Сочинение на тему повесть о походе игоревом

8 вариантов

  1. НАЧАЛО ПОХОДА
    Начнем же, братия, повесть сию
    От старого Владимира до нынешнего Игоря,
    Натянул он ум свой крепостью,
    Изострил он мужеством сердце,
    Ратным духом исполнился.
    И повел храбрые полки свои
    На землю половецкую за землю Русскую.
    Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,
    Увидел он воинов своих, тьмою от него прикрытых,
    И рек Игорь дружине своей:
    «Братия и дружина!
    Лучше нам быть порубленными, чем сдаться в полон.
    Сядем же, други, на борзых коней
    Да посмотрим синего Дона!»
    Переложение В Жуковского
    ПЕРВАЯ БИТВА И ПОБЕДА НАД ПОЛОВЦАМИ (Объяснительный перевод)
    Спозаранку в пятницу потоптали (они — воины Игоря) поганые полки половецкие (рассеяли боевой порядок половецких полков) и рассыпались по полю (за добычей), помчали красных девушек (плененных) половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. (Добыча их была так велика, что) покрывалами, плащами и кожухами стали мосты (гати) мостить через болота и топкие места, и всякими драгоценностями половецкими. (Боевые же знаки:) красный стяг, белая хоругвь, красная челка, серебряное древко (достались) храброму (Игорю) Святославичу.
    Перевод Д. Лихачева
    ВТОРАЯ БИТВА И ПОРАЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЙСК
    От зари до вечера, день целый, С вечера до света реют стрелы, Объяснительный перевод (когда по ходу изложения даются дополнения и пояснения в скобках) облегчает понимание содержания произведения, раскрывает последовательность хода мыслей автора и помогает сохранить цельность впечатления при чтении.
    Гремлют остры сабли о шеломы,
    С треском копья ломятся булатны
    Середи неведомого поля,
    В самом сердце Половецкой степи!
    Под копытом черное все поле
    Было сплошь засеяно костями,
    Было кровью алой полито,
    И взошел посев по Руси — горем!
    Переложение А. Майкова
    «ЗОЛОТОЕ СЛОВО» КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА
    И тогда великий Святослав Изронил свое златое слово, Со слезами смешано, сказав: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не вовремя напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали. Ваше сердце в кованой броне Закатилось в буйстве самочинном. Что ж вы, дети, натворили мне И моим серебряным сединам?»
    Переложение И. Заболоцкого
    ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ
    Утром голос Ярославны
    Долетел до Дуная,
    Словно птица-зегзица, Зовет, стеная:
    Полечу,— плачет,—
    Зегзицей по Дунаю,
    Со стоном!
    Омочу в реке Каяле
    Белый шелковый рукав,
    Оботру князю
    Кровавые раны
    На теле его воспаленном!
    Ярославна рано-поутру плачет,
    В Путивле на забрале причитая:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин,
    Веешь против дружин
    Мужа?
    Зачем ты несешь
    Поганые стрелы
    На легких своих крылах? .
    Разве мало тебе было
    В вышине под облаками веять,
    Корабли на сине-море лелеять?
    Зачем, господин, Радость мою
    Развеял по ковылю?
    Ярославна рано-поутру плачет
    На городской стене, причитая:
    Днепр Славутич!
    Ты пробил
    Каменные горы
    В земле половецкой! Ты носил На своей спине Святославовы ладьи В былых походах! Верни, господин, Мужа милого ко мне, Чтобы слез не посылала К нему — в твоих водах. Ярославна рано-поутру плачет В Путивле на забрале, причитая:
    Светлое, тресветлое солнце!
    Всех ты ласкаешь,
    Почему же
    Горячие лучи простираешь
    На воинов мужа?
    Жаждой в безводном поле
    Зачем ты
    Луки их согнул

    Похожие сочинения

    Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназначение подлинных произведений искусства. Они говорят новое новому, и они всегда актуальны.
    Д. С. Лихачев
    «Слово о полку Игореве» – великий памятник культуры Древней Руси….смотреть целиком
    Образ идеального правителя в произведениях русской литературы
    1. Святослав, князь Киевский.
    2. Феврония, княгиня Муромская.
    3. Александр Невский.
    4. Царевна Фелица.
    Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям их прямое благо.
    Д. И. Фонвизин
    Во все времена людям было свойственно надеяться…смотреть целиком
    Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве»
    1. Своеобразие жанра «Слова…».
    2. Особенности композиции.
    3. Языковые особенности произведения.
    Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени,…смотреть целиком
    Образ Родины в «Слове о полку Игореве»
    Произведение безымянного русского автора, посвященное реально произошедшему в 1185 году походу князя Игоря Новгород-Северского на половцев, называется «Слово о полку Игореве». Но истинным, главным героем произведения является вся русская земля, Родина,…смотреть целиком
    История школьного изучения «Слова о полку Игореве»
    «Слово» рано входит в практику преподавания, будучи сразу же признано как произведение образцовое. И оно навсегда остается в программе средней школы, найдя, таким образом, своих первых читателей в лице подростков. Будучи памятником древним, оно, тем…смотреть целиком
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.
    В «Слова о полку Игореве» образом Русской земли является…смотреть целиком
    «Слово о полку Игореве» храм древнерусской литературы
    Драгоценнейший памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Это произведение посвящено походу 1185 года новгорд-северского князя Игоря Святославича на половцев. На примере неудачи Игоря автор «Слова» дает урок всем русским
    Князьям,…смотреть целиком

  2. В то же время Святославич Игорь, внук Олегов, поехал из Новгорода [Северского] месяца апреля в двадцать и третий день, во вторник, взяв с собой брата Всеволода с [города] Трубец познали князя и возвратились бы. Однако же не возвратился никто, а только [боярин] Михалко Юрьевич, узнав князя, возвратился. И когда приблизился Игорь к полкам своим, то поехали [половцы], и здесь схватили [его] на расстоянии одного выстрела от полка своего. И схваченный Игорь видел брата своего Всеволода, который крепко бился, и просил он души своей смерти, чтобы не видеть гибели брата своего. Всеволод же так бился, что даже оружия в руках его было недостаточно, а бились же они, идя кругом возле озера. * И так в день святого воскресенья привел на нас * Господь гнев свой: вместо радости привел на нас плач, * и вместо веселости – печаль на реке Каяли… Почти все русское войско погибло; спаслось бегством лишь пятнадцать мужей. Половцы взяли в плен всех четырех князей и несколько воинов. Когда победители делили добычу, Игоря забрал Кончак, с дочерью которого раньше был помолвлен княжич Владимир. Кончак завез Игоря в свое главное стойбище на реке Тор, южного притока Донца. Воспользовавшись тем, что земли пленных князей остались без защиты, половцы отправились на Русь. В это время Киевский князь Святослав объездил все русские земли, имея намерение собрать большое войско, чтобы отправиться на половцев. Узнав о походе Игоря и разгром его полков, великий князь сказал: “О дорогие мои братья, и сыны, и мужья земли русской! Дал мне Бог подавить плохих, но вы, не сдержав молодости, открыли ворота на Русскую землю. Воля Господняя пусть будет во всем. Пусть как мне жаль было на Игоря, но ныне больше я жалею за Игорем, братом моим”. Русские войска отправились навстречу врагу. Однако половцы успели сжечь город Рымов и немало поселков. Много русских людей погибло, еще больше попало в плен. Находясь у своего свата, Игорь жил сравнительно свободно, часто ездил на охоту. Обвиняя себя в разгроме русских войск, он переживал тяжелые душевные мучения. Видя это, ему сочувствовали даже половецкие воины и не раз предлагали убежать, тем не менее, князь считал бегство позором. Половецкие войска еще не вернулись из похода, но стало известно, что они потерпели поражение. Возникла опасность, и в знак мести они уничтожают пленных. В 1184 году Святослав наголову разбил половцев. Один из крещенных половцев – Лавор – изъявил желание помочь Игорю убежать. И князь Игорь, взяв в сердце совет их, боялся приезда их [половцев] и искал, [как] убежать. И нельзя было ему убежать ни днем, ни ночью, так как сторожа стерегли его, а пору такую он нашел только при закате солнца. * И послал Игорь к Лавору конюшего своего, говоря ему [Лавору]: “Переезжай на ту еторону Тора с поводным конем”. В то самое время половцы напились кумыса, а он [Игорь] был при ужине. Конюший, пришел, сказал князю своему Игорю, что ждет его Лавор. Он тогда, встав, оробелый и трепетный, поклонился образу Божьему и кресту честному, говоря: “Господи! Спасешь ли ты меня, владыка, недостойного?” И, взяв с собой крест, икону он вышел оттуда. А сторожа его гуляли и веселились, а о князе думали, что он спит. Он же, прийти к реке [Тор] и перебредя ее, сел на коня, и тогда тронулись они оба сквозь башни. А освобождение сие совершил Господь в пятницу вечером. И шел он пешком одиннадцать дней к городу Донцу, а оттуда тронулся в свой Новгород, и обрадовались ему [все]. Из Новгорода он пошел к брату Ярослава [Всеволодовича] в Чернигов, помощи просить, и Ярослав обрадовался ему и помощь дать обещал. Оттуда же Игорь поехал в Киев к великому князю Святославу [Всеволодовичу].

  3. Помогите написать сочинение о походе Игоревом.

    Ответы:

    В то же время Святославич Игорь, внук Олегов, поехал из Новгорода [Северского] месяца апреля в двадцать и третий день, во вторник, взяв с собой брата Всеволода с [города] Трубец познали князя и возвратились бы. Однако же не возвратился никто, а только [боярин] Михалко Юрьевич, узнав князя, возвратился. И когда приблизился Игорь к полкам своим, то поехали [половцы], и здесь схватили [его] на расстоянии одного выстрела от полка своего. И схваченный Игорь видел брата своего Всеволода, который крепко бился, и просил он души своей смерти, чтобы не видеть гибели брата своего. Всеволод же так бился, что даже оружия в руках его было недостаточно, а бились же они, идя кругом возле озера. * И так в день святого воскресенья привел на нас * Господь гнев свой: вместо радости привел на нас плач, * и вместо веселости – печаль на реке Каяли… Почти все русское войско погибло; спаслось бегством лишь пятнадцать мужей. Половцы взяли в плен всех четырех князей и несколько воинов. Когда победители делили добычу, Игоря забрал Кончак, с дочерью которого раньше был помолвлен княжич Владимир. Кончак завез Игоря в свое главное стойбище на реке Тор, южного притока Донца. Воспользовавшись тем, что земли пленных князей остались без защиты, половцы отправились на Русь. В это время Киевский князь Святослав объездил все русские земли, имея намерение собрать большое войско, чтобы отправиться на половцев. Узнав о походе Игоря и разгром его полков, великий князь сказал: «О дорогие мои братья, и сыны, и мужья земли русской! Дал мне Бог подавить плохих, но вы, не сдержав молодости, открыли ворота на Русскую землю. Воля Господняя пусть будет во всем. Пусть как мне жаль было на Игоря, но ныне больше я жалею за Игорем, братом моим». Русские войска отправились навстречу врагу. Однако половцы успели сжечь город Рымов и немало поселков. Много русских людей погибло, еще больше попало в плен. Находясь у своего свата, Игорь жил сравнительно свободно, часто ездил на охоту. Обвиняя себя в разгроме русских войск, он переживал тяжелые душевные мучения. Видя это, ему сочувствовали даже половецкие воины и не раз предлагали убежать, тем не менее, князь считал бегство позором. Половецкие войска еще не вернулись из похода, но стало известно, что они потерпели поражение. Возникла опасность, и в знак мести они уничтожают пленных. В 1184 году Святослав наголову разбил половцев. Один из крещенных половцев – Лавор – изъявил желание помочь Игорю убежать. И князь Игорь, взяв в сердце совет их, боялся приезда их [половцев] и искал, [как] убежать. И нельзя было ему убежать ни днем, ни ночью, так как сторожа стерегли его, а пору такую он нашел только при закате солнца. * И послал Игорь к Лавору конюшего своего, говоря ему [Лавору]: «Переезжай на ту еторону Тора с поводным конем». В то самое время половцы напились кумыса, а он [Игорь] был при ужине. Конюший, пришел, сказал князю своему Игорю, что ждет его Лавор. Он тогда, встав, оробелый и трепетный, поклонился образу Божьему и кресту честному, говоря: «Господи! Спасешь ли ты меня, владыка, недостойного?» И, взяв с собой крест, икону он вышел оттуда. А сторожа его гуляли и веселились, а о князе думали, что он спит. Он же, прийти к реке [Тор] и перебредя ее, сел на коня, и тогда тронулись они оба сквозь башни. А освобождение сие совершил Господь в пятницу вечером. И шел он пешком одиннадцать дней к городу Донцу, а оттуда тронулся в свой Новгород, и обрадовались ему [все]. Из Новгорода он пошел к брату Ярослава [Всеволодовича] в Чернигов, помощи просить, и Ярослав обрадовался ему и помощь дать обещал. Оттуда же Игорь поехал в Киев к великому князю Святославу [Всеволодовичу].

  4. «Сло?во о полку? И?гореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова», др.-русск. Слово о плъку Игорев?, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова) — самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже одним-двумя годами позже).
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник литературы Древней Руси, созданный на основе всей русской культуры 12 века. Оно теснейшим образом связано с культурой, языком, мировоззрением русского народа. «Слово…» – это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию.
    В «Слове…» рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и некоторых других князей против половцев в 1185 году.
    Феодальная раздробленность Руси 12 века, отсутствие политического единства, вражда князей и, как следствие, слабая оборона Руси давали возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные княжества. Игорь собирает войско и идет походом на половцев. В итоге русские терпят страшное поражение.
    Автор рисует образ Игоря как воплощение княжеских доблестей. В походе он действует с исключительной отвагой, исполнен «ратного духа», воинской чести, желания «испить шеломом Дону Великого». Это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Но тщеславие, отсутствие ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы всех князей против врага, стремление к личной славе привели Игоря к поражению.
    В «Слове…» автор стремится не просто последовательно изложить события похода, но, прежде всего, осмыслить их, понять, почему в двухвековой борьбе с «погаными» раньше всегда побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он показывает, что причина поражения кроется в феодальной раздробленности Руси. Автор убеждает в необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия», как было во времена «старого Владимира».
    Автор стремится передать свою тревогу за судьбы родной земли всем русским князьям. Он обращается к ним, напоминая об их долге перед Родиной и призывая к защите Отечества, к прекращению княжеских усобиц перед лицом общей опасности вражеского нашествия.
    Призыв к единению автор «Слова…» воплотил в образе Русской земли. Это центральный образ произведения. Автор воспринимал Родину как единое целое. Он гордится своей землей, уверен в ее могуществе.
    Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ. Автор говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.
    В «Слове» автор пишет о поражении войска Игоря, но поэма в целом жизнеутверждающая, она обращена к будущему.
    «Слово о полку Игореве» имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения «Слова», из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст «Слова» говорит также о том, что он хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями — княжествами.

  5. «Начнём же, братия, эту повесть от старого
    Владимира до нынешнего Игоря, который
    укрепил свой ум, заострил сердце мужеством и,
    исполненный ратного духа, повёл свои храбрые полки
    на землю половецкую за землю Русскую»
    («Слово о полку Игореве»).

    План.

    Вступление: историко-литературная справка о «Слове».
    Характеристика Игоря и описание похода.
    Выступление русского войска в поход.
    Мужество Игоря.
    Его патриотизм.
    Вступление на землю половецкую.
    Победа русских в первый день.
    Грозная сеча на другой день:
    а) сражение и поражение русских,
    б) благородство Игоря.
    Политическое легкомыслие и честолюбие Игоря.
    Заключение: выражение основной идеи произведения в образе Игоря и описании похода.
    Героическая поэма «Слово о полку Игореве» — ценный памятник русской художественной литературы. В нём рассказывается о походе новгород-северского князя Игоря на половцев и о поражении русских в этом походе. Главным героем поэмы является организатор похода князь Игорь. В 1185 году в Новгороде князь Игорь собрал своё войско, чтобы идти в поход на половцев. Перед самым выступлением началось затмение солнца. Игорь обратился к дружинникам с призывом дойти до великого Дона или сложить свои головы. Поведение Игоря перед походом говорит о его храбрости. «Братия и дружина! — сказал он. — Лучше быть убитыми, чем полонёнными». Дурные предзнаменования не пугают Игоря. Он остаётся верен своему делу. Смелость его показана на протяжении всего произведения. Киевский князь Святослав, например, говорит, что сердце Игоря выковано из твёрдого булата и закалено в мужестве.
    Но Игорь был не только храбрецом, которому битва доставляет удовольствие. Эта черта средневекового рыцаря ему чужда. Игорю дорога цель похода, предпринятого на «землю половецкую за землю русскую». Он любит свою родину, он патриот Русской земли.
    Воины Игоря, соединившись с дружиной его брата Всеволода, перешли границу. Далеко за курганом осталась Русская земля. Природа предостерегает смельчаков на каждом шагу: волки накликают грозу, орлы сзывают зверей на кости, лисицы лают на красные щиты. На другой день русские смяли половецкие полки, захватили много пленных и богатую добычу. Далеко зашло храброе русское войско. А на помощь половцам уже бежит Гзак серым волком.
    На следующий день кровавая заря поднялась рано. Половцы идут со всех сторон: и от моря, и от Дона, и из степи. Они окружили дружину Игоря. С утра до вечера, с вечера до рассвета длилась грозная битва. Автор «Слова» так описывает её:
    Тут не хватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русские: сватов напоили, а сами полегли за Русскую землю.
    Войско Игоря было разбито, а сам он попал в плен. В этом бою проявилось благородство Игоря. Князь мог бы с частью войска убежать, однако он «заворачивает полки ведь жаль ему милого брата Всеволода!»
    В тяжёлом поражении русских виноват сам Игорь. Он хотел один с небольшой дружиной победить опасного врага. В этом оказалось его честолюбие и легкомыслие. С полным основанием киевский князь Святослав бросает упрёк Игорю и его брату: «Но вы сказали: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим».
    Автор, отмечая эту отрицательную черту Игоря, высказывает, однако, мысль, что если Игорь поймёт свою ошибку, он соберёт новое войско, объединится с князьями и ещё поможет Русской земле.
    На примере печального похода Игоря автор «Слова» показывает участь страны, силы которой не объединяются для борьбы с общим врагом. Автор призывает всех князей прекратить распри и вместе постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».

  6. НАЧАЛО ПОХОДА
    Начнем же, братия, повесть сию
    От старого Владимира до нынешнего Игоря,
    Натянул он ум свой крепостью,
    Изострил он мужеством сердце,
    Ратным духом исполнился.
    И повел храбрые полки свои
    На землю половецкую за землю Русскую.
    Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,
    Увидел он воинов своих, тьмою от него прикрытых,
    И рек Игорь дружине своей:
    «Братия и дружина!
    Лучше нам быть порубленными, чем сдаться в полон.
    Сядем же, други, на борзых коней
    Да посмотрим синего Дона!»
    Переложение В Жуковского
    ПЕРВАЯ БИТВА И ПОБЕДА НАД ПОЛОВЦАМИ (Объяснительный перевод)
    Спозаранку в пятницу потоптали (они — воины Игоря) поганые полки половецкие (рассеяли боевой порядок половецких полков) и рассыпались по полю (за добычей), помчали красных девушек (плененных) половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. (Добыча их была так велика, что) покрывалами, плащами и кожухами стали мосты (гати) мостить через болота и топкие места, и всякими драгоценностями половецкими. (Боевые же знаки:) красный стяг, белая хоругвь, красная челка, серебряное древко (достались) храброму (Игорю) Святославичу.
    Перевод Д. Лихачева
    ВТОРАЯ БИТВА И ПОРАЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЙСК
    От зари до вечера, день целый, С вечера до света реют стрелы, Объяснительный перевод (когда по ходу изложения даются дополнения и пояснения в скобках) облегчает понимание содержания произведения, раскрывает последовательность хода мыслей автора и помогает сохранить цельность впечатления при чтении.
    Гремлют остры сабли о шеломы,
    С треском копья ломятся булатны
    Середи неведомого поля,
    В самом сердце Половецкой степи!
    Под копытом черное все поле
    Было сплошь засеяно костями,
    Было кровью алой полито,
    И взошел посев по Руси — горем!
    Переложение А. Майкова
    «ЗОЛОТОЕ СЛОВО» КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА
    И тогда великий Святослав Изронил свое златое слово, Со слезами смешано, сказав: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не вовремя напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали. Ваше сердце в кованой броне Закатилось в буйстве самочинном. Что ж вы, дети, натворили мне И моим серебряным сединам?»
    Переложение И. Заболоцкого
    ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ
    Утром голос Ярославны
    Долетел до Дуная,
    Словно птица-зегзица, Зовет, стеная:
    Полечу,— плачет,—
    Зегзицей по Дунаю,
    Со стоном!
    Омочу в реке Каяле
    Белый шелковый рукав,
    Оботру князю
    Кровавые раны
    На теле его воспаленном!
    Ярославна рано-поутру плачет,
    В Путивле на забрале причитая:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин,
    Веешь против дружин
    Мужа?
    Зачем ты несешь
    Поганые стрелы
    На легких своих крылах? .
    Разве мало тебе было
    В вышине под облаками веять,
    Корабли на сине-море лелеять?
    Зачем, господин, Радость мою
    Развеял по ковылю?
    Ярославна рано-поутру плачет
    На городской стене, причитая:
    Днепр Славутич!
    Ты пробил
    Каменные горы
    В земле половецкой! Ты носил На своей спине Святославовы ладьи В былых походах! Верни, господин, Мужа милого ко мне, Чтобы слез не посылала К нему — в твоих водах. Ярославна рано-поутру плачет В Путивле на забрале, причитая:
    Светлое, тресветлое солнце!
    Всех ты ласкаешь,
    Почему же
    Горячие лучи простираешь
    На воинов мужа?
    Жаждой в безводном поле
    Зачем ты
    Луки их согнуло,
    Тоской колчаны заткнуло!
    Перевод А. Чернова
    КОНЦОВКА ПОЭМЫ
    Сказал Боян, свидетель многих сеч, Умевший правды вещей не бояться: — Жить невозможно голове без плеч, Беда — плечам без головы остаться. Без Игоря вздыхала тяжело, В тревожной мгле томилась Русь бессонно, Но снова солнце на небо взошло — Князь Игорь возвратился из полона.
    Тут, честь князьям по старшинству воздав,
    О молодых пускай рокочут струны.
    Будь здрав, князь Игорь, Всеволод, будь здрав,
    И ты, Владимир Игоревич юный!
    Живите и не ведайте обид,
    Друг другу помогайте нелукаво.
    Всем, кто за землю Русскую стоит,
    Князьям и верной их дружине — Слава!
    Переложение Н. Рыленкова
    Консультация:
    О ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ (НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ)
    Как часто художественные произведения считают неинтересными и скучными только потому, что читатель не умеет следить за движением мысли, не понимает многих слов и выражений, не улавливает смысловые оттенки, связь отдельных частей.
    Выразительное чтение учит вдумчивому отношению к тексту, развивает вкус и воображение, сближает людей, дает повод к обмену мнениями, к раздумью.
    Искусству выразительного чтения можно научиться. Вот несколько первых советов.
    Анализ содержания. Работа над рассказом, стихотворением или отрывком из крупного произведения начинается с разбора содержания, с выяснения главной мысли, иными словами — с определения темы и идеи. Только исходя из основной мысли выбранного для чтения текста, можно определить части, логику развивающихся событий и подготовиться к выразительному чтению.
    Логическое чтение. Главная цель чтеца — быть правильно понятым, донести до слушателей мысли автора. При подготовке к выразительному чтению нужно сделать логический разбор текста, т. е. уяснить мысль каждой фразы, вдуматься в ее построение.
    К средствам логической выразительности относятся логическая пауза и логическое ударение.
    Речь не течет сплошным потоком, а прерывается небольшими остановками (паузами). Пауза нужна, чтобы завершить одну часть высказывания (группу слов, тесно связанных по смыслу) и перейти к другой части. Чаще всего логические паузы совпадают со знаками препинания. Чаще всего — но не всегда.
    Эмоционально-образная выразительность чтения. Можно четко и ясно прочитать текст, правильно использовать логические паузы и ударения, а художественное произведение все-таки «не дойдет» до слушателя, не затронет его. Почему? Чтению нужно отдать не только разум, но и сердце, чтобы донести до слушателя бесконечное разнообразие человеческих чувств: радость и горе, неудовлетворенность и восторг, мягкую улыбку и злую иронию — словом, все, что выражает авторский текст. А для этого надо отчетливо представить, «увидеть» то, о чем читаете, определить и выразить собственное отношение к событиям, действующим лицам. Только искренность переживаний и чувств чтеца могут затронуть слушателя.

  7. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 – х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород – Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.
    «Слово о полку Игореве» — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве» была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремлению князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как «опытные воины», а воины – богатыри черниговцы «без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу». В «Слове о полку Игореве» описаны также страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород – Северского в поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй – Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».
    С объединенными силами своего войска и войска Буй – Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй – Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй – Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Иго – ревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород – Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общимисилами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород – Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О Донец! Немало тебе величья…». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. «Слово…» заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород – Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

    Похожие сочинения

    Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *