Сочинение на тему поэтический мир цветаевой

7 вариантов

  1. Воровская у ночи пасть:Стыд поглотит и с Богом тебя разлучит.А зато научитПеть и, в глаза улыбаясь, красть.
    В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу «Версты», появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится для Цветаевой тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам — современникам — А. Блоку, О. Мандельштаму, А. Ахматовой. Блок для Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «вседержатель души». Она коленопреклоненно молится ему как воплощению высоко­го искусства.
    И по имени не окликну,И руками не потянусь.Восковому святому ликуТолько издали поклонюсь.И под медленным снегом стоя,Опущусь на колени в снег,И во имя твое святоеПоцелую вечерний снег —Там, где поступью величавойТы прошел в снеговой тиши,Свете тихий — святыя славы —Вседержатель моей души.
    Блоковский цикл состоит из пятнадцати созданных в разное время стихотворений. Он отражает восхищенное, молитвенное отношение Цветаевой к поэту, имя которого — «птица в руке», «льдинка на языке».
    Восторженны и несколько экзальтированны стихи, посвящен­ные А. Ахматовой, которую Цветаева называла «Музой плача», «златоустой Анной всея Руси». Хотя строгий, сдержанный, клас­сически соразмерный стих Ахматовой был совершенно непохож на цветаевскую словесную стихию, бурю чувств, ритмическую неукрощенность, Цветаева поняла родство обеих, равную силу та­ланта, более того: к Ахматовой она относилась как к царице поэзии.
    Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цве­таевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи — деревни, церковки, поля, до­роги. В этих просторах рождается русская вольница («Кабы нас с тобой да судьба свела», «Семь холмов — как семь колоколов»). Поэзия Цветаевой по напевности, мелодике становится близка народной песне.
    Отмыкала ларец железный.Вынимала подарок слезный:С крупным жемчугом перстенек,С крупным жемчугом.Кошкой выкралась на крыльцо,Ветру выставила лицо.Ветры — веяли, птицы — реяли.Лебеди — слева,Справа — вороны.Наши дороги —Да в разные стороны.
    В 1916-20 гг. Цветаева создает цикл «Стихи о Москве». Москва для поэта — средоточие духовности всей России, «огромный, гостеприимный город», нерукотворный, созданный Богом.
    Над городом, отвергнутым Петром,Перекатился колокольный гром…Пока они гремят из синевы —Неоспоримо первенство Москвы.
    В стихах московского цикла проявляется глубокое, органиче­ское родство с русским народным творчеством, которое станет основой ее «фольклорных» поэм «Переулочки», «На Красном коне», «Молодец», «Царь-Девица».
    Годы революции и гражданской войны были очень тяжелыми в жизни Цветаевой: умерла младшая дочь Ирина, сражался в белой армии, а затем вместе с отступающими войсками вынуж­ден был эмигрировать ее муж Сергей Эфрон. Войну Цветаева воспринимала не с политической, а с гуманистической точки зрения, видя в ней общенародное горе.
    Белым был — красным стал,Кровь обагрила.Красным был — белым стал,Смерть побелила.И справа, и слева,И сзади, и прямо,И красный, и белый:- Мама!
    Страшную реальность того времени она переплавляла в рваные, полные скорби и боли строки: «Взятие Крыма», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..» Еще в мае 1917 года, между двумя революциями, Цветаева предвидела, какой будет свобода:
    Из строгого, стройного храмаТы вышла на визг площадей…Свобода! — Прекрасная ДамаМаркизов и русских князей.Свершается страшная спевка, —Обедня еще впереди!Свобода! — гулящая девкаНа шалой солдатской груди!
    Эти стихи написаны раньше «Двенадцати» А. Блока, но в по­нимании анархического характера новой свободы оба поэта на­ходят близкие образы. Материал с сайта //iEssay.ru

  2. Уйди в себя, как прадеды в феоды.
    М. Цветаева
    Марина Цветаева — ярчайшая представительница Серебряного века, освободившая русскую литературу от подчиненности социальным проблемам и узаконившая новые темы — анализ собственной души, одиночества, смерти, тоски и т. д.
    Творчество Марины Цветаевой можно назвать книгой ее жизни, книгой ее сердца. Все чувства, все тяготы, которые выпали на ее долю, отразились, как в зеркале, в ее стихах. Потому произведения Цветаевой невозможно читать спокойно и бесстрастно.
    Не случайно сама поэтесса писала: “Я не верю стихам, которые льются, рвутся — да!” Действительно, ее стихи — рвутся, взрываются, вспыхивают и горят пламенным огнем ее собственных чувств и страстей. Говоря о Марине Цветаевой, Ходасевич отмечал, что она “словно так дорожит каждым впечатлением, каждым душевным движением, что главной ее заботой становится — закрепить наибольшее число их в наиболее строгой последовательности, не расценивая, не отделяя важного от второстепенного, ища не художественной, но скорее психологической достоверности. Ее поэзия стремится стать дневником”. И как любой дневник, ее поэзия отражает глубокий и противоречивый внутренний мир поэтессы. Стихотворения Цветаевой в основном носят трагический характер. Потому что трагичной была сама ее жизнь, трагичным было ее мироощущение.
    В душе Марины Цветаевой постоянно жило стремление к уединению, к блаженному, но не существующему в мире одиночеству. И вместе с тем ее безудержно влекло к людям, к общению с ними, к полноценной жизни в обществе. Марина Цветаева любила жизнь, стремилась получить от жизни все, что возможно. И, может быть, именно невозможность взять абсолютный максимум от короткой человеческой жизни навевала ей мысли о безысходности.
    Поэтесса боялась старости, боялась беспомощности и скуки — потому даже в своих стихах мечтала погибнуть молодой:
    Всего хочу: с душой цыгана
    Идти под песни на разбой,
    За всех страдать под звук органа
    И амазонкой мчаться в бой…
    …Люблю я крест, и шелк, и краски,
    Моя душа — мгновенный след…
    Ты дал мне детство — лучше сказки
    И дай мне смерть — в семнадцать лет!
    Это трагическое соединение любви к жизни и стремления к смерти вызывало острую борьбу в мятущейся и страстной душе писательницы — борьбу между верой и безверием, между радостью бытия и мыслями о неизбежном конце жизни. Она протестует против этой неизбежности, но не в силах что-либо изменить.
    Я вечности не приемлю!
    Зачем меня погребли?
    Я так не хотела в землю
    С любимой своей земли.
    Этот протест, борьбу противоположностей в душе и характере поэтессы отмечал И. Эренбург. “Марина Цветаева, — писал он, — совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту”. Сознавая быстротечность собственной жизни, но желая оставить в ней яркий след, Цветаева верила в силу своей поэзии, в то, что к ней придут и признание, и заслуженная любовь читателей:
    Моим стихам, написанным так рано,
    Что и не знала я, что я — поэт…
    …Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.
    Цветаева была твердо убеждена в высоком предназначении поэта. Подчиняясь всепоглощающему вдохновению, сгорая в его жарком огне, принося ему в жертву все — только так способен жить настоящий поэт. Только выражая себя в стихах, открывая для себя и для людей все новые и новые высоты, поэт чувствует свою значимость, чувствует свою силу. Только творчество, только вдохновение и упорная работа, упорный поиск способны вырвать человека из рутины быта, унести его в другой мир — в лазурное “небо поэта”.
    В поте — пишущий, в поте — пашущий!
    Нам знакомо иное рвение:
    Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
    Дуновение — вдохновение.
    Разноречивые, но всегда сильные чувства не покидали душу Цветаевой. Она все чаще и чаще возвращается в своем творчестве к размышлениям над особой судьбой и ролью поэта, над его величием и беззащитностью, могуществом и ничтожеством в этом мире. Она не видит пути разрешения этого внутреннего противоречия, не видит пути к гармонии в поэтическом мире. И потому снова и снова задается вечными вопросами:
    Что же мне делать, певцу и первенцу,
    В мире, где наичернейший — сер!
    Где вдохновенье хранят, как в термосе!
    С этой безмерностью
    В мире мер?!
    Писать стихи было для Цветаевой внутренней необходимостью. Ни один сборник ее стихов не обходится без своеобразной оды ее верному другу — письменному столу. Она анализирует не только собственную поэтическую судьбу, но и судьбы многих других выдающихся мастеров слова, таких как А. Ахматова, которой поэтесса выражает свое искреннее восхищение, А. Блок, ставший для нее символическим образом поэзии вообще, О. Мандельштам, которому она готова подарить “нерукотворный град”, А. Пушкин, перед гением которого она преклонялась с юных лет. Трагические судьбы многих великих писателей и поэтов наводят ее иногда на мысль о безысходности, иногда же, наоборот, вызывают бурный протест и стремление изменить этот мир. Проблемам поэтической жизни и поэтического творчества посвящены лучшие произведения М. Цветаевой: “Поэт и время”, “Искусство при свете совести”, “Живое о живом”, “Поэты с историей и поэты без истории” и многие другие.
    Но тяжелая жизнь, постоянные потрясения, потеря близких и друзей, осознание несовершенства и несправедливости мира постепенно подкашивают силы поэтессы.
    Пора снимать янтарь,
    Пора менять словарь,
    Пора гасить фонарь
    Наддверный… —
    пишет М. Цветаева в феврале 1941 года, а в августе — заканчивает жизнь самоубийством.
    Б. Пастернак так писал о ее смерти: “Марина Цветаева всю жизнь заслонялась от повседневности работой, и когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательною странностью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, непривычный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная, куда деться от ужаса, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку”.

  3. Поэзия Марины Ивановны Цветаевой яркая, самобытная и неуемная, как и душа автора. Ее произведения напоминают корабли, штурмующие бурные воды океана. Цветаева ворвалась в литературу шквалом тем, образов и пристрастий. Вначале она пыталась понять истоки собственной гениальности, рождения вдохновения, обращаясь к своей яркой и порывистой натуре.
    Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья.
    Я родилась.
    Спорили сотни Колоколов.
    День был субботний:
    Иоанн Богослов.
    В окружающем мире Марине Ивановне все интересно. Она слышит звуки и чувствует запахи, точно и поэтично передает их на страницах своих произведений. Цветаеву волнуют вечные вопросы: что есть бытие и смерть, источники жизни и творчества.
    Уж сколько их упало в бездну,
    Разверстую вдали!
    Настанет день, когда и я исчезну
    С поверхности земли.
    Застынет все, что пело и боролось,
    Сияло и рвалось:
    И зелень глаз моих,
    и нежный голос,
    И золото волос.
    О своем грядущем уходе автор говорит совершенно спокойно. Цветаева не кокетничает, она не боится смерти, ведь до этого так далеко! Пока же — открывшийся мир прекрасен и светел, сложен и интересен. От этого безумно хочется жить, радоваться, смеяться, любить и выливать увиденное в стихи, такие же безграничные, как родные просторы России.
    Любовь в поэзии Цветаевой всегда огромная, пусть не взаимная, но глубокая и сильная, пугающая своей неуемностью и жаром.
    Два солнца стынут, – о Господи, пощади!
    Одно — на небе, другое — в моей груди.
    Как эти солнца, — прощу ли себе сама?
    Как эти солнца сводили меня с ума!
    И оба стынут — не больно от их лучей!
    И то остынет первым, что горячей.
    Чувства Марины Ивановны запредельные, на грани возможного, оттого захватывает дух от стихов, открывающих сердце поэта и безграничность возможностей.
    Кабы нас с тобой — да судьба свела
    Ох, веселые пошли бы по земле дела!
    Не один бы нам поклонился град,
    Ох, мой родный, мой природный, мой безродный брат!
    Стихи Цветаевой напоминают бурные пассажи пианистов, выливающих в звуках свои эмоции, фантазии и чувства. Живя с размаху, Марина Ивановна Цветаева так и погибла, не примирившись с несправедливостью и жестокостью окружающего мира, но, к счастью, остались ее стихи, открывающие яркую, мятущуюся и бесстрашную душу поэта.
    Не возьмешь моего румянца
    Сильного – как разливы рек!
    Ты охотник, но я не дамся,
    Ты погоня, но я есмь бег.
    Не возьмешь мою душу живу!
    Так, на полном скаку погонь –
    Пригибающийся — и жилу
    Перекусывающий конь Аравийский.
    В сентябре 1992 года наша страна отмечала столетие со дня рождения замечательной русской поэтессы М. Цветаевой. Сегодня мы уже плохо пред-ч ставляем свой духовный мир без А. Ахматовой, А. Солженицына, Б. Пастернака, без Марины Цветаевой, которую знают и любят миллионы людей не только в нашей стране, но и во всем мире.
    Всеми любимая поэтесса М. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года:
    Красною кистью
    Рябина зажглась, Падали листья,
    Я родилась.
    Зима стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она вобрала в себя мятежную натуру матери. Недаром самые проникновенные строки в ее прозе — о Пугачеве, а в стихах — о Родине. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жиз ни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми!
    Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все:
    По тебе тоскует наша зала,
    Ты в тени ее видал едва
    По тебе тоскуют те слова,
    Что в тени тебе я не сказала.
    Следует отметить, что победоносная сила шла к Цветаевой подобно шквалу. Если Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Уже в 1912 году выходит сборник ее стихов «Волшебный фонарь». Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник:
    Милый читатель! Смеясь, как ребенок,
    Весело встреть мой волшебный фонарь.
    Искренний смех твой, да будет он звонок,
    И безотчетен, как встарь.
    В «Волшебном фонаре» Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы:
    В небе — вечер, в небе — тучки,
    В зимнем сумраке бульвар.
    Наша девочка устала,
    Улыбаться перестала.
    Держат маленькие руки синий шар.
    В этой книге впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви. Многие нынешние сборники Цветаевой открываются стихотворением «Моим стихам, написанным так рано…». Созданное в 1913 году, в пору юности, оно стало программным и пророческим:
    Моим стихам, написанным так рано,
    Что и не знала я, что я — поэт,
    Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
    Как искры из ракет,
    Ворвавшимся, как маленькие черти,
    В святилище, где сон и фимиам,
    Моим стихам о юности и смерти,
    Нечитанным стихам! —
    Разбросанным в пыли по магазинам
    (где их никто\’не брал и не берет!)
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.
    Трагедия Цветаевой началась с первых же ее шагов в литературе. То была трагедия одиночества и непризнанности. Прекрасными были цветаевские стихотворения «Последняя встреча», «Декабрь и Январь», «Итог дня».
    В 1913—1915 гг. Цветаева создает свои «Юношеские стихи», которые никогда не издавались. Сейчас большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по различным сборникам. Необходимо сказать, что «Юношеские стихи» полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них много солнца, воздуха, моря и много счастья.
    Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, проливаемая в гражданской войне, отталкивала Цветаеву от революции:
    Белым был — красным стал:
    Кровь обагрила.
    Красным был — белым стал:
    Смерть победила.
    Это был плач, крик души поэтессы. В1922 году вышла ее первая книга «Версты», состоявшая из стихов, написанных в 1916 г. В «Верстах» воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, дорог, ветра, быстро бегущих туч и солнца, лунных ночей. В «Верстах» есть целый цикл стихов, посвященных Блоку. Он для Цветаевой — «рыцарь без укоризны».
    В том же году Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около 30 стихотворений. В ноябре 1925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет. Во Франции она пишет свою «Поэму Лестницы» — одно из самых острых антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью сказать, что «Поэма Лестницы» — вершина творчества поэтессы в парижский период.
    В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание, арестованы ее дочь и муж, С. Эфрон, которых она нежно любила.
    Одним из последних произведений Цветаевой было стихотворение «Не умрешь, народ», которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.
    Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя — огромного, как океан, народного читателя, какого при жизни ей так не хватало.
    Марина Цветаева — неоплатная наша вина, но и любовь наша вечная. Поэт может быть бездомным, но стихи — никогда.

  4. 4
    Текст добавил: Джек_Воробей

    24 апреля 2017 года заведующий отделом обслуживания Сверчкова Татьяна Михайловна провела для учащихся 10 кл. Топчихинской СОШ №2 литературный урок «Поэтический мир Марины Цветаевой (к 125-летию поэтессы). Ребята познакомились не только с биографией Марины Ивановны, но и более глубоко смогли прочувствовать ее поэтический мир. М. Цветаева одна из немногих женщин-поэтесс известна и любима многими поклонниками ее творчества.
    Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:
    Если душа родилась крылатой,
    Что ей хоромы – и что ей хаты!
    Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
    Два на миру у меня врага,
    Два близнеца неразрывно – слитых:
    Голод голодных – и сытость сытых!  (18 августа 1918)
    Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.
    В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.
    Кто создан из камня, кто создан из глины, —
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело – измена, мне имя – Марина,
    Я — бренная пена морская.
    Кто создан из глины, кто создан из плоти –
    Тем гроб и надгробные плиты…
    — В купели морской крещена – и в полете
    Своем – непременно разбита!
    Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
    Пробьется мое своеволье.
    Меня – видишь кудри беспутные эти? –
    Земной не соделаешь солью.
    Дробясь о гранитные ваши колена,
    Я с каждой волной – воскресаю!
    Да здравствует пена – веселая пена –
    Высокая пена морская!   (23 мая 1920)
    Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:
    Моим стихам
    Как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.
    Читать стихи Марины Цветаевой

  5. Марина Цветаева — ярчайшая звезда поэзии XX века. В одном из своих стихотворений она просила:
    “Легко обо мне подумай,
    Легко обо мне забудь”.
    Талант Цветаевой пытались раскрыть, утвердить, опрокинуть, оспорить многие. По-разному писали о Марине Цветаевой писатели и критики русского зарубежья. Русский редактор Слоним был уверен в том, что “наступит день, когда ее творчество будет заново открыто и оценено и займет заслуженное место, как один из самых интересных документов дореволюционной эпохи”. Первые стихи Марины Цветаевой “Вечерний альбом” вышли в 1910 году и были приняты читателями как стихи настоящего поэта. Но в тот же период началась трагедия Цветаевой. То была трагедия одиночества и непризнанности, но без какого-либо привкуса обиды, ущемленного тщеславия. Цветаева принимала жизнь такой, какая есть. Так как она в начале своего творческого пути считала себя последовательным романтиком, то добровольно отдавала себя судьбе. Даже тогда, когда что-то попадало в поле ее зрения, тотчас чудесно и празднично преображалось, начинало искриться и трепетать с какой-то удесятеренной жаждой жизни.
    Постепенно поэтический мир Марины Цветаевой усложнялся. Романтическое мироощущение вступало во взаимодействие с миром русского фольклора. Во время эмиграции поэзия Марины Цветаевой впитывает в себя эстетику футуризма. В своих произведениях от интонации напевной и говорной она переходит к ораторской, часто срывающейся на крик, вопль. Цветаева по футуристически обрушивается на читателя всеми поэтическими приемами. Большая часть русской эмиграции, в частности живущей в Праге, отвечала ей недружелюбным отношением, хотя и признавала ее дарование. Но Чехия все равно осталась в памяти Марины Цветаевой светлым и счастливым воспоминанием. В Чехии Цветаева заканчивает свою поэму “Молодец”. Эта поэма была ангелом-хранителем поэтессы, она помогла ей продержаться самое трудное время в начальную пору существования на глубине.
    В Берлине Марина Цветаева очень много работает. В ее стихах чувствуется интонация выстраданной мысли, выношенности и жгучести чувств, но появилось и новое: горькая сосредоточенность, внутренние слезы. Но сквозь тоску, сквозь боль переживания она пишет стихи, исполненные самоотреченности, любви. Здесь же Цветаева создает “Сивиллу”. Этот цикл музыкален по композиции и образности и философичен по смыслу. Она тесно связана с ее “русскими” поэмами. В эмигрантский период наблюдается укрупненность ее лирики.
    Читать, слушать, воспринимать цветаевские стихи спокойно так же невозможно, как нельзя безнаказанно прикоснуться к оголенным проводам. В ее стихи входит страстное социальное начало. По мнению Цветаевой, поэт почти всегда противопоставлен миру: он — посланец божества, вдохновенный посредник между людьми и небом. Именно поэт противопоставлен богатым в цветаевской “Хвале…”.
    Поэзия Марины Цветаевой постоянно видоизменялась, сдвигала привычные очертания, на ней появлялись новые ландшафты, начинали раздаваться иные звуки. В творческом развитии Цветаевой неизменно проявлялась характерная для нее закономерность. “Поэма Горы” и “Поэма Конца” представляют собою, в сущности, одну поэму-дилогию, которую можно было бы назвать или “Поэмой Любви”, или “Поэмой Расставания”. Обе поэмы — история любви, бурного и краткого увлечения, оставившего след в обеих любящих душах на всю жизнь. Никогда больше Цветаева не писала поэм с такой страстной нежностью, лихорадочностью, исступленностью и полнейшей лирической исповедальностью.
    После возникновения “Крысолова” Цветаева от лирики повернулась к сарказму и сатире. Именно, в этом произведении она разоблачает мещан. В “парижский” период Цветаева много размышляет о времени, о смысле мимолетной по сравнению с вечностью человеческой жизни. Ее лирика, проникнутая мотивами и образами вечности, времени, рока, становится все более и более трагичной. Чуть ли не вся ее лирика этого времени, в том числе и любовная, пейзажная, посвящена Времени. В Париже она тоскует, и все чаще и чаще думает о смерти. Для понимания поэм Цветаевой, а также некоторых ее стихотворений важно знать не только опорные смысловые образы-символы, но и мир, в котором Марина Цветаева как поэтическая личность мыслила и жила.
    В парижские годы она лирических стихов пишет мало, она работает главным образом над поэмой и прозой мемуарной и критической. В 30е годы Цветаеву почти не печатают — стихи идут тонкой прерывающейся струйкой и, словно песок, — в забвение. Правда, она успевает переслать “Стихи к Чехии” в Прагу — их там сберегли, как святыню. Так произошел переход к прозе. Проза для Цветаевой, не являясь стихом, представляет, тем не менее, самую настоящую цветаевскую поэзию со всеми другими присущими ей особенностями. В ее прозе не только видна личность автора, с ее характером, пристрастиями и манерой, хорошо знакомой по стихам, но и философия искусства, жизни, истории. Цветаева надеялась, что проза прикроет ее от ставших недоброжелательными эмигрантских изданий. Последним циклом стихов Марины Цветаевой были “Стихи к Чехии”. В них она горячо откликнулась на несчастье чешского народа.
    И по сегодняшний день Цветаеву знают и любят многие миллионы людей и не только у нас в России, но и во многих странах мира. Ее поэзия стала неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Другие же стихи кажутся такими давними и привычными, словно они существовали всегда, как русский пейзаж, как рябина у дороги, как полная луна, залившая весенний сад…

  6. Творческий облик М. И. Цветаевой необычайно многогранен: перед читателем предстает самобытный поэт и неожиданный прозаик, оригинальный драматург и тонкий мемуарист, исследователь литературы и глубокий, парадоксальный мыслитель. Поэтесса — яркая индивидуальность. Сама Цветаева писала: “Большим поэтом может быть всякий — большой поэт. Для большого поэта достаточно большого поэтического дара. Для великого самого большого дара — мало, нужен равноценный дар личности: ума, души, воли и устремление этого целого к определенной цели, то есть устроение этого целого”.
    В Цветаевой в полной мере отразились все перечисленные ею черты личности, определяющие большой дар: пытливый ум, постоянно осваивающий все новые высоты, страстное, “безмерное” сердце, отзывающееся на любое впечатление бытия, неутолимая потребность любить, жадный, никогда не угасавший интерес к жизни и людям, глубинное понимание исторических судеб России и мира.
    У каждого настоящего, мыслящего поэта — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Ахматовой — в творчестве обязательно отражаются его раздумья о назначении поэта и поэзии. Мысль Цветаевой также сосредоточена на постижении своей роли, своего места в литературе. По мере роста и созревания ее поэтического таланта растет и драматическое ощущение себя в мире, выраженное, например, в раннем стихотворении:
    Захлебываясь от тоски,
    Иду одна, без всякой мысли,
    И опустились и повисли
    Две тоненьких моих руки.
    Еще в юные годы из отношения к Пушкину и его творчеству у нее выкристаллизовалась та система ценностей и миропонимания, которая так ярко проявилась в творчестве: “…я поделила мир на поэта — и всех, и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались”.
    В стихотворениях, посвященных этой теме, образ лирической героини будто растворяется, уходит из поэзии, и стихи обретают по-пушкински личностную, авторскую интонацию. Цветаева смело поэтически обыгрывает даже собственное имя — “Кто создан из камня, кто создан из глины…”.
    В исповедальном, вполне автобиографическом стихотворении “У первой бабки — четыре сына…” она именно о себе, причудливо совмещающей противоположности, восклицает:
    Обеим бабкам я вышла внучка:
    Чернорабочий и белоручка!
    В этих строках — не просто осознание противоречивости своего характера, в них Цветаева как никто другой ощущает амбивалентность творчества — горения и черновой работы.
    Цветаеву не прельщает только лишь земной путь “в поте пишущего” и “в поте пащущего”, потому что труд поэта она рассматривает как служение, исполненное высочайшего смысла, озаренное божественным огнем:
    Нам знакомо иное рвение:
    Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
    Дуновение — вдохновение!
    Цветаева элегически замечает: “Стихи растут, как звезды и как розы!”, но элегичность у поэтессы — редкий и обманчивый гость. Стихотворение “Знаю, умру на заре! На которой из двух…” завершается немыслимой у других поэтов строкой:
    Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
    В этих словах — сущность Цветаевой: она всю себя, до самых потаенных глубин отдала поэзии.
    Марина Цветаева, безусловно, верила в свой талант, но понимала, что для достижения успеха талант необходимо умножить на упорный труд. Цикл “Стол” — ода поэтессы поэтической работе: “Мой письменный вьючный мул”. Неистребимое прилежание Цветаева готова поставить себе в заслугу и не без гордости оглядывает созданное тяжелым трудом поэта, уподобленным труду землепашца:
    Ты — стоя, в упор, я — спину
    Согнувши — пиши! пиши! —
    Которую десятину
    Вспахали, версту — прошли,
    Покрыли: письмом — красивей
    Не сыщешь в державе всей!
    Не меньше, чем пол-России
    Покрыто рукою сей!
    Цветаева взяла себе за правило, что “каждой строчки сегодня — последний срок”, любила слово “ремесло” и считала труд лучшим учителем. Можно только догадываться, какой ценой достигнута та виртуозная легкость и монолитность стихотворений, которые поражают читателя.
    В поэте Цветаевой всегда были дороги мужество преодоления, упорство труда, преданность своему ремеслу и призванию. Цветаева пишет: “Нет, надо писать стихи.
    Нельзя дать ни жизни, ни эмиграции… этого торжества: заставить поэта обойтись без стихов… Вам (нам) дано в руки что-то, чего мы не вправе ни выронить, ни переложить в другие руки (которых — нет)…”
    Песенное ремесло для поэтессы, по словам К. Павловой, — “святое ремесло”. До самого конца не покидала Цветаеву убежденность в значимости поэтического слова. “Милый не вечен, но вечен — Мир. Не понапрасну служим”, — писала она. Сознание этого “не понапрасну служим” поддерживало поэтессу в ту пору, когда приходилось отвоевывать “у жизни, как она есть” духовное пространство для творчества. Поэт, по Цветаевой, воплощает в себе черты Воина и Защитника, стоящего на страже подлинных ценностей. В поисках истины, за ее познание он платит своим сердцем, своей жизнью:
    Дано мне отплытье
    Марии Стюарт…
    Цветаева была убеждена, что ее диалог с читателем не будет прерван. Она верила, что когда-то “в нужный срок” каждое ее слово отзовется в сердцах других. Как она и предвидела, настал ее час, наступил “свой черед” ее стихам:
    На трудных тропах бытия
    Мой спутник — молодость моя.
    Бегут, как дети по бокам,
    Ум с глупостью, в середке — сам.
    А впереди — крылатый взмах:
    Любовь на золотых крылах.
    А этот шелест за спиной —
    То поступь Вечности за мной.
    Наследуя от художников минувших эпох ответственное отношение к слову, Цветаева и в своих читателях хочет видеть то же уважение и понимание высокой миссии слова. Она убеждена: не прихотью “изменчивой моды”, не тщеславным желанием повторить, что “на устах у всех”, должно диктоваться обращение к поэту. Только готовность к познанию, к нелегкой душевной работе обусловит ту настоящую творческую радость, которую ощутит вдумчивый читатель.
    Живя в сложное время, Цветаева во главу своей жизни поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, многие бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Стихотворчество для Цветаевой — образ жизни, без него она просто не мыслила своего существования. Она писала много, в любом состоянии души. Поэтесса не раз признавалась, что стихи ее “сами пишутся”, что они “растут, как звезды и как розы”, “льются настоящим потоком”.
    Сравнение с потоком как нельзя более подходит к творчеству Цветаевой, потому что неудержимую магию ее стихотворений невозможно заковать ни в какие границы. Магией поэтессы ее устремления, порывы чувств и мыслей словно воплощаются в стихах, которые, отделяясь от ее творящего духа, обретают жизнь и свободу. Мы почти ощутимо видим и слышим, как они летят
    По нагориям,
    По восхолмиям,
    Вместе с зорями,
    С колокольнями…
    Вчитываясь в стихотворения Цветаевой, начинаешь понимать, что она воспринимала поэзию как живое существо, как возлюбленного: она была с ней на равных и, следуя закону Любви, отдавала всю себя без остатка, и чем больше отдавала, тем больше получала взамен. Эта священная любовь к поэзии требовала от Цветаевой всегда оставаться самой собой, быть беспощадно честной в суде над своими мыслями и чувствами.
    Тому, кто обладает поэтическим, пророческим голосом, “долг повелевает — петь”. Поэтическое призвание для Цветаевой — “как плеть”, а тех, кто не способен петь, она называет счастливцами и счастливицами. И в этом она абсолютно искренна, потому что каждый настоящий поэт в своих стихотворениях жертвенно проживает мучительные состояния, соблазны, искушения ради того, чтобы читатели учились жизни, опираясь на их духовный опыт.

  7. Сочинение: Марина Цветаева
    К
    Вам душа так
    радостно влекома…
    О,
    какая веет
    благодать
    От
    страниц «Вечернего
    альбома»!
    Кто
    Вам дал такую
    ясность красок?
    Кто
    Вам дал такую
    точность слов?
    Смелость
    все сказать
    – от детских
    ласок
    До
    весенних, новолунных
    снов?
    Ваша
    книга – это
    весть «оттуда»,
    Утренняя,
    благостная
    весть…
    Я
    давно уж не
    приемлю чуда…
    Но
    как сладко
    слышать: «Чудо
    есть!»
    М. Волошин
    План
    Марина
    Цветаева –
    великий романтик
    Серебряного
    века.
    Особенности
    раннего творчества
    Цветаевой.
    Своеобразие
    тем и средств
    их воплощения
    в сборнике
    «Вечерний
    альбом».
    Особенности
    лирики в сборнике
    «Волшебный
    фонарь». Отклики
    в критике.
    Черты
    сходства и
    различия двух
    сборников
    Поэта.
    Место
    ранних сборников
    в поэтическом
    наследии.
    III.
    Значение ранней
    лирики в формировании
    Поэта
    М.
    Цветаевой.
    Марина
    Цветаева –
    великий романтик
    Серебряного

    века.
    Творчество
    Марины Цветаевой
    – выдающееся
    и самобытное
    явление как
    культуры серебряного
    века, так и всей
    истории русской
    литературы.
    Она принесла
    в русскую поэзию
    небывалую
    дотоле глубину
    и выразительность
    лиризма. Благодаря
    ей русская
    поэзия получила
    новое направление
    в самораскрытии
    женской души
    с ее трагическими
    противоречиями.
    Сегодня
    Марину Цветаеву
    знают и любят
    миллионы людей:
    не только у
    нас, но и во всем
    мире. Ее поэзия
    вошла в культурный
    обиход, сделалось
    неотъемлемой
    частью нашей
    духовной жизни.
    Сколько цветаевских
    строчек мгновенно
    стали крылатыми!
    На горизонте
    русской поэзии
    неожиданно
    вырисовывалась
    романтическая
    тень Поэта. То
    была стремительная
    женская фигура
    – с крыльями
    стихов за плечами
    и гордым профилем.
    Если Ахматову
    сравнивали
    с Сафо, то Цветаева
    была Никой
    Самофракийской:
    Ноши
    не будет у этих
    плеч,

    Кроме
    божественной
    ноши – Мира!

    Нежную
    руку кладу на
    меч:

    На
    лебединую шею
    Лиры.

    Жизнь
    посылает некоторым
    поэтам такую
    судьбу, которая
    с первых же
    шагов сознательного
    бытия ставит
    их в самые
    благоприятные
    условия для
    развития
    природного
    дара. Такой
    яркой и трагической
    была судьба
    Марины Цветаевой,
    крупного и
    значительного
    поэта первой
    половины ХХ
    века. Все в ее
    личности и в
    ее поэзии (для
    нее это нерасторжимое
    единство) резко
    выходило за
    рамки традиционных
    представлений,
    господствующих
    литературных
    вкусов. В этом
    была и сила, и
    самобытность
    ее поэтического
    слова.
    Марина
    Ивановна Цветаева
    родилась в
    Москве 26 сентября
    1892 года. По происхождению
    она принадлежала
    к кругу научно
    – художественной
    интеллигенции.
    Огромное влияние
    на формировании
    взглядов будущего
    Поэта оказала
    ее мать. «После
    такой матери
    мне осталось
    только одно:
    стать поэтом»,
    – скажет позже
    Цветаева.
    С
    раннего детства
    Марина жила
    в мире героев
    прочитанных
    книг: исторических
    и вымышленных,
    литературных
    и реальных,
    одинаково
    страдая за
    всех. В жизни
    юная Цветаева
    была диковата
    и дерзка, застенчива
    и конфликтна.
    Илья Эренбург,
    хорошо знавший
    ее в молодости,
    говорил: «Марина
    Цветаева совмещала
    в себе старомодную
    учтивость и
    бунтарство,
    пиетет перед
    гармонией и
    любовью к душевному
    косноязычию,
    предельную
    простоту. Ее
    жизнь – клубок
    прозрений и
    ошибок».
    Удивительная
    личностная
    наполненность,
    глубина чувств
    и сила воображения
    позволяли
    Цветаевой на
    протяжении
    всей жизни, –
    а для нее характерно
    романтическое
    ощущение единства
    жизни итворчества
    – черпать поэтическое
    вдохновение
    из безграничной,
    непредсказуемой
    и в то же время
    постоянной,
    как море, собственной
    души. Иными
    словами, от
    рождения до
    смерти, от первых
    стихотворных
    строчек до
    последнего
    вдоха она оставалась,
    если следовать
    ее собственному
    определению,
    «чистым лириком».
    Лирическая
    героиня Цветаевой
    полностью
    отражает чувства
    и переживания
    самой Марины,
    так как она
    принципиально
    поставила знак
    равенства между
    собой и ее лирической
    героиней. Поэтому
    стихи Цветаевой
    очень личностные,
    им она доверяла
    свои чувства,
    свою жизнь.
    Цветаева всегда
    говорила, что
    она не поэтесса,
    а «поэт Марина
    Цветаева», она
    не относила
    себя не к одному
    литературному
    течению, так
    как всегда
    считала, что
    поэт в своем
    творчестве
    индивидуален.
    Со страстной
    убежденностью
    она утверждала
    провозглашенный
    ею еще в ранней
    юности жизненный
    принцип: быть
    только самой
    собой, ни в чем
    не зависеть:
    ни от времени,
    ни от среды.
    В
    своих стихах,
    в жизни, в быту,
    в любви она
    была романтиком.
    Все, что попадало
    в поле ее зрения,
    тотчас чудесно
    и празднично
    преображалось,
    начинало искриться
    и трепетать
    с какой – то
    удесятеренной
    жаждой жизни.
    Однажды Марина
    случайно обмолвилась
    по чисто литературному
    поводу: «Это
    дело специалистов
    поэзии. Моя же
    специальность
    – жизнь». Эти
    слова можно
    сделать эпиграфом
    к ее творчеству.
    Марина
    была очень
    жизнестойким
    человеком. Она
    жадно любила
    жизнь и, как
    положено поэту
    – романтику,
    предъявляла
    ей требования
    громадные,
    часто непомерные.
    Своеобразие
    тем и средств
    их воплощения
    в сборнике «
    Вечерний альбом
    ».
    Стихи
    Цветаева начала
    писать с шести
    лет (не только
    по-русски, но
    и по-французски,
    по-немецки). В
    1910 году еще не
    сняв гимназической
    формы, тайком
    от семьи, собрала
    стопку стихов
    – исповедь за
    последние два
    года и отнесла
    в типографию
    А. И. Мамонтова.
    Заплатив за
    печатанье 500
    экземпляров,
    через месяц
    уже держала
    в руках довольно
    неказистую
    книгу в сине-зеленой
    картонной
    обложке под
    названием
    «Вечерний
    альбом».
    По
    сути, это был
    дневник очень
    одаренного
    и наблюдательного
    ребенка. Но от
    многих своих
    сверстниц, тоже
    писавших стихи,
    юная Цветаева
    отличалась
    в своем альбоме,
    по крайней
    мере, двумя
    чертами: во
    первых, ничего
    не выдумывала,
    то есть почти
    не впадала в
    сочинительство,
    и, во вторых,
    она никому не
    подражала.
    Первым,
    кто сразу же
    прочитал «Вечерний
    альбом» и тотчас
    на него откликнулся,
    был Максимилиан
    Волошин. По его
    мнению, до Цветаевой
    никому в поэзии
    не удавалось
    написать о
    детстве из
    детства. О детстве
    обычно рассказывали
    взрослые –
    сверху вниз.
    «Это очень юная
    и неопытная
    книга, – писал
    Волошин.
    – Многие
    стихи, если их
    раскрыть случайно
    посреди книги,
    могут вызвать
    улыбку. Ее нужно
    читать подряд,
    как дневник,
    и тогда каждая
    строчка будет
    понятна и уместна.
    Если же прибавить,
    что ее автор
    владеет не
    только стихом,
    но и четкой
    внешностью
    внутреннего
    наблюдения,
    импрессионистической
    способностью
    закреплять
    текущий миг,
    то это укажет,
    какую документальную
    важность представляет
    эта книга,
    принесенная
    из тех лет, когда
    обычно слово
    еще недостаточно
    послушно, чтобы
    верно передать
    наблюдение
    и чувство…».
    Для
    гимназистки
    Марины Цветаевой,
    тайком выпустившей
    свой первый
    сборник, такой
    отзыв был великой
    радостью и
    поддержкой.
    В Волошине она
    нашла друга
    на всю жизнь.
    Одобрительно
    отозвался о
    «Вечернем
    альбоме» и Н.
    Гумилев. «Марина
    Цветаева внутренне
    талантлива,
    внутренне
    своеобразна…эта
    книга, – заключил
    он свою рецензию,
    – не только милая
    книга девических
    признаний, но
    и книга прекрасных
    стихов».
    Строгий
    Брюсов, особенно
    похвалил Марину
    за то, что она
    безбоязненно
    вводит в поэзию
    «повседневность»,
    «непосредственные
    черты жизни»,
    предостерегая
    ее в опасности
    впасть в «домашность»
    и разменять
    свои темы на
    «милые пустяки»,
    сообщил о своих
    надеждах увидеть
    впредь в стихах
    Цветаевой
    чувства «более
    острые» и мысли
    более «нужные»,
    что задело
    самолюбие
    Марины. На его
    пугающий отзыв
    Цветаева
    ответила
    стихотворением:
    Улыбнись
    в мое «окно»,

    Иль
    к шутам меня
    причисли, –

    Не
    изменишь все
    равно!

    «Острых
    чувств» и «нужных
    мыслей»

    Мне
    от Бога не дано.

    Нужно
    петь, что все
    темно,

    Что
    над миром сны
    нависли…

    -Так
    теперь заведено.

    Этих
    чувств и этих
    мыслей

    Мне
    от Бога не дано!

    Стихи
    юной Цветаевой
    были еще очень
    незрелы, но
    подкупали своей
    талантливостью,
    известным
    своеобразием
    и непосредственностью.
    На этом сошлись
    все рецензенты.
    Хотя оценки
    М. Волошина, В.
    Брюсова, Н. Гумилева
    и казались
    завышенными,
    Цветаева их
    вскоре оправдала.
    В
    этом альбоме
    Марины Цветаевой
    появляется
    лирическая
    героиня – молодая
    девушка, мечтающая
    о любви. «Вечерний
    альбом» – это
    скрытое посвящение.
    Перед каждым
    разделом –
    эпиграф, а то
    и по два: из Ростана
    и Библии.
    Таковы
    столпы первого
    возведенного
    Мариной Цветаевой
    здания поэзии.
    Какое оно еще
    пока
    ненадежное,
    это здание; как
    зыбки его некоторые
    части, сотворенные
    полудетской
    рукой. Немало
    инфантильных
    строк – впрочем,
    вполне оригинальных,
    ни на чьих не
    похожих:
    «Кошку
    завидели, курочки

    Стали
    с индюшками
    в круг…»

    Мама
    у сонной дочурки

    Вынула
    куклу из рук.

    Но
    некоторые стихи
    уже предвещали
    будущего поэта.
    В первую очередь
    – безудержная
    и страстная
    «Молитва»,
    написанная
    Мариной в день
    семнадцатилетия,
    26 сентября 1909
    года:
    Христос
    и Бог! Я жажду
    чуда

    Теперь,
    сейчас, в начале
    дня!

    О,
    дай мне умереть,
    покуда

    Вся
    жизнь как книга
    для меня.

    Ты
    мудрый, ты не
    скажешь строго:

    «Терпи,
    еще не кончен
    срок».

    Ты сам
    мне подал – слишком
    много!

    Я
    жажду сразу
    – всех дорог!

    ……………………………………….
    Люблю
    и крест, и шелк,
    и каски,

    Моя
    душа мгновений
    след…

    Ты
    дал мне детство
    – лучше сказки

    И
    дай мне смерть
    – в семнадцать
    лет!

    Нет,
    она вовсе не
    хотела умереть
    в этот момент,
    когда писала
    эти строки; они
    – лишь поэтический
    прием. В стихотворении
    «Молитва»
    скрытое обещание
    жить и творить:
    «Я жажду всех
    дорог!». Они
    появятся во
    множестве –
    разнообразные
    дороги цветаевского
    творчества.
    В
    стихах «Вечернего
    альбома» рядом
    с попытками
    выразить детские
    впечатления
    и воспоминания
    соседствовала
    не детская
    сила, которая
    пробивала себе
    путь сквозь
    немудреную
    оболочку
    зарифмованного
    детского дневника
    московской
    гимназистки.
    «В Люксембургском
    саду», наблюдая
    с грустью играющих
    детей и их счастливых
    матерей, завидует
    им: «Весь мир
    у тебя», – а в конце
    заявляет:
    Я
    женщин люблю,
    что в бою не
    робели

    Умевших
    и шпагу держать,
    и копье, –

    Но знаю,
    что только в
    плену колыбели

    Обычное
    – женское –
    счастье мое!

    В
    «Вечернем
    альбоме» Цветаева
    много сказала
    о себе, о своих
    чувствах к
    дорогим ее
    сердцу людям;
    в первую очередь
    о маме и о сестре
    Асе. Н. Гумилев,
    прочитав «Вечерний
    альбом» (1910), заметил,
    что «мама»
    почти не сходит
    с его страниц.
    В стихотворении
    «Ricordo
    di
    tivoli»
    (Воспоминание
    о Тиволе» – итал.)
    Марина писала
    о сестре Анастасии,
    с «высоты»
    взрослого
    человека.
    Мальчик
    к губам приложил
    осторожно
    свирель,

    Девочка,
    плача, головку
    на грудь уронила…

    -Грустно
    и мило! –

    Скорбно
    склоняется
    к детям столетняя
    ель.

    Темная
    ель в этой жизни
    видала так
    много

    Слишком
    красивых, с
    большими глазами,
    детей.

    Нет
    путей

    Им
    в нашей жизни.
    Их счастье, их
    радость – у
    бога.

    Море
    синеет вдали,
    как огромный
    сапфир,

    Детские
    крики доносятся
    с дальней лужайки,

    В
    воздухе – чайки…

    Мальчик
    играет, а девочке
    в друге весь
    мир…

    Ясно
    читая в грядущем,
    их ель осенила,

    Мощная,
    мудрая, много
    видавшая ель!

    Плачет
    свирель…

    Девочка,
    плача, головку
    на грудь уронила.

    Легко
    ли поверить,
    что эти стихи
    написала девушка,
    едва перешагнувшая
    порог отрочества:
    такова была
    Марина. Она все
    знала заранее.
    Ее грусть, в
    ней заложенная
    еще в детстве,
    чуя все, что
    придет потом,
    делала ее еще
    в пятнадцать
    лет тою столетнюю
    елью над теми
    детьми.
    В
    «Вечернем
    альбоме» встречаются
    переклички
    с
    Брюсовым.
    Это мотивы
    встречи, экзотики,
    чародейства,
    городская тема,
    стихотворения,
    образцом для
    которых послужили
    брюсовские
    баллады.
    В
    первом сборнике
    Цветаевой
    критика отметила
    «хорошую школу
    стиха», его
    музыкальность
    и изящество.
    Модная тогда
    напевная декламация
    отразилась
    в звукозаписи
    и синтаксисе
    стихотворений:
    приемы синтаксического
    параллелизма,
    лексические
    повторы, восклицания.
    В основе композиции
    большинства
    стихотворений
    лежат строфические
    повторы и кольцевое
    строение. Строку
    она, повинуясь
    интонации и
    музыкальным
    синкопам, безжалостно
    рвет на отдельные
    слова и даже
    слоги, но и слоги
    своевольно
    переносит из
    одного стихового
    строчечного
    ряда в другой,
    даже не переносит,
    а словно отбрасывает,
    подобно музыканту,
    изнемогающему
    в буре звуков
    и едва справляющемуся
    с этой стихией.
    Д. Бродский в
    одной из своих
    статей говорил
    даже о «фортепианном»
    характере
    цветаевских
    произведений.
    Эмоциональный
    накал стихотворений
    повышается
    инверсиями
    («брат нежный
    мой», «ход замедлялся
    головы»), патетическими
    обращениями
    и восклицаниями.
    «Оборванные
    фразы» заставляют
    читателя замереть
    на высоте
    эмоциональной
    кульминации,
    особое значение
    имеют символы
    воды, моря, неба.
    Одна
    из главных черт
    лирики Цветаевой
    – самодостаточность,
    творческий
    индивидуализм
    и даже эгоцентризм,
    они проявляются
    в постоянном
    ощущении
    собственной
    непохожести
    на других,
    обособленности
    своего бытия
    в мире быта. В
    ранних стихах
    это отъединенность
    гениального
    ребенка – поэта,
    знающего свою
    правду, от мира
    взрослых:
    Мы
    знаем, мы многое
    знаем

    Того,
    что не знают
    они!

    Ранее
    осознание
    противостояния
    поэта и «всего
    остального
    мира» сказалось
    в творчестве
    молодой Цветаевой
    в использовании
    излюбленного
    приема контраста.
    Это контраст
    вечного и
    сиюминутного,
    бытия и быта.
    «Вечерний
    альбом» завершается
    стихотворением
    «Еще молитва».
    Цветаевская
    героиня молит
    создателя
    послать ей
    простую земную
    любовь.
    В
    лучших стихотворениях
    первой книги
    Цветаевой уже
    угадываются
    интонации
    главного конфликта
    ее любовной
    поэзии: конфликта
    между «землей»
    и «небом», между
    страстью и
    идеальной
    любовью.
    Особенности
    лирики в сборнике
    «Волшебный
    фонарь». Отклики
    в критике.

    Знакомство
    с Максимилианом
    Волошиным в
    конце 1910 г. значительно
    расширяет круг
    литературных
    интересов
    Цветаевой.
    Сказывается
    это и на стихотворениях
    следующего
    сборника, который
    вышел в 1912 году.
    В это время
    Цветаева –
    «великолепная
    и победоносная»
    – жила очень
    напряженной
    душевной
    жизнью.
    Устойчивый
    быт уютного
    дома в одном
    из старомосковских
    переулков,
    неторопливые
    будни профессорской
    семьи – все это
    было внешностью,
    под которой
    уже зашевелился
    «хаос» настоящей,
    не детской
    поэзии.
    К
    тому времени
    Цветаева уже
    хорошо знала
    себе цену как
    поэту, она уже
    догадалась,
    что ее поэзия
    по духу своему
    – мятеж, пожар,
    ракета, что она
    по сути своей
    – вперекор
    всему: и покою
    сна, и тишине
    святилищ, и
    фимиаму славы,
    и даже пыли
    забвения, которую,
    может, на сто
    лет покроются
    ее книги. Она
    была уверена
    – пожар разгорится:
    ведь искра
    брошена и бег
    задан! Ее молодые
    строчки рассекали
    воздух молниеносно,
    как крылья
    ласточки. Первая
    книга «Вечерний
    альбом» и в
    особенности
    вторая, «Волшебный
    фонарь», вышли,
    словно подчиняясь,
    бегу автора,
    друг за другом.
    Характерно
    обращение к
    читателю, которым
    открывался
    этот сборник
    «Волшебный
    фонарь»:
    Милый
    читатель! Смеясь,
    как ребенок,

    Весело
    встреть мой
    волшебный
    фонарь.

    Искренний
    смех твой, да
    будет он звонок

    И
    безотчетен,
    как встарь.

    Все
    промелькнут
    в продолжение
    мига:

    Рыцарь,
    и паж, и волшебник,
    и царь…

    Прочь
    размышленья!
    Ведь женская
    книга –

    Только
    волшебный
    фонарь!

    В
    «Волшебном
    фонаре» мы
    видим зарисовки
    семейного быта,
    очерки милых
    лиц мамы, сестры,
    знакомых, есть
    пейзаж Москвы
    и Тарусы.
    Марина
    очень сильно
    любила город,
    в котором родилась,
    Москве она
    посвятила много
    стихов:
    Над
    городом отвергнутым
    Петром,

    Перекатился
    колокольный
    гром.

    Гремучий
    опрокинулся
    прибой

    Над
    женщиной отвергнутой
    тобой.

    Царю
    Петру, и вам, о
    царь, хвала!

    Но
    выше вас, цари:
    колокола.

    Пока
    они гремят из
    синевы –

    Неоспоримо
    первенство
    Москвы.

    И
    целых сорок
    сороков церквей

    Смеются
    над гордынею
    царей!

    Сначала
    была Москва,
    родившаяся
    под пером юного,
    затем молодого
    поэта. Во главе
    всего и вся
    царил, конечно,
    отчий «волшебный»
    дом в Трехпрудном
    переулке:

    Высыхали
    в небе изумрудном

    Капли
    звезд и пели
    петухи.

    Это
    было в доме
    старом, доме
    чудном…

    Чудный
    дом, наш дивный
    дом в Трехпрудном,

    Превратившийся
    теперь в стихи.

    Таким
    он предстал
    в этом уцелевшем
    отрывке отроческого
    стихотворения.
    Дом был одушевлен:
    его зала становилась
    участницей
    всех событий,
    встречала
    гостей; столовая,
    напротив, являла
    собою некое
    пространство
    для вынужденных
    четырехкратных
    равнодушных
    встреч с «домашними»,-
    столовая осиротевшего
    дома, в котором
    уже не было
    матери. Мы не
    знаем из стихов
    Цветаевой, как
    выглядела зала
    или столовая,
    вообще сам дом,
    – «на это есть
    архитектура,
    дающая». Но мы
    знаем, что рядом
    с домом стоял
    тополь, который
    так и остался
    перед глазами
    поэта всю жизнь:
    Этот
    тополь! Под ним
    ютятся

    Наши
    детские вечера

    Этот
    тополь среди
    акаций,

    Цвета
    пепла и серебра…

    В
    этой книге у
    Марины, впервые,
    появилась тема
    любви.
    Книга
    Цветаевой
    «Волшебный
    фонарь» встречена
    была более
    сдержанно: «
    те же темы, те
    же образы, только
    бледнее и суше…стих
    уже не льется
    весело и
    беззаботно,
    как прежде; он
    тянется и
    обрывается…»
    – писал Н. Гумилев.
    Сдержанность
    критиков заставляет
    Цветаеву задуматься
    над своей поэтической
    индивидуальностью,
    она начинает
    поиск нового
    поэтического
    «я».
    Черты
    сходства и
    различия двух
    сборников
    Поэта.

    Темы
    и образы двух
    первых книг
    Цветаевой
    объединяет
    «детскость»
    – условная
    ориентация
    на романтическое
    видение мира
    глазами ребенка.
    Это подчеркивает
    и название
    вымышленного
    издательства
    « Оле – Лукойе»,
    по имени героя
    андерсоновской
    сказки, навевающего
    детям сказочные
    сны. Детская
    влюбленность,
    непосредственность,
    бездумное
    любование
    жизнью по-новому
    преломляли
    мотивы Брюсова,
    Бальмонта,
    Блока, освобождая
    их от идеологических
    элементов
    символизма.
    Поэтический
    язык этих сборников
    универсален
    и включает
    традиционный
    набор символов
    литературы
    первого десятилетия
    ХХ века. Стихотворения
    «Волшебного
    фонаря» менее
    подражательны,
    хотя и продолжают
    избранную
    вначале тему
    «детскости».
    Однако во второй
    книге на фоне
    пристрастия
    поэтессы
    героического,
    обреченного
    проступает
    ироническое
    отношение к
    быту. Именно
    иронию как
    основное качество
    поэзии Цветаевой
    отмечает Михаил
    Кузмин, сопоставляя
    ахматовский
    «Вечер» и цветаевский
    «Волшебный
    фонарь».
    Композиционная
    структура
    первых книг
    Цветаевой,
    их
    исповедальность
    целиком реализуют
    представление
    о символистском
    сборнике. Вся
    архитектоника
    книг: название
    разделов, эпиграфы,
    служащие ключом
    к их содержанию,
    заголовки
    стихотворений
    – раскрывает
    последовательность
    этапов пути
    героини от
    безмятежного
    счастья детства
    к утрате изначальной
    цельности. В
    таком строении
    сборников
    угадывается
    из традиционных
    мифов символистов
    – миф о потерянном
    рае.
    В
    этих книгах
    она определила
    свое жизненное
    и литературное
    кредо – утверждение
    собственной
    непохожести
    и самодостаточности,
    обеспеченных
    глубиной души.
    Именно тогда,
    в тех первых
    наивных, но уже
    талантливых
    книжках, выявилось
    драгоценнейшее
    качество ее
    как поэта –
    тождество между
    личностью
    (жизнью) и словом.
    Быть самой
    собой, ни у кого
    ничего не
    заимствовать,
    не подражать,
    не подвергаться
    влияниям –
    такою Цветаева
    вышла из детства
    и такою осталась
    навсегда.
    Место
    ранних сборников
    в поэтическом
    наследии.

    «Вечерний
    альбом» и «Волшебный
    фонарь» интересны
    для нас сейчас
    как книги –
    предвестия
    будущей Марины
    Цветаевой. В
    них она вся –
    как в завязи:
    со своей предельной
    искренностью,
    ясно выраженной
    личностью, и
    даже нота трагизма,
    в целом для
    этих книг не
    характерная,
    все же глухо
    прозвучала
    среди детски
    – простодушных
    и наивно – светлых
    стихов:
    Ты
    дал мне детство
    лучше сказки

    И
    дай мне смерть
    в семнадцать
    лет…

    Значение
    ранней лирики
    в формировании
    Поэта М.Цветаевой

    Марина
    Цветаева –
    Поэт, которого
    не спутаешь
    ни с кем другим.
    Ее стихи можно
    безошибочно
    узнать – по
    особому распеву,
    неповоротным
    ритмом, необщей
    интонацией.
    С юношеских
    лет уже начала
    сказываться
    особая цветаевская
    хватка в обращении
    со стихотворным
    словом, стремление
    к афористической
    четкости и
    завершенности.
    Подкупала также
    конкретность
    этой домашней
    лирики.
    Марина
    Цветаева –
    большой поэт,
    и вклад ее в
    культуру русского
    стиха ХХ века
    значителен:
    она вписала
    новаторскую,
    выразительную
    и исполненную
    высокого драматизма
    страницу. Наследие
    Цветаевой
    велико и трудно
    обозримо. Ее
    не впишешь в
    рамки литературного
    отрезка. Она
    необычайно
    своеобразна,
    трудноохватима
    и всегда стоит
    особняком.
    Одним
    близка ее ранняя
    лирика, другим
    – лирические
    поэмы; кто – то
    предпочтет
    поэмы – сказки
    с их могучим
    фольклорным
    разливом; некоторые
    станут поклонниками
    проникнутых
    современных
    звучанием
    трагедий на
    античные сюжеты;
    кому – то окажется
    ближе философская
    лирика 20-х годов,
    иные предпочтут
    прозу или
    литературные
    письмена,
    вобравшие
    в себя неповторимость
    художественного
    мироощущения
    Цветаевой.
    Однако все ею
    написанное
    объединено
    пронизывающей
    каждое слово
    могучей силой
    духа.
    И
    ранние ее сборники
    «Вечерний
    альбом» и «Волшебный
    фонарь» – заявили
    о Поэте Цветаевой
    как о самом
    ярком романтике,
    устремленном
    в Будущее, жаждущем
    нового светлого
    мира, не принимающем
    мира быта, серости
    и сытости. И
    это ее главная
    черта будет
    ее особенностью
    на протяжении
    всего творчества.
    Творчество
    Марины Цветаевой
    – выдающееся
    и самобытное
    явление всей
    русской литературы.
    Она принесла
    в русскую поэзию
    небывалую
    дотоле глубину
    и выразительность
    лиризма. Благодаря
    ей, русская
    поэзия получила
    новое направление
    в самораскрытии
    женской души
    с ее трагическими
    противоречиями.
    Марина
    Цветаева родилась
    в Москве 26 сентября
    1892 года. С раннего
    детства Марина
    жила в мире
    героев прочитанных
    ею книг, в жизни
    же юная Цветаева
    была диковата
    и дерзка, заносчива
    и конфликтна.
    Для нее характерно
    ощущение единства
    жизни и творчества.
    Лирическая
    героиня Цветаевой
    полностью
    отражает чувства
    и переживания
    самой Марины,
    так как поэтесса
    изначально
    принципиально
    поставила знак
    равенства между
    собой и своей
    лирической
    героиней. Исходя
    из этого стихи
    Цветаевой очень
    личностные.
    Цветаева всегда
    считала, что
    поэт в своем
    творчестве
    должен быть
    индивидуален.
    Из этого принцип:
    быть только
    самой собой,
    ни в чем не зависеть
    ни от времени,
    ни от пространства.
    В данной
    работе 3 главы:
    Первая
    глава «Марина
    Цветаева –
    великий романтик
    серебреного
    века». Здесь
    освещается
    автобиография,
    основные лейтмотивы
    творчества
    и жизненные
    принципы поэтессы.
    Вторая
    глава «Особенности
    раннего творчества
    Марины Цветаевой».
    В этой главе
    излагаются
    суть своеобразия
    тем и средства
    их воплощения
    в сборниках
    «Вечерний
    альбом» и «Волшебный
    фонарь». Рассматриваются
    черты сходства
    и различия этих
    сборников.
    Третья
    глава «Значение
    ранней лирики
    Цветаевой».
    В ней рассматривается
    значение ранних
    сборников в
    формировании
    главной черты
    творчества
    Цветаевой.
    Цель
    данной работы
    заключается
    в том, чтобы
    рассмотреть
    подробнее
    основные аспекты
    раннего творчества
    Марины Цветаевой
    на примере
    «Вечерний
    альбом» и «Волшебной
    фонарь».
    Марина
    Цветаева начала
    писать с 6 лет.
    В 1910 году тайком
    от семьи, заплатив
    за печатанье
    500 экземпляров,
    через месяц
    держала в руках
    книгу «Вечерний
    альбом».
    С одобрительной
    критикой этой
    книги выступили
    М. Волошин и Н
    Гумилев. А Брюсов
    предостерег
    ее об опасности
    впасть в «домашность»
    и разменять
    свои темы на
    «милые пустяки».
    В этом сборнике
    стихи Цветаевой
    еще очень незрелы,
    но уже появляется
    образ лирической
    героини: Молодая
    девушка, мечтающая
    о любви.
    Некоторые
    стихотворения,
    например «Молитва»
    (26 сентября 1908г.),
    предвещали
    большое будущее
    поэту. В «Вечернем
    альбоме» наряду
    с детскими
    впечатлениями
    и воспоминаниями
    запечатлена
    не детская
    сила.
    Критики
    отмечают хорошую
    школу стиха,
    музыкальность
    и изящество
    первого сборника.
    И уже здесь
    вырисовывается
    интонация
    главного конфликта
    ее любовной
    поэзии: конфликта
    между «небом
    и землей», между
    страстью и
    идеальной
    любовью
    В 1912 году
    выходит второй
    сборник «Волшебный
    фонарь». Цветаева
    уже хорошо
    знает себе цену
    как поэту, она
    уверена – пожар
    разгорится,
    ведь искра
    брошена, и бег
    уже задан.
    В «Волшебном
    фонаре» много
    зарисовок
    семейного быта,
    очерки милых
    лиц, мамы, сестры,
    посвящено
    несколько
    стихов Москве.
    Но эта книга
    заставляет
    Цветаеву начать
    поиск нового
    поэтического
    «я», так как
    нет новых тем,
    стих тянется
    и обрывается,
    говорил Гумилев.
    Основное
    сходство двух
    первых сборников
    Марины Цветаевой
    заключается
    в том, что их
    объединяет
    «детскость»;
    детская влюбленность,
    непосредственность,
    бездумное
    любование
    жизнью. Но, тем
    не менее, стихи
    из второго
    сборника менее
    подражательны,
    и на фоне пристрастие
    поэтессы к
    обреченному
    героизму проступает
    ироническое
    отношение к
    быту.
    В первых
    сборниках
    формируется
    основное жизненное
    кредо Марины
    Цветаевой: быть
    самой собой.
    Марина
    Цветаева –
    поэт, которого
    не спутаешь
    ни с одним другим,
    ее стихи обладают
    особым распевом,
    ритмом и интонацией.
    Подкупает
    четкость,
    конкретность
    и завершенность
    ее стихов.
    Я считаю,
    что ранние
    сборники «Вечерний
    альбом» и «Волшебный
    фонарь» заявили
    о Цветаевой,
    как о самом
    ярком романтике,
    устремленным
    в будущее, жаждущем
    нового и светлого
    в мире, который
    не принимает
    мира быта, серости
    и сырости. И
    эта ее главная
    черта будет
    ее особенностью
    на протяжении
    всего творчества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *