Сочинение на тему звучал мне долго голос нежный

8 вариантов



  1. Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты. 
     В томленьях грусти безнадежной, 
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты 
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты. 
     В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез,без жизни,без любви. 
    Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты. 
     И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь. 
    Это стихотворение обращено к Анне Петровне Керн, очень красивой молодой женщине. В первый раз двадцатилетний Пушкин увидел ее в 1819 году на балу в Петербурге.В 1823—1824г.г. поэт живя в ссылке сначала в Одессе, а затем в Михайловском, переживал тяжелый кризис, едва не доведший его до самоубийства.К началу 1825 года он вышел из этого кризиса «душе настало пробужденье».И в это время он вновь увидел Керн, которая приехала погостить к тетке, живущей по соседству с Пушкиным  в Тригорском.   В стихотворении поэт воспевает красоту женщины, это гимн любви и вдохновила его на этот гимн Керн :»Я помню чудное мгновенье…» 
      Стихотворение состоит из шести строф.В первых   двух описываются чувства поэта, когда он впервые увидел эту красивейшую женщину и какой она была,по его мнению:«Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…    
    В следующих двух описывается время, когда он не видел Керн:«Шли годы,бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».Состояние жизни поэта близко к смерти:»Без слез, без жизни, без любви».        Душе настало пробужденье:     
       И вот опять явилась ты… Так начинаются последние строфы,в которых Пушкин встречает Керн, и она возвращает его к жизни.      
      В стихотворении отсутствует олицетворения.Очень много эпитетов:»Мимолетное виденье»,»Чистой красоты»,»Порыв мятежный»,»Голос нежный».      
     Есть метафоры:»Шли годы»,»Тянулись дни»,»Пробужденье настало».     
      Это небольшое произведение  Александра Сергеевича Пушкина звучит гимном не только любви, но и всего прекрасного на земле. 

  2. Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти:
    * Я помню чудное мгновенье:
    * Передо мной явилась ты,
    * Как мимолетное виденье,
    * Как гений чистой красоты.
    Не знаю, как вы, а я с уверенностью могу сказать – пока не встречала. Читая и перечитывая их, всякий раз представляю себе божественной красоты молодую женщину и думаю: «Какая же ты счастливая, Анна: поэт века, русский гений посвятил тебе строки, ставшие бессмертными». Встретив Анну Петровну Керн, девятнадцатилетнюю жену генерала Керна однажды, еще в 1819 году, у своих знакомых в Петербурге, тогда еще юный поэт был поражен ее красотой и обаянием. У них не было никакой любовной истории, просто обменялись несколькими обычными фразами — но сердце поэта было сражено: никогда раньше не встречал он девушек такой сияющей красоты.
    * В томленьях грусти безнадежной,
    * В тревогах шумной суеты,
    * Звучал мне долго голос нежный
    * И снились милые черты.
    Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь забыть образ той, что покорила его своими . «милыми чертами» и «голосом нежным». Но время делало свое дело: возможности видеть Анну больше не было (для Пушкина наступили годы изгнания), страсть поэта стала потихоньку рассеиваться и он «…забыл твой голос нежный, твои небесные черты». Вряд ли мог рассчитывать поэт на новую встречу, да и времени немало ушло: сначала южная ссылка, затем — ссылка в Михайловское, родовое имение поэта. «Небесные черты» стерлись из воспоминаний. Но чего только не подстраивает судьба человеку — здесь, в Михайловском, у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он’ неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как прежде. Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам. «Милые черты» снова не давали покоя, заставляли думать о себе. Пушкин стал часто бывать у Осиповых, слушал, как зачарованный, модные романсы, которые исполняла, сидя за фортепьяно, Анна Петровна. Вот как запечатлел автор эту встречу, часы, проведенные с возлюбленной и свое душевное состояние:
    * Душе настало пробужденье.
    * И вот опять явилась ты,
    * Как мимолетное виденье,
    * Как гений чистой красоты.
    * И сердце бьется в упоенье,
    * И для него воскресли вновь
    * И божество, и вдохновенье,
    * И жизнь, и слезы, и любовь.
    Время пребывания Анны у Осиповых скоро подошло к концу. Пушкин приехал ее проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу «Онегина». Между страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было «Я помню чудное мгновенье,,.». Стихотворение разделено на три равные части. В каждой из них — своя мысль, свой тон. Первая спокойная, наполненная воспоминаниями автора о «милых чертах». Вторая — о долгих годах заточенья, которые стерли образ возлюбленной. Настроение этой части стихотворения тоже грустное, печальное. Зато как отличается третья часть! Она наполнена жизнью от неожиданной встречи, наполнена радостью, счастьем, которые заполонили всего поэта. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
    «Я помню чудное мгновенье…» — эталон возвышенной любовной лирики, памятник высокого любовного порыва и необыкновенных поэтических переживаний. Стихотворение поражает своей легкостью, зачаровывает музыкальностью, волнует простотой и непосредственностью. Круг образов в стихотворении ограничен: чудное мгновенье, гений чистой красоты, божество, вдохновенье. И сами по себе, вне контекста, образы эти ничего конкретного не выражают. Зато вместе они приобретают музыкальное звучание и оживают, наполняя стихотворение глубоким смыслом. Образ любимой женщины и образ самой любви в стихотворении переплетаются — это что-то чистое, светлое, хрупкое, до боли знакомое каждому человеку.

  3. 3
    Текст добавил: мерлин монро

    Большинство стихотворений периода Михайловской ссылки по жанрам и стилю — послания, элегии и оды, в которых можно заметить по традиционному для Пушкина то возвышенную символику, то лирическую мягкость, то шутливую интонацию дружеской беседы. Самые сокровенные вооспоминания, раздумья, переживания, порывы Пушкина отражаются, прежде всего, в этих традиционных жанрах. Чаще всего поэта волнуют мысли о любви и дружбе, о юношеских идеалах и судьбе его поколения, о поэзии, вдохновении, славе. Лирика Михайловского периода запечатлела процесс духовного возрождения поэта после идейного кризиса 1823 года и мучительного потрясения, вызванного ссылкой и одиночеством в первые месяцы 1824г.
    Стихотворение “Я помню чудное мгновенье” выходит за рамки простого эпизода в биографии Пушкина. До прочтения стихотворения нужно отметить, что слово “гений”, которое упоминается в произведении дважды, во времена Пушкина употреблялось в поэтическом языке в значении “дух” или “образ”.
    Первая строфа послания — воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности:
    Я помню чедное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Есть в этом четверостишии что-то от полузабытого радостного сновидения, в котором реальные очертания расплываются, и в памяти остаются лишь общие контуры. Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений, которые бы разрушили это впечатление золотого сна юности. Вто откуда и “чудесное мгновенье” в первой строке, и почти сказочная таинственность второй: “Передо мной явилась ты”, и отсутствие портретных штрихов А.П.Керн, и обобщенный образ — “гений чистой красоты” в четвертой.
    Все поэтические средства поэта направлены на то, чтобы оттенить духовное начало в женской красоте. Эпитет “чистое” вызывает ассоциацию с одухотвореннымы образами мадонн, молодых матерей, созданных живописцами Возрождения и мастерами русской ионописи.
    Гармония пластической и внутренней красоты этих обаятельных женских образов достигалась благодаря изяществу, “певучести” линий рисунка, свежести тонов и нравственной чистоте материнского чувства, озарявшего их облик.
    Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзии самой жизни. Впечатление радостного юношеского видения усилено во второй строфе, где душевное состояние передано в характерных для романтического стиля недомолвках:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Оба эпитета: голос нежный и милые черты оттеняют нравственную основу пушкинского идеала красоты.
    Следующие строфы — поэтический рассказ о жизненных испытаниях, которые, казалось, навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. С третьей строфы интонация стихотворения изменяется, первая строка ломается паузой, а в самой необычности порядка слов возникает тревожная нота:
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    Наконец, упоминание о ссылке:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    “Мрак заточенья” воспринимается не только как биографический намек. Это образ насилия над личностью, неволи, которая лишала жизнь ее радостей в широком смысла слова.
    Жизнь словно замерла, утратила свою поэзию — наступила душевная спячка. Божество, вдохновение, слезы, жизнь, любовь поставлены Пушкиным в один ряд как слова, символизирующие полноту и яркость чувств, светлую сторону бытия, все, что противоположно мраку неволи.
    Последние две строфы звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни, напоминая общее радостное настроение финальных строк элегии “К морю”. Там источником веры поэта в жизнь была величественная морская стихия, здесь — женская красота. Философский смысл душевного пробуждения поэта заключается в утверждении возвышающего воздействия красоты, в поэтизации свежести чувств. Как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, каким глухим и безысходным ни кажется мрак заточенья, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты.
    Вот почему предпоследняя строфа повторяет мотив юношеского видения, а последняя утверждает ту полноту и силу чувств, которых был лишен поэт в неволе:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты,
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Музыкальность, свойственная стихам А.С.Пушкина вообще, в послании “А.П.Керн” достигает высшей степени совершенства. Мелодическое звучание строк здесь является поэтическим средством передачи впечатления чистоты, целомудренности восхищения автора женской красотой. Источник этой музыкальности в ритмическом рисунке послания, в необычайно легком, волнообразном чередовании ямбических стоп, в повторении рифмующихся окончаний, в усилительных смысловых повторах строк, в интонационной и смысловой перекличке первой и пятой, четвертой и последней строф.

  4. Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то — горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.
    Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.
    Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант — умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:
    Могу ль на красоту взирать без умиленья,
    Без робкой нежности и тайного волненья.
    Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.
    В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.
    Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.
    Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…”. И дальше — внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.
    Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.
    Именно эту “песнь торжествующей любви” услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.
    Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.
    Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение — “Я вас любил”.
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки — пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!
    Когда, любовию и негой упоенный,
    Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
    Я на тебя глядел и думал: ты моя, —
    Ты знаешь, милая, желал ли славы я…
    Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:
    …Но я любим… Наедине со мною
    Ты так нежна! Лобзания твои
    Так пламенны! Слова твоей любви
    Так искренно полны твоей душою!
    Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.
    Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой — таинственный перстень-талисман:
    Храни меня, мой талисман,
    Храни меня во дни гоненья,
    Во дни раскаянья, волненья:
    Ты в день печали был мне дан.
    В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:
    Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
    Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова…
    Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.
    Любовная лирика Пушкина — это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.
    Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать “чувства добрые” у многих поколений.
    Белинский писал о Пушкине: “…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства”.
    В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:
    Твоя любовь любому чувству может быть примером,
    Хоть не всегда в любви ты постоянен был.
    Но ангел в виде милой, чистой девы —
    Всю жизнь тебя он бережно хранил!

  5. По­яс­не­ние.Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям
    2.1. В чём за­клю­ча­ет­ся двой­ствен­ность на­ту­ры Пе­чо­ри­на? (По ро­ма­ну М.Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни»).Ха­рак­тер Пе­чо­ри­на сло­жен и про­ти­во­ре­чив. Герой ро­ма­на го­во­рит о себе: «Во мне два че­ло­ве­ка: один живет в пол­ном смыс­ле этого слова, дру­гой мыс­лит и судит его…» Ка­ко­вы при­чи­ны этой раз­дво­ен­но­сти? «Я го­во­рил прав­ду — мне не ве­ри­ли: я начал об­ма­ны­вать; узнав хо­ро­шо свет и пру­жи­ны об­ще­ства, я стал ис­ку­сен в науке жизни…» — при­зна­ет­ся Пе­чо­рин. Он на­учил­ся быть скрыт­ным, зло­па­мят­ным, желч­ным, че­сто­лю­би­вым, сде­лал­ся, по его сло­вам, нрав­ствен­ным ка­ле­кой. Пе­чо­рин — эго­ист. Еще пуш­кин­ско­го Оне­ги­на Бе­лин­ский на­зы­вал «стра­да­ю­щим эго­и­стом» и «эго­и­стом по­не­во­ле». То же самое можно ска­зать и о Пе­чо­ри­не. Роман «Герой на­ше­го вре­ме­ни» стал про­дол­же­ни­ем темы «лиш­них людей». И все же Пе­чо­рин — на­ту­ра, бо­га­то ода­рен­ная. Он об­ла­да­ет ана­ли­ти­че­ским умом, его оцен­ки людей и по­ступ­ков очень точны; у него кри­ти­че­ское от­но­ше­ние не толь­ко к дру­гим, но и к са­мо­му себе. Его днев­ник — не что иное, как са­мо­раз­об­ла­че­ние. Он на­де­лен го­ря­чим серд­цем, спо­соб­ным глу­бо­ко чув­ство­вать (смерть Бэлы, сви­да­ние с Верой) и силь­но пе­ре­жи­вать, хотя пы­та­ет­ся скрыть ду­шев­ные пе­ре­жи­ва­ния под мас­кой рав­но­ду­шия. Рав­но­ду­шие, черст­вость — маска са­мо­за­щи­ты. Пе­чо­рин все-таки яв­ля­ет­ся че­ло­ве­ком во­ле­вым, силь­ным, ак­тив­ным, в его груди дрем­лют «жизни силы», он спо­со­бен к дей­ствию. Но все его дей­ствия несут не по­ло­жи­тель­ный, а от­ри­ца­тель­ный заряд, вся его де­я­тель­ность на­прав­ле­на не на со­зи­да­ние, а на раз­ру­ше­ние.
    2.2. Как в рус­ской по­э­зии вто­рой по­ло­ви­ны XX века рас­кры­ва­ет­ся тема твор­че­ства? (На при­ме­ре 2–3 сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру).Быть по­этом — это зна­чит то же,Если прав­ды жизни не на­ру­шить, Руб­це­вать себя по неж­ной коже,Кро­вью чувств лас­кать чужие души.С.А.Есе­нин.Это зна­чит: поэт дол­жен рас­кры­вать прав­ду жизни, со­пе­ре­жи­вать, со­стра­дать, на­хо­дить от­клик в серд­цах чи­та­те­лей, слу­ша­те­лей. Мы по­пы­та­ем­ся до­ка­зать это на твор­че­стве по­этов вто­рой по­ло­ви­ны 20 века. В се­ре­ди­не 60 годов 20 века от­чет­ли­во про­яви­лось стрем­ле­ние власть пре­дер­жа­щих со­хра­нить об­вет­шав­шую то­та­ли­тар­ную си­сте­му. Но это уже не могло по­вли­ять на жизнь ли­те­ра­ту­ры с ее твор­че­ски­ми об­ре­те­ни­я­ми и ху­до­же­ствен­ны­ми по­ис­ка­ми. «От­те­пель» — это новое ли­те­ра­тур­ное дви­же­ние осво­бож­де­ния от догм, от по­лу­прав­ды. Одним из пред­ста­ви­те­лей этого пе­ри­о­да был Ан­дрей Воз­не­сен­ский.В сти­хо­тво­ре­нии «Гойя» (1959) образ ху­дож­ни­ка яв­ля­ет­ся сим­во­лом вы­со­кой че­ло­веч­но­сти, а голос Гойи — это голос гнева про­тив ужа­сов войны, про­тив зверств ре­ак­ции.Я — горе.Я — голосВойны, го­ро­дов го­ле­ниНа снегу сорок пер­во­го года,Я — голод,Я — горлоПо­ве­шен­ной бабы…Поэма «Ма­сте­ра» сразу вы­дви­ну­ла Воз­не­сен­ско­го в раз­ряд по­пу­ляр­ных и не­ор­ди­нар­ных ав­то­ров. Эта поэма про­ник­ну­та идеей бес­смер­тия под­лин­но­го ис­кус­ства. Ничто над ним не власт­но, даже без­жа­лост­ное время.Ху­дож­ник пер­во­род­ный —Все­гда три­бун.В нем дух пе­ре­во­ро­таИ вечно — бунт.Вас в стены му­ро­ва­ли.Сжи­га­ли на ко­страх.Мо­на­хи му­ра­вья­миПля­са­ли на ко­страх.Ис­кус­ство вос­кре­са­лоИз каз­ней и из пытокИ било, как кре­са­ло,О камни Мо­аби­тов.Тема твор­че­ства и ма­стер­ства все­гда ак­ту­аль­на, во все вре­ме­на. Кроме этого, в поэме по­став­лен во­прос о вла­сти и твор­це. Они вечно про­ти­во­сто­ят друг другу. Власть все­гда видит угро­зу и кра­мо­лу в твор­че­стве, ста­ра­ясь уду­шить твор­ца. Но убить ис­кус­ство не­воз­мож­но, оно будет су­ще­ство­вать до тех пор, пока будут жить люди.
    2.3. Какие нрав­ствен­ные во­про­сы нашли от­ра­же­ние в бас­нях И.А. Кры­ло­ва? (На при­ме­ре 2–3 басен по Ва­ше­му вы­бо­ру).Басня со­глас­но опре­де­ле­нию из сло­ва­ря — это «крат­кий рас­сказ, име­ю­щий ино­ска­за­тель­ный смысл». В целях ино­ска­за­ния бас­но­пис­цы раз­ных вре­мен ис­поль­зо­ва­ли об­ра­зы зве­рей и даже пред­ме­тов. По ху­до­же­ствен­ным, а ино­гда и по цен­зур­ным со­об­ра­же­ни­ям на смену людям в басне при­хо­дят жи­вот­ные, на­де­лен­ные от­дель­ны­ми че­ло­ве­че­ски­ми чер­та­ми: тру­со­стью, храб­ро­стью, доб­ро­той, му­же­ством и др. Такие об­ра­зы жи­вот­ных, оли­це­тво­ря­ю­щих какую-то одну черту че­ло­ве­че­ско­го ха­рак­те­ра, ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли в своих бас­нях Эзоп, Федр, Ла­фон­тен, Лес­синг. Кры­лов на­сле­до­вал эту тра­ди­цию у своих пред­ше­ствен­ни­ков. Иван Ан­дре­евич Кры­лов счи­тал, что ис­ко­ре­нить по­ро­ки че­ло­ве­че­ства можно через их осме­я­ние. В его бас­нях вы­сме­и­ва­ют­ся жад­ность, не­ве­же­ство, глу­пость. Но Кры­лов по срав­не­нию с Эзо­пом и Ла­фон­те­ном не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко про­сты­ми ал­ле­го­ри­я­ми. Об­ра­зы жи­вот­ных у Кры­ло­ва иг­ра­ют более важ­ную роль — они несут в себе не толь­ко от­дель­ные черты, но и целые ха­рак­те­ры. Для ана­ли­за можно взять басни: «Во­ро­на и ли­си­ца», «Де­мья­но­ва уха», «Мар­тыш­ка и очки» и дру­гие.
    2.4. На какие про­бле­мы от­кли­ка­ет­ся проза А.П. Че­хо­ва? (На при­ме­ре од­но­го из про­из­ве­де­ний по Ва­ше­му вы­бо­ру).Уме­ние по­ка­зать малое в боль­шом, со­че­та­ние юмора с сар­каз­мом — глав­ные при­е­мы, по­сред­ством ко­то­рых в рас­ска­зах Че­хо­ва рас­кры­ва­ют­ся пош­лость и обы­ва­тель­щи­на, спо­соб­ные за­гу­бить даже умных, об­ра­зо­ван­ных людей… Он вы­сме­и­ва­ет ту­пость, бес­куль­ту­рье, пош­лость, обы­ва­тель­щи­ну, ка­рье­ризм, со­чув­ству­ет «ма­лень­ким людям».Не может оста­вить рав­но­душ­ным и со­вре­мен­но­го чи­та­те­ля ис­то­рия док­то­ра Стар­це­ва из рас­ска­за «Ионыч». Тем более, что про­бле­ма без­ду­хов­но­сти ак­ту­аль­на в наше время воз­мож­но го­раз­до боль­ше, чем во вре­ме­на Че­хо­ва. Жизнь Дмит­рия Стар­це­ва окон­ча­тель­но опу­сто­ше­на и обед­не­на, он за­ра­жен на­ко­пи­тель­ством, у него име­ние и два дома в го­ро­де, но на этом он не оста­нав­ли­ва­ет­ся, с удо­воль­стви­ем вспо­ми­на­ет про бу­маж­ки, ко­то­рые по ве­че­рам до­ста­вал из кар­ма­нов и с бла­го­го­ве­ни­ем пе­ре­би­рал их. Стар­цев всю жизнь ра­бо­тал, но де­я­тель­ность, ли­шен­ная цели, ока­зы­ва­ет­ся па­губ­ной. И мы видим, как в ре­зуль­та­те утра­ты смыс­ла, цели жизни раз­ру­ша­ет­ся лич­ность. По­сте­пен­но док­тор Стар­цев пре­вра­тил­ся в Ионы­ча. Жиз­нен­ный путь на этом за­вер­шен…В своих про­из­ве­де­ни­ях Антон Пав­ло­вич Чехов об­ра­ща­ет­ся к чи­та­те­лям с при­зы­вом не под­да­вать­ся вли­я­нию обы­ва­тель­ской среды, со­про­тив­лять­ся об­сто­я­тель­ствам, не пре­да­вать веч­ные иде­а­лы и лю­бовь, бе­речь в себе че­ло­ве­че­ское.

  6. Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”

    С тихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано А. С. Пушкиным в 1825 г. Это лирическое произведение посвящено А. П. Керн. В его основу положены реальные факты биографии Пушкина.
    В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
    Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта – его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.
    В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пятая строфа очень похожа на первую. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.
    Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.

  7. По­яс­не­ние.Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям
    2.1. Что объ­еди­ня­ет пред­ста­ви­те­лей фа­му­сов­ско­го об­ще­ства? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума»)Ко­ме­дия «Горе от ума» на­пи­са­на в 1824 году. В это время в Рос­сии на­блю­да­ет­ся бур­ное раз­ви­тие об­ще­ствен­ной мысли и по­яв­ле­ние тай­ных по­ли­ти­че­ских об­ществ. Глав­ный герой ко­ме­дии — Чац­кий — пред­ста­ви­тель новых идей, вы­де­ля­ю­щий­ся на фоне пат­ри­ар­халь­ной Моск­вы, бо­я­щей­ся и не же­ла­ю­щей ни­ка­ких пе­ре­мен. Имен­но с этой Моск­вой бо­рет­ся Чац­кий. Гри­бо­едов изоб­ра­зил фа­му­сов­ское об­ще­ство, от­ра­зив при этом весь мос­ков­ский выс­ший свет. Все об­ще­ство при­дер­жи­ва­ет­ся одних взгля­дов: не­на­висть к про­све­ще­нию, при­вер­жен­ность к ста­рым тра­ди­ци­ям, под­ра­жа­ние ино­стран­цам. Чац­ко­го воз­му­ща­ет сле­пое сле­до­ва­ние всему ино­стран­но­му. На­при­мер, в об­ра­зо­ва­нии важно лишь на­ли­чие и при­сут­ствие учи­те­лей «чис­лом по­бо­лее, ценою по­де­шев­ле». Все де­вуш­ки вос­пи­ты­ва­ют­ся на фран­цуз­ских ро­ма­нах. Кре­пост­ное право для фа­му­сов­ско­го об­ще­ства — нор­маль­ное яв­ле­ние. Здесь встре­ча­ют людей «по одеж­ке». Если че­ло­век богат, то не­важ­но, что он про­вел всю жизнь в уни­же­ни­ях. Все фа­му­сов­ское окру­же­ние объ­еди­ня­ет бо­язнь из­ме­не­ний. Они по­ни­ма­ют, что если в об­ще­ство при­дут идеи Чац­ко­го, то они — все эти Фа­му­со­вы и Мол­ча­ли­ны — оста­нут­ся не у дел. Боль­шую роль в пьесе иг­ра­ют и внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи. Они не по­яв­ля­ют­ся на сцене, од­на­ко имеют боль­шое зна­че­ние для рас­кры­тия ос­нов­но­го кон­флик­та пьесы. Их об­ра­зы мак­си­маль­но обоб­ще­ны. Ав­то­ру не ин­те­рес­на их фи­ло­со­фия, они за­ни­ма­ют его лишь как важ­ные при­ме­ты вре­ме­ни. На­при­мер, такие герои как г. N. и г. В., за­ин­те­ре­со­ван­ные лишь в рас­про­стра­не­нии спле­тен. Чац­кий шутит, вы­сме­и­ва­ет свя­щен­ные нормы жизни фа­му­сов­ско­го об­ще­ства. Итак, в «груп­пе из два­дца­ти лиц» от­ра­зи­лась вся преж­няя Москва, ее ри­су­нок, то­гдаш­ний ее дух, ис­то­ри­че­ский мо­мент и нравы”.
    2.2. В чём свое­об­ра­зие лю­бов­ной ли­ри­ки М. Ю. Лер­мон­то­ва?Лю­бов­ная тема в ли­ри­ке лю­бо­го поэта за­ни­ма­ет осо­бен­ное место. Это свя­за­но с тем, что слиш­ком мно­гое ока­зы­ва­ет­ся био­гра­фич­ным. Лю­бовь для Лер­мон­то­ва — осо­бое, ни с чем не срав­ни­мое чув­ство, по­то­му для нее от­ве­де­но осо­бен­ное место в твор­че­ских ис­ка­ни­ях. При этом оно все­гда не­раз­де­лен­ное или утра­чен­ное. Для поэта ха­рак­тер­ным и тра­ди­ци­он­ным ста­но­вит­ся мотив не­вер­ной любви, раз­лу­ки по вине лю­би­мой, но ока­зав­шей­ся не­до­стой­ной вы­со­ких и свет­лых чувств жен­щи­ны. Раз­лад между дей­стви­тель­но­стью и меч­той, ха­рак­тер­ный для ро­ман­ти­че­ско­го на­прав­ле­ния в ли­ри­ке, ока­зы­ва­ет­ся убий­ствен­ным для бо­же­ствен­но­го чув­ства, раз­ру­ша­ет его без остат­ка.Пред­ме­том для ана­ли­за могут стать сти­хо­тво­ре­ния: «Сонет», «Я не уни­жусь пред тобою…, «Ва­ле­рик»
    2.3. Как рас­кры­ва­ет­ся в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин» про­бле­ма не­ре­а­ли­зо­ван­ных воз­мож­но­стей лич­но­сти?Образ Оне­ги­на по­слу­жил ос­но­ва­ни­ем для со­зда­ния целой пле­я­ды «лиш­них людей» в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Вслед за ним по­яв­ля­ют­ся об­ра­зы Пе­чо­ри­на («Герой на­ше­го вре­ме­ни» Лер­мон­то­ва), Ру­ди­на («Рудин» И. С. Тур­ге­не­ва), Об­ло­мо­ва («Об­ло­мов» И. А. Гон­ча­ров). Оне­ги­ным Пуш­кин на­ме­тил ос­нов­ные со­ци­аль­ные и че­ло­ве­че­ские черты ха­рак­те­ров, не ре­а­ли­зо­вав­ших­ся в со­вре­мен­ную им эпоху.Оне­гин с са­мо­го на­ча­ла ро­ма­на пред­ста­ет перед нами как че­ло­век свет­ский, при­чем свет­ский не толь­ко по об­ра­зу жизни сво­е­му, но и «по духу»: он пре­крас­но чув­ству­ет себя в «выс­шем» об­ще­стве, он впи­тал в себя свет­скую мо­раль с ее ли­це­ме­ри­ем, ци­низ­мом, фаль­шью. Его образ жизни, его вос­пи­та­ние де­ла­ют героя не­спо­соб­ным к упор­но­му труду — в этом при­чи­на его раз­дво­ен­но­сти и скуки. След­стви­ем его жиз­нен­но­го опыта ста­но­вит­ся са­мо­уве­рен­ность и без­апел­ля­ци­он­ность. Оне­гин не верит в воз­мож­ность сча­стья. Стра­дая от бес­ко­неч­ной скуки, он, в сущ­но­сти, не за­ду­мы­ва­ет­ся над смыс­лом че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния. Жизнь Оне­ги­на пуста, это веч­ный ски­та­лец в рус­ской земле. Пуш­кин остав­ля­ет ему воз­мож­ность ду­хов­но­го воз­рож­де­ния, спо­соб­ность об­ре­те­ния любви, од­на­ко сча­стье для него на­все­гда по­те­ря­но. Тра­ге­дия Оне­ги­на не в его жиз­нен­ных об­сто­я­тель­ствах, а, пре­жде всего, в его ми­ро­ощу­ще­нии.
    2.4. По­че­му Ва­си­лий Тёркин из од­но­имённой поэмы А. Т. Твар­дов­ско­го стал по­и­сти­не на­род­ным ге­ро­ем?«Ва­си­лий Тер­кин» — это «книга про бойца». Тер­кин по­яв­ля­ет­ся на пер­вых стра­ни­цах про­из­ве­де­ния как не­при­тя­за­тель­ный сол­дат-ба­ла­гур, уме­ю­щий по­за­ба­вить и по­ве­се­лить бой­цов в по­хо­де и на при­ва­ле, про­сто­душ­но по­сме­и­ва­ю­щий­ся над оплош­но­стя­ми то­ва­ри­щей. Но в его шутке все­гда со­дер­жит­ся глу­бо­кая и се­рьез­ная мысль: герой раз­мыш­ля­ет о тру­со­сти и храб­ро­сти, вер­но­сти и ве­ли­ко­ду­шии, ве­ли­кой любви и не­на­ви­сти. Од­на­ко свою за­да­чу поэт видел не толь­ко в том, чтобы прав­ди­во на­ри­со­вать образ од­но­го из мил­ли­о­нов людей, кто при­нял на свои плечи всю тя­жесть борь­бы с вра­гом. По­сте­пен­но образ Тер­ки­на все боль­ше при­об­ре­та­ет черты обоб­щен­ные, почти сим­во­ли­че­ские. Герой оли­це­тво­ря­ет собой народ:В бой, впе­ред, в огонь кро­меш­ный Он идет, свя­той и греш­ный, Рус­ский чудо-че­ло­век.Вы­со­кое ма­стер­ство поэта про­яви­лось в том, что он сумел, не при­укра­ши­вая, но и не «при­зем­ляя» героя, во­пло­тить в нем ко­рен­ные нрав­ствен­ные ка­че­ства рус­ско­го на­ро­да: пат­ри­о­тизм, со­зна­ние от­вет­ствен­но­сти за судь­бу Ро­ди­ны, го­тов­ность к са­мо­от­вер­жен­но­му по­дви­гу, лю­бовь к труду. Со­здан­ный Твар­дов­ским образ на­род­но­го героя Ва­си­лия Тер­ки­на оли­це­тво­ря­ет не­сги­ба­е­мый ха­рак­тер сол­да­та, его му­же­ство и стой­кость, юмор и на­ход­чи­вость. Поэма Твар­дов­ско­го — про­из­ве­де­ние вы­да­ю­ще­е­ся, под­лин­но но­ва­тор­ское. И со­дер­жа­ние, и форма ее по­и­сти­не на­род­ные. По­это­му она и стала самым зна­чи­тель­ным по­э­ти­че­ским про­из­ве­де­ни­ем о Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне, по­лю­би­лась мил­ли­о­нам чи­та­те­лей и по­ро­ди­ла, в свою оче­редь, в на­ро­де сотни под­ра­жа­нии и «про­дол­же­ний».

  8. По­яс­не­ние.Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям
    2.1. Как вы по­ни­ма­е­те слова А. П. Че­хо­ва: «Какое на­сла­жде­ние — ува­жать людей»? (По 1?2 рас­ска­зам А. П. Че­хо­ва.) 90-е годы — ме­ли­хов­ский пе­ри­од в жизни А.П.Че­хо­ва, ко­то­рый дает пи­са­те­лю воз-мож­ность на­блю­дать жизнь. Он много ду­ма­ет о че­ло­ве­ке, о судь­бе рус­ско­го на­ро­да «Очень, очень рус­ский», — ска­жет о нем Лев Тол­стой. На­блю­дая людей, со всеми их до­сто­ин­ства­ми и не­до­стат­ка­ми, людей, спо­соб­ных про­ти­во­сто­ять пош­ло­сти, жиз­нен­ным труд­но­стям, спо­соб­ных стать выше этого, Чехов де­ла­ет их ге­ро­я­ми своих рас­ска­зов.В рас­ска­зе «Дама с со­бач­кой» герои ока­за­лись спо­соб­ны на на­сто­я­щую лю­бовь, ко­то­рая по­мог­ла им уви­деть мир, окру­жа­ю­щий их: «какая-то куцая, бес­кры­лая жизнь, какая-то че­пу­ха, и уйти и бе­жать нель­зя, точно си­дишь в су­ма­сшед­шем доме или в аре­стант­ских ротах». По Че­хо­ву, можно ува­жать людей за спо­соб­ность лю­бить. Дру­гой при­мер — рас­сказ «По­пры­гу­нья». Его герой – Дымов, про­стой врач, че­ло­век доб­рый, по­ря­доч­ный, смог ока­зать­ся выше мира пош­ло­сти. Как не ува­жать че­ло­ве­ка за его по­движ­ни­че­ский труд и вы­со­кую нрав­ствен­ную силу?«Какое на­сла­жде­ние — ува­жать людей», — го­во­рит Чехов и до­ка­зы­ва­ет это на при­ме­ре ге­ро­ев своих рас­ска­зов.
    2.2. Че­ло­век и при­ро­да в ли­ри­ке А. А. Фета.Образ при­ро­ды в по­э­зии по­мо­га­ет вы­явить и вы­ра­зить слож­ную, про­ти­во­ре­чи­вую ду­хов­ную жизнь че­ло­ве­ка, об­ре­чен­но­го вечно стре­мить­ся к сли­я­нию с при­ро­дой и ни­ко­гда не до­сти­гать его. Тема при­ро­ды ор­га­ни­че­ски свя­зы­ва­ет­ся у Фета с фи­ло­соф­ским осмыс­ле­ни­ем жизни. Фе­тов­ское вос­при­я­тие пей­за­жа пе­ре­да­ет тон­чай­шие ню­ан­сы че­ло­ве­че­ских чувств и на­стро­е­ний в их при­чуд­ли­вой из­мен­чи­во­сти:Какая ночь! Все звез­ды до еди­нойТепло и крот­ко в душу смот­рят вновь,И в воз­ду­хе за пес­ней со­ло­вьи­нойРаз­но­сят­ся тре­во­га и лю­бовь.Ве­сен­нее об­нов­ле­ние при­ро­ды по­рож­да­ет в душе ли­ри­че­ско­го героя не­яс­ные пред­чув­ствия сча­стья, взвол­но­ван­но­го ожи­да­ния любви. Фет умел оче­ло­ве­чить при­ро­ду, на­хо­дить в ней от­звук своим на­стро­е­ни­ям и чув­ствам, тонко ощу­щал пре­лесть рус­ской при­ро­ды, любил кра­со­ту род­но­го пей­за­жа:Сын се­ве­ра, люблю я шум лес­нойИ зе­ле­ни рас­ти­тель­ную сы­рость…—Писал он в сти­хо­тво­ре­нии «Ита­лия»Для ана­ли­за можно взять сти­хо­тво­ре­ния Фета: «Еще весны ду­ши­стой нега…», «Я при­шел к тебе с при­ве­том…», «Пер­вый лан­дыш» и др.
    2.3. В чем смысл эпи­гра­фа к ко­ме­дии Н. В. Го­го­ля «Ре­ви­зор». Эпи­граф «На зер­ка­ло неча пе­нять, коли рожа крива» был по­став­лен Го­го­лем ко вто­рой ре­дак­ции ко­ме­дии «Ре­ви­зор». На­род­ная по­сло­ви­ца яви­лась свое­об­раз­ным от­ве­том ав­то­ра ко­ме­дии на не­го­до­ва­ние чи­нов­ной пуб­ли­ки в связи с по­ста­нов­кой этой пьесы на сце­нах пе­тер­бург­ско­го Алек­сандрин­ско­го те­ат­ра и мос­ков­ско­го Ма­ло­го те­ат­ра в 1836 году. Ав­то­ра ко­ме­дии упре­ка­ли в ис­ка­же­нии дей­стви­тель­но­сти, в же­ла­нии опо­ро­чить рус­скую жизнь.Актер Щеп­кин, иг­рав­ший го­род­ни­че­го в по­ста­нов­ке Ма­ло­го те­ат­ра, писал, что пуб­ли­ка на пред­став­ле­нии была «выс­ше­го типа» и мно­гим ко­ме­дия была «не по вкусу». Как можно было ее лучше при­нять, «когда по­ло­ви­на пуб­ли­ки была бе­ру­щей, а по­ло­ви­на да­ю­щей»?Ко­ме­дия Го­го­ля стала как бы зер­ка­лом, в ко­то­ром от­ра­зи­лись кар­ти­ны взя­точ­ни­че-ства, каз­но­крад­ства, зло­упо­треб­ле­ний, ха­рак­тер­ные для рус­ской жизни нико-ла­ев­ской Рос­сии. Го­голь от­ве­тил своим эпи­гра­фом тем, кто упре­кал его в кле­ве­те на рус­скую дей­стви­тель­ность и по­ку­ше­ние на честь и до­сто­ин­ство чи­нов­ни­че­ства. С эпи­гра­фом пе­ре­кли­ка­ют­ся и слова го­род­ни­че­го в по­след­нем мо­но­ло­ге (дей­ствие пятое), об­ра­щен­ные в зал, к си­дя­щей пуб­ли­ке: «Чему сме­е­тесь? — Над собою сме­е­тесь!..»
    2.4. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти ли­ри­ки од­но­го из со­вре­мен­ных по­этов? (По вы­бо­ру уча­ще­го­ся.)Ли­ри­ка Ан­дрея Воз­не­сен­ско­го тре­бу­ет при­сталь­но­го, может быть, мно­го­крат­но­го про¬чте­ния, по­то­му что поэт об­ра­ща­ет­ся к во­про­сам слож­ным, он из­бе­га­ет го­то­вых вы­во­дов и ре­ше­ний.Среди тем ли­ри­ки Воз­не­сен­ско­го об­ра­ще­ние к ис­то­ри­че­ским судь­бам Ро­ди­ны, к из-веч­ной, по­сто­ян­ной кра­со­те при­ро­ды и че­ло­ве­че­ской души:Лишь одно на земле по­сто­ян­но,Слов­но свет звез­ды, что ушла, —Про­дол­жа­ю­ще­е­ся си­я­нье,На­зы­ва­ли его душа.Тема любви зву­чит прон­зи­тель­ным при­зна­ни­ем в сти­хо­тво­ре­нии «Не ис­че­зай». Ли­ри­че­ский герой чув­ству­ет не­зри­мую связь с воз­люб­лен­ной, ко­то­рая дрем­лет на его плече в са­мо­ле­те. Лю­бовь пре­вы­ше всего, силь­нее смер­ти:Не ис­че­зай, в нас чи­сто­та,Не ис­че­зай, даже если под­сту­пит край.Ведь все равно, даже если ис­чез­ну сам,Я ис­чез­нуть тебе не дам. Не ис­че­зай!Уста­нов­ка на твор­че­ский экс­пе­ри­мент и стрем­ле­ние к де­мо­кра­тич­но­сти и до­ступ­но­сти ши­ро­ко­му чи­та­те­лю де­ла­ют твор­че­ство Ан­дрея Воз­не­сен­ско­го глу­бо­ко со­вре­мен­ным и со­звуч­ным на­ше­му вре­ме­ни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *