Автор даже в нескольких строках дает емкую характеристику Карлу:
«Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной».
Слава короля оказывается бесполезной, ведь она не подтверждена его доблестью. Карл – отважен, чего не скрывает автор, однако безрассуден. Он «скользит над бездной», то есть подвергает свое войско неоправданным рискам, замышляя разрушить русскую молодую державу. Карл – авантюрист, который мечтает о воинской славе. Ради победы он способен на любой низкий поступок. Он вступает в заговор с Мазепой, понимая, что ему доверяет русский царь.
Абсолютно другим изображен в поэме Петр. Пушкин идеализирует царя-реформатора, наделяя его лучшими качествами правителя и человека. В отличие от Карла, он действует во благо государства и народа, а не в личных интересах. Не желая славы, он получает ее.
В характеристике Петра можно найти оксюморон: «ужасен – прекрасен». Автор подчеркивает, что по отношению к врагу Петр был беспощаден – «лик его ужасен». Но для своих солдат он служил примером, всегда сражался наравне с ними, поэтому и кажется им прекрасным. После боя одержав победу над Карлом, русский царь устраивает большой пир. И в это мирное время он показывает уже другие положительные качества – щедрость, милосердие. Он искренне благодарит своих воинов и союзников, а так же проявляет снисхождение к пленным.
Однако автор все же указывает на одну ошибку Петра. Он очень доверял Ивану Мазепе, как представителю новой знати, и поэтому не поверил верному ему Кочубею. Пережив предательство, Петр становится более мудрым правителем.
Сравнивая этих исторических личностей в поэме «Полтава», Пушкин подчеркнул благородство русского царя Петра и подлость шведского короля Карла. Для поэта победа Петра I – это торжество справедливости.
Поэма «Полтава» написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами.
Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» – пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.
Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.
в некотором царстве, в некотором государстве, жил-был принц, которого звали алексей. он был невероятной красоты : стройный, красивый, богатый, словом, жених-мечта. и однажды отец сказал принцу : ,,сын, пора бы тебе уже 18 лет, а ты всё без ” тут принц задумался, а почему бы и нет ? созвал прекрасный . позвал на него всех принцесс, какие только жили в его государстве.
,,вот сейчас-то я и найду себе ” – подумал принц. но алексей хотел не просто невесту, не просто жену, а девушку, которая бы им ни восхищалась как другие, а вела себя с ним как с обычным человеком.
наступил день . кого только на нём не было, принцессы и красавицы разных возрастов, и даже златовласка решила поприсутствовать на этом . принц решил пригласить её на танец, но она была слишком мила, чтобы быть его женой.
потанцевал с одной, потанцевал с другой, но так ему никто и не пригляделся. принц был расстроен и решил что такова судьба.
пошёл он как-то в лес прогуляться. и видит, девушка стоит необычайной красоты, поём нежным голосом. да так красива, что алексей тут же в неё и влюбился. она была бедно одета, и принц подумал, что она наверное бы точно захотела выйти за него замуж. подошёл к ней, но девушка как только увидела принца, отвернулась, и пошла своим путём. алексей пошёл за ней, решил узнать как её величать. но к сожалению так и не узнал, потому что она даже говорить с ним отказалась. тогда наш принц решил пойти другим путём. созвал всё королевство, и приказал найти её и . слуги так и сделали. нашли бедную девушку, и в королевство. но девушка так и не смогла заговорить с принцем. оказалось, что злая колдунья наложила на неё проклятье, чтобы она не могла говорить, а только петь. принц был настолько влюблён, что приказал убить старуху.
она была убита на следующий день. проклятье было снято, и девушка стала говорить. но не стала принца, а просто молча ушла. придя домой, девушка горько заплакала. проплакала всю ночь, пока не появилась добрая волшебница и не сказала : янина, почему ты плачешь ? на что янина ответила : ,, мы не можем быть вместе, я слишком бедна, чтобы выйти за принца. как я буду смотреть в глаза нашему народу, нашей деревне ? ” не расстраивайся – сказала во
лшебница, махнула волшебной палочкой, и её бедный домик превратился в дворец. янина не могла поверить своим глазам, что такое возможно ! дочь моя – я твой ангел – хранитель, и всегда буду оберегать и тебе. возьми эту шкатулку, в этой шкатулке лежат украшения, от которых принц не сможет оторвать надень их.. и исчезла. на следующий день принц пришёл к янине и был поражён, что девушка за одну ночь, стала ещё шикарней, а украшения, надетые на ней, блистали лучше любых бриллиантов. алексей с яниной отыграли пышную свадьбу и все были счастливы. конец
Являясь более по своему содержанию, нежели романтической, поэма а. с. пушкина « полтава » занимает особое место в творчестве великого поэта. она создана в 1828 году. в поэме поэт представил «героическую» концепцию личности петра и его эпохи. в произведении можно проследить две сюжетные линии – триумф россии в лице петра i и любви и предательства мазепы. сюжет поэмы на первый взгляд кажется довольно простым, и только дочитав произведение, начинаешь понимать всю глубину его смысла. поэт попытался найти новый подход к , в полной мере проявившийся позднее в «капитанской дочке» . в «полтаве» нельзя заметить романтического лиризма и личных признаний, которые часто встречались в ранних поэмах пушкина. в этом произведении автор находится в позиции , свидетеля происходящих событий. после многочисленных исправлений в черновых вариантах, пушкин пишет следующие строки, говорящие о походе карла на украину: но время шло. москва напрасно, к себе гостей ждала всечасно, средь старых вражеских могил готовя тризну тайну. внезапно карл поворотил и перенес войну в украйну. пушкину карл представляется «воинственным бродягой» , авантюристом, мечтавшим повернуть ход в другую сторону: раскроить на куски молодое, но уже могучее многонациональное российское государство. в «полтаве» пушкин пишет о карле такие строки: венчанный славой бесполезной, отважный карл скользил над бездной. уже этим словам создается впечатление о карле как о жестоком эгоистичном захватчике, готовом на любые подлости, упивающимся своей славой. совершенно другим человеком предстает перед нами петр i. пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно: была та смутная пора, когда россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением петра… образ петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками. и он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой… пирует петр, и горд, и ясен, и славы полон взор его. и царский пир его прекрасен… петр i стоит особняком среди всех героев «полтавы» . он не вовлечен в общую цепочку событий. это не человек, а полубог, который описывается пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. и только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход петра i из шатра. вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким: раздался звучный глас петра : «за дело, с богом! » из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит петр . его глаза сияют. лик его ужасен. движенья быстры. он прекрасен, он весь дрожит, как божия гроза. если петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от карла веет слабостью и безжизненностью: казалось карла приводил желанный бой в недоуменье… вдруг слабым манием руки на двинул он полки. в поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. и лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда. после прочтения поэмы « полтава » четко понимаешь разницу между теми путями , которые выбрали для себя петр i и карл xii . вывод пушкина торжественно звучит в финале «полтавы» : в гражданстве северной державы, в ее воинственной судьбе, лишь ты воздвиг, герой полтавы, огромный памятник себе.
Для того, чтобы сделать образы Петра и Карла более колоритными, Пушкин использует художественный прием – антитезу: на фоне бледных достоинств шведского короля образ российского императора выглядит потрясающе величественным. Петр для Пушкина – прозорливый, энергичный и великодушный, его появление и в поэме, и на исторической арене – предвосхищение побед и славного будущего России.
Обратимся к тексту поэмы. Появление Петра в поэме описывается Пушкиным так :
А вот описание Карла глазами его сторонника предателя Мазепы: понимая, что он поставил не на того царя, Мазепа называет Карла “мальчиком”, выигравшем благодаря своей отваге два-три сражения, но Карл, без сомнения, не тот, кому, по мысли Мазепы, по плечу вести борьбу с “самодержавным великаном”.
Петр вступает в битву ради великого дела, еще не став победителем, он уже мыслит как победитель. Не то Карл. Пушкин не зря, описывая его перед решающей битвой, использует слово “слабый”:
В отличие от Карла, Петру не нужно направлять полки, он – тот, на кого обращено все внимание, на него равняются и за кем не раздумывая идут на смерть. Петр – не просто вождь, он предводитель, за ним следуют его “сыны”, его “товарищи”.
Недаром, увидев императора, полки в один голос подхватили грозное и величественное “ура”.
Такая разница в описании образов двух полководцев является ключевым фактором для понимания хода сражения и его результатов.
Автор даже в нескольких строках дает емкую характеристику Карлу:
«Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной».
Слава короля оказывается бесполезной, ведь она не подтверждена его доблестью. Карл – отважен, чего не скрывает автор, однако безрассуден. Он «скользит над бездной», то есть подвергает свое войско неоправданным рискам, замышляя разрушить русскую молодую державу. Карл – авантюрист, который мечтает о воинской славе. Ради победы он способен на любой низкий поступок. Он вступает в заговор с Мазепой, понимая, что ему доверяет русский царь.
Абсолютно другим изображен в поэме Петр. Пушкин идеализирует царя-реформатора, наделяя его лучшими качествами правителя и человека. В отличие от Карла, он действует во благо государства и народа, а не в личных интересах. Не желая славы, он получает ее.
В характеристике Петра можно найти оксюморон: «ужасен – прекрасен». Автор подчеркивает, что по отношению к врагу Петр был беспощаден – «лик его ужасен». Но для своих солдат он служил примером, всегда сражался наравне с ними, поэтому и кажется им прекрасным. После боя одержав победу над Карлом, русский царь устраивает большой пир. И в это мирное время он показывает уже другие положительные качества – щедрость, милосердие. Он искренне благодарит своих воинов и союзников, а так же проявляет снисхождение к пленным.
Однако автор все же указывает на одну ошибку Петра. Он очень доверял Ивану Мазепе, как представителю новой знати, и поэтому не поверил верному ему Кочубею. Пережив предательство, Петр становится более мудрым правителем.
Сравнивая этих исторических личностей в поэме «Полтава», Пушкин подчеркнул благородство русского царя Петра и подлость шведского короля Карла. Для поэта победа Петра I – это торжество справедливости.
Поэма «Полтава» написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами.
Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» – пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.
Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.
в некотором царстве, в некотором государстве, жил-был принц, которого звали алексей. он был невероятной красоты : стройный, красивый, богатый, словом, жених-мечта. и однажды отец сказал принцу : ,,сын, пора бы тебе уже 18 лет, а ты всё без ” тут принц задумался, а почему бы и нет ? созвал прекрасный . позвал на него всех принцесс, какие только жили в его государстве.
,,вот сейчас-то я и найду себе ” – подумал принц. но алексей хотел не просто невесту, не просто жену, а девушку, которая бы им ни восхищалась как другие, а вела себя с ним как с обычным человеком.
наступил день . кого только на нём не было, принцессы и красавицы разных возрастов, и даже златовласка решила поприсутствовать на этом . принц решил пригласить её на танец, но она была слишком мила, чтобы быть его женой.
потанцевал с одной, потанцевал с другой, но так ему никто и не пригляделся. принц был расстроен и решил что такова судьба.
пошёл он как-то в лес прогуляться. и видит, девушка стоит необычайной красоты, поём нежным голосом. да так красива, что алексей тут же в неё и влюбился. она была бедно одета, и принц подумал, что она наверное бы точно захотела выйти за него замуж. подошёл к ней, но девушка как только увидела принца, отвернулась, и пошла своим путём. алексей пошёл за ней, решил узнать как её величать. но к сожалению так и не узнал, потому что она даже говорить с ним отказалась. тогда наш принц решил пойти другим путём. созвал всё королевство, и приказал найти её и . слуги так и сделали. нашли бедную девушку, и в королевство. но девушка так и не смогла заговорить с принцем. оказалось, что злая колдунья наложила на неё проклятье, чтобы она не могла говорить, а только петь. принц был настолько влюблён, что приказал убить старуху.
она была убита на следующий день. проклятье было снято, и девушка стала говорить. но не стала принца, а просто молча ушла. придя домой, девушка горько заплакала. проплакала всю ночь, пока не появилась добрая волшебница и не сказала : янина, почему ты плачешь ? на что янина ответила : ,, мы не можем быть вместе, я слишком бедна, чтобы выйти за принца. как я буду смотреть в глаза нашему народу, нашей деревне ? ” не расстраивайся – сказала во
лшебница, махнула волшебной палочкой, и её бедный домик превратился в дворец. янина не могла поверить своим глазам, что такое возможно ! дочь моя – я твой ангел – хранитель, и всегда буду оберегать и тебе. возьми эту шкатулку, в этой шкатулке лежат украшения, от которых принц не сможет оторвать надень их.. и исчезла. на следующий день принц пришёл к янине и был поражён, что девушка за одну ночь, стала ещё шикарней, а украшения, надетые на ней, блистали лучше любых бриллиантов. алексей с яниной отыграли пышную свадьбу и все были счастливы. конец
Являясь более по своему содержанию, нежели романтической, поэма а. с. пушкина « полтава » занимает особое место в творчестве великого поэта. она создана в 1828 году. в поэме поэт представил «героическую» концепцию личности петра и его эпохи. в произведении можно проследить две сюжетные линии – триумф россии в лице петра i и любви и предательства мазепы. сюжет поэмы на первый взгляд кажется довольно простым, и только дочитав произведение, начинаешь понимать всю глубину его смысла. поэт попытался найти новый подход к , в полной мере проявившийся позднее в «капитанской дочке» . в «полтаве» нельзя заметить романтического лиризма и личных признаний, которые часто встречались в ранних поэмах пушкина. в этом произведении автор находится в позиции , свидетеля происходящих событий. после многочисленных исправлений в черновых вариантах, пушкин пишет следующие строки, говорящие о походе карла на украину: но время шло. москва напрасно, к себе гостей ждала всечасно, средь старых вражеских могил готовя тризну тайну. внезапно карл поворотил и перенес войну в украйну. пушкину карл представляется «воинственным бродягой» , авантюристом, мечтавшим повернуть ход в другую сторону: раскроить на куски молодое, но уже могучее многонациональное российское государство. в «полтаве» пушкин пишет о карле такие строки: венчанный славой бесполезной, отважный карл скользил над бездной. уже этим словам создается впечатление о карле как о жестоком эгоистичном захватчике, готовом на любые подлости, упивающимся своей славой. совершенно другим человеком предстает перед нами петр i. пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно: была та смутная пора, когда россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением петра… образ петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками. и он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой… пирует петр, и горд, и ясен, и славы полон взор его. и царский пир его прекрасен… петр i стоит особняком среди всех героев «полтавы» . он не вовлечен в общую цепочку событий. это не человек, а полубог, который описывается пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. и только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход петра i из шатра. вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким: раздался звучный глас петра : «за дело, с богом! » из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит петр . его глаза сияют. лик его ужасен. движенья быстры. он прекрасен, он весь дрожит, как божия гроза. если петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от карла веет слабостью и безжизненностью: казалось карла приводил желанный бой в недоуменье… вдруг слабым манием руки на двинул он полки. в поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. и лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда. после прочтения поэмы « полтава » четко понимаешь разницу между теми путями , которые выбрали для себя петр i и карл xii . вывод пушкина торжественно звучит в финале «полтавы» : в гражданстве северной державы, в ее воинственной судьбе, лишь ты воздвиг, герой полтавы, огромный памятник себе.
Для того, чтобы сделать образы Петра и Карла более колоритными, Пушкин использует художественный прием – антитезу: на фоне бледных достоинств шведского короля образ российского императора выглядит потрясающе величественным. Петр для Пушкина – прозорливый, энергичный и великодушный, его появление и в поэме, и на исторической арене – предвосхищение побед и славного будущего России.
Обратимся к тексту поэмы. Появление Петра в поэме описывается Пушкиным так :
А вот описание Карла глазами его сторонника предателя Мазепы: понимая, что он поставил не на того царя, Мазепа называет Карла “мальчиком”, выигравшем благодаря своей отваге два-три сражения, но Карл, без сомнения, не тот, кому, по мысли Мазепы, по плечу вести борьбу с “самодержавным великаном”.
Петр вступает в битву ради великого дела, еще не став победителем, он уже мыслит как победитель. Не то Карл. Пушкин не зря, описывая его перед решающей битвой, использует слово “слабый”:
В отличие от Карла, Петру не нужно направлять полки, он – тот, на кого обращено все внимание, на него равняются и за кем не раздумывая идут на смерть. Петр – не просто вождь, он предводитель, за ним следуют его “сыны”, его “товарищи”.
Недаром, увидев императора, полки в один голос подхватили грозное и величественное “ура”.
Такая разница в описании образов двух полководцев является ключевым фактором для понимания хода сражения и его результатов.