Сочинение на тему почему старцев превратился в ионыча

15 вариантов

  1. Тем не менее, Старцев уже запутался в новом обществе и его ценностях. Он понимает, что может прилично зарабатывать. Доктор полностью погружается в работу, но теперь его главная цель – не помощь людям, как это предполагает клятва Гиппократа, а обогащение. Днем он полностью отдается заработку денег, а ночью – примитивным развлечения: картам, клубам, алкоголю. Он замечал глупость обывателей, с которыми играл в карты, но не пытался ее развенчать, так как знал, что от «высших кругов зависит его карьера». Большинство заработанных денег Доктор пытался выгодно вложить, например, на текущий счет «Общества взаимного кредита».
    Такой образ жизни сказывается, как на характере, так и на внешности героя. Спустя четыре года после отказа Екатерины Ивановны мы снова встречаем Дмитрия Старцева. Теперь он не только земский, но и городской врач. Мужчина успевает с утра принять больных, в Диляже, а потом едет в свой кабинет в городе. «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком,так как страдал одышкой». Это первые шаги на пути от Дмитрия Старцева к Ионычу. Понемногу он начинал напоминать обывателей, но отличался от них убеждениями в важности труда.
    В это время Старцев получает письмо от Екатерины, но видеть девушку он не хочет. Через несколько лет видим окончательное превращение Дмитрия Старцева в Ионыча: «…он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…». Он теряет всякое уважение к людям, считая себя выше них. Ионыч теперь «тяжелый и раздражительный», с «тонким и резким голосом». Герой насколько меняется, что мы понимаем: мосты к прежнему молодому доктору окончательно сожжены.
    Кто виноват в превращении? Екатерина, окружение или сам Старцев? Вероятно, влияние имели все обстоятельства, но главную роль в духовной деградации сыграла все-таки внутренняя слабость героя.

  2. А.П. Чехов — мастер короткого рассказа. Одна из главных тем творчества этого писателя — разоблачение “пошлости пошлого человека”, а в особенности в быту и настроении интеллигенции. Чехов был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Тема “Ионыча” — изображение мертвой силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и эгоиста.
    Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа “Ионыч”, был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это еще молодой человек с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил; его жена Вера Иосифовна писала романы и повести и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже “единственной радостью и… последней”. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, а он страдал всего три дня. Впервые в жизни он влюбляется. А когда он делает предложение, то почти уверен в том, что возлюбленная станет его женой. В его голове проскальзывает мысль: приданого, должно быть, дадут немало, и придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой. Потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!”
    Простившись со своими мечтами о любви и о благородном служении людям, герой рассказа находит удовольствие только в игре в винт и подсчете дневного гонорара. Фактически его жизнь наполнена тем же смыслом, что и у остальных обывателей городка. “Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном и том же” — все это оказывается сильнее доктора Старцева, и он превращается в обрюзгшего Ионыча.
    Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит хорошо поесть. Подкрадывается и моральное “ожирение”. Прежде он выгодно отличался от жителей города и горячими движениями души, и пылкостью чувств. Долгое время те раздражали его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, “о политике или науке”, то обыватель “заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти”. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А когда ему не хотелось говорить, он “сурово молчал”, за что получил прозвище “поляка надутого”. В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: “Это вы про что? А? Кого?”
    Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности к музыке, то стала жить надеждой на любовь Старцева. Но это был уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: “Хорошо, что я тогда не женился”.
    Главным развлечением доктора, в “которое он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже посетителей театров и концертов.
    Когда в клубе кто-нибудь заговаривает о Туркиных, он спрашивает: “Это вы про тех, что девочка играет на фортепьянах?”. Мне кажется так говорить о девушке, которую когда – то любил может только человек, дошедший до последней степени духовной опустошенности.
    Почему же Дмитрий Старцев из горячего молодого человека превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Но, мне кажется, прежде всего, виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живое биение мысли на сытое, самодовольное существование.
    Образ Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из “Мертвых душ”. Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Жизнь чеховского героя так же пуста и бессмысленна. Самое страшное состоит в том, что этот человек, поначалу всем своим существом сопротивлявшийся окружающей его пошлости, стал понемногу поддаваться влиянию среды, в которую попал.
    “Как мы поживаем тут? — отвечает он на вопрос Екатерины Ивановны, когда встречается с ней спустя несколько лет. — Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Из этих слов видно, что Старцев прекрасно понимает, что деградирует, но у него нет сил вырваться из этого порочного круга. Поэтому, отвечая на вопрос сочинения, нужно сказать, что не только обывательская среда превратила Старцева в Ионыча, но и сам он был в этом виноват.
    Безволие героя, нежелание что-либо поменять в своей жизни стали главной причиной того, что он превратился в пухлого, красного, страдающего одышкой человека. И потом мы видим, что Ионыч намеревается купить себе еще один дом к уже двум имеющимся в его собственности. Это говорит нам, что смыслом жизни Ионыча стало скорее личное благополучие, чем желание принести пользу людям, как это было в начале, когда он принимал в больнице людей даже по выходным и праздникам. Мне кажется, что Чехов хотел сказать этим рассказом, насколько сильно влияет обывательская среда на человека: она меняет не только внешний вид человека, его образ жизни, но и способна полностью перевернуть шкалу его нравственных ценностей.
    Что же привело Старцева к этому? Сам автор утверждал, что обывательская среда, пошлая и ничтожная, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет внутреннего осознания протеста. История Старцева заставляет нас задуматься о том, что превращает человека в духовного урода. По-моему, страшнее всего в жизни, падение личности в пучину пошлого мещанства.

  3. 3
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки

    Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие. При помощи этих произведений он мог критиковать не только самого себя, но и других людей. А теперь давайте перейдем к нашему главному вопросу: почему доктор Старцев стал Ионычем?
    Для начала нужно решить, кем является Дмитрий Старцев на самом деле. Больше всего на свете он хочет иметь не только большую и дружную семью, но еще и карьеру. А тут как раз в земскую больницу требовался врач. Вот так он знакомиться с замечательными людьми по фамилии Туркины.
    До конца он еще не был знаком с этой семьей, но ему очень даже хотелось быть на них похожими. У каждого из членов семьи есть талант, которым они не только гордятся, но и стараются его развивать. А когда он увидел их дочь Катю, то практически сразу же в нее влюбился.
    Но все очень быстро поменялось. И все оказалось совсем не так, как было сначала. Он каждый день стал приходить в их дом и теперь уже не восхищался ими, а просто тихо их ненавидел. Каждый его день был очень сильно похож на предыдущий. Кроме этого весь негатив семьи перемещался на Дмитрия, и он от этого очень даже сильно страдал.
    Дальше можно сказать о том, что он просто заелся и теперь такие отношения ему уже были не нужны. Он пал не только духовно, но еще и физически в глазах каждого жителя. И для них он был не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем. Если раньше он жил для того чтобы достигать цели и стремиться к мечте, то теперь ее просто не существовало. А с каждым днем накапливается все больше и больше проблем, которые не уходят, а все нагружают и нагружают его плечи все сильнее и сильнее. И от них уже никуда нельзя деться. А все так хорошо начиналось. Немного погодя Катя встретилась с ним, когда приехала домой отдохнуть, от всего что с ней произошло в Москве. Она очень много рассказала ему, а потом рассказала о том, что с тех самых пор его не забыла и постоянно думала о нем. А ведь за это время человек практически полностью поменялся. У него появилась хорошая работа, где очень даже хорошо платят. А это значит, что и денег у него очень много. Больше всего на свете ему нравилось считать деньги, которые он зарабатывает.

  4. “Достану не книжку чековую,
    А хорошую книжку Чехова”
    Ю. Левитанский
    Краткие и очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг, прежде всего, к себе.
    Пусть это давно известно, что: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и мысли, и душа, и одежда” — для нас это важно. Менее известно другое: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее “желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными” и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ “Ионыч”, мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить — сделать его физически и морально неполноценным.
    В юности Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа “Ионыч”, был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это был молодой человек с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он познакомился с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой в городе”. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье звали Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, он был очарован. Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке: “Все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо”. Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, “пройдя девять верст… не чувствовал ни малейшей усталости”. Он влюбился в Екатерину. Такое чувство оказалось за время его жизни в Дялиже “единственной радостью и… последней”. Ради своей любви он был готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему.
    Позднее, вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорит: “Сколько хлопот, однако!” Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное “ожирение”. Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, “о политике или науке”, то обыватель становится в тупик или “заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти”. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище “поляка надутого”.
    И что же мы видим в конце рассказа? — Ионыч каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: “Это вы про что? А? Кого?” Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: “Хорошо, что я тогда не женился”.
    А в семье Туркиных, где Дмитрий Ионыч изредка бывал, все повторялось по заведенной программе. О таких Пушкин писал: “Но в них не видно перемены; все в них на старый образец…” Старцева они раздражают. Он думает: “…если самые талантливые во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город”. И он прав. Но ведь и его жизнь идет по кругу.
    Постепенно главным развлечением доктора, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, было “по вечерам вынимать из карманов бумажки”, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он лишает себя. Старцев знает, что “стареет, полнеет, опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет.
    Теперь в городе доктора зовут просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, “проходит тускло, без мыслей”. Но мне кажется, что, прежде всего, виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование.

  5. 5
    Текст добавил: серебристая девуля

    Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками. Рассказ «Ионыч» , как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности.
    В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.
    В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.
    По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания. Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой.
    Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки…» , — размышляет он. И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился.
    Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…» . И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей» , он имеет целью лишь одно — «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой» и периодически отвозить их в банк.
    Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.
    продолжение отсюда
    все не поместилось

  6. Чехов — мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни. В конце 90-х годов XIX века писатель создает так называемую «маленькую трилогию», объединившую три рассказа: «Человеке футляре», «Крыжовник», «О любви». Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был.
    В первом рассказе в гротескной форме показан человек в футляре, учитель греческого языка Беликов. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих, и только смерть примиряет героя с действительностью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый — наконец-то он обрел вечный футляр.
    У героя второго рассказа одна-единственная мечта — стать владельцем имения и наслаждаться собственным крыжовником.
    В третьем — помещик Алехин повествует о себе самом, о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее.
    Все три рассказа повествуют о футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому и предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намерения своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к’ циклу относился и рассказ  «Ионыч».
    Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого, Знакомство с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе, очаровало его. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, умел показывать фокусы, слыл острословом. Вера Иосифовна писала романы и повести и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, музицировала.
    Дмитрий Ионыч влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось в его жизни «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!»
    Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит хорошо поесть. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось вступать в разговор, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого».
    В конце рассказа перед нами другой Ионыч: каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вступает в беседу. Котик же, убедившись, что у нее посредственные способности, живет надеждой на любовь Старцева. Но он — уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: «Хорошо, что я тогда не женился».
    Теперь по вечерам он развлекается тем, что вынимает из карманов банкноты, а когда денег стало стишком много, разъезжает и рассматривает дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов. Старцев не замечает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из пылкого юноши со светлыми мечтами превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Но, скорее всего, виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное   существование.
    Образ доктора Старцева напоминает гоголевских персонажей из «Мертвых душ». Он так же безжизнен, как и Маниловы, Собаке-вичи, Плюшкины. Его существование так же пусто и бессмысленно. В заключение можно вспомнить слова героя рассказа «Крыжовник» о том, что человеку нужно «не три аршина земли, а весь земной шар».

  7. Надо быть ясным умственно,
    чистым нравственно и
    опрятным физически.
    А.П.Чехов
    Чехов – мастер короткого рассказа. Он непримиримый враг пошлости и мещанства, ненавидит и презирает обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Чехова не всегда легко понять. Он был строг прежде всего к себе. Вот его жизненная позиция: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными, объясняет непримиримость Чехова к убожеству, пошлости, к умственной и нравственной ограниченности.
    Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? В начале рассказа Чехов показывает Дмитрия Старцева молодым, обеспеченным, полным сил. Как и все молодые люди он ждет любви и счастья. Сначала он даже не понял в какое общество попал. Что плохого в том что доктор Старцев хотел заработать больше денег? Но по ходу рассказа мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу. Желание жить спокойно и бесхлопотно может сделать человека физически и нравственно неполноценным.
    Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Он знакомится с семьей Туркиных, самой образованной и талантливой в городе. Иван Петрович Туркин играл в спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя, читала их гостям. Дочь их Екатерина Ивановна (Котик) играла на рояле. Посетив их впервые, Старцев был очарован, влюбился в Котика. Ради любви он был готов на многое. Но когда Котик отказала ему, он переживал всего три дня. Идет время, а в семье Туркиных ничего не происходит, не меняется. Постепенно все, что происходило, начало вызывать раздражение у Старцева. Если в самой талантливой семье так живут, то как же все в других семьях? А все живу по установленной программе: «День и ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков…» Физическое ожирение к Старцеву приходит незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, превращается в нечто окаменевшее, действует по строго определенной программе. Все его стали называть Ионычем. Куда то испарилось все живое, что было в нем. Вместо поисков счастья его волнует покупка недвижимости, почтение окружающих. Постепенно Ионыч привык к обывательской жизни, втянулся в нее. Но даже когда Котик поняла, что она посредственность, что ничего гениального в ней нет, она идеализирует Старцева. Но это уже не тот молодой человек, который был в нее влюблен. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Главным развлечением Ионыча стало «…по вечерам вынимать из кармана бумажки». Он не мог объяснить, зачем ему столько много денег. Старцев сам знает, что полнеет, стареет, опускается. Но воли к борьбе у него уже не было. Его уже безнадежно «засосала» жизнь обывателя. Жизненный путь завершен. Интересно, что Туркины остались на том же уровне пошлости, а он опустился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о таких раньше он сам говорил с презрением.
    Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата. Окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Жизнь однообразна, скучна, проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью. Он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству. Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живет скучно, радости в жизни больше нет. Прежде всего виноват сам доктор. Он растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. Попав в чужую ему среду, доктор Дмитрий Старцев не смог ей противостоять. Токов итог его существования: «Вот и все, что можно сказать про него». Чехов призывает читателей верить в свои силы, бороться с превращения в ионычей, даже если надежды на успех в борьбе уже нет.
    Добавил: 456627711

  8. 8
    Текст добавил: Ведущий балтолог

    (по рассказу А.П. Чехова “Ионыч”)
    “Когда в губернском городе С приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С очень хорошо…”
    С этой фразы начинается рассказ А.П. Чехова “Ионыч”. Главный герой рассказа — доктор Старцев, бедный земский врач, который только начинает свою карьеру. Это очень интересный, общительный, мечтательный, добрый человек,
    который знакомится с семьей Туркиных, слывущей самой “талантливой семьей” в городе С.
    Но постепенно, узнавая членов семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны.
    Талант Ивана Петровича, отца семейства, заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшими у него в привычку: “недурственно”, “покорно вас благодарю”.
    Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности.
    Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна (родители зовут ее Котик), собирается стать пианисткой. Вот как Чехов изображает ее игру: “ударила изо всей силы”, “упрямо ударяла все по одному месту”. Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой работе, цель которой — “вбить клавиши внутрь рояля”.
    Старцев влюбляется в Екатерину, у которой только одна цель в жизни — закончить консерваторию. Она молодая, красивая, но ветреная девушка, которая не задумывается о своем будущем и поэтому легко переступает через чувства Старцева. Это и положило начало деградации личности Старцева.
    Котик уезжает. Проходит четыре года. За это время Старцев сильно меняется. Из бедного доктора он превратился в богатого человека, владеющего недвижимостью, имеющего деньги и положение в обществе.
    Он ожирел, страдает одышкой. Теперь это не тот Старцев, которого мы видим в первых главах рассказа. Он редко бывает в обществе, стал замкнутым, недоброжелательным, грубым. В городе С он уже слывет Ионычем.
    “У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там”.
    “Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным”.
    И вот Старцев снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои рассказа. Старцев опустился окончательно, духовно почти умер, она стала более смелой, серьезной, поняла главное: “Я такая же пианистка, как мама писательница…” У Екатерины Ивановны осталась лишь одна иллюзия, с которой ей тоже приходится расставаться, — это любовь Старцева.
    Темно и вдуше Ионыча. Лишь на миг “затеплился огонек”, стало жаль любви, утраченного счастья, и, при свете этого огонька, вдруг раскрылась вся пошлость его жизни. Но ему не жаль этой жизни, молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, — думает он.
    В рассказе Чехова изображено превращение человека с хорошими задатками в человека-эгоиста. Показана гибель души человека, ее творческих начал. Произошла деградация, превращение доктора Старцева в Ионыча — человека “без впечатлений, без мыслей”, без мечты.
    Произведения Антона Павловича Чехова многому учат, обличая пошлость, лицемерие, ложь, подлость. Они воспитывают умение видеть красоту жизни, чувствовать ее. Они учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью.
    Любимые герои Чехова презирают низменное счастьице и жалкий уют, стремятся к жизни, к борьбе против подлости, паразитизма, собственничества.

  9. Страница: [ 1 ] 2
    Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
    1. Картины мещанского быта. 2. Надежды и стремления молодого Старцева. 3. Пустота жизни Ионыча.
    Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» показывает нам картину типичного мещанского быта. Писатель ничего не придумывает и не приукрашивает, он изображает ту действительность, которая нами хорошо узнаваема. Действительно, несмотря на то Антон Павлович Чехов жил не в нашем столетии, мир, показанный им в повестях и рассказах, в общем – то мало отличается от нашей действительности. Пусть развивается прогресс и наука идет вперед, но жизнь простого обывателя, этого пресловутого «маленького человека», не слишком-то меняется.
    Жизнь семьи Туркиных в рассказе «Ионыч» проста и незатейлива. Каждый занят чем-то таким, что приносит ему радость и удовлетворение. В маленьком городке жизнь скучна и уныла. На фоне местных жителей Туркины выглядят людьми образованными и интересными. По крайней мере, именно так думает о них молодой Дмитрий Ионыч Старцев, только что прибывший в город.
    С одной стороны, семья Туркиных является олицетворением мещанства и пошлости. Они стараются казаться образованными и интеллигентными. На самом же деле это только миф, пристальный взгляд позволяет нам лучше понять всю сущность этих якобы образованных и интересных людей. Романы, которые пишет Вера Иосифовна, на редкость глупы. Она бездарна, но сама того не понимает. Дочка Тур – киных, Катя, считает себя талантливым музыкантом. Она уверена, что музыка — это ее призвание. На самом деле играет Екатерина Ивановна посредственно. У нее нет ни таланта, ни способностей. Тем не менее она упорно не желает этого осознавать.
    Дмитрий Старцев познакомился с Екатериной Туркиной, когда девушка была еще в самом расцвете своей юности. Катя мало разбиралась в жизни, однако ее не устраивало то, как живут ее собственные родители. Девушка мечтала о чем-то лучшем, именно это она и имела в виду, когда говорила о том, что «пустая, бесполезная жизнь» не для нее.
    Чехов не случайно знакомит молодого доктора Старцева с Туркиными. Безусловно, в городе много людей. Но мы знаем только о семье Туркиных. Они как бы олицетворяют ту мещанскую среду, которой уподобляется впоследствии доктор Старцев. Но на мой субъективный взгляд, семью Туркиных Чехов изображает не только и не столько для того, чтобы подчеркнуть всю убогость и серость местных жителей. Ведь можно так же сказать, что Туркины по-своему сопротивляются этой убогой и серой жизни. Они стараются украсить свое существование, пусть их попытки бесполезны.
    Поначалу Дмитрий Ионыч очарован семьей Туркиных. Он влюбляется в Катю. Но получает отказ. Екатерина не желает связывать себя узами брака именно потому, что не хочет повторения судьбы своих родителей. У девушки есть сокровенные надежды и желания, отказаться от которых она не в силах. Екатерина уверена, что если выйдет замуж за Старцева, то ничего хорошего в ее жизни уж точно не будет. Конечно, Екатерина Туркина не слишком далеко ушла от своих родителей, если судить по ее способностям. Она уверена в том, что ее призвание — музыка, но сама не обладает значимым талантом. С другой стороны, само желание девушки хоть как-то изменить свою судьбу, на мой взгляд, заслуживает уважения.
    Старцев был расстроен из-за того, что Катерина отказала ему. Но особой любви к Екатерине у него не было, поэтому он достаточно быстро позабыл об этом досадном эпизоде. Следующая встреча состоялась через несколько лет. И теперь Старцев испытывал только радость оттого, что женитьба не состоялась. «Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».
    Заслуживают самого пристального внимания изменения, происшедшие с доктором Старцевым. Когда мы только знакомимся с ним, он полон надежд и сил, мир для него кажется ярким и интересным. Но со временем все чувства остывают, и Дмитрий Ионыч беспокоится только о своей наживе. У Ионыча нет в жизни ничего, что могло бы его увлечь и согреть. Духовная деградация Ионыча происходит очень быстро. Он меняется даже внешне, становится толстым и неуклюжим.
    Почему доктор Старцев стал Ионычем? Виновата ли среда в этом? С одной стороны, безусловно, виновата. Сразу после приезда в маленький городок Старцев оказывается в среде унылой, скучной и неинтересной. Сам он пока еще был полон сил, надежд, энергии. Но всем самым лучшим помыслам не суждено было осуществиться.
    На мой взгляд, недостаточно обвинять среду в том, что Старцев превратился в Ионыча. Безусловно, мещанская среда оказывает влияние на человека. Но ведь мы видим, что Ионыч с самого начала не делал ни малейшей попытки хоть как-то изменить свою жизнь. Мы видим, что все члены семьи Туркиных не блещут умом и талантом. Однако так или иначе они хоть как-то пытаются украсить свое серое существование. На мой взгляд, и Иван Петрович, и Вера Иосифовна, и, тем более,
    Екатерина Ивановна, кажутся вполне нормальными и даже симпатичными людьми в отличие от Ионыча, который так быстро деградирует. Заслуживает внимание, что именно Ионыч, в отличие от других жителей городка, мог вырваться из затягивающей, словно болото, мещанской среды. Ведь в самом начале доктор Старцев горел желанием помогать другим. Профессия врача намного более полезна, чем масса других профессий. И поэтому Ионыч мог бы посвятить свою жизнь людям, тогда в его жизни был бы смысл. Однако он этого не сделал. Единственное, что стало заботить Ионыча — это погоня за наживой, причем постоянная. Надо ли удивляться в том, что произошла духовная деградация этого человека.
    В жизни человека обязательно должно быть что-то волнующее, прекрасное. В противном случае жизнь превращается в тягостное существование и теряет свой смысл. Если внимательно присмотреться к Туркиным, то становится ясно: в их жизни есть стремление к чему-то, что выходит за рамки обыденного. Конечно, ничего значительного и полезного они не совершают. К тому же они лишены каких-то способностей и талантов. Однако бездарные романы Веры Иосифовны делают ее жизнь интереснее. Увлечение музыкой Екатерины Ивановны так же наполняет ее жизнь смыслом.
    Когда Ионыч после долгого перерыва снова оказывается у Туркиных, то думает об очередном романе Веры Иосифовны: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого». Конечно, он прав, если смотреть на вещи с точки зрения наличия или отсутствия таланта. Однако чем сам Ионыч лучше Веры Иосифовны? Что делает полезного лично он? Ничего. Так какое же он имеет право осуждать других… Если говорить о Вере Иосифовне, то она пишет «о том, чего никогда не бывает в жизни». Писательство для нее — возможность уйти от серой действительности, почувствовать себя хоть немного счастливее.
    Если говорить о Екатерине Ивановне, то в начале повествования мы видим ее юной, наивной и восторженной девушкой. Потом Екатерина взрослеет, расстается с юношескими мечтаниями. Однако и теперь в ней есть наивность. Иначе она бы лучше разбиралась в людях. Екатерина Ивановна теперь считает Ионыча особенным человеком. «Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни», — говорит Екатерина Ионычу. Но, если вдуматься, что в нем хорошего? Разве он горит желанием помогать другим, разве он беспокоится о больных? Нет, ничего подобного. Мы видим истинную сущность Ионыча, видим, что его жизнь — это тягостное беспросветное существование. Больные интересуют Ионыча только по той простой причине, что от них зависит его прибыль.
    Ионыч сам признает, что его жизнь пуста. Вот как он отзывается об этом: «Вы тут спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?»
    Ионыч живет без любви, радости. Когда-то он был влюблен в Екатерину Ивановну. Но потом ни одна женщина не вызвала в нем нежных чувств.
    Страница: [ 1 ] 2

  10. Надо быть ясным умственно,
    чистым нравственно и
    опрятным физически.
    А.П.Чехов
    Чехов – мастер короткого рассказа. Он непримиримый враг пошлости и мещанства, ненавидит и презирает обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Чехова не всегда легко понять. Он был строг прежде всего к себе. Вот его жизненная позиция: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными, объясняет непримиримость Чехова к убожеству, пошлости, к умственной и нравственной ограниченности.
    Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? В начале рассказа Чехов показывает Дмитрия Старцева молодым, обеспеченным, полным сил. Как и все молодые люди он ждет любви и счастья. Сначала он даже не понял в какое общество попал. Что плохого в том что доктор Старцев хотел заработать больше денег? Но по ходу рассказа мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу. Желание жить спокойно и бесхлопотно может сделать человека физически и нравственно неполноценным.
    Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Он знакомится с семьей Туркиных, самой образованной и талантливой в городе. Иван Петрович Туркин играл в спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя, читала их гостям. Дочь их Екатерина Ивановна (Котик) играла на рояле. Посетив их впервые, Старцев был очарован, влюбился в Котика. Ради любви он был готов на многое. Но когда Котик отказала ему, он переживал всего три дня. Идет время, а в семье Туркиных ничего не происходит, не меняется. Постепенно все, что происходило, начало вызывать раздражение у Старцева. Если в самой талантливой семье так живут, то как же все в других семьях? А все живу по установленной программе: «День и ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков…» Физическое ожирение к Старцеву приходит незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, превращается в нечто окаменевшее, действует по строго определенной программе. Все его стали называть Ионычем. Куда то испарилось все живое, что было в нем. Вместо поисков счастья его волнует покупка недвижимости, почтение окружающих. Постепенно Ионыч привык к обывательской жизни, втянулся в нее. Но даже когда Котик поняла, что она посредственность, что ничего гениального в ней нет, она идеализирует Старцева. Но это уже не тот молодой человек, который был в нее влюблен. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Главным развлечением Ионыча стало «…по вечерам вынимать из кармана бумажки». Он не мог объяснить, зачем ему столько много денег. Старцев сам знает, что полнеет, стареет, опускается. Но воли к борьбе у него уже не было. Его уже безнадежно «засосала» жизнь обывателя. Жизненный путь завершен. Интересно, что Туркины остались на том же уровне пошлости, а он опустился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о таких раньше он сам говорил с презрением.
    Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата. Окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Жизнь однообразна, скучна, проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью. Он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству. Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живет скучно, радости в жизни больше нет. Прежде всего виноват сам доктор. Он растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. Попав в чужую ему среду, доктор Дмитрий Старцев не смог ей противостоять. Токов итог его существования: «Вот и все, что можно сказать про него». Чехов призывает читателей верить в свои силы, бороться с превращения в ионычей, даже если надежды на успех в борьбе уже нет.

  11. Дмитрий Ионыч Старцев – молодой, талантливый земский врач. Старцев полон энергии и замыслов, готов нести “доброе людям”, сделать жизнь общества лучше и легче. Он готов на подвиги, свершения, умный ценитель искусства, понимающий литературу, полон благородный стремлений. Таким мы видим Старцева, приехавшего в в губернский город С.
    Столкнувшись с действительностью, с бездарными, скучными людьми, лишенными каких-либо интересов в жизни, Старцев начинает видеть мертвенное болото обывателей, которые способны лишь на злобные и глупые разглагольствования. Не получая отклик на свои чувства и мысли, Старцев погружается в эту провинциальную жизнь, особо не сопротивляясь и привыкая к спокойствию и сытости. Для понимания жизни горожан, необходимо стать одним из них. Существование обывателя, материального и корыстного, застойная жизнь постепенно засасывают Старцева, он привыкает к покою, ему нравится его доход от больных, его интересы переходят на уровень окружающих и он становится одним из них. Чувство к Екатерине взбудоражило его, но Старцева волновало больше мнение окружающих, что они подумают и скажут, да и приданное невесты. Отказ заставил его страдать, три дня, зато потом он обрадовался, что не придётся прилагать никаких усилий и ничто не нарушит его покой. Он стал своим для обывателей городка С, близким Ионычем, свояком без имени. Ионыч деградировал, перестал думать, ни чем не интересовался, очерствел душой, утратил все свои таланты, стремления, предал убеждения
    и идеалы юности, работал ради наживы. То, что отличало его от остальных-исчезло, испарилось, талант стал бездарностью, Старцев стал Ионычем.

  12. Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни?
    Если говорить о противостоянии главного героя окружающей среде, то его можно сравнить с главным героем другого произведения — Чацким из комедии Грибоедова «Горе от ума». Так же. как и Старцев, Чацкий оказался в чуждом ему окружении. Но Чацкий был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой и постоянно обличал ее в своих монологах. Он покинул эту среду оболганным, но не сломленным и только укрепившимся в своих убеждениях.
    У Старцева же нет изначального неприятия этой среды. В какой-то момент он почувствовал раздражение против людей, с которыми ему приходилось общаться. Старцев пытался протестовать и проповедовать свои идеи. Однако в обществе монологи Старцева отклика не встретили. Все остались равнодушны, лишь наградили странным прозвищем «поляк надутый» (но, в отличие от Чацкого, сумасшедшим не объявили). Грибоедов показывает в своей комедии только один день главного героя, а в рассказе Чехова умещается вся жизнь Старцева.
    В первых трех главах Дмитрий Старцев молод, беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы пройти девять верст пешком (а потом девять верст обратно). Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья. Поначалу он и не догадывается, в какое общество попал. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы кажутся ему достаточно оригинальными. Правда, наблюдательность подсказывает ему, что остроты эти выработаны «долгими упражнениями в остроумии», что в романе говорится «о том, чего никогда не бывает в жизни», что игра Котика однообразна, а идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.
    Идет время, а в семье Туркиных ничего не меняется. Постепенно все эти «таланты» начинают вызывать у Старцева раздражение.
    При этом нельзя забывать о том, что семья Туркиных — самая талантливая в городе. Возникает вопрос: каковы же все остальные? А остальные тоже живут по установленной программе: «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов…»
    И вот к концу рассказа сам Старцев превращается в нечто окаменевшее («…не человек, а языческий бог»), действующее по строго определенной программе. В последней главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют именно так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то испарилось все живое, что в нем было. Вместо поисков счастья его теперь волнуют покупка недвижимости, почтение окружающих. Интересно, что Туркины остались на том же уровне пошлости, а Старцев опустился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о котором он прежде говорил с таким презрением. Таков итог его существования: «Вот и все, что можно сказать про него».
    Так что же было началом такого превращения? В какой момент началось это движение по наклонной плоскости? Можно ли было его предотвратить?
    Первой ступенькой стала неудача в любви. Действительно, за всю жизнь «любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Старцев не очень складно делает предложение и получает отказ. А может быть, откликнись Котик на его любовь, их жизнь сложилась бы иначе. Однако Котик отвергает Старцева, потому что сама стремится к более высокой цели, чем жизнь с обыкновенным, невыдающимся человеком.
    Прошло время, и Котик поняла, что жила не по той программе: «Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница».
    Получается, что герои снова говорят на разных языках. Теперь Котик склонна идеализировать Старцева, но она напрасно ждет от него ответного чувства. Превращение Старцева в Ионыча почти завершилось, его уже безнадежно «засосала» жизнь обывателя.
    Да, окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Ведь ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью. Однако он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству, и во что же он превратился? Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живется ему скучно, радостей в жизни нет и больше не будет.
    Чехов как будто призывает всех читателей верить в свои силы и бороться с превращением в ионычей, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.

  13. (по рассказу А.П. Чехова “Ионыч”)
    “Когда в губернском городе С приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С очень хорошо…”
    С этой фразы начинается рассказ А.П. Чехова “Ионыч”. Главный герой рассказа — доктор Старцев, бедный земский врач, который только начинает свою карьеру. Это очень интересный, общительный, мечтательный, добрый человек,
    который знакомится с семьей Туркиных, слывущей самой “талантливой семьей” в городе С.
    Но постепенно, узнавая членов семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны.
    Талант Ивана Петровича, отца семейства, заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшими у него в привычку: “недурственно”, “покорно вас благодарю”.
    Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности.
    Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна (родители зовут ее Котик), собирается стать пианисткой. Вот как Чехов изображает ее игру: “ударила изо всей силы”, “упрямо ударяла все по одному месту”. Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой работе, цель которой — “вбить клавиши внутрь рояля”.
    Старцев влюбляется в Екатерину, у которой только одна цель в жизни — закончить консерваторию. Она молодая, красивая, но ветреная девушка, которая не задумывается о своем будущем и поэтому легко переступает через чувства Старцева. Это и положило начало деградации личности Старцева.
    Котик уезжает. Проходит четыре года. За это время Старцев сильно меняется. Из бедного доктора он превратился в богатого человека, владеющего недвижимостью, имеющего деньги и положение в обществе.
    Он ожирел, страдает одышкой. Теперь это не тот Старцев, которого мы видим в первых главах рассказа. Он редко бывает в обществе, стал замкнутым, недоброжелательным, грубым. В городе С он уже слывет Ионычем.
    “У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там”.
    “Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным”.
    И вот Старцев снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои рассказа. Старцев опустился окончательно, духовно почти умер, она стала более смелой, серьезной, поняла главное: “Я такая же пианистка, как мама писательница…” У Екатерины Ивановны осталась лишь одна иллюзия, с которой ей тоже приходится расставаться, — это любовь Старцева.
    Темно и вдуше Ионыча. Лишь на миг “затеплился огонек”, стало жаль любви, утраченного счастья, и, при свете этого огонька, вдруг раскрылась вся пошлость его жизни. Но ему не жаль этой жизни, молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, — думает он.
    В рассказе Чехова изображено превращение человека с хорошими задатками в человека-эгоиста. Показана гибель души человека, ее творческих начал. Произошла деградация, превращение доктора Старцева в Ионыча — человека “без впечатлений, без мыслей”, без мечты.
    Произведения Антона Павловича Чехова многому учат, обличая пошлость, лицемерие, ложь, подлость. Они воспитывают умение видеть красоту жизни, чувствовать ее. Они учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью.
    Любимые герои Чехова презирают низменное счастьице и жалкий уют, стремятся к жизни, к борьбе против подлости, паразитизма, собственничества.

  14. В коротких рассказах А. П. Чехова зачастую вмещаются целые человеческие судьбы. Всего несколько страничек текста, а читателю кажется, что он прочитал целый роман,— столько он получил впечатлений и столько перед ним встало вопросов, требующих глубоких размышлений.
    Таков рассказ Чехова “Ионыч”. Прочитав его, невольно задаешься вопросом: кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни?
    Если говорить о противостоянии главного героя окружающей среде, то его можно сравнить с главным героем другого произведения — Чацким из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Так же, как и Старцев, Чацкий оказался в чуждом ему окружении. Но, в отличие от чеховского героя, Чацкий был изначально уверен в своем превосходстве над этой средой и постоянно обличал ее в своих монологах. Он покинул эту среду оболганным, но не сломленным и только укрепившимся в своих убеждениях.
    У Старцева же нет изначального неприятия этой среды. Наоборот, когда он впервые появляется в “самом талантливом” доме города С., все там кажется ему приятным или, по крайней мере, занятным. Конечно, в какой-то момент он почувствовал раздражение против людей, с которыми ему приходилось общаться. Он понял, что с ними не о чем говорить и что их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Им чуждо все новое, а проблемы, которые волнуют все человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).
    Поначалу Старцев пытался протестовать и проповедовать свои идеи (“…в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя”). Однако в обществе монологи Старцева отклика не встретили. Все остались равнодушны к его мировоззрению и лишь наградили странным прозвищем “поляк надутый” (но, в отличие от Чацкого, сумасшедшим не объявили).
    Грибоедов показывает в своей комедии только один день главного героя, а в рассказе Чехова умещается вся жизнь Старцева.
    В первых трех главах Дмитрий Старцев молод, у него вполне определенные намерения и устремления. Он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы пройти девять верст пешком (а потом девять верст обратно). Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья. Поначалу он и не догадывается, в какое общество попал. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы кажутся ему достаточно оригинальными. Правда, наблюдательность подсказывает ему, что остроты эти выработаны “долгими упражнениями в остроумии”, что в романе говорится “о том, чего никогда не бывает в жизни”, что игра Котика однообразна, а идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.
    Идет время, а в семье Туркиных ничего не меняется. В первой главе Туркины показывают гостям “свои таланты весело, с сердечной простотой”, и в пятой главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы “по-прежнему охотно, с сердечной простотой”. Не меняет своих шуток Иван Петрович, а бесконечно повторяемая реплика Павы кажется уже совершенно нелепой. Постепенно все эти “таланты” начинают вызывать у Старцева раздражение.
    При этом нельзя забывать о том, что семья Туркиных действительно самая талантливая в городе. Возникает вопрос: каковы же все остальные? А остальные тоже живут по установленной программе: “День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов…”
    И вот к концу рассказа сам Старцев превращается в нечто окаменевшее (“…не человек, а языческий бог”), действующее по строго определенной программе. В последней главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют именно так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то испарилось все живое, что в нем было. Вместо поисков счастья его теперь волнуют покупка недвижимости, почтение окружающих. Интересно, что Туркины остались на том же уровне пошлости, а Старцев опустился еще ниже, на уровень обывателя “тупого и злого”, о котором он прежде говорил с таким презрением. Таков итог его существования: “Вот и все, что можно сказать про него”. Так что же было началом такого превращения? В какой момент началось это движение по наклонной плоскости? Можно ли было его предотвратить?
    Первой ступенькой стала неудача в любви. Действительно, за всю жизнь “любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней”. Старцев не очень складно делает предложение и получает отказ. А может быть, откликнись Котик на его любовь, их жизнь сложилась бы иначе. Однако Котик отвергает Старцева, потому что сама стремится к более высокой цели, чем жизнь с обыкновенным, невыдающимся человеком.
    Прошло время, и Котик поняла, что жила не по той программе: “Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница”.
    Получается, что герои снова говорят на разных языках. Теперь Котик склонна идеализировать Старцева, но она напрасно ждет от него ответного чувства. Превращение Старцева в Ионыча почти завершилось, его уже безнадежно “засосала” жизнь обывателя.
    Да, окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Ведь ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью. Однако он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству, и во что же он превратился? Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живется ему скучно, радостей в жизни нет и больше не будет.
    Чехов как будто призывает всех читателей верить в свои силы и бороться с превращением в ионычей, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.

  15. Берегите в себе человека.
    А. Чехов
    В рассказе «Ионыч» Чехов нарисовал драму крушения человеческой личности, ярко показал убийственную опас­ность примирения с существующим строем, подчинения господствующим нравам и принятой морали.
    Знакомство с жизнью города С., где происходят собы­тия, Чехов начинает с представления нам «самой обра­зованной и талантливой семьи» Туркиных. Глава семей­ства — Иван Петрович — любил устраивать спектакли, в которых сам и играл, его жена Вера Иосифовна писала романы, а дочь Екатерина Ивановна, или Котик, как ее называли в семье, играла на фортепиано. Жизнь в городе в целом скучна и однообразна, и даже представители этого «талантливого» семейства в конечном счете оказы­ваются довольно бездарными, такими же скучными и достаточно недалекими. А восприятие их Старцевым в первый вечер знакомства было своего рода зеркалом его самого, молодого, доброжелательного, еще наивного земс­кого врача, изрядно соскучившегося в своей глуши по хорошему обществу. Поэтому весь вечер доктор воспри­нимал как праздник, и все ему казалось «так приятно, так ново».
    Чрезвычайно довольный новым знакомством, доктор Старцев вновь возвращается к своей работе. Он занимает­ся любимым делом и полон желания трудиться на благо общества. Но дело в том, что общество это имеет интересы довольно мелкие, а жизнь ведет праздную и легкомыслен­ную, пустую. С такими людьми хорошо играть в карты или обедать, но ни в коем случае нельзя разговаривать о науке, искусстве, политике (что всегда интересовало докто­ра) — вас просто не поймут или обидятся.
    И мы видим, что очень постепенно, но неуклонно Старцева стала засасывать эта трясина. Вот по проше­ствии длительного времени он снова попадает к Туркиным, и в его сердце просыпается любовь к молоденькой Екатерине Ивановне. Но рядом с мечтами о будущем его постоянно мучает вопрос: «К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку… делать глупость? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?» И эта опасливая оглядка, а позже и неожидан­но расчетливые мысли («А приданого они дадут, должно быть, немало….») заметно перебивают лирическое настро­ение влюбленного.
    Несмотря на мечты и надежды, доктор получил отказ от самой девушки. О, как он переживал и мучился — це­лых три дня!
    Постепенно Старцев все больше погружается в трясину обывательского существования. При мысли о прежней сво­ей любви он уже испытывает облегчение, что все так «бла­гополучно» закончилось, а после – вовсе забывает.Если первое время Старцев работал вдохновенно, тща­тельно, «с любовью», то дальше, с появлением большой практики, он начинает принимать больных поспешно. В конце же знаменитый доктор приобрел практику просто огромную, у него «уже есть два имения и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее…»
    Постепенно растворяется та грань, которая отделяет доктора от бездумного обывательского общества. Он ста­новится «своим» этим людям, и они все чаще называют его по-простому, без должного уважения — Ионычем. Всем в городе становятся знакомы его привычки и капризы, к которым относятся с пониманием, а Ионыч, в свою очередь, охотно играет вечерами в карты, и никакое искусство или наука его больше не волнуют и не интересуют. У доктора появилась новая забава — считать деньги, полученные от больных, и прятать их в банк.
    Прошло несколько лет, он снова попадает к Туркиным. «А хорошо, что я на ней не женился», — думает Ионыч про Екатерину Ивановну. Он замечает значитель­ные перемены в девушке, она повзрослела, самостоятель­ная жизнь в незнакомом городе многому ее научила. Но доктора уже не могут тронуть ничьи чувства, он способен лишь брюзжать и раздражаться. Даже та искра, «затеп­лившийся огонек», который девушке удалось разжечь в его душе, быстро гаснет при воспоминании «про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием».
    Все, что было в нем страстного, живого, способного к любви и самозабвению, угасло, теперь ему все безразлич­но. Он так и остался одиноким, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Только и осталось ему играть в винт по вечерам, а после — ужинать одному за боль­шим столом. Сердце у него очерствело, он груб и безду­шен с пациентами. «Пухлый, красный» Ионыч теперь мало похож на человека, он больше напоминает язычес­кого бога.
    С неотразимой убедительностью Чехов сумел показать нам процесс деградации человека, поддавшегося обезду­шивающему влиянию чудовищной окружающей среды, его духовное обнищание. Самое страшное в этом то, что сам человек не замечает трагедии, драмы, которая разыгрыва­ется у него внутри, поскольку стремление к покою и сыто­сти очень медленно, но неумолимо убивает его мечты и надежды, иссушает ум и оглупляет сердце. И очень пе­чально то, что никто и ничто уже не сможет разбудить в Ионыче доктора Старцева…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *