Сочинение на тему полтава 7 класс по литературе пушкин

9 вариантов

  1. И несмотря на то, что большая часть произведения рассказывает об истории Мазепы и Марии, на самом деле она раскрывает исторические судьбы огромной страны, показывает изнутри события, происходящие во время Петровских реформ. Далеко не каждый задумывается о том, как они отражались на жизни каждого человека, какие изменения приходилось принимать рядовым гражданам, чтобы соответствовать новым государственным законам.
    Реформатор не всегда задумывался о каждом человеке в отдельности, он не имел такого права, его первостепенной задачей было движение страны вперед, благополучие державы в целом и возможностей развития на мировой арене. Именно поэтому Петр Первый попал в историю и ассоциируется у все с реформами, в корне изменившими привычный уклад жизни русского народа в целом.

    Вариант 3

    Произведение под названием «Полтава», которое написано знаменитым и популярным по всему миру писателем Пушкиным посвящено событиям, которые происходят в период Полтавской битвы. Данное произведение является самым интересным, а также самым противоречивым.
    Всю композицию произведения составляет три песни, выполненные в стихотворном стиле. В центре этого произведения образ Петра Великого.
    В первой песне рассказывается про Марию. Ее отец Кочубей является судьей. Ивану очень нравится Мария и он просит руки дочери у Кочубея. Но ни сама девушка, ни ее родители не согласны на такой брак, а все, потому что они являются родственниками. Кроме этого у Марии уже есть избранник, которого она очень сильно любит. Вот к нему-то девушка и сбегает из дома. Кроме этого здесь немного описывается война.
    Во второй части песни Кочубей старается разными способами избавиться от Мазепы. И для этого сначала он узнает обо всем, что задумал Мазепа, а потом уже отправляет доносчика, который должен все это рассказать Петру Великому. Конечно, все эти доносы не подтвердились, а Мазепа требует, чтобы с ним разобрались честно. Именно поэтому Кочубея сначала кидают в темницу, а через несколько часов казнят. И жена и дочь ничем ему не смогли помочь.
    В третьей части песни изображаются разные баталии, которые происходят во время Полтавской битвы. Гетман старается сделать все для того чтобы победить, но силы уже практически на исходе, а враги крепнут с каждой минутой. И тогда он решает просто исчезнуть отсюда. По дороге он встречает Марию, которая от всех перенесенных событий просто сошла с ума. Конечно, по этому поводу он очень расстроился, но ничем помочь ей не мог и поэтому отправился дальше. Эта часть была придумана писателем, а вот на самом деле она не сошла с ума, а просто отправилась жить в монастырь, где и осталась до конца своих дней.
    Здесь писателю удается раскрыть сразу же несколько проблем. Это судьба российского государства, а также и российского народа. А также разные личности, которые попали в центр этих событий. С наступлением войны с каждым днем захватывалось все больше и больше территорий, а также в этой войне страдали совсем невинные люди, которые не хотели этой войны, но ничего не смогли сделать, чтобы ее предотвратить.
    Многих совсем не интересовала судьба каждого человека, больше всего их интересовала страна, и как она будет жить дальше и продвигаться.

  2. Поэма “Полтава” написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами. Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон. Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: “… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза”. Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. “Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,” – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война – захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: “Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…”. Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие. В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. “…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,” – пишет он про Петра. От Карла же остаются только “три углубленные в земле и мхом поросшие ступени”. Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 – два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

  3. Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
    Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
    Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
    После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
    В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.

  4. Одной из главных проблем поэмы «Полтава» можно назвать проблему древней и новой знати. Петр стал опираться больше на новую знать, не справедливо оттесняя старую аристократию. Автор считает это ошибкой, подтверждая свою мысль предательством Ивана Мазепы, который принадлежал к новой знати.
    Главные герои поэмы – это русский царь-реформатор Петр, шведский король Карл XII, украинский гетман Иван Мазепа, представитель старой знати Кочубей и его дочь Мария.
    Образ Петра практически идеален в поэме «Полтава». Он единственный, по мнению автора, заслуживает на восхищение, потому что заботится, прежде всего, не о личной выгоде, а о государственных интересах. Интересно изображен портрет царя во время боя. Поэт использует оксюморон «ужасен – прекрасен». Его лик ужасен – так как представляет угрозу для врагов. Все действия царя описаны, как стремительны, быстры и дерзки. Только так можно одержать настоящую победу – и поэтому в результате Петру дается характеристика, что он прекрасен. Единственная ошибка царя, по мнению автора, – это чрезмерное доверие Ивану Мазепе. Петр верил в его преданность, так как в принципе больше полагался на новую знать, и поэтому не поверил доносу верного подданного Кочубея. Казнь родовитого Кочубея – трагическая ошибка русского царя. Но тем ни менее, Петр проходит испытание предательством и побеждает.
    Иван Мазепа – важный образ в поэме. Эта историческая личность не однозначна. Многие историки и поэты считают Мазепу защитником интересов Украины. Александр Пушкин рассмотрел в нем только негативные стороны, изобразив его антиподом Петра.
    Поэма «Полтава» – это изображение исторического события, важного для становления русской державы, а так же восхваление доблести русского царя.

  5. Свою неоднозначную поэму Пушкин написал в течение 1828 года. Уже само название отсылает читателя к Полтавской битве, произошедшей в 1709 г. В работе над текстом автор неоднократно обращался к различным историческим документам, молдавским легендам, народным песням Украины. В результате во время изучения поэмы сразу чувствуется влияние песенных и сказочных мотивов, которые во многом помогают раскрыть личности персонажей.
    Считается, что «Полтава» имеет личное посвящение дочери генерала Раевского – Марии Волконской. Эта женщина известна тем, что была одной из тех смелых жён, которые отправились в ссылку вслед за декабристами.
    Изначально своё произведение Пушкин назвал «Мазепа». Название было изменено буквально за несколько дней до выхода текста в печать. Сам писатель объяснил причину такой перемены тем, что боялся восприятия поэмы как плагиата Байрона, написавшего поэму с таким же названием.

    Анализ. Сюжетная линия

    Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:
    В первой песне автор рассказывает о Марии, дочери судьи Кочубея и крестнице Мазепы – украинского гетмана. Иван Мазепа сватается к Марии, но родители не согласны на такой исход событий, ведь они не только родственники, но и люди разных возрастных категорий. Впрочем, сама Мария влюблена в гетмана и убегает к нему. Её отец жаждет мести. В этой части поэмы также описываются некоторые части Великой Северной войны.
    Вторая песнь повествует о попытке Кочубея устранить Мазепу. Здесь автор затрагивает тему того, что многие украинцы хотели перейти на сторону Швеции и отторгнуть Россию. В числе таких людей был и Мазепа. Узнав о планах гетмана, Кочубей находит потенциального доносчика и отправляет сообщение императору Петру I. Правитель не верит доносу, а Мазепа требует казни клеветников. Кочубей попадает в темницу и через некоторое время его казнят, а Мария и её мама не успевают предотвратить это скорбное событие. Вторая часть поэмы больше других основана на реальных материалах, за исключением сюжетной линии с самой Марией.
    Третья песня раскрывает читателю глаза на соглашение Мазепы со шведами, которое воспринималось русскими как измена. Здесь также уделено внимание самой Полтавской баталии. Гетман понимает, что силы с противником не равны, но возвращаться к Петру I, прося его о помощи, он не желает. Потерпев поражение, Мазепа сбегает, а через некоторое время сталкивается с Марией, сошедшей с ума. Гетман пребывает в печали, но двигается дальше в путь.

    Главные герои

    Противоречивое восприятие «Полтавы» литературоведами связано с тем, что представленные образы, прототипами которых выступали реальные люди, получились достаточно однобокими. Мазепа выступает злодеем и изменником, а Пётр I – настоящим героем. При всем этом собственное отношение Пушкина к императору было далеко не положительным. Рассмотрим психологические портреты основных персонажей произведения:

    Пётр I

    Полтавская битва – один из самых успешных военных походов в годы правления Петра Великого. Согласно сюжету поэмы, поступки правителя мотивированы исключительно интересами государства. Писатель создает великий и ясный образ, при этом подчеркивая дерзость и напряженность личности во время военных действий. На протяжении всех событий Пётр сохраняет веру в победу и вдохновение, подаренное собственной страной. Пушкин обрисовывает императора как умного полководца и просто благородного человека.

  6. 6
    Текст добавил: Граммотный Парниша

    В одно время русский классик Александр Пушкин обратился к исторической теме в своем творчестве. Так, в течение 1829-1829 годов была написана и издана историческая поэма «Полтава». На это произведение поэта вдохновила личность Петра, русского царя-реформатора 18 века. Петр I известен своими доблестными победами и смелыми реформами. Александр Пушкин создал художественный образ Петра, воплотив в нем лучшие качества правителя.
    В поэме Петр – доблестный полководец, который не прячется за спинами, а сражается вместе с войском, вдохновляя своим примером простых солдат. Но героя вряд ли можно назвать необдуманным смельчаком, зазря рискующим собой, а скорее – разумным стратегом, который взвешивает все риски.
    Во время главного сражения под Полтавой автор дает яркую портретную характеристику Петру. Он одновременно ужасен и прекрасен. «Лик его ужасен» – так как он настроен на победу и готов стать для врагов самой страшной грозой. Но в этой доблестной смелости Петр и прекрасен, как считает автор. Петр «могуч» и «радостен», его смелость воодушевляет русское войско и пугает шведов.
    Пушкин изображает главного героя в разное время: во время войны и во время пира в честь победы. Петр-воин опасен и страшен, а пиршествующий Петр – прекрасен и щедр. После важной битвы под Полтавой царь устроил пир в честь победы. Важно то, что правитель делает это не в угоду себе, а в знак благодарности верным воинам и союзникам. Он лично угощает своих полководцев, славит своих учителей и проявляет снисхождение к своим пленникам.

  7. Сценарий урока литературы 7 класс
    Тема:  Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина
    « Полтава».
    Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.
    Задачи: выяснить роль Петра I  в Полтавском сражении и отношение автора к нему;
    произвести подробный анализ текста;
    прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к
    историческому прошлому своей страны.
    Наглядность и оборудование:  портрет Петра I,  Карла 12,  текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».
    Метод изучения нового материала: частично-поисковый.
    Тип урока: изучение нового материала
    Ход урока
    Организационный момент.
    Сообщение темы урока и целей.
    2.Изучение нового материала.
    Слово учителя.
    А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став  царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)
    Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне
    (1700 -1721 ) Россия добилась победы.
    Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.
    В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
    ( репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)
    Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу;
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно.
    А. С. Пушкин « Медный всадник »
    Так думал, стоя на берегу Невы , один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над  шведским войском при Полтаве.
    Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:
    ( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)
    «Войны! Пришел час решить судьбу отечества.
    Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,
    но за государство, ему врученное, за Отечество,
    за нашу веру и Церковь.
    А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,
    лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».
    Слово учителя.
    На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.
    Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой  песне.
    На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора  к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.
    3 Анализ отрывка « Полтавский бой»
    Работа с учебником.
    План:
    Начало боя.
    Появление Петра.
    Передышка в бою.
    Образ Петра и Карла.
    Битва  в разгаре.
    Победа.
    Пир Петра.
    Чтение отрывка наизусть учеником.
    Начало боя.
    – Как рисует Пушкин начало боя?
    ( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)
    Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
    – Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
    ( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
    – Почему поле брани роковое?
    ( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
    – Кто такой « бог браней»?
    ( У древних римлян Марс  – бог войны.)
    – Кому этот Бог покровительствует?
    ( В донном сражении он покровительствует русским).
    – Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?
    (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
    Давайте найдем эти глаголы.
    Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
    – Как поэт передает ощущение топота множества ног?
    Для этого Пушкин использует звукопись.
    Что такое звукопись?
    ( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)
    Найдем это четверостишие в тексте.
    Волнуясь, конница летит;
    Пехота движется за нею
    И тяжкой твердостью своею
    Ее стремление крепит…
    ( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)
    Появление Петра I.
    Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
    ( Чтение отрывка наизусть)
    -Какое впечатление он на вас производит?
    ( впечатление силы, величия, красоты)
    – Как  поэт добивается этого эффекта?
    Поэт использует слова, которые сейчас называются  устаревшими:
    «лик, глас», «Божия гроза»
    Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.
    Вдумаемся в эти слова:
    Лик его ужасен.
    Движенья быстры.
    Он прекрасен.
    Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?
    – С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?
    ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
    Передышка в бою.
    – С чем сравнивается образ битвы?
    ( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  – дело народное , трудное, как труд пахаря.)
    -Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.
    Образы Петра и карла.
    Портреты Петра и Карла.
    Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?
    (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  Чтение отрывка наизусть.
    А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
    Чтение отрывка наизусть.
    – С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?
    ( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
    – Как вы понимаете выражения:
    Смущенный взор изобразив;
    Желанный бой в недоуменье?
    Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
    Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения.
    Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.
    Описание разгара битвы.
    Анализ разгара боя. Работа по вариантам.
    1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.
    ( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
    2 вариант: звукопись в описании боя.
    ( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).
    Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».
    Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII  в Полтавском сражении.  Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.
    Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев»  «Полтавский бой».
    Описание победы.
    Какие чувства  победы и как передает нам автор?
    ( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
    Чтение отрывка наизусть.
    Но близок, близок миг победы!
    Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
    О славный час!  О славный вид!
    Описание пира.
    – За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
    ( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).
    Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
    (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
    Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
    4  Вывод:   Итак, каким  предстает перед нами Петр Великий  в изображении А. С. Пушкина?
    Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.
    Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?
    А. С. Пушкин изображает  Петра  Великого сильным, смелым человеком,
    подчеркивает его патриотизм;  с уважением говорит о его участии в битве.
    Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    – Кем же является Петр I  в поэме?  ( героем, так же , как и его народ)
    5.Домашнее задание
    Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.
    6. Выставление оценок.
    Литература:
    Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
    Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
    Коровина В. Я. « Пушкин в школе»  М. 1999
    Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
    Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
    «Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
    Пушкин А. С.  « Сочинения» т.5., М. 1994
    Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998

  8. Поэма «Полтава» написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами.
    Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
    Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
    Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
    Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
    В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» – пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *