Сочинение на тему поэзия в лирике пушкина

11 вариантов

  1. Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире?
    В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы…
    Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.
    Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом” также посвящено теме поэта и поэзии. Поэт тоскует о тех временах, когда он “писал из вдохновенья, не из платы”. Но слава лирического героя отобрала у него покой: “свет узнал и раскупил” его “сладкозвучные творенья”. Но “гоненье низкого невежды” и “восхищение глупца” вовсе не стоят того, чтобы творить ради них, считал Пушкин. Светская чернь недостойна вдохновения великого поэта. Восхищению толпы, славе в свете лирический герой предпочитает свободу. Но книгопродавец возражает:
    Наш век — торгаш; в сей век железный
    Без денег и свободы нет.
    Он хочет приобрести рукопись новой поэмы поэта и предлагает:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Что ж медлить?
    Поэт соглашается, но выражая свое согласие, резко переходит на прозу: “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”. Ведь в продаже своего творчества никакой поэзии нет. Поэту дан дар от Бога, он призван “глаголом жечь сердца людей”, а не продавать свои стихи. Но такова жизнь, и в этом – трагедия для истинного певца, для великого поэта.
    Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с “толпой”, то есть светской чернью, посвящены стихотворения “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”.
    В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт – обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”:
    Молчит его святая лира;
    Душа вкушает хладный сон,
    И меж детей ничтожных мира,
    Быть может, всех ничтожней он.
    Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”,
    На берега пустынных волн,
    В широкошумные дубровы…
    Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей.
    Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы:
    К какой он цели нас ведет?
    О чем бренчит? Чему нас учит? –
    толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них – пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство:
    Какая польза нам от ней? –
    говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”:
    Подите прочь – какое дело
    Поэту мирному до вас!
    В разврате каменейте смело,
    Не оживит вас лиры глас!
    Душе противны вы, как гробы.
    Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.
    Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.
    Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда
    …пускай толпа его бранит
    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
    И в детской резвости колеблет твой треножник.
    Об одиночестве поэта и непонимании читателей говорится и в стихотворении “Эхо”. Настроение автора в начале и в конце этого произведения неодинаково. В начале Пушкин рассказывает о том, как рождаются стихи. Любой звук побуждает поэта к творчеству, вселяет вдохновение: и рев зверя, и гром, и пение девушки, и крик пастухов. У поэта “на всякий звук” есть “свой отклик в воздухе пустом”. Именно поэтому певец и сравнивается с эхом. Но, как и эхо, ответа на свои “отклики” поэт не получает. Таким образом, концовка стихотворения печальна, ведь судьба поэта подчас трагична: не все его призывы пробуждают сердца людей, не всем близки его стихи.
    В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни. Александр Сергеевич желает сохранить независимость своего таланта от посягательств на него со стороны света. Этим настроением проникнуто стихотворение “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину?
    …Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться здесь и там…
    Именно это автор считает высшим счастьем, истинными правами. Это та цель, к которой, по мысли Александра Сергеевича, следует стремиться. Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. Обращаясь к Музе, автор призывает ее быть послушной “веленью Божию”, воспринимать равнодушно “хвалу и клевету” и, главное, “не оспоривать глупца”. Этот призыв обращен к поэту, которому предстоит творить в будущем.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

  2. Сквозь все творчество Пушкина проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Однако, как бы ни была трудна судьба по­эта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожи­дали, он все же осознанно избирает путь литературного творче­ства: «Мой жребий пал; я лиру избираю».
    Пушкин в своих стихах стремился осознать и передать силу воздействия поэзии на общество. Свои стремления он выразил элегии «Деревня».
    О, если б голос мой умел сердца тревожить!
    Почто в груди моей горит бесплодный жар
    И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?
    Пушкинское понимание роли поэта и поэзии наиболее полно выразилось в стихотворении «Пророк». Автор размышляет о том, куда должен двигаться поэт, чтобы его поэзия принесла пользу обществу. Здесь поэт отождествляется с пророком, призванным служить людям, тревожить их мысль, пробуждать к постижению жизни. С древних времен пророк представляется истолкователем божьей воли, беспристрастным судьей настоящего и предсказате­лем будущего. Пророк — всегда томим «духовной жаждою», он выступает защитником угнетенных. Трудный процесс превра­щения простого человека в глашатая истины и отражен в стихо­творении Пушкина. После прикосновения серафима поэту-пророку понятно все — «неба содроганье» и «дольней лозы про­зябанье». Серафим вырвал «грешный язык» и вложил в уста его «жало мудрыя змеи».
    И сердце трепетное вынул,

  3. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором. Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность. Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни. Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем. Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…
    Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
    Я вас люблю, — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный,
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
    Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
    Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, на что ты мне дана.
    Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
    Веленью божьему, о муза, будь послушна…
    Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…

  4. Одна из величайших заслуг Пушкина в том, что он утвердил ремесло поэта не только как непостыдное, но и как почетное. До этого поэзия была развлечением, дворянской забавой. Не существовало профессиональных поэтов — стихотворцы имели должности и чины, а писали «на досуге».
    Не случайно Николай I дал Пушкину чин камер-юнкера, напомнив ему: поэзия поэзией, но дворянин обязан служить.
    Пушкин бросил вызов обществу уже тем, что захотел жить на доходы от своих произведений. В тот момент в России это было почти невозможно: понятие авторских прав было весьма расплывчатым, а гонорары — чисто символическими. Большую роль играла и романтическая традиция: поэт — существо не от мира сего, не ему заботиться о материальных благах.
    Поэтому столь актуальным оказалось стихотворение Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом», написанное в 1824 году. Книгопродавец говорит:
    Вам ваше дорого творенье,
    Пока на пламени труда
    Кипит, бурлит воображенье;
    Оно застынет, и тогда
    Постыло вам и сочиненье.
    Позвольте просто вам сказать:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Последние две строки, ставшие крылатыми, четко выражают если не личную позицию Пушкина, то, во всяком случае, ту, которую он вынужден был занять.
    Почти через сто лет, в 1925 году, другой великий поэт, Марина Цветаева, напишет, имея в виду поэтический вечер: «Пережить стихи — да, написать стихи — да, прочесть стихи — да, навязывать билеты на стихи — нет».
    Лирика — слишком личная часть творчества, это запись по горячим следам. Когда стихотворение создано, к нему нет возврата. И потому нелепо пытаться пристраивать свои прожитые стихи.
    Но читатель в состоянии открыть их заново, увидеть в них себя — и снова пережить. Вот почему (не говоря уж о чисто денежных интересах) «можно рукопись продать».
    Каков поэт в представлении Пушкина? Самый возвышенный и глубокий образ поэта нарисован в стихотворении 1826 года «Пророк». Его герой, не удовлетворенный миром людей, томим «духовной жаждою». Когда она становится невыносимой, ему является шестикрылый серафим. Происходит чудесное превращение простого смертного в пророка.
    Вместо грешного языка он обретает «жало мудрыя змеи». Он получает право «глаголом жечь сердца людей».
    Неспроста пророка лишают трепетного человеческого сердца, заменив его пылающим углем. Огонь, жгущий поэта, — залог его великого терзания, которое и отличает Мастера от сочинителя.
    К пророку, лишенному всего и одаренного всем, взывает глас Божий, давая главное — вдохновение. До этого все зависело от воли самого человека: совершившиеся метаморфозы были вызваны его духовной работой. Но последнее превращение от него уже не зависит. Отныне ему не дано молчать.
    В 1923 году Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Мне нужно сказать вам безмерное: разворотить грудь. В беседе это делается путем молчаний. А у меня ведь только перо!» Перо — крест поэта.
    Но, размышляя о судьбе поэта, Пушкин говорил не только о высшем его назначении. Его волновал и вопрос так называемой «пользы». В юности он под влиянием будущих декабристов считал поэзию средством достижения политических целей. В 1817 году в оде «Вольность» позиция автора была сформулирована очень ясно:
    Приди, сорви с меня венок,
    Разбей изнеженную лиру…
    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Впоследствии Пушкин изменил свое мнение: он полемизировал с Рылеевым, стремившимся подчинить искусство конкретным практическим задачам. Показательно стихотворение 1828 года «Поэт и толпа». Чернь обращается к поэту со словами:
    Ты можешь, ближнего любя,
    Давать нам смелые уроки,
    А мы послушаем тебя.
    Но поэт с гневом отвечает:
    Не для житейского волненья,
    Не для корысти, не для битв,
    Мы рождены для вдохновенья,
    Для звуков сладких и молитв.
    Итак, цель поэзии не польза, не влияние на народ, не воспитание. Каждая душа развивается сама, ни один пророк не сделает это за нее. Потому поэт и не берется исполнять требование толпы. Цель поэзии — поэзия.

  5. 5
    Текст добавил: Играющая с огнём

    Всю жизнь Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощала которую Женщина. Возможно, именно благодаря этому тема любви в пушкинской лирике так многогранна. Его жизнь была полна увлечений: и глубоких, и мимолетных. Каждое из них рождало в душе мастера стихи.
    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» родилось как гимн высокого и светлого чувства Любви. Пушкин посвятил его А. П. Керн. Начинается стихотворение с воспоминаний о близком сердцу и прекрасном образе – «мимолетном видении», которое навсегда вошло в сознание автора. Это воспоминание подогревается горячим и трепетным чувством и мы невольно проникаемся этим благоговейным поклонением святыне красоты. Пушкин всецело отдается чувству, охватившему его, и отметает мелкие житейские неурядицы, считая их незначительными и ненужными, если речь идет о любви.
    Как ни удивительно, но самые привычные и обыкновенные слова, которые мы употребляем ежедневно, в произведениях Пушкина создают ощущение возвышенности, любви и радости.
    Недаром композитор М. И. Глинка написал романс на стихи великого поэта. Примечательно, что посвящен он был дочери Анны Петровны Керн. Так стихи и музыка были соединены с помощью любви, это создало гимн высокому чувству.
    Любовная лирика поэта являлась отражением его жизни, всего того, что было действительно пережито им и прочувствовано. Но каким бы это чувство ни было, оно всегда несет отпечаток нравственной чистоты и душевного благородства. Именно поэтому благодаря пушкинской лирике у многих поколений пробуждаются и будут пробуждаться «чувства добрые».
    Больше всего я люблю лирику этого великого поэта за её искренность, которую ощущаешь в каждой строчке.

    Вариант 2:

    Оцените этот вариант сочинения:
    1
    1
    1
    1
    1
    Рейтинг 3.98 [104 Голоса (ов)]
    Поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина безошибочно узнают его произведения с первых строк. И дело не в том, что они знакомы нам еще со школьной поры. Дело в особой подаче мысли, в стремлении сердечных порывов и искреннем повествовании автора.
    Многие стихотворения этого замечательного русского поэта звучат, как лирические песни. Переплетения боли и ликования, любви и отчаяния, логики и фантазии — в творениях автора каждый найдет для себя то, что неизменно затронет струны души.
    «Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…»
    Слышите? Здесь звучат переливы колокольчика, и тихое шуршание снежинок, и чуть слышная песнь утренней пташки… А в сердце зарождается радость и хочется лететь навстречу к чему-то новому, прекрасному! Каждая строка произведений Пушкина изящна и прекрасна. Только безгранично талантливый человек может создать такое чудо, которое даже спустя века будет понятно и актуально!
    Пушкину удавалось даже то, что не под силу другим именитым мастерам пера. Как можно творить, создавая лирические произведения, в которых затронуты различные темы? При этом каждое из них остается родственным по духу любому читателю.
    Восточная мудрость веет от его «Фонтана Бахчисарайского дворца» и «Подражания Корану», поражают воображение философские размышления поэта на тему библейских персонажей в произведениях «Демон» и «Свободы сеятель…», «Пророк»…
    Бесценный талант А. С. Пушкина позволял ему создавать уникальные шедевры литературного искусства, где даже злободневные темы превращались в лирику и она по сей день находит отклик в сердцах наших современников.

  6. Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни. В своем творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чье творчество можно достаточно четко разделить на периоды, обусловленные влиянием на автора различных литературных течений, его внутренней эволюции, а также обстоятельствами личной жизни.
    Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах.
    В стихотворении “Осгар” (1814) представлен образ старца-барда, взятый из баллад древнешотландского, якобы, поэта Оссиана.
    Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение “Городок” (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нем мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь:
    Он к солнцу воспарит,
    Превыше смертных станет,
    И слава громко грянет:
    “Бессмертен ввек пиит”.
    Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества Пушкина:
    Блажен, кто веселится,
    В покое, без забот,
    С кем втайне Феб дружится
    И маленький Эрот.
    Пушкин с немалой долей иронии выражает свое отношение к поэтам-современникам. В стихах этого периода можно найти подражание и Державину, и Батюшкову, но особенно много взял Пушкин у Жуковского, своего учителя в литературе. В стихотворении “Мечтатель” (1815) сквозь образ поэта-ленивца – любимца муз уже видится пассивный романтизм и переход к жанру унылой элегии, популярной в то время. Образ романтического поэта, страдающего и умирающего, воссоздан в элегии “Певец” (1816):
    Когда в лесах вы юношу видали,
    Встречая взор его потухших глаз,
    Вздохнули ль вы?
    Стихотворение “Лицинию” (1815) отражает отношение Пушкина к российской действительности, предвосхищает политический цикл петербургского периода. Здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
    В сатире праведной порок изображу
    И нравы сих веков потомству обнажу.
    Идея гражданского долга поэта нашла свое воплощение в период пребывания поэта в Петербурге (1817-1820): поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России. В этот период поэта занимает мысль о том, что закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха. Его исполнение вкупе с просвещением дает искомую вольность. Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”.
    Стихотворение “Деревня” (1819), состоящее из элегической и одической частей, сочетает в себе и концепцию творчества: “Учуся в истине блаженство находить, свободною душой закон боготворить, роптанью не внимать толпы непросвещенной”. В первой части звучат эпикурейские мотивы (“льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья”), постепенно переходя в осмысление поэзии как творческого труда:
    Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
    В уединенье величавом
    Слышнее ваш отрадный глас.
    Он гонит лени сон угрюмый,
    К трудам рождает жар во мне…
    Но, подойдя к основной мысли “Деревни”, поэт срывает маску умиротворенности с сурового и мрачного лица российской действительности. Резко меняется характер стиха, меняется и образ стихотворца. Надеясь на падение рабства “по манию царя”, Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность “сердца тревожить” и лишь сожалеет о том, что “витий-ственный грозный дар” дан ему в недостаточной степени, чтобы описать весь ужас взаимоотношений “барства дикого” и “рабства тощего”.
    Первая четверть девятнадцатого века в русской литературе отличалась разнообразием течений и стилей. Обращение Пушкина в период южной ссылки к романтизму было результатом не только личных обстоятельств жизни, впечатлений от общения с экзотической южной стороной,. но и фактом общего культурного состояния и увлечения молодежи того времени, ее разочарованностью в жизни и “преждевременной старости души”. Если в петербургский период лирический герой-поэт стремился к активному участию если не в политической, то в идейной жизни, то в южный период в его творчестве появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”:
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
    По грозной прихоти обманчивых морей.
    Но только не к брегам печальным
    Туманной родины моей.
    Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости или иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном в стихотворении “К морю” (1824):
    Прощай же, море! Не забуду
    Твоей торжественной красы
    И долго, долго слышать буду
    Твой гул в вечерние часы.
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.
    В несколько завуалированной форме концепция творческого начала как некоего сверхъестественного дара, не подчиняющегося земным законам, прослеживается в “Песне о Вещем Олеге” (1822):
    Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций романтизма. Так, в стихотворении “К Овидию” (1821) Пушкин проводит параллель между своей судьбой и судьбой римского поэта, также сосланного на берег Черного моря: “Не славой – участью я равен был тебе”.
    В период увлечения романтизмом стал четче вырисовываться образ лирического героя Пушкина, человека жизнерадостного, оптимистического, приемлющего жизнь во всех ее проявлениях. Образ вдохновения к этому периоду еще не приобрел четких очертаний, которые проявятся впоследствии.
    В стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824) мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
    Какой-то демон обладал
    Моими играми, досугом,
    За мной повсюду он летал,
    Мне звуки дивные шептал…
    Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы:
    Блажен, кто молча был поэт
    И, терном славы не увитый,
    Презренной чернию забытый,
    Без имени покинул свет!
    Книгопродавец соглашается с поэтом, правда, по другой причине: “Что слава! – Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата…”
    Проблема взаимоотношения поэта и общества и в дальнейшем волновала Пушкина. В стихотворении “Желание славы” (1825) известность признается необходимой для того, чтобы бросить ее к ногам любимой женщины, вызвать в ней чувство ревности.
    В стихотворении “Поэт и толпа” (1828) проводится мысль об избранности, отверженности и неподкупности творца, обличается стремление неблагодарной толпы повсюду искать практическую пользу (“печной горшок тебе дороже”). Это стихотворение вызвало ряд критических откликов. В первую очередь, это касалось того, кого же имел в виду Пушкин под словом “толпа”? Очевидно, людей, далеких от подлинного искусства, видящих в нем лишь материальные ценности. В сонете “Поэту” (1830) этот принцип возводится в абсолют:
    Ты царь: живи один.
    Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. То, что именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие, подчеркивается в другом стихотворении, написанном в михай-ловской ссылке, – “Поэт” (1827). До прихода вдохновения поэт “меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней”, но “лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел”.
    Та же идея, но более поэтически четко выражена в стихотворении “Пророк” (1826). Лирический герой “влачится” в “пустыне мрачной”, “томим духовной жаждой”, жаждой творчества. Вдруг появляется серафим, посланник Бога, наделяющий поэта сверхслухом, сверхзрением, что символизирует напряженную духовную жизнь поэта, муки его совести и творчества. Но даже и теперь поэт – “труп”, лежащий в пустыне. Лишь “бога глас… воззвал: “Восстань, пророк, и виждь, и внемли”, – как человек превращается в истинного поэта, высокой миссией которого является “глаголом жечь сердца людей”.
    Особняком в творчестве Пушкина стоят “Послания цензору”, написанные в первой половине 20-х годов, представляющие собой послания к цензору Бирюкову. Они по сути являются литературными статьями в стихах, отражающими взгляд автора на различные художественные произведения, задачи цензуры и культурную политику правительства.
    С возрастом в поэзии Пушкина проявляется тенденция отхода от представлений о творчестве как о забаве, безвинной шалости или как о средстве воздействия на общество. Поэзия все более понимается как путь к духовному совершенству. Вдохновение уже само по себе является наградой за все гонения, претерпеваемые в жизни поэтом:
    Давно, усталый раб, замыслил я побег
    В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство может, в конечном счете, “прах пережить и тленья убежать”, подняться “выше Александрийского столпа”. Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать “чувства добрые”, в “жестокий век восславлять свободу”. Искусство не должно зависеть от мнения “черни”:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца.
    Именно этим принципам и следовал Пушкин на протяжении всей своей жизни.

  7. 7
    Текст добавил: *_*УжАсНо КрУтАя*_*

    Богоборчество Пушкина, достигшее своего пика в годы романтизма, к 1825 году стало затихать. После возвращения в Москву поэт все чаще обращается к Богу, встает на путь искания веры, и в его стихах звучат библейские и евангельские мотивы. В стихотворении «Пророк» отразилось превращение поэта- романтика в поэта-реалиста, происходит соединение автобиографического (частного) и общего. Стихотворение открывается описанием духовного кризиса, поиска Бога, стремления к диалогу с ним. Поэт желает обрести не только новое видение жизни и новое мировоззрение, но и обрести новый поэтический язык.
    Спор с романтиками Пушкин продолжил в стихотворении «Поэт». Поэт- небожитель, поэт-пророк, избранник небес — излюбленный мотив романтической поэзии, наравне с темой противостояния поэта и толпы. Стихотворение разбивается на две части, которые контрастируют друг с другом с помощью союза «но». Пушкин в этом произведении не только рассуждает о том, что есть поэт, но и декларирует независимость творца:
    К ногам народного кумира Не клонит гордой головы .
    В стихотворении «Поэт и толпа» обозначается ключевой для поэзии XIX и XX веков спор сторонников «чистого искусства», или «искусства для искусства» и «полезного искусства», то есть утилитарного, гражданской поэзии. В 1860-е годы критики Добролюбов, Писарев и Чернышевский ошибочно будут считать, что Пушкин стоял у истоков «искусства для искусства» в России, но на самом деле стихотворение «Поэт и толпа» не является манифестом романтизма: в нем утверждается новое реалистическое понимание назначения поэзии — принцип свободы как основополагающий у писателя-реалиста. Для Пушкина на первом месте стоит принцип творческой свободы поэта: он должен быть независим от власти, от издателей, от вкусов читателей, и именно в таком ключе следует понимать стихотворение «Поэт и толпа», которое первоначально называлось «Поэт и чернь» (чернь — не народ, а высший свет, враждебные критики, непонимающие читатели), и стихотворение 1830 года «Поэту».
    К списку произведений, где Пушкин размышляет о поэзии, надо отнести стихотворение «Арион», где политические перемены метафорично изображены в виде стихии. Читатель видит, что Пушкин изменился, но остался верен декабристским идеалам гражданского понимания назначения поэзии:
    Пловцам я пел. Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный.
    Погиб и кормщик и пловец! —
    Лишь я, таинственный певец,
    На берег выброшен грозою,
    Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.
    В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин также размышляет над темой поэта и поэзии. Но замысел этого произведения ему не принадлежит, это преемственная поэтическая традиция, уходящая своими корнями в глубокую древность. У Горация есть стихотворение «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»), вольно переложенное Ломоносовым под названием «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»; Державин в свое время написал оду «Памятник»; но если все предыдущие произведения сравнивают славу поэта с величием пирамид, то Пушкин нашел более современный аналог — Александрийский столп:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
    В первую очередь Пушкин осознает свою заслугу в том, что вложил в умы своих читателей идею гуманизации, «восславил Свободу» и «милость к падшим призывал».

  8. В лирике А. С. Пушкина Тема сочинения поэта и поэзии занимает очень важное место. Вполне понятен интерес Пушкина к этой теме. Один из гениальнейших поэтов мирового значения, прекрасно знакомый с поэзией всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, он написал более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо», «Памятник» – вот важнейшие стихотворения Пушкина на эту тему.
    Кто такой поэт? Каково его место в обществе? Каким должно быть его творчество? Как он должен относиться к окружающему миру? Посмотрим, какие ответы дает Александр Сергеевич на эти нелегкие вопросы.
    Рассматривая эту тему в лирике Пушкина, мне кажется, что прежде всего нужно обратиться к его шедевру «Пророк». Это стихотворение, написанное в 1826 году, рассказывает читателю о духовных качествах и назначении поэта. Название и содержание произведения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим «духовной жаждой», и тут ему является посланник Божий ‘шестикрылый серафим». Он наделяется необычной для человека остротой видения:
    Перстами легкими, как сон,
    Моих зениц коснулся он.
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    А далее:
    Моих ушей коснулся он, –
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полёт,
    И гад морских подводный ход,
    И дальней лозы прозябанье
    Теперь поэт одарен тонким чувством восприятия жизни, он избавлен от сомнений и страха, но этого мало:
    И он мне грудь рассёк мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнём,
    Во грудь отверстую водвинул
    Итак, поэт, по мнению Пушкина, должен стремиться к знанию и моральной чистоте, он должен обладать гениальной прозорливостью, способностью видеть и понимать то, что часто недоступно обычным людям, а главное, даром речи, душой, способной глубоко чувствовать и переживать. Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, – возлагают на него трудную задачу. Его миссия – «глаголом жечь сердца людей», то есть нести людям правду, бороться со злом, способствовать прогрессу жизни, пробуждать в душе человека лучшее, что есть в нем.
    Стихотворение «Эхо» также немаловажно рассмотреть для более ясного понимания мыслей Пушкина о поэте. Написанное в 1831 году, оно отражает настроение поэта в момент наибольшего обострения отношений его с дворянским обществом. Поэт чувствует себя одиноким среди пустых людей, занятых погоней за ничтожными целями. Светское общество не понимало и не ценило творческой деятельности поэта, было чуждо и враждебно ему.
    Все стихотворение – это как бы одно большое сравнение: поэт подобен эху. Как эхо откликается на все звуки мира, так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей его жизни. Но, подобно же эху, поэт не находит отклика своим призывам.
    21 августа 1836 года Пушкин написал стихотворение «Памятник». Это произведение как бы является поэтическим выражением многолетних раздумий гениального поэта над вопросами о назначении искусства, о существенных сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной и народом. Он говорит о том, что к его «нерукотворному памятнику» «не зарастет народная тропа», то есть народ будет обращаться к его произведениям как к неиссякаемому источнику идейно -нравственных и художественных ценностей. Великий поэт считает, что его ответственная миссия выполнена:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал?
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Поэт обращался ко всем народам своей Родины как к равным членам одной семьи («и назовет меня всяк сущий в ней язык. И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык»).
    Памятник поэта вознесся над «главою непокорной» выше Александрийского столпа. Пушкин имел право говорить об этом. Никакие преследования правительства и его прислужников не сломили свободолюбивых взглядов.
    В идейно – художественном отношении «Памятник» Пушкина стоит неизмеримо выше, чем стихотворения на ту же тему, созданные предшественниками поэта (Гораций, Ломоносов, Державин). Насколько значительнее в общественно – политическом отношении заслуги Поэта (с большой буквы Поэта!) перед народом, отмеченные им в своем «Памятнике»: борьба за свободу, защита угнетенных («падших»), воспитание «добрых чувств».
    Итак, твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению «непосвященных». Именно верность этим принципам и ведет его к бессмертию. Стихотворение «Памятник» является завещанием русской поэзии:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

  9. 9
    Текст добавил: Адвокат Канала

    Образ поэта и тема самой поэзии занимает  большое место в творчестве Пушкина. Конечно, это важная и близкая Александру Сергеевичу тема.
    Много у него стихов с названиями типа «стихотворцу», «поэту» такому и такому… Часто Пушкин посвящает стихи Музе – символу самой поэзии.
    Одно стихотворение Александр Сергеевич посвятил даже чернильнице! Тут  он говорит о том, что эта незаметная вещица – его поэтическая спутница. Она постоянно с ним в минуты вдохновения, то над ней витает волшебное облако, то она засыхает. Это метафорически говорит о периодичности в творчестве. И тут же он представляет, как когда-нибудь эту чернильницу заберёт другой поэт. Те, кто далёк от сочинительства, не обратят внимания, но другой поэт поймёт. Не обязательно, что он станет её использовать, но она займёт почетное место. Это о преемственности в поэзии. Конечно, Пушкин не очень бы хотел, чтоб его копировали. Однако важно, когда его наследие ценят и понимают.
    Часто он с иронией говорит о «рифмачах». (Стихи – «плюх и бух». Это из «Истории стихотворца».)  Также он смеётся над расчётливыми искателями почестей… На них он своими стихами готов ставить клеймо.
    К критикам обычно Пушкин относится плохо, но иногда  даже жалеет их, так как им надо читать всю бесталанную «муть. Тут он рисует и портрет идеального критика-защитника поэзии. Но в реальности такого, правда, не существует… В стихотворении «Цензору» герой представлен глупым, с семьёй, на которую просто нужны деньги.
    С другой стороны Пушкин понимает, что все – просто люди. И в стихотворении «Поэт» показывает, что его коллега –простой человек, но это пока он без вдохновенья. Как только приходят строки, человек преображается. Также поэт обращается и к рифме в одноименном стихотворении. Она для него – чудо.
    Поэзия меняет и тех, кто пишет, но и тех, кто читает. В стихотворении «Сонет» Пушкин подчеркивает, что даже суровый человек не презирает стихов. Своим творчеством Поэт может разбудить толпу. Его образ даже сходен с пророком. Поэт одинок, у него есть свой алтарь, на которые другие плюют. Настоящий поэт любит только рифмы и идеи, он сам себе судья.  В «Поэт и толпа» Пушкин слышит просьбу черни учить и возвышать, но он смеётся, так как на поводу у толпы никогда не пойдёт даже ради благой цели.

  10. Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни. В своем творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чье творчество можно достаточно четко разделить на периоды, обусловленные влиянием на автора различных литературных течений, его внутренней эволюции, а также обстоятельствами личной жизни.
    Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах.
    В стихотворении “Осгар” (1814) представлен образ старца-барда, взятый из баллад древнешотландского, якобы, поэта Оссиана.
    Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение “Городок” (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нем мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь:
    Он к солнцу воспарит,
    Превыше смертных станет,
    И слава громко грянет:
    “Бессмертен ввек пиит”.
    Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества Пушкина:
    Блажен, кто веселится,
    В покое, без забот,
    С кем втайне Феб дружится
    И маленький Эрот.
    Пушкин с немалой долей иронии выражает свое отношение к поэтам-современникам. В стихах этого периода можно найти подражание и Державину, и Батюшкову, но особенно много взял Пушкин у Жуковского, своего учителя в литературе. В стихотворении “Мечтатель” (1815) сквозь образ поэта-ленивца – любимца муз уже видится пассивный романтизм и переход к жанру унылой элегии, популярной в то время. Образ романтического поэта, страдающего и умирающего, воссоздан в элегии “Певец” (1816):
    Когда в лесах вы юношу видали,
    Встречая взор его потухших глаз,
    Вздохнули ль вы?
    Стихотворение “Лицинию” (1815) отражает отношение Пушкина к российской действительности, предвосхищает политический цикл петербургского периода. Здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
    В сатире праведной порок изображу
    И нравы сих веков потомству обнажу.
    Идея гражданского долга поэта нашла свое воплощение в период пребывания поэта в Петербурге (1817-1820): поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России. В этот период поэта занимает мысль о том, что закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха. Его исполнение вкупе с просвещением дает искомую вольность. Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”.
    Стихотворение “Деревня” (1819), состоящее из элегической и одической частей, сочетает в себе и концепцию творчества: “Учуся в истине блаженство находить, свободною душой закон боготворить, роптанью не внимать толпы непросвещенной”. В первой части звучат эпикурейские мотивы (“льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья”), постепенно переходя в осмысление поэзии как творческого труда:
    Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
    В уединенье величавом
    Слышнее ваш отрадный глас.
    Он гонит лени сон угрюмый,
    К трудам рождает жар во мне…
    Но, подойдя к основной мысли “Деревни”, поэт срывает маску умиротворенности с сурового и мрачного лица российской действительности. Резко меняется характер стиха, меняется и образ стихотворца. Надеясь на падение рабства “по манию царя”, Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность “сердца тревожить” и лишь сожалеет о том, что “витийственный грозный дар” дан ему в недостаточной степени, чтобы описать весь ужас взаимоотношений “барства дикого” и “рабства тощего”.
    Первая четверть девятнадцатого века в русской литературе отличалась разнообразием течений и стилей. Обращение Пушкина в период южной ссылки к романтизму было результатом не только личных обстоятельств жизни, впечатлений от общения с экзотической южной стороной,. но и фактом общего культурного состояния и увлечения молодежи того времени, ее разочарованностью в жизни и “преждевременной старости души”. Если в петербургский период лирический герой-поэт стремился к активному участию если не в политической, то в идейной жизни, то в южный период в его творчестве появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”:
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
    По грозной прихоти обманчивых морей.
    Но только не к брегам печальным
    Туманной родины моей.
    Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости или иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном в стихотворении “К морю” (1824):
    Прощай же, море! Не забуду
    Твоей торжественной красы
    И долго, долго слышать буду
    Твой гул в вечерние часы.
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.
    В несколько завуалированной форме концепция творческого начала как некоего сверхъестественного дара, не подчиняющегося земным законам, прослеживается в “Песне о Вещем Олеге” (1822):
    Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций романтизма. Так, в стихотворении “К Овидию” (1821) Пушкин проводит параллель между своей судьбой и судьбой римского поэта, также сосланного на берег Черного моря: “Не славой – участью я равен был тебе”.
    В период увлечения романтизмом стал четче вырисовываться образ лирического героя Пушкина, человека жизнерадостного, оптимистического, приемлющего жизнь во всех ее проявлениях. Образ вдохновения к этому периоду еще не приобрел четких очертаний, которые проявятся впоследствии.
    В стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824) мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
    Какой-то демон обладал
    Моими играми, досугом,
    За мной повсюду он летал,
    Мне звуки дивные шептал…
    Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы:
    Блажен, кто молча был поэт
    И, терном славы не увитый,
    Презренной чернию забытый,
    Без имени покинул свет!
    Книгопродавец соглашается с поэтом, правда, по другой причине: “Что слава! – Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата…”
    Проблема взаимоотношения поэта и общества и в дальнейшем волновала Пушкина. В стихотворении “Желание славы” (1825) известность признается необходимой для того, чтобы бросить ее к ногам любимой женщины, вызвать в ней чувство ревности.
    В стихотворении “Поэт и толпа” (1828) проводится мысль об избранности, отверженности и неподкупности творца, обличается стремление неблагодарной толпы повсюду искать практическую пользу (“печной горшок тебе дороже”). Это стихотворение вызвало ряд критических откликов. В первую очередь, это касалось того, кого же имел в виду Пушкин под словом “толпа”? Очевидно, людей, далеких от подлинного искусства, видящих в нем лишь материальные ценности. В сонете “Поэту” (1830) этот принцип возводится в абсолют:
    Ты царь: живи один.
    Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. То, что именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие, подчеркивается в другом стихотворении, написанном в михай-ловской ссылке, – “Поэт” (1827). До прихода вдохновения поэт “меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней”, но “лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел”.
    Та же идея, но более поэтически четко выражена в стихотворении “Пророк” (1826). Лирический герой “влачится” в “пустыне мрачной”, “томим духовной жаждой”, жаждой творчества. Вдруг появляется серафим, посланник Бога, наделяющий поэта сверхслухом, сверхзрением, что символизирует напряженную духовную жизнь поэта, муки его совести и творчества. Но даже и теперь поэт – “труп”, лежащий в пустыне. Лишь “бога глас… воззвал: “Восстань, пророк, и виждь, и внемли”, – как человек превращается в истинного поэта, высокой миссией которого является “глаголом жечь сердца людей”.
    Особняком в творчестве Пушкина стоят “Послания цензору”, написанные в первой половине 20-х годов, представляющие собой послания к цензору Бирюкову. Они по сути являются литературными статьями в стихах, отражающими взгляд автора на различные художественные произведения, задачи цензуры и культурную политику правительства.
    С возрастом в поэзии Пушкина проявляется тенденция отхода от представлений о творчестве как о забаве, безвинной шалости или как о средстве воздействия на общество. Поэзия все более понимается как путь к духовному совершенству. Вдохновение уже само по себе является наградой за все гонения, претерпеваемые в жизни поэтом:
    Давно, усталый раб, замыслил я побег
    В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство может, в конечном счете, “прах пережить и тленья убежать”, подняться “выше Александрийского столпа”. Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать “чувства добрые”, в “жестокий век восславлять свободу”. Искусство не должно зависеть от мнения “черни”:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца.
    Именно этим принципам и следовал Пушкин на протяжении всей своей жизни.
    Беру!

  11. А. С. Пушкин рано начал ощущать себя поэтом. Известно, что писать стихи он начал, еще учась в Лицее. Именно здесь будущий великий поэт осознал свое предназначение, свой смысл существования. Однако размышлять о земной миссии Художника слова, искать ответы на мучительные вопросы творчества Пушкин будет на протяжении всей своей жизни.
    Так, стихотворение «Поэт» (1827) на мой взгляд, в полной мере отражает пушкинскую концепцию поэта и поэзии. В этом произведении художник слова предстает существом, отмеченным Богом, наделенным частью его силы, но в то же время обычным, земным человеком.
    Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается — это уже человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол».
    В этот момент свою прежнюю жизнь поэт оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается его душа: «Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел».
    Позднее, в стихотворении «Эхо» Пушкин создает емкую метафору, в которой выразил закон существования поэта в мире: поэт — эхо мира — слышит и отражает все его звуки, но самого художника не может выразить никто:
    Ты внемлешь грохоту громов,
    И гласу бури и валов,
    И крику сельских пастухов —
    И шлешь ответ;
    Тебе ж нет отзыва…
    Наверное, самым значимым, во многом обобщающим, стихотворением, отражающим представления Пушкина о роли поэта и поэзии, является его «Пророк» (1826). Думаю, что поэт и пророк, образы которых не раз встречаются в пушкинской лирике, имеют немало общего («вещие» зрение и слух) и одинаково важны для людей. Бог — и никто другой — призывает обоих к служению. Можно сказать, что поэт — своеобразный вариант пророка на земле, который воздействует на людей через свое творчество, через слово.
    Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей. От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, люди ждут огненных слов. Бог посылает поэта в мир, чтобы тот «глаголом» жег людские сердца, то есть передавал в слове жар своего сердца (оно — «угль, пылающий огнем»):
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Важно отметить, что в процессе «преображения, превращения» сам поэт испытывает страшные муки — за свою «избранность» он платит кровью и слезами: «Как труп в пустыне я лежал». Возможно, поэт и сам не всегда рад собственной миссии, но в эти моменты он превращается в «проводника». Художник должен выполнять то, что велит ему высшая сила:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Но нельзя думать, будто поэт совершенно лишен собственной воли. Бог наделяет художника «избранными» качествами — он может видеть и узнавать то, что недоступно простым смертным. Однако поэт, отражая мир, может придумывать свои средства для его отражения, то есть поэт полностью свободен в выборе всех творческих способов. С помощью них поэт обращается к людям, открывая им правду о жизни и о них самих.
    Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. Стихотворение «Поэт и толпа» – тому подтверждение. Твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению «непосвященных».
    Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию. Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”(1836), Пушкин был особенно горд тем, что соответствовал высокому идеалу поэта, провозглашенному в его поэтических манифестах. «Слово» и «дело» поэта совпали. Чеканная последняя строфа стихотворения подводит итог пушкинским размышлениям о свободе и звучит как завещание русской поэзии:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца.
    Таким образом, размышления о предназначении поэта и поэзии занимают одно из главных мест в творчестве А. С. Пушкина. По его мнению, поэт и его творчество принадлежат к высшему миру. Их миссия на этой земле — раскрывать людям правду о них самих и о жизни в целом, о законах Вселенной.
    Творческий путь труден и тернист, он посвящен служению человечеству, однако истинным судьей для поэта может быть лишь он сам и Господь Бог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *