Сочинение на тему почему свою повесть карамзин назвал бедная лиза
6 вариантов
Повесть русского классика Николая Михайловича Карамзина перепечатывалась много раз ещё при жизни писателя. Поэтому «Бедная Лиза» считается самой популярной работой автора. Именно по этой работе большинство начинает знакомство с творчеством писателя.
Повесть русского классика Николая Михайловича Карамзина перепечатывалась много раз ещё при жизни писателя. Поэтому «Бедная Лиза» считается самой популярной работой автора. Именно по этой работе большинство начинает знакомство с творчеством писателя. «Бедную Лизу» Николай Карамзин написал в стиле знаменитых европейских писателей-сентименталистов: Ричардсона, Стерна и других. Под их влиянием в этой повести писатель провел психологический анализ характера и действий личности своих героев, попытался раскрыть их духовное богатство. Автор, описывая сложность переживаний бедной Лизы, фактически совершил реабилитацию её страсти и поступка.
Конечно, Карамзин в своей повести писал о русском быте, жизни крестьянства и эмоциональной любви. Но, раскрывая состояние души главной героини Лизы, писатель рассказывает нам о некоем фатальном законе, который приносит бедному человеку лишь страдание. «Бедную Лизу» классик написал в непростое время, этот период своей жизни он описывал следующим образом: «…тень помрачает в глазах моих все цветы жизни» или «Долго ли жить нам под гнетом рока?»
Настроение автора отразилось и в названии повести. Он называет Лизу бедной не только из-за её социального положения, ведь девушка не является совсем простушкой. Она грамотно говорит, ровно излагает свои мысли. Даже богатый господин Эраст обратил внимание на девушку. Бедной героиню Карамзин называет еще и по другой причине. «Бедная Лиза» – один из первых произведений русского сентиментализма, который заканчивается смертью героини.
Николай Карамзин называет девушку бедной, потому что глубоко сочувствует ей, переживает за неё и знает, чем закончится эта трагическая любовная история. Девушка открывает свое сердце жестокому миру и расплачивается за свою простоту и искренность. Хотя Лиза понимает, что её любимый человек не крестьянин, а она сама не соответствует его высокому положению. Бедняжка знает об этом, но все-таки летит на огонек, словно мотылек. Чувствительная натура девушки не позволяет думать о предательстве. Именно поэтому Лиза задает наивный вопрос: «Ужели ты обманешь бедную Лизу?». Она не верит этому и сама отвечает: «Ведь этому нельзя быть?»
Карамзин показывает, что Лиза пострадала за «нежную страстность» и «утончённую чувствительность». Он предупреждает, что и других бедняжек может ожидать такая же участь: «Топитесь, девушки: в пруду довольно места!»
Карамзин-сентименталист. Он населял свои художественные произведения эмоциями и чувствами, которые понятны каждому человеку. Лиза – бедная, потому что она дочь крестьянина, после смерти которого она должна была трудиться, чтобы заработать на хлеб. Она очень скромная, и никакие богатства мира ей не нужны, кроме жизни с маменькой-старушкой, скромного заработка и теплых слов, которых ей в жизни почти не досталось. Девушка с первого взгляда влюбилась в богача Эраста, поверила ему и со слезами отпустила на службу. Потом молодой человек был вынужден жениться на дворянке и оставить Лизу. Чувства девушки были настолько сильны, что она не могла пережить предательства и, как все несчастные, не по христианскому закону, бросилась в воду. Печальные деревья склоняются над ее могилой. Иногда приходит сюда, к своему прошлому, и Эраст. Разрушились стены Симонова монастыря, где гуляло когда-то счастье.
Карамзин своей повестью хотел сказать, что и крестьянки любить умеют., несмотря на то, что не имеют образования и роскошного жилища … Бедная Лиза – это обобщенный образ прекрасной девушки, которая принесла себя в жертву ради высокого чувства Она может быть героиней любого произведения, потому что оказалась выше дворянских условностей, лжи и предательства.
Эраст, чтобы не сильно травмировать душевное состояние Лизы, объявил ей о дальнем военном походе. Он решил, что так она сможет его забыть, и перестанет надоедать. Он не понимал, куда делось то чувство «заботливого брата», которое испытывал он изначально к девушке.
Лиза тяжело переживала расставание с «возлюбленным». Она ждала его из дальнего похода, а когда вновь увидела Эраста, не могла поверить своему счастью. Однако эта чувство длилось не долго. Молодой человек сообщил ей о своей скорой жениться на богатой вдове.
Лизе, показалось, что весь мир, который раньше пребывал в гармонии – превратился в хаос. Она не смогла больше видеть его, дышать с ним одним воздухом, проживать минуты счастья. Девушка, не любившая ранее никого кроме Эраста и мамы, не смогла пережить такое предательство. Она покончила жизнь самоубийством, поставив навсегда жирную точку на этих воспоминаниях и отношениях…
Автор назвал повесть «Бедная Лиза» из-за того, что на долю невинной и чистой девушке, выпали непомерные испытания. Карамзин показывает, на сколько трагична судьба героини. То счастье, что обрела девушка с Эрастом, оказалось недолгим и привело ее к неминуемой гибели. Лиза бедная не от того, что у нее нет мирского богатства, титула, наследства, а потому, что, будучи еще совсем молодой, она узнала, как жестоко можно ошибиться в человеке. И слова в этой жизни ничего не значат, а важны лишь поступки…
Девушка, не смогла принять той участи, что заготовила ей судьба. «Бедная Лиза» в поиске выхода вступила на путь тьмы, как велела ей совесть. Она так и не поняла, что же на самом деле изменилось в их отношениях с Эрастом.
Эраст не просто воспользовался девичьей открытостью и невинностью, он жестоко предал ее, лишив ее дальнейшего смысла жизни. После ее смерти, он до скончания дней, не смог простить себе загубленную судьбу «бедной Лизы».
Повесть «Бедная Лиза» рассказывает о несчастной любви. Автор начинает своё произведения с того, что описывает свои прогулки в «опустевший монастырь», где похоронена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать своё сочувственное отношение к главной героине и её судьбе. Кроме того, эпитет «бедная» отражает и социальное положение Лизы, неизменно ограничивающее ее возможности в жизни, и ее открытое и искреннее сердце простой девушки, которое легко ранить и разбить.
Молодая и прекрасная крестьянка Лиза тяжело работает, чтобы помочь своей старушке-матери. Однажды на улице она встречает молодого господина, который покупает у неё все цветы. Она влюбляется в красивого юношу, которого зовут Эраст. Лиза знает, что Эраст не её круга, и мечтает, чтобы он был простым пастухом. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое».
Вскоре Эраст признаётся ей в любви, и они дают друг другу клятву верности. Лиза, доверчивая и наивная, во всем доверяется Эрасту. «Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?»
Чувствительность является главной чертой характера Лизы. Она верит в свою любовь, живет «нежными страстями». Вскоре отношения Лизы и Эраста перестают быть платоническими. Молодой человек, добившись желаемого, охладевает к девушке. Он уезжает на войну и «надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться». Лиза тоскует по Эрасту, вся её жизнь потускнела без него «Ах!…Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!». Однако забота о матери удерживает её дома.
Через 2 месяца Лиза в городе случайно встречает Эраста. Она обрадовалась и обняла возлюбленного. Однако Эраст отказывается от неё: «обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей – возьми их,… позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой».
Сердце Лизы разбито. Она не смогла пережить горя и унижения. Возможно, если бы Эраст повел себя честно и сразу сказал ей правду, она, полная искренней любви к нему, смогла бы даже понять его и простить. Но именно обман, ложные надежды, долгое время тоски и ожидания перемен к лучшему, а в итоге подлость возлюбленного и крушение всех надежд сломали девушку.«Мне нельзя жить,… нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». Она бросается в пруд и погибает.
Автор всячески жалеет свою героиню. Он сочувствует её несчастной судьбе и горькому выбору, который она сделала. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту, Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на него, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?».
Повесть «Бедная Лиза» – это повесть о несчастной, но прекрасной любви. Лизина любовь была честной, пылкой и настоящей. Предательство Эраста предопределило её печальную судьбу.
“Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза – бедная крестьянская девушка) , с другой стороны – на нравственно-философский (герой повести – несчаст¬ный, обиженный судьбой и людьми, человек) . Полисемия названия подчер¬кивала специфику конфликта в произведении Карамзина. Любовный конф¬ликт между мужчиной и девушкой (история их взаимоотношений и траги¬ческой гибели Лизы) является ведущим. Социальное начало конфликта (любовь дворянина и крестьянки) , связанное с сословными предрассудками и экономи¬ческими обстоятельствами (разорение Эраста и необходимость женитьбы на богатой) , для Карамзина оказывается менее значимым, уходит на второй план.
Принято считать, что “Бедная Лиза” – классический образец русского сентиментализма. Сентиментальное в повести проявляется в поэтизации чувства, изменчивого и противоречивого, пристальном внимании художника к интимному миру частного человека, в особом, подчеркнуто эмоциональном, изящном стиле. В произведении Карамзина можно обнаружить и черты предромантического характера (в изображении Симонова монастыря, в “криминальном” сюжете повести, ее трагическом финале и пр.) . Для героев Карамзина характерен внутренний разлад, несоответствие идеала действительности: Лиза мечтает быть женой и матерью, но вынуждена смириться с ролью любовницы; Эраст надеется, что платоническая любовь к крестьянской девушке будет способствовать его нравственному возрождению, однако реальная действите¬льность разрушает мир его иллюзии. “Бедная Лиза” – сентиментально-предромантическая любовная повесть. Для сентиментализма было характерно исполь¬зование телеологических сюжетов. Обращение писателя к сюжету с заранее известным концом, предупреждение читателя в начале повести о гибели героини, сознательный отказ от усложненности сюжетного повествования – все это способствовало концентрации читательского внимания на раскрытии внутреннего мира героев, на восприятии естественной красоты и гармонии слога, на выявлении специфики создания художественного образа, где большую роль играли портрет, деталь, жест. Сюжетная амбивалентность, внешне мало заметная, проявилась в “детективной” основе повести, автора которой интересуют причины самоубийства героини, и в необычном решении проблемы “любовного треугольника”, когда любовь крестьянки к Эрасту угрожает се¬мейным узам, освящаемым сентименталистами, а сама “бедная Лиза” пополняет ряд образов “падших женщин” в русской литературе.
Неоднозначны функции Природы в произведении. Пантеистическая философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести, сопереживающей Лизе в счастье и горе. Кроме того, Природа высту¬пает в сочинении писателя и как место действия (берег реки, роща, пруд) , и как общий эмоционально-колористический фон произведения. Карамзин использовал два основных приема изображения пространства в повести: прием панорамности (сельский или урбанистический пейзажи) и прием фокусации, когда от картины природного мира автор органически переходит к изображению героя; сужая наблюдаемое пространство и концентрируя внимание на человеке: вид Москвы – Симонов монастырь – дубовая рощица и луг у монастырских стен – заброшенная хижина – Лиза. При этом изобра¬жение Природы обязательно завершается рассказом о человеке, живущем “в объятиях Натуры”. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь. Примечате¬льно, что Эраст далек от понимания языка Природы, изображается вне его природных, родственных связей: в формировании его характера, мотивации поступков доминирует социальное начало”
Повесть русского классика Николая Михайловича Карамзина перепечатывалась много раз ещё при жизни писателя. Поэтому «Бедная Лиза» считается самой популярной работой автора. Именно по этой работе большинство начинает знакомство с творчеством писателя.
Повесть русского классика Николая Михайловича Карамзина перепечатывалась много раз ещё при жизни писателя. Поэтому «Бедная Лиза» считается самой популярной работой автора. Именно по этой работе большинство начинает знакомство с творчеством писателя. «Бедную Лизу» Николай Карамзин написал в стиле знаменитых европейских писателей-сентименталистов: Ричардсона, Стерна и других. Под их влиянием в этой повести писатель провел психологический анализ характера и действий личности своих героев, попытался раскрыть их духовное богатство. Автор, описывая сложность переживаний бедной Лизы, фактически совершил реабилитацию её страсти и поступка.
Конечно, Карамзин в своей повести писал о русском быте, жизни крестьянства и эмоциональной любви. Но, раскрывая состояние души главной героини Лизы, писатель рассказывает нам о некоем фатальном законе, который приносит бедному человеку лишь страдание. «Бедную Лизу» классик написал в непростое время, этот период своей жизни он описывал следующим образом: «…тень помрачает в глазах моих все цветы жизни» или «Долго ли жить нам под гнетом рока?»
Настроение автора отразилось и в названии повести. Он называет Лизу бедной не только из-за её социального положения, ведь девушка не является совсем простушкой. Она грамотно говорит, ровно излагает свои мысли. Даже богатый господин Эраст обратил внимание на девушку. Бедной героиню Карамзин называет еще и по другой причине. «Бедная Лиза» – один из первых произведений русского сентиментализма, который заканчивается смертью героини.
Николай Карамзин называет девушку бедной, потому что глубоко сочувствует ей, переживает за неё и знает, чем закончится эта трагическая любовная история. Девушка открывает свое сердце жестокому миру и расплачивается за свою простоту и искренность. Хотя Лиза понимает, что её любимый человек не крестьянин, а она сама не соответствует его высокому положению. Бедняжка знает об этом, но все-таки летит на огонек, словно мотылек. Чувствительная натура девушки не позволяет думать о предательстве. Именно поэтому Лиза задает наивный вопрос: «Ужели ты обманешь бедную Лизу?». Она не верит этому и сама отвечает: «Ведь этому нельзя быть?»
Карамзин показывает, что Лиза пострадала за «нежную страстность» и «утончённую чувствительность». Он предупреждает, что и других бедняжек может ожидать такая же участь: «Топитесь, девушки: в пруду довольно места!»
Карамзин-сентименталист. Он населял свои художественные произведения эмоциями и чувствами, которые понятны каждому человеку. Лиза – бедная, потому что она дочь крестьянина, после смерти которого она должна была трудиться, чтобы заработать на хлеб. Она очень скромная, и никакие богатства мира ей не нужны, кроме жизни с маменькой-старушкой, скромного заработка и теплых слов, которых ей в жизни почти не досталось. Девушка с первого взгляда влюбилась в богача Эраста, поверила ему и со слезами отпустила на службу. Потом молодой человек был вынужден жениться на дворянке и оставить Лизу. Чувства девушки были настолько сильны, что она не могла пережить предательства и, как все несчастные, не по христианскому закону, бросилась в воду. Печальные деревья склоняются над ее могилой. Иногда приходит сюда, к своему прошлому, и Эраст. Разрушились стены Симонова монастыря, где гуляло когда-то счастье.
Карамзин своей повестью хотел сказать, что и крестьянки любить умеют., несмотря на то, что не имеют образования и роскошного жилища … Бедная Лиза – это обобщенный образ прекрасной девушки, которая принесла себя в жертву ради высокого чувства Она может быть героиней любого произведения, потому что оказалась выше дворянских условностей, лжи и предательства.
Эраст, чтобы не сильно травмировать душевное состояние Лизы, объявил ей о дальнем военном походе. Он решил, что так она сможет его забыть, и перестанет надоедать. Он не понимал, куда делось то чувство «заботливого брата», которое испытывал он изначально к девушке.
Лиза тяжело переживала расставание с «возлюбленным». Она ждала его из дальнего похода, а когда вновь увидела Эраста, не могла поверить своему счастью. Однако эта чувство длилось не долго. Молодой человек сообщил ей о своей скорой жениться на богатой вдове.
Лизе, показалось, что весь мир, который раньше пребывал в гармонии – превратился в хаос. Она не смогла больше видеть его, дышать с ним одним воздухом, проживать минуты счастья. Девушка, не любившая ранее никого кроме Эраста и мамы, не смогла пережить такое предательство. Она покончила жизнь самоубийством, поставив навсегда жирную точку на этих воспоминаниях и отношениях…
Автор назвал повесть «Бедная Лиза» из-за того, что на долю невинной и чистой девушке, выпали непомерные испытания. Карамзин показывает, на сколько трагична судьба героини. То счастье, что обрела девушка с Эрастом, оказалось недолгим и привело ее к неминуемой гибели. Лиза бедная не от того, что у нее нет мирского богатства, титула, наследства, а потому, что, будучи еще совсем молодой, она узнала, как жестоко можно ошибиться в человеке. И слова в этой жизни ничего не значат, а важны лишь поступки…
Девушка, не смогла принять той участи, что заготовила ей судьба. «Бедная Лиза» в поиске выхода вступила на путь тьмы, как велела ей совесть. Она так и не поняла, что же на самом деле изменилось в их отношениях с Эрастом.
Эраст не просто воспользовался девичьей открытостью и невинностью, он жестоко предал ее, лишив ее дальнейшего смысла жизни. После ее смерти, он до скончания дней, не смог простить себе загубленную судьбу «бедной Лизы».
Повесть «Бедная Лиза» рассказывает о несчастной любви. Автор начинает своё произведения с того, что описывает свои прогулки в «опустевший монастырь», где похоронена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать своё сочувственное отношение к главной героине и её судьбе. Кроме того, эпитет «бедная» отражает и социальное положение Лизы, неизменно ограничивающее ее возможности в жизни, и ее открытое и искреннее сердце простой девушки, которое легко ранить и разбить.
Молодая и прекрасная крестьянка Лиза тяжело работает, чтобы помочь своей старушке-матери. Однажды на улице она встречает молодого господина, который покупает у неё все цветы. Она влюбляется в красивого юношу, которого зовут Эраст. Лиза знает, что Эраст не её круга, и мечтает, чтобы он был простым пастухом. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое».
Вскоре Эраст признаётся ей в любви, и они дают друг другу клятву верности. Лиза, доверчивая и наивная, во всем доверяется Эрасту. «Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?»
Чувствительность является главной чертой характера Лизы. Она верит в свою любовь, живет «нежными страстями». Вскоре отношения Лизы и Эраста перестают быть платоническими. Молодой человек, добившись желаемого, охладевает к девушке. Он уезжает на войну и «надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться». Лиза тоскует по Эрасту, вся её жизнь потускнела без него «Ах!…Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!». Однако забота о матери удерживает её дома.
Через 2 месяца Лиза в городе случайно встречает Эраста. Она обрадовалась и обняла возлюбленного. Однако Эраст отказывается от неё: «обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей – возьми их,… позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой».
Сердце Лизы разбито. Она не смогла пережить горя и унижения. Возможно, если бы Эраст повел себя честно и сразу сказал ей правду, она, полная искренней любви к нему, смогла бы даже понять его и простить. Но именно обман, ложные надежды, долгое время тоски и ожидания перемен к лучшему, а в итоге подлость возлюбленного и крушение всех надежд сломали девушку.«Мне нельзя жить,… нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». Она бросается в пруд и погибает.
Автор всячески жалеет свою героиню. Он сочувствует её несчастной судьбе и горькому выбору, который она сделала. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту, Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на него, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?».
Повесть «Бедная Лиза» – это повесть о несчастной, но прекрасной любви. Лизина любовь была честной, пылкой и настоящей. Предательство Эраста предопределило её печальную судьбу.
“Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза – бедная крестьянская девушка) , с другой стороны – на нравственно-философский (герой повести – несчаст¬ный, обиженный судьбой и людьми, человек) . Полисемия названия подчер¬кивала специфику конфликта в произведении Карамзина. Любовный конф¬ликт между мужчиной и девушкой (история их взаимоотношений и траги¬ческой гибели Лизы) является ведущим. Социальное начало конфликта (любовь дворянина и крестьянки) , связанное с сословными предрассудками и экономи¬ческими обстоятельствами (разорение Эраста и необходимость женитьбы на богатой) , для Карамзина оказывается менее значимым, уходит на второй план.
Принято считать, что “Бедная Лиза” – классический образец русского сентиментализма. Сентиментальное в повести проявляется в поэтизации чувства, изменчивого и противоречивого, пристальном внимании художника к интимному миру частного человека, в особом, подчеркнуто эмоциональном, изящном стиле. В произведении Карамзина можно обнаружить и черты предромантического характера (в изображении Симонова монастыря, в “криминальном” сюжете повести, ее трагическом финале и пр.) . Для героев Карамзина характерен внутренний разлад, несоответствие идеала действительности: Лиза мечтает быть женой и матерью, но вынуждена смириться с ролью любовницы; Эраст надеется, что платоническая любовь к крестьянской девушке будет способствовать его нравственному возрождению, однако реальная действите¬льность разрушает мир его иллюзии. “Бедная Лиза” – сентиментально-предромантическая любовная повесть. Для сентиментализма было характерно исполь¬зование телеологических сюжетов. Обращение писателя к сюжету с заранее известным концом, предупреждение читателя в начале повести о гибели героини, сознательный отказ от усложненности сюжетного повествования – все это способствовало концентрации читательского внимания на раскрытии внутреннего мира героев, на восприятии естественной красоты и гармонии слога, на выявлении специфики создания художественного образа, где большую роль играли портрет, деталь, жест. Сюжетная амбивалентность, внешне мало заметная, проявилась в “детективной” основе повести, автора которой интересуют причины самоубийства героини, и в необычном решении проблемы “любовного треугольника”, когда любовь крестьянки к Эрасту угрожает се¬мейным узам, освящаемым сентименталистами, а сама “бедная Лиза” пополняет ряд образов “падших женщин” в русской литературе.
Неоднозначны функции Природы в произведении. Пантеистическая философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести, сопереживающей Лизе в счастье и горе. Кроме того, Природа высту¬пает в сочинении писателя и как место действия (берег реки, роща, пруд) , и как общий эмоционально-колористический фон произведения. Карамзин использовал два основных приема изображения пространства в повести: прием панорамности (сельский или урбанистический пейзажи) и прием фокусации, когда от картины природного мира автор органически переходит к изображению героя; сужая наблюдаемое пространство и концентрируя внимание на человеке: вид Москвы – Симонов монастырь – дубовая рощица и луг у монастырских стен – заброшенная хижина – Лиза. При этом изобра¬жение Природы обязательно завершается рассказом о человеке, живущем “в объятиях Натуры”. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь. Примечате¬льно, что Эраст далек от понимания языка Природы, изображается вне его природных, родственных связей: в формировании его характера, мотивации поступков доминирует социальное начало”