Сочинение на тему портрет пушкина

8 вариантов

  1. Сочинение по картине «Портрет А.С. Пушкина» замечательного русского художника-портретиста В.А. Тропинина развивает познавательную активность учащихся, умение описывать картину, прививает любовь к искусству и творчеству выдающегося русского поэта А.С. Пушкина.

    Сочинение по картине «Портрет А.С. Пушкина»

    «Портрет А.С. Пушкина» – самый известный портрет, написанный выдающимся русским художником Василием Андреевичем Тропининым (1776-1857). Портрет был написан в 1827 году, а его заказчиком был сам великий поэт. А.С. Пушкин подарил эту картину своему другу Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта.
    Александр Сергеевич выбрал В.А. Тропинина потому, что тот был известен как лучший портретист своего времени. И этот замечательный портрет является подтверждением этому. Прежде всего, необходимо сказать, что художник изобразил поэта в романтической манере. И хотя Пушкин показан в домашней одежде, это не умаляет романтичность его образа, а, наоборот, подчеркивает естественность гения, его воодушевленность в каждый момент жизни.
    Портрет очень гармоничен, все в нем подчинено замыслу – раскрыть характер поэта, независимость и величие таланта. На картине нет ни одной лишней детали, она очень проста, но, вместе с тем очень выразительна. Рассмотрим все более внимательно. Поэт изображен в домашнем халате, надетый на белую рубашку. Ворот рубашки распахнут, вокруг него небрежно перекинут атласный черный шарф. Широкие складки халата предают картине некоторую торжественность и напоминают изображения античных героев.
    На столе, под рукой поэта, видны белые листы рукописи. Они символизируют творчество поэта, его жизненное предназначение. На руке Пушкина заметны два перстня, его легендарные талисманы. На указательный палец надета печатка с сердоликом, на большой – перстень с изумрудом квадратной формы.
    Поза поэта величественна. Прямая осанка, поднятая голова, устремленный вдаль взгляд – все наполнено достоинством и гордостью. Кудрявые волосы поэта слегка растрепаны, что добавляет обаяния этому портрету. Цветовая гамма портрета состоит из сдержанных, темных цветов. Это позволяет оттенить одухотворенное лицо поэта, наполненное мыслью и энергией. Художнику удалось без лишнего пафоса показать реального человека и в то же время великого поэта, погруженного в величественный мир вечных идей и поэтических образов.

  2. Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIX века. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кипренского принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
    История знаменитого портрета Пушкина, написанного Орестом Кипренским, очень интересна. Он был заказан художнику другом великого поэта — Антоном Дельвигом.
    Кипренскому удалось создать образ поэта, по отзывам современников, очень близкий к реальному. Пушкин изображен в сюртуке и плаще, накинутом на одно плечо, то есть одетым по моде того времени. Художник подобрал такое освещение, при котором особенно чётко видна голова поэта. На смуглом лице Пушкина лежит печать вдохновения. Можно подумать, что поэт обдумывает очередное стихотворение. Обращает на себя внимание то, что поэт невесел. В его взгляде читается настороженность, губы напряженно сжаты, и их излом свидетельствует о богатом жизненном опыте Пушкина. Однако изящные руки поэта спокойно сложены на груди, словно Пушкин в торжественном спокойствии грусти ждет исполнения своей судьбы.
    В правом верхнем углу полотна изображена бронзовая фигура музы с лирой в руках. Именно эта деталь подчеркивает главное, что хотел выразить художник, — Пушкин и вдохновение неразделимы, а муза, которую поэт нередко упоминал в своих произведениях, — неразлучная спутница автора гениальных стихов и великой прозы.
    Портрет А. С. Пушкина кисти Ореста Кипренского признан одним из лучших, созданных при жизни поэта. Поэт высоко оценил работу художника, однако считал, что Кипренский приукрасил его внешность.
    Сегодня мы можем составить впечатление о внешности Александра Сергеевича Пушкина только по существующим портретам поэта. Мне кажется, Орест Кипренский ближе других художников подошел к решению, казалось бы, неразрешимой проблемы — показать душу великого русского поэта средствами живописи.

  3. 3
    Текст добавил: Прямоугольник

    В 1832 году великий русский писатель Н. Гоголь сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, един­ственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двес­ти лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в той же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
    Есть множество отзывов современников о Пушкине. И есть немало прижизненных портретов поэта. Но сколь­ко мнений, столько же и художественных взглядов. А потому Пушкин нередко представляется нам многоли­ким, каждый раз другим, не похожим на прежнее пред­ставление.
    Первое изображение Пушкина неизвестным художни­ком совпадает по времени с первым литературным призна­нием.
    Известная сцена и не менее известная картина: публич­ный экзамен в Царскосельском лицее. Это событие про­изошло 8 января 1815 года. Картина выполнена в нежных пастельных тонах. У юного Пушкина — задумчивое выра­жение лица и весь он проникнут особым благородством и чистотой помыслов. Но эта картина, как всякое художе­ственное произведение искусства, передает не столько внешнее сходство, сколько особое настроение, душевный порыв.
    За характер и внешность приятели по лицею прозвали Пушкина «смесью обезьяны с тигром». А вот Анна Керн, возлюбленная поэта, позже вспоминала: «Он был неописан­но хорош, когда что-нибудь приятное волновало его».
    Первым книжным изображением Пушкина стала ил­люстрация Е. Гейтмана на титуле поэмы «Кавказский плен­ник» с таким послесловием: «Издатели присовокупляют пор­трет автора, в молодости с него рисованный». Фронтиспис представляет собой изображение «арапчонка» в байроновской позе.
    Однако при сравнении картины неизвестного автора со сценой лицейского экзамена с рисунком Е. Гейтмана и ав­топортретами поэта на полях рукописей заметно, что все они имеют определенное отличие. Невольно возникает во­прос: какой из вариантов наиболее реалистичен?
    В одном из своих писем Н. Гнедичу Пушкин однажды написал: «Своего портрета у меня нет — да и на кой черт иметь его».
    До наших дней сохранились несколько камерных ри­сунков с изображением Пушкина, сделанных с натуры французом Ж. Вивьеном в конце 20-х годов XIX века. На них художник передал душевную мягкость, детскую непо­средственность и незащищенность русского поэта. То ли в характере и душевном настроении Пушкина произошла существенная перемена, то ли художники уходили от ре­альности, стремясь создать определенный образ, но на более поздних портретах выражение лица поэта становит­ся суровым и замкнутым, как будто неестественным. Его взгляд направлен несколько в сторону, как бы мимо нас. Возникает даже ощущение, что натурой для художника служил не живой человек, а прижизненный памятник.
    Первым живописцем, написавшим портрет Пушкина, стал В. Тропинин — талантливый русский художник, быв­ший крепостной. Этот портрет наверняка знаком большин­ству читателей. На нем поэт изображен с расстегнутым воротом рубахи с большим белым воротником, в небрежно повязанном шарфе и домашнем халате. Густые темные ба­кенбарды почти до самого подбородка, взгляд широко от­крытых глаз устремлен влево. Кажется, что поэт на мгно­вение задумался. Еще миг — и он повернет голову, посмот­рит на нас и произнесет: «А ведь тысячу раз был прав Екк­лезиаст, когда сказал: «Суета сует, — все суета… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
    В 1827 году, в один год с портретом В. Тропинина, был выполнен гравюрный портрет Н. Уткина. Создается впе­чатление, что художник стремился передать «африкан­ские» корни поэта. Немаловажная деталь: когда портрет
    В. Тропинина был закончен и стал известен публике, газе­та «Московский телеграф» написала, что «сходство порт­рета с подлинником поразительно…». Может быть, именно поэтому этот портрет до сих пор считается наиболее точ­ным и достоверным изображением Пушкина.
    Самым «красивым» почему-то признается изображение Пушкина на портрете О. Кипренского. Позировать из­вестному живописцу поэта уговорил его друг А. Дельвиг. Именно по поводу этого портрета у Пушкина родился экс­промт:
    Себя как в зеркале я вижу,
    Но это зеркало мне льстит.
    Так Риму, Дрездену, Парижу
    Известен впредь мой будет вид.
    На портрете О. Кипренского мы видим Пушкина в сюртуке с клетчатым шотландским пледом через плечо. Руки поэта лежат на груди, взгляд обращен вдаль, а на лице отразилась затаенная грусть. По просьбе А. Дельви­га художник приписал на портрете бронзовую фигуру музы с лирой в руках, чтобы подчеркнуть поэтический дар поэта.
    Из самых известных прижизненных изображений А. Пушкина мне хочется назвать гравюру В. Фаворского «Пушкин-лицеист», известную гравюру Т. Райта, а так­же посмертные изображения — рисунки Ф. Бруни и Коз­лова «Пушкин в гробу» и посмертную маску поэта, кото­рая, по-моему, имеет большое значение для определения настоящего облика поэта.
    Спустя два года после роковой дуэли Пушкина с Дан­тесом мир узнал об уникальном изобретении французского художника Луи Жака Дагера. Используя опыты Н. Ньепса, Дагер открыл первый способ фотографирования, в кото­ром светочувствительным веществом служил иодид се­ребра. Этот способ был назван дагеротипией.
    К сожалению, мы никогда не увидим фотографичес­кого изображения Пушкина и не получим уникальной возможности сравнить его с прижизненными портретами поэта. Пушкин вошел в историю русской и мировой ли­тературы многоликим и, по-видимому, таким навсегда и останется.

  4. Портрет Ф. С. Пушкина работы О. А. Кипренского
    (описание по картине художника)
    Орест Адамович Кипренский был известным живописцем. В начале XIX века его считали лучшим портретистом в России, потому что в портретах он умел отразить душевный мир человека. И когда Дельвиг захотел иметь изображение своего друга, он заказал портрет Пушкина Кипренскому.
    Художник создал очень реальный образ поэта. Пушкин показан в модном для того времени сюртуке, в плаще, накинутом на плечо. Рассеянный ореол света выделяет светлым пятном голову Пушкина. На смуглом лице — вдохновение, поэт как бы обдумывает стихотворение. Взгляд карих глаз глубок, но в то же время слегка рассеян. Ресницы едва намечены, поэтому не закрывают глаз. Этим подчеркивается зоркость и значительность взгляда. Но в то же время во взгляде Пушкина чувствуются некоторая настороженность, тревога. Поэт задумчив и невесел. Рот напряженно сжат, горький изгиб губ свидетельствует о печальном жизненном опыте поэта. Руки Пушкина спокойно сложены на груди. Мыслями поэт далеко, он будто слушает свой внутренний голос.
    Позади поэта в правом верхнем углу изображена бронзовая фигура музы с лирой в руках. Но даже если бы ее не было, зритель все равно понял бы, что на портрете изображен поэт.
    Портрет О. Кипренского признан лучшим из всех, созданных при жизни поэта. Сам Пушкин высоко оценил работу художника, написав в стихотворении:
    Себя как в зеркале я вижу,
    Но это зеркало мне льстит.

  5. Перед нами лежат два замечательных портрета великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Эти картины написаны двумя разными художниками. Первый портрет написан Орестом Адамовичем Кипренским, а второй – Василием Андреевичем Тропининым. Но чем же они различаются? Сейчас посмотрим.
    Начнем с идей художников. О. А. Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. В. А. Тропинин наоборот ставил свою задачу изобразить обычного, повседневного облика поэта. Кстати, известно, что портрет Василия Андреевича был с самого начала задуман как дружеский, интимный.
    Теперь обратимся к самим картинам. Рассмотрим лицо поэта на одном и другом портрете. На первой картине О. А. Кипренский рисует нам загадочное, задумчивое лицо Пушкина. Об этом свидетельствуют глаза поэта. Пушкин не смотрит на художника, он глядит куда-то в сторону, при этом о чем-то думая. На втором же портрете Тропинин рисует нам уже совсем другое лицо поэта. Пушкин уже расслаблен, не задумчив, но при этом он все равно смотрит вдаль, как-будто не замечая художника. Но кем бы ни был нарисован Пушкин, все равно у него остались бакенбарды и кудрявые волосы.
    Далее давайте рассмотрим одежду Пушкина на одной и другой картине. На портрете, нарисованным Кипренским, Пушкин сидит в темном строгом пиджаке. Ведь художник пытался изобразить возвышенный образ поэта. На шее у него повязан темный шарф и аккуратно выглядывает белая рубашка. Также, белая рубашка символизирует парадную, торжественную обстановку. А через плечо Пушкина перекинут клетчатый плащ. Но что же мы видим на другом портрете? А на другой картине мы видим, что Пушкин сидит уже в распаханном повседневном халате, с небрежно повязанным шарфом и с высунутыми воротниками расстегнутой белой рубашки. Все в нем говорит, что поэт предстаёт перед нами в своем обычном облике.
    Ну и наконец, рассмотрим позу А. С. Пушкина на этих двух портретах. На первой картине Кипренского Пушкин сидит, скрестив руки на груди, причем видна, только правая рука. Кстати, у поэта, при всей его известности, длинные не стриженные ногти. Пушкин писал об этом в романе ”Евгений Онегин”: «быть можно дельным человеком и думать о красоте ногтей» Поза Пушкина показывает всю важность мероприятия. На втором же портрете, портрете Тропинина, Пушкин сидит уже свободно. А также мы видим, что поэт сидит за столом, а рука его лежит на какой-то книге или тетрадке. Создается такое чувство, будто художник застал Пушкина за работой и отлучась от нее поэт начал смотреть куда-то в сторону.
    Подводя итоги, я хочу сказать, что оба художника, и Кипренский, и Тропинин воплотили свои идеи в жизнь. Кипренский хотел изобразить творческого Пушкина. И у него это получилось. Темная одежда, поза, лицо, муза за его спиной, которая подчеркивает творческую сторону поэта мягкие и спокойные краски — все это Кипренский прекрасно изобразил в своем портрете. А Тропинин хотел изобразить повседневного Пушкина. Домашняя одежда, лицо, поза, бледные тона – это все изобразил Тропинин в своей картине. И, на мой взгляд, это получились абсолютно два разных человека.

  6. Но это зеркало мне льстит.
    Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид.
    Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.
    В стихотворении упоминаются музы — древнегре­ческие богини, покровительницы искусств. Аониды — один из эпитетов муз, который использовался ещё по­этами древности, происходит, от названия местности в Древней Греции — Аонии — одного из предполагае­мых мест обитания муз.
    На портрете Пушкина работы Кипренского, поми­мо изображения самого поэта, запечатлено скульптур­ное изображение одной из муз — в правом верхнем углу. В руках у неё струнный музыкальный инстру­мент, похожий на арфу — кифара, которая была очень популярна в Древней Греции. С кифарой в руках традиционно изображалась муза любовной поэзии — Эрато.
    Он пел любовь, любви послушный,
    И песнь его была ясна — эти строки из «Евге­ния Онегина», характеризующие Ленского, как нельзя более подходят и к самому Пушкину, который написал очень много любовных стихотворений.
    Есть мнение, что на картине запечатлена скульпту­ра гения поэзии (гениями в Древнем Риме назывались божества-покровители выдающихся людей, некоторых местностей, корпораций и т. п.).
    На портрете Пушкин на первый взгляд может показаться задумчивым и спокойным. Впрочем, по этому поводу высказывались разные мнения. Напри­мер, поэт Ф. Н. Глинка по поводу портрета писал Пушкину следующее: «У меня есть Ваш портрет [гра­вюра с него], только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет той весёлости, кото­рую я помню в лице Вашем. Ужели это следствие печалей жизни?»
    Портрет вызвал больший интерес — и много спо­ров. Говорили, что портрет удивительно передаёт черты поэта — а другим казалось, что сходства нет. Те, кто хорошо знал Пушкина, указывали, что положе­ние рук, как на портрете, поэту несвойственно. Одним видится, что поза, в которой изображён Пушкин, пе­редаёт внутреннее напряжение, волнение, другие — безмятежную гармонию.
    Пушкин изображён на светлом жёлто-зеленова­том фоне, одетый в чёрный сюртук строгого Покроя. Воротник белой рубашки лишь чуть выглядывает из-под чёрного шёлкового шейного платка. Через плечо переброшен шотландский плед — или, по мне­нию некоторых исследователей, плащ — в красную, зелёную и коричневую клетку. Фигура изображена в фас, лицо слегка повёрнуто вправо. Взгляд голу­бых глаз устремлён вдаль. Художник живо изобразил тёмные вьющиеся волосы поэта, унаследованные от деда-арапа. Руки скрещены на груди, видно лишь тщательно выписанные четыре пальца правой руки.
    Очевидно, что портрет написан вдохновенно, с большим мастерством — не случайно он стал, по­жалуй, главным изображением, по которому сейчас судят о том, как выглядел Пушкин. Ничего лишне­го, тщательно выписано лицо, общее впечатление от портрета — возвышенное и торжественное, но без излишней помпезности, которая нередко бывает присуща парадным портретам.
    После смерти Дельвига Пушкин выкупил портрет у вдовы своего друга. В настоящее время картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

  7. Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIX века. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кипренского принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи. История знаменитого портрета Пушкина, написанного Орестом Кипренским, очень интересна. Он был заказан художнику другом великого поэта – Антоном Дельвигом. Кипренскому удалось создать образ поэта, по отзывам современников, очень близкий к реальному. Пушкин изображен в сюртуке и плаще, накинутом на одно плечо, то есть одетым по моде того времени. Художник подобрал такое освещение, при котором особенно чётко видна голова поэта. На смуглом лице Пушкина лежит печать вдохновения. Можно подумать, что поэт обдумывает очередное стихотворение. Обращает на себя внимание то, что поэт невесел. В его взгляде читается настороженность, губы напряженно сжаты, и их излом свидетельствует о богатом жизненном опыте Пушкина. Однако изящные руки поэта спокойно сложены на груди, словно Пушкин в торжественном спокойствии грусти ждет исполнения своей судьбы. В правом верхнем углу полотна изображена бронзовая фигура музы с лирой в руках. Именно эта деталь подчеркивает главное, что хотел выразить художник, – Пушкин и вдохновение неразделимы, а муза, которую поэт нередко упоминал в своих произведениях, – неразлучная спутница автора гениальных стихов и великой прозы. Портрет А. С. Пушкина кисти Ореста Кипренского признан одним из лучших, созданных при жизни поэта. Поэт высоко оценил работу художника, однако считал, что Кипренский приукрасил его внешность. Сегодня мы можем составить впечатление о внешности Александра Сергеевича Пушкина только по существующим Портретам поэта. Мне кажется, Орест Кипренский ближе других художников подошел к решению, казалось бы, неразре. шимой проблемы – показать душу великого русского поэта средствами живописи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *