты античной литературы
    Прочее
    Разное
    Русская литература конца 20 столетия
    Сатирическая проза 20-30-х годов
    Серебряный век русской поэзии
    Слово о полку Игореве
    Современная авторская песня
    Современные поэты
    Сочинения на свободную тему (5-11 кл)
    Тема любви
    Тема сталинизма в литературе
    Фольклор
    &#8226 Наверх &#8226
    До того, как начать писать сочинение на выбранную тему, прочитай наши советы и старайся следовать им!

    Вот несколько обязательных советов по написанию сочинения:

    Школьное сочинение состоит из предисловия, главной части и вывода.
    Предисловие и вывод – это тридцать процентов всего сочинения. Не более.
    Для хорошей работы составьте проект на черновике по нашим советам.
    Содержание сочинения обязано раскрывать главное – его тему.
    Сочинение не может быть обычным пересказом своими словами.
    Хорошо показать свою эрудицию и искусство сравнивать, задействуя в сочинении образцы из иных творений, из жизни. Хотя не переборщи с этим, не уходи от главной темы.
    Дели своё сочинение на абзацы и части – учителя любят это.

    Последовательность написания сочинения:

    Проект сочинения на черновике.
    Что делать в черновике? В мыслях задай себе вопрос об основной теме сочинения. Ответ на него и станет главной идей твоей работы. Запиши. Далее пиши пункты, по которым ты будешь двигаться в своем сочинении. Это поможет тебе лучше ориентироваться в чистовике. Не бойся что-то вычеркивать.
    Предисловие
    Предисловие очень важная часть сочинения – не забывай это. Есть разные варианты предисловия сочинения.
    Можно начать с описания времени, когда происходило действие произведения. Можно – вставить эпиграф из любого литературного произведения, тем самым подтвердив свою начитанность. Или, например, сравнить это произведение с каким-то другим. Также можно описать свой жизненный опыт. Экспериментируй!
    Главная часть
    Эту часть пиши, следуя проекту на черновике. Главное – постарайся конкретно дать ответ на тот самый вопрос, докажи его верность, подкрепляя это цитатами и собственным красноречием.
    Здесь можно использовать такие приемы, как спор с воображаемым оппонентом. И не дай этому оппоненту победить тебя, доказывай свою правоту. Приводи примеры. Побеждай!
    Вывод
    В этой части ты должен правильно и точно указать на главное из всего написанного в сочинении. Подумай, над проблемой вечности, так как любой писатель вкладывал в свое произведение и эту проблему тоже. Взгляни на то, как отразилось произведение на тебе самом и в целом современниках. Как оно изменило мир и почему. Что еще оно принесет людям. Залог успеха сочинения во много кроется в этой часть. Не поленись!
    Надеемся наши советы, помогут тебе грамотно, а главное – необычно написать сочинение на любую тему. Следуй им и все получится!
    Искренне Ваш, vsekratko.ru

    Еще несколько рекомендаций по написанию сочинения:

    «Тема не раскрыта полностью», «сочинение написано не на ту тему», «не доказана основная мысль сочинения», «выводы сделаны неправильные» — эти упреки постоянно слышит ученик при оценке его сочинения.
    Действительно, необходимо, чтоб ученик четко сформулировал для себя как непосредственно тему сочинения, так его основную мысль.
    Ученик, прежде чем приступить к написанию сочинения, должен четко представить, о чем он хочет и будет писать, какая цель его сочинения и как он будет вести свой рассказ. Одним словом, ученик, перед написанием сочинения, обязан определить тему, главную (основную) мысль и способ, каким материал будет изложен. Рассмотрим подробнее каждое из требований.
    Тема — это вопрос, на который нам предстоит ответить при написании сочинения. Также темой может быть проблема, которую мы затрагиваем. В общем все самое главное, о чем повествует сочинение.
    Главная (основная) мысль сочинения — это исчерпывающий ответ на заданный темой вопрос, нахождение решения поставленной проблемы или размышления о ей решении, если проблема не подразумевает решения.
    Материал в сочинении может быть изложен в самой разнообразной форме – здесь нет каких-либо ограничений. Это может быть и описание, и рассуждение, и повествование. Также можно смело сочетать эти формы, руководствуясь вкусом. Из жанров хороши для написания сочинения также все виды: хоть сравнительная характеристика, хоть отзыв или рецензия, хоть критическая статья или литературный портрет. Подойдут также: фельетон, эпистолярный жанр, репортаж, дневник, воспоминания, очерк, рассказ, и многие многие другие.
    Определившись с темой, главной (основной) мыслью сочинения, а также способом, каким сочинение будет рассказано, необходимо начать подбирать аргументы, при помощи которых будет
    ?

  4. Было то время, когда я сам сдавал ЕГЭ по литературе и хотел увидеть воочию те идеальные сочинения, за которые ставят максимальный балл. Нынешнему поколению я предоставляю эту возможность. Ниже представлены сочинения части С5. Авторы составители сочинений Е.Л. Ерохина, М.А. Аристова, Е.В. Зуева, Е.М. Крамчаткина. Год выпуска издания 2011.
    Жуковский В.А
    С какой целью В.А. Жуковский вносит русские фольклорные мотивы в традиционный балладный сюжет? (по балладе «Светлана»)
    Грибоедов А.С
    Кем является Чацкий: победителем или побежденным? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Можно ли утверждать, что Чацкий обречен на одиночество?
    Комедия или драма? (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Почему Фамусов и его гости так охотно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого?
    Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?
    Какую роль в раскрытии темы ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет образ Молчалина?
    В чем беда и вина Софьи? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Чацкий: победитель или побежденный?
    Есть ли «лишние герои» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    Пушкин А.С
    Как в лирике А.С. Пушкина соотносятся темы жизни и смерти?
    В чем проявляется избранничество поэта? (По лирике А.С. Пушкина)
    Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы — главная в лирике Пушкина?
    В чем смыл пушкинского определения: «Цель поэзии — поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина)
    Почему «Евгений Онегин» назван Пушкиным «свободным романом»?
    В чем новаторство образа автора в романе «Евгений Онегин»?
    Чем похоже и чем различается столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»?
    Почему именно дуэль Онегина и Ленского является центральным эпизодом сюжета романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    «Недуг» Онегина: проблема дворянина начала XIX века или «вечная проблема»?
    Как в образе Евгения Онегина воплощается традиционная для пушкинского творчества тема свободы?
    Как соотносятся интересы личности и государства? (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)
    Что является главной причиной изменения героев в романе «Евгений Онегин»?
    В чем заключается «разность» между Автором и героем в романе «Евгений Онегин»?
    С какой целью Пушкин в романе «Евгений Онегин» изображает особенности литературной жизни начала XIX века?
    Почему в финале шестой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
    Характер Татьяны: цельность или противоречивость? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    В чем заключается нравственный выбор героя в романе Пушкина «Капитанская дочка»?
    Почему в произведениях А.С. Пушкина одним из главных героев является стихия?
    Согласны ли вы с утверждением, что тема милосердия — ведущая тема в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
    Почему в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» русский бунт назван «бессмысленным и беспощадным»?
    Пугачев в изображении Пушкина: злодей или жертва исторических обстоятельств? (по роману «Капитанская дочка»)
    С какой целью в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изображает конфликт между героями разных эпох?
    Лермонтов М.Ю
    Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова)
    Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)?
    «Герой нашего времени»: роман или сборник новелл?
    Как вы понимаете слова В.Г. Белинского: «Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью»?
    Является ли Печорин трагическим героем?
    В чем заключается противоречивость характера Печорина?
    Что является самым важным для Печорина: честь, долг, совесть, свобода?
    С какой целью Печорин затевает любовную интригу с княжной Мери? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Является ли Печорин фаталистом? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Гоголь Н.В
    Почему «Мертвые души» — поэма?
    Почему Н.В. Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма?
    Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что «Чичиков — подлинный черт»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»?
    В чем заключается символизм повести «Шинель»?
    Трагичен или смешон Акакий Акакиевич? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
    С кем из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» соотносится понятие «хлестаковщина»?
    Островский А.Н
    В чем главное отличие Катерины от других жителей города Калинова? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Можно ли назвать Катерину трагической героиней? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Тургенев И.С
    В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
    Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?
    Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива?
    В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)
    Гончаров И.А
    На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    В чем причина бездеятельности Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
    Фет А.А
    Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?
    Некрасов Н.А
    В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?
    Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Салтыков-Щедрин М.Е
    В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?
    Достоевский Ф.М
    Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-нравственных исканий героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Чем «маленький человек» в изображении Достоевского отличается от своих литературных предшественников?
    Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся с главными событиями духовной жизни героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев?
    Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского — полноправный герой романа?
    Кто не заслуживает снисхождения автора в романе «Преступление и наказание»?
    Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении?
    Толстой Л.Н
    Кто из героев, по вашему мнению, ближе к толстовскому пониманию национального характера — Тихон Щербатый или Платон Каратаев?
    Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?
    Чехов А.П
    Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»?
    Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре»)
    Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования?
    Чем смешны и чем страшны герои в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»?
    Можно ли говорить о разрушении традиции изображения «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»?
    Кто, по-вашему, доктор Старцев, «белая ворона» среди обывателей или такой же, как они? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
    Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
    Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    В чем заключается символическое значение образа вишневого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»?
    Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности — «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    Бунин И.А
    Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
    Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична?
    Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»?
    Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени и психологии?
    Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма?
    Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала XX века?
    Горький М.
    Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне»)
    Шолохов М.А
    Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
    Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
    Булгаков М.А
    В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
    Другие сочинения по литературе

  5. Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.
    Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
    Вступление ? в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
    Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ? это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
    Заключение ? обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.
    Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

    Пример сочинения

    Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?
    (279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.
    Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.
    Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.
    В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

    Критерии оценки

    Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.
    Рекомендуемый объем ? 150 ? 200 слов.
    Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ? 1 балл. Сочинение написано не по теме ? 0 баллов.
    Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ? двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ? если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ? две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
    Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ? если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
    Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ? замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ? нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
    Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ? три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ? 0 баллов.
    Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ? 14.
    Автор: Алёна Бузькевич

  6. Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

    Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

    Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:
    Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
    Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
    Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
    Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
    Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
    Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
    Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

  7. Русская литература играет огромную роль в мировой культуре. Еще Горький справедливо замечал, что это «наша гордость». Сегодняшние школьники часто не знают, как писать сочинение на тему: «Русская литература», так как не обладают достаточными навыками и знаниями. В чем же заключено значение произведений наших писателей?Русскую литературу часто называют «вершиной мирового гуманизма». Все классики так не похожи друг на друга, каждый из них внес в развитие культуры свое, что живо до сих пор. Достаточно упомянуть имена Пушкина, Лермонтова, Островского, Достоевского, Толстого… Их знает весь мир. Это наши учителя и пророки. Это совесть нации.
    Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова с уверенностью можно назвать не просто писателями, но великими психологами. Их произведения реалистичны, они учат различать добро и зло. Право выбора есть у каждого человека, и классики показывают, к чему ведет неправильное решение. С их помощью человек способен понять, что такое соблазн и что он ведет к нравственному падению.
    И.С.Тургенева один из литературных критиков В.Г.Белинский охарактеризовал как писателя, раскрывающего «скорбь… русского народа». Кроме того, Тургенев чувствовал русскую природу и умел ее изобразить так, как иной художник не изобразит на полотне. Писатель раскрывал красоту женской души, ее величие, жертвенность и умение любить.
    И.С.Пушкин… Редкий человек не только в России – в мире не знает этого имени. Детство проходит под сказки поэта, юность – под его любовную лирику, более зрелые годы встречают с прозой Пушкина. Он видел все аспекты русской жизни и умело, тонко раскрывал их в своих произведениях: будь то русская зима или народные традиции, политика или любовь. Не даром Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Многие вопросы, поднятые в творчестве поэта, актуальны и сегодня.
    А Ф.И.Тютчев или А.А.Фет? Это поэты-художники, запечатлевшие неповторимые мгновения русской природы. С раннего детства люди слушают их пейзажную лирику и учатся ценить окружающую их красоту. Это играет огромную роль в воспитании эстетического чувства. Описания природы в стихотворениях поэтов просты, но точны.
    Стоит упомянуть и о Н.А.Некрасове. Простая и вместе с тем могучая душа русского народа воплощена в каждой строке его стихотворений. Некрасов – первый гражданский поэт в России, призывающий не терпеть, восстать против произвола чиновников. Он знал жизнь народа изнутри.
    Многому, о чем говорит поэт, он был свидетелем лично. Так, события, описанные в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», Некрасов наблюдал практически каждый день, ведь жил он как раз напротив такого подъезда. Нельзя не сказать и трагической судьбе русской женщины в творчестве поэта, о том, с каким сочувствием он писал о ней.
    Русская литература учит быть не просто человеком, а Личностью. Поэтому не стоит расстраиваться, получив домашним заданием сочинение на тему «Русская литература». Как писать его, подскажет опыт, полученный при чтении.
    Статьи

  8. Что такое сочинение на литературную тему.
    Сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕ­НИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассу­ждения ученика по поводу того,
    • как изображён тот или иной литературный персонаж;
    • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характери­зует;
    • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
    • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.
    Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).
    Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.
    Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.
    Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения – своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика – её доказательство
    И действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказыва­ем теорему по геометрии: дано – требуется доказать – доказательство – подведе­ние итогов.
    Дано – это тема сочинения.
    Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нём ученик, произведя поня­тийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.
    Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:
    • анализ конкретных литературных фактов;
    • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.
    Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочине­ния: итоговый вывод из написанного.
    Композиция сочинения.
    Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Устойчивое выражение «Все чин-чином идёт», то есть во всем наблюда­ется порядок, свидетельствует об этом.
    Следовательно, этимология слова «сочинение» показывает, что написать сочине­ние – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, а изложить их в строго определённом порядке.
    Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Во вступленииобозначается тезис, который необходимо будет доказать в основ­ной части.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *