«Береги платье снову, а здоровье – смолоду». В этой пословице говорится о необходимости следить за своим здоровьем с ранних лет. Иначе в зрелом возрасте Это обернется множеством болезней.
«Не с богатством жить, с человеком». Пословица указывает на важность человеческих отношений и противопоставляет их корысти. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: Припомните, из каких басен эти пословицы:
«Сильнее кошки зверя нет» — Мышь и крыса
«А Васька слушает да ест» — Кот и повар
«У сильного всегда бессильный виноват» — Волк и ягненок
«Слона-то я и не приметил» — Любопытный
«А воз и ныне там» — Лебедь, щука и рак Определите смысл поговорок:
«Заткнуть за пояс» — победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» — злится
«При царе Горохе» — очень давно
«Медведь на ухо наступил» — у человека нету слуха Составьте предложения с этими поговорками.
Ее не заткнуть за пояс – она многого добьется
Как же мне его успокоить – после того случая он рвет и мечет
Вспомнил еще, было то это при царе Горохе
Играет он еще сносно, но как петь начнет, сразу ясно – медведь на ухо наступил На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу?Объясните её смысл.
Пословица несудима – означает, что ее нельзя расценивать, как бессмыслицу. Пословица – отражение мудрости народа. Она поучает в любой сфере жизни человека.
Даль выбрал это изречение для своего труда «Пословицы русского народа», поскольку в народных высказываниях отражен русский менталитет – склад ума, понимание мира. Если часть русских пословиц воспринимать как ненужные (судить их), то и менталитет уже будет другим. Придумайте предложения с этой пословицей.
Нельзя трактовать народную мудрость, она как пословица – не судима. Пословица не судима, поэтому и чтут ее как непреходящую мудрость народа. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт» — человек понимает, как сделать какое-то дело, но возможностей для этого у него нет. «Дорого, да мило, дёшево, да гнило» — за высокое качество приходится платить дороже. «Делить шкуру неубитого медведя» — обсуждать результат еще не выполненных дел. «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — перед серьезной работой нужно хорошо подготовиться. «Близок локоток, да не укусишь» — с виду дело доступное и легкое, а на деле – неосуществимое. «Мал золотник, да дорог» — вещь может быть очень небольшой, но очень ценной. Еще относится к молодому, но перспективному таланту. Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
Рассказы по представленным выше пословицам вы найдете по ссылке конце статьи. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?
Умный без денег богат
Дело мастера боится
Не в бровь, а в глаз Назовите пословицу, отгадав её по первой части:
Пень не околица, глупая речь не пословица
Своя земля и в горсти мила
Век живи — век учись
Делу — время, потехе час Назовите пословицу по её второй части:
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Мелет день до вечера, а слушать нечего.
Малое дело лучше большого безделья. Назовите пословицы полностью, объясните их смысл. По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный).
Рассказы по пословицам вы найдете по ссылке в конце статьи. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах. Меткость, образность пословиц и поговорок отражается в следующих высказываниях:
Из худого кармана и последний грош валится
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом
Где коза прошла, там и солдат пройдет
Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком Рифма в пословицах:
Грязью играть — руки марать
На грушу лезть — или грушу рвать, или платье драть
Что с возу упало, то пропало
Выбирай епанчу по плечу (епанча – широкий и длинный плащ старинного образца) Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.
Рассказы на школьную тему по пословице можно найти по ссылке:
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Начальная школа-сад с. Мостовое
Вострецова Нина Федоровна
учитель технологии и изобразительной деятельности
ВЛИЯНИЕ ПОСЛОВИЦ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
«Пословицы — это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый» (В. И. Даль)
В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию. По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.
«Народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу» ( Н. А. Добролюбов)
«Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много» ( Л. Н. Толстой)
«В простоте слова — самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги» ( А. М. Горький)
Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживал и культивировал прежние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их дополняется и развивается от поколения к поколению. Отдельный человек оказывается в плену тех форм, которые созданы задолго до него, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс — восприятия, переосмысления или созидания.
Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.
^ ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ
КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах.
Считая труд основным фактором физического, умственного развития и нравственного совершенствования подрастающего поколения, народ не ограничился только его оценкой, образным и многоплановым раскрытием его общественной роли. Народом была создана оригинальная система трудового воспитания, которая включала в себя реализацию определенных задач, общих для всех народов, но каждым народом решающихся специфически, в соответствии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и результатам их труда. Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в процессе их совместной деятельности со взрослыми. Детям внушали: уважать трудовой народ — это прежде всего беречь то, что сделано их руками («Сделанное десятью ударами, портят одним»), необходимо оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где нашел работающих, — кушай, где нашел кушающих»); чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, брать пример с простых тружеников («Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»).
В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать осознание необходимости личного труда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая, полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «У кого умелые руки, тот и мед ест».
Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обогащаться темными путями («Пьяный вином — протрезвится, пьяный казной — никогда», «Работающему в поле пахарю — толокно, сидящему на меже хозяину — сыринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и умственный труд: «Держись за перо — оно сын хлеба», «Знанье и труд — близнецы», «Рабство — вниз, наука — вверх», «В надежде на хлеб — ума не бросай».
Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ успешно решал эту задачу трудового воспитания созданием общественного мнения, являвшегося своеобразным и доминирующим фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудового в особенности. Отсутствие трудовых умений и навыков осуждается и высмеивается в пословицах последовательно и настойчиво: «Не умеющему доить — и двор кривой», «Корову доил — молоко не сберег, рукав латал — шубу сжег», «Не управился с быком — так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.
Трудолюбие, отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе, так и отрицательное. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает слова К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка».
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.
А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих
её смысл:
Семь раз примерь, один раз отрежь.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.
Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
^ Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей. Формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем, прежде всего, те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».
^ Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться.
^ Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.
^ Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.
Сделав подборку пословиц, я приклеила иллюстрации из старых журналов (бумажный вариант) и сделала цифровую копию (смотри приложение). Но, к сожалению не тот, не этот вариант не использовался мною в полную силу. Изучив и поняв научное подтверждение пользы пословиц в воспитании детей, постараюсь использовать пословицы чаще. Думаю, моя разработка поможет не только мне, но и многим заинтересованным педагогам и родителям.
С уважением Нина Федоровна.
^
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.,
1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические
исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.-
№9.-С.54-56.
5. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3,
С.68 — 69.
6. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.:
Просвещение, 1963 г. – С.120 .
7. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе:
Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.
8. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863.
Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665.
9. Тупицина Т. С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991
г., № 7, с. 44.
10. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664.
11. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. // Начальная
школа, 1993 г., № 3, с. 17 — 19.
Приложение № 1
Русские пословицы^ ТРУД, МАСТЕРСТВО
Кто не работает, тот не ест.
НЕ тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за плугом ходит.
Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих трудов больше.
Не тот пригож, кто лицом хорош, а кто на деле гож.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам
В труде рождаются герои.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Суди о человеке по его труду.
Ковал детали, а выковал медали.
Кто в труде впереди, у того орден на груди.
— На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Труд все побеждает, где труд, там и счастье.
Воля и труд дивные всходы дают.
Где охота и труд, там поля цветут.
Без труда жить, только небо коптить.
Передовик не тот, кто впереди идет, а тот, кто сам шагает и другим помогает.
Не тот передовой, кто языком болтает, а тот, кто план перевыполняет.
Новатору — уваженье, лодырю — презренье.
Всякое дело концом хорошо.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
В больших делах пустяков нет.
Дело словом не заменишь.
Дело не комар: от него не отмахнешься.
Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись.
От скуки бери дело в руки.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Кто ладно строит, тот дорого стоит.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.
Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Если спориться работа — спать неохота.
Работай до поту — поешь в охоту.
Кому работа в тягость, тому неведома радость.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
Плохой хозяин десять работ начинает, не одной не кончает.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Ремесло не коромысло — плеч не оттянет.
Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
Люби дело — мастером будешь.
Каков мастер, такова и работа.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Построить здание — надо иметь знание.
Дом возвести, не плетень заплести.
Уменье везде найдет примененье.
Есть терпение, будет и умение.
Не игла шьет, а руки.
Не топор тешет, а плотник.
Не молот кует железо, кует кузнец.
Не котел варит, а стряпуха.
Инструмент хорошо работает в хороших руках.
Руки ценят не по рукавам, а по делам.
Сам молчун, да руки громкие.
Рукам работа, душе праздник.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
НЕ разгрызешь ореха — ядра не съешь.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь!
Не начав — думай, а начав — делай.
Хорошее начало — половина дела.
Один день дорог для того, кто делает все вовремя.
Откладывай безделье, да не откладывай дело.
Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.
Что отложено, то потеряно.
Делу – время, потехе – час.
Кончил дело, гуляй смело.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Не сиди сложа
Не сиди, сложа руки, не будет и скуки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без работы день годом кажется.
Велик телом, да мал делом.
Готово-то готово, да сделано бестолково.
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
Белые ручки чужие труды любят.
Велик телом, да мал делом.
Приложение № 2
Пословицы разных народов ТРУД, МАСТЕРСТВО
Слаще всех плодов плод труда. (Армян.)
В свете нет дел без труда. (Армян.)
Хоть ручки черны, да работа бела. (Белорус.) Не выполнимой работы не бывает. (Азерб.)
Со временем и терпением из стебля конопли получается рубашка. (Немец.)
Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью. (Кит.)
Когда ешь побеги бамбука, вспомни человека, который выращивает его. (Кит.)
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель. (Иран.)
Трудолюбию учатся три года, лени — три дня. (Кит.)
Источник жизни — в труде, а успеха — в сноровке. (Монг)
Один день заменяет три тому, кто умеет все сделать вовремя. (Кит.)
^ Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться. (Финск.)
Опыт — самый лучший наставник. (Латин.)
Помахаешь косой, будет сладок покой. (Болг.)
Не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать. (Кит.)
У трудолюбивого амбары полны, у лентяя посуда пуста. (Бурят.)
Торопливость делу не помогает. (Япон.)
Не иметь работы — тоже тяжкий труд. (Азерб.)
Плохой танцор всегда говорит, что земля не ровная. (Въетн.)
Торопись — у сегодняшнего дня будет вечер. (Литов.)
Кто прорыл арык, знает, где источник. (Азерб.)
Кто набирает много дел, ни одного не выполнит. (Болг.)
Кто много начинает, тот мало кончает. (Немец.)
Бесполезно наносить узор на воду. (Такж.)
Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня. (Узбек.)
Сам пилит криво, а винит пилу. (Въетн.)
Плохому танцору и сапоги мешают. (Белорус.)
Приложение № 3
Русские пословицы
^ ЛЕНЬ И НЕРАДИВОСТЬ
Труд кормит, а лень портит.
Труд всегда дает, а лень только берет.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Безделье — мать всех пороков.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
На палатях лежать, так и хлеба не видать.
Работал шажком — получил килограмм с мешком.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Делаешь наспех, делаешь на смех.
Тяп да ляп — не выйдет корабль.
Ленивому всегда праздник.
Лентяй не дело ищет, а от дела рыщет.
У лентяя закон простой: работай час, полсмены стой.
Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
Два часа собирается, два часа умывается, час утирается, сутки одевается.
Детки леноваты — родители виноваты.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Кто пораньше встает, тот грибки себе берет; а сонливый да ленивый идут после за
крапивой.
Сонливый да ленивый — два родных брата.
Отсталый да ленивый всегда позади.
Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.
Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник?
Бездельнику всегда тяжело.
У лодыря, что ни день, то лень.
У ленивого и крыша течет, и печь не печет.
Не то беда, что крыша худа, а то горе, что починить лень.
Лень лени с места встать, да ложку достать.
Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать.
Не большой дождишко, а лодырям отдышка.
Лежебоке и солнце не впору всходит.
Кто ничего делает не, тому всегда некогда.
Хлеб да вода — лодыря еда.
Большой говорун – плохой работник.
Здоров в еде, да хил в труде.
В работе отстаем, а за едой обгоняем.
Ест — греется, а работает — мерзнет.
Проглотить-то хочется, да прожевать лень.
Раздень меня, разуй меня, а усну уж я сам.
Семеро одну соломинку поднимают.
Блины съел, вареники съел, а уж на третью работу — цепом махать — сил не хватает.
Чисто жнецы жнут, что на стол подадут.
Рад бы нос высморкать, да вот беда: руку протянуть надо.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову
Приложение № 4
Пословицы разных народов
^ ЛЕНЬ И НЕРАДИВОСТЬ
Ленивой кошке не поймать мышей. (Арм.)
Странствующий мудрости наберется, лежебока бока пролежит. (Бурят.)
Рыба лежа растет, человек лежа портится. (Кит.)
Завтра в баню собирается, та уж сегодня не умывается. (Азерб.)
У нежелающего работать много поводов. (Тадж.)
Днем гуляет по селу, ночью лечим пятки. (Азерб.)
Играть ретиво, прясть лениво. (Удм.)
И лодырь захотел косить, да не кому косу носить. (Укр.)
За еду — с большой чашкой, на ток — вилы поменьше. (Кит.)
Когда же лентяю работать: зимой — стужа, весной — лужи, осенью — грязь, а летом
некогда. (Финск.)
Лентяй до обеда здоров, а после обеда болен. (Арм.)
Не говори: это дело сделаю завтра — завтрашний день свое дело имеет. (Арм.)
Сила, не знающая цели, — мать лени. (Афр.)
Посеешь «но», вырастет «ничего». (Азерб.)
За мотыгу возьмется — руки болят, пахать начнет — колени подгибаются. (Вьетн.)
У лентяя всегда хороший аппетит, у дурня всегда хороший сон. (Кит.)
Глядя на человека, несущего коромысло, сам не устанешь. (Кит.)
Лентяй и сидеть устает. (Удм.)
лексический разбор слова заклинать
Вокруг розы все было так х_рошо так чисто и
ясно в это пр_крас(?)ное у
Вокруг розы все было так х_рошо так чисто и
ясно в это пр_крас(?)ное утро когда она в
первый раз увид_ла (ярко)голубое небо и
почу_ств_вала свеж_й утре(н,нн)ий ветерок и
лучи с_явш_го со_нца проникавшего скво_ь ее
тонкие л_пестки в цветнике было так мирно и
сп_койно что если(бы) она м_гла то плакала
(бы) (не)от горя а от счаст_я ж_ть. (По
В.Гаршину) 1) Сколько частей в этом
предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2)
Определите тип этого сложного предложения.
3) Выпишите основу 3-й части. Определите тип
сказуемого. 4) Напишите номера придаточных
частей. Определите их типы. 5) Напишите
номера придаточных частей, связанных между
собой последовательным подчинением. 6)
Определите тип 3-й части как односоставного
предложения. 7) Напишите номера частей,
осложненных однородными дополнениями. 8)
Выпишите из 3-й части словосочетание со
связью управление. 9) Выпишите из
предложения все предлоги. 10) Определите
способ образования слов ХОРОШО, ЧИСТО,
ЯСНО, МИРНО, СПОКОЙНО.
1. Решите задачу:Тракторист вспахал в первый день 140 гектаров поля. На второй день он перевыполнил план первого дня на 15%. Сколько гектаров он вспахал во второй день?
2. Решите задачу:Школьники собирали помидоры. В первый день они собрали 35 кг помидор, что составило 24% от всего урожая. Сколько всего помидор собрали школьники?
3. Постройте треугольник XYZ:Угол X равен 45 градусов? а угол Y равен 40 градусов. Чему равен угол Z (сколько градусов)? Чему равна сумма углов треугольника?
4. Число F на 25% меньше числа E. Во сколько раз число F меньше числа E?
пожалуйста очень надо с решением
Составьте предложение со словами в которых есть корни гар гор
в каком количестве вещества поваренной соли NaCl содержится столько ионов, сколько их в о,4моль Na2S
Помогите с сочинением-рассуждением:” почему книга это дорога”Помогите плиз!!!
частное суммы чисел 97 и 43 и произведение чисел 5 и 4
составьте предложения на английском языке про себя и родственников :
optimistic-pessimiistic
shy-confident
selfish-unselfish
reliable-unreliable
stubborn-flexible
sincere-insincere
sensitive-insenstive
sociable-unsociable
patient-impatient
easy-going-irritable
honest-dishonest
-0,(8)
-3,(27)
-2,3(82)
в обыкновеную дробь
!Сделайте синтаксический разбор этого предложения!!!!Срочно!!!!Заранее спасибо=)
Правильно поставленное лингвистическое образование-единственный путь к созданию более высокой культуры
переведите на казахский сочинение Я родилась и живу в Казахстане,Это -моя Родина,Горы,реки,озера,бескрайние степи,все это мой родной Казахстан,Наш флаг голубого цвета,На нем изображено солнце,парящий орел и казахский орнамент,Наш гимн очень красивый и мелодичный,На государственном гербе изображены шанырак и крылатые тулпары,Я горжусь своей Родиной,
какой прибор изучает время
позначте правильні словосолучення:
а) молекула повітря б) молекула цукру
в) атом цукру г) молекула молока
д) атом молока е) молекула води
є) атом повітря ж) атом води
My father go to she stadium every sundays.
1.Образуйте в положительной форме (с перевод все пункты)
2.В отрицательной форме.
3.Общий вопрос.
4.специальный вопрос.
5.Альтернативный 2 предложение с When и Who
6. Разделительный.
помогите очень срочно написать 10 слов на правило непроверяемая согласная в корне слова
что такое зло и откуда оно берётся
Задача на день какого святого наши предки обычно отдавали своих детей в школу???? помогите пожалуйста
read the text and match its parts with their names. There is one name you don`t have to use. Как перевести?
Написать образ Василисы Премудрой из сказки ‘Царевна Лягушка’ не менее 9 предложений
сочинение на тему ю.клевера запущенный парк
«Береги платье снову, а здоровье – смолоду». В этой пословице говорится о необходимости следить за своим здоровьем с ранних лет. Иначе в зрелом возрасте Это обернется множеством болезней.
«Не с богатством жить, с человеком». Пословица указывает на важность человеческих отношений и противопоставляет их корысти.
Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например:
Припомните, из каких басен эти пословицы:
«Сильнее кошки зверя нет» — Мышь и крыса
«А Васька слушает да ест» — Кот и повар
«У сильного всегда бессильный виноват» — Волк и ягненок
«Слона-то я и не приметил» — Любопытный
«А воз и ныне там» — Лебедь, щука и рак
Определите смысл поговорок:
«Заткнуть за пояс» — победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» — злится
«При царе Горохе» — очень давно
«Медведь на ухо наступил» — у человека нету слуха
Составьте предложения с этими поговорками.
Ее не заткнуть за пояс – она многого добьется
Как же мне его успокоить – после того случая он рвет и мечет
Вспомнил еще, было то это при царе Горохе
Играет он еще сносно, но как петь начнет, сразу ясно – медведь на ухо наступил
На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл.
Пословица несудима – означает, что ее нельзя расценивать, как бессмыслицу. Пословица – отражение мудрости народа. Она поучает в любой сфере жизни человека.
Даль выбрал это изречение для своего труда «Пословицы русского народа», поскольку в народных высказываниях отражен русский менталитет – склад ума, понимание мира. Если часть русских пословиц воспринимать как ненужные (судить их), то и менталитет уже будет другим.
Придумайте предложения с этой пословицей.
Нельзя трактовать народную мудрость, она как пословица – не судима.
Пословица не судима, поэтому и чтут ее как непреходящую мудрость народа.
Как вы понимаете пословицы:
«Видит око, да зуб неймёт» — человек понимает, как сделать какое-то дело, но возможностей для этого у него нет.
«Дорого, да мило, дёшево, да гнило» — за высокое качество приходится платить дороже.
«Делить шкуру неубитого медведя» — обсуждать результат еще не выполненных дел.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — перед серьезной работой нужно хорошо подготовиться.
«Близок локоток, да не укусишь» — с виду дело доступное и легкое, а на деле – неосуществимое.
«Мал золотник, да дорог» — вещь может быть очень небольшой, но очень ценной. Еще относится к молодому, но перспективному таланту.
Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
Рассказы по представленным выше пословицам вы найдете по ссылке конце статьи.
Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?
Умный без денег богат
Дело мастера боится
Не в бровь, а в глаз
Назовите пословицу, отгадав её по первой части:
Пень не околица, глупая речь не пословица
Своя земля и в горсти мила
Век живи — век учись
Делу — время, потехе час
Назовите пословицу по её второй части:
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Мелет день до вечера, а слушать нечего.
Малое дело лучше большого безделья.
Назовите пословицы полностью, объясните их смысл. По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный).
Рассказы по пословицам вы найдете по ссылке в конце статьи.
Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.
Меткость, образность пословиц и поговорок отражается в следующих высказываниях:
Из худого кармана и последний грош валится
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом
Где коза прошла, там и солдат пройдет
Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком
Рифма в пословицах:
Грязью играть — руки марать
На грушу лезть — или грушу рвать, или платье драть
Что с возу упало, то пропало
Выбирай епанчу по плечу (епанча – широкий и длинный плащ старинного образца)
Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.
Рассказы на школьную тему по пословице можно найти по ссылке:
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Начальная школа-сад с. Мостовое
Вострецова Нина Федоровна
учитель технологии и изобразительной деятельности
ВЛИЯНИЕ ПОСЛОВИЦ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
«Пословицы — это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый» (В. И. Даль)
В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию. По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.
«Народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу» ( Н. А. Добролюбов)
«Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много» ( Л. Н. Толстой)
«В простоте слова — самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги» ( А. М. Горький)
Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживал и культивировал прежние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их дополняется и развивается от поколения к поколению. Отдельный человек оказывается в плену тех форм, которые созданы задолго до него, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс — восприятия, переосмысления или созидания.
Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.
^ ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ
КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах.
Считая труд основным фактором физического, умственного развития и нравственного совершенствования подрастающего поколения, народ не ограничился только его оценкой, образным и многоплановым раскрытием его общественной роли. Народом была создана оригинальная система трудового воспитания, которая включала в себя реализацию определенных задач, общих для всех народов, но каждым народом решающихся специфически, в соответствии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и результатам их труда. Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в процессе их совместной деятельности со взрослыми. Детям внушали: уважать трудовой народ — это прежде всего беречь то, что сделано их руками («Сделанное десятью ударами, портят одним»), необходимо оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где нашел работающих, — кушай, где нашел кушающих»); чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, брать пример с простых тружеников («Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»).
В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать осознание необходимости личного труда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая, полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «У кого умелые руки, тот и мед ест».
Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обогащаться темными путями («Пьяный вином — протрезвится, пьяный казной — никогда», «Работающему в поле пахарю — толокно, сидящему на меже хозяину — сыринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и умственный труд: «Держись за перо — оно сын хлеба», «Знанье и труд — близнецы», «Рабство — вниз, наука — вверх», «В надежде на хлеб — ума не бросай».
Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ успешно решал эту задачу трудового воспитания созданием общественного мнения, являвшегося своеобразным и доминирующим фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудового в особенности. Отсутствие трудовых умений и навыков осуждается и высмеивается в пословицах последовательно и настойчиво: «Не умеющему доить — и двор кривой», «Корову доил — молоко не сберег, рукав латал — шубу сжег», «Не управился с быком — так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.
Трудолюбие, отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе, так и отрицательное. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает слова К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка».
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.
А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих
её смысл:
Семь раз примерь, один раз отрежь.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.
Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
^ Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей. Формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем, прежде всего, те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».
^ Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться.
^ Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.
^ Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.
Сделав подборку пословиц, я приклеила иллюстрации из старых журналов (бумажный вариант) и сделала цифровую копию (смотри приложение). Но, к сожалению не тот, не этот вариант не использовался мною в полную силу. Изучив и поняв научное подтверждение пользы пословиц в воспитании детей, постараюсь использовать пословицы чаще. Думаю, моя разработка поможет не только мне, но и многим заинтересованным педагогам и родителям.
С уважением Нина Федоровна.
^
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.,
1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические
исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.-
№9.-С.54-56.
5. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3,
С.68 — 69.
6. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.:
Просвещение, 1963 г. – С.120 .
7. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе:
Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.
8. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863.
Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665.
9. Тупицина Т. С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991
г., № 7, с. 44.
10. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664.
11. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. // Начальная
школа, 1993 г., № 3, с. 17 — 19.
Приложение № 1
Русские пословицы^ ТРУД, МАСТЕРСТВО
Кто не работает, тот не ест.
НЕ тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за плугом ходит.
Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих трудов больше.
Не тот пригож, кто лицом хорош, а кто на деле гож.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам
В труде рождаются герои.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Суди о человеке по его труду.
Ковал детали, а выковал медали.
Кто в труде впереди, у того орден на груди.
— На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Труд все побеждает, где труд, там и счастье.
Воля и труд дивные всходы дают.
Где охота и труд, там поля цветут.
Без труда жить, только небо коптить.
Передовик не тот, кто впереди идет, а тот, кто сам шагает и другим помогает.
Не тот передовой, кто языком болтает, а тот, кто план перевыполняет.
Новатору — уваженье, лодырю — презренье.
Всякое дело концом хорошо.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
В больших делах пустяков нет.
Дело словом не заменишь.
Дело не комар: от него не отмахнешься.
Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись.
От скуки бери дело в руки.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Кто ладно строит, тот дорого стоит.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.
Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Если спориться работа — спать неохота.
Работай до поту — поешь в охоту.
Кому работа в тягость, тому неведома радость.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
Плохой хозяин десять работ начинает, не одной не кончает.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Ремесло не коромысло — плеч не оттянет.
Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
Люби дело — мастером будешь.
Каков мастер, такова и работа.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Построить здание — надо иметь знание.
Дом возвести, не плетень заплести.
Уменье везде найдет примененье.
Есть терпение, будет и умение.
Не игла шьет, а руки.
Не топор тешет, а плотник.
Не молот кует железо, кует кузнец.
Не котел варит, а стряпуха.
Инструмент хорошо работает в хороших руках.
Руки ценят не по рукавам, а по делам.
Сам молчун, да руки громкие.
Рукам работа, душе праздник.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
НЕ разгрызешь ореха — ядра не съешь.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь!
Не начав — думай, а начав — делай.
Хорошее начало — половина дела.
Один день дорог для того, кто делает все вовремя.
Откладывай безделье, да не откладывай дело.
Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.
Что отложено, то потеряно.
Делу – время, потехе – час.
Кончил дело, гуляй смело.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Не сиди сложа
Не сиди, сложа руки, не будет и скуки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без работы день годом кажется.
Велик телом, да мал делом.
Готово-то готово, да сделано бестолково.
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
Белые ручки чужие труды любят.
Велик телом, да мал делом.
Приложение № 2
Пословицы разных народов ТРУД, МАСТЕРСТВО
Слаще всех плодов плод труда. (Армян.)
В свете нет дел без труда. (Армян.)
Хоть ручки черны, да работа бела. (Белорус.) Не выполнимой работы не бывает. (Азерб.)
Со временем и терпением из стебля конопли получается рубашка. (Немец.)
Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью. (Кит.)
Когда ешь побеги бамбука, вспомни человека, который выращивает его. (Кит.)
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель. (Иран.)
Трудолюбию учатся три года, лени — три дня. (Кит.)
Источник жизни — в труде, а успеха — в сноровке. (Монг)
Один день заменяет три тому, кто умеет все сделать вовремя. (Кит.)
^ Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться. (Финск.)
Опыт — самый лучший наставник. (Латин.)
Помахаешь косой, будет сладок покой. (Болг.)
Не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать. (Кит.)
У трудолюбивого амбары полны, у лентяя посуда пуста. (Бурят.)
Торопливость делу не помогает. (Япон.)
Не иметь работы — тоже тяжкий труд. (Азерб.)
Плохой танцор всегда говорит, что земля не ровная. (Въетн.)
Торопись — у сегодняшнего дня будет вечер. (Литов.)
Кто прорыл арык, знает, где источник. (Азерб.)
Кто набирает много дел, ни одного не выполнит. (Болг.)
Кто много начинает, тот мало кончает. (Немец.)
Бесполезно наносить узор на воду. (Такж.)
Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня. (Узбек.)
Сам пилит криво, а винит пилу. (Въетн.)
Плохому танцору и сапоги мешают. (Белорус.)
Приложение № 3
Русские пословицы
^ ЛЕНЬ И НЕРАДИВОСТЬ
Труд кормит, а лень портит.
Труд всегда дает, а лень только берет.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Безделье — мать всех пороков.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
На палатях лежать, так и хлеба не видать.
Работал шажком — получил килограмм с мешком.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Делаешь наспех, делаешь на смех.
Тяп да ляп — не выйдет корабль.
Ленивому всегда праздник.
Лентяй не дело ищет, а от дела рыщет.
У лентяя закон простой: работай час, полсмены стой.
Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
Два часа собирается, два часа умывается, час утирается, сутки одевается.
Детки леноваты — родители виноваты.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Кто пораньше встает, тот грибки себе берет; а сонливый да ленивый идут после за
крапивой.
Сонливый да ленивый — два родных брата.
Отсталый да ленивый всегда позади.
Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.
Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник?
Бездельнику всегда тяжело.
У лодыря, что ни день, то лень.
У ленивого и крыша течет, и печь не печет.
Не то беда, что крыша худа, а то горе, что починить лень.
Лень лени с места встать, да ложку достать.
Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать.
Не большой дождишко, а лодырям отдышка.
Лежебоке и солнце не впору всходит.
Кто ничего делает не, тому всегда некогда.
Хлеб да вода — лодыря еда.
Большой говорун – плохой работник.
Здоров в еде, да хил в труде.
В работе отстаем, а за едой обгоняем.
Ест — греется, а работает — мерзнет.
Проглотить-то хочется, да прожевать лень.
Раздень меня, разуй меня, а усну уж я сам.
Семеро одну соломинку поднимают.
Блины съел, вареники съел, а уж на третью работу — цепом махать — сил не хватает.
Чисто жнецы жнут, что на стол подадут.
Рад бы нос высморкать, да вот беда: руку протянуть надо.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову
Приложение № 4
Пословицы разных народов
^ ЛЕНЬ И НЕРАДИВОСТЬ
Ленивой кошке не поймать мышей. (Арм.)
Странствующий мудрости наберется, лежебока бока пролежит. (Бурят.)
Рыба лежа растет, человек лежа портится. (Кит.)
Завтра в баню собирается, та уж сегодня не умывается. (Азерб.)
У нежелающего работать много поводов. (Тадж.)
Днем гуляет по селу, ночью лечим пятки. (Азерб.)
Играть ретиво, прясть лениво. (Удм.)
И лодырь захотел косить, да не кому косу носить. (Укр.)
За еду — с большой чашкой, на ток — вилы поменьше. (Кит.)
Когда же лентяю работать: зимой — стужа, весной — лужи, осенью — грязь, а летом
некогда. (Финск.)
Лентяй до обеда здоров, а после обеда болен. (Арм.)
Не говори: это дело сделаю завтра — завтрашний день свое дело имеет. (Арм.)
Сила, не знающая цели, — мать лени. (Афр.)
Посеешь «но», вырастет «ничего». (Азерб.)
За мотыгу возьмется — руки болят, пахать начнет — колени подгибаются. (Вьетн.)
У лентяя всегда хороший аппетит, у дурня всегда хороший сон. (Кит.)
Глядя на человека, несущего коромысло, сам не устанешь. (Кит.)
Лентяй и сидеть устает. (Удм.)
лексический разбор слова заклинать
Вокруг розы все было так х_рошо так чисто и
ясно в это пр_крас(?)ное у
Вокруг розы все было так х_рошо так чисто и
ясно в это пр_крас(?)ное утро когда она в
первый раз увид_ла (ярко)голубое небо и
почу_ств_вала свеж_й утре(н,нн)ий ветерок и
лучи с_явш_го со_нца проникавшего скво_ь ее
тонкие л_пестки в цветнике было так мирно и
сп_койно что если(бы) она м_гла то плакала
(бы) (не)от горя а от счаст_я ж_ть. (По
В.Гаршину) 1) Сколько частей в этом
предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2)
Определите тип этого сложного предложения.
3) Выпишите основу 3-й части. Определите тип
сказуемого. 4) Напишите номера придаточных
частей. Определите их типы. 5) Напишите
номера придаточных частей, связанных между
собой последовательным подчинением. 6)
Определите тип 3-й части как односоставного
предложения. 7) Напишите номера частей,
осложненных однородными дополнениями. 8)
Выпишите из 3-й части словосочетание со
связью управление. 9) Выпишите из
предложения все предлоги. 10) Определите
способ образования слов ХОРОШО, ЧИСТО,
ЯСНО, МИРНО, СПОКОЙНО.
1. Решите задачу:Тракторист вспахал в первый день 140 гектаров поля. На второй день он перевыполнил план первого дня на 15%. Сколько гектаров он вспахал во второй день?
2. Решите задачу:Школьники собирали помидоры. В первый день они собрали 35 кг помидор, что составило 24% от всего урожая. Сколько всего помидор собрали школьники?
3. Постройте треугольник XYZ:Угол X равен 45 градусов? а угол Y равен 40 градусов. Чему равен угол Z (сколько градусов)? Чему равна сумма углов треугольника?
4. Число F на 25% меньше числа E. Во сколько раз число F меньше числа E?
пожалуйста очень надо с решением
Составьте предложение со словами в которых есть корни гар гор
в каком количестве вещества поваренной соли NaCl содержится столько ионов, сколько их в о,4моль Na2S
Помогите с сочинением-рассуждением:” почему книга это дорога”Помогите плиз!!!
частное суммы чисел 97 и 43 и произведение чисел 5 и 4
составьте предложения на английском языке про себя и родственников :
optimistic-pessimiistic
shy-confident
selfish-unselfish
reliable-unreliable
stubborn-flexible
sincere-insincere
sensitive-insenstive
sociable-unsociable
patient-impatient
easy-going-irritable
honest-dishonest
-0,(8)
-3,(27)
-2,3(82)
в обыкновеную дробь
!Сделайте синтаксический разбор этого предложения!!!!Срочно!!!!Заранее спасибо=)
Правильно поставленное лингвистическое образование-единственный путь к созданию более высокой культуры
переведите на казахский сочинение Я родилась и живу в Казахстане,Это -моя Родина,Горы,реки,озера,бескрайние степи,все это мой родной Казахстан,Наш флаг голубого цвета,На нем изображено солнце,парящий орел и казахский орнамент,Наш гимн очень красивый и мелодичный,На государственном гербе изображены шанырак и крылатые тулпары,Я горжусь своей Родиной,
какой прибор изучает время
позначте правильні словосолучення:
а) молекула повітря б) молекула цукру
в) атом цукру г) молекула молока
д) атом молока е) молекула води
є) атом повітря ж) атом води
My father go to she stadium every sundays.
1.Образуйте в положительной форме (с перевод все пункты)
2.В отрицательной форме.
3.Общий вопрос.
4.специальный вопрос.
5.Альтернативный 2 предложение с When и Who
6. Разделительный.
помогите очень срочно написать 10 слов на правило непроверяемая согласная в корне слова
что такое зло и откуда оно берётся
Задача на день какого святого наши предки обычно отдавали своих детей в школу???? помогите пожалуйста
read the text and match its parts with their names. There is one name you don`t have to use. Как перевести?
Написать образ Василисы Премудрой из сказки ‘Царевна Лягушка’ не менее 9 предложений
сочинение на тему ю.клевера запущенный парк