Сочинение на тему поэтический мир пушкина

10 вариантов

  1. Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.
    Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.
    В своих стихотворениях поэт обращается к разным темам. Как я уже говорила, мир пушкинской поэзии необычайно широк. Но тема любви и дружбы проходит почти везде. Например, стихотворения «Мадонна», «Сожженное письмо», «Признание», «Прощание», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «И. И. Пущину», «Друзьям» и многие другие.
    Многие стихотворения А. С. Пушкина посвящены природе. Поэт очень любил русскую природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать. Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня», «Зимний вечер», «Осень» и другие.
    А. С. Пушкин был против неограниченной власти одного человека над другим. И этот свой протест он заключил в стихотворении «Анчар». Страшное дерево, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы ни в коем случае не подходят к нему. А человек может послать другого человека за ядовитой смолой к этому страшному дереву. И тот послушно пойдет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». Пушкин не хочет и не может с этим примириться.
    Мне очень нравятся стихотворения А. Пушкина о природе. И самым моим любимым является стихотворение «Осень». Больше всего в этом стихотворении я люблю седьмой отрывок:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса.
    Стихи А. С. Пушкина — это прекрасный учитель, друг и советник в сложных жизненных вопросах. Да, это действительно так/Это не просто слова. Пушкинские стихи воспитывают в нас Человека!

  2. Мы знаем Пушкина-человека,
    Пушкина — друга монархии,
    Пушкина — друга декабристов.
    Все это бледнеет перед одним:
    Пушкин-поэт!
    А. Блок
    Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь — с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.
    Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.
    “Что ж было предметом его (А. С. Пушкина) поэзии?” — спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: “Все стало предметом…” Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.
    Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд…”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” и многие другие).
    Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    (“19 октября”, 1825 г.)
    19 октября — день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:
    Бог помочь вам, друзья мои,
    И в бурях, и в житейском горе,
    В краю чужом, в пустынном море,
    И в мрачных пропастях земли!
    19 октября”, 1827 г.)
    А сколько было таких “бурь” и “житейских” невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием — восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.
    Так, например, в стихотворении “Арион” (1827 г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после “вихря шумного”. Под словом “вихрь” поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, “таинственный певец”, остается верен своим друзьям и идеалам: “Я гимны прежние пою”.
    Стихотворение “Во глубине сибирских руд…” явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить в то, что
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.
    Автор пишет, что те, кто остался на свободе, не забывают о своих друзьях:
    Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы,
    Как в ваши каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.
    Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С. Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    (“И. И. Пущину”)
    Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание “И. И. Пущину” (1826 г.), в котором вспоминает приезд друга и “молит святое провиденье”, чтоб озарилось заточенье И. Пущина “лучом лицейских ясных дней”. Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам “Во глубине сибирских руд…”.
    Таким образом, стихи А. С. Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах “нет наружного блеска”, что они “просты” и “приличны”, “слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
    А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.

  3. Каждый человек живёт в своём отрезке времени. Александр Сергеевич Пушкин для меня–поэт вечного пространства. Он посвятил Жуковскому строки:
    Его стихов пленительная сладость
    Пройдёт веков завистливую даль…
    Я отношу их к самому автору. У меня нет самых любимых стихов Пушкина. Весь мир его поэзии бесконечно дорог и близок мне.
    Первая встреча с поэтом произошла в детстве. Затаив дыхание, забыв о невыполненном домашнем задании, о других важных детских делах, я погружалась в завораживающую музыку и простоту стиха пушкинских сказок. Я плакала и смеялась. У меня возникало какое-то необыкновенное чувство радостного волнения от встреч с чудом.
    Там, на неведомых дорожках,
    следы невиданных зверей,–
    мысленно я повторяла таинственные строки и видела эти очень знакомые мне, едва заметные тропы, видела загадочные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капли росы. Полнозвучные строки пушкинских сказок запоминались удивительно легко. я с радостью рассказывала их на всех детских новогодних ёлках.
    С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина. В его стихах и поэмах я находила мудрость, улыбчивость, нравственную высоту, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь. Только добро и красота:
    Дана мне лира от богов,
    Поэту дар бесценный;
    И муза верная со мной:
    Хвала тебе,богиня!
    Тобою красен домик мой
    И дикая пустыня.
    Поэзия Пушкина настолько вливалась в меня, что моё мироощущение стало до удивительного совпадать с настроением поэта. Я очень полюбила осень, и уединение на природе стало для меня необходимостью. Уйдя в осенний парк, я погружалась в строки, омыающие душу чистотой и прозрачной печалью:
    Унылая поря!Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса–
    Люблю я пышное природы увяданье,–
    В багрец и в золото одетые леса…
    Я часто думаю, в чём тайна мира поэзии Пушкина? Может быть, в том, что за его сочинениями, ясными и глубокими по смыслу, остаётся ещё что-то большее, что пока ещё не открыто. Наверное, я духовно не доросла и поэтому не могу подняться до самых нравственно-эстетических высот, достигнутых его гением. Я только чувствую необыкновенное напряжение поэта и неистощимость его души. Истина, красота, глубина и тревога–всё удивительным образом совпадает в его стихах.

  4. Н. В. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина — «явление чрезвычайное», поскольку ее предметом является все и «ничто в особенности». Для Пушкина любая из его тем важна и дорога, ко всему он относится трепетно. Потому-то литературные критики исписывают тома, исследуя творчество великого русского поэта. Потому столько литературы о нем. Он умер в тридцать семь лет, но оставил такое огромное литературное наследие, какого некоторые авторы не сумели оставить, даже дожив до глубокой старости.
    Пушкин не мог исчерпать свой талант, поскольку неисчерпаемо число предметов, вызывавших в нем вдохновение. И все-таки есть несколько тем, которые являются основными для Пушкина, «задают тон» его лирике.
    Конечно, своеобразным стержнем творчества поэта является свобода. Он без нее не мыслит ни своей жизни, ни творчества. Понятие это всеобъемлюще: это социальный, политический и нравственный идеал Пушкина. Широту этого понятия помогают осознать многочисленные стихотворения, посвященные свободе в различных ее проявлениях.
    Говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, прежде всего стоит вспомнить оду «Вольность» и стихотворение «Деревня». Оба эти произведения хрестоматийные и включаются во все сборники Пушкина. В них поэт смело и открыто выражает свои политические пристрастия и устремления. Идеи Пушкина близки к идеям декабристов — служение общественным идеалам и прямой вызов угнетателям народа:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И Рабство, падшее по манию царя,
    И над Отечеством Свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
    Далее не просто к свободе призывает поэт, но к «свободе просвещенной». От этого рамки стихотворения раздвигаются, оно приобретает широкий, общечеловеческий смысл.
    Помимо общественной свободы, свободы как формы существования целого народа, для Пушкина важна и личная независимость. Об этом говорится в стихотворениях «Узник», «Птичка» и многих других. При этом, будучи не только гражданином и человеком, но и поэтом, Пушкин затрагивал и тему творческой свободы, как в стихотворении «Поэту»:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум…
    Сам Пушкин жил по этому принципу — творил, не боясь осуждения, не оглядываясь на мнение толпы. Он говорил лишь то, что хотел сказать. Это одно из главных качеств поэта.
    Другая немаловажная тема в творчестве Пушкина — гражданственность и патриотизм. Эта тема, конечно, неразделима со свободолюбивой лирикой. Одна великая любовь прошла через всю жизнь Пушкина — это любовь к Родине, России. А поскольку поэту довелось жить в переломное для нашей истории время, то его патриотизм проявился не столько в мирных, пейзажных стихотворениях, сколько в мятежных, бунтующих («К Чаадаеву», «Кинжал», «Во глубине сибирских руд…»). В стихотворении «К Чаадаеву» поразительным образом слились любовь к свободе, к Родине и к другу. И родились незабываемые строки:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Кстати, тема дружбы также очень важна для Пушкина. Самые верные и любимые друзья поэта — это, конечно, товарищи лицейских лет. Про них он не забывал никогда, им посвящал лучшие свои стихотворения («19 октября», «И. И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей…»). Союз этих людей действительно был «священен» (по выражению самого Пушкина), ибо остался так же крепок через много лет, как и в юности. Немалую роль в формировании взглядов молодого Пушкина сыграли декабристы, многих из которых он также причислял к своим друзьям. Самые известные стихотворения, посвященные декабристам, — «К Чаадаеву» и «Во глубине сибирских руд…» В них Пушкин открыто присоединялся к своим друзьям и признавался в том, что разделяет их идеалы.
    При мысли о друзьях Пушкина невольно вспоминаешь и его возлюбленных. Любовная лирика поэта имеет множество оттенков, но неизменно одно — восприятие поэтом любви, как чувства прекрасного во всех отношениях. Счастливы те женщины (а их немало), которым он посвятил и свои чувства, и свои стихи. Интересно, что лучшими любовными стихотворениями Пушкина признаются отнюдь не те, что посвящены Наталье Николаевне (за исключением, может быть, «Мадонны»). Самые известные произведения поэта на эту тему «Я помню чудное мгновенье…» и «Я вас любил: любовь еще, быть может…» К каждой женщине автор обращался как к единственной, желанной, чистой и светлой, даже если вдохновение было вызвано всего лишь мимолетным увлечением.
    Однако все земные увлечения не могли отвлечь поэта от гораздо более серьезных мыслей. Так, немало стихотворений посвящены Пушкиным размышлениям о предназначении поэта и поэзии. Пушкин с полным основанием считал, что творчество играет немалую роль в жизни общества. Поэт — это выразитель народных взглядов, певец свободы, борец за высокие идеалы. Идея назначения поэта звучит во многих стихотворениях Пушкина. Наверное, нет смысла их перечислять. Стоит лишь упомянуть самое выдающееся: «Я намят-ник себе воздвиг нерукотворный…» Здесь Пушкин прямо определил миссию поэта: пробуждать «чувства добрые», «восславлять свободу» и призывать милость к «падшим».
    Наконец, свою нишу в творчестве Пушкина занимает и его философская лирика. Поэт много размышлял на вечные темы: о жизни и смерти, о добре и зле («Дар напрасный, дар случайный…», «Анчар», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»). Поиски смысла жизни, а иногда и разочарование в ней — удел практически всех поэтов. Но если Пушкин и называл в минуты отчаяния жизнь «даром напрасным», он все же любил ее без памяти. Это жизнелюбие чувствуется в каждой его стихотворной строчке, в каждом слове.
    Конечно, лирика Пушкина далеко не исчерпывается вышеперечисленными темами. Сколько прекрасных стихов посвятил он природе, временам года, сколько обращался к няне, какие сказки писал! Все это вместе — одно гармоничное целое. Все темы, мотивы, идеи существуют неразрывно, неотделимо одни от других, переплетаются, перекликаются друг с другом, создавая светлый и солнечный мир — мир пушкинской поэзии.

  5. Всего листов  4
    Сочинение
    на тему: «Чарующий мир поэзии А.С. Пушкина»
    ученицы 6 б класса школы 182
    Рекшинской Полины
    Руководитель:
    учитель русского     языка
    и литературы
    Манянина Нина Алексеевна
    г. Нижний Новгород 2015г.
    2
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал!
    А.С. Пушкин
    Пушкин… Кто не знает этого великого русского поэта! С раннего детства я знакомилась с его чудесными стихотворениями, сказками, погружаясь в чарующий мир поэзии. Какой чистотой, певучестью, ясностью, глубиной мысли они наполнены!                  Совсем маленьким ребенком мама усаживала меня рядом  и мы вместе наслаждались музыкой и красотой его стихотворений. Легко представлялись картины дремучего леса, сказочного мира.
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей.
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей.
    Строки быстро запоминались, и я часто потом повторяла их. Не надо было объяснять мне, что происходит в сюжете, потому что сразу становилось все ясно и понятно.
    Его сказки полюбились сразу, хотелось вновь и вновь почувствовать себя участником событий, которые увлекают в сказочный мир, появляется желание увидеть его героев. Ведь так легко представить все, что происходит в сказке!  А как певуч и красив язык повествования! Я научилась понимать, что такое добро и зло, ненависть и любовь, жадность и великодушие, почувствовать красоту окружающего мира.
    3
    Природа в поэзии Пушкина оживает передо мной во всей своей величественной красоте. Он заставляет глубоко почувствовать и увидеть ее. Я вместе с поэтом путешествую к морю, любуюсь красотой Кавказа, мчусь по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика. Читая стихотворение «Зимнее утро», любуюсь  прекрасным  началом морозного дня.
    Под голубыми небесами,
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит.
    Картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении «Зимний вечер». Оно погружает меня в уютный уголок, где «приятно думать у лежанки», видеть янтарный блеск и слышать «веселый треск» у камина. Ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства – няне Арине Родионовные. С какой лаской и любовью, по-приятельски обращается поэт к ней, называя ее «подруга дней моих суровых», передает ее сердечные тревоги: «тоску, предчувствия, заботы», которые «теснят твою всечасно грудь».
    Как точно выражает поэт свое отношение к любимому времени года в стихотворении «Осень»!
    Унылая пора, очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса.
    Люблю я пышное природы увяданье.
    4
    В нескольких словах емко и образно он рисует краски осени: «в багрец и в золото одетые леса». Осень пробуждала в поэте поэтическое вдохновение, позволяло ему создавать все новые и новые рифмы, звуки и воплощать в  произведениях свои мечты. Пушкин невольно заставил и меня переоценить свое отношение к этому времени года и почувствовать многообразие и красоту увядающей природы.
    В стихах о природе поэт передал и свою незыблемую любовь к родному краю. Так, например, в стихотворении «Деревня» предстает передо мной  пленительная картина  природы средней полосы России. Этот пейзаж вызывает чувство любви к родной земле.
    Я твой – люблю сей темный сад
    С его прохладой и цветами,
    Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
    Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
    Наследие русской поэзии А.С. Пушкина всегда привлекало своей красотой, глубиной мысли, безграничной любовью к своей родине многих композиторов, таких как М. Глинка, Г.  Свиридов,                  А. Рубинштейн, П. Чайковский и многих других, которые писали на их основе романсы и оперы.
    Произведения великого поэта очаровали и меня. Хочется как можно глубже и больше познакомиться с шедеврами этого гения. Я сажусь за фортепьяно. Минута…. и комнату наполняют пленительные, завораживающие звуки чарующей музыки на стихи великого поэта.

  6. То Пушкин, наш поэт великий,
    Задумчиво явился к нам
    И утешеньем, и уликой
    Наставшим смутным временам.
    В.Сологуб.
     
      Каждый человек живёт в своём отрезке времени. Александр Сергеевич Пушкин для меня–поэт вечного пространства. Он посвятил Жуковскому строки:
    Его стихов пленительная сладость
    Пройдёт веков завистливую даль…
    Я отношу их к самому автору. У меня нет самых любимых стихов Пушкина. Весь мир его поэзии бесконечно дорог и близок мне.  
        Первая встреча с поэтом произошла в детстве. Затаив дыхание, забыв о невыполненном домашнем задании, о других важных детских делах, я погружалась в завораживающую музыку и простоту стиха пушкинских сказок. Я плакала и смеялась. У меня возникало какое-то необыкновенное чувство радостного волнения от встреч с чудом.
    Там, на неведомых дорожках,
    следы невиданных зверей,–
    мысленно я повторяла таинственные строки и видела эти очень знакомые мне, едва заметные тропы, видела загадочные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капли росы. Полнозвучные строки пушкинских сказок запоминались удивительно легко. я с радостью рассказывала их на всех детских новогодних ёлках.
        С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина. В его стихах и поэмах я находила мудрость, улыбчивость, нравственную высоту, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь. Только добро и красота:
    Дана мне лира от богов,
    Поэту дар бесценный;
    И муза верная со мной:
    Хвала тебе,богиня!
    Тобою красен домик мой
    И дикая пустыня.
      Поэзия Пушкина настолько вливалась в меня, что моё мироощущение стало до удивительного совпадать с настроением поэта. Я очень полюбила осень, и уединение на природе стало для меня необходимостью. Уйдя в осенний парк, я погружалась в строки, омыающие душу чистотой и прозрачной печалью:
    Унылая поря!Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса–
    Люблю я пышное природы увяданье,–
    В багрец и в золото одетые леса…
     Я часто думаю, в чём тайна мира поэзии Пушкина? Может быть, в том, что за его сочинениями, ясными и глубокими по смыслу, остаётся ещё что-то большее, что пока ещё не открыто. Наверное, я духовно не доросла и поэтому не могу подняться до самых нравственно-эстетических высот, достигнутых его гением. Я только чувствую необыкновенное напряжение поэта и неистощимость его души. Истина, красота, глубина и тревога–всё удивительным образом совпадает в его стихах.
      Пушкин влюблялся, но взаимности не было, и мучительные переживания претворялись в едва ли не самые лирические строки:
    Я вас любил; любовь ещё, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
        В этом и жестокая ясность чувств, и истинное достоинство человека, умеющего глядеть горькой правде в глаза, способного преодолеть бесконечную боль разрыва. Если бы в нашей современной жизни было такое благородство чувств!
      От произведений Пушкина исходит оптимизм, возвышенный облагороженными образами и красивыми отношениями. Я выросла на этих произведениях и, когда, повзрослев, столкнулась с реальной жизнью, была потрясена равнодушием, лицемерием и несправедливость. Но Пушкин помогал мне не ожесточаться. Пороки человеческие существовали во все времена и эпохи, может быть, не с таким размахом, как сейчас. Но при любых невзгодах важно подняться над суетой и обыденностью, как это делал поэт. Несмотря на удары судьбы, он был натурой необыкновенно крепкой, мужественной и волевой.
    О нет, мне жизнь не надоела,
    Я жизнь люблю, я жить хочу,
    Душа не вовсе охладела,
    Утратя молодость свою.
       Был момент в моей жизни, когда я пыталась отойти от Пушкина. Стало искать близкое мне в творчестве других поэтов, более современных, читала Цветаеву, Блока, Пастернака и многих других. Но мир поэзии Пушкина крепко держал меня в своей власти. Ведь по своему духу я русская, а Пушкин был и остаётся русской весной, русским утром. Он много страдал ещё и потому, что был первым, потому что его чудесный, пламенный, благоухающий гений расцвёл в суровой, почти зимней, почти ночной ещё России.
       На протяжении веков поэт овладевал душами лучших людей, покорял пером властным, умелым и нежным. А с какой полнотой, певучестью и грацией выразил Пушкин основное в человеческой природе! В его стихах вера в будущее России. Он показывал силу торжества над настроениями, упадком, бесцельностью и безнадёжностью. Это выразилось в нескольких поэтических строках:
    …в искушеньях долгой кары,
    Перетерпев судеб удары,
    Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
    Дробя стекло, куёт булат.
      По-моему не воспринимать поэзию Пушкина–значит быть бездуховным человеком. Его невозможно читать, не чувствуя силу пушкинского пророческого слова. Оно будет озарять своим светом века пока существует человеческая цивилизация. Погибнет пушкинское Слово–погибнет Духовность, защита от зла, которое способно превратить Землю в мёртвую чёрную глыбу, бессмысленно бороздящую космическое пространство. Пушкин для меня–пророк Отечества.
      Современная жизнь отличается невероятной жестокостью, цинизмом, голым практицизмом. Мир полон человеческих трагедий и катаклизмов. Пришло время задуматься, что же и на каком этапе истории со всеми нами произошло и стали ли мы счастливее. По-моему, выход только один–мы должны прозреть и вернуться к Истине, к Правде, к Свету, к Богу. К этому призывает нас великий гений земли Русской Александр Сергеевич Пушкин:
    Творцу молитесь; он могучий;
    Он правит ветром; в знойный день
    На небо насылает тучи;
    Даёт земле древесну сень.
    …да притечём и мы ко свету;
    Да и спадёт с очей туман…
                                                         

  7. В своих стихотворениях поэт обращается к разным темам. Как я уже говорила, мир пушкинской поэзии необычайно широк. Но тема любви и дружбы проходит почти везде. Например, стихотворения «Мадонна», «Сожженное письмо», «Признание», «Прощание», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «И. И. Пущину», «Друзьям» и многие другие.
    Многие стихотворения А. С. Пушкина посвящены природе. Поэт очень любил русскую природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать. Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня», «Зимний вечер», «Осень» и другие.
    А. С. Пушкин был против неограниченной власти одного человека над другим. И этот свой протест он заключил в стихотворении «Анчар». Страшное дерево, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы ни в коем случае не подходят к нему. А человек может послать другого человека за ядовитой смолой к этому страшному дереву. И тот послушно пойдет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». Пушкин не хочет и не может с этим примириться.
    А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка. И, несомненно, он мастер слова!
    А. С. Пушкин — гений! Его любят и помнят все. Народ любит гениев простых в своей величественности и величественных в своей простоте. Таким был и остался для нас Пушкин.
    Язык А. С. Пушкина — прост и доступен всем. Его стихотворения легко учатся и запоминаются надолго.
    У А. С. Пушкина, все стихи замечательные, и поделить их на любимые и нелюбимые просто невозможно. Но, пожалуй, среди самых моих любимых стихотворений я могу назвать «K***»:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Это стихотворение было написано во время ссылки А. С. Пушкина в Михайловское и обращено к Анне Петровне Керн, необыкновенно привлекательной молодой женщине. А. Пушкин надолго запомнил «нежный голос» и «милые черты».
    Мне очень нравятся стихотворения А. Пушкина о природе. И самым моим любимым является стихотворение «Осень». Больше всего в этом стихотворении я люблю седьмой отрывок:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса.
    Стихи А. С. Пушкина — это прекрасный учитель, друг и советник в сложных жизненных вопросах. Да, это действительно так/Это не просто слова. Пушкинские стихи воспитывают в нас Человека!
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, «ерь, настанет.
    Сердце в будущем живет;
    Настоящее уныло:
    Все мгновенно, все пройдет;
    Что пройдет, то будет мило.

  8. ПОЭЗИЯ ПУШКИНА- «СОЮЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУМ»
    …Чувства добрые я лирой пробуждал…
    А.С.Пушкин.
    «Наша память  хранит  с малолетства веселое имя:  Пушкин.
    Это имя,  этот звук напоминает собой многие дни нашей  жизни».  Удивительно верные  слова  нашел А.Блок для выражения сущности творчества Пушкина,  его солнечной  жизнеутверждающей  поэзии.  Еще с  детских лет я полюбила мир пушкинских сказок:  «У лукоморья дуб зеленый…»
    Школа открыла  передо мной дверь в страну «волшебных звуков, чувств и дум» великого поэта. После его стихов я тоже полюбила осень, стала смотреть на нее его глазами.
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса…
    Сказки, природа-это частичка его творчества.  Я  полюбила его свободолюбивую лирику,  антитиранические стихи. «Анчар»…  Образ бедного раба,  который умер у ног непобедимого  владыки, отпечатался в  моей душе.  А как взволнованно описывает Пушкин ужасы крепостного права:
    Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.
    Кто не задумывался над посланием  «Во  глубине  сибирских руд…»? Переданное  с  женой декабриста Муравьева,  оно стало поддержкой первых  революционеров  России  и  родило  ответное посланье: «…Из искры возгорится пламя…».
    Пушкин по натуре был человеком общительным и  веселым.  У него всегда было много друзей. Но лицейскую дружбу он сохранил на всю жизнь и воспел ее. А какие удивительные стихи он посвящал своим возлюбленным:
    Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Всего несколько строк, а, сколько вложено чувств! Прочитав это стихотворение, становишься чище, благороднее. Скольких любящих безответно утешили эти строки…
    По словам Н.В.Гоголя, Пушкин и через двести лет останется образцом удивительно русского поэта. Намеченный писателем срок недалек, и мы чувствуем,  как он был прав. Патриотические стихи Александра Сергеевича,  его исторические поэмы учат нас любить отчизну и  ее историю.  Но это одновременно и поразительные со своей поэтической силе произведения. С третьего класса мы помним:
    Горит восток зарею новой.
    Уж на равнине по холмам
    Грохочут пушки. Дым багровый
    Кругами всходит к небесам
    Навстречу утренним лучам.
    Произносишь эти строки и будто видишь рисованную картину.  Да, какой бы темы ни касался Пушкин, везде он удивительно поэтичен. Недаром на его стихи написаны романсы и оперы. Мне особенно нравится опера «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.
    Для многих поколений Пушкин открыл прекрасный мир поэзии.  И все, кто вошел в пушкинский мир стихов, навсегда останутся в нем.
    Следующая >

  9. Первое, что бросается в глаза при чтении стихов Пуш­кина, — это их удивительная прелесть, яркость и ясность образов, сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами — ритмом, звуками.
    Стихи Пушкина надо читать очень внимательно, вду­мываясь в каждое слово, потому что каждое слово у него важно для понимания целого. Н.В.Гоголь писал в статье «Несколько слов о Пушкине»: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…»
    Неисчерпаем материал, который впервые художест­венно внес в русскую литературу Пушкин: характерные образы сверстников поэта, европейски просвещенной и страдающей молодежи XIX века, мир униженных и оскор­бленных, стихия крестьянской жизни и национально-ис­торический мир; великие социально-исторические кон­фликты и мир переживаний уединенной человеческой души, охваченной всепоглощающей идеей, которая стала ее судьбой, и т.д. И каждая из этих областей находила в дальнейшем развитии литературы своих великих художни­ков — замечательных продолжателей Пушкина — Лермон­това, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Салтыко­ва-Щедрина, Достоевского, Льва Толстого.
    Метод Пушкина можно определить как высшую худо­жественную объективность. Поэт отказывается от навязы­вания изображаемой им действительности авторских вку­сов, пристрастий, желаний. Он дает обобщение законов развития самой действительности, независимо от того, отвечают ли они намерениям автора. Это сказывается уже в первых романтически окрашенных стихотворениях.
    Но объективно отражая действительность, Пушкин не исключает и восприятие самого поэта-художника. Объек­тивность Пушкина — это пристальное внимание к другим людям, постоянно звучащее в его произведениях горячее сочувствие их радостям и страданиям.
    Общественная тема, тема народа и его судьбы, зани­мала одно из главных мест в его творчестве.
    В юношеском стихотворении «К Чаадаеву» (1818) Пушкин, говоря о страстном желании увидеть родину свободной, сравнивает силу и непосредственность этого желания с чувством страстного любовника:
    Мы ждем с томлением упования
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуту верного свидания.
    Поэта соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и еди­номыслия еще со времен учебы Пушкина в Царскосель­ском лицее. Тема вольнолюбивой дружбы вызывала при­вычные со школьной скамьи образы героев Древнего Рима и Древней Греции. Эти герои вызывали чувство благого­вейного восторга, служили примером высокой добродете­ли, вызывали восхищение человечества пламенной любо­вью к своему отечеству:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы
    Заключительные строки призывали к подвигу, кото­рый каждый понимал как революцию, как действие. Имен­но поэтому лучшее время жизни, самую сильную и само­отверженную пору надо посвятить Отчизне. Участие в подвиге, освобождающем Россию от самовластия, обеспе­чивало более прочную славу («И на обломках самовластья Напишут наши имена»).
    Это послание для последующих поколений стало ли­тературным памятником истинной дружбы, вдохновлен­ной общностью политических идеалов.
    В другом послании к Чаадаеву (1821) поэт выражает благодарность своему другу:
    Во глубину души вникая строгим взором,
    Ты оживлял ее советом иль укором…
    Здесь звучит мотив принимания дружбы как высокой ответственности за моральную чистоту друга, здесь и при­знательность за строгость, за совет, но главная благодар­ность выражена в строке: «Твой жар воспламенял к высо­кому любовь…» А высокое во времена Пушкина — это любовь к свободе, к «вольности святой».
    В духовной жизни поэта дружба играла огромную роль. Поэтому большое значение приобретали для него лирические послания к друзьям на празднование ежегодной годов­щины образования Лицея.
    Поэт посвящает вдохновенные строки каждому из друзей — Пущину, Горчакову, Дельвигу, Кюхельбекеру, благодаря их за то, что они, верные дружбе, посетили «поэта дом опальный…» Все стихотворение — гимн дружбе. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» — восклицает поэт («19 октября» (1825)).
    Для лирического героя Пушкина любовь — это глубо­кое, нравственно чистое, нежное и самоотверженное чув­ство, это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн в честь возвышенного, светлого чувства любви, это выражение безграничного уважения к женщине, это трогательная преданность любимой, это муки ревности.
    Редкое стихотворение Пушкина обладает такой попу­лярностью, как «Я помню чудное мгновенье…», посвященное А.П.Керн, написанное поэтом в изгнании в 1825 году.
    Пушкин начинает свое стихотворение с воспоминания о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петер­бургскую обстановку 1817-1820 годов, в годы, проведен­ные:
    В томлениях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты…
    События оборвали эту пору жизни поэта:
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты…
    Наступили тяжелые годы изгнания:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    Слезы, любовь, вдохновение — вот спутники подлин­ной жизни. Но подавленное состояние поэта продолжалось недолго, и к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Последние два стиха повторяют начальное четверости­шие. Они знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, жизнью, любовью. Любовь в жизни и творчестве поэта всегда была страстью, в высшей степени воплощающей ощущение жизненной полноты.
    Несколько нежных, поражающих своей трогательнос­тью стихотворений посвятил Пушкин Е.К.Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь («Сожженное письмо», «Талисман», «Ненастный день потух…», «Прощание»). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к женщине.
    Очень часто тема любви сливается у Пушкина с лири­ческим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Пример тому — чудесные строки стихотво­рения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написан­ного в мае 1829 года во время путешествия в Арзрум.
    Говоря о любви, поэт не употребляет ни развернутых сравнений, ни ярких эпитетов. Он пишет, кажется, совсем просто, непринужденно. Поражает лаконизм и точность предложений. Ясно ощущается прохлада и свежесть летней ночи, глухой рокот набегающих волн в звонкой тишине и такое же непосредственное, чистое и прекрасное, как сама природа, чувство поэта.
    Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.
    Своему излюбленному времени года поэт посвятил стихотворение «Осень». Простой и скромный пейзаж сред­ней России передан здесь во всей его поэтичности. Следует внимательно отнестись к эпиграфу: «Чего в мой дремлю­щий тогда не входит ум?», взятому из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь званская». Этим эпиграфом Пушкин утверждает тесную связь своего стихотворения со знаменитым посланием Державина, в котором прославля­ется покой и уединение на лоне сельской природы.
    У Пушкина мотив уединения, отхода от сует светской жизни также имеется, хотя и не играет такой большой роли, как у Державина. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, восприни­маемой им как знамение вечного обновления жизни:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Ощущение здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это стихотворение, придает ему оптимистическое, жизнеутверждающее звуча­ние:
    И с каждой осенью я расцветаю вновь…
    Эмоциональная окрашенность предметов не нарушает точной и наглядной картины, словно запечатленной на полотне кистью художника: последние листья, осыпаю­щиеся с деревьев, промерзшая дорога, застывший пруд — скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе.
    По манере письма «Осень» во многом близка к «Евге­нию Онегину». Здесь та же разговорная интонация, непри­нужденная беседа автора с читателями, многочисленные отступления от темы, иронические замечания, необычная для лирики свобода повествования. Автор разговаривает с читателем. Он не только рисует картину осени, но и рассказывает о деревенской жизни, о себе самом.
    За простым и естественным повествованием в стихо­творении стоит непосредственно сам автор, со своей умной, всепонимающей иронией, равно опасающийся и идиллии, и ложной патетики.
    В то же время в «Осени» основной является тема возникновения творчества, рождения поэзии, которой за­вершается стихотворение. Поэзия, творческое вдохновение пробуждается в результате жизненных наблюдений. Пол­нота бытия, богатство впечатлений от природы и рождает творческий порыв. Пушкин говорит здесь не о простом воспроизведении действительности. Он противопоставляет рождение творческого вдохновения обычному состоянию поэта.
    И забываю мир — ив сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне…
    Тема поэзии, творческого вдохновения возникает в результате этого неисчерпаемого богатства впечатлений от действительности, окружающей природы, полноты бытия.
    В окончательной редакции Пушкин завершает свое стихотворение вопросом: «Плывет. Куда ж нам плыть?», после которого ставит две строчки точек, означающих полную свободу ответа на этот вопрос. Тем самым сохра­няется возможность для поэта избрать любую тему, любой курс для своего поэтического корабля.
    Для Пушкина одной из важных тем творчества была тема призвания поэта. Стихотворение «Пророк» было на­писано осенью 1826 года.
    Библейский пророк прежде всего носитель правды, неподкупности, справедливости, обличитель владык мира сего, защитник интересов народа. Пророк Пушкина высту­пает как провозвестник истины: он «глаголом» должен «жечь сердца людей», но он прежде всего творец, охвачен­ный вдохновением. У Пушкина пророк несет людям муд­рость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Пушкин выражает не только свое понимание призвания поэта как обличителя пороков общества, как учителя жизни. Он показал в «Пророке» роль вдохновения, определяющего творчество подлинного поэта. Этот смысл стихотворения — рождение вдохновения — у Пушкина передан в библейской форме.
    Пушкинский поэт — пророк, хотя и обретает высокий божественный дар всеведения, не отрывается от земли. Его проникновение в тайны природы лишь результат его вдох­новения, творческого познания.
    «Пророк» Пушкина посвящен описанию рождения поэта, обретению им поэтического дара, свойственного не любому поэту, а лишь тому, кто, будучи «томим» «духовной жаждою», способен преодолеть в себе «малодушную» при­верженность к «заботам суетного света».
    Стихотворение написано не от лица автора, а от имени библейского пророка.
    Духовный жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился…
    — так говорит о себе пророк. Автор, в сущности, устраня­ется: не он говорит о пророке, а сам пророк рассказывает о себе, о нисшедшем на него вдохновении. Поэтому рас­сказ его выдержан в том библейском стиле, которым напи­сана книга пророка Исайи. Пользуясь библейскими обра­зами и мотивами, Пушкин изображает творческое прозрение поэта. Томящийся «духовной жаждой», внутрен­ней, еще не осознанной потребностью творчества, поэт «влачится» в «пустыне мрачной» в духовном одиночестве. Явление серафима знаменует рождение того вдохновения, которое отличает пророков и поэтов. В «Пророке» передана не только библейская образность и лексика, но и суровая, торжественная интонация речей пророков, скупой библей­ский синтаксис кратких предложений.
    Перечисление признаков и свойств ясновидения про­рока дано в нагнетании предложений, придает библейскую энергию интонации, гипнотизирует властность лаконичес­ки сжатых фраз:
    Моих ушей коснулся он, —
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье…
    Стихотворение является монологом, чем и мотивиро­ван высокий, торжественный ораторский стиль.
    Поэт в понимании Пушкина — пророк, который чуж­дается мнения «толпы», светской «черни», чья жизнь огра­ничена эгоистическими заботами о материальных благах, мнения людей, не понимающих его высоких целей. Поэт-пророк возвышается над обыденным, над разрозненными и внешними фактами жизни. Его поэтический взор, по мысли Пушкина, должен проникать в глубину явлений, не ограничиваясь их поверхностью.
    Пушкин был в полном смысле слова законным и полновластным наследником всех богатств мировой поэ­тической культуры. В то же время Пушкин ничего не заимствовал механически, а создавал свою собственную, непохожую на предшествующую и невозможную в прежних условиях, неповторимо своеобразную художественную сис­тему, которая приобретала общенациональные характер и значение.
    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный…» (1836) представляет своего рода поэтическое заве­щание Пушкина. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М.В.Ломоносовым, ее основные мотивы развивал и Г.Р.Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному фор­мулировали свое право на бессмертие.
    Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин — за поэтическую искрен­ность и гражданскую смелость.
    Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»). Он как бы и очерчивает географические границы своей славы, проро­чески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
    Тунгус, и друг степей калмык.
    Свой «нерукотворный» памятник, свою будущую по­смертную славу Пушкин связывает с существованием поэ­зии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Эти строки, как и многие другие в стихотворении, вызывают ряд ассоциаций, образов, знакомых по ранней лирике Пушкина.
    В четвертой, самой важной по содержанию строфе, Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смыс­ла своего творчества. Он утверждает, что право на всена­родную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Поэтому невольно вспоминаются слова В.Г.Белинского, сказанные всего через десять лет после написания Пушкиным этого стихотворения: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».
    В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей.
    Концовка стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть «послушна» только «веленью божию», т.е. голосу внутренней совести, голосу правды, и следовать собственному высокому предназначе­нию, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежест­венных глупцов. Разумеется, говоря о «невеждах» и «глуп­цах», Пушкин не был высокомерен, не отделял себя от других людей. Он лишь подчеркивал независимость своих суждений и мнений, свое право поэта идти туда, «куда влечет… свободный ум», подниматься все к новым и новым высотам творчества.
    И это чувство личного достоинства, гордого самоут­верждения и нашло свое великолепное и полное воплоще­ние в торжественно-величавых заключительных строках «Памятника»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *