Сочинение на тему почему катерина полюбила бориса

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Хочешь-добьешься

    Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла – драма
    “Гроза”, и только 10 лет спустя – “Бесприданница”.
    Вся прелесть драмы заключается в образе Катерины… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала.
    Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
    Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие
    Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
    Автор сравнивает Катерину с птичкой, потому что она жила в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет.
    Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над
    “темным царством”.
    Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она – оппонент Катерины.
    Главное ее правило: “делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”.
    Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”.
    Ложь для нее – норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: ”Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”.
    Варвара: ”Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
    Муж Катерины Кабановой Тихон – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке бесчеловечно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим, но в Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа.
    Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по- настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает
    Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала:
    “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова
    Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть.
    Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.
    Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов
    Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

  2. Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается «живой» положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Островского — единственное, что есть хорошего в том темном мире, «темном царстве» мещанства, что окружает ее. Стремление летать — вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, ‘выход из ловушки для нее был только один.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
    Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
    Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
    После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо».
    Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

  3. Замечательные и справедливые слова сказал о пье­се «Гроза» в своем письме А. Н. Островскому В. П. Бот­кин: «Никогда вы не раскрывали так своих поэтиче­ских сил, как в этой пьесе… В «Грозе» вы взяли такой сюжет, который насквозь исполнен поэзии,— сюжет, невозможный для того, кто не обладает поэтическим творчеством… Любовь Катерины принадлежит к тем же явлениям нравственной природы, к каким при­надлежат мировые катаклизмы в природе физиче­ской…».
    Итак, Катерина влюблена в Бориса. Прочитав эту строчку, можно только вздохнуть: «Что ж, любви все возрасты покорны…», а можно глубоко задуматься, потому что любовь к Борису стала для героини «Гро­зы» настоящей трагедией, усилив ту драму, которую она переживала, оказавшись в «темном царстве».
    Катерина — девушка тонкая, мечтательная, по­этичная. Это человек высоконравственный, просто­душный, безыскусный в отношениях с людьми. Она не умеет лгать, притворяться, скрывать свои чувства. Чувствует она глубоко, поэтому, раз увидев Бориса и полюбив его, уже не может ничего с собой поделать. «Разве я хочу об нем думать? — рассуждает она.— Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни заду­маю, а он так и стоит перед глазами». Для замужней Катерины, верной своему мужу и набожной, эта лю­бовь становится настоящей нравственной пыткой. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда тол­кает, а удержаться мне не за что»,— так описывает она свое состояние.
    Будучи доброй, Катерина жалеет мужа, которого никогда не любила и не любит, с которым она никогда не сможет быть счастливой. Он слабый, безвольный человек, позволяющий унижать себя на глазах жены.
    Борис и Катерина не могут видеться, потому что за­мужних дам держат в Калинове под семью замками. Разрешить проблему берется сестра Тихона, Варвара, для которой давно не существует никаких нравствен­ных преград. «И я не обманщица была,— говорит она о себе,— да выучилась, когда нужно стало». Едва ли у Катерины получилось бы освоить эту науку.
    Поначалу сопротивляясь, Катерина все-таки при­нимает услуги Варвары. Она не может больше нахо­диться в удушливой атмосфере ханжества, несвобо­ды, самодурства, да и свою любовь побороть не в си­лах. Героиня идет на великий грех — решается встретиться с Борисом. Судьба благоволит этому: Ка­баниха отправляет сына из дому. Сложившуюся си­туацию Катерина переживает мучительно, но преодо­леть ее она не может. Несколько встреч с Борисом ос­вещают ее жизнь лучами счастья, но ненадолго.
    Борис находится в зависимом положении от своего дяди, купца Дикого. Он сирота, а бабушка его в заве­щании распорядилась о том, чтобы долю наследства Борис получил только после совершеннолетия и толь­ко при условии почтительного отношения к дяде, что в принципе невозможно. Не потому что Борис не ува­жителен к старшим, а потому что на Дикого, властно­го, грубого, бессовестного и хитрого человека, уго­дить невозможно. Тем не менее Борис продолжает жить в доме дяди, терпеливо снося все оскорбления. В его характере нет той силы, которая помогла бы ему превозмочь обстоятельства.
    Попав в Калинов, Борис, так же как и Катерина, чувствует себя неуютно. «Больно трудно мне здесь, без привычки-то! — говорит он. — Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Неожиданной напастью для него становится лю­бовь. «Загнан, забит,— восклицает он,— а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».
    Борис не может побороть свои чувства. «Уж я коли полюбил…»,— говорит он, открывая свою тайну Куд­ряшу, и не заканчивает фразу, потому что и так все ясно. Однако и первого шага он сделать не может. Варвара оказывается куда проворнее его. Борис при­нимает ее услугу, а вот ответить за содеянное не умеет. Наказанный дядей, он послушно отправляется в Си­бирь. На просьбу Катерины взять ее с собой Борис от­вечает отказом — он дяди остерегается. Борис факти­чески предает Катерину, бросая ее в таком положе­нии.
    Героиня оказывается сильнее Бориса. Именно она, не умеющая лгать, во всеуслышание говорит о своей любви. Она бросает вызов «темному царству», кинув­шись в бездну. Борис, конечно, сочувствует Катерине, но единственное, чем он оказывается в силах ей по­мочь,— это пожелать ей смерти.
    Островский показал Катерину женщиной, которая «забита средой», но вместе с тем он наделил ее поло­жительными качествами сильной натуры, способной до конца противостоять деспотизму. О Борисе же кри­тик Н. Добролюбов говорил, что он тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силу делать пакости… но оно не дало ему силы проти­виться пакостям, которые делают другие…».

  4. Предыдущая Следующая
    ляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои
    мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина
    в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И
    любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть,
    как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что
    почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был
    бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает
    грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла
    чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и,
    наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная,
    что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты
    меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно
    гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем/ Катерина очень боится
    надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина”
    боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже
    мысль о любви к постороннему человеку — грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть
    частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и
    Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным.
    «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон
    простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя
    боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Женщину мучают два
    вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому
    изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом
    из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все
    равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо».
    Предыдущая Следующая

  5. Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения — конфликт героини с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, благодаря мастерству драматурга Островского.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Жила она в деревне. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Вставала она рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
    Итак, Катерина росла счастливой, романтичной, но довольно ограниченной девушкой. Должного образования она не получила. Ее основные черты – набожность и избыток любви. Она любила все и всех вокруг: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. И самое главное в образе Катерины – ее мечтательность, ее обособленность от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй натурой, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то становилась непокорной и упрямой и защищала себя от того постороннего, чужого, что могло потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
    После замужества жизнь Катерины изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и при-земленности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно, за кого выходить замуж. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Ей остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но. жить ей становится все труднее, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где царят унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он покидает Катерину, уезжая на время, чтобы нагуляться вволю, молодая женщина становится совсем одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ хвастливо свои качества «настоящего мужчины», как Паратов из «Бесприданницы», и даже не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, она не давала Катерине окончательно зачахнуть, поддерживала ее. Она решилась на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость и заявившим о своих элементарных правах. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему для нее более невозможно. Она принесла чистоту своей совести в жертву духовной свободе и Борису.
    Идя на этот шаг, Катерина уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина помутнения ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Она страшилась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина.
    Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катерина боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации
    Катерина считает смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою Душу.
    Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере героини все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что она составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто еще, кроме русского человека, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь самим собой, внутренне свободным, а не рабом.

  6. Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка. Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость жизни, надеется на что-то прекрасное, чего до сих пор у нее не было. Катерина испытывает столь сильное чувство впервые. Девушка была выдана замуж насильно за нелюбимого человека. Дальнейшая жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному Тихону.
    Катерина искренне пытается полюбить своего мужа. Но, видно, не судьба. Тем более что постоянное присутствие жестокой свекрови не способствует появлению романтики в отношениях Тихона и Катерины. А Катерина — натура романтичная и мечтательная. Девушка с детства была очень эмоциональной. Как известно, люди впечатлительные и эмоциональные не могут жить в атмосфере серости и уныния. Им необходимо радоваться жизни, наслаждаться ее проявлениями, чувствовать красоту бытия.
    Катерина долгое время пытается приспособиться к укладу жизни в семье Кабановых. Но потом не выдерживает. Ее любовь к Борису — это своеобразный протест против угнетения, унижения и рабства. Каким видит Катерина Бориса? Разумеется, он кажется ей совсем не похожим на Тихона и на большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбившись, склонен идеализировать предмет своей любви, и, конечно, Катерина не является исключением. Она идеализирует своего любимого, он представляется ей более сильным, благородным и возвышенным, чем есть на самом деле.
    Каким же в действительности является Борис? В самом начале произведения мы узнаем его историю. Отец Бориса происходил из купеческого рода. Но женился он на “благородной”, то есть женщине дворянского происхождения. Отец и мать Бориса жили в Москве, ведь не могла же благородная и образованная женщина терпеть порядки, царившие в городе Калинове? Борис говорит: “Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось”.
    Родители дали Борису и его сестре завидное воспитание. Разве могли они подумать, что дети их вынуждены будут общаться с родней, известной своей тупостью, ханжеством и злобой? Борис рассказывает о своей жизни Кулигину, и читатель ясно чувствует, насколько тяжело молодому человеку было привыкнуть к новому образу жизни: “Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие”.
    Дядей Бориса оказался тот самый помещик Дикой, о котором буквально ходят легенды, одна другой страшнее. Он и жесток, и жаден, и зол. Дядя всячески издевается над своим племянником. А тот ничего не может ему противопоставить. В этом и кроется трагедия молодого человека. Он получил “тепличное” воспитание, его с детства холили и лелеяли. И у него недостает душевных сил и твердости характера, чтобы бороться со сложными обстоятельствами, в которых он оказался.
    Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже своей жизнью. У Бориса же не хватило смелости помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти.
    С самого начала Борис знал, что любовь к замужней женщине — преступление. Он давно заметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда у Бориса заходит разговор с Кудряшом о любви, тот говорит ему о местных нравах: “У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. И тут-то Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш уговаривает его бросить эту затею, потому что такая любовь должна быть под запретом. “Ведь это значит, — говорит Кудряш, — вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич!”
    Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет погубить любимую женщину: “Сохрани господи! Сохрани меня, господи! Нет, Кудряш, как можно! Захочу ли я ее погубить! Мне только бы видеть ее где-нибудь, мне больше ничего не надо”.
    Почему Кудряш так уверен, что любовь к замужней женщине означает для нее гибель? Потому, что он всю жизнь живет в городе Калинове и знает о существующих в нем порядках. Женщина, которая решилась на измену, уже никогда не будет спокойно жить. Ее осудит всякий, кто будет осведомлен о таком позоре. Поэтому Кудряш пытается объяснить Борису: “Как, сударь, за себя поручиться! А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят”.
    Но Борис не придает словам Кудряша должного значения. Его в меньшей степени беспокоит судьба любимой женщины, на первом месте для него стоит его каприз. Конечно, нельзя осуждать Бориса слишком строго. Ведь вырос он в цивилизованной Москве, где, как известно, царили совсем другие законы. Поэтому не может до конца осознать, насколько порядки в городе Калинове отличаются от столичных. И он решает во что бы то ни стало добиться встречи с любимой женщиной.
    Борис при всем своем уме и образованности не может понять бесхитростную и простую Катерину. Она говорит ему: “Знаешь, что? Теперь мне умереть
    вдруг захотелось!” Катерина вкладывает в свои слова глубокий смысл. Она в глубине души понимает, что жизнь в том виде, какой была раньше, кончилась. Теперь она перешла черту, навсегда отделившую ее от прежней жизни. И подобная метаморфоза вполне может привести к смерти. Но Борис отвечает ей слишком просто и банально: “Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?” Он прежде всего оценивает настоящий момент. Именно сейчас он счастлив, он уверен в себе, ему нравится, что рядом находится любимая женщина. Сейчас действительно все хорошо. А что будет дальше, его не интересует.
    Катерина так искренне признается ему в любви, что это вызывает самые трогательные чувства у читателя. Катерина не скрывает своих чувств совершенно. Героиня раскрывает свою душу, не думая о последствиях, она говорит любимому: “Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; ты иди хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы”.
    Примечательно, что на такое искреннее, волнующее до глубины души признание Катерина слышит вполне рациональный, прагматичный вопрос “Надолго ль муж-то уехал?”
    Катерина открыта миру, как дитя. Она отдает всю себя, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле мелкий эгоистичный человек, думающий только о себе. Любовь Катерины для него — это всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует, исключительно поддавшись силе страсти. Когда Борис узнает, что муж Катерины уехал на две недели, он радуется: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Эти простые фразы как нельзя лучше говорят о его отношении к Катерине и их связи.
    Когда возвращается Тихон, Варвара прежде всего обращается к Борису. Она рассказывает ему о преждевременном возвращении брата и спрашивает совета. Измена мужу оказалась для Катерины слишком сильным эмоциональным потрясением. Варвара искренне переживает за Катерину, которая стала ей близкой подругой. Она говорит о ней: “Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?”.
    Борис почти равнодушно отвечает: “Да, может быть, пройдет это у нее!”. Если в начале драмы у читателя могла возникнуть какая-то симпатия по отношению к Борису, то теперь об этом уже не может идти речи. Борис представляется черствым, равнодушным, думающим только о себе человеком. Катерина сделала неверный выбор и подарила свою любовь совершенно недостойному человеку.
    Борис покоряется воле своего дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины со своим любимым показывает, насколько тяжело женщине и как при этом сдержанно ведет себя Борис. Он говорит: “Что обо мне-то толковать! Я вольная птица”.
    Слова Бориса кажутся чудовищными: “Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!”. И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее судьбу, хотя бы утешить. Борис просто желает ей смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего лишь десять дней!
    Беру!

  7. Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Островского — единственное, что есть хорошего в том темном мире, “темном царстве” мещанства, что окружает ее. Стремление летать — вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
    Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
    Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
    После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время,
    покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”.
    Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
    Беру!

  8. Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается «живой» положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Островского — единственное, что есть хорошего в том темном мире, «темном царстве» мещанства, что окружает ее. Стремление летать — вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве; Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно .контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
    Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
    Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
    После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства свое$ матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем/ Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина” боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо».
    Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично,’ едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

  9. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
    радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
    слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
    жестокости и опущенности.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
    она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
    Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
    создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
    посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
    природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
    не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
    возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа
    любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но
    искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на
    шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В
    Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
    заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
    самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
    хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
    чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем
    одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса?
    Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
    атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
    давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
    хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
    во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
    странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
    могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
    себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
    ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
    домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
    будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
    ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу –
    все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо.. . нехорошо”
    Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
    свою душу.

  10. Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, евро­пейской одеждой, образованностью. Не зная его внутрен­него мира, Катерина создает в своей душе образ, непохо­жий на реального Бориса своими качествами, но способ­ный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.
    Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: «Мы с сестрой сиротами и остались». А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде — самодуру и грубияну, но самому богатому в городе челове­ку — Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими день­гами. И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, бу­дучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки.
    Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней жен­щине, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но свободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите… А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят… Только вы смотрите — себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у сво­его чувства, и в этом сказываются его бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров и четких нравственных принципов.
    Для искренней и глубоко религиозной Катерины лю­бовь к Борису — это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего кон­фликта, совесть ее неспокойна. Однако в Борисе Катерина видит сильную личность, способную дать ей поддержку и защиту, освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи. Любовь Катерины — сильная, глубокая, самозабвенная, в жертву этому чувству девушка готова принести даже соб­ственные моральные принципы: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
    И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради люби­мого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не изменяет себе. Материал с сайта //iEssay.ru

  11. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная
    идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”,
    царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
    конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
    душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
    сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
    получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
    Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не
    чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
    вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
    матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
    странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
    снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
    сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
    шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
    вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
    Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
    ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
    любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
    церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
    самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
    остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
    не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
    замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
    церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
    можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
    доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе.
    противоречило ее
    идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
    себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
    было и в случае с лодкой.
    После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
    радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
    слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
    жестокости и опущенности.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
    она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
    Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
    создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
    посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
    природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
    не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
    возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа
    любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но
    искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на
    шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В
    Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
    заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
    самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
    хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
    чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
    одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
    мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
    И любовь к Борису была этим чистым, не
    давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
    Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
    человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
    против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
    совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
    нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
    конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела
    насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
    свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис –
    причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
    Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
    Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
    совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
    Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
    человеку – грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
    хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
    во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
    странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
    могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
    себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
    ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
    домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
    будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
    ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу –
    все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо…
    Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный,
    русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
    на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
    Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
    не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
    природой, с Богом.
    Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
    Способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения,
    Оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *