Сочинение на тему поэты первой половины 19 века

10 вариантов

  1. МБОУ «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
    Яшалтинский район Республика Калмыкия
    Сочинение по литературе на тему:
    «Н. В. Гоголь – великий писатель
    первой половины 19 века»
    Выполнила
    Учащаяся 9 класса
    Пунько София
    Н. В. Гоголь – великий писатель первой половины 19 века. В своих произведениях он затрагивал проблемы угнетения народа, крепостного права, также своеобразие его творчества заключается в том, что он один из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины. Это ярко отразилось в поэме “Мертвые души”, в лирических отступлениях писателя. В произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и лирические, отображающие переживания автора о судьбе России. В начале поэмы Гоголь рассказывает читателю о толстых и тоненьких чиновниках, именно эти физические качества, по мнению писателя, и являются главными в человеке, определяющими его судьбу и поведение. В городе НН было два рода мужчин: толстые и тоненькие.
    Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые “были почетные чиновники в городе!” Они занимали самые важные посты. В лирических отступлениях Николай Васильевич отображает характеры помещиков. Гоголь располагает главы по степени деградации человеческих качеств, в своих отступлениях он хочет показать паразитизм их существования, отсутствие привычки к труду и угнетение крепостного народа.
    Из помещиков можно выделить злого крепостника Плюшкина, которого Гоголь называет “прорехой на человечестве”. Писатель, стремясь донести до читателя всю боль и свои переживания о судьбе крепостного народа, показывает страшную картину в поместье Плюшкина. Злой хозяин совершенно не кормит своих крестьян, говоря при этом, что у него “народ-то прожорлив, от праздности завел привычку трескать”, за последние три года у него умерло восемьдесят человек, а семьдесят сбежало, не вытерпело голода. Дворовые поздней зимой бегают босиком, так как хозяин имеет только одни сапоги для крестьян, которые надеваются, когда они входят в сени дома. Описывая эту горестную картину, Гоголь также хочет подчеркнуть и силу, мужество, где-то даже героизм простого русского народа. Но это является проблемой не только для автора, но и для всей России.
    Лирические отступления о Руси, связывают вместе темы дороги, русского народа. Тема дороги – вторая тема в “мертвых душах”, связанная с проблематикой Родины. Дорога – образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь видит в лирических отступлениях как человека пути: “Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту… Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно; мне не смешно… и безучастное молчание хранит мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!” Н. В. Гоголь много размышлял о судьбе России, каждая строчка пропитана любовью к стране, глубокими переживаниями. “Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несется?.. Русь, куда же несешься ты, дай ответ». Не дает ответа! В образе тройки воплотилась вся Россия, и на вопрос “Куда ж ты несешься?” – не дает ответа. К сожалению, и сам писатель не знает, куда она приедет, если править ей будут люди, подобные Чичикову, Манилову, Плюшкину.

  2. Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
    …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

  3. Темы сочинений
    1. Смысл названия драмы А.Н.Островского “Гроза”
    2. “Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века”
    3. “Союз волшебных звуков, чувств и дум”.
    4. “Прошедшего житья подлейшие черты”.
    5. “Пейзажная лирика в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова”.
    6. “Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова”
    7. “Горе от ума” – произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца” (А. Блок)
    8. Гуманистический смысл названия романа А.Н. Толстого “Война и мир”.
    9. Идея декабризма в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
    10. Туманная субъективность авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.
    11. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.
    12. Гуманизм творчества Ф.М. Достоевского.
    13. Изображение повседневной жизни в произведениях А.П. Чехова.
    14. Богатство душевного мира героев А.Н. Толстого в романе “Война и Мир”.
    Смысл названия драмы А.Н.Островского “Гроза”
    А.Н. Островский – крупнейший драматург второй половины 19 века. В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.
    Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в городе Калинове: “… Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу”. Но это великолепие нарушено жестокими нравами и какой-то духотой перед началом грозы. Кулигин говорит: ” Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по словам Добролюбова, представители “темного царства”: Кабанова и Дикого. Кабанова – “ханже, нищих оделяет, а домашних заела совсем” – говорит Кулигин в разговоре с Борисом. И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышим властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает близких не столько бранью, сколько вечными упреками за непочтительность, непослушание. Кабанова гневается, так как чует ее сердце какое-то неблагополучие вокруг, какие-то веяния, ей глубоко враждебные. Даже в своей семье, где безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря на то, что ее сын Тихон говорит: “Да я маменька и не хочу своей волей жить.”
    Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе, ей даже подчиняется сам Дикой – знатный купец Калинова. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличает беспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного племянника и говорит, чтобы тот подчительнее к нему относился, если хочет получить их обратно. Крестьянам, Савел Прокофьевич денег совсем не платит. Кулигин рассказывает о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться, “что Дикой ни одного из них путем не разочтет”. Также, как и Кабаниха, он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле. Нужно отметить, что Дикой боится Марфу Игнатьевну, Савел Прокофьевич позволяет себе повысить голос на Кабаниху и в ответ слышит: “Ну ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”
    В драме на путь борьбы с самодурством встает Катерина – невестка Кабановой, девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с нежностью и грустью вспоминает о своих деньках, проведенных в родительском доме, о прошедшем беззаботном времени: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…” После замужества Катерина оказалась в неволе, ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, она хотела вырваться из крепких тисков свекрови. И несмотря на все то, что ей приходилось терпеть, она говорила: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой”. Тяжело Катерине в доме Кабановой, стремящейся привести к полной покорности домашних и прежде всего своеправную Катерину. Но чем больше унижают ее, тем сильнее пробуждается порыв к свободе, любви и счастью. Полюбить Тихона она не может, он не способен защитить свою жену от нападок своей матери, так как сам является орудием в ее руках. Поэтому в чувстве к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячие желание воли, простора. Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может притворяться да обманывать, то есть приспосабливаться к “темному царству”.
    Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: “Возьми меня с собой отсюда” – просит она Бориса и слышит в ответ: “Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: “дядя посылает”. Таким образом для Катерины осталось два выхода: один – жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой – уйти из жизни. Она выбрала последний – освобождение ценой смерти.
    После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели все, происходящее у них. Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь над ее безжизненным телом: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…” Жители города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев, побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла!
    “Изображение дворянства в литературе первой половины
    XIX
    века”
    Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих произведениях: это и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин. В своих работах авторы выступали против угнетения простого русского народа дворянами и помещиками, а так же против крепостного права.
    В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов показал нам фамусовское общество с узким кругозором и смешными идеалами, стремясь высмеять их глупые интересы. Множество писателей первой половины 19 века описывали дворянство не с лучшей стороны. А.С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” рассказывает о разных типах дворянства: петербургском, московском и поместном, показывал отсутствие у этих людей привычки к труду и праздный образ жизни. Для петербургского дворянства характерны суета и мишурность : “везде поспеть немудренно.” Люди в Петербурге проводят время в увеселеньях, сменяя развлечения. Главный герой романа Евгений Онегин встает после полудня и к нему сразу несут записки с приглашениями.
    Что? Приглашенья? В самом деле,
    Три дома на вечер зовут.
    Евгений посещает театры, балы, а утром уставший возвращается домой. В Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеет общественное мнение – “пружина чести – наш кумир!”
    В своем романе Александр Сергеевич показал дворянское общество 19 века, причем детально, как жизнь провинциального народа, так и столичного. Основная черта провинции – это верность старине, новые привычки еще не успели дойти до глубинки.
    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины.
    Также, как и в Петербурге, здесь любят балы, и посему хорошо поесть. Еда составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни.
    Обряд известный угощенья,
    Несут на блюдичках варенья.
    Провинциальная жизнь однообразна, но она не лишина практического смысла, как в Москве, – она скучна и пуста, отличается консервативностью быта и нравов, ограниченными интересами.
    Все в них так бледно, равнодушно,
    Они клевещут даже скучно.
    Писателей первой половины 19 века очень волновала судьба их родины. Н.В. Гоголь задумывался, спрашивая в лирических отступлениях поэмы “Мертвые души”, – “Куда же ты несешься Русь?” Он не мог себе и представить, какое будущее может быть у России, если в ней правит общество, где крепостное право является нормальным жизненным явлением. А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин точно изобразили нравы современного тогда дворянства. В комедии “Горе от ума” главный герой Чацкий пытается противостоять жестокому обществу, но у него ничего не получается, так как он один борется за свои передовые взгляды, прогрессивные идеи, которые совсем не понятны этому обществу. Раздумья этих двух великих писателей в их произведениях заставляют подумать читателей.
    Изображая дворянство, авторы пытались донести до людей их суть, они хотели, чтобы народ увидел себя со стороны и где-то, может задуматься обо всем происходящем в России.
    “Союз волшебных звуков, чувств и дум”.
    А.С. Пушкин – выдающийся поэт, писатель первой половины 19 века. В его стихах есть все, что должен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества – это лирика, главными темами которой являются свободолюбивые, назначение поэта и поэзии, любовь и дружба, тема Родины, философская проблематика.
    Пушкин много думал о судьбе своей Родины и русского народа, и посвятил этой теме множество своих прекрасных стихотворений. Еще в лицейские годы у Александра Сергеевича сложились свободолюбивые взгляды и настроения, близкие к декабристским, восклицая: “Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа!..”
    После окончания лицея Пушкин попадает в среду революционно и свободолюбивого народа, где сразу привлекает к себе внимание как выразитель передовых взглядов своего века, певец политической свободы. Его вольнолюбивая лирика очень хорошо и полно отразилась в оде “Вольность”, написанной вскоре по выходу из лицея. Пушкин считает, что закон должен править русским народом это залог обеспечения политической свободы в России. Александр Сергеевич выражал взгляды декабристов, мастерство поэта придавали оде более революционный характер. Передовой молодежью она воспринималась как призыв к революции.
    Еще одно стихотворение, написанное в Михайловском, – это “Деревня”. Его можно разделить на две части. В первой – Пушкин описывает сентиментальный пейзаж в Михайловском.

  4. XIX век можно назвать поистине золотым веком русской литературы. Русская литература, озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского, Крылова, Грибоедова, сделала гигантский шаг в мировую культуру. Александра Сергеевича Пушкина принято считать родоначальником нашей классической литературы, началом всех начал.
    Родился Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Его родители были представителями старинных аристократических родов. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры, а потому Александр был отдан в лучшее в России закрытое учебное заведение — Царскосельский лицей. Написанные еще на школьной скамье стихи Пушкина отличались игрой живого ума и были проникнуты патриотическим чувством.
    Из лицея Пушкин вышел в годы общественного подъема, который наступил после окончания войны 1812 года. «Вольные стихи» и политические эпиграммы его исполнены неумолимого презрения и ненависти к «самовластительным злодеям» на троне и их «холопам» в Военных и чиновничьих мундирах.
    В мае 1820 года Пушкина высылают из Петербурга далеко на юг — сначала в Екатеринослав, затем в Кишинев и Одессу. По доносу осенью 1824 года он был сослан в псковское поместье матери — село Михайловское, где был вынужден находиться два года. Именно в Михайловском Пушкин близко познакомился с жизнью народа, его песнями, сказками, которыми он был буквально очарован.
    Николай I в 1826 году возвратил Пушкина из ссылки сначала в Москву, а позже в Петербург. По-прежнему поэт остается .глубоко чуждым придворному высшему обществу. 29 января 1837 года поэт, вступившись за честь жены, умирает, смертельно раненный на дуэли.
    Литературная деятельность Пушкина началась довольно рано. Своими учителями молодой поэт избрал Державина, Батюшкова и Жуковского. В поэме «Руслан и Людмила», завершенной в 1820 году, Пушкин ввел в сферу русского литературного языка живой народный говор. Позднее именно у простого народа он призывал учиться правильности и чистоте русской речи.
    Поэт начинает критически относиться к романтизму Байрона и в особенности к его героям — индивидуалистам, которые хотят воли лишь «для себя». Это отчетливо звучит в поэме «Цыганы» (1824) и с полной силой сказывается в романе в стихах «Евгений Онегин». В лице Онегина Пушкину удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Онегин не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком».
    Проза Пушкина достигла совершенства в повести «Пиковая дама» (1833)’и историческом романе «Капитанская дочка» (1836). В 1833 году Пушкин создает «петербургскую повесть» в стихах — «Медный всадник». Это поэма о прошлом, о настоящем и о будущем России. Как никто он умел и учил находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Высшая красота для Пушкина — высшая простота.
    Николай Васильевич Гоголь
    В 1832 году вышли в свет две части книги Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Восемь повестей, из которых состояли обе части, представляли собой новое явление в русской литературе. Произведения основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, песнях, сказках, а также на воспоминаниях Гоголя об Украине.
    Цикл Петербургских повестей занимает важное место в творчестве Гоголя.
    Повесть «Шинель» — протест против социальной несправедливости, защита «маленького человека».
    Комедия «Ревизор» повествует, как власти губернского города приняли проходимца за важную персону, приехавшую проверять их работу. Чиновники дают ему взятки и радуются тому, что обманули ревизора.
    Еще большую силу обобщения сатира Гоголя приобрела в поэме «Мертвые души», где хищник-приобретатель Чичиков, помещики Манилов и Со-бакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники губернского города — все они страшны своей человеческой пошлостью.
    Гоголь любил Россию, верил в русского человека и восхищался им. «Русь! Русь! — писал он, — вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?» Гоголь с необычайным патриотическим воодушевлением говорит о безбрежных просторах России, о ее природе, о «живом, бойком уме» русского человека, о «замашистом» и метком русском слове.
    Федор Михайлович Достоевский
    Достоевский родился и вырос в Москве. Отец писателя служил военным врачом. В семье царили взаимные обиды и недоверие, так как отец Достоевского был человеком вспыльчивым, болезненно подозрительным и скупым. В 16-летнем возрасте Достоевский переехал в Петербург и поступил в Военно-инженерное училище, окончив которое, определился на службу, но тяготился ею и вскоре вышел в отставку.
    Двадцатипятилетний Достоевский принес роман «Бедные люди» Некрасову и Белинскому, которые, прочитав рукопись, пришли в восторг. За участие в революционном кружке Петрашевского в 1849 году Достоевский был приговорен к смертной казни. Вместе с другими осужденными его привели на эшафот, на каждого накинул палач белый саван, прочли смертный приговор, солдаты подняли ружья. И только тогда было объявлено о замене казни каторгой. Четыре года каторги, а после четыре года солдатской службы.
    «Записки из мертвого дома» (1856) — это правдивое изображение страданий народа и сочувствие автора угнетенным и обездоленным.
    В 1859 году Достоевский вернулся в Петербург. Восемь лет подневольной жизни отразились на здоровье писателя, а несчастья в семье — на характере. Смерть любимого брата, жены, двоих детей пережил Достоевский после возвращения из ссылки. Нужно было кормить свою семью, а также семью брата. «Работа из-за денег задавила и съела меня», — писал он в 1865 году. После двадцати лет работы Достоевскому удалось избавиться от денежных долгов. Достоевский умер в 1881 году.
    Лев Николаевич Толстой
    О жизни своей семьи Толстой рассказал в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Толстой показал, как в душе его героя, Николеньки Иртеньева, то есть в душе самого будущего писателя, постепенно возникало отношение к окружающей его среде. В нем росло желание идти непроторенными путями, жить иначе — лучше, честнее, чем жило подавляющее большинство людей его круга.
    В 1844 году Толстой поступает в Казанский университет, а в 1847 году покидает его и идет в Ясную Поляну. Сельский период своей жизни он описал в повести «Утро помещика». Молодой помещик Нехлюдов пытается улучшить положение крепостных, каждому помочь, но сталкивается с вопиющей бедностью и с недоверием к нему крепостных мужиков.
    В 1851 году Толстой едет на Кавказ, где поступает на военную службу. О своих впечатлениях он рассказал в повести «Казаки», написанной десять лет спустя.
    «Севастопольские рассказы» созданы писателем по живым следам военных событий, в которых он принимал участие. Толстой полагал, что сама по себе любовь может изменить жизнь к лучшему. Он надеялся, что, веря в Бога, люди, согласно заповедям религии, будут делать друг другу добро и станут счастливыми.
    В 1862 году писатель женился на Софье Андреевне Берс и с той поры безвыездно жил в своей усадьбе. На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир», посвященной историческим событиям начала XIX века и в особенности войне 1812 года.
    В романе «Анна Каренина» он отразил жизнь людей. эпохи, в которой все было «неясно и запутанно». Светские ханжи и лицемеры осудили чувство Анны к Вронскому как преступное нарушение семейного долга. У нее отнимают сына, подвергают оскорблениям. У нее остается лишь любовь Вронского, который не понимает переживаний Анны и тяготится отчуждением светского общества. Анна приходит в отчаяние и бросается под поезд.
    В 1859 году в Ясной Поляне Толстой организовал школу для крестьянских детей и взрослых, где сам был учителем. В конце 70-х и в 80-х годах у него возник душевный кризис, в результате чего взгляды писателя поменялись.
    В своих произведениях — повести «Смерть Ивана Ильича», рассказе «После бала», повести «Хаджи-Мурат» (1896—1904), романе «Воскресение» (1889—1899) — автор рисует жизнь привилегированного класса, лицемерие и ложь составляющих его людей.
    В-октябре 1910 года Толстой тайно уехал из Ясной Поляны, чтобы никогда больше туда не вернуться: он умер в пути. В это время ему было 82 года.

  5. С реакционным лагерем официально одобренных авторов активно боролись передовые писатели и критики, утверждая идеи подлинной народности и реализма. К середине XIX века прогрессивные революционно-демократические идеи в критике и литературе для детей одержали победу и укрепили свои позиции.
    С начала XIX века входят в детское чтение басни Крылова — почти сразу же после появления первых сборников (в 1809, 1811, 1815 годах). Много сделали Белинский, Чернышевский, Добролюбов для расширения круга детского чтения произведениями современных им прогрессивных писателей. «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии»,— писал Белинский. В 1847 году был издан сборник «Басни Крылова» с биографией, написанной П. А. Плетневым. Белинский высоко ценил это издание, рассчитанное на широкие слои народа, доступное и детскому восприятию.
    В детское чтение постепенно вошли сказки А. С. Пушкина, сказка «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, стихи М. Ю. Лермонтова, повести Н. В. Гоголя, «Записки охотника» И. С. Тургенева. В первой половине XIX века появились в русской литературе специально для детей написанные талантливые произведения: стихи для младшего возраста В. А. Жуковского; повесть «Черная курица», или Подземные жители» А. Погорельского; рассказы и сказки В. Ф. Одоевского.
    Буржуазно-дворянские писатели оставались на позициях официальной педагогики; они считали, что нужно с помощью книг создать обособленный детский мирок, скрыть от детей социальные противоречия реальной жизни. Книги, которые адресовали детям писатели Э. Гранстрем, В. Желиховская, Л. Чарская, К Лукашевич, делались чаще всего по трафаретному способу создания идеальных героев и героинь. Э. Гранстрем пишет о героине повести «Елена Робинзон»: «Елена, в которой отец души не чаял, училась в пансионе подруги своей матери. Доброе сердце и прекрасные способности девочки сделали ее скоро общей любимицей».
    В. Желиховская примерно так же говорит о девочке в сказке «Розанчик»: «Милая моя Розочка! Всех-то ты любишь и жалеешь! Будут ли и тебя так же любить?»
    Реакционная писательница Л. Чарекая, книги которой особенно рекламировались в годы реакции издательством М. О. Вольфа, восторженно описывает прекрасных и отважных княжон: «А годы неслись непрерывной чередой: поднималась, росла юная княжна, удивляя окружающих людей своей смелостью, ловкостью, неслыханной удалью» («Вечера княжны Джа-вахи»). Ее романы и повести приукрашивали жизнь дворянского общества, внушали верноподданнические чувства читателям. В сборнике К. Лукашевич «Гнездышко», рассчитанном на дошкольный возраст, дается приторно-слащавый диалог детей, которые увидели птичку:
    «— Душка! Прелесть! Милая крошка! — на разные голоса воскликнули мы.
    — Откуда она? Точно в сказке!
    — Как попала, в наш сад такая милочка?»
    Сентиментальность и слащавость подобных детских писателей были своего рода установкой, продиктованной стремлением усыпить разум, ослабить волю, обезличить чувства ребенка. Передовая детская литература вела неустанную борьбу за молодое поколение с реакционной, буржуазной, дворянской литературой. Сохраняя верность традициям реализма, она раскрывала юным читателям правду жизни, обнажала классовые противоречия, воспитывала в них чувство любви к трудящимся и вражду к угнетателям. Непосредственное участие в создании детских произведений принимали почти все талантливые писатели и поэты: Чехов, Горький, Серафимович, Куприн, Телешов, Блок, Есенин. Они помещали свои произведения в прогрессивных детских журналах: «Родник» (1882—1917), «Детское чтение» (1869—1918), «Всходы» (1896—1917), «Юный читатель» (1898—1906),— противостоящих реакционным журналам типа «Задушевное слово» (1877—1917), где печатались писатели, подобные Л. Чарской.
    В журнале «Родник» была напечатана сказка Всеволода Михайловича Гаршина (1855—1888) «Лягушка-путешественница», написанная в 1887 году. До сих пор она остается одной из любимых сказок детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Гаршин использовал сюжет древнеиндийской басни о черепахе и утках, но мораль сказки глубже басенной. На первый план выдвигается не мысль о послушании, а разоблачение тщеславия и практицизма. Сатирически изображается центральный персонаж сказки — самодовольная лягушка, которая, наслаждаясь теплым осенним дождем, разговорилась с утками, летящими на юг. Узнав, что там много мошек и комаров, она упросила уток взять ее с собой и придумала способ передвижения. Реалистическими штрихами рисует писатель чрезмерно раздутое самолюбие лягушки, ее стремление похвастаться своей выдумкой. Сказочное и реальное постоянно перекликаются у Гаршина, создавая своеобразный антропоморфизм, близкий к тому, который характерен для народных сказок. Так, например, хвастливая лягушка, упав в чужой пруд во время путешествия, придумывает для местных лягушек «чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках, как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно…».
    Сказка Гаршина покоряет детей своей занимательностью, необычностью сюжета, увлекательностью приключений. Подрастая, они открывают в ней новую глубину, сатирическое обличение мещанства, обывательского стремления к материальному благополучию.

  6. Интерес к истории в начале XIX века всколыхнулся в России с необыкновенной силой после мощного национального подъема, вызванного наполеоновскими войнами и особенно Отечественной войной 1812 года. Пробудившееся национальное самосознание определило своеобразие духовного развития русского общества. И декабристское движение, и монументальный труд Карамзина, и басни Крылова, и произведения Пушкина — все это отголоски крупных исторических событий, сами ставшие фактами нашей истории. Первые десятилетия XIX века прошли под знаком истории. На эту особенность обратил внимание Белинский. “Век наш — по преимуществу исторический век. Историческое созерцание, — писал критик, — могущественно и неотразимо проникло собою все сферы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии”.
    Русское общество почувствовало настоятельную потребность отдать себе отчет в том, каковы отличительные особенности национального характера, национального духа, как тогда говорили. Историзм стал знаменем нового столетия. Он был неотделим от идей народности. Но чтобы понять подвиг народа в Отечественной войне 1812 года, удививший дворянскую Россию, чтобы постичь образ его жизни, мыслей и чувств, нужно было заглянуть в прошлое, в “темную старину”, обратиться к истокам национального бытия. “История государства Российского” Карамзина открыла русскому обществу почти никем не освещенные до тех пор страницы древности. Русское общество увидело в ней достоверную картину жизни, борьбу мнений, психологический накал страстей и готовые сюжеты для философско-исторических, нравственных и художественных размышлений. Создалась реальная почва для расцвета исторических жанров. Но не меньшую роль “История…” Карамзина сыграла для формирования метода историзма. Отныне историческое мышление становится не только инструментом, с помощью которого распахивают дверь познания в глубь веков, но и необходимым качеством философской или художественной мысли, освещающей своим лучом живую современность.
    Вместе с тем “История…” Карамзина — произведение, в котором научность изложения слилась с художественностью. Элемент художественности, очень сильный в “Истории…”, опирался на подлинные и достоверные факты и свидетельства. Это обстоятельство сразу же поставило перед писателями целый ряд чисто творческих проблем — насколько уместен вымысел в художественном сочинении, как сочетать историческую правду и воображаемый сюжет? Повествовательные формы еще не были настолько усовершенствованы и утончены, чтобы противоречивые слагаемые художественного произведения на историческую тему могли примириться в каком-нибудь органическом единстве. Поэтому в исторической повести то преобладает художественное задание, большей частью игнорирующее историческую действительность, то очерк, в котором характеры выглядят бледными, лишенными полнокровной жизни и убедительности. Между ними располагались промежуточные формы воспоминаний, “былей”, “происшествий”. Нередко исторический материал выполнял подсобную, служебную роль — писателей интересовал не минувший век в его истине, а собственные взгляды на современность, проводимые с помощью исторических сведений.
    Судьба исторической повести поучительна и в том смысле, что она наглядно демонстрировала, как формировалось историческое мышление и складывались формы исторического повествования, как оттачивались черты реализма. Если Карамзин пробудил теоретическую мысль, заставил внимательно отнестись к исторической действительности, к эпохе, к столкновению интересов, то Вальтер Скотт — его исторические романы были уже широко известны русскому обществу — оказал громадное влияние на форму исторического повествования. Вальтер Скотт, как и Карамзин, опирался на документы, но из них он выбирал наиболее характерные для того или иного времени. При этом его привлекал какой-нибудь эпизод, сценка, штрих, “анекдот”, в котором живо и рельефно выказывали себя нравы, обычаи, мышление, обусловленные эпохой или средой. Отсюда проистекала установка на обыкновенность изображения. Частные случаи благодаря тщательному отбору несли в себе и художественную оценку, и своеобразие характеров, и типичность эпохи. История рисовалась в обыденной простоте, ее вершили люди, а не поставленные на пьедесталы деятели или наделенные чувствительным авторским сердцем сентиментальные герои.
    Русская историческая повесть постепенно усваивала как историзм Карамзина, так и повествовательную манеру Вальтера Скотта. Однако это усвоение шло чрезвычайно трудно и сопровождалось несогласиями, спорами, резкостью суждений. Предметом открытой или скрытой полемики стали принципы историзма и их претворение в литературе.
    При всем преклонении перед Карамзиным декабристы решительно разошлись с ним во взгляде на русскую историю. Они не приняли и не могли принять монархизма Карамзина. Они полагали, что идея монархии чужда русскому народу, что самодержавие было навязано ему. Народ обманом и силой принудили к самодержавному порядку и отняли у него свободу, превратив крестьян в подневольных крепостных. С точки зрения декабристов, весь народ так или иначе оказался в рабстве у самодержцев с разной степенью свободы — большей (дворяне) или меньшей (крестьяне). Воодушевленные национально-патриотической идеей, декабристы разделили всю нацию на тиранов и республиканцев. Тираны — это те, кто мыслями, чувствами, действиями защищали самодержавие и рабство; республиканцы — свободолюбцы, хотя и оказавшиеся “рабами”, но своими мыслями, чувствами и действиями не смирившиеся с жалкой участью. Русская нация в своем подавляющем большинстве, считали декабристы, — нация республиканцев. Историческим свидетельством тому служили для них Новгород и Псков, где вольный народный голос господствовал на вече и где были “задушены последние вспышки русской свободы”. С подобной точки зрения, содержание русской истории составила неутихающая борьба республиканцев с тиранией и ее поборниками.

  7. «Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века)
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века – вариант 2
    «Герой времени» в русской литературе 19 века
    «Маленький человек» в русской литературе
    «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)
    Есть ли у поэзии законы? (Сочинение – стилистический анализ)
    Жанр баллады и элегии в поэзии Пушкина и Лермонтова
    Жизнь Петербурга на рубеже столетий (по книге Д. А. Засосова и В. И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев»)
    Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
    Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему?
    Лишний человек в истории русской литературы
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века – вариант 2
    Образ «лишних людей» в русской литературе 19 века (на примере Евгения Онегина и Григория Печорина)
    Особенности литературы второй половины 19 века
    Ошибались ли декабристы? (Русская историческая повесть XIX века)
    Петербург в изображении русских писателей
    Петербург в русской классической поэзии
    Почему Писарев ставит в один ряд Молчалина и Чичикова?
    Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)
    Пушкин и Жуковский
    Русская историческая повесть первой половины XIX века (Н.М. Карамзин “История государства Российского”)
    Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова)
    Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века
    Тема войны в русской поэзии XIX века
    Тема денег в русской литературе 19 века
    Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века
    Тема родины в русской литературе
    Тема родины в творчестве поэтов 19 века
    Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков
    Тема совести в произведениях русской литературы
    Тема транспорта в русской литературе XIX века

  8. Страница: [ 1 ] 2
    Есть удивительная страна, имя которой — Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза — и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь “последнюю краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь “времени резкую дату”. Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия.
    Порой случайное, второстепенное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от вашего взора главное в творчестве поэта и даже исказить его подлинный облик. Но если поэт был истинным сыном своего народа, если его волновала прежде всего судьба Отчизны, если чувство Родины всегда жило в нем, то рано или поздно этот туман рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится его неповторимый образ. Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, “на расстоянье”, они становятся для нас все ближе и прекрасней.
    Время Пушкина — это эпоха декабризма. Пушкинская Россия — это годы, когда свободолюбивые, патриотические идеи, рожденные великим народным подвигом в Отечественной войне 1812 года, тронули души передовых людей России и заставили их еще раз крепко задуматься о будущем своей Отчизны, и не только задуматься, но и открыто вступить на тернистый, но благородный путь борьбы за свободу народа.
    Среди этих мужественных сынов России был и сам Пушкин. В своей оде “Вольность”, наполненной народной болью и гневом, революционным призывом, поэт выносит самодержавию свой приговор:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    Судьба России, ее прошлое, настоящее, будущее — вот что глубоко волнует Пушкина, определяет его гражданскую позицию, вот что является главной темой его творчества, вот его радость и боль, немеркнущая мечта и надежда:
    Пока свободою горим.
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг. Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Художника формируют его время, его эпоха. Все творчество великого поэта наполнено вольнолюбивыми идеями декабристов. Вместе с ними “друг человечества” способствовал пробуждению Отчизны “ото сна”, росту духовного самосознания его народа, накоплению революционной энергии России. Поэт не отступает, не отрекается от своих духовных связей и единства с декабристами и после того, как восстание на Сенатской площади потерпело поражение. Об этом он со всей убежденностью говорит в “Арионе”:
    На берег выброшен грозою,
    Я гимны прежние пою…
    Пушкинская Россия — это славная история его Родины, история многовековой героической борьбы русского народа за свою национальную независимость. Пушкинская Россия — это Россия Ломоносова, Петра Первого, героев Отечественной войны 1812 года и дворянских революционеров, крестьянских бунтарей и вожаков Степана Разина и Емельяна Пугачева, Россия трудолюбивого и мужественного народа, который до поры до времени безмолвствовал. Но есть и другая Россия, задыхающаяся от крепостнического гнета и неволи:
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона.
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    Вот она, грустная и пронзительная песня о горькой крестьянской доле. Многие свои стихи Пушкин посвятил Родине, народу и имел право сказать о себе:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал.
    Эти строки стали призывными аккордами той могучей песни народной борьбы за свободу, которую за Пушкиным продолжил мятежный Лермонтов, а за ним великий поэт и гражданин Некрасов.
    Лермонтову было шестнадцать лет, когда он написал:
    Мне нуле но действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал…
    И ему было двадцать четыре года, когда у него вырвалось:
    Печально я гляжу на наше поколенье.
    В бездействии состарится оно.
    В промежутке между этими стихами вся жизнь Лермонтова.
    Ему надо было, подумать и о своем времени, и о себе самом, как всякому, кто хочет быть достойным гражданином своей Родины.
    После декабрьская Россия. Здесь “стонет человечество от рабства и цепей!”. Как жить в этой стране, смотреть в глаза современникам? Видеть будущее через завесу растерянности и упавшей воли? Как найти силы в себе, как почувствовать себя нужным народу? Первым криком его измученной души было стихотворение “Смерть Поэта”. Скорбь, горечь, грусть и восхищение, боль и негодование — вот чувства влюбленного в свою Родину поэта, вот защита высокой справедливости от произвола, насилия и варварства, царящих в его России.
    Страдальческая тень Пушкина осенила поэта, который бросил вызов всем палачам, душителям свободы:
    Но есть, есть Божий суд…
    С невыразимым презрением он пишет в другом своем стихотворении:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, покорный им народ.
    Значит ли это, что Лермонтов любил Россию меньше, чем Пушкин? Конечно, нет. Просто для него та Россия, которую он любит, не имеет ничего общего с официальной Россией. Он ненавидит державный Петербург, он равнодушен к воинской славе Российской империи. Она чужая для него. Поэтому даже ему самому его любовь кажется странной.
    Так что же он любит?
    “Степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, любит прокатиться в телеге по проселочной дороге, любит “дымок спаленной жнивы”, “избу, покрытую соломой”.
    И это не внезапное чувство, оно живет в нем всегда. В стихотворении “Родина” Лермонтов утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы. Такая любовь непонятна и незнакома “казенным патриотам”, видевшим величие России в самодержавно-крепостническом строе.
    В стихах Лермонтова та же огромная взрывная сила, та же взрывная волна, что и у Пушкина. Не случайно один “глаголом жег сердца людей”, другой “воспламенял бойца для битвы”:
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой.
    Поэт любит Отечество по-своему, находит истоки этой любви в прошедшем:
    Да, бычи люди в наше время.
    Могучее, лихое племя.
    Высокая гражданственность, или, по Пушкину, “дум высокое стремленье”, стала основой и для поэзии Некрасова. Он отразил свое время. Оно вдохновляло и терзало его музу “мести и печали”. “Зрелище бедствий народных” преследует его повсюду. Мы слышим кандальный звон каторжников, протяжную, заунывную песнь бурлаков. На “благословенной реке” Некрасов испытал первое глубокое горе:
    О, горько, горько я рыдал,
    Когда в то утро я стояч
    На берегу родной реки,
    И в первый раз ее назвал
    Рекою рабства и тоски!..
    Поэт смотрит на несжатую полосу, а ему слышится печальный разговор ветра с тяжелыми колосьями, встает перед взором пахарь:
    Руки, что вывели борозды эти,
    Высохли в щепку, повисли, как плети,
    Очи потухли, и голос пропал…
    Не радует поэта и “здоровый, ядреный осенний воздух”, когда он едет по железной дороге, что построена на костях русских мужиков.
    “Я лиру посвятил народу своему”, — скажет он в “Элегии”, назовет свою музу “печальной спутницей печальных бедняков”. Горе матери-отчизны — это горе ее народа. Вот почему
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной.
    Не будет гражданин достойный
    К Отчизне холоден душой…
    Сердце “надрывается от муки”, “плохо верится в силу добра”, отовсюду несутся “царящие звуки барабанов, цепей, топора”. Некрасов, “оглушенный, подавленный”, обращается к природе:
    Мать природа! Иду к тебе снова
    Со всегдашним желаньем моим
    Заглушить эту музыку злобы!
    Поэт приходит к мысли: надо бороться за изменение основ социальной жизни. “Родная земля” вдохновляет его на борьбу, и он благоговеет перед Родиной:
    Опять она, родная сторона,
    С ее земным и благодатным летом,
    И вновь душа поэзией полна…
    Да, только здесь могу я быть поэтом.
    Выражая пламенную надежду на лучшее будущее своей Родины, Некрасов зовет идти “в огонь за честь Отчизны”, за убеждения, за любовь. Таково кредо поэта-гражданина Некрасова. Оно продиктовано сыновней любовью к Родине, а она немыслима без веры в могучие силы народа. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов призывает всех борцов встать за
    Униженных, обиженных
    На всей святой Руси.
    Страница: [ 1 ] 2

  9. Русская литература XIX века
    XIXвек- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые — появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.
    К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась новыми темами, жанрами, художественными образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.
    В Россииромантизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма
    Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.
    Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
    С некоторых пор вошло в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы — но никто не думал определить, что разумеет он под этим словом. ”Народность в писатели есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других она ли не существует или даже может показаться пороком”- так думал о народности А.С. Пушкин
    Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.
    В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.
    Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:
    Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.
    Наиболее решительно осудил заблуждения консервативной и реакционной критики В.Г.Белинский, увидевший в поэзии Пушкина переход к реализму, считающий вершинами “Бориса Годунова» и “Евгения Онегина”, отказавшийся от примитивного отождествления народности с простонародностью. Белинский недооценил прозу Пушкина, его сказки, он в целом, верно, очертил масштаб творчества писателя как средоточия литературных достижений и новаторских начинаний, определяющих дальнейшие пути развития русской литературы в XIX веке.
    В поэме Пушкина “Руслан и Людмила” ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина, а в поэмах “Бахчисарайский фонтан”, «Кавказский пленник” Пушкин переходит на позиции романтизма.
    Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы начала XIX столетия. Вместе с тем Пушкин стоит у истоков русской литературы, он — основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка.
    Гениальное творчество Толстого оказало огромное влияние на мировую литературу.
    В романах “Преступление и наказание”, “Идиот” Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров.
    Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя.
    Одним из писателей 30-х годов является Н.В.Гоголь. В произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки” ему отвратителен чиновничий мир и он, так же как и А.С.Пушкин погрузился в сказочный мир романтики. Созревая, как художник, Гоголь отказался от романтического жанра и переходит к реализму.
    Также к этому времени относится деятельность М.Ю.Лермонтова. Пафос его поэзии заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Истоки творчества Лермонтова связаны с культурой европейского и русского романтизма. В ранние годы он написал три драмы, отмеченные печатью романтизма.
    Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.
    К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.
    Изучив письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю мы видим, что оно направлено не только противообщественно-политических и нравственных проповедей Гоголя, но во многом и против его литературных суждений и оценок.
    В условиях пореформенной жизни общественная мысль России, находившая преимущественное выражение в литературе и критике, все настойчивее обращалась от настоящего к прошедшему и будущему, чтобы выявить законы и тенденции исторического развития.
    Русский реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные отличия от западноевропейского. В произведениях многих писателей-реалистов той поры появляются мотивы, предвещавшие и подготовившие тот сдвиг к революционной романтике и социалистическому реализму, который произойдет в начале XX века. С наибольшей яркостью и размахом расцвет русского реализма проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно романы и повести крупнейших русских художников той поры приобрели наибольший общественный резонанс в России и за рубежом. Романы и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского почти немедленно после своего выхода в свет получали отклик в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели и критики ощущали в русском романе тех лет связь конкретных явлений российской действительности с процессами развития всего человечества.
    Расцвет русского романа, стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русского реализма 1860-1870х годов.
    О смысле жизни, о совести, о справедливости размышляли герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова. В структуре нового реалистического романа и повести их гипотезы подтверждались или отвергались, их понятия, и представления о мире при столкновение с действительностью слишком часто развеивались как дым. Их романы должны расцениваться как настоящий подвиг художника. Для развития русского реализма много сделал своими романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена картина русской жизни на новом этапе освободительного движения. Последний роман Тургенева “Новь” был воспринят русской критикой. В те годы народничество являлось наиболее значительным явлением общественной жизни.
    Расцвет критического реализма проявился и в русской поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского критического реализма 60-80х годов становится творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.
    Заметную роль в литературе 80-х годов сыграли такие произведения, как “Мелочи жизни”, ”Пошехонская сатира”. С большим мастерством он воспроизвёл в них ужасные последствия крепостного быта и не менее ужасные картины нравственного падения пореформенной России. “Повесть о том, как мужик 2-х генералов прокормил» или “Дикий помещик”, посвящены важнейшим проблемам русской жизни, они проходили в печать с большими цензурными затруднениями.
    Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.
    Литература пореформенной России, достойно продолжавшая традиции критического реализма, была самой философской и социальной в Европе.
    Список литературы.
    1. История русской литературы XI-XX веков
    2. Учебник по русской литературе
    (Ю.М.Лотман)
    3. Великие русские писатели XIX века
    (К.В.Мочульский)
    4. Русская литература XIX века
    (М.Г.Зельдович)
    5. История русской литературы первой
    половины XIX века
    (А.И.Ревякин)
    6. История русской литературы XIXвека
    (С.М.Петрова)
    7. Из истории русского романа XIX века
    (Э.Г.Бабаев)
    Тест
    1. Н.В.Гоголь (1809-1852)
    а) повесть “Шинель”
    б) повесть “Вий”
    в) поэма “Ганц Кючульгартен”
    2. Ф.М.Достоевский (1821-1881)
    а) роман “Бесы”
    б) роман “Записки из мёртвого дома”
    в) роман “Игрок”
    г) роман “Подросток”
    3. В.А.Жуковский (1783-1852)
    а) баллада “Людмила”
    б) баллада “Светлана”
    4. А.С.Пушкин (1799-1837)
    а) поэма “Руслан и Людмила”
    б) драма “Борис Годунов”
    в) поэма “Домик в коломне”
    г) поэма “Гаврилиада”
    д) повесть “Кирджали”
    е) сказка “Жених”
    5. М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889)
    а) сказка “Баран-непомнящий”
    б) сказка “Коняга”
    в) сказка “Работник Емеля и пустой барабан”
    г) сказка “Самоотверженный заяц”
    д) роман “Господа Головлевы”
    6. М.Ю.Лермантов (1814-1841)
    а) поэма “Мцыри”
    б) драма “Маскарад”
    7. Л.Н.Толстой (1828-1910)
    а) роман “Анна Каренина”
    б) повесть “Поликушка”
    в) роман “Воскресение”
    План
    1. Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в литературе первой половины XIX века
    2. Развитие реалистических традиций в литературе
    пореформенной России.
    3. Тест
    Контрольная работа
    по культурологи
    Тема: Русская литература XIX века
    Студент: Голубовой Елены Александровны
    Преподаватель: Слесарев Юрий Васильевич
    Факультет : учётно-статистический
    Специальность: бух.учет, анализ и аудит
    Группа: дневная Личное дело: 06убд12865
    Дата отправки: 24.11.06г.
    Дата регистрации работы филиалом:
    Деканом:

  10. Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий — девятнадцатого и двадцатого — и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» ‘ — это середина прошлого пока, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х.
    В 40-е годы в русской поэзии имеют место значимые и принципиально важные явления. Так, в середине 40-х годов складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е годы начинает творить Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план, что подтверждает и внешняя картина литературной жизни: ограниченное количество выходящих поэтических сборников, скромное место, занимаемое поэзией в журналах. И причины нужно искать не только в произволе издателей или недостатке эстетического чутья у критиков — МОЖНО указать, например, на очень сдержанное отношение к поэзии во второй половине 40-х годов даже у Белинского. В литературе возобладали характерные прежде всего для прозы аналитические тенденции. Между тем предпринимаемая в самом конце 40-х годов таким чутким редактором и издателем, как Некрасов, попытка оживить интерес к поэзии представляется симптоматичной. В «Современнике» замышляется целая серия статей, посвященных поэтическим явлениям эпохи. В этих рамках написана и известная статья Некрасова «Русские второстепенные поэты».
    Все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х годов и который к середине 50-х годов обретает необычную стремительность. Поэзия снова получает нрава гражданства на страницах журналов, становится полнокровной, и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Лучшие критики снова много и заинтересованно пишут о ней: Чернышевский и Добролюбов, Дружинин и Боткин. Выходят и часто становятся подлинно выдающимися событиями литературной и общественной жизни поэтические сборники. Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 года. Появляются книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, Ап. Майкова и др. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии. Появляется немало новых поэтов: Случевскин, например, или Никитин. Происходит, однако, не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е годы. Может быть, наиболее характерна в этом смысле судьба такого поэта, как Тютчев, его как бы двойное возрождение: во-первых, внимание к самому его творчеству, уже существовавшему, возрождение его в читательском восприятии и, во-вторых, сама его необычайная творческая активность. Можно говорить н о своеобразном возрождении даже Некрасова, в копне 40-х годов переживавшего явный творческий кризис, мало или совсем (на протяжении 1849 года) не писавшего стихов н прямо заявлявшего, что он теперь стихов не пишет. С другой стороны, такой писатель, как Тургенев, создавший немало стихотворных произведений, в «прозаические» 40-е годы, полностью расстается со стихами в «поэтические» 50-е.
    Русская поэзия после Пушкина несла в себе противоборствующие начала, выражала возросшую сложность и противоречивость жизни. Отчетливо обозначаясь и поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и «чистое искусство». Когда мы говорим О двух поэтических лагерях, нужно иметь в виду большую пестроту и сложность отношений как внутри каждого из лагерей, так и в отношениях между ними, особенно если учитывать эволюцию общественной и литературной жизни, «Чистые» поэты писали гражданские стихи: от либерально-обличительных (Я. Полонский) до охранительных (Ап. Майков). Поэты-демократы испытывали определенное {и положительное тоже) влияние со стороны поэтов «чистого искусства»: Никитин, например, в своей лирике природы. Расцвет хатирической поэзии связан главным образом с демократическим движением. Тем не менее «чистое искусство» выдвинуло ряд крупных сатирических дарований: Н. Щербина и особенно А. К. Толстой, написавший немало сатирических произведений — как самостоятельных, так и в рамках коллективного авторства, создавшего знаменитого Козьму Пруткова. И все же в целом между поэтическими движениями проходи, достаточно четкий водораздел. В противостоянии и в противоборстве этих двух направлений часто заявляла о себе обострившаяся социальная борьба. Полюсы можно было бы, пожалуй, обозначить двумя именами: Некрасов и Фет. «Оба поэта начали писать почти одновременно, — констатировала критика, — оба пережили одни и те же фазисы общественной жизни, оба сделали себе имя в русской литературе… оба, наконец, отличаются далеко не дюжинным талантом, — и при всем том в поэтической деятельности каждого из них нет почти ни одного общего пункта».
    Чаще под школой Некрасова — и здесь речь идет именно о такой школе—имеют в виду поэтов 50 — 70-Х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических издании: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *