Сочинение на тему правила поведения 5 класс

2 варианта

  1. Чтобы стать успешным и уважаемым человеком, недостаточно получить дорогое образование на деньги родителей. Надо ещё быть культурным человеком. Образование ещё не говорит об уровне культуры.
    Часто в жизни бывает, что человек, не имеющий высшего образования, ведёт себя как настоящий джентльмен. Его таким воспитали родители, или он сам воспитал себя таким. С таким человеком приятно общаться. Он никогда не оскорбит тебя, не повысит голоса. Он одинаково относится и к дворнику, и к миллионеру.
    Мама рассказывала про своих бабушку и дедушку, моих прабабушку и прадедушку. Они никогда не сорились при детях, не ругались при чужих людях. Дедушка никогда не матерился при женщинах и детях. А он воевал в Великой Отечественной войне, нервная система была расшатана.
    Бабушка рассказывала, что когда дед приходил, выпивши, он не буянил, не дрался. Бабушка уважала дедушку, готовила его любимые блюда. Дедушка, как бывший военный, любил кушать строго по часам. И бабушка, не роптала, делала, как он просит.
    Мою маму бабушка учила, что чужое брать нельзя! Никогда!  В гостях нельзя проявлять любопытство, брать без спроса вещи, смотреть, что и где лежит. Бабушка говорила: « Где посадили, там и сиди».
    В прежние времена дети звали своих родителей по имени-отчеству. Вели за столом себя прилично. Не перебивали взрослых, не хватали руками лучшие куски пищи.
    Сейчас вопросами воспитания никто не занимается – ни школа, ни родители. Изредка на улицах можно встретить школьников младших классов, которые здороваются с взрослыми. Наверное, их всё-таки учат этому в школе.
    Часто можно наблюдать такую картинку, где-нибудь в аптеке или магазине. Мама разговаривает, а ребёнок дёргает её и требовательно кричит: «Мам, ну, мам!». Маленькие дети бегают по поликлинике, кричат. А ведь сюда приходят больные люди, им итак плохо, голова болит. Понятно, что им скучно сидеть и ждать своей очереди, но ведь родители должны объяснить ребёнку, как вести себя в общественном месте.

  2. Цель: Прививать учащимся правила поведения
    в обществе

    Задачи:

    Развитие у учащихся чувства ответственности за
    свое поведение.
    Воспитание уважительного отношения к
    окружающим.
    Знакомство с правилами этикета.
    Формирование эстетического вкуса в манерах
    поведения.

    Оборудование:
    таблички со словами
    “этикет”, “здравствуй”, “спасибо”,
    “пожалуйста”, “извините” и др.; ситуативные
    картинки и рисунки на тему вежливого поведения;
    набор предметов для практического занятия.

    Ход классного часа
    Вступление

    Учитель:
    Здравствуйте, ребята, мы начинаем
    наш разговор на очень, на мой взгляд, важную тему.
    Сегодня мы будем говорить о вежливости, об
    этикете, о добром отношении к людям. Мне бы
    хотелось, чтобы вы были активны и высказывали
    свое мнение.

    Факты из истории

    Первый ученик:
    Начнем с истории. Первые
    упоминания об этикете как установленном порядке
    поведения уходят вглубь тысячелетней истории
    человечества. Один из самых известных
    литературных текстов Древнего Шумера – “Первые
    моральные идеалы”. Высокие моральные качества,
    по мнению шумеров, были дарованы человеку богами,
    и человек должен был следовать этим божественным
    предначертаниям. Со временем правила поведения
    разных народов видоизменились, отражая
    различные условия их жизни. Наряду с
    повседневным появился деловой этикет.

    Второй ученик:
    Первые пособия по правилам
    поведения, трактаты, появились в Средние века.
    Первый трактат о поведении был издан в 1204 году
    испанским священником Педро Альфонсо и
    назывался “Дисциплина клерикалис”. На основе
    этого сочинения были составлены книги по
    этикету. Они содержали правила поведения за
    столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.
    Слово “этикет” произошло от названия
    карточек, “этикеток”, которые раздавали всем
    гостям во время изысканных приемов у короля
    Людовика XIV. На карточках были написаны правила
    поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил
    этикета стало отличительным признаком светского
    человека.

    Третий ученик
    : На Руси первые письменные
    правила поведения были составлены князем
    Владимиром Мономахом. В своих “Поучениях”
    мудрый князь писал: “Куда не пойдете по своей
    земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим
    отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в
    полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте
    и накормите всякого просящего : чтите гостя,
    откуда бы к вам ни пришел, – простой ли человек,
    или знатный – угостите пищей и питьем: Больного
    посещайте, мертвого приходите проводить:Не
    пройдите мимо человека, не приветствуя его, а
    скажите всякому при встрече доброе слово:”
    Раньше культуре общения, учтивости, умению
    вести себя в обществе – всей этой тонкой науке
    поведения – обучали только избранных. Хорошие
    манеры считались признаком превосходства и
    просвещенности.

    Беседа

    Учитель:
    А сейчас, в настоящее время, какого
    человека можно назвать культурным и вежливым?
    Где и каким образом человек получает первые
    навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу
    вежливым и воспитанным? Что надо сделать для
    того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть
    вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли
    человека, строго придерживающегося правил
    поведения, можно считать культурным? На чем
    основаны требования культуры поведения в семье,
    школе, обществе?

    (ученики отвечают на вопросы учителя,
    начинается дискуссия)

    Жизненные ситуации
    .

    Учитель:
    Представляю на ваш суд следующие
    ситуации.

    Ситуация 1
    . Школьная перемена. Ученики
    выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и
    играть. За игрой не замечают библиотекаря,
    несущего стопку книг, один мальчик, назовем его
    Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются
    по полу, но Костя этого не замечает и бежит
    дальше. Библиотекарю ничего не остается, как
    поднять книги самой. Один из одноклассников
    Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать
    книги. “Простите его, – говорит Егор,- Костя у нас
    такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести
    книги”. Казалось бы, неприятный инцидент
    исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы
    думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы
    поступили в данной ситуации?
    (ответы учеников)
    Ситуация 2.
    В дверях магазина встречаются
    мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из
    магазина, а девочке войти. Мальчик уступает
    дорогу девочке, а за его спиной в это время
    собирается несколько человек. “Чего встал?
    Выходи быстрее! – кричит парень сзади. – Не
    задерживай, я тороплюсь!”. На что мальчик ему
    отвечает : Что, по-вашему, мог ответить мальчик
    этому парню? Как мог повести себя парень? Какой
    могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

    (ответы учеников)

    Ситуация 3.

    1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять
    часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол
    еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду.
    Вы в растерянности:
    2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее
    задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет
    ваш разговор с ней?
    3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный
    диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. “А
    что ты мне за это дашь?” – спрашивает тот. После
    долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал
    о машинах тот соглашается дать диск.

    Вопросы для обсуждения
    : В каких случаях
    поведение участников ситуаций можно считать
    красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы
    поступили в каждой из приведенных ситуаций?
    (ответы учеников, дискуссия)

    Практическая часть

    (ученики делятся на две команды)

    Учитель:
    Что ж, посмотрим на практике,
    насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

    Задание 1. “Встреча гостей”.
    В каждой
    группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли:
    хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина,
    гость.
    Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь.
    Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)
    Предполагаемый ответ: дверь обычно
    открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или
    комнаты встретить только почетного гостя, в
    остальных случаях она продолжает заниматься
    приготовлениями к столу. (Если команда ответила
    правильно, ей дается 2 балла)

    Задание 2. “Приветствие
    “. Вопрос: как нужно
    здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с
    женщиной, с равным себе? (команды обсуждают)
    Предполагаемый ответ:
    Младший по возрасту
    первым приветствует старшего, для рукопожатия
    первым руку протягивает старший, если он этого не
    делает, то руки не протягивают. Если здороваются
    мужчина с женщиной, то первой руку протягивает
    женщина. Если здороваются равные между собой
    люди, например офицер с офицером, то первым
    здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки,
    если тебе протягивают руку – очень невежливо и
    даже оскорбительно. (За правильный ответ команде
    присуждаются 4 балла)

    Задание 3. “Подарки”
    . От каждой команды
    требуются три человека – один будет выбирать и
    дарить подарки, двое других – принимать их. На
    столе разложены возможные подарки: книга,
    репродукция картины, носовой платок, шарфик,
    дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача:
    выбрать подарок и объяснить, почему именно этот
    предмет выбран в качестве подарка.

    Предполагаемый ответ:
    Книгу дарят в том
    случае, если знают ее содержание. Картину дарят,
    если знают вкусы виновника торжества. Носовой
    платок дарить не положено, это – к ссоре. Подарок
    не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем
    подарить подарок, с него нужно снять
    этикетку-ценник. Дарить нужно только новые
    вещи.(Команды получают за этот конкурс 3 балла).

    Задание 4. “Да – нет”
    . Командам по очереди
    учитель задает вопросы, на которые требуется
    положительный или отрицательный ответ. За каждый
    правильный ответ – 1 балл.
    За столом ведут громкие разговоры? (нет)
    Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку,
    потом намазывают на хлеб? (да)
    Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
    Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
    Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
    Если молодой человек и девушка идут по дороге, с
    одной стороны которой дома, а с другой едут
    машины, то молодой человек идет со стороны
    дороги? (да)
    На день рождения дарят четное количество
    цветов? (нет)
    Уместно ли детям посылать комплименты очень
    пожилым людям? (нет)

    Подведение итогов.

    Учитель:
    Подведем итоги нашей практической
    части классного часа (Объявляются баллы,
    набранные командами).

    Ученик:
    (читает отрывок из стихотворения С.
    Маршака “
    Ежели вы вежливы”):
    Ежели вы вежливы
    И к совести не глухи,
    То место без протеста
    Уступите старухе.
    Ежели вы вежливы
    В душе, а не для виду,
    В троллейбус вы поможете
    Взобраться инвалиду.
    И ежели вы вежливы,
    То, сидя на уроке,
    Не будете с товарищем
    Трещать, как две сороки.
    И ежели вы вежливы,
    Поможете вы маме,
    И помощь ей предложите
    Без просьбы – то есть сами.
    И ежели вы вежливы,
    То в разговоре с тетей,
    И с дедушкой, и с бабушкой
    Вы их не перебьете.
    И ежели вы вежливы,
    Вы книжечку вернете
    В опрятном, не измазанном
    И целом переплете.
    И ежели вы вежливы, –
    Тому, кто послабее,
    Вы будете защитником,
    Пред сильным, не робея.

    Учитель:
    Уважение вызывает тот человек,
    который, следуя установленным правилам и нормам
    поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что
    главным является не только то, что он делает, но и
    как он это делает, в какой форме. Один и тот же
    поступок в одном случае может быть уместным и
    красивым, а в другом – грубым и бестактным. Все
    зависит от того, насколько мы учитываем
    обстоятельства, настроение, особенности
    характера людей, с которыми мы общаемся.
    В понятие культура входит не только внешнее
    проявление отношения к людям, к природе, к
    животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и
    красота человека. Эта красота выражается в
    характере личных потребностей и интересов, в
    образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и
    жестов, в постоянном совершенствовании таких
    качеств, как принципиальность, благородство,
    отзывчивость, тактичность, честность и
    бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш
    поступок и желание отражаются в людях. Знайте,
    что существует граница между тем, что хочется, и
    тем, что можно: Проверяйте свои поступки
    сознанием: не причините ли вы зла, обиды,
    неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям,
    окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и
    чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и
    поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с
    добрым, культурным, воспитанным, вежливым
    человеком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *