Сочинение на тему пословиц о языке и речи

10 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: люби меня малышка

    В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

    Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

    В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

    Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице

    Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

    Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс

    Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

    Сочинение Умные речи приятно и слушать

    В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

    Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс

    Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

    Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

    Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

    Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу

    Сочинение на тему Что посеешь, то и пожнешь!

    Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

    Сочинение на тему Дал слово – держи рассуждение

    Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

    Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

    Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

    Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

    Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

    Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

    Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

    Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

    У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

    Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

    В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

    Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

    Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

    Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

    Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, – «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

    Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

    В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

    Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

    В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

    Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

    Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

    Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

    Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

    Сочинение Пословицы и поговорки – зерна народной мудрости рассуждение

    Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

    Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

    Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице

    Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

    Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

    Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?..
    Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

    Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

    Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

    Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице

    Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

  2. Пословицы возникли в устной разговорной речи, и на эту тему русский народ сочинил особенно много изречений. В пословицах отражается высокое значение речи: «Видна птица по перьям, а человек — по речам», но  в то же время народ предостерегает: «Язык до добра не доведет». Но и молчание — тоже не есть хорошо: «Молчаньем прав не будешь».
    Максимум пословиц и поговорок на тему «Речь и язык», пословицы о русской речи авторы сайта постарались собраться на этой страничке. Источниками материала стали различные печатные издания — сборники пословиц, словари, книги. Данная статья особенно будет полезна при выполнения домашнего задания школьникам 5-го класса.

    Пословицы о речи

    Из сборника А. М. Жигулева «Русские народные пословицы и поговорки»:
    Умные речи приятно и слушать.
    Умные речи и в потемках слышно.
    Видна птица по перьям, а человек по речам.
    Хорошую речь хорошо и слушать.
    Людских речей не переслушаешь.
    Речи что мед, а дела что полынь.
    Язык мой, а речи не свои говорю.
    Речи, как снег, а дела, как сажа.
    Речами тих, да сердцем лих.
    От его словца не дождешься конца.
    Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.
    И платье чисто, и речь честна.
    Хорошая речь слаще меда.
    Речь вести — не лапти плести.
    Какова голова, такова и речь.
    По речи узнают человека.
    Слово по слову, что на лопате подает.
    Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
    Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
    У худого человека худые речи.
    Красна речь с пословицей.
    Говорит, как по писаному.
    Речи не речки — не текут.
    Можно много сказать и в короткой речи.
    Пень — не околица, а глупая речь — не пословица.
    Как борона бороздит (о нескладной речи).
    ***
    С умным разговориться, что меду напиться.
    Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди — по разговору.
    Не годится к страже вор, а дурак — на разговор.
    Из разговора щи не сваришь, нужны капуста и мясо.
    По животу и корм, по уму и разговор.
    На что вороне большие разговоры, знай ворона свое «кра».
    На большом разговоре не без промаха.
    С тобой разговориться, что меду напиться.
    До россказней охотник — плохой работник,
    С разговоров сыт не будешь.
    Красен разговор, да не спор.
    ***
    Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
    Кто много говорит, тот мало делает.
    Говорить — не работать, торопиться не надо.
    Все мы говорим, да не все по-говореному выходит.
    Говорит прямо, а делает криво.
    Кто мало говорит, тот больше делает.
    Чье правое дело, тот говорит смело!
    Говорит, как река льется.
    Лишнее говорить, себе вредить.
    Лучше печатного не скажешь.
    Из сборника О. Д. Ушаковой «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения»:
    Видна птица по перьям, а человек — по речам.
    Хорошие речи хорошо и слушать.
    Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.
    Умные речи и в потёмках слышно.
    Пустые речи и слушать неча.
    Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
    Денег ни гроша, да речь хороша.
    Говорит красиво, да слушать тоскливо.
    На словах густо, а в голове пусто.

    Пословицы о языке и речи

    Пословицы из раздела «Язык-речь» сборника В. И. Даля «Пословицы русского народа»:
    По разговорам всюды (годится), а по делам никуды.
    Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
    Говори с другими поменьше, а с собою побольше!
    Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
    Держи язык короче! Держи язык на привязи (на веревочке)!
    Блюди хлеб на обед, а слово на ответ!
    Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
    Кто языком штурмует, не много навоюет.
    Верти языком, что корова хвостом (что кочадыком)!
    Скоро то говорится, а не скоро делается.
    Мелет день до вечера, а послушать нечего.
    Говорит, ровно в стену горохом сыплет.
    Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
    Язык до добра не доведет.
    Лишнее говорить — себе вредить (болячку вередить).
    Большое вяканье доводит до бяканья.
    Язык телу якорь. Язык с Богом беседует.
    Мал язык, да всем телом владеет.
    Язык мал, великим человеком ворочает.
    Мал язык — горами качает. Языком, что рогачом.
    Язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
    Язык языку весть подает.
    Язык языку ответ дает, а голова смекает.
    Язык голову кормит (он же и до побоев доводит).
    Язык поит и кормит, и спину порет.
    Язык хлебом кормит и дело портит.
    Язык один, и в будни и в праздник.
    Язык до Киева доведет.
    Язык доведет до кабака.
    Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем).
    Во многословии не без пустословия.
    Бог дал два уха, а один язык.
    Сижу у печи да слушаю людские речи.
    Лучше не договорить, чем переговорить.
    Поменьше говори, побольше услышишь.
    Слушай больше, а говори меньше.
    Кто мало говорит, тот больше делает.
    Не спеши языком, торопись делом.
    Языком не торопись, а делом не ленись.
    Никто за язык не тянет.
    Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
    Язык лепечет, а голова не ведает.
    Язык болтает, а голова не знает.
    Язык наперед ума рыщет.
    Язык мягок: что хочет, то и лопочет (чего не хочет, и то лопочет).
    Говорит день до вечера, а слушать нечего.
    Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
    Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет.
    Без языка и колокол нем.
    Живое слово дороже мертвой буквы.
    Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать.
    Красно поле пшеном, а беседа умом.
    С тобой разговориться, что меду напиться.
    Что у кого болит, тот о том и говорит.
    Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
    И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
    Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
    Сказанное слово в кадык назад не ворочается.
    Слово выпустишь, так и крюком (и валом) не втащишь.
    Кстати промолчать, что большое слово сказать.
    От приветливых слов язык не отсохнет.
    Сказанное словцо — серебряное, не сказанное — золотое.

  3. Язык является самым ценным приобретением человеческого общества. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли, чувства, хранят их и передают потомкам. Говорят, что по речам узнают человека. И это верно. Очень часто можно встретить людей, допускающих речевые ошибки. Такие люди ставят неверные ударения, употребляют нецензурные фразы и слова-паразиты. Таких людей уже никто не станет воспринимать приязненно и принимать за интеллигентных.
    Очень важно обладать культурой речи. Необходимо знать, что стоит произносить, и каким образом это делать. Преимущественно красивой речью владеет тот, кто имеет хорошее образование и должное воспитание. Иными словами тот человек, которого приучили быть вежливым во время разговора с другими, а также обучили правилам языка, почтению к его разнообразию и великолепию.
    Всех обучают в школе русскому языку. Однако не каждый должным образом использует эти знания в ежедневной жизни. Поэтому человека некультурного очень легко узнать. Такой человек постоянно использует не совсем приличные фразы, бестактные и неуместные слова. Однако что изящного в невежестве? Такое поведение не делает общение интересным. Напротив, этим можно лишь унизить собеседника.
    Язык отображает мысли человека. Поэтому и встречают человека по речам. Человек должен отлично уметь использовать все богатства языка. Тогда окружающие будет его характеризовать как умную, развитую и духовно богатую личность.

  4. Посмотрите эти сочинения

    Сочинение на тему «О чем шептались осенние листья» Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья?
    Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    Сочинение про Байкал (на русском языке) Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека.
    Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    Сочинение на тему «Моя родина — Беларусь» Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой.
    В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    Сочинение про рябину Осенняя красавица в ярком наряде.
    Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами.
    Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    Почему я выбрала профессию повара? (сочинение) Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек – совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар.
    С первого взгляда может показаться, что кухня – область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки – одно их […]
    Сочинение на тему «Я горжусь своей Родиной» С самого детства родители говорили мне, что наша страна – самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной.
    Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны.
    Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи – Россия все равно […]
    Сочинение на тему «Интересная встреча с ветераном войны» Давным-давно окончилась Великая Отечественная война. Она была безжалостной и самой кровавой войной двадцатого столетия. Но и сейчас среди нас живут те, кто помнит ту войну, это ветераны. Их осталось совсем мало. В то время, когда они были юными, чуть-чуть старше нас, они защищали Родину от жестокого врага в Советской армии.
    Мне интересны рассказы ветерана Леонида Ивановича Куликова о воинской службе и о Великой Отечественной войне. Теперь Леонид Иванович полковник в отставке, у него весь китель в наградах: […]
    Сочинение-рассуждение на тему: «Ученье свет, а неученье – тьма» С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому.
    Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    Сочинение про интернет на русском языке Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    Сочинение на тему «Имя существительное» Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название.
    Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    Сочинение на тему «Что такое мир?» Что такое мир? Жить в мире – это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    Сочинение «Про бабушку» Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море.
    Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру – разносить […]
    Сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?» Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета.
    На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    Сочинение на тему «Зачем человеку нужен язык?» С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию.
    В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    Сочинение на тему «ВОВ 1941-1945» Был прекрасный день – 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть – началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время.
    В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    Сочинение-рассуждение на тему «Моя Россия» Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    Сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?» Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности.
    Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    Сочинение-рассуждение на тему «Мой дом – моя крепость» Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом.
    У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    Поэзия 60-х годов 20 века (сочинение) Поэтический бум шестидесятых годов 20 века
    Шестидесятые годы 20 века – это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого “издательского бума” в области поэзии не было никогда ни до, ни после. “Визитные карточки” этого времени – Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    Сочинение-рассуждение на тему «Чтение – вот лучшее учение!» Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью.
    Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]

  5. Сочинение-рассуждение на тему «Слово не зря молвится»
    Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
    Умен ты или глуп,
    Велик ты или мал,
    Не знаем мы, пока
    Ты слово не сказал!
    Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры.
    Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она — часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.
    Общение — процесс, в котором участвует не менее двух человек: говорящий (адресант) и слушающий ( адресат).
    Общение для человека — среда его обитания. Без этого процесса, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
    Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души».
    Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи. Но уметь слушать, как и уметь говорить, — тоже искусство, которому надо учиться.
    Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?
    Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо,/И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».
    Содержательные лекции, выступления, диалоги приносят человеку радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: Хорошую речь хорошо и слушать, В чужой беседе всяк ума наберется. Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.
    Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: Когда говоришь — думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. И в этих пословицах озабоченность  содержательной стороной речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
    Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка Из пустого в порожнее переливать! Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано. Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.
    Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить: какие положения будут развиты; что нового вносится в решение вопроса; что остается спорным и требует дальнейших размышлений; насколько высказываемые мысли аргументированы; какова авторская позиция.
    Поскольку в общении участвуют,  по меньшей мере,  два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение. Каждый по своему опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а другому даже о незначительных событиях из личной жизни поостережешься говорить.
    Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже, скорее,  на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого-то вопроса в классе. Пословица предупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах: Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре — положительные качества говорящего. А вот всезнайство (у него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника (говорить на разных языках; их разговор — разговор глухих); упрямство в отстаивании своих суждений (с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись); отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой); чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) — все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.
    Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова — да на век ссора. Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился. Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.
    Как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлеченные беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить, На это указывают пословицы: Сколько ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
    Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего и невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих десятилетий и даже веков, они — одно из могучих средств выражения духовной жизни русского народа, его дум, чаяний, стремлений. Знакомство е пословицами приобщает человека к народному творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.

  6. Высказывания о языке и речи
    Афоризмы (греч.) – краткие, отрывистые, фразы, заключающие в сжатой, удобной для запоминания, форме какую-нибудь определённую мысль, сентенцию, обобщение и т. п. Афористическая манера писания и речи означает сжатый, отрывистый способ выражения мыслей.
    Афоризмы или краткие поучительные изречения особенно были любимы в повествовательной литературе эпохи Возрождения и вместе с заимствованными сочинениями они распространились и в России. Так например, особенно обильным афоризмами является «Разговор Соломона с Морольфом», где почти исключительно оба разговаривающие лица обмениваются афоризмами. То же самое мы замечаем в русских повестях, перешедших к нам с Востока и Запада: так например, множество афоризмов мы встречаем в повести «Синагрип царь Адоров и Наливские страны», где поучение премудрого Акира сыну состоит из афоризмов. На Западе афористические разговоры Соломона с Морольфом обращались особой статьёй, – в России тоже случилось с поучением Акира, которое выделено было из рассказа и обращалось как самостоятельное целое, обогащаясь новыми изречениями практической мудрости и пословицами. Афоризмами говорят тоже лица других заимствованных рассказов, например. в «Александрии». Пор высказывает такую мысль: «нет на земле радости, где не принялось бы жалости». Афоризмы, однако, явились в России не только в это позднее время; в XVII в. Они стали только выделяться из общих рассказов, как самостоятельный литературный сборник, но уже давно были в обращении: в доказательство этого стоит только припомнить себе богатое такими изречениями «Моление» Даниила Заточника.
    Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь.
    Писатели, поэты, философы, лингвисты, государственные деятели России
    о языке и речи
    Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого. (ПетрI)
    Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей  его духовной жизни. (Константин Дмитриевич Ушинский)
    Не бросай слова на ветер, не давай легкомысленных обещаний. Будь хозяином своего слова. (Василий Александрович Сухомлинский)
    Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка. (Александр Сергеевич Пушкин)
    Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (Александр Сергеевич Пушкин)
    Перед нами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовёт Вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Николай Васильевич Гоголь)
    Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления. (Виссарион Григорьевич Белинский)
    Правилу следуй упорно; чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Николай Алексеевич Некрасов)
    Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. (Лев Николаевич Толстой)
    Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать. (Лев Николаевич Толстой)
    Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. (Лев Николаевич Толстой)
    Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры. (Фёдор Михайлович Достоевский)
    Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. (Николай Гаврилович Чернышевский)
    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Иван Сергеевич Тургенев)
    Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (Иван Сергеевич Тургенев)
    В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать… (Антон Павлович Чехов)
    Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Александр Иванович Куприн)
    Не умея держать в руке топор – дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (Максим Горький)
    Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (Константин Георгиевич Паустовский)
    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Константин Георгиевич Паустовский)
    Высказывания о языке и речи зарубежных мыслителей, философов, политиков, писателей и поэтов мира
    Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. (Вольтер)
    Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Эразм Роттердамский)
    Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Жан Ростан)
    Гибок язык человека; речей в нём – край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направлениям. (Гомер)
    Язык дан человеку для того, чтобы излагать свои мысли. (Мольер)
    Грамматика повелевает даже царями. (Мольер)
    Говорить туманно умеет всякий, говорить ясно – немногие. (Галилей)
    Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. (Ральф Уолдо Эмерсон)
    Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль». (Робер)
    Краткость – душа остроумия. (Уильям Шекспир)
    Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Гегель)
    Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Джонатан Свифт)
    Пословицы и поговорки о языке
    Больше дела, меньше слов.
    В добрый час молвить, в худой промолчать.
    Верёвка хороша длинная, а речь короткая.
    Всякую корову можно подоить, да не всякое слово можно сказать.
    Выстрелив, пулю не схватишь, слово сказав – не воротишь.
    Говори, да не заговаривайся.
    Говорит день до вечера, а послушать нечего.
    Говорит, словно реченька журчит.
    Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.
    За словом в карман не полезет (ему слово, а он – десять).
    Мягко стелет, да жёстко спать.
    Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
    Словами туда и сюда, а делами никуда.
    Поменьше говори – побольше услышишь.
    Речами тих, да сердцем лих.
    Речь красна слушанием.
    Сказал бы словечко, да волк недалечко.
    Слово давать, так слово держать.
    От приветливых слов язык не отсохнет.
    Твои бы речи да Богу бы в уши.
    Слушай больше, а говори меньше.
    Умей вовремя сказать, умей и смолчать.
    Одно доброе слово – от тысяч бед спасает.
    Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.
    Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
    Языком и лаптя не сплетёшь.
    Слово толковое стоит целкового.
    На языке мёд, да под языком лёд.
    Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь.
    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

  7. Словом! Нет ничего могущественнее слова, дитя мое. Веские доводы в соединении с возвышенными мыслями представляют собой цепь, которую невозможно разорвать. Это непобедимое оружие. И хочется, чтобы каждый помнил завет гениального пророка и мыслителя, помнил мудрость Л.Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».
    ТМ: Язык –это 1) система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
    2) разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.
    Функции языка:
    1. Общение, т.е. коммуникативная функция.
    2. Сообщение, т.е. информативная функция.
    3. Функция воздействия.
    Задание 2.Прочитайте текст. Что нового вы узнали из содержания текста?
    Язык – достояние общества
    Язык – явление не биологическое, а общественное, социальное. Человек овладевает речью в том коллективе, в котором растет и воспитывается. Способность членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения им исторически сложившейся системы того или иного конкретного языка.
    Рассказывают, что свыше 350 лет тому назад индийский падишах Акбар решил проверить утверждение придворных мудрецов о том, что каждый ребенок сам с собою начинает говорить на языке своих отцов, даже если никто не учит его этому. Падишах поставил страшный «опыт». Несколько маленьких детей вместе с немым взрослым человеком заточили в покои, ключи от которых Акбар носил на своей груди. Чтобы дети никогда не слышали человеческого голоса, их обслуживали люди с вырезанными языками. Семь лет длился этот чудовищный эксперимент. Когда же падишах в сопровождении мудрецов лично открыл двери покоев, вошедшие услышали нечленораздельные вопли, дикий вой и мяуканье. Мудрецы были посрамлены, а жизнь детей искалечена. «Опыт» доказал, что человеческое окружение для ребенка в первые годы его жизни имеет исключительно важное, первостепенное значение.
    Современные люди, независимо от их этнической принадлежности, в детстве обладают равными задатками для усвоения любого языка. Вот почему овладеть иностранными языками в детстве легче, чем в зрелом возрасте.
    Язык – достояние общества, и овладеть речью на том или ином языке ребенок может только в обществе. Допустим, что негритянский мальчик в грудном возрасте был усыновлен русской семьей. На каком языке он заговорит? Конечно, на русском. Во внешнем облике ребенка мы не найдем ничего общего с его названными матерью и отцом. Мальчик унаследует от родителей-негров цвет кожи, курчавость волос, форму губ и разрез глаз, но говорить будет по-русски.
    Язык не дар Божий и не изобретение одного человека. Творцом и носителем языка является народ. Язык только потому и существует, что существует человеческий коллектив, общество. Вне общества нет языка. Язык является достоянием всех и в то же время достоянием каждого.
    (по В.Н.Петрухину)
    Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
    Приходилось ли вам решать такие задачи: как разделить три яблока между тремя девочками так, чтобы каждая получила по целому яблоку и, чтобы при этом одно яблоко осталось в корзине? Это не математическая задача, хотя и помещается она в сборниках задач по математике. Это языковая задача. Делить тут нечего: надо дать двум девочкам по яблоку, а третьей дать корзину, в которой лежит последнее яблоко. Оказывается, в этой простой задаче, вернее, в способах ее языкового выражения скрыт особый, непривычный смысл. Ведь когда мы слышим: Одно яблоко должно остаться в корзине, мы понимаем, что это яблоко не получает ни одна из девочек. Если при раздаче кто-то получает часть предметов, а часть остается, то остаток так остатком и называется, потому что его никто не получает. Таков смысл слов, но не таков смысл действий. В реальной действительности, конечно, яблоки можно раздавать, вынимая их из корзины или не вынимая.
    Приходится только удивляться, как иногда при точности и определенности значения смысл слова может быть неопределенным и расплывчатым.
    Слово оказывается сложным, многомерным. Оно может быть и сухим, мертвым, то вдруг поворачивается такими гранями, которые заставляют сверкать и переливаться всеми красками нашу речь. Понять главные особенности слова, увидеть все его стороны, использовать его так, чтобы как на ладони донести до собеседника нашу мысль – это и значит владеть словом. А для этого необходимо проникнуть в глубины языка, понять его механизм, научиться бережному, любовному обращению со словом.
    Наш язык гибок и точен, он позволяет выразить тонкие оттенки смысла. Но нужно их видеть, чувствовать, только при этом условии можно говорить о подлинной культуре речи, о владении родным языком.
    Задание 4. Прочитайте статью В.А.Федосова.
    Русские пословицы о языке и речи
    Общеизвестно, что в народе накоплен богатый опыт, сведения о разных сторонах жизни, явлениях и процессах. Эти сведения передаются из поколения в поколение устным путем, находят отражение в пословицах и поговорках, включаются в письменные источники – лечебники, сборники пословиц и т.д. Существуют также определенные народные представления о языке (в статье использованы пословицы и поговорки из сборника В.Даля «Пословицы русского народа»).
    Слово язык в русских пословицах употребляется прежде всего для обозначения органа, который является источником речи, служит для произнесения звуков. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие пословицы: Язык ворочается, говорить хочется; Вымолвить не хочется, так и язык не ворочается; Сорвалось – как с языка сорвалось; Как сорвалось, так и брякнулось; Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь. Во многих пословицах характеризуется речь говорящего: Язык мягок: что хочет, то и лопочет; Язык без костей – мелет; У него язык длинен; У него язык, как бритва; Свой язык, своя и говоря; Язык – жернов: мелет, что на него не попало; За твоим языком не поспеешь босиком; Видно, у него язык чешется; Языком кружева плетет; Бьет языком, что шерстобит струной жильной.
    Иногда вместо слова язык употребляются другие наиме5нования, например слова-метафоры: Язык – балаболка; У него вехотка во рту; Мокрая пличка (черпачок): что не поплещет, то захлещет; слова уста, рот, горло и другие употребляются по принципу метонимии: От избытка уста глаголят; На чужой роток не накинешь платок; Горлом не возьмешь; набери в рот воды! Губы да зубы – два запора (забора), а удержу нет; Рот на нараспашку, язык на плечо.
    Если слово язык соотносится с говорением, то речь – со слушанием. Слово язык обычно употребляется в одной пословице с говорить, а речь – со словом слушать: Сижу у печи, да слушаю людские речи; Красную речь красно и слушать; Красна речь слушанием.
    Речь, как известно, состоит из слов. Приведем пословицы, в которых характеризуются сами слова и речь говорящего: «Есть» – слово как мед сладко, а «нет» – слово как полынь горько; Всю неделю говорил «ась», а в субботу сказал «что»; Этого, не свихнув языка, не выговоришь; Слово к слову приставляет, словно клетки городит; Слово по слову, что на лопате подает; Слово за словом вперебой идет; Слово за словом на тараканьих ножках ползет (лепится); У него слово слову костыль подает; Слово за слово цепляется; не всякое слово в строку; Прожуй слово да молви! Пасеное словцо за щекой; Не доищешься (не доискался) слово; Блюди хлеб на обед, а слово на ответ; За словом в карман не полезет; Слово не воробей: вылетит – не поймаешь; Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь; И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
    2. Какие значения слова язык не отмечены в данном тексте?
    ТМ:Язык не единственное средство общения между людьми. Общаясь между собой, люди передают друг другу некоторые сообщения не только при помощи слов, но и посредством особых значимых действий, таких, например, как вставание, поклон, рукопожатие, дружеские объятия или поцелуи. Среди подобных несловесных средств общения принято различать жестикуляцию и мимику.
    Жестикуляция – это значимые телодвижения, главным образом движения головы или рук: указательный жест руки, пожимание плечами в знак недоумения или незнания, кивок головой, выражающий согласие, или, наоборот, повороты головы из стороны в сторону, означающие отрицание.
    Мимика – это значимые движения мышц лица: улыбка, поднятие бровей в знак удивления или нахмуренные брови, означающие недовольство.
    Так же как и язык, системы жестикуляции и мимики сложились в обществе постепенно и в достаточной степени стихийно. Но есть и такие знаковые системы, которые были специально разработаны людьми для более удобной передачи информации, связанной с определенными видами их деятельности. Подобные знаковые системы принято называть искусственными.
    К числу искусственных знаковых систем относятся сигналы светофора, знаки дорожного движения, форменные знаки различия военнослужащих (погоны, нашивки, кокарды и др.), а также системы символической записи, используемые в музыке (нотное письмо), математике (цифры; знаки + – = : ; обозначения корня, логарифма, интеграла и т.п.), формальной логике, химии и ряде других наук.
    Таким образом, мимика или жестикуляция в подавляющем большинстве только сопровождают звуковую речь, придавая ей добавочные эмоциональные или смысловые оттенки. Искусственные знаковые системы могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений, связанные с той предметной областью, для которой они были созданы. Язык же способен передавать сообщения любых, ничем не ограниченных типов содержания. Это свойство человеческого языка можно назвать его универсальностью.
    Задание 5.Коротко охарактеризуйте одну из известных вам знаковых систем. Из каких знаков (звуковых, световых, графических) она состоит? Какие значения выражают эти знаки? Приведите примеры.
    ТМ: Литературный язык – это вариант языка, используемый на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях. Изъясняясь на литературном языке, человек стремится говорить или писать правильно, и это позволяет ему рассчитывать на то, что он будет хорошо понят любым адресатом.
    Существуют нелитературные варианты русского языка: просторечие, жаргон, диалект.
    Задание 6. Заполните свободные клетки таблицы.
    Нелитературный вариант языка, используемый людьми на определенных территориях в сельской местности.
    Нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоев городского населения и придающий ей неправильный и грубый характер.
    Нелитературный вариант языка, используемый при непринужденном общении между представителями некоторых социальных групп.
    Задание 7.Законспектируйте статью «Мировые языки» по учебному пособию «Русский язык» под редакцией К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой. – Алматы, 1999.- С. 5-10.
    ТМ: Речьв традиционном понимании – конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. и речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
    Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь – реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык – это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна и неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.
    Комментарий:
    конкретный – вполне определенный, предметный;
    феномен – то же, что явление;
    абстрактный – отвлеченный;
    аналог – нечто, представляющее соответствие другому предмету.
    1.2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И ВИДОВ РЕЧИ
    ТМ:Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относится: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободная от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.
    Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью.
    Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и воспритяием мысли в графической форме. Она включает в себя два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной коммуникации (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).
    Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение).
    Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагающая самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.
    Внешняя речь – речь, озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.
    Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием; например, «речь про себя».
    Задание 8.Законспектируйте статью «устная и письменная речь» по учебному пособию «Русский язык» под редакцией К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой. – Алматы, 1999.- С. .
    1.3. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
    Аннотация
    Краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов
    Заметка
    1. Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти;
    2. краткое сообщение в печати: газетная заметка.
    Комментарий
    Толкование, объяснение к тексту.
    Обобщение
    Общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений
    Письмо
    1. Средство общения с помощью графических знаков, позволяющих фиксировать речь при передаче ее на расстоянии;
    2. Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо.
    Выписка
    Выдержка из текста, цитата; то, что выписано из произведения, документа
    Изложение
    Пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами
    Конспект
    Краткое письменное изложение содержания чего-либо
    Описание
    Сочинение, изложение, в котором описывается что-либо
    План
    Определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо
    Резюме
    Краткое изложение речи, статьи, краткий вывод
    Рецензия
    Критическая оценка научного, художественного и другого сочинения, спектакля, фильма.
    Реферат
    Краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким изложением.
    Статья
    Научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете
    Тезис
    1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи;
    2. Тезисы (мн.ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции.
    1.4.ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ
    ТМ: Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета. В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предмет и его признаки. Главным является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей.
    При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: 1) введение (общее впечатление); 2) описание деталей; 3) заключение (вывод, оценка).
    Существуют несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание предмета, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению.
    Повествование как тип речи используется для передачи информации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности. В научной литературе повествование представлено в текстах биографических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т.е. о последовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма; проведении эксперимента.
    Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в частях текста. Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой: 1) экспозиция к повествованию (начало события); 2) средняя часть повествования (его развитие); 3) заключение (конец события).
    Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи.
    Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.
    Виды рассуждения: 1. рассуждение-объяснение, 2. рассуждение-доказательство, 3. рассуждение-размышление.
    1. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главное – раскрыть содержание тезиса.
    2. Доказательство истинности тезиса и становится основной задачей рассуждения-доказательства.
    Оба типа текста имеют одну схему построения: экспозиция (подведение к вопросу) > вопрос > ответ на вопрос (тезис) > доказательство тезиса > выводы. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального рассуждения», так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Обязательными же элементами рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
    3. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.
    Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к спорному вопросу) > система проблемных вопросов и ответы на них > выводы.
    При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать с осмысления темы и отбора материала для ее раскрытия в системе вопросов. Не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте. Но могут и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления.
    Задание 9.На основе какого функционально-смыслового типа (или его видов) построены тексты?
    Текст 1.
    Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать и сравнивать информацию автоматически, без участия человека. Эти средства, сопоставляя информацию, могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения в природе и в обществе. Но мы даем новое определение информации, основанное на ранее продемонстрированном факте взаимодействия данных и методов в момент ее образования. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.
    Текст 2.
    Цифровой компьютер – это машина, которая может решать задачи, выполняя данные ей команды. Последовательность команд, описывающих решения определенной задачи, называется программой. Электронные схемы каждого компьютера могут распознавать и выполнять ограниченный набор простых команд. Все программы перед выполнением должны быть превращены в последовательность таких команд, которые обычно не сложнее чем:
    • Сложить 2 числа.
    • Проверить, не является ли число нулем.
    • Скопировать кусок данных из одной части памяти компьютера в другую.
    Эти примитивные команды в совокупности составляют язык, на котором люди могут общаться с компьютером. Такой язык называется машинным языком. Разработчик при создании нового компьютера должен решать, какие команды включить в машинный язык этого компьютера. Это зависит от назначения компьютера, от того, какие задачи он должен выполнять. Обычно стараются сделать машинные команды как можно проще, чтобы избежать сложности при конструировании компьютера и снизить затраты на необходимую электронику. Так как большинство машинных языков очень примитивны. Использовать эти языки трудно и утомительно.
    Текст 3.
    Такой способ записи алгоритмов достаточно удобен и понятен для человека, но он имеет и весьма существенные недостатки.
    Во-первых, он громоздок и может быть излишне многословен.
    Во-вторых, по сути дела одно и тоже указание словами можно сформулировать многими различными способами, а это значит, что таит в себе серьезную опасность неоднозначности понимания.
    В-третьих, такая достаточно произвольная формулировка алгоритма практически непригодна для автоматического с помощью ЭВМ – перевода алгоритма на язык машины.
    Текст 4.
    Первая русская женщина-математик С.В.Ковалевская родилась в Москве в богатой семье генерал-лейтенанта артиллерии в отставке Корвин-Круковского. Девочка росла разносторонне способной, но особенно ее увлекала математика. Она с 15 лет начала систематически изучать курс высшей математики.
    Ковалевская в 1869 году уезжает в Германию. Она посещает лекции крупнейших ученых, а с 1870 г она добивается права заниматься под руководством немецкого ученого К. Вейерштрасса.
    В 1874г Вейерштрасс представляет три работы своей ученицы в Геттингенский университет для присуждения степени доктора философии, подчеркивая, что для присуждения степени достаточно любой из этих работ. Работа «К теории дифференциальных уравнений в частных производных» содержала доказательство решений таких уравнений. В наши дни эта важнейшая теорема о дифференциальных уравнениях называется теоремой Коши-Ковалевской. Другая работа содержала продолжение исследований Лапласа о структуре колец Сатурна, в третьей излагались труднейшие теоремы математического анализа. Степень была присуждена Ковалевской ‘с высшей похвалой.’
    С.В.Ковалевская мечтала о научной работе в России, но ее мечта не сбылась: в 1891 г. она умерла в Стокгольме.
    ТМ:Научный текст может быть сжато представлен в виде логической схемы:
    Основной тезис
    1 аргумент 2 аргумент 3 аргумент
    Иллюстрации Иллюстрации Иллюстрации
    Вывод (резюме)
    Комментарий к схеме:
    Основной тезис – это утверждение, которое требует обоснования. Он включает в себя предмет речи (о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (что говорится об этом предмете).
    Аргументы – это основания тезиса; доказательства.
    Иллюстрации – примеры, подтверждающие теоретические положения.
    Вывод содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
    Задание 10.Прочитайте текст.
    Культура аргументации
    Говорят, что в споре не всегда побеждает тот, на стороне кого истина. Отчего же это происходит? Отчего ложь оказывается сильнее? Оттого, что спорят не понятия, а люди, что в споре на равных правах выступают разум и чувства, а ум, как известно, может быть не в ладу с сердцем. В полемике большое значение имеет умение держаться, говорить уверенно и хладнокровно, метко и остроумно. Важно умение слушать и быстро анализировать речь оппонента и, в свою очередь, удачно организовать свою речь. Причем здесь можно уже говорить не о «владении словом», а о владении речью, не просто о понимании характера, особенностей, возможностей слова, но об умении их организовать, использовать.
    Три стороны, три аспекта оказываются определяющими – логика, психология и язык. Последнее особенно важно, ибо все выражается, все (доводы, факты, цифры) выступает, все доносится до слушателя языком, посредством речи. всегда необходимо найти такую форму выражения, которая в желательном направлении подействовала бы на слушателя, на того, кого мы стараемся убедить. В этом и заключается искусство речи. мало просто хорошо высказываться, мало быть убедительным вообще: Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но афинские матросы и торговцы его не поняли и приговорили к смерти за «неправильные философские воззрения», как заметил однажды М.Зощенко. Надо быть убедительным для тех или для того, кого убеждаешь.
    В рассказе А.П.Чехова «Дома» прокурор окружного суда хочет убедить своего малолетнего сына в том, что таскать табак и курить нехорошо. Не случайно Чехов выбрал в примеры прокурора, юриста, так сказать профессионального оратора, специалиста, социальное назначение которого в том и состоит, чтобы уметь убеждать. Отец сначала эмоционально осуждает мальчика: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын…». Однако это не действует, не кажется ребенку правомерным или справедливым. Мальчик-то знает точно, что он все-таки сын, и отец его любит – на то он и отец. Тогда прокурор переходит на привычные категории судебной речи, использует логику: «Ты не имеешь права брать табак, который тебе на принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собственным добром». Все справедливо, но не действует. Отец обращается к медицинской стороне вопроса: «Особенно же вредно курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая…». Наконец, переводит разговор в морально-психологический план и т.п. Не действует, хотя все логически безупречно, сказано совершенно понятно, доступным, казалось бы, языком. и тут уже было отчаявшийся родитель вдруг понимает: «Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер». После этого приходит верное решение: «Слушай, – начал он… – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарый царь… У старого царя был единственный сын, который курил. От курения царевич умер. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи». На Сержу вся сказка произвела сильное впечатление. Он вздрогнул и сказал упавшим голосом: «Не буду я больше курить…».
    Пусть нас не смущает примитивизм и, может быть, необычность примера. Сам принцип аргументации абсолютно верно указан писателем. Формой, которая обеспечила убедительность речи для данного конкретного слушателя, стала сказка. В других случаях, возможно, сказка и не подействует. К сожалению, а может быть, к счастью – панацеи здесь не существует. Необходимо творчество.
    Задание 11.Прочитайте текст, составьте его логическую схему.
    Установка оборудования
    В общем случае оборудование подключается к компьютеру дважды: аппаратно и программно. Под аппаратным подключением понимают физическое соединение с компьютером либо с помощью гнезд на материнской плате, либо с помощью внешних разъемов стандартных портов на задней стенке системного блока. Бывает и смешенное подключение, когда интерфейсная плата нового устройства вставляется в слот материнской платы и при этом создается новый (нестандартный) порт, разъем которого выходит на заднюю стенку. Таким способом подключают, как правило, устройства, требующие высокой скорости передачи данных, например сканеры или сетевые устройства.
    Под программным подключением группирует установку программы-драйвера, являющейся посредником между операционной системой и устройством. При установке драйвера происходит выделение операционной системой части ресурсов новому устройству, а также регистрация устройства и его драйвера в реестре операционной системы.
    Однако в общем правиле есть и исключения. Такие «стандартные» устройства строят классификацию на базе, как жесткие диски, дисководы гибких дисков и клавиатура, не требуют драйверов, поскольку сведения о том, как с ними работать, уже имеются в базовой системе ввода-вывода (BIOS). Они должны распознаваться и работать еще до загрузки операционной системы. То же относится и к монитору, и к видеоадаптеру, но без драйверов они распознаются только как простейшие стандартные модели, для того чтобы использовать все функциональные возможности конкретной модели, драйвер установить необходимо.
    Несколько менее «стандартными» устройствами базируется мышь и дисковод CD-ROM. Они не всегда распознаются средствами BIOS, но после загрузки операционной системы Windows XP уже считаются стандартными устройствами и обслуживаются драйверами, имеющимися в ее составе; однако если речь идет о необычных моделях, особый драйвер для них может потребоваться.
    Задание 12.Рассмотрите таблицу.
    Аргу-
    менты
    Ссылка на
    авторитеты
    Факты
    · Законы, документы
    · Мнения экспертов, очевидцев,
    Свидетелей
    · Высказывания известных личностей
    · Ццифры
    · Ппримеры
    ·
    ·
    · Из жизни
    · Из литературы
    · Конкретные
    · обобщенные
    Задание 13. Расскажите о двух основных типах аргументов и их видах. Какие из указанных аргументов относятся к сильным и почему?
    Задание 14. Какие еще аргументы вы бы отнесли к сильным? Обоснуйте свое мнение.
    1.5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
    ТМ:Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функцио

  8. 8
    Текст добавил: Максимальный максимум

    1.Есть такой тип людей,которые тебя поучают,советуют как правильно себя показать,вести в той или иной ситуации.При беседи с ними ты набираешься большого жизниного опыта.Такие люди безценны в наше время.
    2.Когда у человека поставлена правильная речь,интонация,спокойствие в разговоре,то человека слушаешь с восхищением.
    3.Редко,но метко встречаются люди,которые могут обидеть словами человека,довести до слез,сказав,что платье старое,почему ребёнок в обносках,а ведь люди не виноваты,что такая жизнь.Поэтому нужно подумать прежде,чем сказать.
    4.По речи можно узнать в какой среде человек живёт.Если человек разговаривает к разному событию,дерзко,с отвращёным видом,то лучше с человеком разговор не вести.Человек не одыкватен.Есть тип людей которые разговаривают медленно,спокойно иногда складывается ощущение, что обдумывает каждое слово.Таких людей называют тихонями,и т.д.
    5.Люди с такими языками очень язвительные.Если на встречу идёт или едет инвалид и просит тебя о помощи,то должен помочь. А есть люди которые не то,что не помогут,так ещё столько грязи выльют.Не понимая,что обидел человека.
    6.С помощью языка мы можем описать наш удивительный мир,познать разные страны и другие иностранные языки,вести разговоры.

  9. Язык – это уникальная вещь, которой владеет человек. Он служит для общения людей и оформления мыслей в слова. Интересно то, что язык существует вне зависимости от того, кто на нем говорит. Есть даже так называемые «мертвые языки»: людей, говорящих на них, нет, но они продолжают существовать. К такому разряду относятся латинский, санскрит, древнерусский, древнегреческий. Помимо разговорных, существуют языки программирования, жестов, цветов и животных.
    Для того чтобы правильно и культурно общаться, мало просто знать язык. Его знание необходимо подкреплять практическим использованием, то есть владеть речью. Это практическое использование языка. Оно помогает людям объясняться друг с другом, выражать свои мысли и рассуждения. Речь не существует сама по себе, она неразрывно связана с языком.
    Эти два понятия зависят друг от друга. Дальнейшая судьба любого языка зависит от того, как он используется в речи. Современная «беда» – это активное развитие общения посредством интернета. Это «немое» использование языка способствует тому, что многие речевые нормы игнорируются, отсутствует тренировка культурной устной речи. Также опасность представляет безмерное засорение языка различными заимствованиями и неологизмами, которые убивают красоту и неповторимость звучания родной речи.
    Речь призвана поддерживать существование языка. Без практического использования он «умрет», а это означает исчезновение и для нации-носителя этого языка. Свой вклад в сохранение этого национального сокровища может внести любой человек. Нужно просто внимательно относиться к словам, которые мы говорим. Стараться не засорять язык ненужными оборотами. А также внимательно и ответственно относиться к правилам и литературным нормам, касающимся как устной, так и письменной речи.

  10. Пословицы и поговорки о языке, о речи
    Язык телу якорь. Язык с богом беседует.
    Мал язык, да всем телом владеет.
    Язык голову кормит, и до побоев доводит.
    Что знает, все скажет, чего не знает, и то скажет.
    Язык до Киева доведет.
    Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
    Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
    Во многословии не без пустословия.
    Много говорено, да мало сказано.
    Не спеши языком, торопись делом.
    Языком не торопись, а делом не ленись.
    Никто за язык не тянет.
    Держи язык за зубами.
    Меньше врется — спокойнее живется.
    Из пустого в порожнее переливает.
    Что про то говорить, чего нельзя воротить?
    Скоро сказка сказывается, да не скоро делается.
    За твоим языком не поспеешь босиком.
    Мелет день до вечера, а послушать нечего.
    Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
    В добрый час молвить, в худой промолчать.
    Не все то делается, что говорится.
    Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
    Молчание – золото.
    За словом в карман не полезет.
    Наговорил с три короба.
    Язык мой — враг мой.
    Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
    Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
    По секрету – всему свету.
    Прикуси язык!
    Замолчал, как воды в рот набрал.
    Нем, как рыба.
    Слово не стрела, а сердце ранит.
    Языком болтай, а рукам воли не давай!
    Всего не переговоришь.
    Дитя не заплачет — мать не узнает.
    Твоими бы устами да мед пить.
    У кого что болит, тот о том и говорит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *