Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез,без жизни,без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Это стихотворение обращено к Анне Петровне Керн, очень красивой молодой женщине. В первый раз двадцатилетний Пушкин увидел ее в 1819 году на балу в Петербурге.В 1823—1824г.г. поэт живя в ссылке сначала в Одессе, а затем в Михайловском, переживал тяжелый кризис, едва не доведший его до самоубийства.К началу 1825 года он вышел из этого кризиса «душе настало пробужденье».И в это время он вновь увидел Керн, которая приехала погостить к тетке, живущей по соседству с Пушкиным в Тригорском. В стихотворении поэт воспевает красоту женщины, это гимн любви и вдохновила его на этот гимн Керн :»Я помню чудное мгновенье…» Стихотворение состоит из шести строф.В первых двух описываются чувства поэта, когда он впервые увидел эту красивейшую женщину и какой она была,по его мнению:«Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты… В следующих двух описывается время, когда он не видел Керн:«Шли годы,бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».Состояние жизни поэта близко к смерти:»Без слез, без жизни, без любви». Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты… Так начинаются последние строфы,в которых Пушкин встречает Керн, и она возвращает его к жизни. В стихотворении отсутствует олицетворения.Очень много эпитетов:»Мимолетное виденье»,»Чистой красоты»,»Порыв мятежный»,»Голос нежный». Есть метафоры:»Шли годы»,»Тянулись дни»,»Пробужденье настало». Это небольшое произведение Александра Сергеевича Пушкина звучит гимном не только любви, но и всего прекрасного на земле.
Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти:
* Я помню чудное мгновенье:
* Передо мной явилась ты,
* Как мимолетное виденье,
* Как гений чистой красоты.
Не знаю, как вы, а я с уверенностью могу сказать – пока не встречала. Читая и перечитывая их, всякий раз представляю себе божественной красоты молодую женщину и думаю: «Какая же ты счастливая, Анна: поэт века, русский гений посвятил тебе строки, ставшие бессмертными». Встретив Анну Петровну Керн, девятнадцатилетнюю жену генерала Керна однажды, еще в 1819 году, у своих знакомых в Петербурге, тогда еще юный поэт был поражен ее красотой и обаянием. У них не было никакой любовной истории, просто обменялись несколькими обычными фразами — но сердце поэта было сражено: никогда раньше не встречал он девушек такой сияющей красоты.
* В томленьях грусти безнадежной,
* В тревогах шумной суеты,
* Звучал мне долго голос нежный
* И снились милые черты.
Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь забыть образ той, что покорила его своими . «милыми чертами» и «голосом нежным». Но время делало свое дело: возможности видеть Анну больше не было (для Пушкина наступили годы изгнания), страсть поэта стала потихоньку рассеиваться и он «…забыл твой голос нежный, твои небесные черты». Вряд ли мог рассчитывать поэт на новую встречу, да и времени немало ушло: сначала южная ссылка, затем — ссылка в Михайловское, родовое имение поэта. «Небесные черты» стерлись из воспоминаний. Но чего только не подстраивает судьба человеку — здесь, в Михайловском, у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он’ неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как прежде. Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам. «Милые черты» снова не давали покоя, заставляли думать о себе. Пушкин стал часто бывать у Осиповых, слушал, как зачарованный, модные романсы, которые исполняла, сидя за фортепьяно, Анна Петровна. Вот как запечатлел автор эту встречу, часы, проведенные с возлюбленной и свое душевное состояние:
* Душе настало пробужденье.
* И вот опять явилась ты,
* Как мимолетное виденье,
* Как гений чистой красоты.
* И сердце бьется в упоенье,
* И для него воскресли вновь
* И божество, и вдохновенье,
* И жизнь, и слезы, и любовь.
Время пребывания Анны у Осиповых скоро подошло к концу. Пушкин приехал ее проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу «Онегина». Между страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было «Я помню чудное мгновенье,,.». Стихотворение разделено на три равные части. В каждой из них — своя мысль, свой тон. Первая спокойная, наполненная воспоминаниями автора о «милых чертах». Вторая — о долгих годах заточенья, которые стерли образ возлюбленной. Настроение этой части стихотворения тоже грустное, печальное. Зато как отличается третья часть! Она наполнена жизнью от неожиданной встречи, наполнена радостью, счастьем, которые заполонили всего поэта. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
«Я помню чудное мгновенье…» — эталон возвышенной любовной лирики, памятник высокого любовного порыва и необыкновенных поэтических переживаний. Стихотворение поражает своей легкостью, зачаровывает музыкальностью, волнует простотой и непосредственностью. Круг образов в стихотворении ограничен: чудное мгновенье, гений чистой красоты, божество, вдохновенье. И сами по себе, вне контекста, образы эти ничего конкретного не выражают. Зато вместе они приобретают музыкальное звучание и оживают, наполняя стихотворение глубоким смыслом. Образ любимой женщины и образ самой любви в стихотворении переплетаются — это что-то чистое, светлое, хрупкое, до боли знакомое каждому человеку.
Большинство стихотворений периода Михайловской ссылки по жанрам и стилю — послания, элегии и оды, в которых можно заметить по традиционному для Пушкина то возвышенную символику, то лирическую мягкость, то шутливую интонацию дружеской беседы. Самые сокровенные вооспоминания, раздумья, переживания, порывы Пушкина отражаются, прежде всего, в этих традиционных жанрах. Чаще всего поэта волнуют мысли о любви и дружбе, о юношеских идеалах и судьбе его поколения, о поэзии, вдохновении, славе. Лирика Михайловского периода запечатлела процесс духовного возрождения поэта после идейного кризиса 1823 года и мучительного потрясения, вызванного ссылкой и одиночеством в первые месяцы 1824г.
Стихотворение “Я помню чудное мгновенье” выходит за рамки простого эпизода в биографии Пушкина. До прочтения стихотворения нужно отметить, что слово “гений”, которое упоминается в произведении дважды, во времена Пушкина употреблялось в поэтическом языке в значении “дух” или “образ”.
Первая строфа послания — воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности:
Я помню чедное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Есть в этом четверостишии что-то от полузабытого радостного сновидения, в котором реальные очертания расплываются, и в памяти остаются лишь общие контуры. Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений, которые бы разрушили это впечатление золотого сна юности. Вто откуда и “чудесное мгновенье” в первой строке, и почти сказочная таинственность второй: “Передо мной явилась ты”, и отсутствие портретных штрихов А.П.Керн, и обобщенный образ — “гений чистой красоты” в четвертой.
Все поэтические средства поэта направлены на то, чтобы оттенить духовное начало в женской красоте. Эпитет “чистое” вызывает ассоциацию с одухотвореннымы образами мадонн, молодых матерей, созданных живописцами Возрождения и мастерами русской ионописи.
Гармония пластической и внутренней красоты этих обаятельных женских образов достигалась благодаря изяществу, “певучести” линий рисунка, свежести тонов и нравственной чистоте материнского чувства, озарявшего их облик.
Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзии самой жизни. Впечатление радостного юношеского видения усилено во второй строфе, где душевное состояние передано в характерных для романтического стиля недомолвках:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Оба эпитета: голос нежный и милые черты оттеняют нравственную основу пушкинского идеала красоты.
Следующие строфы — поэтический рассказ о жизненных испытаниях, которые, казалось, навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. С третьей строфы интонация стихотворения изменяется, первая строка ломается паузой, а в самой необычности порядка слов возникает тревожная нота:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Наконец, упоминание о ссылке:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
“Мрак заточенья” воспринимается не только как биографический намек. Это образ насилия над личностью, неволи, которая лишала жизнь ее радостей в широком смысла слова.
Жизнь словно замерла, утратила свою поэзию — наступила душевная спячка. Божество, вдохновение, слезы, жизнь, любовь поставлены Пушкиным в один ряд как слова, символизирующие полноту и яркость чувств, светлую сторону бытия, все, что противоположно мраку неволи.
Последние две строфы звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни, напоминая общее радостное настроение финальных строк элегии “К морю”. Там источником веры поэта в жизнь была величественная морская стихия, здесь — женская красота. Философский смысл душевного пробуждения поэта заключается в утверждении возвышающего воздействия красоты, в поэтизации свежести чувств. Как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, каким глухим и безысходным ни кажется мрак заточенья, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты.
Вот почему предпоследняя строфа повторяет мотив юношеского видения, а последняя утверждает ту полноту и силу чувств, которых был лишен поэт в неволе:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты,
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Музыкальность, свойственная стихам А.С.Пушкина вообще, в послании “А.П.Керн” достигает высшей степени совершенства. Мелодическое звучание строк здесь является поэтическим средством передачи впечатления чистоты, целомудренности восхищения автора женской красотой. Источник этой музыкальности в ритмическом рисунке послания, в необычайно легком, волнообразном чередовании ямбических стоп, в повторении рифмующихся окончаний, в усилительных смысловых повторах строк, в интонационной и смысловой перекличке первой и пятой, четвертой и последней строф.
Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то — горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.
Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.
Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант — умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.
Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.
В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.
Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.
Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…”. И дальше — внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.
Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.
Именно эту “песнь торжествующей любви” услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.
Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.
Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение — “Я вас любил”.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки — пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!
Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, —
Ты знаешь, милая, желал ли славы я…
Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:
…Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.
Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой — таинственный перстень-талисман:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова…
Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.
Любовная лирика Пушкина — это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.
Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать “чувства добрые” у многих поколений.
Белинский писал о Пушкине: “…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства”.
В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:
Твоя любовь любому чувству может быть примером,
Хоть не всегда в любви ты постоянен был.
Но ангел в виде милой, чистой девы —
Всю жизнь тебя он бережно хранил!
Пояснение.Комментарии к сочинениям
2.1. В чём заключается двойственность натуры Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Каковы причины этой раздвоенности? «Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение.
2.2. Как в русской поэзии второй половины XX века раскрывается тема творчества? (На примере 2–3 стихотворений по Вашему выбору).Быть поэтом — это значит то же,Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже,Кровью чувств ласкать чужие души.С.А.Есенин.Это значит: поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» — это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Одним из представителей этого периода был Андрей Вознесенский.В стихотворении «Гойя» (1959) образ художника является символом высокой человечности, а голос Гойи — это голос гнева против ужасов войны, против зверств реакции.Я — горе.Я — голосВойны, городов голениНа снегу сорок первого года,Я — голод,Я — горлоПовешенной бабы…Поэма «Мастера» сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.Художник первородный —Всегда трибун.В нем дух переворотаИ вечно — бунт.Вас в стены муровали.Сжигали на кострах.Монахи муравьямиПлясали на кострах.Искусство воскресалоИз казней и из пытокИ било, как кресало,О камни Моабитов.Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все времена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.
2.3. Какие нравственные вопросы нашли отражение в баснях И.А. Крылова? (На примере 2–3 басен по Вашему выбору).Басня согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Для анализа можно взять басни: «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Мартышка и очки» и другие.
2.4. На какие проблемы откликается проза А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей… Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует «маленьким людям».Не может оставить равнодушным и современного читателя история доктора Старцева из рассказа «Ионыч». Тем более, что проблема бездуховности актуальна в наше время возможно гораздо больше, чем во времена Чехова. Жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен…В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”
С тихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано А. С. Пушкиным в 1825 г. Это лирическое произведение посвящено А. П. Керн. В его основу положены реальные факты биографии Пушкина.
В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта – его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.
В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пятая строфа очень похожа на первую. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.
Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.
Пояснение.Комментарии к сочинениям
2.1. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)Комедия «Горе от ума» написана в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нормальное явление. Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел всю жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти Фамусовы и Молчалины — останутся не у дел. Большую роль в пьесе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Итак, в «группе из двадцати лиц» отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”.
2.2. В чём своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?Любовная тема в лирике любого поэта занимает особенное место. Это связано с тем, что слишком многое оказывается биографичным. Любовь для Лермонтова — особое, ни с чем не сравнимое чувство, потому для нее отведено особенное место в творческих исканиях. При этом оно всегда неразделенное или утраченное. Для поэта характерным и традиционным становится мотив неверной любви, разлуки по вине любимой, но оказавшейся недостойной высоких и светлых чувств женщины. Разлад между действительностью и мечтой, характерный для романтического направления в лирике, оказывается убийственным для божественного чувства, разрушает его без остатка.Предметом для анализа могут стать стихотворения: «Сонет», «Я не унижусь пред тобою…, «Валерик»
2.3. Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проблема нереализованных возможностей личности?Образ Онегина послужил основанием для создания целой плеяды «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появляются образы Печорина («Герой нашего времени» Лермонтова), Рудина («Рудин» И. С. Тургенева), Обломова («Обломов» И. А. Гончаров). Онегиным Пушкин наметил основные социальные и человеческие черты характеров, не реализовавшихся в современную им эпоху.Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Его образ жизни, его воспитание делают героя неспособным к упорному труду — в этом причина его раздвоенности и скуки. Следствием его жизненного опыта становится самоуверенность и безапелляционность. Онегин не верит в возможность счастья. Страдая от бесконечной скуки, он, в сущности, не задумывается над смыслом человеческого существования. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.
2.4. Почему Василий Тёркин из одноимённой поэмы А. Т. Твардовского стал поистине народным героем?«Василий Теркин» — это «книга про бойца». Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не «приземляя» героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость. Поэма Твардовского — произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и «продолжений».
Пояснение.Комментарии к сочинениям
2.1. Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (По 1?2 рассказам А. П. Чехова.) 90-е годы — мелиховский период в жизни А.П.Чехова, который дает писателю воз-можность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой. Наблюдая людей, со всеми их достоинствами и недостатками, людей, способных противостоять пошлости, жизненным трудностям, способных стать выше этого, Чехов делает их героями своих рассказов.В рассказе «Дама с собачкой» герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить. Другой пример — рассказ «Попрыгунья». Его герой – Дымов, простой врач, человек добрый, порядочный, смог оказаться выше мира пошлости. Как не уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу?«Какое наслаждение — уважать людей», — говорит Чехов и доказывает это на примере героев своих рассказов.
2.2. Человек и природа в лирике А. А. Фета.Образ природы в поэзии помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его. Тема природы органически связывается у Фета с философским осмыслением жизни. Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:Какая ночь! Все звезды до единойТепло и кротко в душу смотрят вновь,И в воздухе за песней соловьинойРазносятся тревога и любовь.Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви. Фет умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту родного пейзажа:Сын севера, люблю я шум леснойИ зелени растительную сырость…—Писал он в стихотворении «Италия»Для анализа можно взять стихотворения Фета: «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш» и др.
2.3. В чем смысл эпиграфа к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» был поставлен Гоголем ко второй редакции комедии «Ревизор». Народная пословица явилась своеобразным ответом автора комедии на негодование чиновной публики в связи с постановкой этой пьесы на сценах петербургского Александринского театра и московского Малого театра в 1836 году. Автора комедии упрекали в искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.Актер Щепкин, игравший городничего в постановке Малого театра, писал, что публика на представлении была «высшего типа» и многим комедия была «не по вкусу». Как можно было ее лучше принять, «когда половина публики была берущей, а половина дающей»?Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточниче-ства, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни нико-лаевской России. Гоголь ответил своим эпиграфом тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность и покушение на честь и достоинство чиновничества. С эпиграфом перекликаются и слова городничего в последнем монологе (действие пятое), обращенные в зал, к сидящей публике: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..»
2.4. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По выбору учащегося.)Лирика Андрея Вознесенского требует пристального, может быть, многократного про¬чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избегает готовых выводов и решений.Среди тем лирики Вознесенского обращение к историческим судьбам Родины, к из-вечной, постоянной красоте природы и человеческой души:Лишь одно на земле постоянно,Словно свет звезды, что ушла, —Продолжающееся сиянье,Называли его душа.Тема любви звучит пронзительным признанием в стихотворении «Не исчезай». Лирический герой чувствует незримую связь с возлюбленной, которая дремлет на его плече в самолете. Любовь превыше всего, сильнее смерти:Не исчезай, в нас чистота,Не исчезай, даже если подступит край.Ведь все равно, даже если исчезну сам,Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!Установка на творческий эксперимент и стремление к демократичности и доступности широкому читателю делают творчество Андрея Вознесенского глубоко современным и созвучным нашему времени.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез,без жизни,без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Это стихотворение обращено к Анне Петровне Керн, очень красивой молодой женщине. В первый раз двадцатилетний Пушкин увидел ее в 1819 году на балу в Петербурге.В 1823—1824г.г. поэт живя в ссылке сначала в Одессе, а затем в Михайловском, переживал тяжелый кризис, едва не доведший его до самоубийства.К началу 1825 года он вышел из этого кризиса «душе настало пробужденье».И в это время он вновь увидел Керн, которая приехала погостить к тетке, живущей по соседству с Пушкиным в Тригорском. В стихотворении поэт воспевает красоту женщины, это гимн любви и вдохновила его на этот гимн Керн :»Я помню чудное мгновенье…»
Стихотворение состоит из шести строф.В первых двух описываются чувства поэта, когда он впервые увидел эту красивейшую женщину и какой она была,по его мнению:«Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
В следующих двух описывается время, когда он не видел Керн:«Шли годы,бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».Состояние жизни поэта близко к смерти:»Без слез, без жизни, без любви». Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты… Так начинаются последние строфы,в которых Пушкин встречает Керн, и она возвращает его к жизни.
В стихотворении отсутствует олицетворения.Очень много эпитетов:»Мимолетное виденье»,»Чистой красоты»,»Порыв мятежный»,»Голос нежный».
Есть метафоры:»Шли годы»,»Тянулись дни»,»Пробужденье настало».
Это небольшое произведение Александра Сергеевича Пушкина звучит гимном не только любви, но и всего прекрасного на земле.
Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти:
* Я помню чудное мгновенье:
* Передо мной явилась ты,
* Как мимолетное виденье,
* Как гений чистой красоты.
Не знаю, как вы, а я с уверенностью могу сказать – пока не встречала. Читая и перечитывая их, всякий раз представляю себе божественной красоты молодую женщину и думаю: «Какая же ты счастливая, Анна: поэт века, русский гений посвятил тебе строки, ставшие бессмертными». Встретив Анну Петровну Керн, девятнадцатилетнюю жену генерала Керна однажды, еще в 1819 году, у своих знакомых в Петербурге, тогда еще юный поэт был поражен ее красотой и обаянием. У них не было никакой любовной истории, просто обменялись несколькими обычными фразами — но сердце поэта было сражено: никогда раньше не встречал он девушек такой сияющей красоты.
* В томленьях грусти безнадежной,
* В тревогах шумной суеты,
* Звучал мне долго голос нежный
* И снились милые черты.
Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь забыть образ той, что покорила его своими . «милыми чертами» и «голосом нежным». Но время делало свое дело: возможности видеть Анну больше не было (для Пушкина наступили годы изгнания), страсть поэта стала потихоньку рассеиваться и он «…забыл твой голос нежный, твои небесные черты». Вряд ли мог рассчитывать поэт на новую встречу, да и времени немало ушло: сначала южная ссылка, затем — ссылка в Михайловское, родовое имение поэта. «Небесные черты» стерлись из воспоминаний. Но чего только не подстраивает судьба человеку — здесь, в Михайловском, у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он’ неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как прежде. Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам. «Милые черты» снова не давали покоя, заставляли думать о себе. Пушкин стал часто бывать у Осиповых, слушал, как зачарованный, модные романсы, которые исполняла, сидя за фортепьяно, Анна Петровна. Вот как запечатлел автор эту встречу, часы, проведенные с возлюбленной и свое душевное состояние:
* Душе настало пробужденье.
* И вот опять явилась ты,
* Как мимолетное виденье,
* Как гений чистой красоты.
* И сердце бьется в упоенье,
* И для него воскресли вновь
* И божество, и вдохновенье,
* И жизнь, и слезы, и любовь.
Время пребывания Анны у Осиповых скоро подошло к концу. Пушкин приехал ее проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу «Онегина». Между страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было «Я помню чудное мгновенье,,.». Стихотворение разделено на три равные части. В каждой из них — своя мысль, свой тон. Первая спокойная, наполненная воспоминаниями автора о «милых чертах». Вторая — о долгих годах заточенья, которые стерли образ возлюбленной. Настроение этой части стихотворения тоже грустное, печальное. Зато как отличается третья часть! Она наполнена жизнью от неожиданной встречи, наполнена радостью, счастьем, которые заполонили всего поэта. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
«Я помню чудное мгновенье…» — эталон возвышенной любовной лирики, памятник высокого любовного порыва и необыкновенных поэтических переживаний. Стихотворение поражает своей легкостью, зачаровывает музыкальностью, волнует простотой и непосредственностью. Круг образов в стихотворении ограничен: чудное мгновенье, гений чистой красоты, божество, вдохновенье. И сами по себе, вне контекста, образы эти ничего конкретного не выражают. Зато вместе они приобретают музыкальное звучание и оживают, наполняя стихотворение глубоким смыслом. Образ любимой женщины и образ самой любви в стихотворении переплетаются — это что-то чистое, светлое, хрупкое, до боли знакомое каждому человеку.
Большинство стихотворений периода Михайловской ссылки по жанрам и стилю — послания, элегии и оды, в которых можно заметить по традиционному для Пушкина то возвышенную символику, то лирическую мягкость, то шутливую интонацию дружеской беседы. Самые сокровенные вооспоминания, раздумья, переживания, порывы Пушкина отражаются, прежде всего, в этих традиционных жанрах. Чаще всего поэта волнуют мысли о любви и дружбе, о юношеских идеалах и судьбе его поколения, о поэзии, вдохновении, славе. Лирика Михайловского периода запечатлела процесс духовного возрождения поэта после идейного кризиса 1823 года и мучительного потрясения, вызванного ссылкой и одиночеством в первые месяцы 1824г.
Стихотворение “Я помню чудное мгновенье” выходит за рамки простого эпизода в биографии Пушкина. До прочтения стихотворения нужно отметить, что слово “гений”, которое упоминается в произведении дважды, во времена Пушкина употреблялось в поэтическом языке в значении “дух” или “образ”.
Первая строфа послания — воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности:
Я помню чедное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Есть в этом четверостишии что-то от полузабытого радостного сновидения, в котором реальные очертания расплываются, и в памяти остаются лишь общие контуры. Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений, которые бы разрушили это впечатление золотого сна юности. Вто откуда и “чудесное мгновенье” в первой строке, и почти сказочная таинственность второй: “Передо мной явилась ты”, и отсутствие портретных штрихов А.П.Керн, и обобщенный образ — “гений чистой красоты” в четвертой.
Все поэтические средства поэта направлены на то, чтобы оттенить духовное начало в женской красоте. Эпитет “чистое” вызывает ассоциацию с одухотвореннымы образами мадонн, молодых матерей, созданных живописцами Возрождения и мастерами русской ионописи.
Гармония пластической и внутренней красоты этих обаятельных женских образов достигалась благодаря изяществу, “певучести” линий рисунка, свежести тонов и нравственной чистоте материнского чувства, озарявшего их облик.
Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзии самой жизни. Впечатление радостного юношеского видения усилено во второй строфе, где душевное состояние передано в характерных для романтического стиля недомолвках:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Оба эпитета: голос нежный и милые черты оттеняют нравственную основу пушкинского идеала красоты.
Следующие строфы — поэтический рассказ о жизненных испытаниях, которые, казалось, навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. С третьей строфы интонация стихотворения изменяется, первая строка ломается паузой, а в самой необычности порядка слов возникает тревожная нота:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Наконец, упоминание о ссылке:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
“Мрак заточенья” воспринимается не только как биографический намек. Это образ насилия над личностью, неволи, которая лишала жизнь ее радостей в широком смысла слова.
Жизнь словно замерла, утратила свою поэзию — наступила душевная спячка. Божество, вдохновение, слезы, жизнь, любовь поставлены Пушкиным в один ряд как слова, символизирующие полноту и яркость чувств, светлую сторону бытия, все, что противоположно мраку неволи.
Последние две строфы звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни, напоминая общее радостное настроение финальных строк элегии “К морю”. Там источником веры поэта в жизнь была величественная морская стихия, здесь — женская красота. Философский смысл душевного пробуждения поэта заключается в утверждении возвышающего воздействия красоты, в поэтизации свежести чувств. Как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, каким глухим и безысходным ни кажется мрак заточенья, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты.
Вот почему предпоследняя строфа повторяет мотив юношеского видения, а последняя утверждает ту полноту и силу чувств, которых был лишен поэт в неволе:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты,
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Музыкальность, свойственная стихам А.С.Пушкина вообще, в послании “А.П.Керн” достигает высшей степени совершенства. Мелодическое звучание строк здесь является поэтическим средством передачи впечатления чистоты, целомудренности восхищения автора женской красотой. Источник этой музыкальности в ритмическом рисунке послания, в необычайно легком, волнообразном чередовании ямбических стоп, в повторении рифмующихся окончаний, в усилительных смысловых повторах строк, в интонационной и смысловой перекличке первой и пятой, четвертой и последней строф.
Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то — горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.
Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.
Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант — умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.
Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.
В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.
Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.
Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…”. И дальше — внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.
Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.
Именно эту “песнь торжествующей любви” услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.
Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.
Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение — “Я вас любил”.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки — пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!
Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, —
Ты знаешь, милая, желал ли славы я…
Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:
…Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.
Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой — таинственный перстень-талисман:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова…
Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.
Любовная лирика Пушкина — это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.
Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать “чувства добрые” у многих поколений.
Белинский писал о Пушкине: “…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства”.
В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:
Твоя любовь любому чувству может быть примером,
Хоть не всегда в любви ты постоянен был.
Но ангел в виде милой, чистой девы —
Всю жизнь тебя он бережно хранил!
Пояснение.Комментарии к сочинениям
2.1. В чём заключается двойственность натуры Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Каковы причины этой раздвоенности? «Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение.
2.2. Как в русской поэзии второй половины XX века раскрывается тема творчества? (На примере 2–3 стихотворений по Вашему выбору).Быть поэтом — это значит то же,Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже,Кровью чувств ласкать чужие души.С.А.Есенин.Это значит: поэт должен раскрывать правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» — это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Одним из представителей этого периода был Андрей Вознесенский.В стихотворении «Гойя» (1959) образ художника является символом высокой человечности, а голос Гойи — это голос гнева против ужасов войны, против зверств реакции.Я — горе.Я — голосВойны, городов голениНа снегу сорок первого года,Я — голод,Я — горлоПовешенной бабы…Поэма «Мастера» сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.Художник первородный —Всегда трибун.В нем дух переворотаИ вечно — бунт.Вас в стены муровали.Сжигали на кострах.Монахи муравьямиПлясали на кострах.Искусство воскресалоИз казней и из пытокИ било, как кресало,О камни Моабитов.Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все времена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.
2.3. Какие нравственные вопросы нашли отражение в баснях И.А. Крылова? (На примере 2–3 басен по Вашему выбору).Басня согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Для анализа можно взять басни: «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Мартышка и очки» и другие.
2.4. На какие проблемы откликается проза А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей… Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует «маленьким людям».Не может оставить равнодушным и современного читателя история доктора Старцева из рассказа «Ионыч». Тем более, что проблема бездуховности актуальна в наше время возможно гораздо больше, чем во времена Чехова. Жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен…В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”
С тихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано А. С. Пушкиным в 1825 г. Это лирическое произведение посвящено А. П. Керн. В его основу положены реальные факты биографии Пушкина.
В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта – его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.
В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пятая строфа очень похожа на первую. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.
Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.
Пояснение.Комментарии к сочинениям
2.1. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)Комедия «Горе от ума» написана в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нормальное явление. Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел всю жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти Фамусовы и Молчалины — останутся не у дел. Большую роль в пьесе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Итак, в «группе из двадцати лиц» отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”.
2.2. В чём своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?Любовная тема в лирике любого поэта занимает особенное место. Это связано с тем, что слишком многое оказывается биографичным. Любовь для Лермонтова — особое, ни с чем не сравнимое чувство, потому для нее отведено особенное место в творческих исканиях. При этом оно всегда неразделенное или утраченное. Для поэта характерным и традиционным становится мотив неверной любви, разлуки по вине любимой, но оказавшейся недостойной высоких и светлых чувств женщины. Разлад между действительностью и мечтой, характерный для романтического направления в лирике, оказывается убийственным для божественного чувства, разрушает его без остатка.Предметом для анализа могут стать стихотворения: «Сонет», «Я не унижусь пред тобою…, «Валерик»
2.3. Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проблема нереализованных возможностей личности?Образ Онегина послужил основанием для создания целой плеяды «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появляются образы Печорина («Герой нашего времени» Лермонтова), Рудина («Рудин» И. С. Тургенева), Обломова («Обломов» И. А. Гончаров). Онегиным Пушкин наметил основные социальные и человеческие черты характеров, не реализовавшихся в современную им эпоху.Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Его образ жизни, его воспитание делают героя неспособным к упорному труду — в этом причина его раздвоенности и скуки. Следствием его жизненного опыта становится самоуверенность и безапелляционность. Онегин не верит в возможность счастья. Страдая от бесконечной скуки, он, в сущности, не задумывается над смыслом человеческого существования. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.
2.4. Почему Василий Тёркин из одноимённой поэмы А. Т. Твардовского стал поистине народным героем?«Василий Теркин» — это «книга про бойца». Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не «приземляя» героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость. Поэма Твардовского — произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и «продолжений».
Пояснение.Комментарии к сочинениям
2.1. Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (По 1?2 рассказам А. П. Чехова.) 90-е годы — мелиховский период в жизни А.П.Чехова, который дает писателю воз-можность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой. Наблюдая людей, со всеми их достоинствами и недостатками, людей, способных противостоять пошлости, жизненным трудностям, способных стать выше этого, Чехов делает их героями своих рассказов.В рассказе «Дама с собачкой» герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить. Другой пример — рассказ «Попрыгунья». Его герой – Дымов, простой врач, человек добрый, порядочный, смог оказаться выше мира пошлости. Как не уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу?«Какое наслаждение — уважать людей», — говорит Чехов и доказывает это на примере героев своих рассказов.
2.2. Человек и природа в лирике А. А. Фета.Образ природы в поэзии помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его. Тема природы органически связывается у Фета с философским осмыслением жизни. Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:Какая ночь! Все звезды до единойТепло и кротко в душу смотрят вновь,И в воздухе за песней соловьинойРазносятся тревога и любовь.Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви. Фет умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту родного пейзажа:Сын севера, люблю я шум леснойИ зелени растительную сырость…—Писал он в стихотворении «Италия»Для анализа можно взять стихотворения Фета: «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш» и др.
2.3. В чем смысл эпиграфа к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» был поставлен Гоголем ко второй редакции комедии «Ревизор». Народная пословица явилась своеобразным ответом автора комедии на негодование чиновной публики в связи с постановкой этой пьесы на сценах петербургского Александринского театра и московского Малого театра в 1836 году. Автора комедии упрекали в искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.Актер Щепкин, игравший городничего в постановке Малого театра, писал, что публика на представлении была «высшего типа» и многим комедия была «не по вкусу». Как можно было ее лучше принять, «когда половина публики была берущей, а половина дающей»?Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточниче-ства, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни нико-лаевской России. Гоголь ответил своим эпиграфом тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность и покушение на честь и достоинство чиновничества. С эпиграфом перекликаются и слова городничего в последнем монологе (действие пятое), обращенные в зал, к сидящей публике: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..»
2.4. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По выбору учащегося.)Лирика Андрея Вознесенского требует пристального, может быть, многократного про¬чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избегает готовых выводов и решений.Среди тем лирики Вознесенского обращение к историческим судьбам Родины, к из-вечной, постоянной красоте природы и человеческой души:Лишь одно на земле постоянно,Словно свет звезды, что ушла, —Продолжающееся сиянье,Называли его душа.Тема любви звучит пронзительным признанием в стихотворении «Не исчезай». Лирический герой чувствует незримую связь с возлюбленной, которая дремлет на его плече в самолете. Любовь превыше всего, сильнее смерти:Не исчезай, в нас чистота,Не исчезай, даже если подступит край.Ведь все равно, даже если исчезну сам,Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!Установка на творческий эксперимент и стремление к демократичности и доступности широкому читателю делают творчество Андрея Вознесенского глубоко современным и созвучным нашему времени.