Сочинение на тему поэзия тютчева

14 вариантов

  1. Прочитав стихи «Люблю твои глаза», «Чувства нет в твоих глазах», – поражаешься наблюдательности поэта.
    Денисьевский цикл лирики Тютчева – это своеобразный роман в стихах. Стихи отличаются глубоким драматизмом, чувством, осознанием собственной вины перед любимой. Любовь к Елене Александровне Денисовой стала для него незажившей раной. Он укорял себя в том, что не смог сделать счастливой любимую женщину, укорял себя и мучился. В его словах: «О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!…»,- есть горькая правда и подсказка для других, чтоб не совершали ошибки. Раздвоенность души поэта, которая кипела, мучилась, страдала, превращала эти чувства в стихи. Поэтому его стихи так близки к людям, потому что и чувства близки каждому. Денисьевский цикл стихотворений оказал большое влияние на русскую лирику двадцатого столетия.
    (Родовое имение Тютчевых – Овстуг )
    Федор Иванович Тютчев – это поэт-художник, поэт-природолюб. Его пейзажная лирика вызывает восторг. Природные явления в его стихах одухотворены. У них есть характер и своя жизнь. Убеждаешься в этом, читая стихи «Катаклизм», «Видение», «Как океан обнимет шар земной». В них он поклоняется стихии, восторгается силой природы. Природа для него – дарительница жизни. Тема природы у него переплетается с темой родины. Он – яростный патриот, считал, что природа – источник жизни. Он восторгался, воспевал и любил все, что его окружало, поэтому так красочно описывал то, что видел.
    Пейзажная, философская и любовная лирика – переплетены. В своих стихах он искал ответы на все жизненные вопросы. Старался понять суть всего сущего на земле, старался понять тайны, законы жизни, достучаться до человека, научить его жить по-настоящему и любить по-настоящему.

  2. Единство поэзии и жизни у Тютчева. Талант Федора Ивановича Тютчева был малопроизводителен, он написал немного, и то немногое, что написал, создано им было как бы невольно и случайно, под влиянием минутного настроения или внезапно озарившей его идеи. Вслед затем Тютчев ронял свои листки со стихами и часто забывал о них. Он не считал поэзии своим профессиональным делом, и вот почему глубоко прав Тургенев, говоря, что поэзия Тютчева находится в полном единстве с его жизнью. Тютчев занятия поэзией считал частью своей личной непосредственной жизни, писал стихи для себя, под влиянием бессознательной потребности к творчеству, и только по настоянию друзей отдавал стихи печатать. И так до конца жизни Тютчев именно в той области, в которой он был великим мастером, – в поэзии, – не предавался правильному труду, определенным занятиям, но как бы ждал наплыва от времени до времени новых образов, идей и настроений, на которые и откликался коротенькими стихотворениями.
    Федор Иванович Тютчев. Видеофильм
    Отсюда и характерные особенности Тютчевской лирики: его стихотворения отличаются «интимностью» как содержания, так и выражения, т.е. предметом их служат внутренние личные переживания, по поводу которых поэт как бы беседует сам с собой. Его стихи напоминают лирический дневник поэта-мыслителя. Сжатость выражения и своеобразие образов говорят о том, что задачей поэта было лишь одно: дать живое внешнее выражение своему душевному переживанию. Но именно эти свойства: искренность и своеобразие художественных образов, а также глубина философского содержания, составляют ценность стихотворений Тютчева.
    Сочетание в поэзии мысли и образов. Он – поэт-мыслитель, в его поэзии преобладает мысль. Но значение Тютчева как художника заключается именно в том, что он давал мысль не в её отвлеченном логическом виде, но облеченную в художественный образ, так что читатель одновременно постигает ее и сознанием и чувством.
    Белинский определял художника, как писателя, который «мыслит образами». Именно таков был Тютчев. Склонный к художественному созерцанию, он прежде всего чувством постигал жизнь природы и влияние космического мира на человеческое «я». И его мысль неразрывно слита с поэтическим образом.

  3. Поэзия Тютчева
    Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русском посольстве в Мюнхене. Служил также в Турине (Сардиния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто.
    В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомство с Ф. Шеллингом, дружил с Г. Гейне.
    Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале “Современник”. Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.). И все же Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
    Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог— таким предстает Тютчев в своих произведениях. Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением:
    И сею кровью благородной
    Ты жажду чести утолил —
    И осененный опочил
    Хоругвью горести народной.
    Вражду твою пусть
    Тот рассудит,
    Кто слышит пролитую кровь…
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!.. Или:
    В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье.
    Й рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек…
    Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластие человеческого “я”, проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования постоянно тревожат поэта. В стихотворении “Смотри, как на речном просторе…” человека он сравнивает с тающими льдинами:
    Все вместе—малые, большие,
    Утратив прежний образ свой,
    Все — безразличны, как стихия,—
    Сольются с бездной роковой!..
    В последние годы своей жизни, образ всепоглощающей бездны снова возникает в стихотворении поэта “От жизни той, что бушевала здесь…”
    В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.
    Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как “Весенняя гроза”, “Есть в осени первоначальной…”, “Чародейкою Зимою…” и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей. Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи “Волна и дума”, “Фонтан”, “День и ночь”.
    Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны для стихотворений поэта о весне:
    Еще земли печален вид,
    А воздух уж вескою дышит,
    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит.
    Еще природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она
    И ей невольно улыбнулась…
    ,Воспевая весну, Тютчев неизменно радуется редкой возможности ощутить полноту жизни. Он противопоставляет райское блаженство красоте весенней природы:
    Что пред тобой утеха рая,
    Пора любви, пора весны,
    Цветущее блаженство мая,
    Румяный цвет, златые сны?..
    На лирических пейзажах Тютчева лежит особенная печать, которая отражает свойства его души. Поэтому его образы необычны, поражают своей новизной. У него ветви докучные, земля принахмурилась, звезды беседуют между собой тихомолком, день скудеющий, радуга изнемогает. Природа то восхищает, то пугает поэта. Иногда она предстает трагичной неизбежностью катаклизмов:
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных
    Все зримое опять покроют воды,
    Божий лик изобразится в них!
    Но в своих сомнениях и опасениях, поисках поэт приходит к тому, что человек не всегда в разладе с природой, он равен ей:
    Связан, соединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества…
    Скажи заветное он слово —
    И миром новым естество
    Всегда откликнуться готово
    На голос родственный его.
    Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли. Но мысль у Тютчева неизменно слита с образом, передана точными и смелыми, необычайно выразительными красками.
    В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и “знойная страстность” и “суровая энергия”. Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека — “подвиг бесполезный”, большинство его произведений наполнены молодостью, неистребимым жизнелюбием.

  4. Каждый человек по-своему воспринимает стихи, независимо от того — простые они или сложные. И причина здесь в том, что поэзия не может быть поня­та только разумом. Читая рифмованные строчки, мы не только восхищаемся метафоричностью образов и отто­ченностью стиля, не только оцениваем уровень языко­вого мастерства автора. Мы еще получаем возможность почувствовать ого настроение, настроиться на сопереживание, при этом у нас возникают свои ощущения. Происходит это потому, что стихи, как правило, рит­мичны, содержат в себе рифму, и в результате образу­ется целая система воздействия на читателя.
    Для наиболее полного понимания творчества любо­го автора желательно знакомиться с его произведения­ми в хронологическом порядке. Тем самым мы создаем для себя своеобразную модель его жизни, из которой выброшено все, не заслуживающее внимания, а ос­тальное предельно сконцентрировано. Творчество пре­вращается в зеркало, которое отражает то, что может вызвать интерес со стороны читателя.
    В молодые годы романтическое мироощущение Тютчева нашло яркое выражение в стихах. Недаром для нас, людей, живущих спустя более века после не­го, он принадлежит к когорте поэтов-романтиков.
    Романтизм был благотворным течением. Поэты, принадлежавшие к нему, не переставали восхищаться окружающим миром, его совершенством, глубиной и бесконечностью. Не был исключением и Тютчев:
    Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас!..
    И радость в душу пролилась,
    Как отзыв торжества природы,
    Как Бога животворный глас.
    («Весна»)
    Характерная особенность романтизма — наделение природы чертами божественности, то есть придание при­роде божественного облика. Для романтиков окружаю­щий мир был совершенным, а заодно и бесконечным. Представители этого литературного направления могли многократно говорить об одних и тех же предметах, каж­дый раз находя в них новые грани, оттенки, новые спосо­бы понимания какого-либо явления или понятия.
    Безусловно, классическим образом такого рода у Ф. Тютчева является гроза. Каждый из нас знаком с хрестоматийным стихотворением «Весенняя гроза», в котором дано описание этого природного явления как феерической игры природных сил, как упоения миро­здания своей мощью и глубиной. Здесь гроза — это игра стихий, но в другом произведении — в «Успокое­нии» — мы встречаемся с образом дуба, сраженного грозой. Здесь уже можно говорить о некоем жертво­приношении, когда гибель одного дает какой-то новый аспект жизни другим. Дуб мертв, но теперь на нем вы­растет мох, его сухие ветви станут прибежищем для какой-нибудь живности… В мироздании не бывает смерти, жизнь всегда бьет ключом.
    Воспевание божественного начала природы не­сколько отделила романтиков от библейского мировос­приятия. Они, даже если пользовались образами тако­го рода, были гораздо ближе к языческой традиции. Именно потому поэзия Тютчева наполнена огромным количеством античных образов. Например, в той же самой «Весенней грозе»:
    Ты скажешь: ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба,
    Смеясь, на землю пролила.
    Другим символическим образом в творчестве ро­мантика Тютчева была вода. Эта живая, изменчивая, кипучая стихия влекла своей многоликостью, настоль­ко разнообразной, что становилась как бы первоисточ­ником, из которого рождалось на свет нечто новое, не­бывалое, удивительное. Вода была для романтиков сти­хией мистической, необычной, и соответственным было восхищение ею и то почтение, которое просматрива­лось в строчках, ей посвященных. Иногда воды даже боялись. Например, в стихотворении Тютчева «Кораб­лекрушение» вода представляет собой непреодолимую преграду между лирическим героем и оставшимся где- то далеко миром. Она символизирует обстоятельства, которые иногда могут быть непреодолимы и способны превратить человека в жалкую игрушку.
    Вслед за безмятежной молодостью, когда еще воз­можно бездумное восхищение окружающим миром и вос­торженное его воспевание, приходит этап, на котором каждый автор сталкивается с реальной действительнос­тью и тут уже приходится учиться жить по жестким за­конам. Разумеется, действительность сильно отличается от идеализированного мира романтиков, что порождает серьезный духовный конфликт. Поэт делает попытки жить не в розовом замке своей мечты, а в соответствии с реалиями. И обнаруживает, что в живом окружающем мире довольно трудно найти почву для романтического мироощущения. Отсюда зачастую вытекает масса душев­ных переживаний, начинаются поиски компромисса.
    Тютчев этого не миновал. Он пытался найти в жиз­ни тогдашней Европы источники восторга. И вначале это ему удавалось. Так родилось стихотворение «Ци­церон», в котором воспевалось бурное кипение общест­венной жизни и в котором призывается к ликованию каждый, кто живет не только как человек, но и как гражданин. Возможно, Тютчев пытался проводить па­раллели между политическими бурями, сотрясавшими Европу в то время, и прекрасными и романтическими грозами, которые он воспевал ранее. Искренним вос­торгом пронизаны строки:
    Блажен, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие,
    Как собеседника на пир.
    В «Цицероне» пока еще не наблюдается никакого внутреннего напряжения в ощущениях поэта. Тютчев действительно восхищается, и это неудивительно. Он просто еще не разглядел того беспредела, говоря со­временным языком, который кроется за фееричностью перемен в обществе.

  5. Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. в 1822 году уехал за рубеж, получив назначение на скромную место в русском посольстве в Мюнхене. Служил также в Турине (Сар диния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не те^ял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто.
    В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомство с Ф. Шеллингом, дружил с Г. Гейне.
    Стихи Тютчев начал писать ещё подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале “Современник”. Однако признание и известность приходят к Тютчеву немаловажно позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чер-. нышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворе- -ний (1854 г.). И все же Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
    Гениальный художник, основательный мыслитель, тонкий психолог— таким предстает Тютчев в своих произведениях. Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением:
    И сею кровью благородной
    Ты жажду чести утолил —
    И осененный опочил
    Хоругвью горести народной.
    Вражду твою пусть
    Тот рассудит,
    Кто слышит пролитую кровь…
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!.. Или:
    В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье.
    Й рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек…
    Как жесточайшее бедствие и тяжкий проступок ощущал поэт самовластие человеческого “я”, проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования постоянно тревожат поэта. В стихотворении “Смотри, как на речном просторе…” человека он сравнивает с тающими льдинами:
    Все вместе—малые, большие,
    Утратив прежний образ свой,
    Все — безразличны, как стихия,—
    Сольются с бездной роковой!..
    В последние годы своей жизни, образ всепоглощающей бездны снова возникает в стихотворении поэта “От жизни той, что бушевала тут…”
    В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.
    Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как “Весенняя гроза”, “Есть в осени первоначальной…”, “Чародейкою Зимою…” и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей. Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи “Волна и дума”, “Фонтан”, “День и ночь”.
    Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны для стихотворений поэта о весне:
    Еще земли печален вид,
    А воздух уж вескою дышит,
    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит.
    Еще природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она
    И ей невольно улыбнулась…
    ,Воспевая весну, Тютчев неизменно радуется редкой возможности ощутить полноту жизни. Он противопоставляет райское блаженство красоте весенней природы:
    Что пред тобой утеха рая,
    Пора любви, пора весны,
    Цветущее блаженство мая,
    Румяный цвет, златые сны?..
    На лирических пейзажах Тютчева лежит особенная печать, которая отражает свойства его души. Поэтому его образы необычны, поражают своей новизной. У него ветви докучные, почва принахмурилась, звезды беседуют между собой тихомолком, день скудеющий, радуга изнемогает. Природа то восхищает, то пугает поэта. Иногда она предстает трагичной неизбежностью катаклизмов:
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных
    Все зримое опять покроют воды,
    Божий лик изобразится в них!
    Но в своих сомнениях и опасениях, поисках поэт приходит к тому, что человек не вечно в разладе с природой, он равен ей:
    Связан, соединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества…
    Скажи заветное он слово —
    И миром новым естество
    Всегда откликнуться готово
    На звук родственный его.
    Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли. Но мысль у Тютчева неизменно слита с образом, передана точными и смелыми, необычайно выразительными красками.
    В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и “знойная страстность” и “суровая энергия”. Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает ощущение, что они созданы мгновенно, единым порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся дело человека — “подвиг бесполезный”, большинство его произведений наполнены молодостью, неистребимым жизнелюбием.

  6. Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русском посольстве в Мюнхене. Служил также в Турине (Сардиния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто.
    В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомство с Ф. Шеллингом, дружил с Г. Гейне.
    Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале “Современник”. Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.). И все же Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
    Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог— таким предстает Тютчев в своих произведениях. Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением:
    И сею кровью благородной
    Ты жажду чести утолил —
    И осененный опочил
    Хоругвью горести народной.
    Вражду твою пусть
    Тот рассудит,
    Кто слышит пролитую кровь…
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!.. Или:
    В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье.
    Й рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек…
    Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластие человеческого “я”, проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования постоянно тревожат поэта. В стихотворении “Смотри, как на речном просторе…” человека он сравнивает с тающими льдинами:
    Все вместе—малые, большие,
    Утратив прежний образ свой,
    Все — безразличны, как стихия,—
    Сольются с бездной роковой!..
    В последние годы своей жизни, образ всепоглощающей бездны снова возникает в стихотворении поэта “От жизни той, что бушевала здесь…”
    В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.
    Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как “Весенняя гроза”, “Есть в осени первоначальной…”, “Чародейкою Зимою…” и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей. Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи “Волна и дума”, “Фонтан”, “День и ночь”.
    Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны для стихотворений поэта о весне:
    Еще земли печален вид,
    А воздух уж вескою дышит,
    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит.
    Еще природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она
    И ей невольно улыбнулась…
    ,Воспевая весну, Тютчев неизменно радуется редкой возможности ощутить полноту жизни. Он противопоставляет райское блаженство красоте весенней природы:
    Что пред тобой утеха рая,
    Пора любви, пора весны,
    Цветущее блаженство мая,
    Румяный цвет, златые сны?..
    На лирических пейзажах Тютчева лежит особенная печать, которая отражает свойства его души. Поэтому его образы необычны, поражают своей новизной. У него ветви докучные, земля принахмурилась, звезды беседуют между собой тихомолком, день скудеющий, радуга изнемогает. Природа то восхищает, то пугает поэта. Иногда она предстает трагичной неизбежностью катаклизмов:
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных
    Все зримое опять покроют воды,
    Божий лик изобразится в них!
    Но в своих сомнениях и опасениях, поисках поэт приходит к тому, что человек не всегда в разладе с природой, он равен ей:
    Связан, соединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества…
    Скажи заветное он слово —
    И миром новым естество
    Всегда откликнуться готово
    На голос родственный его.
    Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли. Но мысль у Тютчева неизменно слита с образом, передана точными и смелыми, необычайно выразительными красками.
    В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и “знойная страстность” и “суровая энергия”. Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека — “подвиг бесполезный”, большинство его произведений наполнены молодостью, неистребимым жизнелюбием.

  7. В «многоводном» потоке русской литературы XIX века, щедро одарившей человечество бесценными духовными сокровищами, особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву, о творчестве которого Тургенев отозвался так: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
    Написав свое первое стихотворение в одиннадцать лет, пройдя школу русского и западного романтизма, Тютчев перенял многое из его философских идей, став крупнейшим представителем русской философской лирики. Поэзия Тютчева — это, прежде всего, самое полное выражение внутренней жизни автора, результат неутомимой работы мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и пережитое облекалось поэтом в художественные образы и поднималось на высоту философского обобщения. Удивительно, что, пребывая более 20 лет за пределами России, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь преимущественно по-немецки, он не только сохранил любовь к родному языку, но и создал подлинные шедевры поэтического искусства.
    Перелистывая сборник стихов Тютчева, задерживаю свой взгляд на стихотворениях о природе, перечитываю «Весеннюю прозу». В каждой строфе звучит праздничная музыка весны: «Первый гром грохочет», «гремят раскаты», «все вторит… громам», «птичий гам». Создается впечатление веселья в природе, игры, забав: «Резвяся и играя», грохочет гром, гром «весенний, первый», ему все вторит весело. Празднество, развернувшееся в высоком «небе голубом», коснулось гор, лесов, птиц, горных потоков, пролило «громокипящий кубок» на землю, омыло дождем и озолотило солнечными нитями лес. Вот так он видит, чувствует и воспевает природу, ее весеннюю красоту и величие. А вот строки о море:
    На бесконечном, на вольном просторе
    Блеск и движенье, грохот и гром…
    Тусклым сияньем облитое море,
    Как хорошо ты в безлюдье ночном!
    Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
    Чем это праздник так празднуешь ты?
    Волны несутся, гремя и сверкая,
    Чуткие звезды глядят с высоты.
    Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование ее и людей взаимосвязаны. Тончайший мастер вдохновенных стихов, рисуя картины природы, поэт размышляет о загадках мироздания и вековечных вопросах человеческого бытия.
    Идея глубокой связи человека и природы пронизывает всю лирику Тютчева. Он решительно выступает против тех, для кого природа лишь «слепок» и «бездушный лик», лишенный внутренней жизни, кто не способен откликаться на зов матери-земли, кто остается глух и к зову человеческого сердца, кто не в состоянии сочувствовать, сопереживать, любить.
    Для Тютчева природа — такое же одушевленное, разумное существо, как и человек:
    В нем есть душа,
    В нем есть свобода,
    В нем есть любовь,
    В нем есть язык.
    Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в отношениях между нею и человеком.
    С горы скатившись, камень лег в долине.
    Как он упал? никто не знает ныне —
    Сорвался ль он с вершины сам собой,
    Иль был низринут волею чужой.
    Столетье за столетьем пронес лося:
    Никто еще не разрешил вопроса.
    Нередко представления о тождестве явлений внешнего мира и мира внутреннего он подчеркивает самой композицией стихотворения, рисуя в первой строфе образ природы, во второй раскрывая иносказательный смысл («Фонтан», «Поток сгустился и тускнеет», «Еще земли печален вид»).
    Хотелось бы остановиться на стихотворении «В душном воздухе молчанье…». Оно разделяется на две равные части. В первых трех строфах изображается приближение грозы. В трех остальных — душевное волнение девушки, ощущающей наплыв незнакомого ей чувства любви. В виде «двух проявлений стихии одной» показано тождество природы и человека.
    Обычно природу поэт изображал через глубоко эмоциональное восприятие ее человеком, стремящимся слиться с нею, вкусить «благодать земного самозабвения», ощутить себя частицей великого целого. Но Тютчеву ведомы и минуты мучительного сознания, что между природой и человеком существует трагическое различие. Природа вечна, неизменна. Не таков человек. Он «царь земли» и в то же время «мыслящий тростник», быстро вянущий «злак земной».
    Гармония обнаруживается в природе даже в «стихийных спорах». Вслед за бурями и грозами всегда наступает успокоение, озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Бури и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.
    Философская подоснова не делает тютчевскую лирику абстрактной. Н. А. Некрасов восхищался умением поэта воссоздавать в глазах читателя «пластически верные» изображения внешнего мира. Пользуется ли Тютчев многообразием красок своей поэтической палитры, прибегает ли к словесным полутонам и оттенкам, он всегда вызывает в моем представлении точные, зримые образы. Лирик превосходно умеет передать в стихах жизнь природы, вечную смену ее явлений. Эту жизнь он улавливает в бурливом гомоне вешних вод и в трепете молодых березовых листьев, в переливах зреющих нив и в блеске движений моря, в томном, легком шелесте осенних деревьев и даже под сказочным покровом «чародейки Зимы».
    Лучшее в лирике Тютчева, мне думается, — это стихи о любви, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством, прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Меньше всего в них узкобиографического, хотя имена вдохновительниц почти всегда известны.
    В юности Тютчев был влюблен в Амалию Лерхенфельд. После многолетней разлуки он вновь встретится с нею, и эта встреча заставит его с прежней силой пережить дремавшие в его душе чувства, под влиянием которых родятся вдохновенные, задушевные строки, известные, без сомнения, каждому культурному человеку:
    Я встретил вас — и все былое
    В отжившем сердце ожило:
    Я вспомнил время золотое —
    И сердцу стало так тепло…
    На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. А. Деиисьевой. Именно с этой любовью связаны многие шедевры его лирики: «О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Весь день она лежала в забытьи…» и другие.
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Читая эти стихи, совершенно не обязательно помнить, при каких конкретных биографических обстоятельствах они создавались. Лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем и замечательны, что в них индивидуальное, личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.
    Любовь, любовь — гласит преданье —
    Союз души с душой родной —
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье,
    И поединок роковой.
    Тютчевская любовная поэзия — это короткие стихотворения, рисующие обычно один момент, один душевный порыв. Автор высоко ценит в женщине силу чувства, он утверждает ее право на личное счастье, на борьбу за него. В ранней лирике Тютчева любовь — радость, восторг, «весна в груди». В более поздних произведениях звучит боль утраты, потери самого себя, ощущение внутреннего застоя. Можно сказать, что «денисьевский цикл» — это роман в стихах, где с необыкновенной силой и полнотой раскрывается трагедия любви, выявляется потребность человека в счастье и невозможность его достижения.
    Итак, Тютчев много и образно писал о природе, с жаром и трепетом говорил о любви, но он был человеком своего времени. Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от прямой общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений — от наполеоновского нашествия до франко-прусской войны и Парижской коммуны. Как человек острого ума и широкого кругозора, Тютчев пытался осмыслить историческое значение этих «землетрясений», с болью и тревогой следя за ходом событий. Его поэзия — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения веками складывавшихся социальных устоев. Самого себя Тютчев считает «обломком старых поколений», вынужденных уступить дорогу «новому младому племени». И в то же время он сам — детище нового века, несущего в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему «плестись с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», поэт испытывал не тоскливое томление о прошлом, а страстное влечение к настоящему:
    Не о былом вздыхают розы
    И соловей в ночи поет:
    Благоухающие слезы
    Не о былом Аврора льет, —
    И страх кончины неизбежной
    Не свеет с древа ни листа.
    Их жизнь, как океан безбрежный,
    Вся в настоящем разлита.
    Эти строки многое объясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было присуще ему до конца дней. Но настоящее было неспокойно. Его то и дело взрывали социальные бури и тревоги. Оттого так насыщена внутренней тревогой лирика поэта. Атмосфера современной исторической действительности чувствуется также в его любовной лирике, как нельзя лучше подтверждая тонкое наблюдение Блока, что «в эпохе бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой».
    В своем сочинении я смогла коснуться только отдельных сторон сложного и в то же время захватывающего, манящего к себе мира тютчевской поэзии. Для меня Тютчев — поэт, который в наше сложное, противоречивое время помогает определить грань между важным и суетным, разобраться в запутанной сети различных идей и концепций, приглашает к откровенному, доверительному разговору о непреходящих нравственных ценностях, о власти человеческого слова, проникающего через века, о могуществе гуманных идеалов, столь необходимых нам в кризисные эпохи.

  8. Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русском посольстве в Мюнхене. Служил также в Турине (Сардиния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто.
    В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомство с Ф. Шеллингом, дружил с Г. Гейне.
    Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале “Современник”. Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.). И все же Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
    Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог— таким предстает Тютчев в своих произведениях. Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением:
    И сею кровью благородной
    Ты жажду чести утолил —
    И осененный опочил
    Хоругвью горести народной.
    Вражду твою пусть
    Тот рассудит,
    Кто слышит пролитую кровь…
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!.. Или:
    В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье.
    Й рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек…
    Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластие человеческого “я”, проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования постоянно тревожат поэта. В стихотворении “Смотри, как на речном просторе…” человека он сравнивает с тающими льдинами:
    Все вместе—малые, большие,
    Утратив прежний образ свой,
    Все — безразличны, как стихия,—
    Сольются с бездной роковой!..
    В последние годы своей жизни, образ всепоглощающей бездны снова возникает в стихотворении поэта “От жизни той, что бушевала здесь…”
    В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.
    Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как “Весенняя гроза”, “Есть в осени первоначальной…”, “Чародейкою Зимою…” и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей. Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи “Волна и дума”, “Фонтан”, “День и ночь”.
    Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны для стихотворений поэта о весне:
    Еще земли печален вид,
    А воздух уж вескою дышит,
    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит.
    Еще природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она
    И ей невольно улыбнулась…
    ,Воспевая весну, Тютчев неизменно радуется редкой возможности ощутить полноту жизни. Он противопоставляет райское блаженство красоте весенней природы:
    Что пред тобой утеха рая,
    Пора любви, пора весны,
    Цветущее блаженство мая,
    Румяный цвет, златые сны?..
    На лирических пейзажах Тютчева лежит особенная печать, которая отражает свойства его души. Поэтому его образы необычны, поражают своей новизной. У него ветви докучные, земля принахмурилась, звезды беседуют между собой тихомолком, день скудеющий, радуга изнемогает. Природа то восхищает, то пугает поэта. Иногда она предстает трагичной неизбежностью катаклизмов:
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных
    Все зримое опять покроют воды,
    Божий лик изобразится в них!
    Но в своих сомнениях и опасениях, поисках поэт приходит к тому, что человек не всегда в разладе с природой, он равен ей:
    Связан, соединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества…
    Скажи заветное он слово —
    И миром новым естество
    Всегда откликнуться готово
    На голос родственный его.
    Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли. Но мысль у Тютчева неизменно слита с образом, передана точными и смелыми, необычайно выразительными красками.
    В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и “знойная страстность” и “суровая энергия”. Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека — “подвиг бесполезный”, большинство его произведений наполнены молодостью, неистребимым жизнелюбием.

  9. Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русском посольстве в Мюнхене. Служил также в Турине (Сар диния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не те^ял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто.
    В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомство с Ф. Шеллингом, дружил с Г. Гейне.
    Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чер-. нышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворе- -ний (1854 г.). И все же Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
    Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог— таким предстает Тютчев в своих произведениях. Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением:
    И сею кровью благородной
    Ты жажду чести утолил —
    И осененный опочил
    Хоругвью горести народной.
    Вражду твою пусть
    Тот рассудит,
    Кто слышит пролитую кровь…
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!..
    Й рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек…
    Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластие человеческого «я», проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования постоянно тревожат поэта. В стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» человека он сравнивает с тающими льдинами:
    Все вместе—малые, большие,
    Утратив прежний образ свой,
    Все — безразличны, как стихия,—
    Сольются с бездной роковой!..
    В последние годы своей жизни, образ всепоглощающей бездны снова возникает в стихотворении поэта «От жизни той, что бушевала здесь…»
    В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.
    Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей. Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Фонтан», «День и ночь».
    Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны для стихотворений поэта о весне:
    Еще земли печален вид,
    А воздух уж вескою дышит,
    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит.
    Еще природа не проснулась,
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она
    И ей невольно улыбнулась…
    ,Воспевая весну, Тютчев неизменно радуется редкой возможности ощутить полноту жизни.На лирических пейзажах Тютчева лежит особенная печать, которая отражает свойства его души. Поэтому его образы необычны, поражают своей новизной. У него ветви докучные, земля принахмурилась, звезды беседуют между собой тихомолком, день скудеющий, радуга изнемогает. Природа то восхищает, то пугает поэта. Иногда она предстает трагичной неизбежностью катаклизмов:
    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных
    Все зримое опять покроют воды,
    Божий лик изобразится в них!
    Но в своих сомнениях и опасениях, поисках поэт приходит к тому, что человек не всегда в разладе с природой, он равен ей:
    Связан, соединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества…
    Скажи заветное он слово —
    И миром новым естество
    Всегда откликнуться готово
    На голос родственный его.
    Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли. Но мысль у Тютчева неизменно слита с образом, передана точными и смелыми, необычайно выразительными красками.
    В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность» и «суровая энергия». Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека — «подвиг бесполезный», большинство его произведений наполнены молодостью, неистребимым жизнелюбием.

  10. За свою жизнь Федор Иванович Тютчев написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

    Особенности лирики Тютчева

    Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.
    Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

    Особенности любовной лирики

    Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались Я помню время золотое или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.
    Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

  11. Для меня поэзия – музыка, потому что она волнует душу, заставляет внимательно вглядываться в окружающий мир, увидеть его красоту. Язык поэзии проникает в самых тайных уголках моей души. Поэмы становятся нашими друзьями очень рано , когда мы и читать-то не умеем, но с с радостью повторяем вслед за мамой:
    Зима недаром злиться,
    Прошла ее пора –
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора…
    Эти строки написал поэт, который стал для меня любимым, — Ф. И. Тютчев. Восприятие стихов менялось с возрастом, я читала более сложные стихи любимого поэта, и захотелось узнать о нем самом, его жизни, его близких, его окружении. Ф. И. Тютчев принадлежал к привилегированному классу, получил блестящее образование (русскому языку его учил С. Е. Раич, поэт и переводчик), закончил словесное отделение московского университета. Ему было всего 20 лет, а он стал уже автором зрелых и самобытных стихотворений.
    В них – и задушевные признания ( «Ты зрел его в кругу большого света…» ), и поэтические картины природы ( «Весенние воды» ), и философские размышления ( «Не то, что мните вы, природа…» ).
    Тютчев горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях. Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом. Индивидуальность поэта характеризует прежде всего масштаб его мыслей. В его лирике ставятся вечные вопросы бытия – жизни и смерти, смысла человеческого существования. В. Соловьев писал о Тютчеве: «…И сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень бытия, не чувствовал так сильно и не осознавал так ясно ту таинственную основу жизни, — «природной и человеческой…» В своих стихотворениях поэт проповедует и страдание, как залог счастья, ведь не будь одного, не было бы и другого
    Мне нравиться, что в своих стихотворениях Тютчев не предлагает читателям готовых ответов, а страстно ищет истину. Вот уже 200 лет прошло со дня рождения великого нашего земляка. Но его живая мысль бьется над загадками бытия, а мы и сегодня ощущаем ее мощную энергию, следим за ее напряженным движением. Она никогда не преподносится как урок, как назидание, она всегда открытие.
    Жизнь человека представляется нам в понимании поэта чем-то глубоким и вместе с тем непостоянным. У Тютчева есть стихотворение, которое подтверждает эту мысль, и написано оно уже в полнее осмысленном возрасте, любой человек начинает задумываться над смыслом своей жизни:
    Как дымный столп светлеет в вышине! –
    Как тень внизу скользит неуловима!..
    «Вот наша жизнь, — промолвила ты мне, —
    Не светлый дым, блестящий при луне,
    А эта тень, бегущая от дыма…»
    Тютчев несколько высокомерно и странно относится к жизни. Он знает цену каждодневным переживаниям и обыкновенным будничным событиям:
    Не рассуждай, не хлопочи!
    Безумство ищет, глупость судит,
    Дневные раны сном лечи,
    А завтра быть чему, то будет.
    Природа, любовь – это бесценный дар, данный нам жизнью. Но любовь не вечна, она проходит. Тютчев сравнивает любовь со сладким сном, от которого рано или поздно, но «должен, наконец, проснуться человек…» Поэтому, быть может, стихотворения, посвященные теме любви, звучат так странно. Любовь – «союз души с душой родной», но и «поединок роковой», «борьба не равная двух сердец». Любовь может быть «убийственна».
    И кто в избытке ощущений,
    Когда кипит и стынет кровь,
    Не ведал ваших искушений –
    Самоубийство и Любовь!
    В одном и том же стихотворении может говориться о смерти и о любви и жизни.
    Мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, она всегда сливается с образом, взятым из мира или природы. Да, мир Тютчева — сложный и многоплановый. Я люблю творчество Тютчева за то, что мысль любого произведения является не просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Но он невыразимо прекрасен. «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не», скрыть не в силах мать-земля, — провозглашает поэт. Он всегда стремился понять мир, окружающий его. Он воспринимал его таким, какой он есть, и умел при этом замечательно трезво оценивать всю кратковременность действительности. Поэт знал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. Это «пристрастие» рождает радостную, ликующую интонацию многих его стихов ( «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Смотри, как роща зеленеет…» и д. р.). Тютчев остро чувствует и передает полноту и счастье жизни:
    Жизни некий преизбыток
    В знойном воздухе разлит,
    Как божественный напиток,
    В жилах млеет и горит!
    Живая, сложная, открытая противоречиями мысль Тютчева возникает под влиянием непосредственных впечатлений, наблюдений, а не является игрой. Поэтому, характеризуя мировосприятие поэта, нужно решительно избегать схемы, односторонности. Природа, любовь – это бесценный дар, данный нам жизнью, поэтому
    Помедли, помедли, вечерний день,
    Продлись, продлись, очарованье.

  12. Философия и поэзия близки друг другу, ведь оруди­ем, при помощи которого создается и стихотворная стро­фа, и философский трактат, служит человеческая мысль. В античные времена великие философы, такие как Аристо­тель и Гесиод, излагали свои философские размышления в форме стихов, тем самым демонстрируя силу и изящест­во мысли. Аристотель, которого называют отцом многих наук, был также автором трудов по поэтике. Это говорит о том, что поэтическое восприятие действительности мо­жет соединяться с философскими поисками истины. Поэт, который возвышается над повседневными проблемами и проникает в самые глубокие вопросы бытия, стремится к самой сути нашего существования — к познанию жиз­ни человеческой души в окружающем мире.
    Именно таким поэтом для нас является Федор Тютчев. Его творчество приходится на вторую половину XIX века, когда в России формировалась литература, которую весь мир назовет золотым веком русской поэзии, «олимпийской лирикой». Исследователи поэтического наследия Тютчева относят его к поэтам романтического направления, пото­му что его лирика всегда отстранена от будней и обращена к вечности, в отличие, например, от Некрасова, которо­го интересовала социальная среда и нравственные вопро­сы. Поэзия может отображать разные стороны жизни, и лирика Тютчева имеет свою специфику — проблематика стихотворений этого поэта носит философский характер.
    Если исследовать лирику Федора Тютчева, то можно заметить, что самой важной проблемой для него является проблема единения человека с природой, а также пробле­ма разлада с ней.
    В ранний период творчества поэта волнует вопрос вза­имопонимания между людьми. Ведь если два думающих человеческих существа, наделенных разумом и речью, не в силах прийти к согласию, то как найти взаимопонима­ние с окружающим миром, который не обладает способ­ностью к разговору?
    Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.
    («Silentium!» )
    Автор приходит к выводу, что слова не только не спо­собствуют пониманию, они, наоборот, только запутыва­ют, ведь одна и та же фраза может быть по-разному по­нята разными людьми. Отсюда и рождается строка в фор­ме афоризма — «мысль изреченная есть ложь». Чувства и мечты человек может хранить глубоко в своей душе, но если он хочет высказать их, то должен быть готов к тому, что суета жизни придаст им другой смысл, и, мо­жет быть, волнующая душу мысль покажется собеседни­ку банальной: «таинственно-волшебные» думы может ог­лушить «наружный шум» («Silentium!»).
    Таким образом, Тютчев еще в молодые годы пытался в своих стихотворениях поднять один из ключевых фило­софских вопросов — как можно передать мысль другому человеку, не исказив ее смысла и не утратив чувства, вло­женного в эту мысль.
    Тютчев пытается раскрыть проблему взаимопонима­ния на высшем уровне — философском, он ищет корень зла и находит его в извечном разладе человека с приро­дой, с мирозданьем. Человек, как понял Тютчев, не дол­жен полагаться только на внешнюю форму вещей и на слова. Земной мир человека слишком отдалился от божес­твенного мира, человек не понимает законы Вселенной и оттого страдает, чувствуя себя одиноко и незащищено, не ощущая, как природа заботится о нем («Святая ночь на небосклон взошла»). Но если бы человеческие сущес­тва обратились к природе, прислушались к «голосу матери», то они нашли бы способ общаться с окружающим миром на особом, понятном и доступном всем языке:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь.
    В ней есть язык…
    ( «Не то, что мните вы, природа…» )
    Тютчев страстно протестует против тех недалеких лич­ностей, которые стремятся видеть во всем лишь случай­ное совпадение, вероятное происшествие или, наоборот, произвол исключительно человеческой воли. Такие люди, отвечая на вопрос, откуда на деревьях листва и как об­разуется плод в материнском чреве, никогда не скажут о силе матушки-природы, о разумном божественном мире, о гармоническом начале во Вселенной.
    Во второй половине и в конце XIX века светскими умами Европы и России владели новые радикальные идеи: теория происхождения видов на земле благодаря процессу эволюции, которую позже сформулировал анг­лийский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Этот момент чрезвычайно философский, ведь речь идет о борьбе начал мира — материя и дух, что из них первоначальное? Для Тютчева ответ очевиден, он со всей убежденностью го­ворит через свою поэзию о душе природы как о начале всего, в том числе как об источнике жизни самого челове­ка. Автор в программном стихотворении «Не то, что мни­те вы, природа…» сравнивает скептиков с калеками, не способными различать не то что голос тонкого мира, но и самые простые и естественные для каждого вещи, та­кие, как голос матери:
    Не их вина: пойми, коль может,
    Органа жизнь — глухонемой!
    Увы, души в нем не встревожит
    И голос матери самой!
    Тютчев гениально предвидел на много лет вперед тор­жество материалистических теорий, уводящих челове­чество от самых важных вопросов. Он словно бы хотел воспрепятствовать чрезмерному увлечению людей мате­риальным и указывал в своей поэзии на существование тонкой гармонии в мире природы, загадку которой че­ловек обязан пытаться разгадать. Разлад с матерью-при­родой Тютчев, очевидно, принимал как трагическую оп­лошность, возникшую от непонимания законов природы. В последние годы творчества поэта посетила мысль, кото­рую он сформулировал в форме философской миниатюры:
    Природа — сфинкс.
    И тем она верней
    Своим искусом губит человека,
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней.
    Быть может, Тютчев, приглядевшись к жизни, от­крыл для себя, что главная причина разлада человека и природы — загадка природы — существует, как и ми­фическое существо сфинкс, лишь в воображении людей. Для чуткого читателя, думающего человека это дает вдох­новение и надежду, что гармония возможна, как и чувс­твовал это великий поэт.

  13. С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть:
    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    В России все — от мала до велика — знают это стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя гроза”, его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, прокатившейся над полем, лесом, садом, над зелеными просторами в России.
    Стихотворение “Весенняя гроза” по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.
    Необычной была судьба Тютчева-поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом “для немногих”. Когда-то И. С. Тургенев утверждал: “О Тютчеве не спорят, — кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. А Фет назвал Тютчева “одним из величайших лириков, существовавших на земле”.
    Тютчева принято называть певцом природы. Автор “Весенней грозы” и “Весенних вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования.
    Когда я читаю и перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа — такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек:
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Через обращение к природе Тютчев нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний.
    К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:
    Я встретил вас — и все былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое —
    И сердцу стало так тепло…
    Это одно из моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. Денисьевой. Именно с этой “последней любовью” связаны многие шедевры тютчевской лирики:
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Давно ль, гордясь своей победой,
    Ты говорил: она моя…
    Год не прошел — спроси и сведай,
    Что уцелело от нея?
    Или другие пронзительные строки:
    Чему молилась ты с любовью,
    Что, как святыню, берегла,
    Судьба людскому суесловью
    На поруганье предала.
    Эти и другие стихотворения (“Не говори: меня он, как и прежде, любит…”, “… Весь день она лежала в забытьи…”), взятые вместе, образуют так называемый “денисьевский цикл”, по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике.
    Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом, поднято до значения общечеловеческого.
    Тютчев писал о природе, писал о любви. Это давало, казалось бы, основание относить его к жрецам “чистой поэзии”. Но великий критик Н. А. Добролюбов находил, что поэту доступны “и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая душа, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни”. К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихотворение “Русской женщине”, рисующее беспросветную женскую долю в старой России:
    Вдали от солнца и природы,
    Вдали от света и искусства,
    Вдали от жизни и любви
    Мелькнут твои младые годы,
    Живые помертвеют чувства,
    Мечты развеются твои…
    И жизнь твоя пройдет незрима,
    В краю безлюдном, безымянном,
    На незамеченной земле, —
    Как исчезает облик дыма
    На небе тусклом и туманном,
    В осенней беспредельной мгле…
    В другом стихотворении — “Эти бедные селенья…” — несмотря на славянофильскую идеализацию терпения и смирения, якобы присущих русскому народу, сказались свойственные поэту гуманизм, гражданский пафос и чувство Родины:
    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа —
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа.
    Поэзия Тютчева — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху “старых поколений”, вынужденных уступить дорогу “новому, младому племени”. И в то же время он сам — детище нового века — несет в своей душе “страшное раздвоение”. Как ни горько ему плестись “с изнемождением в кости, навстречу солнцу и движенью”, он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а страшное влечение к настоящему.
    Не о былом вздыхают розы
    И соловей в ночи поет;
    Благоухающие слезы
    Не о былом Аврора льет, —
    И страх кончины неизбежной
    Не свеет с древа ни листа:
    Их жизнь, как океан безбрежный,
    Вся в настоящем разлита.
    Эти строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в “настоящем” было до конца дней присуще поэту.
    Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт “не писал, а лишь записывал свои стихи”, что как бы невольно сорвались с его пера, он не раз возвращался к записанному, подвергал стихи творческой переработке, добиваясь предельной ясности и точности образа.
    В своем знаменитом стихотворении “Silentium! (Молчание!)” поэт признавался:
    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь.
    Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй “таинственно-волшебных дум”, они, вопреки его собственному сомнению, всегда находят путь к сердцу другого.

  14. Ф. И. Тютчев — один из самых любимых и известных поэтов. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Еще в младших классах, сидя за партой, мы читаем по слогам и учим наизусть его стихотворения, которые покоряют своей выразительностью, образностью, какой-то неземной загадочностью и напевностью. Я до сих пор помню его стихи, которые впервые прочитал так давно:
    Зима недаром злится,
    Прошла ее пора —
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора…
    Сказочное сражение!.. Я так любил это стихотворение. Мне было весело от того, что Весна прогнала ведьму Зиму. Помню его стихотворение об осени:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора —
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…
    И до сих пор, как в детстве, меня захватывает, увлекает за собой тайна его стиха:
    Чародейкою зимою
    Околдован, лес стоит
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит…
    Читаю эти строки, и перед глазами появляются лес «под снежной бахромою» и «чародейка Зима», которая пленила «волшебным сном» все живое в этом лесу. Это — как сказка, как чудесные сны, которые снятся только в детстве.
    Позднее я узнаю Тютчева ближе, знакомлюсь с его уже. более серьезной лирикой. И чем больше я его читаю, тем интереснее, таинственнее, загадочнее становятся его стихи.
    Лирика Тютчева — одна из вершин русской поэзии XIX века. Тютчева часто называют поэтом мысли, но ему доступны самые разные оттенки человеческих настроений и страстей, ему присуще тонко развитое чувство природы. При жизни Тютчева его маленькие лирические произведения не сразу нашли дорогу к сердцу читателей. Слава пришла к нему лишь на шестом десятке лет. А сколько пришлось пережить, испытать за это время! Впервые его стихи были напечатаны в 1836 году в пушкинском «Современнике». И лишь в пятидесятом году вышел первый поэтический сборник его стихов.
    Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл человеческого бытия, жизнь природы, связь с ней человека, любовь.
    Важная особенность лирики Тютчева — ее космический характер. Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные картины, в которых небо противопоставлено земле, горы — долинам, север — югу. При этом поэт искренне верит, что у неба, звезд, гор, моря — своя, таинственная жизнь, и она притягивает его своей загадочностью:
    Не то, что мните вы, природа.
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Многие поэты XIX века уподобляли природу живому существу, но у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Он то чарует поэта гармоничной красотой, то внушает страх грозной хаотичностью.
    Вообще, поэзия Тютчева — это поэзия контрастов. Его излюбленные полюса — день и ночь. День обычно светел и лучезарен, он дарит блаженный покой. Но этот покой обманчив: под «покровом златотканным» мира дневного скрыт «древний хаос». Наступает ночь — и пробуждаются стихийные силы природы:
    …Но меркнет день — настала ночь;
    Пришла — и с мира рокового
    Ткань благодатного покрова
    Сорвав, отбрасывает прочь
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами
    Вот отчего нам ночь страшна
    Человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, какое-то двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение неотступно преследуют поэта:
    Стоим мы слепо пред Судьбою.
    Не нам сорвать с нее покров…
    Но Тютчев писал не только о природе, о бытии, о мироздании. У него есть изумительные стихи о любви — «денисьевский цикл», в который входят стихотворения, по-; священные Е, А. Денисьевой. Тютчев полюбил ее, когда ему было уже под пятьдесят. Это была его последняя любовь. В их любви не было безоблачного счастья. Для Тютчева она была «блаженно-роковой», для Денисьевой — «убийственной», а для них обоих — неотвратимой, как сама судьба. «Денисьевский цикл» — это одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.
    О, как убийственно мы любим,
    Как с буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей
    Среди стихов Тютчева есть такие, которые просто завораживают. Одно из них вот это:
    Душа хотела б стать звездой,
    Но не тогда, как с неба полуночи
    Сил светила, как живые очи,
    Глядят на сонный мир земной,
    Но днем, когда сокрытые, как дымом
    Палящих солнечных лучей,
    Они, как божества, горят светлей
    В эфире чистом и незримом.
    Когда я читаю эти строки — в душе какой-то трепет. Кажется, что вот-вот я пойму что-то очень для меня важное. Но, очарованный звучанием слов и зримостью картины, чувствуешь, что оттенки мысли поэта тебе еще недоступны, осознаёшь, что для понимания такую поэзию нужно читать еще и еще…
    Многие из тютчевских стихов стали хрестоматийными, многие положены на музыку. Вот, например, один из самых известных романсов на стихи Тютчева «Весенние воды»:
    Еще в полях белеет слёг,
    А воды уж весной шумят, —
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят…
    Кажется, сама вдохновенная музыка весны заговорила в этих строках. Композитор Сергей Рахманинов лишь воплотил ее хрустальную мелодию в своем романсе.
    Закончить свою работу я хочу строками из стихотворения А. Н. Апухтина «Памяти Ф. И. Тютчева»:
    Ни у домашнего простого камелька,
    Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
    Нам не забыть его, седого старика,
    С улыбкой едкой, с душою благосклонной!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *