Сочинение на тему почему катерина решила свести счеты с жизни

8 вариантов

  1. Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, “Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.
    В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни. Основные действия пьесы происходят в городе Калиновце. В этом городе царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы.
    Главная героиня пьесы это Катерина. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки. Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Ее характер дает ей опору от постоянных напастей Кабанихи, зная свою правоту и невинность она старается противостоять ей. Но не найдя союзников в этом темном царстве противостоять Кабанихе становится все сложней.
    Слова Тихона перед отъездом ранили Катерину. Она была готова любить и уважать своего мужа, если бы только он мог ей дать для этого малейший повод. Но Тихон слаб и безволен. Он не представляет собой ничего, безумно боится своей матери, предпочитает ей не перечить и напиваться при любой возможности. Но в душе Катерины по-прежнему есть жажда любви. И со всей душевной искренностью героиня влюбляется в Бориса. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, не похожим на окружающих. Катерина тяжело переживает свою тайную страсть. Ведь измена – большой грех, это претит ее чистой душе. Сознание совершенного греха еще больше мучает героиню. В ее душе произошел трагический надрыв. Измена не только грех с точки зрения христианства, но и предательство ее собственных устоев, представлений о морали, добре и зле. Возможно, у Катерины еще был шанс на счастье. Она умоляла Бориса увезти ее из этого города. Но Борис слишком озабочен своим наследством. Он не смеет перечить дяде. Героине уже нет спасения. Она признается в измене, понимая, что жить так больше не сможет. Трагедия положения Катерины заключается в безысходности. И вот Катерина решается на самоубийство. Но что это было? Проявление слабости? Нет. Самоубийство героини — это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервые в «темном царстве» блеснул «светлый луч». (След глава)Пьесы А. Н. Островского — это пьесы подлинной правды, истинной жизни. Драма “Гроза” имела особо важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.
    Добавил: OleinikDen

  2. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд.
    Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: “Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю”. Но это была “воля”, совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: “Да ведь у нас то же самое”. “Да здесь все как будто из под неволи”, – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.
    Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь (“Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…” – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: “Мне жалко его очень!” И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.
    Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
    Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
    Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

  3. Главная
    Рефераты – Разное
    Островский а. н. – Почему погибла катерина – сочинение
    Островский а. н. – Почему погибла катерина
    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» – значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина – натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность – это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения- совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие – из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные – о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть – он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», – говорит она. Это новое смутное чувство – просыпающееся чувство личности – принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» – делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», – признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование – в силу объективных условий жизни – не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  4. Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и «ессилен противостоять ее деспотизму.Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  5. Островский А. Н.

    Сочинение по произведению на тему: Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал. Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить.». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь. было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  6. Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, “Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.
    В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни. Основные действия пьесы происходят в городе Калиновце. В этом городе царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы.
    Главная героиня пьесы это Катерина. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки. Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Ее характер дает ей опору от постоянных напастей Кабанихи, зная свою правоту и невинность она старается противостоять ей. Но не найдя союзников в этом темном царстве противостоять Кабанихе становится все сложней.
    Слова Тихона перед отъездом ранили Катерину. Она была готова любить и уважать своего мужа, если бы только он мог ей дать для этого малейший повод. Но Тихон слаб и безволен. Он не представляет собой ничего, безумно боится своей матери, предпочитает ей не перечить и напиваться при любой возможности. Но в душе Катерины по-прежнему есть жажда любви. И со всей душевной искренностью героиня влюбляется в Бориса. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, не похожим на окружающих. Катерина тяжело переживает свою тайную страсть. Ведь измена – большой грех, это претит ее чистой душе. Сознание совершенного греха еще больше мучает героиню. В ее душе произошел трагический надрыв. Измена не только грех с точки зрения христианства, но и предательство ее собственных устоев, представлений о морали, добре и зле. Возможно, у Катерины еще был шанс на счастье. Она умоляла Бориса увезти ее из этого города. Но Борис слишком озабочен своим наследством. Он не смеет перечить дяде. Героине уже нет спасения. Она признается в измене, понимая, что жить так больше не сможет. Трагедия положения Катерины заключается в безысходности. И вот Катерина решается на самоубийство. Но что это было? Проявление слабости? Нет. Самоубийство героини — это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервые в «темном царстве» блеснул «светлый луч». (След глава)Пьесы А. Н. Островского — это пьесы подлинной правды, истинной жизни. Драма “Гроза” имела особо важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.


  7. Сочинения по литературе:
    Почему погибла катерина

    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза»,
    окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты
    ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же
    заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была
    случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла
    Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее
    натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее
    обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером.
    В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит
    не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств:
    искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.
    Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки
    формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве,
    воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила,
    «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на
    ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь
    «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение
    странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней
    впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое
    возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая
    и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного
    духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина,
    по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка
    духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в
    ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое,
    драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное
    царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто
    из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь
    выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из
    числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много
    слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине
    мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую
    минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и
    оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон
    по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему
    понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее
    душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках,
    беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее
    деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла»,
    только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда
    сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с
    обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить
    стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура
    героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое
    необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это
    новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее
    форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть
    некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой
    и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами,
    образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего
    дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По
    убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье»,
    в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость
    характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства,
    всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих
    поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и
    правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного
    царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как
    советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней
    борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а
    удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг
    нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой
    оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет
    дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое
    делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она
    больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности
    летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что
    «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине
    и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым
    требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных
    условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким
    утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и
    потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит
    трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.
    Сочинения по литературе:
    Островский А. Н.
    Луч света в темном царстве
    Отчего люди не летают
    Решительный, цельный, русский характер катерины
    Я любви искала и не нашла
    “Отчего люди не летают!”.
    “Темное царство” в пьесе А. Островского “Гроза”
    «Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия
    «Луч света» и «Темное царство» в пьесе «Гроза»
    «Отцы» и «Дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся»
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза» дикой и кабаниха
    «Темное царство» в пьесе островского «Гроза»
    А) дикой и кабаниха. Основные черты самодурства.
    А) что отличает катерину от обывателей города калинова
    А. Н. Островский
    А. Н. Островский. *Снегурочка*.
    А. Н. Островский. Путь греха катерины кабановой и катерины измайловой
    Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского
    Авторские ремарки в пьесе А. Н. Островского
    Александр николаевич островский
    Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского *Гроза*.
    Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни*. Л. Н. Толстой.
    Был ли выход у катерины кабановой
    Быт и нравы «Темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы города калинова
    Быт и нравы города калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
    Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского *Гроза*
    В 1878 Г. Островским была написана одна из его известнейших пьес, *Бесприданница*
    Варвара и катерина в драме А. Н. Островского “Гроза”
    Великий русский драматург
    Второстепенные персонажы в драме островского *Гроза*.
    В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»
    В чем заключается символический смысл заглавия пьесы *Гроза*
    Вызов дикой силе
    Героини А. Н. Островского
    Героиня пьес островского *Гроза*, *Бесприданница*, *Снегурочка*
    Город калинов
    Город калинов. Климат, географическое положение и обычаи
    Дикой и кабаниха
    Дикой и кабаниха. Основные черты самодурства
    Дикой и кабаниха — «Самодуры русской жизни»
    Дикой и кабаниха — основные черты самодурства
    Душевная драма катерины
    Душевная драма катерины.
    Душевная драма катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
    Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Женские образы
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»
    Жертвы *Темного царства* в пьесе *Гроза
    Жестокие нравы города калинова
    Жизнь города калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Значение второстепенных персонажей в драме островского *Гроза*
    Значение ремарки в пьесе А. Н. Островского
    Идея обреченности *Темного царства* в драме *Гроза*
    Идея обреченности «Темного царства» в драме «Гроза»
    Изображение купеческого быта и нравов вдрамеа. Н. Островского «Гроза»
    Каким представляла катерина бориса, и каким он оказался
    Катерина – луч света в темном царстве
    Катерина – луч света в темном царстве
    Катерина в кругу героев пьесы
    Катерина и борис в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина и варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина и варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе
    Катерина и лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Катерина и лариса кто сильнее
    Катерина и марфа игнатьевна кабановы в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Красота души катерины
    Кто же катерина слабое существо или сильная женщина
    Луч света в темном царстве.
    Любовь или неспособность выстоять в мире «Золотого тельца»
    Люди с горячим сердцем
    Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского *Гроза*
    Мир героев островского
    Можно ли кулигина считать положительным героем
    Молодое поколение в драме «Гроза»
    Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Народные истоки характера катерины
    На чьей стороне драматург
    Новаторство А. Н. Островского
    Нравы дома кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза».
    Обличение чиновничества на страницах пьесы А. Н. Островского«Доходное место»
    Образ «Жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского
    Образ екатерины, его идейный смысл в драме А. Н. Островского *Гроза*
    Образ катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского «Гроза».
    Особенности конфликта в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
    Особенности конфликта в пьесе А. Н. Островского
    Осуждение нравственной слабости драме отровского «Гроза»
    Отражение времени на страницах произведений xix века
    Повторит ли варвара судьбу своей матери
    Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского
    Последнее свидание катерины с борисом
    Почему добролюбов назвал характер катерины “Русским сильным характером”
    Почему катерина – «Луч света в темном царстве»
    Почему катерина названа добролюбовым «Лучом света в темном царстве»
    Почему кулигина нельзя назвать «Лучом света в темном царстве»
    Почему Н. А. Добролюбов назвал катерину *Сильным русским характером*
    Почему Н. А. Добролюбов назвал катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «Сильным русским характером»
    Почему Н. Добролюбов назвал катерину “Сильным русским характером”
    Почему погибла катерина
    Почему страдала в семье кабановых впечатлительная и пылкая катерина
    Поэтическая сказка А. Н. Островского «Снегурочка»
    Преступление и наказание катерины кабановой и катерины измайловой
    Причины гибели катерины
    Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза»
    Проблема покаяния в пьесе А. Н. Островского
    Проблематика пьесы островского “Гроза”
    Проблема человеческого достоинства
    Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»
    Проблемы нравственности в пьесах А. Н. Островского
    Протест катерины в драме А. Островского “Гроза”
    Прощание катерины с тихоном.
    Психологизм драмы А. Н. Островского *Бесприданница*
    Пути греха катерины кабановой и катерины измайловой.
    Пьеса А. Н. Островского «Гроза»
    Пьеса А. Н. Островского «Лес»
    Роль внутреннего монолога в создании характера героя.
    Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Роль природы в переживаниях действующих лиц
    Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии xix века.
    Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского
    Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского
    Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии xix века.
    Русский характер катерины
    Русское купечество в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Семья и общество в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Сила характера катерины
    Сила характера катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Сила характера катерины и трагическая острота ее конфликта с *Темным царством* в драме А. Н. Островского *Гроза*. Образ катерины в оценке Н. А. Добролююбова
    Символика в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Символика имен в пьесах А. Н. Островского “Гроза”, “Бесприданница” и “Лес”.
    Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Слабые и сильные характеры в драме гроза
    Смысл названия драмы «Гроза»
    Смысл названия драмы А. Н. Островского *Гроза*
    Смысл названия драмы А. Островского “Гроза”
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Способы отражение авторского взгляда на мир в комедии А. Н. Островского
    Судьба бесприданницы
    Судьба и душевная трагедия катерины
    Судьба катерины
    Судьбы дворянства в комедии А. Н. Островского «Лес»
    Тёмное царство в драме островского «Гроза» дикой и кабаниха.
    Такие разные женские лица
    Театр в театре в комедии А. Н. Островского «Лес»
    Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского
    Темное царство* в драме А. Н. Островского *Гроза* дикой и кабаниха.
    Темное царство в драме *Гроза*
    Темы «Горячего сердца» и «Темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Трагедия женской судьбы (по пьесе А. Н. Островского)
    Трагическая судьба ларисы в «Темном царстве»
    Фольклорная основа пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»
    Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского “Гроза”
    Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Характеры «Темного царства» в пьесах А. Н. Островского
    Хозяева и жертвы “Темного царства”
    Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Художественные функции пейзажа в пьесах А. Н. Островского *Гроза* и А. П. Чехова *Вишневый сад*
    Что означает самоубийство катерины – ее победу или поражение
    Чья точка зрения мне ближе
    Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем в целые годы*. Ф. Достоевский.
    Как понимал счастье корчагин и как понимаю его я
    О комедии А. Н. Островского “Горячее сердце”
    Павел корчагин и его героическое поколение в романе Н. Островского «Как закалялась сталь»
    Проблема авторства романа “Как закалялась сталь”
    Уроки жизни романа Н. Островского *Как закалялась сталь*,
  8. Это самое “любимое” занятие русских классиков – искать “героя нашего времени”. Поиск своего героя Островский проводит на Катерине. Катерина представляет собой женский образ, вступивший в борьбу с темной силой и обрекает себя на неминуемую смерть. Среди жертв Катерина выделяется открытым характером, смелостью и прямотой. Все написанное мною в сочинении и является причиной дальнейшей судьбы Катерины.
    Катерина – молодая замужняя женщина, родилась и провела детство в другом городе или деревне в кругу своей матери. Екатерина была в детстве свободна и летала как птица. Маменька в ней души не чаяла, одевала меня как куклу, работать не принуждала. Выйдя замуж за сына самодурихи, этот огонек погас. Живя в доме Кабанихи, личность Катерины подавляется. Катерину унижает все, то есть Кабанова. Кабанова – одна из представителей этого мрачного темного уголка, и считал, что он единственный. Она показывает всем, что она святая, и хочет, чтобы таковыми являлись все. Кабанова жила и заставляла жить Катерину по книге о домоводстве. Это все равно что затащить луч света в темное царство. Недаром говорит русская пословица, что дом для женщины – каторга.
    Ко всему прочему добавляется костер любви к Борису, в который постоянно кто-нибудь подливает масла Представление о любви у Катерины коренятся в патриархальном представлении о любви, как о преступном, бесовском наваждении, так как Катерина – женщина патриархального уклада и она была преданна всем сердцем своему мужу Баранову. А Тихон сам по типу маленький человек. Жестокая Кабаниха подавила в своем сыне все, что присуще мужчине. Он ищет маленькую дырочку, чтобы вырваться и жить нормальной жизнью. Фактически Кабанов променял жену на возможность напиться. Он отказывается ее понимать, и под воздействием Варвары она совершает грех. И далее, изменив Тихону, в душе Катерины возникает внутренний конфликт, все начинает рушиться, как карточный домик.. Катерину я бы сравнил с чайником, который стоит на огне, где огонь – ревность мужа и Кабаниха. Чайник закипает, закипает, а потом вода проливается и…
    Катерина изменяет мужу во время его отъезда с Борисом. Только мимолетный роман с Борисом встрепенул ее, но и то, мучась от переживаний, она рассказала о своем приключении мужу… И она не смогла скрыть свои чувства от злейших врагов, прежде всего от Марфы Игнатьевны. Она, как человек, по внутреннему укладу отличающийся от своих сверстников, молодых жителей Калинова, не приемлет ложь и приспособленчество, которые люди ее окружающие приняли как неотъемлемую часть своей жизни. Измена мужу тоже был большой грех. Некоторые, наверно, конечно, изменяли в браке, но их это не пугало.
    Екатерина думает о Грозе, что эта кара Божья, и все время прячется от нее и, когда над городом гроза, с ней происходят самые страшные вещи. Именно во время грозы она падает в обморок и после этого явления природы она решается пойти на самый страшный грех для человека, на самоубийство. По христианской вере человек, покончивший жизнь самоубийством, будет все свое дальнейшее существование жариться в аду. Недаром Катерина вскричала: “О гиена огненная!” .
    Кабаниха настраивает враждебно к ней своего сына, а Дикой посылает Бориса в Сибирь. Оставшись Катерина одна, она долго думала, что ей делать. Катерина изнемогает, хочет умереть. Она убегает из дома и бежит к Волге, вспоминая ласки Бориса. Катерина находится на развилке двух дорог: любовь, а значит смерть и позор, или мучительная жизнь под гнетом Кабанихи, которая заставляла ее делать то, что она сама делала с удовольствием. А посередине высокий берег реки, с которого бросилась Катерина, подталкиваемая “грозой”, то есть все нарастающим конфликтом между этими двумя мирами. У нее не было друга, который бы ее понял и поддержал, быть может, Катерина и не стала бы прыгать. Затем она представляет могилку с эстетической точки зрения. И несмотря на то, что самоубийство является огромным грехом в христианских верованиях, Катерина вспомнила пословицу “Из земли вышел, в землю вошел”, посмотрев на щебечущих птичек, Катя сделала свой последний выбор. Катерина начинает сходить с ума и кончает жизнь самоубийством. После этого все семейство Кабановых вдруг расшиблось.
    Если герой совершает самоубийство, то все его жалеют, но в драме Н.А.Островского “Гроза” можно только порадоваться за смерть Катерины. Действительно, гибель Катерины – это открытый протест доведенной до придела личности против всех форм. Покончив жизнь самоубийством, Катерина считает, что это единственное решение в ее положении. Не понятно, чем вызвано это убийство: психическим состоянием или не желая подчиняться темному царству. Совершая ошибки, за которые потом расплачиваешься, нас мучает совесть, и мы часто не находим лучше варианта, чем застрелиться, повеситься или утопиться Смерть от самоубийства лучше, чем моральная смерть от царства. Катерину никто не понял, и она погибла от своей безысходности.
    sheser

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *