Сочинение на тему подвиг радищева

11 вариантов

  1. ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ. Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная ре­волюция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петер­бургский Пажеский корпус. Родители Александра были доб­рыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили, Жизнь в поместье была первым столк­новением Радищева с крепостным строем.
    Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию, Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепо- стников, произвол невежественных военных. В его душе за­рождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
    «Путешествие…» явилось результатом многолетних наблю­дений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Гер­цен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существую­щего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показы­вает Радищев господствующий класс» крепостников; «Чуди­ще обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послуш­ные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писа­тель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне — это прежде всего люди, люди с их радостя­ми и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принад­лежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит.
    В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадатель­ное в истории российской», то есть совершить революцию, Он гениально предсказал, что руководителями революции ста­нут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.
    Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. 0-ч издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все — дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».
    Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путе­шествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «мило­сти» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гнев­ные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.
    Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.
    Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размно­жалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.

    читать похожие:

    Что дало русской литературе творчество А.Н. Радищева?
    Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева
    Судьба крестьян в изображении А. Н. Радищева (По произведению «Путешествия из Петербурга в Москву»
    Идеал человеческого достоинства и гражданского служения родине (На примере романа А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)

  2. Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная революция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили. Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем.
    Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
    «Путешествие…» явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс, крепостников: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне — это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит,
    В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской», то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.
    Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. Он издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все — дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».
    Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путешествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «милости» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.
    Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.
    Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размножалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.

  3. Страница: [ 1 ] 2
    Великий мыслитель считал, что «истинным сыном отечества» может считать себя только свободный в своих мыслях и поступках человек: тот, кто «стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому». «Истинный сын отечества» благонравен и благороден, но не по происхождению. В понимании автора «Путешествия» благородного человека характеризуют добродетельные поступки, одухотворенные истинной честью, т. е. свободолюбием и народонравием,. служением своему народу. Написав «Путешествие из Петербурга в Москву», Радищев поступил именно как истинный сын отечества. Он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых были отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком.
    Страстное обличение самодержавия и крепостничества не могло остаться незамеченным в государстве, где никакое проявление свободомыслия не оставалось безнаказанным. Пе мог остаться безнаказанным и автор крамольной книги. Радищев все это знал и сам выбрал свою судьбу. В то время как громадное большинство дворян, современников Радищева, жило только для себя, удовлетворяя свои прихоти за счет крепостных крестьян и дворовых слуг, автор «Путешествия» отверг уют и комфорт, личное благополучие ради того,- чтобы бросить вызов крепостникам-помещикам и самой императрице. Так же, как спустя почти столетие Н. Г. Чернышевский, Радищев в расцвете сил своих был насильственно отторгнут от семьи, от общества, от литературы, изолирован от политической борьбы и жизни.
    Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 г. в Москве в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева. Его мать Фекла Степаногна Аргамакова происходила из дворян. Александр был старшим из семи братьев. Его детство прошло в Москве и в имении отца “Немцово, Калужской губернии, Кузнецовского уезда. В летнее время мальчик вместе с родителями иногда выезжал в село Верхнее Аблязово Саратовской губернии, где отец Радищева, богатый помещик, владел имением с 2 тысячами душ крепостных крестьян. В собственности Афанасия Радищева находились еще 17 деревень с крестьянами в разных губерниях России. В доме родителей Саша не видел сцен расправы с крепостными, по немало слышал рассказов о жестоких соседях-помещиках, среди которых ему запомнился некто Зубов: последний кормил своих крепостных, как скот, из общих корыт, а за малейшую провинность безжалостно сек.
    О гуманности Радищевых и их сочувствии крестьянам в их борьбе за свободу свидетельствует следующий факт: когда крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева докатилась до Верхнего Аблязова, старый Радищев вооружил своих дворовых людей, а сам ушел в лес; своих же четырех детей Николай Афанасьевич «роздал по мужикам». «Мужики так его любили, — рассказывает сын писателя Павел, — что не выдали, а жены их марали маленьким господам лица сажею, боялся, чтобы бунтовщики не догадались по белизне и нежности их лиц, что это не крестьянские дети, обыкновенно замаранные и неопрятные. Ни один из тысячи дуга не подумал донести на него…».
    В ноябре 1762 г. при содействии Аргамаковых Александр был пожалован в пажи и смог поступить в придворное учебное заведение — Пажеский корпус в Петербурге, Там он подружился с Алексеем Кутузовым, выделявшимся среди пажей начитанностью и примерным поведением. Оба юноши были влюблены в русскую литературу и зачитывались в это время сочинениями известных русских писателей М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. И. Лукина, Ф. А. Эмина, Д. И. Фонвизина. В доме Василия Аргамакова, где бывал Александр, собирались писатели и поэты, здесь они читали свои повести и стихи, горячо спорили, мечтая о том времени, когда изящная словесность покинет наконец стены аристократических салонов. В Пажеском корпусе юный Радищев выделялся среди воспитанников «успехами в науках и поведением».
    Осенью 1766 г. в числе двенадцати лучших учеников он был послан в Германию для завершения образования. Начиная с 1767 г., Александр слушал лекции в Лейпцигском университете по истории словесности, по философии. Радищев занимался также химией, медициной, продолжал изучение латинского, немецкого и французского языков. В свободное время русские юноши собирались в комнате Ушаковых и вели задушевные беседы.
    Испытанием мужества обернулось для него столкновение студентов с майором «Бокумом, назначенным царским правительством «присматривать» за бывшими воспитанниками Пажеского корпуса. Жадный Бокум обкрадывал студентов, присваивая деньги, отпускавшиеся правительством на их содержание, подвергая юношей оскорблениям и- унизительным наказаниям; Бокум даже изобрел клетку для наказания студентов, в которой «ни стоять, ни сидеть на остроконечных перекладинах прямо не можно». Молодые люди дали отпор грубым действиям солдафона. На собственном примере юноша убедился в том, что грубой силе полицейского государства может быть и должна быть противопоставлена сила убеждений, духа высокоодаренной и высоконравственной личности, живущей идеалами добра и справедливости. Вся дальнейшая жизнь автора «Путешествия» свидетельствует о верности этой клятве. Истоки его жизненного подвига состоят именно в верности и следовании до конца своим убеждениям, убеждениям революционера.
    В декабре 1777 г. из-за материальных затруднений Александр Николаевич вынужден был вернуться на службу. Он был назначен младшим чиновником, в чине секунд-майора, в Коммерц-коллегию, где начальником был граф Александр Романович Воронцов, либеральный вельможа екатерининского времени. Будучи с 1780 г. помощником начальника Петербургской таможни, Радищев уже в чине надворного советника проявил себя как честный, неподкупный служащий, для которого интересы России превыше всего. Он объявил беспощадную войну контрабандистам и взяточникам, иностранным авантюристам и казнокрадам. Рассказывают, что однажды один из купцов, желая провести контрабандой дорогие материи, пришел к нему в кабинет и выложил пакет с ассигнациями, но был с позором прогнан. Жена купца незваной гостьей побывала у жены Радищева и оставила в гостях сверток с дорогими материями.
    Когда «подарок» обнаружился, Радищев приказал слуге догнать купчиху и вернуть ей сверток. Писатель безбоязненно выступал в защиту младших служащих, в том числе своего сослуживца досмотрщика таможни Степана Андреева, оклеветанного и сосланного потом на каторгу. Позднее, в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Спасская Полесть» Радищев рассказал о грубейшем нарушении правил судопроизводства, имея в виду дело таможенного чиновника Степана Андреева. Радищев заслужил репутацию прямого и справедливого человека. Так проявлялась его верность клятве, данной Федору Ушакову.
    Радищев был разносторонним человеком. В свободное от работы время Александр Николаевич посещал дворянские собрания и общества, Английский клуб, масонскую ложу, бывал на балах, находил время для литературных занятий: много читал, писал любовные стихи, переводил на русский язык иностранные сочинения, одно из которых — «Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» Габриэля де Маб-ли — снабдил следующим примечанием: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Никто из его друзей или современникЪв не решился бы высказать такую крайнюю мысль. Очевидно, в недрах сознания великого мыслителя кипела громадная созидательная работа, а рели гениальные мысли, которым суждено было найти выход в его революционных сочинениях: оде «Вольность» и «Путешествии из Петербурга в Москву».
    События Крестьянской войны 1773—1775 гг. сыграли решающую роль в политическом воспитании Радищева. Изучив весь ход восстания по подлинным документам; поступавшим в штаб генерал-аншефа Я. А. Брюса, автор «Путешествия» признал закономерной и справедливой ту борьбу, которую самоотверженно вели крестьяне, работные люди, казаки и солдаты против помещиков и царицы. Однако писатель понял, что восставшие неминуемо были обречены на поражение из-за своей стихийности и неорганизованности. Восстание Пугачева он рассматривал как акт народного мщения угнетателям. «Они искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз», — писал автор «Путешествия» в главе «Хотилов».
    Страница: [ 1 ] 2

  4. Страница: [ 1 ] 2
    Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная революция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили. Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем.
    Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
    «Путешествие…» явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс, крепостников: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне — это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит,
    В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской», то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.
    Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. Он издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все — дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».
    Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путешествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «милости» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.
    Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу.
    Страница: [ 1 ] 2

  5. 5
    Текст добавил: Стихнет голос Вечной войны

    К раннему периоду творчества писателя принято относить «Дневник одной недели», явившийся одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Обращение Радищева к «исповедальному» жанру отвечало тем требованиям к литературе, которые стали возникать в период подготовки и зарождения новых идейно-эстетических систем, идущих на смену классицизму. Как отметил Г. А. Гуковский, прозаические жанры «открыли эру борьбы за человека, за право личности, чувства, за свободное человеческое переживание…
    Психологизм, культ чувства, культура анализа эмоций, тема индивидуальности – простого, обыкновенного человека – это элементы сентиментального романа и других сентиментальных жанров – не только были связаны с передовыми философскими учениями, но в первую очередь были порождены идеей защиты прав человека и гражданина, борьбы против феодального порабощения его». Автор дневника, покинутый своими друзьями, в течение одиннадцати дней описывает свои переживания, не лишенные экзальтации, различные мысли и тонкую смену настроения. В отсутствии друзей он «обедал без вкуса», его охватывали «уныние, беспокойстве, скорбь», «отчаяние». Вот пример целого потока моментально сменяющихся чувств, переживаний, начального этапа раскрытия «диалектики души»:
    * «… оставлен. Кем? Друзьями моими, друзьями души моей! Жестокие, ужели толико лет сряду приветствие ваше, ласка, дружба, любовь были обман? Что изрек, несчастный! А если какая непреоборимая причина положила на сей день препятствие свиданию вашему? Какое хуление! страшись, чтобы не исполнилось! о горесть! о разлука! почто, почто я с ними расстался? Если они меня забыли, забыли друга своего,- о смерть! приди, вожделенная,- как можно человеку быть одному, быть пустыннику в природе!» С такой же повышенной экспрессией заканчивается «Дневник»: «Но я оставлен,- но я один, один-один!.. Карета остановилась,- выходят,- о радость! О блаженство! друзья мои возлюбленные!.. Они!.. Они!..»
    Других «чисто» сентиментальных произведений, подобных «Дневнику одной недели», в творческом наследии Радищева не имеется. Но в числе стилеобразующих компонентов большинства его творений сохраняются сентиментальная лексика и сентиментальные обороты (правда, уже для воссоздания идейно-личностных переживаний автора или его героев).
    Примерно с этого же времени начинается творческая деятельность Радищева, нашедшая свое логическое и художественное завершение в создании «Путешествия из Петербурга в Москву». Первым звеном в этой цепи был его перевод «Размышления о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастия греков» Мабли (1773), в котором особый интерес вызывает примечание Радищева к термину «самодержавство» (так им переводится текст подлинника): «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Вслед за этим дается краткое изложение концепции общественного договора о происхождении государственной власти и энергично подчеркивается право народа судить правителя за нарушение им интересов общества.
    Радищев объяснил, за что и по какому праву народ может судить как преступника своего государя. Теперь необходимо было показать, как это должно произойти. Так появилась ода «Вольность» ода, воспевающая народную революцию. Поводом к ее созданию послужила успешная борьба американского народа за свою независимость (1776-1783), но сформировались революционные взгляды Радищева под влиянием отечественной действительности и в первую очередь под воздействием Пугачевского восстания. Ода «Вольность»- произведение новаторское и по содержанию, и по форме. В ней Радищев завершает трансформацию этого жанра, начатую еще Ломоносовым в последних его одах, продолженную Державиным. Их усилиями торжественная, хвалебная ода стала переходить в обличительный жанр. Но только Радищев, используя свойственные оде ораторскую интонацию, публицистичность, повышенную экспрессивность, сумел превра-» тить ее в стихотворение, призывающее к революции. «Вольность» Радищева открывает тот ряд произведений, где начнется органическое слияние общественных идей с личностным переживанием. Уже сам «приступ» (зачин) в ней был не обычен: поэт обращался не к царям или полководцам, не к вельможам или очередным царским фаворитам, а к «дару бесценному» вольности:
    * О! дар небес благословенный,
    * Источник всех великих дел,
    * О вольность, вольность, дар бесценный,
    * Позволь, чтоб раб тебя воспел.
    Ода создавалась на материале всемирной и отечественной истории, в нее также органично вливались современные поэту события. Вот что происходит в его отечестве (строфа 10-я):
    * Воззрим мы в области обширны,
    * Где тусклый трон стоит рабства.
    * Градские власти там псе мирны,
    * В царе зря образ божества.
    * Власть царска веру охраняет,
    * Власть царску вера утверждает;
    * Союзно общество гнетут:
    * Одно сковать рассудок тщится,
    * Другое волю стерть стремится;
    * На пользу общую – рекут.
    Текст оды «Вольность» дошел до нашего времени в двух редакциях: ранней (полной), состоящей из 54 строф, и сокращенной (в ней стихотворные строфы чередуются с кратким прозаическим пересказом остальных строф). Ода во второй редакции была включена в главу «Тверь» и напечатана в составе «Путешествия из Петербурга в Москву» в 1790 году. О том, что первую и вторую редакции оды разделял определенный промежуток времени, свидетельствует следующее обстоятельство. В первой редакции сочувственно говорилось об американской революции («К тебе, словутая страна»). Во вторую редакцию строфы об Америке не были включены. Очевидно, Радищев разочаровался в этой буржуазной республике с узаконенным рабством и угнетением, где «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова» (гл. «Хотилов»),
    Агитационное воздействие оды «Вольность» в составе «Путешествия из Петербурга в Москву» выигрывало в силе оттого, что ода резко контрастировала с соседними главами «Медное» и «Городня», в которых особо ярко изображены картины крепостного рабства, бесправия народа.

  6. Великий мыслитель считал, что «истинным сыном отечества» может считать себя только свободный в своих мыслях и поступках человек: тот, кто «стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому». «Истинный сын отечества» благонравен и благороден, но не по происхождению. В понимании автора «Путешествия» благородного человека характеризуют добродетельные поступки, одухотворенные истинной честью, т. е. свободолюбием и народонравием,. служением своему народу. Написав «Путешествие из Петербурга в Москву», Радищев поступил именно как истинный сын отечества. Он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых были отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком.
    Страстное обличение самодержавия и крепостничества не могло остаться незамеченным в государстве, где никакое проявление свободомыслия не оставалось безнаказанным. Пе мог остаться безнаказанным и автор крамольной книги. Радищев все это знал и сам выбрал свою судьбу. В то время как громадное большинство дворян, современников Радищева, жило только для себя, удовлетворяя свои прихоти за счет крепостных крестьян и дворовых слуг, автор «Путешествия» отверг уют и комфорт, личное благополучие ради того,- чтобы бросить вызов крепостникам-помещикам и самой императрице. Так же, как спустя почти столетие Н. Г. Чернышевский, Радищев в расцвете сил своих был насильственно отторгнут от семьи, от общества, от литературы, изолирован от политической борьбы и жизни.
    Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 г. в Москве в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева. Его мать Фекла Степаногна Аргамакова происходила из дворян. Александр был старшим из семи братьев. Его детство прошло в Москве и в имении отца “Немцово, Калужской губернии, Кузнецовского уезда. В летнее время мальчик вместе с родителями иногда выезжал в село Верхнее Аблязово Саратовской губернии, где отец Радищева, богатый помещик, владел имением с 2 тысячами душ крепостных крестьян. В собственности Афанасия Радищева находились еще 17 деревень с крестьянами в разных губерниях России. В доме родителей Саша не видел сцен расправы с крепостными, по немало слышал рассказов о жестоких соседях-помещиках, среди которых ему запомнился некто Зубов: последний кормил своих крепостных, как скот, из общих корыт, а за малейшую провинность безжалостно сек.
    О гуманности Радищевых и их сочувствии крестьянам в их борьбе за свободу свидетельствует следующий факт: когда крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева докатилась до Верхнего Аблязова, старый Радищев вооружил своих дворовых людей, а сам ушел в лес; своих же четырех детей Николай Афанасьевич «роздал по мужикам». «Мужики так его любили, — рассказывает сын писателя Павел, — что не выдали, а жены их марали маленьким господам лица сажею, боялся, чтобы бунтовщики не догадались по белизне и нежности их лиц, что это не крестьянские дети, обыкновенно замаранные и неопрятные. Ни один из тысячи дуга не подумал донести на него…».
    В ноябре 1762 г. при содействии Аргамаковых Александр был пожалован в пажи и смог поступить в придворное учебное заведение — Пажеский корпус в Петербурге, Там он подружился с Алексеем Кутузовым, выделявшимся среди пажей начитанностью и примерным поведением. Оба юноши были влюблены в русскую литературу и зачитывались в это время сочинениями известных русских писателей М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. И. Лукина, Ф. А. Эмина, Д. И. Фонвизина. В доме Василия Аргамакова, где бывал Александр, собирались писатели и поэты, здесь они читали свои повести и стихи, горячо спорили, мечтая о том времени, когда изящная словесность покинет наконец стены аристократических салонов. В Пажеском корпусе юный Радищев выделялся среди воспитанников «успехами в науках и поведением».
    Осенью 1766 г. в числе двенадцати лучших учеников он был послан в Германию для завершения образования. Начиная с 1767 г., Александр слушал лекции в Лейпцигском университете по истории словесности, по философии. Радищев занимался также химией, медициной, продолжал изучение латинского, немецкого и французского языков. В свободное время русские юноши собирались в комнате Ушаковых и вели задушевные беседы.
    Испытанием мужества обернулось для него столкновение студентов с майором «Бокумом, назначенным царским правительством «присматривать» за бывшими воспитанниками Пажеского корпуса. Жадный Бокум обкрадывал студентов, присваивая деньги, отпускавшиеся правительством на их содержание, подвергая юношей оскорблениям и- унизительным наказаниям; Бокум даже изобрел клетку для наказания студентов, в которой «ни стоять, ни сидеть на остроконечных перекладинах прямо не можно». Молодые люди дали отпор грубым действиям солдафона. На собственном примере юноша убедился в том, что грубой силе полицейского государства может быть и должна быть противопоставлена сила убеждений, духа высокоодаренной и высоконравственной личности, живущей идеалами добра и справедливости. Вся дальнейшая жизнь автора «Путешествия» свидетельствует о верности этой клятве. Истоки его жизненного подвига состоят именно в верности и следовании до конца своим убеждениям, убеждениям революционера.
    В декабре 1777 г. из-за материальных затруднений Александр Николаевич вынужден был вернуться на службу. Он был назначен младшим чиновником, в чине секунд-майора, в Коммерц-коллегию, где начальником был граф Александр Романович Воронцов, либеральный вельможа екатерининского времени. Будучи с 1780 г. помощником начальника Петербургской таможни, Радищев уже в чине надворного советника проявил себя как честный, неподкупный служащий, для которого интересы России превыше всего. Он объявил беспощадную войну контрабандистам и взяточникам, иностранным авантюристам и казнокрадам. Рассказывают, что однажды один из купцов, желая провести контрабандой дорогие материи, пришел к нему в кабинет и выложил пакет с ассигнациями, но был с позором прогнан. Жена купца незваной гостьей побывала у жены Радищева и оставила в гостях сверток с дорогими материями.
    Когда «подарок» обнаружился, Радищев приказал слуге догнать купчиху и вернуть ей сверток. Писатель безбоязненно выступал в защиту младших служащих, в том числе своего сослуживца досмотрщика таможни Степана Андреева, оклеветанного и сосланного потом на каторгу. Позднее, в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Спасская Полесть» Радищев рассказал о грубейшем нарушении правил судопроизводства, имея в виду дело таможенного чиновника Степана Андреева. Радищев заслужил репутацию прямого и справедливого человека. Так проявлялась его верность клятве, данной Федору Ушакову.
    Радищев был разносторонним человеком. В свободное от работы время Александр Николаевич посещал дворянские собрания и общества, Английский клуб, масонскую ложу, бывал на балах, находил время для литературных занятий: много читал, писал любовные стихи, переводил на русский язык иностранные сочинения, одно из которых — «Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» Габриэля де Маб-ли — снабдил следующим примечанием: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Никто из его друзей или современникЪв не решился бы высказать такую крайнюю мысль. Очевидно, в недрах сознания великого мыслителя кипела громадная созидательная работа, а рели гениальные мысли, которым суждено было найти выход в его революционных сочинениях: оде «Вольность» и «Путешествии из Петербурга в Москву».
    События Крестьянской войны 1773—1775 гг. сыграли решающую роль в политическом воспитании Радищева. Изучив весь ход восстания по подлинным документам; поступавшим в штаб генерал-аншефа Я. А. Брюса, автор «Путешествия» признал закономерной и справедливой ту борьбу, которую самоотверженно вели крестьяне, работные люди, казаки и солдаты против помещиков и царицы. Однако писатель понял, что восставшие неминуемо были обречены на поражение из-за своей стихийности и неорганизованности. Восстание Пугачева он рассматривал как акт народного мщения угнетателям. «Они искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз», — писал автор «Путешествия» в главе «Хотилов». Пугачева писатель называл «грубым самозванцем»: республиканцу Радищеву, ярому противнику царизма, претил наивный монархизм вождя восставших крестьян.

  7. Жизненный подвиг Радищева
    и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус. Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили. Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным строем.
    Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных. В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
    «Путешествие…» явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показывает Радищев господствующий класс, крепостников: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях. Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне – это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит,
    В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской», то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.
    Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. Он издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все – дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».
    «Путешествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «милости» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.
    Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *