Сочинение на тему покровский собор

8 вариантов

  1. Я не москвичка, но,  как и все, знаю, что на  Красной площади находится храм Василия Блаженного. Из рассказов старших я знала, что Василий Блаженный – это юродивый, живший в Подмосковье во второй половине 15 века, которого знали все – от самого Ивана Грозного до последнего нищего. Внутреннему взору Блаженного были доступны не только мысли других людей – он чудесным образом видел то, что происходило в отдалении; мог предсказывать события и упреждать их. Когда он скончался, вся Москва вышла его хоронить. Сам Иван Грозный с боярами несли гроб. Похороны сопровождались чудесами: больные, прикоснувшись к гробу, исцелялись; по городу разлилось дивное благоухание…  Я думала, что именно в честь Василия Блаженного и был воздвигнут  и назван храм.
    В прошлом году я впервые побывала в Москве. С особым чувством, характерным, думаю, многим, впервые оказавшимся в столице, вышагивала я по Красной площади. Каково же было моё удивление, когда услышала я, что этот храм называют Собором Покрова Пресвятой Богородицы. Ужасно огорчившись своей неосведомлённости, обратилась к различным информационным источникам и вот что узнала.
    В честь победы над Казанским ханством Иван Грозный приказал построить на месте старой церкви на Рву у стен Кремля новый храм «о восьми главах» – по числу одержанных побед. «Отец мой, Василий Иоаннович, воздвиг храм в Коломенском в честь рождения моего. Я же восхотел поставить памятник в честь казанской победы…», – так возникла идея создания одного из обетного храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Заняться этим было поручено «мастеру каменных дел» Ивану Яковлеву Барме. Из-за ревностного выполнения всех религиозных постов он был  прозван   Постником. Очень долго рисовал Постник план будущего храма, но безуспешно. И тогда вопреки воле царя зодчий решил построить девятиглавый храм. Так у Спасских ворот расцвёл фантастический каменный цветок.
    Есть ещё одна версия – собор сооружали западноевропейские мастера, скорее всего, итальянские, из числа тех, которые возводили Кремль. Но народная молва не захотела сохранять в памяти чужеземные имена и оставила только русское имя – помощника заморских архитекторов. Какая версия истинная, теперь сказать трудно.
    У Покровского собора есть ещё одна интересная тайна. В честь взятия Казани Ивану Грозному подарили шапку, названную казанской, хранящейся теперь в Музее-заповеднике «Московский Кремль». Эта шапка являет собой как бы прототип собора Василия Блаженного – она схематичное его изображение. В центре главный «купол», который венчают главка и макушка. Вокруг него восемь так называемых золотых наверший, то есть те самые восемь церквей. Отсюда возникла ещё одна версия: царь дал задание соорудить Покровский собор по образу и подобию Казанской шапки. А кто был «архитектором» шапки, осталось неизвестным.
    Как бы там ни было, а царский наказ был выполнен. Красным и белым пестрели стены, ослепительным серебром сияли купола.
    Основу построения Покровского собора образует стройный и вытянутый главный шатёр, увенчанный небольшой главкой.  Крытый зелёной черепицей, с кое-где вспыхивающими огоньками зелёными изразцами, похожими на изумруды, окружён он был четырьмя более низкими и массивными башнями с мощными главами. Между ними расположены другие четыре, ещё меньшие главы.
    Средний шатёр поднимается над боковыми, более  тяжелыми и  массивными, и как бы выражает стремительное движение вверх. Мелкие главки по углам служат промежуточной ступенью, своей стройностью они  похожи на средний шатёр, а по форме – на боковые. Все столпообразные церкви связаны между собой крутыми переходами, которые увенчаны луковичными куполами. По архитектурному убранству ни одна церковь не повторяет другую.
    Архитектурные декорации собора были выполнены из белого камня и сперва сплошь покрывали кирпичные стены. Богатство декоративных форм придавало ему сказочный характер, какого не имел ни один древнерусский храм.  Покровский собор был создан на грани двух миров – Востока и Запада, образовывал благоустроенное и упорядоченное целое: каждая часть его свободно ширилась, тянулась кверху и росла, как пышный цветок. Существует легенда, что Иван Грозный, поражённый такой красотой, спросил Постника, может ли он возвести ещё лучшую церковь. Тот ответил утвердительно. И подписал себе приговор: царь приказал выколоть Постнику глаза, чтобы ничего лучшего он никогда создать больше не смог.
    Считается, что Собор Покрова Пресвятой Богородицы является одним из самых ярких памятников древнерусского зодчества. По отзывам приезжих иностранцев, это сооружение можно было смело отнести к восьмому чуду света.
    Но вернусь к Василию Блаженному, которого боялись бояре и сам Иван Грозный. Он постоянно изобличал ложь и лицемерие, сыпал остротами и говорил колкости, не боялся в лицо царю произносить дерзости.  После смерти юродивого похоронили рядом с собором. Позднее на месте его погребения по повелению царя Фёдора Иоанновича возник придел Василия Блаженного, давший позднее название собору.
    Я живу далеко от Москвы, более 460 лет отделяют меня от начала строительства одного из основных памятников страны, стоящего на Красной площади, и  более 70 лет – от дня, когда у стен храма проходил парад Победы. Но я точно знаю, что победить русский народ, имеющий такую силу духа и духовных защитников, невозможно.

  2. Свободная тема – «П». Сочинения на свободную тему – Покровский собор (сочинение-описание)

    Покровский собор (сочинение-описание)

    Храмы всегда были символом духовной жизни человека. Они поднимали человека от земли к небу, обращали его душу к Богу. Создавая храмы, люди выбирали для них самые лучшие места под солнцем, самые светлые и высокие. Издревле на них не жалели ни времени, ни сил, ни денег. Они были главным в жизни людей и города. Первые храмы на Слобожанщине сооружали переселенцы из Приднепровья и Правобережья одновременно с созданием первых поселений.
    В 1657 году в Харькове была построена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, размещавшаяся немного южнее современного Успенского собора, в котором находится теперь органный зал.
    К концу XVII века в городе было шесть деревянных и два каменных храма. Один из них — Покровский, единственный дошедший до нас, и притом почти в первоначальном виде. Церковь эту строили казаки, проживавшие на ближайшем хуторе у берега Лопани. Это были опытные мастера, знакомые с народным зодчеством Украины и приемами московской архитектуры.
    По композиции церковь подобна трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящими колокольнями, но она двухэтажная.
    В подклети расположена церковь во имя Трех Святителей, а на верхнем этаже — опоясанная «гульбищем» (галереей) однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Восьмигранные башенки верхнего храма как бы делятся на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части достигает почти пятидесяти метров.
    В конце XVIII века верхняя церковь была превращена в кафедральный собор, где помещалась почитаемая харьковчанами чудотворная икона Пресвятой Богородицы Озерянской, которую переносили сюда с 30 сентября по 22 апреля из Курянского монастыря крестным ходом. В усыпальнице погребали видных священнослужителей и особо именитых граждан, в том числе из рода Квиток.
    В двадцатые годы, после революции, храм и мужской монастырь, почти двести лет служивший обителью тех, кто посвятил свою жизнь Всевышнему, закрыли. Почти семьдесят лет понадобилось для восстановления справедливости. Но она восторжествовала. Территория храма освободилась от музеев и танков времен Отечественной войны — они перекочевали на площадь на другой стороне улицы. А во дворе церкви сейчас здание Епархии и возведенный в честь тысячелетия крещения Руси памятник Христу (едва ли не единственный в Украине). Островок живой истории, непрекращающейся жизни духа в современном цивилизованном городе, прямо в центре его. Стоит только войти в открытую резную калитку…
    pokrovskij-soborпокровский собор (сочинение-описание)
    Храмы всегда были символом духовной жизни человека. Они поднимали человека от земли к небу, обращали его душу к Богу. Создавая храмы, люди выбирали для них самые лучшие места под солнцем, самые светлые и высокие. Издревле на них не жалели ни времени, ни сил, ни денег. Они были главным в жизни людей и города. Первые храмы на Слобожанщине сооружали переселенцы из Приднепровья и Правобережья одновременно с созданием первых поселений.
    В 1657 году в Харькове была построена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, размещавшаяся немного южнее современного Успенского собора, в котором находится теперь органный зал.
    К концу XVII века в городе было шесть деревянных и два каменных храма. Один из них — Покровский, единственный дошедший до нас, и притом почти в первоначальном виде. Церковь эту строили казаки, проживавшие на ближайшем хуторе у берега Лопани. Это были опытные мастера, знакомые с народным зодчеством Украины и приемами московской архитектуры.
    По композиции церковь подобна трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящими колокольнями, но она двухэтажная.
    В подклети расположена церковь во имя Трех Святителей, а на верхнем этаже — опоясанная «гульбищем» (галереей) однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Восьмигранные башенки верхнего храма как бы делятся на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части достигает почти пятидесяти метров.
    В конце XVIII века верхняя церковь была превращена в кафедральный собор, где помещалась почитаемая харьковчанами чудотворная икона Пресвятой Богородицы Озерянской, которую переносили сюда с 30 сентября по 22 апреля из Курянского монастыря крестным ходом. В усыпальнице погребали видных священнослужителей и особо именитых граждан, в том числе из рода Квиток.
    В двадцатые годы, после революции, храм и мужской монастырь, почти двести лет служивший обителью тех, кто посвятил свою жизнь Всевышнему, закрыли. Почти семьдесят лет понадобилось для восстановления справедливости. Но она восторжествовала. Территория храма освободилась от музеев и танков времен Отечественной войны — они перекочевали на площадь на другой стороне улицы. А во дворе церкви сейчас здание Епархии и возведенный в честь тысячелетия крещения Руси памятник Христу (едва ли не единственный в Украине). Островок живой истории, непрекращающейся жизни духа в современном цивилизованном городе, прямо в центре его. Стоит только войти в открытую резную калитку…

  3. Одним из самых ярчайших памятников древнерусской архитектуры является Собор Василия Блаженного. С давних времен он восхищает путешественников, туристов, да и самих москвичей. Он стал своеобразным национальным символом России.
    Теперь немного истории… В 50-х годах 16 века по указанию Ивана Грозного и в честь его победы над астраханским и Казанским ханством был заложен храм Святой Троицы. Через несколько лет было решено построить на месте Святой Троицы собор покрова Богородицы. Позже в стенах храма был захоронен юродивый Василий Блаженный, который и дал собору второе название. Предполагается, что авторы собора – русские зодчие Постник и Барма. Есть предание, согласно которому Иван Грозный приказал ослепить двух архитекторов собора, чтобы они больше нигде не смогли построить такой красоты сооружение. Современные же историки склоняются к версии о том, что создателем собора на самом деле один человек Иван Яковлевич Барма, прозвали его Постником, потому что он придерживался строгого поста.
    Сам собор – это одна композиция, состоящая из восьми столпообразных церквей, которые окружают последний – самый высокий – храм, завершенный шатром. У каждой церкви есть свое имя: церкви назывались по именам святых, в чей день происходило какое-то значимое на Руси событие. К примеру, церковь в центре носит название Покрова Богоматери – это день взятия Казани.
    Купола, возвышающиеся на каждой церкви имеют форму луковицы и в архитектурном плане не походили друг на друга. Каждый из куполов украшают карнизы, кокошники, окна и ниши. А общее впечатление от собора – ощущение праздника.
    Вплоть до конца 17 в собор Василия Блаженного был самым высоким зданием во всей Москве (60 м) .
    Собор Василия Блаженного вмещает девять иконостасов, и имеет около четырехсот древних икон от 16 до 19 веков, которые являются лучшими образцами новгородской, а также московской иконописных школ. На стенах собора нанесены фрески и масляная живопись 16-19вв. Кроме того, Собор располагает портретной и пейзажной живописью 19 в. и церковной утварью 16-19 вв. Среди исторически ценных экспонатов можно выделить потир 17 века, который принадлежал царю Алексею Михайловичу.
    В 1920-х годах собор Василия Блаженного получает статус музея. А уже с 1934 года он считается одним из филиалов Государственного Исторического музея.

  4. Свободная тема – все сочинения
    Когда окажешься в центре Харькова, услышишь перезвон колоколов, твоему взору предстанут золотые купола над белыми башнями, утопающими в зелени деревьев. Это Покровский собор. Чтобы попасть на подворье Покровского монастыря, надо пройти под аркой монастырских ворот, выполненной в барочном стиле и увенчанной изящной главой. Из нескольких массивных зданий взгляд выхватывает изящные «восьмерики» Покровской церкви. Собор был воздвигнут в 1689 году в честь воссоединения Украины с Россией. Архитектор неизвестен. Мастер-строитель воплотил в камне художественные особенности украинского и русского народов. Характерная для Украины трехбанная церковь установлена на типичном для России теплом зимнем храме.
    Услышав звон колоколов Покровского собора, разливающийся по центру города, засмотришься на сияющие на солнце золотые купола. Покровский собор простоит еще много лет. Последующие поколения будут любоваться им, как и мы, восхищаясь талантом мастера-строителя. Мы должны беречь архитектурные памятники. Это наша история, наши корни, наша гордость.

  5. Храмы всегда были символом духовной жизни человека. Они поднимали человека от земли к небу, обращали его душу к Богу. Создавая храмы, люди выбирали для них самые лучшие места под солнцем, самые светлые и высокие. Издревле на них не жалели ни времени, ни сил, ни денег. Они были главным в жизни людей и города. Первые храмы на Слобожанщине сооружали переселенцы из Приднепровья и Правобережья одновременно с созданием первых поселений.
    В 1657 году в Харькове была построена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, размещавшаяся немного южнее современного Успенского собора, в котором находится теперь органный зал.
    К концу XVII века в городе было шесть деревянных и два каменных храма. Один из них — Покровский, единственный дошедший до нас, и притом почти в первоначальном виде. Церковь эту строили казаки, проживавшие на ближайшем хуторе у берега Лопани. Это были опытные мастера, знакомые с народным зодчеством Украины и приемами московской архитектуры.
    По композиции церковь подобна трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящими колокольнями, но она двухэтажная.
    В подклети расположена церковь во имя Трех Святителей, а на верхнем этаже — опоясанная «гульбищем» (галереей) однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Восьмигранные башенки верхнего храма как бы делятся на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части достигает почти пятидесяти метров.
    В конце XVIII века верхняя церковь была превращена в кафедральный собор, где помещалась почитаемая харьковчанами чудотворная икона Пресвятой Богородицы Озерянской, которую переносили сюда с 30 сентября по 22 апреля из Курянского монастыря крестным ходом. В усыпальнице погребали видных священнослужителей и особо именитых граждан, в том числе из рода Квиток.
    В двадцатые годы, после революции, храм и мужской монастырь, почти двести лет служивший обителью тех, кто посвятил свою жизнь Всевышнему, закрыли. Почти семьдесят лет понадобилось для восстановления справедливости. Но она восторжествовала. Территория храма освободилась от музеев и танков времен Отечественной войны — они перекочевали на площадь на другой стороне улицы. А во дворе церкви сейчас здание Епархии и возведенный в честь тысячелетия крещения Руси памятник Христу (едва ли не единственный в Украине). Островок живой истории, непрекращающейся жизни духа в современном цивилизованном городе, прямо в центре его. Стоит только войти в открытую резную калитку…

  6. Когда окажешься в центре Харькова, услышишь перезвоним колоколов, твоему взор предстанет золотые купола над белыми башнями, утопающимы в зелени деревьев Это Покровский собор.
    Чтобы попасть на подворье Покровского монастыря, надо пройти под аркой монастырских ворот, выполненной в барочном стиле и увенчанной изящной главой Из нескольких массивных зданий взгляд выхватывает из зящные «восьмерик» Покровской церквейи.
    Собор Был воздвигнуть в 1689 году в честь воссоединения Украины с Россией Архитектор неизвестен Мастер-строитель воплотил в камне художественные особенности украинского и русского народов Характерная д для Украины трехбанная церковь установлена ??на типичном для России теплом зимнем храмаме.
    Услышав звон колоколов Покровского собора, разливающийся по центру города, засмотришься на сияющие на солнце золотые купола.
    Покровский собор простоит еще много лет Последующие поколения будут любоваться им, как и мы, восхищаясь талантом мастера-строителя Мы Должны беречь архитектурные памятники Это наша история, наши корни и, наша гордостьсть.

    по теме:

    Мой город
    Наш школьный двор
    Улица моего детства
    Колокольня «великой колоссальносты»
    Памятник Т Г Шевченко

  7. Когда окажешься в центре Харькова, услышишь перезвон колоколов, твоему взору предстанут золотые купола над белыми башнями, утопающими в зелени деревьев. Это Покровский собор. Чтобы попасть на подворье Покровского монастыря, надо пройти под аркой монастырских ворот, выполненной в барочном стиле и увенчанной изящной главой. Из нескольких массивных зданий взгляд выхватывает изящные «восьмерики» Покровской церкви. Собор был воздвигнут в 1689 году в честь воссоединения Украины с Россией. Архитектор неизвестен. Мастер-строитель воплотил в камне художественные особенности украинского и русского народов. Характерная для Украины трехбанная церковь установлена на типичном для России теплом зимнем храме.
    Услышав звон колоколов Покровского собора, разливающийся по центру города, засмотришься на сияющие на солнце золотые купола. Покровский собор простоит еще много лет. Последующие поколения будут любоваться им, как и мы, восхищаясь талантом мастера-строителя. Мы должны беречь архитектурные памятники. Это наша история, наши корни, наша гордость.

  8. Когда окажешься в центре Харькова, ус ышишь перезвон колоколов, твоему взору предстанут золотые купола над белыми башнями, утопающими в зелени деревьев. Это Покровский собор.
    Чтобы попасть на подворье Покровского монастыря, надо пройти под аркой монастырских ворот, выполненной в барочном стиле и увенчанной изящной главой. Из нескольких массивных зданий взгляд выхватывает изящные «восьмерики» Покровской церкви.
    Собор был воздвигнут в 1689 году в честь воссоединения Украины с Россией. Архитектор неизвестен. Мастер-строитель воплотил в камне художественные особенности украинского и русского народов. Характерная для Украины трехбанная церковь установлена на типичном для России теплом зимнем храме.
    Услышав звон колоколов Покровского собора, разливающийся по центру города, засмотришься на сияющие на солнце золотые купола.
    Покровский собор простоит еще много лет. Последующие поколения будут любоваться им, как и мы, восхищаясь талантом мастера-строителя. Мы должны беречь архитектурные памятники. Это наша история, наши корни, наша гордость.

    по теме:

    Мой город
    Наш школьный двор
    Улица моего детства
    Колокольня «великой колоссальности»
    Памятник Т. Г. Шевченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *