Сочинение на тему повесть о разорении рязани батыем

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Владюха_Ростов

    Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.
    Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?
    Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма — это десять тысяч.
    Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
    И спустился он с горы высокии,
    И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
    Стали бить-то силушку татарскую.
    Притоптали тут всю силушку великую…
    И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
    Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).
    Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется
    в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.
    Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».
    Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).
    Евпатий Коловрат и Илья Муромец
    План
    Введение: герои фольклора и древне­русской литературы.
    Илья Муромец и его воинские победы.
    Евпатий Коловрат на поле боя.
    Описание подвигов героев в фолькло­ре и литературе.
    Заключение: герои фольклора и древ­ней литературы в нашем восприятии.

  2. Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.
    Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?
    Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма — это десять тысяч.
    Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
    И спустился он с горы высокии,
    И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
    Стали бить-то силушку татарскую.
    Притоптали тут всю силушку великую…
    И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
    Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).
    Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется
    в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.
    Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».
    Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).
    Евпатий Коловрат и Илья Муромец
    План
    Введение: герои фольклора и древне­русской литературы.
    Илья Муромец и его воинские победы.
    Евпатий Коловрат на поле боя.
    Описание подвигов героев в фолькло­ре и литературе.
    Заключение: герои фольклора и древ­ней литературы в нашем восприятии.

  3. Каким чувством проникнуто повествование?
    Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.
    Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?
    Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма — это десять тысяч.
    Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
    И спустился он с горы высокии,
    И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
    Стали бить-то силушку татарскую.
    Притоптали тут всю силушку великую…
    И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
    Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).
    Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется
    в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.
    Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».
    Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).
    Евпатий Коловрат и Илья Муромец
    План

  4. — герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в “Повести о приходе Батыевой рати на Рязань”, вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во “Временнике моск. общ. истории и древностей”, кн. XV) и Срезневским (“Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках”, 1867, XXXIX). В “Русском Временнике” (Москва, 1820, I, 126) и в “Сказаниях русского народа” Сахарова она соединена с другою “Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю”. Рассказ о Е. в “Повести” следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение — развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за “безбожным” Батыем, чтоб “испить смертную чашу” наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, “сильного царя, почтить и честно проводить”. Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в битве Е., “исполин силою”, рассек Хостоврула “на полы до седла” и перебил множество “нарочитых богатырей Батыевых”. Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два — с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он “держал бы его против сердца своего”. Затем он отдал тело Е. его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. н a -полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской “Повести” о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге “Великорусские былины киевского цикла” (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).

  5. Каким чувством проникнуто повествование?
    Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.
    Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?
    Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма — это десять тысяч.
    Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

  6. Каким чувством проникнуто повествование?
    Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.
    Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?
    Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма — это десять тысяч.
    Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
    И спустился он с горы высокии,
    И подъехал он к богатырям ко святорусским —
    Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,
    И приехали они ко силушке татарскоей,
    Припустили коней богатырскиих,
    Стали бить-то силушку татарскую.
    Притоптали тут всю силушку великую…
    И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
    Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).
    Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.
    Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».
    Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).
    Евпатий Коловрат и Илья Муромец
    План
    Введение: герои фольклора и древне­русской литературы.
    Илья Муромец и его воинские победы.
    Евпатий Коловрат на поле боя.
    Описание подвигов героев в фолькло­ре и литературе.
    Заключение: герои фольклора и древ­ней литературы в нашем восприятии.

  7. Краткое содержание (пересказ) “Повести о разорении Рязани Батыем”.
    Хан Батый вторгается на Русь и первой на его пути оказывается Рязань. Он требует выкуп от города, а князь Юрий, не дождавшись помощи от соседей, отправляет к Батыю посольство, во главе со своим сыном Федором. Но Батый дает лживые обещания, а потом убивает Федора.
    Княгиня Евпраксия, узнав о смерти мужа, вместе с младенцем бросается с самой высокой башни.
    Разъяренный Юрий собирает своих родственников и во главе войска устремляется навстречу татарам.
    Но татар намного больше рязанцев и даже их беспримерная отвага не помогает. Рязанское войско разбито, а князь Юрий убит. Убиты и все его братья.
    Батый приступает к осаде Рязани и на пятый день захватывает город. Он грабит, убивает, поджигает город. Убитыми оказываются все жены князей, их дети и родственники, а также мать Юрия.
    Батый двигается дальше на Русь, а в Рязань прибывает боярин Евпатий Коловрат с небольшим отрядом. Увидев, что учинили татары, он в гневе великом собирает 1700 воинов и бросается за Батыем.
    Он режет татар нещадно и устрашенный Батый посылает на Евпатия огромное войско во главе со своим шурином Хостоврулом. Евпатий убивает Хостврула, но и сам гибнет.
    Пораженный храбростью русских воинов Батый отдает оставшимся в живых тело Евпатия и отпускает их.
    А в Рязань возвращается младший брат Юрия Ингвар. Он хоронит всех павших в бою и начинает восстанавливать город.
    Главная мысль “Повести”: За родную землю и жизнь отдать не жалко. Стояла и стоять будет великая Русь.

  8. “Повесть о разорении Рязани Батыем”
    Жанр: военная повесть
    Главные герои “Повести о разорении Рязани Батыем” и их характеристика
    Хан Батый, татарский хан, жестокий, безжалостный и коварный.
    Князь Юрий Рязанский. Великий князь, справедливый и христолюбивый. Мужественный и бесстрашный.
    Братья князя Давыд, Олег. Такие же мужественные.
    Сын князя Федор. Мужественный и честный.
    Евпатий Коловрат, боярин. Смелый, решительный, могучий, бесстрашный, беспощадный.
    Евпраксия, жена Федора
    Агриппина, мать Юрия
    Ингвар, младший брат Юрия, новый рязанский князь.
    Хостоврул, мирза, шурин Батыя.
    План пересказа “Повести о разорении Рязани Батыем”
    Батый на русской земле
    Просьбы Рязани о помощи
    Посольство к Батыю
    Убийство послов
    Смерть княгини Евпраксии.
    Сбор войска, призыв Юрия
    Битва великая
    Смерть князя Юрия
    Осада Рязани
    Разорение Рязани
    Месть Коловрата
    Подвиг Коловрата
    Разоренный город
    Похороны князей
    Новый рязанский князь
    Кратчайшее содержание “Повести о разорении Рязани Батыем” для читательского дневника в 6 предложений
    Хан Батый напал на Русь и первым делом решил захватить Рязань.
    Он убил посланных к нему послов и разбил войско князя Юрия, убив самого князя.
    После пятидневной осады Батый взял Рязань и полностью разорил ее.
    По следам Батыя отправился Евпатий Коловрат и устроил татарам побоище.
    Коловрат погиб, а в Рязань вернулся из Чернигова князь Ингвар.
    Князь похоронил павших и стал отстраивать город.
    Главная мысль “Повести о разорении Рязани Батыем”
    Сколько б не было нашествий, но стояла века и еще столько же стоять будет великая Русь.
    Чему учит “Повесть о разорении Рязани Батыем”
    Повесть учит мужеству и смелости, учит решительности. Учит стоять на смерть за свою землю. Учит патриотизму и любви к Родине. Учит ненависти и беспощадности к врагам.
    Отзыв на “Повесть о разорении Рязани Батыем”
    Эта повесть проникнута чувством горечи и сожаления. Она очень печальная, ведь несмотря на все великие подвиги, которые совершили русские воины, они все погибли, испили до дна смертную чашу. Мне очень нравился Евпатий Коловрат, но он был один и потому не смог справиться с татарами. Но если бы все русские князья объединились, они справились бы с любым врагом. Таков основной посыл повести.
    Пословицы к “Повести о разорении Рязани Батыем”
    Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
    Бой святое дело, иди на врага смело.
    Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
    Если погибать, так жизнь дороже отдать.
    Любовь к Родине сильнее смерти.
    Читать краткое содержание, краткий пересказ “Повести о разорении Рязани Батыем”
    Было это в лето 1237 года.
    Пришел на землю русскую безбожный хан Батый и стал требовать дани великой с города Рязань. А правил там в это время князь Юрий Рязанский. Как узнал князь про Батыя, обратился за помощью к князю Георгию Владимирскому, но не пришел тот на помощь и пришлось Юрию одному против Батыя биться.
    Послал Юрий к Батыю посольство со своим сыном, князем Федором во главе. Обещал Батый им не трогать Рязань, но всю землю русскую разорить. Но был он лживым и похотливым. Стал требовать Батый от Федора жену его, красавицу. Отказал Федор, да грязными словами Батыя называл.
    Обиделся Батый и убил Федора.
    Один из пестунов Федора, по имени Апоница, сумел сбежать и принес в Рязань черную весть. И бросилась тогда с высокой башни вниз княгиня Евпраксия, жена Федора, да с младенцем на руках. И разбилась на смерть.
    Воззвал тогда к братьям и товарищам князь Юрий Рязанский. призвал не потерпеть зло и лучше чашу смертную всем испить, чем во власти поганых татар быть.
    И собралось все войско рязанское и двинулось навстречу Батыю. И случилась битва великая, в которой воины русские себя славой покрыли. Дрались они как львы, один против тысячи, двое против десяти тысяч. Через войско татарское по нескольку раз проезжали.
    Но слишком много татар было и убили всех. И князя Юрия, и брата его Давыда и многих других славных воинов. Чуть живой князь Олег захвачен Батыем был, но отказался веру родную предать и был на куски разрублен, как святой мученик.
    А Батый двинулся к Рязани и осадил город. Пять дней длилась осада и много воинов и жителей города пало на стенах его. А на шестой день ворвались татары в Рязань и стали жечь, грабить и убивать.
    Убили жен, матерей, малых деток и княгиню Агриппину, мать князя Юрия. Пожгли храмы, забрали все ценное, и пошел Батый дальше в землю русскую, на Суздаль и Владимир.
    А в Рязань разоренную вернулся боярин Коловрат Евпатий, с малым отрядом. Увидел учиненное татарами зло и взъярился. Собрал воинов уцелевших числом 1700 человек и в погоню за Батыем кинулся.
    И напали на полки батыевы в земле Суздальской и рубили, и убивали татар без счету. Сам Евпатий несколько раз через все войско татарское проезжал, мечи менять не успевал, так быстро они тупились.
    И послал тогда Батый на Коловрата татар множество под рукой шурина своего Хостоврула. И съехались в поле Коловрат и Хостоврул, и разрубил Евпатий татарского мирзу на две половины.
    Но было татар так много, что закидали они Евпатия камнями и убили его.
    И дивился Батый удали и силе Евпатия, глядя на его мертвое тело. И отдал его оставшимся в живых воинам Евпатия и велел отпустить их.
    Вернулся в то время из Чернигова князь Ингвар, брат князя Юрия, и увидев разоренную Рязань вскричал жалобно, да оземь грохнулся. Еле откачали его да в сознание привели.
    И разгреб Ингвра трупы и нашел мать свою, снох и деток. Похоронил всех и стоял тогда плач в Рязани великий.
    А Ингвар поехал на поле брани и нашел тела князей, привез их в Рязань и похоронил с честью.
    Праведные были то князья, по законам божьим и людским жили, о благополучии земли родной заботились.
    А Ингвар принял имя Кузьма и стал рязанским князем. Новые церкви отстроил, людей собрал и пришельцев утешил.
    Рисунки и иллюстрации к “Повести о разорении Рязани Батыем”

  9. Каким чувством проникнуто повествование?
    Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
    Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
    Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: “Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую”, т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. “Чаши кровавого вина” наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь “крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею и два тьмою”. Напомним, что тьма – это десять тысяч.
    Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем. И спустился он с горы высокии,И подъехал он к богатырям ко святорусским -Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,И приехали они ко силушке татарскоей,Припустили коней богатырскиих,Стали бить-то силушку татарскую.Притоптали тут всю силушку великую…
    И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
    Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).
    Одинаковое начало строки используется во всем тексте “Повести…”. Назовем хотя бы самые первые предложения: “И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…” И так строятся все последующие предложения: “И велел царь Батый отпустить их…” Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.

  10. События 1237 г., связанные с героической защитой русским народом своей земли, получили яркое художе­ственное отражение в «Повести о разорении Рязани Батыем». Повесть о разорении Рязани Батыем. Повесть дошла в составе летописных сводов XVI в. Она прославляет мужество и героизм защитни­ков Рязани: князя Юрия Ингваревича, его братьев Давыда и Глеба и рязанского богатыря Евпатия Коловрата. Причину поражения рязанцев автор усматривает фео­дальной обособленности русских княжеств, в эгоистиче­ской политике князей. Владимирские князья не пришли на помощь рязанским князьям, и тем пришлось одним вести неравную борьбу с полчищами Батыя.
    Органически не связанными со всем содержанием повести являются религиозно-моралистические рассуж­дения о причинах гибели Рязани. Эти рассуждения автора о попустительстве божием, наказании за грехи не могут заслонить главной причины разгрома – отсутствия единства.
    «Повесть о разорении Рязани Батыем» состоит из четырех частей: 1) Появление Батыя на границах Рязан­ской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии. 2) Героическая защита Рязани Юрием Ингваревичем, Гибель защитников и разорение Батыем Рязани; 3) Под­виг Евпатия Коловрата.) 4) Возрождение Рязани Ингварем Ингваревичем.
    Героями первой части повести выступают сын рязан­ского князя Юрия Ингваревича князь Федор и его моло­дая супруга Евпраксия. Федор во главе посольства от­правляется к Батыю. Он бесстрашно вступается за честь не только своей супруги, но и всех рязанских жен. Дерз­ко и со смехом бросает Федор вызов «нечестивому царю»: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одоле­ешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Гордый, исполненный достоинства ответ русского князя вызывает ярость Батыя. По приказу разъяренного хана Федора убивают, тело его бросают на растерзание зверям и птицам; были также убиты и другие князья, сопровождавшие Федора, и его лучшие воины. Один из пестунов (наставников) князя Федора, спасшийся от гибели, тайно схоронил тело своего воспитанника и сооб­щил о его гибели супруге Федора княгине Евпраксии. «Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и услышала она эти смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти». Так кратко, но весьма выразительно прославляется в повести верность, мужество и супружеская любовь русской жен­щины.
    Первая часть повести завершается сообщением о плаче князя рязанского Юрия Ингваревича, его супру­ги и всех рязанцев, скорбящих о гибели Федора, других князей и лучших людей.
    Во второй части прославляется мужество и героизм рязанской дружины и ее князя Юрия Ингваревича. Со­брав воинов и расставив полки, князь воодушевляет их мужественной речью: «Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божий церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». Безусловно, эта речь напоминает речь князя Игоря – героя «Слова о полку Игореве» («Лучше убитым быть, нежели поло­ненным»). В то же время в ней усилен религиозный мотив: звучит призыв умереть «за святые божий церкви и за веру христианскую», неоднократно появляется симво­лический образ «смертной чаши» – добровольной жерт­вы. Рязанский князь, как и подобает благочестивому герою, прежде чем выступить в поход, молится в церкви, прощается с женой и, приняв благословение епископа, идет навстречу врагу.
    Злая и ужасная сеча рязанцев с полчищами Батыя происходит на границе Рязанской земли. Каждый рус­ский воин бился с тысячей, два – с тьмою (десятью тысячами) вражеских ратников. Так гиперболически го­ворится в повести о мужестве и храбрости рязанцев. Князь Юрий, увидев, что убит брат его Давыд, восклицает: «О братиямоя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!» Пересев на свежих коней, русские воины вновь бились «упорно». «Через многие сильные полки Батыевы про­езжали насквозь, храбро и мужественно сражаясь, так что все полки татарские подивились крепости и мужеству рязанского воинства». Однако силы были неравными. Один за другим были убиты многие князья и воеводы, и воинство – «удальцы-резвецы рязанские» – «все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые». Тяжело же раненный князь Олег Ингваревич был захвачен в плен. Батый, видя красоту и храбрость князя, «хотел уврачевать его от тяжких ран и к своей вере склонить». Однако Олег назвал Батыя безбожником и врагом христианства. Ока­янный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. Уничтожив до основания рязанские города, Батый осаждает Рязань. Пять дней горожане обороняют свой город. На шестой день утром враги ворвались в Рязань и начали кровавую расправу с ее жителями. Укрывшихся в церкви женщин вражеские ратники посекли мечами, а епископа и священников сожгли. «И не осталось в горо­де ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачу­щего – ни, отца, ни матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые».
    Третья часть повести посвящена прославлению бога­тырского подвига дружинника рязанского князя Евпатия Коловрата. Во время нашествия Батыя он находился в Чернигове. Услышав «о нашествии зловерного» Батыя, он сразу же выступил из Чернигова с малой дружиной. А увидев землю Рязанскую опустошенной и разоренной, собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек – и погнался вслед за Батыем. Евпатий настигает врагов в Суздальской земле и вступает с ними в бой. Внезапное нападение Евпатия и его дружины вызвало смятение в стане врагов. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпа­тий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился». Батый посылает против русского богатыря своего исполина Хостоврула и с ним сильные полки татарские. В по­единке Евпатия и Хостоврула победу одерживает Евпатий. Он, «исполин силою… не только рассекает Хостов­рула на-полы (пополам) до седла, а затем и многих других побеждает». Видя это, ордынцы наводят на Евпатия множество пороков (стенобитных орудий). «И начали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю». Батый удивился «храбрости, и крепости, и мужеству» русского богатыря, а татарские мурзы, князья и санчак-беи сказали: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти…» Глядя на тело повер­женного Евпатия, сам Батый воздает должное его храб­рости: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотче­вал с малою своею дружиною, и многих богатырей силь­ной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы у меня такой служил,— держал бы его у самого сердца своего». Под стать Евпатию и его храбрые дружинники. Когда ордынцам удалось захватить в плен пятерых русских воинов, изнемогавших от ран, те, сознавая свое мораль­ное превосходство, на вопрос Батыя, кто они такие, с иро­нией отвечают: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ин­гваревича Рязанского тебя, сильного царя, почтить, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую рать – рать татарскую». В этом ответе можно обнаружить типологическое сходство с диалогом русского богатыря Ильи Муромца с Калиным царем в одноименной бы­лине. Батый отдает дань уважения побежденным русским воинам.Он удивляетсяих храбрости, силе, мужеству и мудрости. Оставшихся в живых русских дружинников Батый отпускает, повелев «ничем не вредить им».
    Заключительная часть повести открывается эмоцио­нальным плачем князя Ингваря Ингваревича, который, вернувшись из Чернигова, увидел Рязанскую землю опустошенной и разоренной, а мать свою, «сродников» своих и «многое множество» людей убитыми. Плач Ингваря Ингваревича построен по всем правилам книж­ной риторики. Князь оплакивает павших, «словно труба, рать возвещающая, словно орган, сладко вещающий». Он хоронит убитых, собирает оставшихся в живых, утешает их.
    Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении испепеленной врагом Рязани, вследствие чего «бысть радость християном…». Эта концовка свиде­тельствует об оптимизме, жизнестойкости русского наро­да, его непоколебимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига. Все произведение представляет собой образец во­инской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Плач князя Ингваря Ингваревича наполнен чувством глубокого уважения к погибшим, в нем мы встречаемся с такими оценочными эпитетами, относящимися к рязан­ским князьям и дружине, как «удальцы-резвецы рязан­ские», «узорочье рязанское», «дружина ласковая», «цве­ты прекрасные», «звезды восточные», «солнце дорогое». Подобные описания невольно вызывают в памяти быле­вой эпос и картину В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича», в которых переданы народные воззрения на гибель защитников Русской земли.
    В заключительной части автор вновь возвраща­ется к идеализированной характеристике рязанских князей: Родом христолюбивый, братолюбивый, лицем красны, очима светлы, взором грозны, паче меры храбры, сердцем легкы, к боярам ласковы, к приеждим приветливы, к церквам прилежны, на пированье тщывы, до осподарьских потех охочи, ратному делу велми искусны, к братье своей и ко их посолникамвеличавы.
    В этих описаниях видно слияние риторических песно­пений и устной народной поэзии. Но с большей силой обнаруживается влияние фольклора в главе, посвящен­ной подвигам Евпатия Коловрата и его воинов. Здесь меньше реальных черт исторической личности, но больше типологического сходства с эпосом. Евпатий Коловрат – типично эпический, былинный герой, наделенный ги­перболической силой, мужеством, храбростью и отвагой. Евпатий является олицетворением героического подвига русского народа, который не может смириться с порабо­тителями и стремится отомстить врагу за поруганную землю.
    Анафорическое начало ритмических единиц и сам ритм весьма близки к народному стиху. И если повесть не всегда точна в передаче отдельных исторических фак­тов (сообщается об участии в битве Всеволода Пронского, который умер ранее 1237 г., о гибели в бою Олега Красного, хотя он остался в живых), она верно передает настроение русского общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования. Разорение Рязани во время монголо-татарского на­шествия нашло отражение и в устной народной поэзии. Среди фольклорных произведений привлекает особое внимание песня «Авдотья Рязаночка». Героиня песни, отважная женщина, совершает поход в Золотую Орду и спасает своей мудростью русских пленников.
    Повесть привлекала внимание многих писателей XIX-XX вв. и явилась сюжетом и источником ряда известных литературных произведений. По ее мотивам и сюжету создали свои произведения поэты Н. М. Язы­ков, Д. В. Веневитинов, Л. А. Мей, С. А. Есенин и др.
    Более лаконично и менее выразительно летописное «Сказание о взятии Батыем Владимира» в 1238 г. и бит­ве на реке Сити, где в бою с Батыем погиб владимирский князь Юрий Всеволодович.
    Примечательно летописное сказание об осаде полчи­щами Батыя Козельска. Семь недель выдерживал этот небольшой город осаду многочисленной вражеской рати. Враги прозвали Козельск «злым городом» и, овладев им, жестоко расправились с его жителями. Юный козельский князь Василий, как повествует летописное сказание, уто­нул в крови.
    Осенью 1240 г. полчища Батыя подошли к Киеву. Об этом событии подробно повествуетГалицкая летопись.«Многим множеством воинов своих» Батый осадил Киев. «И нельзя было услышать голоса от скрипения (враже­ских) телег… от рева множества верблюдов… ржа­ния… коней…» Поставленные Батыем у Ляшских ворот пороки (стенобитные орудия) «били непрестанно день и ночь, разрушая стены». Мужественно обороняют ки­евляне свой город. В бою «ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы затмевали свет». Когда враги овладели стенами города, горожане в тот же день и ночь построили другие стены вокруг церкви Богородицы. По­сле ожесточенного боя город был все же взят.
    Силой и обманом завоеватели овладевают городами Галицко-Волынской земли, а в 1241 г. вторгаются в Поль­шу, Венгрию и Трансильванию.
    События, связанные с нашествием монголо-татарских полчищ, получили широкое отражение не только в исто­рических повестях и сказаниях, но и в учительной лите­ратуре, в частности в«словах» проповедника XIII в.Серапиона Владимирского. Ему принадлежит пять «слов»: первое было написано в 1230 г., после битвы на Калке, четыре последующих – во Владимире в 1274-1275 гг.
    Нашествие иноплеменников Серапион трактует с ре­лигиозной точки зрения как наказание за грехи и призы­вает своих слушателей-читателей к покаянию. Однако его «слова» довольно красочно и образно изображают те бедствия, которые постигли Русскую землю и русских людей вследствие нашествия «языка (народа) немило­стивого». «Пришел на нас народ немилостивый по попус­тительству божию, и землю нашу опустошил, и города наши пленил, и церкви святые разорил, отцов и братьев наших избил, над матерями и сестрами нашими надру­гался… Вот уже к сорока годам приближаются страдания и мучения, и дани тяжкие на нас непрестанные; голод, мор на скот наш, и всласть хлеба своего наесться не можем, и стенания и горе сушат нам кости».
    Событиями монголо-татарского нашествия было по­рождено и такое выдающееся поэтическое произведение XIII в., как «Слово о погибели Русской земли». Это произведение, дошедшее до нас в двух списках, посвящено прославлению Русской земли, «светло светлой и украсно украшенной». Неизвестный автор прославляет красоту и бескрайние просторы Руси: озеры многие, реки и источники месточтимые, горы крутые и холмы высокие, дубравы и чистые поля, дивных зверей и различных птиц, великие города и славные селения, монастырские сады и храмы, грозных князей и бояр честных, вельмож многих.
    Границы Русской земли, подчеркивается в «Слове», простираются на западе до угров (венгров) и ляхов (поляков), до чехов, ятвягов (литовское племя) и ли­товцев, до немцев (шведов) и карелов; на севере до Устюга и за Дышащее море (Северный Ледовитый оке­ан); на востоке от болгар (тюркская народность, жив­шая на Каме и средней Волге) до буртасов (мордовское племя), от буртасов до черемисов (марийцев), от череми­сов до мордвы. Все эти восточные народы повиновались князю Всеволоду, а ранее деду его Юрию (Долгоруко­му) и Владимиру Мономаху (именем которого половцы своих детей устрашали в колыбели). Даже царьградский император Мануил, отмечает автор, от страха великие дары посылал Владимиру Мономаху, чтобы «тот не взял Царьграда».
    Это былое величие Русской земли противопоставля­ется в «Слове о погибели…» современному упадку, когда «болезнь (беда) приключилась христианам». Эта беда не названа, но она связывается с именами «нынешнего Ярослава» (Ярослава Всеволодовича, князя Владимир­ского, 1238—1246 гг.) и брата его Юрия (Всеволодови­ча), погибшего в битве с полчищами Батыя на реке Сити в 1238 г. О «погибели» Русской земли летописцы стали писать после захвата Батыем Киева, который в народном созна­нии продолжал оставаться центром Русской земли, о чем ярко свидетельствуют былины. В связи с этим можно предположить, что «Слово о погибели Русской земли» было написано не ранее 1240 г., т. е. после захвата Киева монголо-татарами.
    К сожалению, до нас дошло лишь вступление к про­изведению, названному «Словом о погибели Русской земли», которое было по своему стилю и жанру близко «Слову о полку Игореве». К такому выводу пришел исследователь А. В. Соловьев. Оба произведения име­ют однотипные заглавия, написаны в свободном ритме, пронизаны глубоким лиризмом, охватывают широкие просторы Руси, объединяют прошлое и настоящее. Авто­ры обоих «слов» сами обозначают временные границы повествования: «от старого Владимира до нынешнего Игоря» («Слово о полку Игореве»), «от великого Ярос­лава до нынешнего Ярослава» («Слово о погибели Рус­ской земли»). Все это свидетельствует, что автор «Сло­ва о погибели Русской земли» и автор «Слова о полку Игореве» принадлежали к одной поэтической школе.
    «Слово о погибели Русской земли», созданное в годы тяжелых испытаний, звучало торжественным гимном Ро­дине, вселяло в сердца своих соотечественников мужест­во, надежду, пробуждало чувство патриотической гордо­сти за свою землю, вдохновляло на борьбу с поработите­лями, доказывало необходимость преодоления «болез­ни», т. е. княжеских междоусобиц, «розни».
    Житие Александра Невского. Имя Александра Невского, великого полководца, по­бедителя шведских феодалов на Неве и немецких «псов-рыцарей» на льду Чудского озера, было широко известно и популярно на Руси. «Житие Александра Невского» было создано вскоре после смерти князя в 1263 г. Цель жития – запечатлеть в памяти людей облик мужествен­ного, храброго человека, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Это произведение не укладывается в узкие рамки канона житийной литературы, и, сознавая это, древнерусские книжники внесли его в состав летописей. Только в XVI в., когда Александр Невский был причислен к «лику святых», его житие вошло в состав «Великих Четьих-Миней» Макария и «Пролога». Само название произведения – «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александ­ра» – ярко выражает его специфику. Это повествование о жизни князя, главным содержанием которой явились воинские подвиги; святость этих подвигов и прославляет житие.
    Основу жития составляют рассказы о воинских под­вигах Александра в битве со шведами на Неве и с ливон­скими рыцарями в битве на Чудском озере. На Неве Александр вел борьбу «с королем страны Римской из северной страны» (поход на Русь совершил зять шведского короля Эрика Картавого, Биргер), меч­тавшим захватить «землю Александрову». Собрав «силу великую и наполнив многие корабли полками своими, пыхая духом ратным, опьяненный безумием», шведский король двинулся на Русскую землю. Преисполненный гордости и уверенности в своей силе, Биргер шлет Алек­сандру в Новгород послов, которые от имени шведского короля говорят: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разорю землю твою». Типологически данный эпизод жития близок эпосу: так же как и в народных эпических произведениях, самонадеянному, хвастающему своей силой врагу противопоставлен скромный герой, борющийся за правое дело, сознающий моральную ответ­ственность за судьбу своей земли.
    В соответствии с требованием житийного канона Александр наделяется христианским благочестием: он укрепляет свой дух молитвой в новгородском Софийском соборе. Однако в молитве Александра звучит не столько мотив христианского смирения, сколько сознание своей моральной правоты в предстоящей борьбе, потому что сам бог якобы установил пределы народам и повелел каждому народу «жить, не преступая чужих границ». Уверенный в правоте борьбы против захватчиков, Алек­сандр воодушевляет свою «малую дружину» и, не дожи­даясь основного войска, устремляется на врагов. В бой Александр идет с верой «в святых мучеников Бориса и Глеба», и они спешат ему на помощь. Житие повествует, что старейшина земли Ижорской Пелгусий услышал на утренней заре шум на море и увидел плыву­щий насад (лодку), посреди которого стояли Борис и Глеб. Так утверждалась мысль о правоте и справедли­вости борьбы с захватчиками, ведь в этой борьбе участвовали не только живые, но и мертвые – небесные покровители и заступники Русской земли. В житии подробно описывается ход сражения, боль­шое внимание уделяется ратным подвигам самого князя и его храбрых «шести мужей». В кровопролитной сече Александр перебил бесчисленное множество врагов и «самому королю возложил печать на лице острым своим копием».
    Бесстрашными подвигами прославили себя и «мужи» Александра. Так, Гаврило Олексич по единой доске въехал на своем коне на вражеский корабль; его сбросили в Неву, но он выплыл и снова продолжал биться среди вражеского войска, сражаясь с самим воеводою. Новгоро­дец Сбыслав Якунович бесстрашно рубился с врагами одним топором, «не имея страха в сердце своем». Княже­ский ловчий Яков Полочанин с мечом не побоялся высту­пить против целого полка, за что и получил похвалу князя. Новгородец Миша с дружиной сумел потопить три вражеских корабля. Дружинник Савва подрубил столб королевского зла­товерхого шатра, что вызвало ликование в русском стане. Слуга Александра Ратмир мужественно рубился с врага­ми и скончался от ран в пешем бою. Автор жития отмечает, что о подвигах этих славных «мужей» он слышал «от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве».
    Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями из­ображена в житии в традиционной стилистической манере воинских повестей: «Была же тогда суббота. Когда взош­ло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью». Обратив вражеские полки в бегст­во, Александр «рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться».
    В то же время, прославляя доблесть русских воинов и полководческий талант Александра, автор жития, ссы­лаясь на «самовидца» (очевидца), говорит о помощи русским воинам небесных полков.
    Житие подчеркивает, что одержанная Александром Невским победа принесла ему всемирную славу: «И про­славилось имя его по всем странам, и до моря Египетского, и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского (Балтийского), и до великого Рима».
    Кратко житие сообщает о других воинских подвигах Александра. К примеру, о том, что он «единым наездом» побеждает семь полков литовских и избивает множе­ство их князей, которые начали грабить русские вла­дения.
    Много места отводится в житии взаимоотношениям Александра с Золотой Ордой. «Царь сильный Восточной страны» (так именуется в житии золотоордыяский хан) посылает к Александру своих послов и требует, чтобы русский князь немедленно явился к нему, если он хочет сохранить свою землю. «В силе великой» Александр приходит во Владимир. «И был грозен приезд его, и про­мчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские (монголе-татарские) начали пугать детей своих, говоря: «Александр князь едет!». Из Владимира, получив благословение епископа Ки­рилла, Александр идет в Орду к Батыю. Как ведет себя в Орде князь, житие умалчивает, но отмечает, что Батый подивился русскому князю и сказал своим вельможам: «Правду мне говорили, что нет князя, подобного ему». Воздав Александру достойные почести, хан отпускает его. В то же время Батый гневается на младшего брата Александра (причины гнева не указываются) и посылает на Суздальскую землю своего воеводу Неврюя. После Неврюева нашествия Александр «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их».
    Торжество национальной политики Александра автор жития усматривает в том, что Александр отвергает пред­ложения папских легатов, пришедших из Рима и призы­вавших принять католичество. Он посылает папе ответ, в котором заявляет, что от Рима Русь учения не примет.
    Лаконично сообщается в житии о насилиях ордынцев, принуждавших русских воевать на своей стороне. Поэто­му Александр был вынужден вновь пойти в Орду, дабы «отмолить людей своих от беды». В житии сообщается о кончине князя. Возвращаясь из Орды, в Нижнем Новгороде Александр занемог, а достигнув Городца, разболелся и умер. Завершается житие сказанием о торжественном по­гребении тела князя во Владимире, в Рождественском монастыре. Народ оплакивает смерть князя с воплем, стоном и плачем, от которого даже «земля содрогну­лась». Приводятся и слова митрополита Кирилла к со­бравшимся: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!». В типично житийной традиции описано посмертное чудо: мертвый Александр протягивает из гроба руку и берет у митрополита «духовную грамоту» (об отпуще­нии грехов). Характерной особенностью жития является постоян­ное присутствие автора-рассказчика. Во вступлении к житию он торопится подчеркнуть, что сам он «самови­дец» (очевидец) зрелого возраста князя, его «домоча­дец», о славной жизни князя он также много слышал «от отцов своих» (монахов).
    Таким образом, «Житие Александра Невского» обна­руживает тесную связь как с агиографической литерату­рой, так и с воинскими повестями. Исследователями установлена связь стиля жития с Галицкой летописью, переводными повестями «Девгениево деяние», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, а также со «Сказа­нием» и «Чтением» о Борисе и Глебе. «Житие Александра Невского» стало образцом поз­днейших княжеских жизнеописаний, в частности «Слова о житии и преставлении великого князя… Дмитрия Ива­новича» (конец XIV- начало XVв.). Имя Александра Невского пользуется популярностью в Московском госу­дарстве. Таким образом, в XIII в. интенсивно развиваются жанры исторического повествования, воинской повес­ти, публицистического сказания, ораторской прозы, княжеского жития.
    Главной темой литературы остается тема единства Русской земли. В произведениях этого периода осуж­дается эгоистическая политика князей, в них говорит­ся о том, что народу чужды княжеские распри, унич­тожавшие его поля, сжигавшие жилища, что именно раздоры князей облегчают завоевателям порабощение Русской земли.
    Лекция 5. Литература эпохи Куликовской битвы и освобождения от монголо-татарского ига
    План:
    1. Историческое и нравственное значение Куликовской битвы. Расцвет литературы и искусства.
    2. Развитие жанра воинской повести в произведениях Куликовского цикла: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».
    3. Эмоционально-экспрессивный стиль Епифания Премудрого.
    4. Развитие жанра хождений в 15 веке. История создания «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.
    5. «Повести» 15 в.

  11. 11
    Текст добавил: _утонувший в Рою_

    ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ
    РЯЗАНИ БАТЫЕМ.
    В год 6745 (1237). В
    двенадцатый год по перенесении
    чудотвор­ного образа Николина из
    Корсуни. Пришел на Русскую зем­лю
    безбожный царь Батый со множеством
    воинов татарских и стал на реке на
    Воронеже близ земли Рязанской. И при­слал
    послов непутевых на Рязань к великому
    князю Юрию Ингваревичу Рязанскому,
    требуя у него десятой доли во всем: во
    князьях, и во всяких людях, и в остальном.
    И услышал великий князь Юрий Ингваревич
    Рязанский о нашествии без­божного
    царя Батыя, и тотчас послал в город
    Владимир к благоверному великому князю
    Георгию Всеволодовичу Вла­димирскому,
    прося у него помощи против безбожного
    царя Батыя или чтобы сам на него пошел.
    Князь великий Георгий Всеволодович
    Владимирский и сам не пошел, и помощи
    не послал, задумав один сразиться с
    Батыем. И услышал вели­кий князь Юрий
    Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи
    от великого князя Георгия Всеволодовича
    Владимирского, и тотчас послал за
    братьями своими: за князем Давыдом
    Ингваревичем Муромским, и за князем
    Глебом Ингваревнчем Коломенским, и за
    князем Олегом Красным, и за Всеволодом
    Пронским, и за другими князьями. И стали
    совет держать — как утолить нечестивца
    дарами. И послал сына своего князя Федора
    Юрьевича Рязанского к безбожному царю
    Батыю с дарами и мольбами великими,
    чтобы не ходил войной на Рязанскую
    землю. И пришел князь Федор Юрьевич на
    реку на Воронеж к царю Батыю, и принес
    ему дары, и молил царя, чтобы не воевал
    Рязанской земли. Безбожный же, лжи­вый
    и немилосердный царь Батый дары принял
    и во лжи своей притворно обещал не ходить
    войной на Рязанскую землю. Но
    хвалился-грозился повоевать всю Русскую
    землю. И стал просить у князей рязанских
    дочерей и сестер к себе на ложе.
    186
    187
    И некто из вельмож
    рязанских, по зависти донес безбожному
    царю Батыю, что есть у князя Федора
    Юрьевича Рязанского княгиня из царского
    рода и что всех прекраснее она красо­той
    телесною. Царь Батый лукав был и немилостив
    в неверии своем, распалился в похоти
    своей и сказал князю Федору Юрьевичу:
    «Дай мне, княже, изведать красоту жены
    твоей». Благоверный же князь Федор
    Юрьевич Рязанский посмеял­ся и ответил
    царю: «Не годится нам, христианам, водить
    к тебе, нечестивому царю, жен своих на
    блуд. Когда нас одо­леешь, тогда и
    женами нашими владеть будешь». Безбожный
    царь Батый разъярился и оскорбился и
    тотчас повелел убить благоверного князя
    Федора Юрьевича, а тело его велел бро­сить
    на растерзание зверям и птицам, и других
    князей и вои­нов лучших поубивал.
    И один из пестунов
    князя Федора Юрьевича, по имени Апоница,
    укрылся и горько плакал, смотря на
    славное тело честного своего господина;
    и увидев, что никто его не охраняет, взял
    возлюбленного своего государя и тайно
    схоронил его. И по­спешил к благоверной
    княгине Евпраксии, и рассказал ей, как
    нечестивый царь Батый убил благоверного
    князя Федора Юрьевича.
    Благоверная же
    княгиня Евпраксия стояла в то время в
    превы­соком тереме своем и держала
    любимое чадо свое — князя Ивана
    Федоровича, и как услышала она эти
    смертоносные слова, исполненные горести,
    бросилась она из превысокого терема
    своего с сыном своим князем Иваном прямо
    на землю и разбилась до смерти. И услышал
    великий князь Юрий Ингваревич об убиении
    безбожным царем возлюбленного сына
    своего, блаженного князя Федора, и других
    князей, и что перебито много лучших
    людей, и стал плакать о них с великой
    княгиней и с другими княгинями и с
    братией своей. И плакал город весь много
    времени. И едва отдохнул князь от великого
    того плача н рыдания, стал собирать
    воинство свое и рас­ставлять полки.
    И увидел князь великий Юрий Ингваревич
    братию свою, и бояр своих, и воевод,
    храбро и мужественно скачущих, воздел
    руки к небу и сказал со слезами: «Избавь
    нас, боже, от врагов наших. И от подымающихся
    на нас освободи нас, и сокрой нас от
    сборища нечестивых и от множества
    творящих беззаконие. Да будет путь им
    темен и скользок». И сказал братии своей:
    «О государи мои и бра­тия, если из рук
    господних благое приняли, то и злое не
    потерпим ли?! Лучше нам смертью славу
    вечную добыть, нежели во власти поганых
    быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью
    чашу смертную за святые божий церкви,
    и за веру христианскую и за отчину отца
    нашего великого князя Ингваря
    Святославича». И пошел в церковь Успения
    пресвя­той владычицы богородицы. И
    плакал много перед образом
    188
    189
    пречистой богородицы,
    н молился великому чудотворцу Ни­коле
    и сродникам своим Борису н Глебу. И дал
    «последнее целование великой княгине
    Агриппине Ростиславовне, и при­нял
    благословение от епископа и всех
    священнослужителей. И пошел против
    нечестивого царя Батыя, н встретили его
    около границ рязанских. И напали на
    него, и стали биться с ним крепко и
    мужественно, и была сеча зла и ужасна.
    Много сильных полков Батыевых пало. И
    увидел царь Батый, что сила рязанская
    бьется крепко и мужественно, и испугался.
    Но против гнева божия кто постоит!
    Батыевы же силы велики были и непреоборимы;
    один рязанец бился с тысячей, а два — с
    десятью тысячами. И увидел князь великий,
    что убит брат его, князь Давыд Ингваревич,
    и воскликнул: «О братия моя милая! Князь
    Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил,
    а мы ли сей чаши не изопьем!» И пересели
    с коня на конь и начали биться упорно.
    Через многие сильные полки Батыевы
    проез­жали насквозь, храбро и мужественно
    сражаясь, так что все полки татарские
    подивились крепости и мужеству рязанского
    воинства. И едва одолели их сильные
    полки татарские. Здесь убит был благоверный
    великий князь Юрий Ингваревич, брат его
    князь Давыд Ингваревич Муромский, брат
    его князь Глеб Ингваревич Коломенский,
    брат их Всеволод Пронский и мно­гие
    князья местные, и воеводы крепкие, и
    воинство: удальцы и резвецы рязанские.
    Все равно умерли и единую чашу смерт­ную
    испили. Ни один из них не повернул назад,
    но все вместе полегли мертвые. Все это
    навел бог грехов ради наших.
    А князя Олега
    Ингваревича захватили еле живого. Царь
    же, увидев многие свои полки побитыми,
    стал сильно скорбеть и ужасаться, видя
    множество убитых из своих войск
    татар­ских. И стал воевать Рязанскую
    землю, веля убивать, рубить и жечь без
    милости. И град Пронск, и град Бел, и
    Ижеславец разорил до основания и всех
    людей побил без милосер­дия. И текла
    кровь христианская, как река обильная,
    грехов ради наших.
    И увидел царь Батый
    Олега Ингваревича, столь красивого и
    храброго, изнемогающего от тяжких ран,
    и хотел уврачевать его от тяжких ран, и
    к своей вере склонить. Но князь Олег
    Ингваревич укорил царя Батыя и назвал
    его безбожным и врагом христианства.
    Окаянный же Батый дохнул огнем от
    мерзкого сердца своего и тотчас повелел
    Олега ножами рассечь на части. И был он
    второй страстотерпец Стефан, принял
    венец страдания от всемилостивого бога
    и испил чашу смертную вместе со всею
    своею братьею.
    И стал воевать
    царь Батый окаянный Рязанскую землю, н
    по­шел ко граду Рязани. И осадил град,
    и бились пять дней неотступно. Батыево
    войско переменялось, а горожане бес­сменно
    бились. И многих горожан убили, а иных
    ранили,
    190
    191
    а иные от великих
    трудов изнемогли. А в шестой день
    споза­ранку пошли поганые на город—одни
    с огнями, другие с по­роками, а третьи
    с бесчисленными лестницами-—и взяли
    град Рязань месяца декабря в двадцать
    первый день. И пришли в церковь соборную
    пресвятой Богородицы, и великую кня­гиню
    Агриппину, мать великого князя, со
    снохами и прочими княгинями посекли
    мечами, а епископа и священников огню
    предали — во святой церкви пожгли, и
    иные многие от ору­жия пали. И в городе
    многих людей, и жен, и детей мечами
    посекли. А других в реке потопили, а
    священников и иноков без остатка посекли,
    и весь град пожгли, и всю красоту
    про­славленную, и богатство рязанское,
    и сродников их —князей киевских и
    черниговских —захватили. А храмы божий
    разо­рили и во святых алтарях много
    крови пролили. И не оста­лось в городе
    ни одного живого: все равно умерли и
    единую чашу смертную испили. Не было
    тут ни стонущего, ни плачу­щего—ни
    отца и матери о детях, ни детей об отце
    и матери, ни брата о брате, ни сродников
    о сродниках, но все вместе лежали мертвые.
    И было все то за грехи наши.
    И увидел безбожный
    царь Батый страшное пролитие крови
    христианской, и еще больше разъярился
    и ожесточился, и по-
    , шел на город
    Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую
    землю пленить, и веру христианскую
    искоренить, и церкви божий до основания
    разорить.
    И некий из вельмож
    рязанских по имени Евпатий Коловрат
    был в то время в Чернигове с князем
    Ингварем Ингваревичем, и услышал о
    нашествии зловерного царя Батыя, и
    вы­ступил из Чернигова с малою дружиною,
    и помчался быстро. И приехал в землю
    Рязанскую, и увидел ее опустевшую,
    го­рода разорены, церкви пожжены, люди
    убиты. И помчался в город Рязань, и увидел
    город разоренный, государей уби­тых
    и множество народа полегшего: одни убиты
    и посечены, другие пожжены, а иные в реке
    потоплены. И воскричал Евпа­тий в
    горести души своей, распалялся в сердце
    своем. И собрал небольшую дружину —
    тысячу семьсот человек, которых бог
    сохранил вне города. И погнались вослед
    безбожного царя, и едва нагнали его в
    земле Суздальской, и внезапно напали
    на станы Батыевы. И начали сечь без
    милости, и смешалися все полки татарские.
    И стали татары точно пьяные или безум­ные.)
    И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи
    притупля­лись, и брал он мечи татарские
    и сек ими. Почудилось тата­рам, что
    мертвые восстали. Евпатий же, насквозь
    проезжая сильные полки татарские, бил
    их нещадно. И ездил средь полков татарских
    так храбро и мужественно, что и сам царь
    устрашился.
    И едва поймали
    татары из полка Евпатьева пять человек
    воин­ских, изнемогших от великих ран.
    И привели их к царю
    192
    193
    Батыю. Царь Батый
    стал их спрашивать: «Какой вы веры, и и
    какой земли, и зачем мне много зла
    творите?» Они же отве­чали: «Веры мы
    христианской, рабы великого князя Юрия
    Ингваревича Рязанского, а от полка мы
    Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя
    Ингваря Ингваревича Рязанского тебя,
    сильного царя, почествовать, и с честью
    проводить, и честь тебе воздать. Да не
    дивись, царь, что не успеваем наливать
    чаш на великую силу — рать татарскую».
    Царь же подивился ответу их мудрому. И
    послал шурича своего Хостоврула на
    Евпатия, а с ним сильные полки татарские.
    Хостоврул же похвалился перед царем,
    обещал привести к царю Евпатия живого.
    И обступили Евпатия сильные полки
    татарские, стре­мясь его взять живым.
    И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий
    же был исполин силою и рассек Хостоврула
    нa-полы до седла. И стал сечь силу
    татарскую, и многих тут знаме­нитых
    богатырей Батыевых побил, одних пополам
    рассекал, а других до седла разрубал. И
    возбоялись татары, видя, ка­кой Евпатий
    крепкий исполин. И навели на него
    множество пороков, и стали бить по нему
    из бесчисленных пороков, и едва убили
    его. И принесли тело его к царю Батыю.
    Царь же Батый послал за мурзами, и
    князьями, и санчакбеями,— и стали все
    дивиться храбрости, и крепости, и мужеству
    воинства рязанского. И сказали они царю:
    «Мы со многими царями, во многих землях,
    на многих битвах бывали, а таких удальцов
    и резвецов не видали, и отцы наши не
    рассказы­вали нам. это люди крылатые,
    не знают они смерти и так крепко и
    мужественно, на конях разъезжая, бьются
    — один с тысячею, а два — с десятью
    тысячами. Ни один из них не съедет живым
    с побоища». И сказал царь Батый, глядя
    на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий!
    Хорошо ты меня по­потчевал с малою
    своею дружиною, и многих богатырей
    силь­ной орды моей побил, и много
    полков разбил. Если бы такой вот служил
    у меня,— держал бы его у самого сердца
    своего». И отдал тело Евпатия оставшимся
    людям из его дружины, которых похватали
    на побоище. И велел царь Батый отпус­тить
    их я ничем не вредить им.
    Князь Ингварь
    Ингваревич был в то время в Чернигове,
    у брата своего князя Михаила Всеволодовича
    Черниговского, сохра­нен богом от
    злого того отступника и врага христианского.
    И пришел из Чернигова в землю Рязанскую,
    в свою отчину, и увидел ее пусту, и
    услышал, что братья его все убиты
    нече­стивым, законопреступным царем
    Батыем, и пришел во град Рязань, и увидел
    город разоренным, а мать свою, и снох
    своих, и сродников своих, и многое
    множество людей лежащих мертвыми, город
    разорен и церкви пожжены, и все узорочье
    из казны черниговской и рязанской взято.
    Увидел князь Инг­варь Ингваревич
    великую последнюю погибель за грехи
    наши
    195
    и жалостно воскричал,
    как труба, созывающая на рать, как сладкий
    орган звучащий. И от великого того крика
    и вопля страшного пал на землю, как
    мертвый. И едва отлили его и отходили
    на ветру. И с трудом ожила душа его в
    нем.
    Кто не восплачется
    о такой погибели, кто не возрыдает о
    столь­ких людях народа православного,
    кто не пожалеет стольких убитых великих
    государей, кто не застонет от такого
    плене­ния?
    Разбирая трупы
    убитых, князь Ингварь Ингваревич нашел
    тело матери своей, великой княгини
    Агриппины Ростиславов­ны, и узнал
    снох своих, и призвал попов из сел,
    которых бог сохранил, и похоронил матерь
    свою и снох своих с плачем великим вместо
    псалмов и песнопений церковных: сильно
    кричал и рыдал. И похоронил остальные
    тела мертвых, и очи­стил город, н
    освятил. И собралось малое число людей,
    и не­много утешил их. И плакал
    беспрестанно, поминая матерь свою, и
    братию свою, и род свой, и все узорочье
    рязанское, без времени погибшее. Все то
    случилось по грехам нашим. Был город
    Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло
    богат­ство ее, и отошла слава ее, и
    нельзя было увидеть в ней ника­ких
    благ ее — только дым и пепел; и церкви
    все погорели, а великая церковь внутри
    изгорела и почернела. И не только этот
    город пленен был, но и иные многие. Не
    стало в городе ни пения, ни звона; вместо
    радости — плач непрестанный.
    И пошел князь
    Ингварь Ингваревич туда, где побиты
    были нечестивым царем Батыем братья
    его: великий князь Юрий Ингваревич
    Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич,
    брат его Всеволод Ингваревич, и многие
    князья местные, и бояре, и воеводы, и все
    воинство, и удальцы, и резвецы, узо­рочье
    рязанское. Лежали они все на земле
    опустошенной, на траве ковыле, снегом
    и льдом померзнувшие, никем не блюдомые.
    Звери тела их поели, и множество птиц
    их растерзало. Все лежали, все вместе
    умерли, единую чашу испили смерт­ную.
    И увидел князь Ингварь Ингваревич
    великое множество мертвых тел лежащих,
    и воскричал горько громким голосом, как
    труба звучащая, и бил себя в грудь руками,
    и падал на землю. Слезы его из очей как
    поток текли, и говорил он жалостно: «О
    милая моя братия и воинство! Как уснули
    вы, жизни мои драгоценные? Меня одного
    оставили в такой по­гибели! Почему не
    умер я раньше вас? И куда скрылись вы из
    очей моих, и куда ушли вы, сокровища
    жизни моей? Почему ничего не промолвите
    мне, брату вашему, цветы пре­красные,
    сады мои несозрелые? Уже не подарите
    сладость душе моей! Почему, государи
    мои, не посмотрите вы на меня, брата
    вашего, и не поговорите со мною? Ужели
    забыли меня, брата вашего, от единого
    отца рожденного и от единой утробы
    матери нашей — великой княгини Агриппины
    Ростиславовны,
    196
    197
    и единою грудью
    многоплодного сада вскормленного? На
    кого оставили вы меня, брата своего?
    Солнце мое дорогое, рано заходящее,
    месяц мой красный! скоро погибли вы,
    звезды восточные; зачем же закатились
    вы так рано? Лежите вы на земле пустой,
    никем не охраняемые; чести-славы ни от
    кого не получаете вы! Помрачилась слава
    ваша. Где власть ваша? Над многими землями
    государями были вы, а ныне лежите на
    земле пустой, лица ваши потемнели от
    тления. О милая моя братия н дружина
    ласковая, уже не повеселюся с вами!
    Светочи мои ясные, зачем потускнели вы?
    Не много порадо­вался с вами! Если
    услышит бог молитву вашу, то помоли­тесь
    обо мне, брате вашем, чтобы умер я вместе
    с вами. Уже ведь за веселием плач и слезы
    пришли ко мне, а за утехой и радостью
    сетование и скорбь явились мне! Почему
    не прежде вас умер, чтобы не видеть
    смерти вашей, а своей погибели? Слышите
    ли вы горестные слова мои, жалостно
    звучащие? О земля, о земля! о дубравы!
    Поплачьте со мною! Как опишу и как назову
    день тот, в который погибло столько
    государей и многое узорочье рязанское
    — удальцы храбрые? Ни один из них не
    вернулся, но все равно умерли, единую
    чашу смертную испили. От горести души
    моей язык мой не слушается, уста
    закрываются, взор темнеет, сила
    из­немогает».
    Было тогда много
    тоски, и скорби, и слез, и вздохов, и
    страха, и трепета от всех тех злых,
    которые напали на нас. И воздел руки к
    небу великий князь Ингварь Ингваревич,
    н воззвал со слезами, говоря: «Господи
    боже мой, на тебя уповаю, спаси меня и
    от всех гонящих избавь меня. Пречистая
    влады­чица, матерь Христа, бога нашего,
    не оставь меня в годину печали моей.
    Великие страстотерпцы и сродники наши
    Борис и Глеб, будьте мне, грешному,
    помощниками в битвах. О бра­тия мои н
    воинство, помогите мне во святых ваших
    молитвах на врагов наших — на агарян и
    внуков рода Измаила».
    И стал разбирать
    князь Ингварь Ингваревич тела мертвых,
    и взял тела братьев своих — великого
    князя Юрия Ингваревича, и князя Давыда
    Ингваревича Муромского, и князя Глеба
    Ингваревича Коломенского, и других
    князей местных— своих сродников, и
    многих бояр, и воевод, и ближних, знае­мых
    ему, и принес их во град Рязань, и похоронил
    их с че­стью, а тела других тут же на
    пустой земле собрал и над­гробное
    отпевание совершил. И, похоронив так,
    пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду
    Пронску, и собрал рассеченные части
    тела брата своего благоверного и
    христолюбивого князя Олега Ингваревича,
    и повелел нести их во град Рязань, а
    че­стную главу его сам князь великий
    Ингварь Ингваревич до града понес, и
    целовал ее любезно, и положил его с
    великим князем Юрием Ингваревичем в
    одном гробу. А братьев своих,
    198
    199
    князя Давыда
    Ингваревича да князя Глеба Ингваревича,
    положил в одном гробу близ могилы тех.
    Потом, пошел князь Ингварь Ингваревич
    на реку на, Воронеж, где убит был князь
    Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело
    честное его, и плакал над ним долгое
    время. И принес в область его к иконе
    вели­кого чудотворца Николы Корсунского,
    и похоронил его вме­сте с благоверной
    княгиней Евпраксией и сыном их князем
    Иваном Федоровичем Постником во едином
    месте. И поста­вил над ними кресты
    каменные. И по той причине зовется
    великого чудотворца Николы икона
    Заразской, что благовер­ная княгиня
    Евпраксия с сыном своим князем Иваном
    сама себя на том месте «заразила»
    (разбила).
    7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *