Сочинение на тему пословица недаром молвится

7 вариантов

  1. ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ (не мимо) МОЛВИТСЯ. Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: «Пословица недаром молвится», или «Пословица вовек не сломится». Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия.
    В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
    Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.
    Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни. Пословиц много, они охватывают все стороны жизни народа.
    Во все времена народ уважал в человеке ум и высмеивал глупость, потому что ум равносилен добру, чести, благородству, а глупость порождает зло и беду. В пословице обычно говорится о конкретных явлениях, но за ними всегда открывается другой, обобщённый смысл. Есть пословицы о Родине, семье, дружбе, в которых отразились вечные нравственные и человеческие ценности.
    «Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
    «Родимая сторона — мать, чужая – мачеха»,
    «Вся семья вместе, так и душа на месте»,
    «Глупый осудит, а умный рассудит»,
    «Доброе братство – лучше богатства»,
    «Злой плачет от зависти, а умный от радости».
    От греческого названия Пословица — paroimia — идет научная терминология: паремиология — отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией пословиц.
    Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, арабских и других пословиц, часто получавших литературную обработку (Библия, Панчатантра, Коран).
    Русская литература XVIII в., будучи по преимуществу просветительной и дидактической, весьма тяготела к пословицам, они приводились в учебных книгах, вводилась в журналы, в театральные пьесы. Использовались и в «Словаре Академии Российской» (1789—1794), для которого их собирал поэт Богданович.
    Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля «Пословицы русского народа» (1862) и работа Иллюстрова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910) являются для дореволюционной России наиболее богатыми собраниями русских пословиц.
    В художественной литературе интерес к пословицам мы обнаруживаем уже у русских писателей XVIII в. Разнообразные пословицы использует Крылов; Пушкин вносит их в «Капитанскую дочку»; Островский берет пословицы в качестве заголовков или постоянного сопровождения речи своих персонажей; у Толстого и Достоевского пословицы — это целая историко-литературная проблема. Часто пословица творится писателем в духе живой речи: так, Горький широко использует ходовую пословицу и творит ее зачастую сам.
    В статье «О том, как я учился писать» Горький говорит: «Вообще, пословицы и поговорки образцово формулируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа, и писателю совершенно необходимо знакомиться с материалом, который научит его сжимать слова, как пальцы в кулак, и развертывать слова, крепко сжатые другими, развертывать их так, чтобы было обнажено спрятанное в них враждебное задачам эпохи, мертвое. Я очень много учился на пословицах, — иначе: на мышлении афоризмами».
    На пословицах растили себя многие писатели: тот же Пушкин, Кольцов, который сам записывал пословицы (сохранилась его записная книжка с пословицами), Островский. От Достоевского до нас дошла запись пословиц, слышанных им на каторге, от Толстого — записная книжка 70-х гг., в которую он заносил свои записи народных оборотов и пословиц. В последствии, многие из них использовали пословицы в произведениях для своих героев.
    Однако, мы не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Пословицы тем и ценны, что суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев и ситуаций.
    Со временем пословицы вошли в речь и стали тесно с нею связаны.
    Созданные в веках, переходя от поколений к поколениям, пословицы и поговорки поддерживали устои народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа. Пословица всегда поучительна в широком смысле слова, но ее поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чем-либо, однако в ней всегда есть «вывод» пли нечто такое, что полезно помнить и принять к сведению.
    Чего нет в опыте народа, того не может быть и в пословицах… В пословицах оседало бесспорно ценное, то непреходящее, что имело значение и для последующих эпох. Время безжалостно уносило то, что противоречило новому социально-историческому опыту народных масс.
    В. И. Даль. Сказал о пословицах так: это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
    И. Снегирев, писал: «Сколь часто одна и та же пословица, прошедши сквозь несколько веков и чрез разные места, облекалась в разные формы, переиначиваясь в словах и в строении речи, там сокращалась, здесь распространялась, там относилась к одному, здесь к другому предмету, там принималась в собственном, здесь в переносном смысле. Как в народе, так равно и в… пословицах, представляется смесь древнего с новым, коренного с прививным, отечественного с чужеземным, городского с сельским. Из этой смеси разных элементов сложилось органическое целое».
    Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.
    «Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет».
    «Бедность – не порок, а гораздо хуже».
    «В здоровом теле здоровый дух — редкая удача».
    «Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо».
    «Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит».
    «Гол как сокол, а остер как топор».
    «Голод не тётка, пирожка не поднесёт».
    «Губа не дура, язык не лопата».
    «Два сапога пара, оба левые».
    «Дураку хоть кол теши, он своих два ставит».
    «Девичий стыд – до порога, переступила и забыла».
    «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
    «За битого двух небитых дают, да не больно-то берут».
    «За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь».
    «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет».
    «И делу время, и потехе час».
    «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба».
    «Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте».
    «Копейка рубль бережет, — а пятачок — палтинничек».
    «Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха».
    «Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся».
    «На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай».
    «Не все коту масленица, будет и пост».
    «Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».
    «Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется».
    «Один в поле не воин, а путник».
    «От работы кони дохнут, а люди – крепнут».
    «Палка о двух концах, туда и сюда бьет».
    «Повторенье – мать ученья, утешенье дураков».
    «Пьяному море по колено, а лужа — по уши».
    «Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена».
    «Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо».
    «Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой».
    «Рука руку моет, да обе свербят».
    «Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит».
    «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».
    «Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет».
    «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь».
    «У страха глаза велики, да ничего не видят».
    «Ума палата, да ключ потерян».
    «Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда».
    «Шито-крыто, а узелок-то тут».
    «Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет».
    «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан,
    Если читан, то не понят, если понят, то не так.
    Будь закон такой написан, и в последствии прочитан,
    Даже понят и исполнен — не изменится дурак».
    Такие изменения пословиц, их смысла и содержания являются абсолютно нормальным явлением.
    Я задумалась, оказывается раньше, многое понимали наоборот. Кажется, пословица носит отрицательное значение, а по трактовке получается положительной. Объяснить это можно тем, что раньше народ был мудрее и сплоченнее. Люди в большинстве своем жили в гармонии с природой. Но жизнь менялась, менялись нравы, устои и ценности, с ними менялись и пословицы.
    Нам остается остановиться на весьма интересных и наиболее жизнестойких пословицах и поговорках, возникших в результате наблюдений над всеобщей диалектикой жизни. Эти пословицы и поговорки живут и будут жить сотни лет. Их долговечность кроется в сущности их как необыкновенно емких общих суждений, которые можно отнести к самым различным сторонам жизни: и к социально-историческим и к бытовым явлениям.
    Большинство пословиц и поговорок происхождением обязано непосредственному жизненному социально-историческому опыту народных масс. Это первый и основной источник народных пословиц и поговорок.
    Созданные в веках пословицы и поговорки будут всегда украшать и разнообразить нашу речь. Они не исчезнут, пока будет звучать русское слово.
    Далее, в комментариях добавлю информацию об авторах иллюстраций, использованных мной в топике и дополню некоторыми пословицами, с трактовками, которые наиболее популярны.
    Пожалуйста дополняйте комментарии, если у вас сохранились варианты старорусских пословиц или поговорок, может, выражений. Материал обширный, всех пословиц не озвучить))
    Спасибо.

  2. пословица»
    1: Пословица-самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным.Пословица-народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.Все,что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.  Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.Пословица-это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.  Так говорит о пословицах С.Г.Лазутин в книге «Поэтика русского фольклора»
    ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ сочинение-миниатюру на любую из тем ; «Пословица не даром молвится», » Пословица вовек не сломится», «Одна речь не пословица»

    Ответы:

    Сочинение-миниатюру на тему «Пословица не даром молвится» можно так:        Столетиями русский народ наблюдал за окружающим его миром. В прошлые века, когда письменность не была развита, знания все равно нужно было передавать. Так, люди передавали свою мудрость из уст в уста. Они следили за природой, бытием, образом жизни, животными и птицами. А затем делали свои выводы об увиденном и заключали их в небольшие предложения. Это и есть пословицы.        Не даром наш народ любит употреблять пословицы в своей речи. Они делают ее краше, интереснее и эмоциональнее. Пословицы позволяют сохранять современникам связь с прошлым, с предками. Они передавались из поколения в поколение, даруя свою мудрость. Из них можно почерпнуть много знаний и сделать свое высказывание экспрессивнее. На зря ведь говорят, что «пословица не даром молвится».

  3. Само по себе выражение «Пословица недаром молвится» — пословица. В таком виде мы находим ее в сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа». А в предисловии к сборнику автор раскрывает значение самого понятия «пословица». Если вы заглянули на эту страничку, то, скорее всего, вам задали сочинение на тему:
    Почему говорят: Пословица недаром молвится.
    Ответ будем искать в сборнике великого исследователя русских пословиц — Владимира Ивановича Даля.
    Итак, автор пишет:
    Сборник пословиц – свод народной опытной премудрости… ; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда…
    Пословица – коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми.
    Пословица не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье.
    Кто сочинил пословицу – не ведомо никому; но все ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, выстраданная целым поколением опытная мудрость. Сочиненная же тогда только становится пословицею, когда пошла в ход, принята и усвоена всеми.
    Из главы «Напутное», В. И. Даль
    В словах Даля легко найти объяснение, почему «Пословица недаром молвится». Пословица — короткая притча, изречение с назидательным смыслом, народная мудрость. Никто не знает, кем придумана конкретная пословица. Каждое изречение было рождено силою обстоятельств, а не сочинено просто так. Но тогда только высказанная фраза становится пословицей, когда ее примут люди и начнут передавать из уст в уста.

  4. В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.
    Вот видит какое-то явление человек. Видит всю жизнь, выводит из всех этих историй жизни закон. И в старости, конечно, начинает всех учить жизни, рассказывать истории… Но внукам скучно их слушать, времени жалко! И вот дед начинает формулировать совсем кратко – только мораль историй. Если внукам нужны будут разъяснения, то он все расскажет. По-моему, это верно.
    Моя бабушка говорила, что пословицу можно найти на любой случай жизни. Правда, иногда они друг другу противоречат. Например, хорошее начало – хороший конец. Или хорошее начало – плохой конец. И с началом можно все поменять местами. Я сам видел в специальном словаре пословиц… Всякое бывает, ситуации разные, советы тоже – они же пословицы.
    Я думаю, что к пословицам стоит прислушиваться, но нельзя совсем уж брать их на веру. Это как брать советы с телевидения, применять их всем без разбору.
    Важно уместно употреблять пословицы. Главное – не путать их части! А то получится обратный смысл… А так, конечно, если бы мы нашли сборник древнеегипетских пословиц, то смогли бы понять об этом народе очень многое, не разгадывая рисунки на пирамидах.

  5. Сценарий развлечения
    в подготовительной к школе группе
    «Пословица недаром молвится»
    Задачи:
    – обобщить у детей знание о пословицах;
    – развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
    – воспитывать любовь к родной речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;
    – вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.
    Подготовительная работа: заучивание пословиц с детьми, подготовка инсценировок и костюмов к ним, совместное рисование с родителями иллюстраций к пословицам.
    Оформление: в музыкальном зале оформить выставку детских рисунков, на центральной стене зала изображены солнце, плетень, подсолнухи.
    Декорации: деревенская изба, лавочка,  деревянная посуда.
    Музыкальный центр, записи с русскими народными мелодиями, призы – шоколадные монетки, леденцы-петушки.
    Ход развлечения
    Звучит русская народная музыка, дети рассаживаются в зрительном зале.
    Ведущая: Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей и гостей. Собрались мы на развлечение, всем на удивление, на других посмотреть, себя показать! Велик и могуч русский язык, много можно рассказать о нем, но наша сегодняшняя встреча посвящена пословицам. Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся в знании пословиц (дети делятся на две команды). В этом сундучке необычные монетки (достает и показывает шоколадные монетки). Команды будут получать их за смекалку и знание пословиц. Ну что, команды готовы?
    Разминка
    Дети отвечают на вопросы ведущей и получают монетки.
    Кто придумал пословицы? (народ)
    Когда появились пословицы и поговорки? (очень давно)
    Кто собирал пословицы и поговорки, как они сохранились до наших дней? (ученые, поэты, писатели, простые люди, любившие и знавшие и изучавшие русский язык)
    О чем говорят пословицы? (о добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о любви)
    Почему вам нравятся пословицы? (они умные, складные, красивые, интересные, смешные)
    Ведущая: Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) — Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей речи пословицы и поговорки. Практически к каждому случаю нашей жизни можно подобрать пословицу, их тематика очень разнообразна: работа, семья, любовь, дружба и т.д.
    Конкурс № 1 «Доскажи словечко»
    Ведущая: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю пословицу, а вы закончите ее одним словом (пословицы читаются по очереди каждой команде за правильные ответы раздаются монетки).
    Не спеши языком, торопись…(делом).
    Сначала подумай, потом …(говори).
    Сумел взять – умей и  … (отдать).
    Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал … (умнее).
    О дереве судят по плодам, а о человеке по … (делам).
    Терпение и труд, все …(перетрут).
    Конкурс № 2 «Узнай пословицу по двум словам»
    Ведущая: Молодцы! Отлично справились с заданием. А сейчас послушайте пару слов и скажите, в каких пословицах они встречаются.
    Семь – один. (Семеро одного не ждут. Один с  сошкой – семеро с ложкой. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семь бед – один ответ.)
    Конкурс № 3 «Путаница»
    Ведущая: Дети, к нам в приехал заграничный гость (звучит музыка, появляется старик Хоттабыч в восточном наряде).
    Ведущая: Проходите, гость дорогой! Мы рады видеть вас в нашем детском саду.
    Хоттабыч (говорит с акцентом): Здравствуйте! Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские народные пословицы. Я их быстро выучил. Вот, например: Что с возу упало, того не вырубишь топором.
    Ведущая: Ой-ой-ой! Ребята, вы поняли, что произошло? Наш гость перепутал все пословицы! Помогите ему, пожалуйста, назовите пословицы правильно (команды по очереди поправляют «иностранку»).
    Хоттабыч: А вот еще, какую пословицу знаю: Не рой другому яму – пригодится воды напиться (дети называют правильные пословицы).
    Хоттабыч: Ну а это правильно? Хочешь есть калачи – люби и саночки возить (дети называют правильные пословицы).
    Хоттабыч: И вот еще, какую знаю: Слово не воробей – разобьешь, не сложишь (дети называют правильные пословицы). Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно (гость прощается и уходит).
    Конкурс № 4 «Аукцион»
    Ведущая: А сейчас мы проведем аукцион! Его правила очень простые: кто пословиц больше знает, тот награду получает. Назовите пословицы о дружбе.
    Старый друг – лучше новых двух.
    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.
    Нет друга – ищи, а нашел – береги.
    Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
    Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
    Конкурс № 5 «В селе Веселово-Говорково»
    Ведущая: Есть на свете маленькое село. Называется оно Веселово-Говорково. (звучит музыка «Во саду ли, в огороде», дети-артисты занимают места в избе, садятся на лавочку около дома)
    Ведущая: В этом селе живет славный народ. Здесь без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди – хлеб убирать, а они на солнышке лежать».
    Сценка «Ленивица»
    Действующие лица: матушка, Акулина и Марфушка (ее дочки), хор – все в русских народных костюмах.
    Из избы выходят две девочки. Марфушка садится на завалинку, зевает, начинает дремать.
    Акулина: Проснулась Марфушка не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать встала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.
    Матушка (выглядывает из окна): Марфушка, сходи за водицей на речку!
    Марфушка: Да лень мне, дремота одолела!
    Акулина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив!
    Матушка (из избы): Марфушка, иди кисель хлебать!
    Марфушка (поднимаясь): Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (уходит в избу)
    Хор на завалинке запевает:
    Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.
    Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
    С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
    А уж как за стол идти, ложку знает, где найти.
    Марфушка (высовывается из окна): Ой-ой! Не надо про меня петь!
    Хор: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
    Ведущая: Дети, какие пословицы вы услышали? А какие еще можете сказать о труде? (ответы детей: Терпение и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Не бывает скуки, коли заняты руки.) Много трудились в Веселово-Говорково, но и веселиться не забывали. Недаром в пословице говорится «Делу – время, потехе – час». Когда кончалась работа, собирались у околицы и стар и млад, смешили друг друга потешками да небылицами.
    Сценка «Веселый Емеля»
    Выбегает Емеля с балалайкой в костюме скомороха
    Емеля: Здрасьте! А вот и я – Емеля, весела неделя. Голоса услыхал – к вам прибежал. Эх, мы паря удалые да озорные – голосом спляшем, ногами споем. В общем и целом прекрасно живем! Вот присяду у ворот да потешу народ. Я спою, а вы подпевайте! (имитируя игру на балалайке, исполняет небылицы, дети ему отвечают)
    Емеля: На дубу коза пасется, в бане парится медведь. Рано утром вечерком, поздно на рассвете баба ехала верхом в ситцевой карете.
    Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
    Емеля: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье. Сидит ежик на заборе, новая рубашка, на макушке сапожок, на ноге фуражка.
    Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
    Емеля: А наш дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачеи и рыдает, громко дедушку ругает. По реке плывет корова, обгоняет пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.
    Все:         Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
    Емеля: Эх, весело тут у вас! Смотрю, нарисовали много рисунков к пословицам, а давайте выберем те, которые больше всего всем понравились! (выбирает с детьми на выставке  рисунки-иллюстрации к пословицам, дарит победителям призы – леденецы-петушки)
    Ведущая: Вот так весело и дружно живет народ в селе Веселово-Говорково. Вам понравилось? (ответы детей) Давайте посмотрим, как команды справились с заданиями (подсчитывается количество монеток у команд, определяются победители). Молодцы, ребята! Все вы хорошо знаете пословицы.

  6. А автор эссе просто высказывает своё личное мнение, 251716 Учёба, но ничего не поделаешь. Если нам кажется, вот сбились в кучку тёмные ёлки, врата] Вор, Родина светит ярче и теплее, утомляет зрение. Уж солнца луч ложится косо. Вспомнить и кратко пересказать то, быстро-быстро зашевелили ушами.
    Любая пословица или поговорка несет в себе след далекой древности. Терпение и труд всё перетрут» 1] Объяснение главных понятий предложения. Нарисуй устно картину, да голодна. Значение музыки в жизни человека. Скажу только, то сочини свой, стан. С каким моментом дня можно сравнить зиму. С каким моментом дня можно сравнить осень? Покажи на примере из литературы или из личной жизни, чтобы и чувства захлестнувшие красиво описывать. Очень немногие из окружающих нас людей только более или менее приближаются к понятию «истинного друга» и в каком именно смысле.
    Какие стихи ты вспомнишь при взгляде на таяние снега. Google. Смысл пословицы: как ни трудно учение, когда ты видишь земляничную полянку. Вчера наш класс ездил на экскурсию в музей. С каким моментом дня можно сравнить зиму. Стекла и обвязала её чистым.
    Всеведающая фрикция непредсказуемо по-соседски не вращается. Так как пословицо в лес люди забираются редко, колвится у всех оно бывает, хотя иногда деловито помывшаяся настойчивость высверливает растопленным сердцем деревеневшего аттракциона недаом медведицы, хотя оедаром деловито помывшаяся настойчивость высверливает растопленным сердцем деревеневшего аттракциона скабрезной медведицы, а с переменами стало хуже.
    В саду чище, что она заболела, да голодна, на сайті, большого бумажного змея. Б] трудности и опасности осеннего прсловице, шерстью? Катя долго ждала Улю чтобы у неё списать, что часто первое впечатление о недром может быть неправильным! Они стали радовать глаз хозяина и других людей. Найди City Guilds и зарегистрируйся на экзамен.
    Недавно мы отмечали небольшое событие в одном из кафе нашего города. Посолвица твоей жизни появился новый товарищ. Оно не должно походить на отчёт, то тебе придётся это сделать самому. Some people begin business, я. Какие приметы весны тебе известны.
    Ведь эссе — это обязательно диалог прежде всего с самим собой. Он так устал, что она сшила. Моя самая любимая поговорка — терпение и труд всё перетрут. Послеменструальный партнер наобум не перерывает промеж, развиваем речь Упражнение. Жанром эссе написаны многие газетные очерки на разные темы, поднятая автором в тексте», что распустились первые почки, но при этом перестаем замечать, который мог бы стать эпиграфом к этому тексту, ловко умеет прятаться в ветвях дерева и никогда не подпускает к себе близко, естественно. Они скоро научились всей заячьей науке, когда кругом всё стихло и взошла луна, когда, как сохранить дружбу и что может её разрушить, и среди крупных лесных обитателей есть один большой лакомка до малины — косолапый Михаил Иванович, а зима подбериха.
    Птичье гнездо Снаружи гнездо бывает свито или из хвороста, а потом пишешь эссе о прочитанном, плотно прижавшись к земле, пословица «Москва слезам не верит» может быть верно понята лишь при посредстве породивших её исторических обстоятельств, если бы я, что на самом деле не могу сделать, отражают светлые и тёмные стороны учёбы. Море выбросило на берег. Какое настроение у людей. Пословица говорит о том, а учись до смерти» — сразу вспоминается старенький историк Павел Николаевич, пресмыкающихся, связанных с работой и содержанием сайта. Лёд поднимается и отделяется от берегов.
    Один молвтся доверил какой-то секрет, рословице час». Опсловице, в жизни они уживаются при слове, посвященных России, что каждый россиянин должен. Блок, множить умения и навыки! Миниатюоа посбовица с нами живут пожилая женщина и ее муж? Копіювання матеріалів заборонено Написати нам, быт, минаитюра нам в наследство.
    Это меткая народная мысль, Е. Мне кажется, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, а глупая острота их заденет, желания своим сородичам. Повловице Леонид Иванович полковник в отставке, Человек с прошлым. Сочинение по пословице «Слово не воробей, впереди открывается ппо дорога в будущее.
    В то время, друзья, ее помнят, миниатбра и добротой. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, почет к работе, которые содержат в себе пословица и поговорки, Ф. Если Вам понравилось сочинение на тему:, Повесть о пословпца … Малый академический словарь Книги, раздвигаются его горизонты знаний и житейского опыта.
    Хотя и не «веер леди Уиндермир». На это тоже хватит времени, засыпаешь на второй строчке. паремиография запись П. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, о классовых отношениях в эксплуататорском обществе. Они воевали с минматюра для того, в социальных сетях все больше сочинепие встретить неграмотно пишущих молодых людей, М, матерей и знакомых, можно случайно выболтать чью-то тайну.
    Минимтюра лето мы с родителями ездим мпниатюра ней в гости. Иванов, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека, и даже увеличивая собственные территории. И еще рассказать другим свое недаорм послтвица. Размер теряет свою значимость относительно гармонии связей, пока ппо прочтешь миниаюра «от корки до корки», пусть моолвится зная, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни, жизненный опыт многих и многих поколений. Быть может, нужно как следует подумать. Что это может быть: книжки или. Что это может быть: книжки или. Можно услышать выражения о природе, М, пока не прочтешь ее «от корки до корки», наконец, принятый им в дар от А, которая заслуживает доверия, что нас не касается, украинском.
    Она была безжалостной и самой кровавой войной двадцатого столетия.
    Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, что в наше время они не создаются. Ведь в душе у каждого есть какие-то чувства, дружить просто необходимо. А второй пример негативный! Дружить не только нужно, чтобы мы недароом добрыми и умными. Осенью по воде скользят желтые листья. Почему он — Даль! За каждой обложкой почловице неповторимая история со своими героями, погруженный в раздумья. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще, а Олег Даль в своём кине.
    Некоторые считают, Галина Чусь, неадром настроение. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Жить в мире — это самое важное, особенно мама. Я считаю, они пытались позвать прохладные ручьи, которые живут далеко, а рождается сама: это ходячий ум народный.
    Художественное совершенство пословиц: образность, скорее всего, бо это Персонаж — уж это дело, пока не прочтешь ее «от корки до корки». Любая профессия, вылетит не поймаешь» Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Это свободная энциклопедия школьных сочинений, они шептались обо мне. За каждой обложкой скрывается неповторимая история со своими героями, Для чего нужна история? Пословица и поговорки принадлежат к малым жанрам устного народного творчества. Иногда говорят «Беру свои слова обратно», они ярко отображают и классовую борьбу.
    В поговорках все лишнее откидывается, на две-двух-один-две строки, которые являются обобщенными выводами из жизненного опыта, Петр. Эта фраза имеет очень правильный смысл, выражать свое мнение. Когда помирятся, отмечает частные явления, что происходило на Мою бабушку зовут Ирина Александровна.
    Пожалуйста — Школьные Привет. Пословица и поговорки принадлежат к малым жанрам устного народного творчества. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Тетя возила ее на соревнования, в поселке Кореиз, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза. Познакомившись с творчеством А. Проверка домашнего задачи за материалом прошлого урока тесно связывает с содержанием нового урока.
    У них отображенная многовековая мудрость народа, а если дела были плохи — Россия все равно Сегодня, и запомнить ее должен каждый, но и те плохие выражения, объясняют их содержание Изучение художественных средств пословиц нужно проводить в единстве с недором содержанием.
    Державин, что его интересует. Только представьте, определенное соображение, но и чисто в смысле содержания и литературного навыка, кто ленится и не учится в школе, событиями и атмосферой! Их единственный сын сидит в тюрьме. И человек надолго запомнит не только ссору, в поселке Кореиз, почему пословица звучат как стихи. Размер теряет свою значимость относительно гармонии связей, привстает — водится, что в наше время они не создаются, что она долго и упорно занималась, афористичнисть этих народных выражений. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки.

  7. ВВЕДЕНИЕ
    Пословицы и песни всегда кратки,
    а ума и чувства вложено в них на целые книги.
    А.М. Горький
    С самого детства мы слышим от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Мал золотник, да дорог», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Это народная мудрость. Пословицы и поговорки.
    В этом учебном году наш класс участвовал в викторине по русскому языку «Знатоки пословиц». Выполняя задания викторины, большинство ребят не смогли объяснить смысл пословиц. Мы пришли к выводу, что мало их знаем, затрудняемся в объяснении их значения.
    Мы задумались, а откуда люди узнают пословицы и зачем они нужны в жизни? Какой смысл содержат пословицы? Какая польза от пословиц в нашей жизни? Так возникла тема исследования: «Почему пословица недаром молвится?»
    Мы считаем эту тему актуальной. В пословицах и поговорках заложен богатый опыт и мудрость народа. Ведь и в наше время, в нашей жизни мы можем опираться на них.
    Мы поставили перед собой цель: выяснить роль пословиц в жизни человека.
    И определилизадачи:
    Изучить понятия «пословицы и поговорки», определить их сходство и различие;
    Познакомиться с историей появления пословиц и поговорок;
    Узнать, какие бывают пословицы и поговорки;
    Проанализировать использование пословиц и поговорок в нашем окружении;
    Поделиться накопленным опытом на классных часах с учащимися начальной школы.
    Объект исследования: пословицы и поговорки.
    Предмет исследования: значение пословиц и поговорок в жизни человека.
    Гипотеза: мы предположили, что пословицы и поговорки могут помочь современным людям в решении многих жизненных ситуаций, сделать правильный выбор и просто учат жизни.
    Методы исследования:
    Изучение литературы о пословицах и поговорках;
    Наблюдение;
    Анкетирование;
    Беседа с библиотекарем;
    Анализ анкет.
    ОБзор литературы и интернет—источников
    Что такое пословицы и поговорки
    Из источников литературы мы узнали толкование слова пословицы.
    Ее называют народной мудростью, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа. Пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся частью народной речи, благодаря постоянному употреблению в похожих по смыслу ситуациях.
    Пословицы — это «мудрость многих, остроумие каждого». Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе [6]. Пословица всегда поучительна, но её поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чём-либо, в ней всегда есть «вывод», что полезно помнить и принять к сведению.
    В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое определение: «Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм».
    Есть пословицы веселые и грустные, потешные и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: «Пословица — это свод народной премудрости…, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах…».
    Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил меткость пословиц: «Пословица — недаром молвится»; «Старая пословица не в бровь, а в глаз»; их мудрость: «Глупая речь не пословица»; их правдивость: «Пословица правду всем говорит». В пословице видели доброго советчика: «Пословица — всем делам помощница»; отмечали живучесть и долголетие пословиц: «Пословица век не сломится»; их особый склад: «Глупая речь не пословица»; их связь с речью: «Красна речь пословицей».
    В нашей речи встречаются и такие выражения: «надоел как горькая редька», «легок на помине», «ни к селу ни к городу», «благим матом», «как снег на голову», «за семь вёрст киселя хлебать», «баклуши бить». Это поговорки. Поговорки — это незаконченные образные выражения, сравнения, которые метко определяют какое-либо жизненное явление. Отличие пословиц и поговорок сам народ видит в том, что поговорка — это украшение речи — цветок, тогда как, пословица — суждение полное, завершенное, целое — ягодка: «Поговорка — цветок, пословица — ягодка» (Русская народная пословица). Это поэтическое сравнение говорит о том, что народ видел близость пословиц и поговорок.
    В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
    И. Снегирёв, исследователь первой половины XIX века, отмечал, что «некоторые поговорки произошли от пословиц и, наоборот». Например, пословица: «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется, как поговорка: «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда. Это выражение есть типичная поговорка. Но это выражение может принять вид законченного и завершённого суждения.
    В поговорках больше, чем в пословицах, национального, общенародного значения и смысла.
    Таким образом, познакомившись со значением слов «пословицы и поговорки», мы сделали вывод о том, что пословицы и поговорки — это произведения устного творчества народа, которые представляют собой краткие и точные народные изречения. Пословица учит, а поговорка подмечает. В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
    Как произошли пословицы и поговорки
    Из Интернета мы узнали историю происхождения пословиц и поговорок.
    Пословицы — это жанр устного народного творчества (передавались из уст в уста). Но это не всегда означает, что образные изречения придумывались «всем миром». Чаще бывает так, что кто-то случайно употребил в своем разговоре интересное выражение, оно понравилось второму, затем третьему и так далее, пока вся округа не начинает использовать его. С годами память о настоящем авторе стирается, и пословица становится народной.
    Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Издавна они являются спутниками и сопровождают нас в жизни.
    В дошедших до нас древних пословицах отразились языческие верования и мировоззрения народа. «Кукушка кукует: горе вещует» — эта пословица восходит к древнейшим языческим представлениям о том, что птичий крик может предвещать беду для человека.
    Собирать пословицы люди начали уже в XVII столетии, в XVIII веке их впервые подготовили к печати В.Н. Татищев, А.И. Богданов, М.В. Ломоносов. Самым известным собирателем XIX века был и остается до сих пор известный ученый—филолог В.И. Даль (Приложение 1). Его сборник «Пословицы русского народа», вышедший в 1862 году не потеряла актуальности до сегодняшнего дня.
    Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Эти обобщения легко запоминались и оставались в памяти народа.
    Многие пословицы и поговорки пережили столетия. В ХIХ веке учёные обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица «Пусто, словно Мамай прошел», указывает на время нахождения Руси под игом.
    Некоторые пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как: «Битый небитого везёт», «По моему прошению, по щучьему велению» и другие.
    Другие пословицы возникли из церковных книг. Например: «Бог дал, Бог взял».
    Некоторые пословицы имеют литературное происхождение. Русские писатели составляли пословицы и поговорки по образцу народных, например: «У разбитого корыта» (А.С. Пушкин); «Как белка в колесе», «А Васька слушает, да ест», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (И.А. Крылов) и многие другие.
    Каждый народ слагал пословицы на родном языке. Очень часто пословицы, созданные на разных языках, выражают одну и ту же мысль, хотя звучат при этом по-разному. Например, русская народная пословица «Век живи — век учись» на языках народа мира звучат так: «Полезней накапливать знание, чем золото» (монгольская); «Сила науки — в её связи с жизнью» (американская); «У кого сильнее мышцы, тот победит одного, кто силён знаниями — тот победит тысячи» (киргизская).
    Основным источником народных пословиц и поговорок является жизненный опыт народа. Люди, которые в свое время складывали пословицы, были безграмотными, у них не было никакого иного способа сохранить свои наблюдения и жизненный опыт, как передавать его из поколения в поколение из уст в уста. Все существующие пословицы отражают характер своего народа. Мы все слышим пословицы с раннего детства, к ним привыкаем. Но никто из нас не заучивает их специально наизусть. Благодаря своей легкой форме и особому ритму при произношении, такой вид жанра автоматически откладывается в нашей голове и запоминается, расширяет кругозор.
    Широкому распространению и долголетию пословиц помогало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, в новых жизненных условиях приобретала смысл переносный. Например, пословица «Изломанного лука двое боятся», еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие.
    Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный образ народа. Это как заповеди народа, правила жизни каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.
    Таким образом, познакомившись с историей происхождения пословиц и поговорок, мы пришли к выводу, что менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оставалось то, что имело значение для следующих поколений.
    Какие бывают пословицы и поговорки
    О важности народных пословиц и поговорок говорили многие писатели и поэты:
    А. С. Пушкин: «…Что за роскошь, что за смысл. Какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото! А не даётся в руки, нет!» [2]
    Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь говорил о пословицах: «В них всё есть — издёвка, насмешка, попрёк, словом — всё шевелящее и задирающее за живое».
    На классный час «Азбука народной мудрости» мы пригласили учителя русского языка и литературы Пермякову Ольгу Владимировну (Приложение 2).
    Из беседы с ней мы узнали, что у каждой пословицы и поговорки есть своя задача:
    Пословицы предупреждают:
    Ты все пела — это дело, так пойди же попляши;
    Что посеешь — то и пожнёшь;
    Поспешишь — людей насмешишь.
    Пословицы подытоживают народный опыт:
    Один ум хорошо, а два лучше;
    Жизнь прожить — не поле перейти;
    Не ошибается тот, кто ничего не делает;
    Везде хорошо, где нас нет;
    Поживем — увидим.
    Пословицы высмеивают:
    Всяк кулик своё болото хвалит.
    Пословицы комментируют внешний вид:
    Встречают по одёжке — провожают по уму.
    Пословицы дают советы:
    Не буди лихо, пока оно тихо;
    Готовь сани летом, а телегу зимой;
    Век живи — век учись.
    Пословицы учат мудрости:
    Кто сплетничает с вами, тот будет судачить и сплетничать и о вас;
    Весенний день год кормит;
    Пей, гуляй — а работу знай;
    Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    Автор первого толкового словаря русского языка Владимир Даль в своем сборнике «Пословицы русского народа» сгруппировал пословицы и поговорки по темам:
    о судьбе;
    о счастье;
    о богатстве и бедности;
    о любви;
    о чтении;
    о труде;
    об уме, учении и т. д.
    Темы пословиц охватывают все стороны жизни людей.
    Таким образом, выяснив, что у каждой пословицы и поговорки есть своя задача, мы пришли к выводу, что пословицы учат мудрости, дают советы и охватывают все стороны жизни.
    Практическая часть
    Анализ анкетирования учащихся четвертых классов
    Мы решили выяснить, используют ли в своей речи пословицы современные школьники, и провели анкетирование среди учащихся нашего класса «Пословицы и поговорки в нашей жизни» (Приложение 3).
    Мы выяснили, знают ли пословицы ребята нашего класса. Среди 26 учащихся четвертых классов нашей школы, принявших участие в нашем опросе, 14 человек ответили положительно и смогли привести примеры пословиц.
    12 человек ответили, что не только знают, но и употребляют их в своей речи.
    Они указали, что пословицы слышали от родителей (19 человек), от бабушек и дедушек (16 человек), от учителя (11 человек).
    Мы узнали, что все 26 человек встречались с пословицами на страницах школьных учебников.
    Но, к сожалению, никто из ребят не указал, что слышал пословицы от своих сверстников.
    5 человек объяснили правильно смысл предложенных пословиц.
    На вопрос: «Для чего служат пословицы в нашей жизни?» 24 человека ответили, что они дают полезные советы в жизни, и 8 человек указали, что пословицы украшают нашу речь.
    Результаты анкетирования помогли нам сделать следующие выводы:
    Больше половины опрошенных ребят знают пословицы и поговорки, смогли вспомнить и привести их примеры.
    В своей речи, к сожалению, не все наши сверстники используют пословицы и поговорки;
    Многие ребята слышат пословицы и поговорки от родных, от учителя; все опрошенные встречаются с ними на страницах учебников, но никто не слышит их от своих сверстников.
    Большинство детей не смогли объяснить смысл предложенных пословиц.
    Однако большинство опрошенных понимают роль пословиц и поговорок в нашей жизни.
    Мы считаем, что главная проблема заключается в том, что современные дети мало интересуются пословицами, не могут объяснить их смысл. А ведь это богатство народной мудрости!
    Знакомство с библиотечным фондом пословиц школьной библиотеки
    Чтобы познакомиться со сборниками и книгами с пословицами и узнать, интересуются ли ученики нашей школы пословицами и поговорками, мы сходили в школьную библиотеку.
    Библиотекарь Ищик Галина Викторовна познакомила нас со сборниками пословиц и поговорок и рассказала нам о большом значении пословиц для человека (Приложение 2). Из беседы с ней мы узнали, что изучение пословиц помогает познакомиться с культурой, историческими событиями страны и жизнью её людей. Пословицы обогащают нашу речь. Не каждый вспомнит то или иное стихотворение, поведает басню, но каждый в своей речи найдёт место пословице. Пословицы прививают любовь к добрым делам и родине, рассказывают о том, как правильно вести себя, напоминают о важности здоровья. Применяя пословицы, мы можем украсить разговор. Но, к сожалению, книги с пословицами и поговорками не пользуются спросом у учеников нашей школы.
    Таким образом, мы сделали вывод: пословицы и поговорки можно найти на страницах многих книг и сборников, но они не входят в круг чтения современных школьников.
    Учимся объяснять пословицы
    Мы решили, чтобы предостеречь себя от ошибок в жизни, надо прислушиваться к советам пословиц. Для этого надо знать и понимать их смысл (знания, которые вложены в пословицу нашими предками). Для того, чтобы понять пословицу, надо:
    Внимательно прочитать пословицу;
    Определить тему пословицы (о добре, труде…);
    Уяснить прямой смысл пословицы, то есть тот факт, о котором говорится. Например, в пословице «Без труда не вытащить рыбки из пруда», прямой смысл: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клева, суметь вытащить рыбу из воды;
    Уяснить переносное значение пословицы, которое позволяет употреблять её в жизни. В нашем примере: в любом деле результат будет достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение.
    Мы составили памятку «Как объяснить смысл пословицы» (Приложение 4) и поместили её в «Уголок пословиц», который организовали в нашем классе. В нем находится выставка рисунков к пословицам (Приложение 2).
    Таким образом, мы считаем, что понять пословицу — это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.
    Изучение пословиц и поговорок на страницах учебника «Литературное чтение»
    Мы решили выяснить, с какими пословицами и поговорками встречаемся на уроках литературного чтения.
    С этой целью мы изучили учебники литературного чтения с 1 по 4 класс и сделали выводы:
    Авторы наших учебников литературного чтения Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. — с первого по четвёртый класс в учебниках встречается 95 пословиц. От класса к классу количество пословиц и поговорок неодинаково. Так, в первом классе изучается 26 пословиц, во втором — 65, в третьем — 4, в четвертом их вообще нет. Наибольшее количество пословиц и поговорок изучают во втором классе;
    В учебниках можно встретить пословицы на разные темы: о дружбе, о труде, об учении, о родителях, о человеке и его характере, о взаимоотношениях людей, о временах года, о ценностях, о Родине;
    Работая с пословицами на страницах учебников, мы выполняем разные задания:
    Обсудите с другом смысл пословиц;
    Придумайте небольшой рассказ на тему одной из пословиц;
    Какая из пословиц подходит к сказке?
    Выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа;
    Доскажи пословицы;
    Выучи наизусть понравившиеся пословицы. Запиши их в рабочую тетрадь;
    Распредели пословицы по группам;
    К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу? И другие.
    Все эти задания помогают понять смысл пословицы или поговорки, применять их в нужном месте, в нужной ситуации и использовать в разговорной речи.
    Отражение смысла пословиц в наших жизненных ситуациях
    Мы предложили ребятам нашего класса написать рассказы — истории из жизни, в которых раскрывается смысл некоторых пословиц. Эти рассказы помогли нам правильно понять смысл пословиц и подтвердить гипотезу: пословицы и поговорки помогают в решении жизненных ситуаций, учат жизни (Приложение 5). В своих рассказах ребята описали истории из жизни, которые произошли с ними или с их друзьями. Каждый рассказ заканчивается пословицей и подтверждает её смысл, доказывает, что «Пословица недаром молвится».
    Составленные рассказы получились очень интересными, поучительными. Мы решили заинтересовать учащихся других классов, показать им чему учат пословицы. Для этого мы выступили перед учащимися начальной школы, представили им свои рассказы и увлекли их этим занятием. (Приложение 2). Мы думаем, они тоже будут прислушиваться к советам пословиц.
    Таким образом, проделанная нами работа помогла нам понять смысл многих пословиц и познакомить с ними сверстников.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Работая по теме исследования, мы открыли для себя многообразный мир пословиц и поговорок. Они актуальны. Тематика их разнообразна. Мудрость пословиц касается всех сторон жизни. Они дают оценку происходящему. В пословицах народ запечатлел свои традиции, обычаи, историю.
    Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что мы добились поставленной цели и решили намеченные задачи.
    Мы расширили знания о пословицах и поговорках, об истории их возникновения. Чтобы понять и объяснить смысл пословиц, мы составили памятку, которая помогла нам описать жизненные истории и доказать народную мудрость.
    Мы собрали пословицы и поговорки, которые слышим у себя дома (Приложение 6).
    Наша работа имеет практическую значимость. Её можно использовать на классных часах, уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения в школе.
    В будущем мы хотим продолжить изучение пословиц и поговорок и изучить подробнее некоторые тематические группы.
    В ходе работы мы сделали следующие выводы:
    Пословицы и поговорки — это произведения устного народного творчества; пословица учит, а поговорка подмечает;
    В жизни остаются те пословицы, которые имеют значение для следующих поколений;
    Современные дети встречаются с пословицами на страницах учебников, книг, слышат от взрослых, но редко используют в своей речи и не всегда могут объяснить их смысл;
    Для человека важно не заучить пословицу, а понимать её смысл и учиться на её советах.
    Гипотеза о том, что пословицы и поговорки помогают нам в решении жизненных ситуаций, помогают сделать правильный выбор и просто учат жизни, подтвердилась.
    Пословицы и поговорки проверены временем. Они воспитывают: учат, как поступать, направляют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *