Сочинение на тему поэзия цветаевой

7 вариантов

  1. Замечательная русская поэтесса принадлежала к одной из самых интеллигентных семей, и это, естественно, наложило отпечаток на воспитание и формирование ее поэтического дара.
    В поэзию она вошла хрупкой и нежной девушкой. Мы знаем, что в двадцатые годы появилось много талантливых поэтов. На моей книжной полке рядом стоят томики стихов любимых поэтов : Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой , Марины Цветаевой … Читая их, я стараюсь понять авторов как личностей, представить то нелегкое время, когда они жили. Их произведения заставляют нас думать, размышлять, сопоставлять, а это, по-моему, самое главное для человека.
    Однажды мне посчастливилось услышать песню в исполнении моего одного из любимых артистов о любви :
    Мне нравится, что вы больны не мной,
    Мне нравится, что я больна не вами,
    Что никогда тяжелый шар земной
    Не уплывёт под нашими ногами ….
    Так великая поэтесса вошла в мою жизнь. Мною было прочитано много её стихов. Меня заинтересовала не только её поэзия, но и жизнь.
    В истории русской литературы М. Цветаева появилась как талантливая поэтесса. Для ее творчества характерны жизненная сила, потребность в духовной красоте.
    Своё появление на свет в тысяча восемьсот девяносто втором году позднее она описала несколькими строчками :
    Красною нитью
    Рябина зажглась.
    Падали листья,
    Я родилась….
    Итак, бесстрашная и безоглядная правдивость и искренность во всем были всю жизнь её радостью и горем, её крыльями, её волей и пленом, её небесами и преисподней ..
    Меня глубоко взволновало самое первое её красноречивое стихотворение «Молитва».
    Чтоб был легендой день вчерашний,
    Чтоб был безумным каждый день !
    Какой удивительной вдохновенной силы и любви исполнена лирическая героиня !
    Прочитав эти строки, я понял , что встреча с поэтессой – огромная радость для меня. В сердце Марины Цветаевой горит «душевный и творческий костер любви к людям, к жизни, к природе».
    Самые радостные события в жизни поэтессы – это свадьба в тысяча девятьсот двенадцатом году и рождение дочурки Али. Новый поток душевных сил выливается в прекрасные стихи, посвященные мужу, Сергею Эфрону :
    Я с вызовом ношу это кольцо!
    Да, в вечности -жена ,
    не на бумаге …..
    С весны тысяча семнадцатого года для Марины Цветаевой наступил трудный период. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было себе позволить жить тем, чем хотелось, отступали всё дальше, в прошлое .
    Начинаются её хождения по мукам : рождение второй дочери ( впоследствии она умирает от истощения ), разлука с любимым мужем.
    Тяжелое события в жизни поэтессы не сломали её. Никогда не писала Марина Цветаева так вдохновенно, напряженно и разнообразно.
    С тысяча девятьсот семнадцатого по тысяча девятьсот двадцатых годов она успела создать больше трёхсот стихотворений, поэму- сказку «Царь – Девица»,шесть романтических пьес. В этот же период в лирике Марины Цветаевой появились стихи о высоком предназначении и долге поэта.
    В черном небе слова начертаны,
    И ослепшие глаза прекрасные ..
    И не страшно нам ложе смертное,
    И не сладко нам ложе страстное.
    Суровая человеческая верность, дружба, преданность, аскетизм творческого самосожжения – главные темы поэзии М. Цветаевой. В тысяча девятьсот двадцать первом году её стихотворение стало «классикой» и широко известно.
    На смерть А. Блока откликнулась в августе и ноябре тысяча девятьсот двадцать первого года торжественным реквиемом, в котором хотела передать скорбь всей России :
    Не свой любовный произвол
    Пою – своей отчизны рану..
    Стихи продолжали рваться из души поэтессы. В них звучали тоска и боль расставания с исстрадавшейся родиной. В них она предстала как бы святой мученицей.
    Наступили долгие годы разлуки М. Цветаевой с родиной. Пребывание в Праге поэтессе доставляло только радость. Жизнь в чешских деревнях позволила ей глубже познать людей, природу и ярко выразить свои мысли в стихах.
    Много лет провела Цветаева далеко от родины, за границей, но в её сердце не переставала жить любовь в родному краю, родной земле.
    Все-таки волею судьбы она вернулась на родину и, казалось, была счастлива. Но это продолжалось недолго. Вскоре арестовали её мужа и дочь. Она осталась с сыном. В этот самый момент Марина Цветаева была доведена до отчаяния, ей не хотелось жить, так как не могла понять, в чем смысл её существования. Дальнейшая жизнь ей казалась бесперспективной… и она добровольно ушла из жизни, оставив нам свои изумительные по содержанию стихотворения. Сколь бы ни была трагичной судьба талантливой поэтессы, она прекрасна.
    Марина Цветаева отдала нам самое большое, что у неё было – свои мысли, чувства, сердцем прожитые дни жизни. Её поэзия помогает нам отвечать на многие жизненные вопросы, помогает находить друзей,
    единомышленников, учит нас проникновению в самые сокровенные стороны духовной жизни человека.

  2. Сочинение на тему: “Творческий путь Марины Цветаевой”.
    Марина Ивановна Цветаева – одна из самых известных русских поэтесс. Ее вклад в русскую культуру поистине значительный, ведь она писала не только стихи, но и прозу, освоив множество разных жанров. Поэзия Цветаевой неразрывно связана с прозой, ей присуще особенное звучание. Она писала, что проза поэта отличается от прозы прозаика. И действительно, в тексте писательницы важным всегда был не только идейный замысел, но и ритмичность, гармоничное звучание. Цветаева в прозе всегда подробно изъяснялась, пыталась как можно доходчивее объяснить свою мысль, смакуя ее в разных вариациях. И если поэзия Цветаевой отличается особой лаконичностью, то ее проза более емкая и не менее художественно ценная.
    Стихи Марина Цветаева начала сочинять совсем еще девочкой – в шестилетнем возрасте! По-настоящему ее творческий путь начался в шестнадцать лет, когда Марине помогли опубликовать ее первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». В детской, на первый взгляд, книге, литературные критики и известные писатели увидели будущего мастера слова. Первые стихотворения еще полны чистоты и правдивости, они отражают наблюдения юной поэтессы. В них Марина обращается к самым близким – сестре и матери, радуется жизни, рассуждает о смерти, переживает любовь.
    Спустя два года выходит в свет второй сборник поэтессы – «Волшебный фонарь». Все произведения, написанные в нежном возрасте, отличаются особым видением мира, романтизмом. В них автор наблюдает за кипящей вокруг жизнью, стремясь запечатлеть ее мгновения.
    В последующие несколько лет Цветаева находится в поиске себя как поэта.
    Произведения этого периода объединены в сборник «Юношеские стихотворения», который не печатался. Появляется много нового в стихах. Автор обращает внимание на мелкие детали, которые не замечала раньше, экспериментирует с художественными приемами, прибегая то к различным переносам, то к паузам. Она играет с ударениями и тем самым усиливает экспрессию стихотворений, создает особую интонацию.
    В годы перед революцией творчество Цветаевой приобретает новые черты. События в стране отражаются на ее стихотворениях, в них появляется мотив любви к родной России, тема поэта и фольклорные мотивы. В это время подрастает дочь поэтессы, которая становится для нее лучиком света, настоящей гордостью. Об этом Цветаева также пишет, но ее мечтам о великом будущем дочери не суждено было сбыться – война и лагеря уничтожили все надежды.
    Ранее не писавшая на политические темы Цветаева в этот период показала свое отношение к революции, которую не сумела понять и принять. В 1917-1920 гг. выходит сборник «Лебединый стан». Поэтесса показывает, что способна писать не только об интимном: религия, родина, белогвардейцы – вот о чем теперь пишет автор. Война болью отозвалась в сердце Цветаевой: «больно всем – и белым, и красным!».
    Спокойную, мирную жизнь поэтессы разрушили, и она вынуждена была существовать, пытаясь спасти своих детей. В это время ее произведения становятся похожими на личный дневник, в котором записаны глубокие переживания. И когда в жизни Цветаевой случается непоправимое – от голода погибает ее младшая доченька, крик своей души эта женщина-поэт облачает в стих-исповедь:
    «Две руки – ласкать, разглаживать
    Нежные головки пышные.
    Две руки – и вот одна из них
    За ночь оказалась лишняя».
    Дальше поэтессу ждала жизнь в эмиграции. И хоть позже она все же возвратилась на родину, ни дочери, ни мужа она уже не увидела – их необоснованно обвинили и арестовали. В эти годы поэзия Цветаевой становится еще глубже, приобретает философские и психологические черты. Последняя опубликованная при жизни автора книга – «После России» (1928) – была напечатана во Франции. Этот сборник считают пиком творчества Цветаевой. Кажется, что чем тяжелее становилась ее внешняя жизнь, тем сильнее становился ее внутренний мир и экспрессивнее стихотворения.
    Накануне Второй мировой войны поэтесса возвращается на родину, но злосчастная война опять отбирает у нее родные земли, и в 1941 году Марина Цветаева решает уйти из жизни, даже это решение запечатлев в своих стихах: «Мне -совестно, что я еще жива».
    Следующая >

  3. Поэзия

    Марины
    Ивановны Цветаевой.

    (реферат)
    Работу
    выполнил:
    ученик
    11 В класса
    Овсянников
    Максим
    Проверил:
    Килин
    Н. Е.
    г. Барнаул
    2002

    Содержание:
    Введение………………………………………………..3
    Биография………………………………………………4
    Особенности
    творчества
    поэта………………………..8
    Анализ
    стихотворения……………………………….10
    Использованная
    литература…………………………11
    2
    Биография.
    Марина
    родилась 26 сентября
    1892 года, в полночь
    с субботы на
    воскресенье,
    на Иоанна Богослова,
    почти в самом
    центре Москвы,
    в
    тихом
    Трехпрудном
    переулке, в
    небольшом
    уютном доме,
    похожем
    на
    городскую
    усадьбу фамусовских
    времён.
    Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья.
    Я родилась.
    Спорили сотни
    Колоколов.
    День был
    субботний:
    Иоанн Богослов.
    Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
    Горькую кисть.
    (“Красною
    кистью…”)
    Как
    многие поэты,
    Цветаева охотно
    верила указующим
    “знакам
    судьбы”.
    Полночь, листопад,
    суббота – она
    прочитала этот
    гороскоп легко
    и
    отчётливо.
    Рябина навсегда
    вошла в геральдику
    её поэзии. Пылающая
    и
    горькая, на
    излёте осени,
    в преддверии
    зимы, она стала
    символом судьбы,
    тоже
    переходной
    и горькой, пылающей
    творчеством
    и постоянно
    грозив-
    шей
    зимой забвения.
    Марина
    Ивановна Цветаева
    по происхождению,
    семейным связям,
    воспитанию
    принадлежала
    к трудовой
    научно-художественной
    интел-
    лигенции.
    Родители были
    высокообразованными,
    начитанными
    людьми,
    бегло
    говорили на
    французском,
    немецком и
    итальянском.
    Отец Марины

    известный
    филолог и
    искусствовед,
    профессор
    Московского
    университета,
    директор
    Румянцевского
    Музея и основатель
    музея изящных
    искусств.
    Мать
    – из обрусевшей
    польско-немецкой
    семьи, натура
    художественно
    одарённая,
    музыкантша,
    ученица Рубинштейна.
    Атмосфера
    профессорской
    семьи,
    искусства,
    высокой культуры,
    учение в частных
    пансионах и
    гимназиях,
    слушание в
    Сорбонне курса
    истории старофранцузской
    литературы.
    Всё это, несомненно,
    сказалось на
    формировании
    личности
    и
    характера
    Цветаевой. И
    если влияние
    отца, Ивана
    Владимировича,
    до
    поры до времени
    оставалось
    скрытым, подспудным,
    то мать, Мария
    Александровна,
    страстно и
    бурно занималась
    воспитанием
    детей до самой
    4
    своей
    ранней смерти
    (в 1906 году) и, по
    словам дочери,
    успела оказать
    на
    неё “главенствующее
    влияние”: “После
    такой матери
    мне осталось
    только
    одно: стать
    поэтом”.
    Стихи
    Цветаева начала
    писать с шести
    лет (не только
    по-русски, но
    и
    по-французски
    и по-немецки).
    Конечно, в годы
    после смерти
    матери она
    обратилась
    к поэзии за
    утешением. Её
    первый опубликованный
    сборник,
    “Вечерний
    альбом”, появился
    осенью 1910 года.
    Гимназисткой
    седьмого класса,
    никому ничего
    не сказав, она
    просто “снесла
    стихи в типографию”,
    выбрала
    обложку для
    книги и заплатила
    деньги. Когда
    она была напечатана,
    юная
    поэтесса свезла
    все 500 экземпляров
    в магазин и
    “успокоилась”.
    Сборник
    не затерялся
    в потоке стихотворных
    новинок, затоплявшем
    тогда
    прилавки
    книжных магазинов.
    Его заметили
    и одобрили
    такие влиятельные
    и
    взыскательные
    критики, как
    Валерий Брюсов,
    Максимилиан
    Волошин, Николай
    Гумилёв. Были
    и другие сочувственные
    отзывы. “Несомненно
    талантливая
    Марина Цветаева
    может дать нам
    настоящую
    поэзию интимной
    жизни и может,
    при той лёгкости,
    с какой она,
    как кажется,
    пишет стихи,
    растратить
    всё своё дарование
    на не нужные,
    хотя бы и изящ-
    ные,
    безделушки”.
    Стихи
    “Вечернего
    альбома” (написанные
    между 1908 и 1910 годами)
    не
    равны по своим
    достоинствам.
    Большинство
    из них романтизируют
    детство Цветаевой
    и оплакивают
    его потерю.
    За
    “Вечерним
    альбомом” двумя
    годами позже
    последовал
    второй сборник
    Цветаевой
    “Волшебный
    фонарь” под
    маркой издательства
    “Оле-Лукойе”,
    домашнего
    предприятия
    Сергея Эфрона,
    друга юности
    Цветаевой,
    за
    которого она
    в 1912 году вышла
    замуж.
    Жизнелюбие
    Марины воплощалось,
    прежде всего,
    в любви к России
    и
    к
    русской речи.
    Цветаева очень
    сильно любила
    свой город, в
    котором родилась,
    Москве она
    посветила много
    стихов:
    Над городом,
    отвергнутым
    Петром,
    Перекатился
    колокольный
    гром.
    Гремучий
    опрокинулся
    прибой
    Над женщиной,
    отвергнутой
    тобой.
    Царю Петру
    и Вам, о царь,
    хвала!
    Но выше вас,
    цари: колокола.
    Пока они
    гремят из синевы-
    Неоспоримо
    первенство
    Москвы.
    5
    И целых сорок
    сороков церквей
    Смеются над
    гордынею царей!
    Литературная
    деятельность
    Цветаевой в
    том, что многие
    из своих
    стихов
    она посвящает
    поэтам- современникам:
    Ахматовой,
    Блоку, Маяковскому.
    …Мы коронованы
    тем, что одну
    с тобой
    Мы землю
    топчем, что
    небо над нами-
    то же!
    И тот, кто
    ранен смертельной
    твоей судьбой,
    Уже бессмертным
    на смертное
    сходит ложе.
    В певучем
    граде моем
    купола горят,
    И Спаса светлого
    славит слепец
    бродячий…
    И я дарю тебе
    свой колокольный
    град,
    Ахматова
    – и сердце своё
    в придачу.
    3
    июля 1916 (Ахматовой).
    А
    также Блоку:
    Зверю – берлога,
    Страннику
    – дорога,
    Мертвому
    – дроги.
    Каждому –
    свое.
    Женщине –
    лукавить,
    Царю – править,
    Мне – славить
    Имя твое.
    Марина
    писала не только
    стихи, но и прозу.
    Её проза тесно
    связана с
    поэзией.
    В ней, как и в
    стихах, важен
    был не только
    смысл, но и звучание,
    ритмика
    частей. Одна
    из её прозаических
    работ посвящена
    Пушкину.
    Марина
    пишет, как она
    впервые познакомилась
    с Александром
    Сергеевичем
    и что о нем узнала
    сначала. Пушкин
    был её первым
    поэтом,
    он
    “заразил”
    Цветаеву словом
    “любовь”. Ему
    она также посвятила
    множество
    стихов.
    Бич жандармов,
    Бог студентов,
    Желчь мужей,
    услада жен,
    Пушкин – в
    роли монумента?
    Гостя каменного?
    – он.
    6
    Когда
    1917 году совершилась
    Октябрьская
    революция,
    правительство
    стало единственным
    владельцем
    и распределителем
    товаров, введя
    в употребление
    продовольственные
    карточки, мобилизовав
    всех на защиту
    революции.
    Только рабочие
    или известные
    интеллигенты
    и художники
    имели
    право на них.
    Интеллигенты
    же, подобные
    Цветаевой,
    часто ходили
    без
    пищи и тепла,
    продавая книги
    и меняя вещи
    на еду и дрова.
    Марине
    не к кому было
    обратиться
    за поддержкой.
    Младшая сестра
    Аля
    осталась на
    юге; её сводные
    брат и сестра
    Андрей и Валерия
    жили в
    Москве,
    но она совершенно
    потеряла с ними
    связь. Самым
    мучительным
    было
    отсутствие
    известий от
    Эфрона,(он был
    белым офицером).
    Абсолютно
    одна
    Цветаева должна
    была обеспечивать
    семью едой,
    дровами и одеждой.
    Она
    изрубила мебель,
    чтобы отапливать
    комнаты, продала
    все, что только
    могла,
    принимала еду
    и одежду от
    друзей и соседей.
    В
    феврале 1920 года
    умерла отданная
    в приют младшая
    дочь Цветаевой
    Ирина.
    После
    её смерти Марина
    добилась получения
    продовольственных
    карточек
    для себя и Али
    (её старшая
    дочь), что дало
    ей возможность
    посвятить
    больше времени
    творчеству.
    В неистовстве
    она писала
    множество
    стихов, хотя
    опубликованы
    были лишь некоторые.
    Позже она
    сгруппировала
    их в два сборника
    “Версты I”
    и “Версты II”.
    Навеянные
    предчувствием
    поражения
    белых, они оплакивают
    обе армии: Белую
    и
    Красную.
    В
    литературном
    отношении
    Цветаева по-
    прежнему держалась
    особняком. В
    мае 1922 года Цветаева
    с Алей уезжает
    за границу к
    мужу.
    За
    рубежом она
    жила сначала
    в Берлине, потом
    три года в Праге;
    в ноябре 1925 года
    она перебралась
    в Париж. Жизнь
    была эмигрантская,
    трудная, нищая.
    Приходилось
    жить в пригороде,
    так как в столице
    было не по средствам.
    В
    1939 году Цветаева
    восстанавливает
    своё советское
    гражданство
    и
    возвращается
    на родину. Она
    мечтала вернуться
    в Россию “желанным
    и
    жданным
    гостем”. Но так
    не получилось.
    Личные её
    обстоятельства
    сложились
    плохо: муж и
    дочь подвергались
    необоснованным
    репрессиям.
    Цветаева
    поселилась
    в Москве, готовила
    сборник стихотворений.
    Но тут грянула
    война. Превратности
    эвакуации
    забросили
    Цветаеву сначала
    в Чистополь,
    а затем в Елабугу.
    Тут-то её и настигло
    одиночество,
    о котором она
    с таким глубоким
    чувством сказала
    в своих стихах.
    Измученная,
    потерявшая
    веру, 31 августа
    1941 года Марина
    Ивановна Цветаева
    покон-
    чила
    жизнь самоубийством.
    Могила её затерялась.
    Долго пришлось
    ожидать
    исполнения
    юношеского
    пророчества,
    что её стихам,
    “как драгоценным
    винам,
    настанет свой
    черед”.
    7
    Особенности
    творчества
    поэта.

    Самое
    несомненное
    в зрелом творчестве
    Марины Цветаевой
    – её неугасимая
    ненависть к
    “бархатной
    сытости” и
    всякой пошлости.
    В дальнейшем
    творчестве
    поэтессы все
    более крепнут
    сатирические
    ноты. В то же
    время
    в
    Цветаевой все
    более растёт
    и укрепляется
    живой интерес
    к тому, что
    происходит
    на покинутой
    Родине. “Родина
    не есть условность
    территории,
    а
    принадлежность
    памяти и крови,
    – писала она. –
    Не быть в России,
    забыть
    Россию
    – может бояться
    только тот, кто
    Россию мыслит
    вне себя. В ком
    она
    Внутри
    – тот теряет её
    лишь вместе
    с жизнью.
    Личная
    драма поэтессы
    переплеталась
    с трагедией
    века. Она увидела
    звериный
    оскал фашизма
    и успела проклясть
    его. Последнее,
    что Цветаева
    написала
    в эмиграции,
    – цикл гневных
    антифашистских
    стихов о растоптан-
    ной
    Чехословакии,
    которую она
    нежно и преданно
    любила. Это
    поистине
    плач
    “гнева и любви”,
    Марина теряла
    уже надежду
    – спасительную
    веру в
    жизнь.
    Эти стихи её
    – как крик живой,
    но истерзанной
    души:
    О, чёрная
    гора,
    Затягившая
    весь свет!
    Пора – пора
    – пора
    Творцу вернуть
    билет.
    Отказываюсь
    – быть
    В Бедламе
    нелюдей
    Отказываюсь
    – жить
    С волками
    площадей.
    На
    этой ноте последнего
    отчаяния оборвалось
    творчество
    Цветаевой.
    Дальше
    осталось просто
    человеческое
    существование.
    И того – в обрез.
    Марину
    Цветаеву – поэта
    – не спутаешь
    ни с кем другим.
    Её
    стихи
    можно безошибочно
    узнать по особому
    распеву, не
    общей
    интонации.
    С юношеских
    лет уже начала
    сказываться
    особая цветаевская
    хватка
    в обращении
    со стихотворным
    словом, стремление
    к афористи –
    ческой чёткости
    и завершённости.
    Подкупала также
    конкретность
    этой
    лирики.
    Марина
    Цветаева – большой
    поэт, и вклад
    её в культуру
    русского
    стиха
    ХХ века значителен.
    Наследие поэтессы
    велико и трудно
    обозримо.
    Среди
    созданного
    ею, кроме лирики
    – 17 поэм, 8 стихотворных
    драм, авто –
    Биографическая,
    мемуарная,
    историка –
    литературная
    проза.
    Марину
    Ивановну не
    впишешь в рамки
    литературного
    течения,
    границы
    исторического
    отрезка. Она
    необычайно
    своеобразна,
    трудно –
    охватимо
    и всегда стоит
    особняком.
    “Цветаева
    – звезда первой
    величины. Кощунство
    кощунств отно

    8
    ситься
    к звезде как
    к источнику
    света, энергии
    или источнику
    полезных
    ископаемых.
    Звёзды – это
    всколыхающая
    духовный мир
    человека тревога,
    импульс
    и очищение
    раздумий о
    бесконечности,
    которая нам
    непостижима…”
    – так отозвался
    о творчестве
    Цветаевой поэт
    Латвии
    О.
    Вициетис. Время
    увидело Марину
    Цветаеву, признало
    её нужной и
    позвало.
    Она пришла
    уверенно, её
    позвал её час,
    её настоящий
    час. Теперь
    видно – в чём и
    насколько она
    была впереди.
    9
    Анализ
    стихотворения.

    В
    стихотворении
    “Молитва”,
    написанном
    в день семнадцатилетия
    Марины,
    26 сентября 1909
    года, из этого
    же альбома
    (“Вечерний
    альбом”)
    уже
    глухо звучит
    нота трагизма,
    в целом не
    характерная
    для данного
    сборника
    детски простодушных
    и наивно-светлых
    стихов.
    Христос и
    бог! Я жажду
    чуда
    Теперь, сейчас,
    в начале дня!
    О, дай мне
    умереть, покуда
    Вся жизнь
    как книга для
    меня.
    Ты мудрый,
    ты не скажешь
    строго:
    “Терпи, ещё
    не кончен срок”.
    Ты сам мне
    подал слишком
    много!
    Я жажду сразу
    всех дорог!
    Люблю и крест,
    и шёлк, и краски,
    Моя душа
    мгновенный
    след…
    Ты дал мне
    детство – лучше
    сказки
    И дай мне
    смерть в семнадцать
    лет!
    Стихи
    Марины Цветаевой
    были очень
    незрелы, но
    подкупали
    талантливостью,
    известным
    своеобразием
    и непосредственностью.
    На этом
    сошлись
    все рецензенты.
    Брюсов писал,
    что “стихи
    Марины Цветаевой…
    всегда
    отправляют
    от какого-нибудь
    реального
    факта, от чего-нибудь
    действительно
    пережитого”.
    Критик особенно
    похвалил Цветаеву
    за то, что она
    безбоязненно
    вводит в поэзию
    “повседневность”,
    “непосредственные
    черты жизни”,
    предостерегая
    её, впрочем, от
    опасности
    впасть в домаш-ность”
    и разменять
    свои темы на
    “малые пустяки”:
    “Несомненно,
    талантливая
    Марина Цветаева
    может дать нам
    настоящую
    поэзию интим
    – ной жизни и
    может, при той
    лёгкости, с
    какой она, как
    кажется, пишет
    стихи, растратить
    всё своё дарование
    на ненужные,
    хотя бы и изящные,
    безделушки”.
    10

  4. Творческий облик М. И. Цветаевой необычайно многогранен: перед читателем предстает самобытный поэт и неожиданный прозаик, оригинальный драматург и тонкий мемуарист, исследователь литературы и глубокий, парадоксальный мыслитель. Поэтесса — яркая индивидуальность. Сама Цветаева писала: “Большим поэтом может быть всякий — большой поэт. Для большого поэта достаточно большого поэтического дара. Для великого самого большого дара — мало, нужен равноценный дар личности: ума, души, воли и устремление этого целого к определенной цели, то есть устроение этого целого”.
    В Цветаевой в полной мере отразились все перечисленные ею черты личности, определяющие большой дар: пытливый ум, постоянно осваивающий все новые высоты, страстное, “безмерное” сердце, отзывающееся на любое впечатление бытия, неутолимая потребность любить, жадный, никогда не угасавший интерес к жизни и людям, глубинное понимание исторических судеб России и мира.
    У каждого настоящего, мыслящего поэта — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Ахматовой — в творчестве обязательно отражаются его раздумья о назначении поэта и поэзии. Мысль Цветаевой также сосредоточена на постижении своей роли, своего места в литературе. По мере роста и созревания ее поэтического таланта растет и драматическое ощущение себя в мире, выраженное, например, в раннем стихотворении:
    Захлебываясь от тоски,
    Иду одна, без всякой мысли,
    И опустились и повисли
    Две тоненьких моих руки.
    Еще в юные годы из отношения к Пушкину и его творчеству у нее выкристаллизовалась та система ценностей и миропонимания, которая так ярко проявилась в творчестве: “…я поделила мир на поэта — и всех, и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались”.
    В стихотворениях, посвященных этой теме, образ лирической героини будто растворяется, уходит из поэзии, и стихи обретают по-пушкински личностную, авторскую интонацию. Цветаева смело поэтически обыгрывает даже собственное имя — “Кто создан из камня, кто создан из глины…”.
    В исповедальном, вполне автобиографическом стихотворении “У первой бабки — четыре сына…” она именно о себе, причудливо совмещающей противоположности, восклицает:
    Обеим бабкам я вышла внучка:
    Чернорабочий и белоручка!
    В этих строках — не просто осознание противоречивости своего характера, в них Цветаева как никто другой ощущает амбивалентность творчества — горения и черновой работы.
    Цветаеву не прельщает только лишь земной путь “в поте пишущего” и “в поте пащущего”, потому что труд поэта она рассматривает как служение, исполненное высочайшего смысла, озаренное божественным огнем:
    Нам знакомо иное рвение:
    Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
    Дуновение — вдохновение!
    Цветаева элегически замечает: “Стихи растут, как звезды и как розы!”, но элегичность у поэтессы — редкий и обманчивый гость. Стихотворение “Знаю, умру на заре! На которой из двух…” завершается немыслимой у других поэтов строкой:
    Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
    В этих словах — сущность Цветаевой: она всю себя, до самых потаенных глубин отдала поэзии.
    Марина Цветаева, безусловно, верила в свой талант, но понимала, что для достижения успеха талант необходимо умножить на упорный труд. Цикл “Стол” — ода поэтессы поэтической работе: “Мой письменный вьючный мул”. Неистребимое прилежание Цветаева готова поставить себе в заслугу и не без гордости оглядывает созданное тяжелым трудом поэта, уподобленным труду землепашца:
    Ты — стоя, в упор, я — спину
    Согнувши — пиши! пиши! —
    Которую десятину
    Вспахали, версту — прошли,
    Покрыли: письмом — красивей
    Не сыщешь в державе всей!
    Не меньше, чем пол-России
    Покрыто рукою сей!
    Цветаева взяла себе за правило, что “каждой строчки сегодня — последний срок”, любила слово “ремесло” и считала труд лучшим учителем. Можно только догадываться, какой ценой достигнута та виртуозная легкость и монолитность стихотворений, которые поражают читателя.
    В поэте Цветаевой всегда были дороги мужество преодоления, упорство труда, преданность своему ремеслу и призванию. Цветаева пишет: “Нет, надо писать стихи.
    Нельзя дать ни жизни, ни эмиграции… этого торжества: заставить поэта обойтись без стихов… Вам (нам) дано в руки что-то, чего мы не вправе ни выронить, ни переложить в другие руки (которых — нет)…”
    Песенное ремесло для поэтессы, по словам К. Павловой, — “святое ремесло”. До самого конца не покидала Цветаеву убежденность в значимости поэтического слова. “Милый не вечен, но вечен — Мир. Не понапрасну служим”, — писала она. Сознание этого “не понапрасну служим” поддерживало поэтессу в ту пору, когда приходилось отвоевывать “у жизни, как она есть” духовное пространство для творчества. Поэт, по Цветаевой, воплощает в себе черты Воина и Защитника, стоящего на страже подлинных ценностей. В поисках истины, за ее познание он платит своим сердцем, своей жизнью:
    Дано мне отплытье
    Марии Стюарт…
    Цветаева была убеждена, что ее диалог с читателем не будет прерван. Она верила, что когда-то “в нужный срок” каждое ее слово отзовется в сердцах других. Как она и предвидела, настал ее час, наступил “свой черед” ее стихам:
    На трудных тропах бытия
    Мой спутник — молодость моя.
    Бегут, как дети по бокам,
    Ум с глупостью, в середке — сам.
    А впереди — крылатый взмах:
    Любовь на золотых крылах.
    А этот шелест за спиной —
    То поступь Вечности за мной.
    Наследуя от художников минувших эпох ответственное отношение к слову, Цветаева и в своих читателях хочет видеть то же уважение и понимание высокой миссии слова. Она убеждена: не прихотью “изменчивой моды”, не тщеславным желанием повторить, что “на устах у всех”, должно диктоваться обращение к поэту. Только готовность к познанию, к нелегкой душевной работе обусловит ту настоящую творческую радость, которую ощутит вдумчивый читатель.
    Живя в сложное время, Цветаева во главу своей жизни поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, многие бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Стихотворчество для Цветаевой — образ жизни, без него она просто не мыслила своего существования. Она писала много, в любом состоянии души. Поэтесса не раз признавалась, что стихи ее “сами пишутся”, что они “растут, как звезды и как розы”, “льются настоящим потоком”.
    Сравнение с потоком как нельзя более подходит к творчеству Цветаевой, потому что неудержимую магию ее стихотворений невозможно заковать ни в какие границы. Магией поэтессы ее устремления, порывы чувств и мыслей словно воплощаются в стихах, которые, отделяясь от ее творящего духа, обретают жизнь и свободу. Мы почти ощутимо видим и слышим, как они летят
    По нагориям,
    По восхолмиям,
    Вместе с зорями,
    С колокольнями…
    Вчитываясь в стихотворения Цветаевой, начинаешь понимать, что она воспринимала поэзию как живое существо, как возлюбленного: она была с ней на равных и, следуя закону Любви, отдавала всю себя без остатка, и чем больше отдавала, тем больше получала взамен. Эта священная любовь к поэзии требовала от Цветаевой всегда оставаться самой собой, быть беспощадно честной в суде над своими мыслями и чувствами.
    Тому, кто обладает поэтическим, пророческим голосом, “долг повелевает — петь”. Поэтическое призвание для Цветаевой — “как плеть”, а тех, кто не способен петь, она называет счастливцами и счастливицами. И в этом она абсолютно искренна, потому что каждый настоящий поэт в своих стихотворениях жертвенно проживает мучительные состояния, соблазны, искушения ради того, чтобы читатели учились жизни, опираясь на их духовный опыт.

  5. Идешь, на меня похожий,
    Глаза устремляя вниз.
    Я их опускала — тоже!
    Прохожий, остановись!
    М. Цветаева
    В этих строках удивительного, неповторимого, яркого поэта Марины Цветаевой — страстное обращение ко всем нам, призыв остановиться, вслушаться, вдуматься, понять… Понять смысл ее стихов, в которых заключен смысл всей жизни поэтессы. Понять саму сложную, противоречивую, трепетную душу Марины Цветаевой. Она не писала стихи — она просто открывала перед нами свое сердце. И из него лились пламенные слова, которые складывались в строки, звучали и продолжают звучать неповторимой музыкой где-то внутри нас, пронизывая все существо, заставляя забыть обо всем, полностью погрузиться в это чудо, в волшебство поэзии Цветаевой, до остатка раствориться в нем. Да и невозможно иначе воспринимать ее лирику.
    Стихотворения этой великой поэтессы нельзя читать между делом, бездумно скользя отсутствующим взглядом по страницам. Ее поэзия требует вдумчивого, углубленного постижения, усилия мысли; поэзия Цветаевой доступна только тем, кто способен воспринимать ее и умом, и сердцем. “Что есть чтение, — говорила сама поэтесса, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение — прежде всего — сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая”.
    Поэзия Марины Цветаевой — настоящий клад, уникальная жемчужина, отблеск огня, который все эти годы не перестает пылать и не умаляет своей стихийной силы. Трудно выбрать в этом бесконечном потоке пламенного чувства одно — самое любимое стихотворение. Каждое из них — неповторимо, бесценно, непохоже на все остальные. Все произведения поэтессы связаны одним, как мне кажется, самым главным: во всех стихотворениях Цветаевой — она сама, ее сложная трагическая судьба, ее живая душа. Хочу остановиться на стихотворении “Идешь, на меня похожий…”, потому что в нем мне слышится и обращение писательницы к нам, и желание донести до нас смысл всего ее существования, открыть сущность ее души и ее жизни. Поэтесса часто писала о смерти, в том числе — о собственной. Она предвидела ее, принимала как что-то неизбежное и желанное. Именно так, потому что она чувствовала невозможность дальнейшей жизни в этом жестоком, несправедливом мире. Она способна была видеть многое, что не дано было увидеть другим. И эта способность становилась для нее все более мучительной. Да, судьба Марины Цветаевой была трагична. Но сама она всегда говорила, что “глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья!”. И только страдая, можно наполнить свои стихи таким словом, таким чувством, какими наполнены произведения этой неповторимой поэтессы. И все же страдания не умаляли жизнелюбия Цветаевой. Она вовсе не была настолько “дикой”, “одинокой”, “нелюдимой”, как принято ее считать. Она любила жизнь, любила людей, стремилась к общению с ними. Именно это и хочет сказать поэтесса в своем стихотворении. Она приглашает нас в поля своей души:
    Прочти — слепоты куриной
    И маков набрав букет,
    Что звали меня Мариной
    И сколько мне было лет.
    Эти цветы, эти маки, на мой взгляд, и есть стихи Цветаевой, прочитав которые, вдохнув их аромат, мы становимся ближе к ней самой, начинаем отчетливо видеть перед собой образ живой, юной, веселой поэтессы. Кто-то, возможно, скажет, что этот образ не согласуется с трагедией Цветаевой, с ее сложной жизнью, наполненной горем и страданиями, с ее трагической гибелью, которую она предвидела и предчувствовала с самых юных лет. Но в этом несовпадении и есть вся Цветаева, о которой Ариадна Эфрон сказала: “Цельность ее характера, целостность ее человеческой личности была замешена на противоречиях; ей была присуща двоякость (но отнюдь не двойственность) восприятия и самовыражения; чувств (из жарчайшей глубины души) и — взгляда (чувства же, людей, события), взгляда до такой степени со стороны, что — как бы с иной планеты”. Или “из-под земли”. И все же, обращается к нам поэтесса,
    Не думай, что здесь — могила.
    Что я появилась, грозя…
    Она стремится открыть нам саму себя, хочет помочь нам понять ее чувства, ее стремления, желания. Призывает не грустить, не пугаться, а приобщиться к ее миру. Почувствовать, что загадочная, таинственная, трагическая Марина Цветаева на самом деле такая же, как мы с вами, ей присущи те же мечты, мысли, чувства, что и нам:
    Я слишком сама любила
    Смеяться, когда нельзя!
    Да, она любила жизнь. Она не боялась идти наперекор миру — лишь бы не потерять себя. В ее сердце горел огонь желаний, огонь молодости, которой свойственны оптимизм, веселье, вера в себя и свое будущее.
    И кровь приливала к коже,
    И кудри мои вились…
    Я тоже была, прохожий!
    Прохожий, остановись!
    Но — нет! Она не “была”. Она есть, она жива и она будет жить всегда — жить в своих стихах, жить в наших сердцах, в памяти всего русского народа. Ведь в стихотворениях Цветаевой не только ее жизнь — жизнь отдельного человека. В них — и наша история, и наша судьба. Поэтесса очень любила свою родину, немало стихов — искренних, пламенных, восторженных и нежных посвятила родным местам. Она чувствовала себя частицей Русской земли. И почти в каждом ее стихотворении присутствует образ — образ родины, горячо любимой отчизны. А где еще мы можем остановиться и нарвать букет куриной слепоты и маков, как не в русском поле. И где еще, вслед за “стеблем диким” сможем собрать сочных ягод земляники и насладиться этой земляникой, которой “крупнее и слаще нет”. Именно эти образы, что так дороги сердцу Цветаевой, и наполняют ее произведения каким-то неповторимым светом. Перед этими образами Русской земли, русской природы невольно отступают тревожные мысли, отступают грусть, печаль, тоска.
    Поэтесса говорит о будущем, о тех днях, когда ее уже не будет на этой земле. Но ее слова звучат жизнерадостно, она не видит трагедии в своем неизбежном уходе — ведь эта участь ждет каждого из нас.
    Единственное, на что надеется писательница, что имя ее не забудут, что стихи ее переживут своего автора. И что кто-то, какой-то прохожий, когда-то остановится только для того, чтобы прочитать эти строки, проникнуть сердцем в каждое слово, впустить в душу музыку стихов Марины Цветаевой. А прочитав, обязательно представит себе, отчетливо увидит перед собой образ самой поэтессы. И задумается о ней, о ее нелегкой жизни, о ее непростом, противоречивом характере, о ее открытой, пламенной душе, которая постоянно находится в движении, в творчестве. Но, предупреждает автор:
    …Только не стой угрюмо,
    Главу опустив на грудь.
    Легко обо мне подумай,
    Легко обо мне забудь.
    Именно так, легко, хочется думать о Марине Цветаевой после прочтения этого стихотворения. Конечно, есть у нее разные произведения, наполненные разными чувствами и переживаниями. И все они волнуют и будоражат, как писал М. Осоргин, “то ритмом пляшущего каблучка, то тонкой паутиной любовного кружева”. Они поражают невероятной музыкальностью—но музыкальностью особой, не похожей на музыкальность стихов других поэтов. Стихи Цветаевой словно “появляются из звуковой влаги — из моря или речевой реки, подобно лермонтовской русалке”. В них никогда нет обреченности, фатализма, тяжелых раздумий и горестных переживаний. Никогда не было в них ни слезливых вздохов, ни беспредметной “мировой скорби”, в каждой строке — сила характера, воли, незаурядной личности. В них — необычайно интенсивная, насыщенная внутренняя жизнь. Абсолютно безмятежное существование — тоже не для Цветаевой, она — человек действия, поступка, движения. Предельная искренность — непременный закон ее искусства. Потому ее поэзия раскрывает перед нами обаяние глубокой и cильной натуры.
    Прожив трагическую жизнь, поэтесса оставила нам неповторимый, чарующий свет, озаряющий саму Цветаеву, озаряющий память о ней. И потому в одном я позволю себе не согласиться с поэтессой: ни я, ни кто-либо другой, как мне кажется, не сможем “легко забыть” ее — поэта! Ее невозможно забыть. Она всегда будет идти рядом с нами, освещая нас лучом своего неповторимого таланта. Да и не об этом ли говорила сама Цветаева:
    Как луч тебя освещает!
    Ты весь в золотой пыли…
    — И пусть тебя не смущает
    Мой голос из-под земли.
    Этот волшебный голос чарующей музыкой звучит в моем сердце. И, я думаю, будет звучать еще долгие годы. Как и в сердцах всех тех, кто прочел и смог понять эту удивительную поэзию — поэзию Марины Цветаевой.

  6. Марина Цветаева удивительная женщина. Ее судь­ба была сложной, трагичной и жестокой. Если говорить о поэтах-женщинах, то, наверное, Марина Цветаева, как и Анна Ахматова, принадлежит к тем немногим русским поэтам, которых будут читать и в третьем тысячелетии. Цветаева своей жизнью доказала, что горе — это не по­зор, а несчастье и гордость могут идти рядом. И еще один великий урок: хороший мастер может отточить свое мас­терство и усовершенствовать его, несмотря на ужасные условия быта. Может быть, никто из русских писателей не был так унижен, как Мандельштам и Цветаева. Прав Б. Чичибабин: «Вошло в закон, что на Руси при жизни нет житья поэтам».
    Символом судьбы в поэзии Цветаевой была рябина: та­кая же горькая и пылающая!
    Рябину
    Рубили
    Зорькою.
    Рябина —
    Судьбина
    Горькая.
    Марина Цветаева была бесконечно талантлива. Один из своих очерков она назвала «Герой труда». Она и сама была героем труда и каждой своей строкой, каждой мыс­лью утверждала его величие и необходимость для челове­ка-творца.
    Стихи М. Цветаевой можно назвать исповедью. Это своеобразный поэтический дневник. Под каждым стихо­творением стоит дата: число, месяц, год; каждое стихот­ворение рассказывает о мимолетных ощущениях, пере­живаниях, событиях в жизни поэтессы.
    Поэзия Цветаевой напоминает маленькие музыкаль­ные пьесы. Ранние стихотворения тяготеют к традици­онно-классическому стиху. Зрелая Цветаева — это пуль­сирующий, внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы.
    За этот ад,
    За этот бред
    Пошли мне сад
    На старость лет.
    1911 год — счастливый год в жизни Марины Цветае­вой. Именно в этом году в Крыму она знакомится с Сер­геем Эфроном. Ему, любимому мужу, другу, будут посвя­щены лучшие стихи о любви. Именно он вдохновлял на создание прекрасных стихов о любви.
    Читая стихи Цветаевой, мы переживаем вместе с ее героиней, которой не всегда везет в любви, но она всегда остается гордой, честной, независимой, как и сама Цве­таева.
    Все ведаю — не прекословь!
    Вновь зрячая — уж не любовница!
    Где отступается Любовь,
    Там подступает Смерть-садовница.
    Если сказать, что Цветаева любила мужа, это значит почти ничего не сказать: она его боготворила. Лирика поэтессы годов революции и гражданской войны, ког­да она была вся поглощена ожиданием вести от Сергея Эфрона, проникнута печалью и грустью. «Я вся закутана в печаль, — писала она. — Я живу печалью».
    В 1922 году Цветаева уезжает за границу. Семнадцать лет эмиграции оказались бедой, несчастьем, тоской. Ни­щета, унижение, бесправие окружили поэтесу со всех сто­рон. Ее письма и стихи тех лет потрясают как глубиной отчаянья, так и силой надежды, все же никогда не поки­давшей Цветаеву.
    Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
    И все равно, и все едино.
    Но если по дороге куст
    Встает, особенно рябина…
    М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, кото­рая была необычна сама по себе и делала необычными всех, живущих в это время. Поэтесса была хорошо зна­кома с В. Брюсовым, М. Волошиным, В. Маяковским, Б. Пастернаком и другими поэтами. Им она посвящала свои стихи. Но особенной любовью проникнуто стихо­творение, посвященное А. Блоку, с которым поэтесса не встречалась, но посвятила ему цикл стихотворений.
    Имя твое — птица в руке,
    Имя твое — льдинка на языке.
    Одно-единственное движение губ.
    Имя твое — пять букв.
    Всю жизнь, начиная с детства, М. Цветаева прекло­нялась перед гением Пушкина, которому посвятила свое первое стихотворение и создала цикл произведений «Стихи к Пушкину». Именно ей принадлежат очерки «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев».
    Для Цветаевой поэзия — это тайна, это волшебство, это диалог поэта со всем миром. Тема любви, жизни и смерти, творчества звучат как исповедь сильной жен­щины. Поэт умирает — его поэзия остается. Поэзия Ма­рины Цветаевой останется вечной. Пророчество поэтессы исполнилось: ее стихам «настал свой черед».

  7. МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

    (1892-1941)

    Поэтический мир.

    Поэзия М. Цветаевой уникальна: она не вписывается ни в какое стилевое течение ни в русской, ни в мировой литературе. Вместе с тем ее поэзия укоренена в традициях — от русского фольклора до немецких романтиков.
    Первый сборник «Вечерний альбом» (1910), изданный еще гимназисткой, состоял из трех разделов — «Детство», «Любовь», «Только тени». Стихи были посвящены камерному миру семьи, собственным, порой наивным, романтическим переживаниям. Но в этих ранних стихах прорезывалась будущая манера Цветае­вой, проявляющаяся в выразительных интонациях, разорванной, взволнованной, эмоционально насыщенной речи. Стихи были светлыми, искренними, но даже в этих полудетских по смыслу стихах уже тихонько звучала трагическая нотка. О «Ве­чернем альбоме» отозвались М. Волошин, Н. Гумилев, В. Брю­сов, отметившие талантливость юной поэтессы.
    Затем в 1912 году вышли еще два сборника — «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», в которых оттачивалась своеобразная поэтическая система М. Цветаевой. В стихах проявлялась та черта характера поэтессы, которую она в письме к философу В. Роза­нову определила как «судорожную, лихорадочную жадность жить». Тема любви в творчестве Цветаевой идет параллельно с темой разрыва, клятвы верности соседствуют с упреками ревности. В ее стихах чувства выплескиваются наружу в разорванной строке, оборванной, незаконченной фразе. Спокойный мир — не для Цветаевой. Ее стихия — борение страстей, увлечение и разочаро­вание, муки непонятости и жажда неизведанного.
    В 1915 году М. Цветаева заканчивает цикл «Юношеские стихи». Они стоят в творчестве поэта особняком. Лирическая героиня — это уже не девушка с романтическим взглядом. Отныне она ощу­щает себя свободной от условностей мира, преступает границы общепринятого: веры, семьи, быта. Героиня пытается найти себя среди отверженных. Она предстает то цыганкой, бродяжкой, то чернокнижницей, колдуньей, то каторжницей. Цветаева приме­ряет разные маски. Воспринимая мир как театр, она проигрыва­ет разные роли, пытаясь понять глубины человека. В ее стихах начинает звучать тема богоотступничества, греховности.
    Воровская у ночи пасть:
    Стыд поглотит и с Богом тебя разлучит.
    А зато научит
    Петь и, в глаза улыбаясь, красть.
    В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу «Версты», появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится для Цветаевой тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам — современникам — А. Блоку, О. Мандельштаму, А. Ахматовой. Блок для Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «вседержатель души». Она коленопреклоненно молится ему как воплощению высоко­го искусства.
    И по имени не окликну,
    И руками не потянусь.
    Восковому святому лику Только издали поклонюсь.
    И под медленным снегом стоя,
    Опущусь на колени в снег,
    И во имя твое святое Поцелую вечерний снег —
    Там, где поступью величавой Ты прошел в снеговой тиши,
    Свете тихий — святыя славы —
    Вседержатель моей души.
    Блоковский цикл состоит из пятнадцати созданных в разное время стихотворений. Он отражает восхищенное, молитвенное отношение Цветаевой к поэту, имя которого — «птица в руке», «льдинка на языке».
    Восторженны и несколько экзальтированны стихи, посвящен­ные А. Ахматовой, которую Цветаева называла «Музой плача», «златоустой Анной всея Руси». Хотя строгий, сдержанный, клас­сически соразмерный стих Ахматовой был совершенно непохож на цветаевскую словесную стихию, бурю чувств, ритмическую неукрощенность, Цветаева поняла родство обеих, равную силу та­ланта, более того: к Ахматовой она относилась как к царице поэзии.
    Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цве­таевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи — деревни, церковки, поля, до­роги. В этих просторах рождается русская вольница («Кабы нас с тобой да судьба свела», «Семь холмов — как семь колоколов»). Поэзия Цветаевой по напевности, мелодике становится близка народной песне.
    Отмыкала ларец железный.
    Вынимала подарок слезный:
    С крупным жемчугом перстенек,
    С крупным жемчугом.
    Кошкой выкралась на крыльцо,
    Ветру выставила лицо.
    Ветры — веяли, птицы — реяли.
    Лебеди — слева,
    Справа — вороны.
    Наши дороги —
    Да в разные стороны.
    В 1916-20 гг. Цветаева создает цикл «Стихи о Москве». Москва для поэта — средоточие духовности всей России, «огромный, гостеприимный город», нерукотворный, созданный Богом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *