Сочинение на тему принц и нищий

13 вариантов

  1. Я очень люблю книгу М. Твена «Приключения Тома Сойера». С ней я познакомился довольно давно и уже несколько раз перечитывал. И вот этим летом я прочитал еще одну повесть Твена – «Принц и нищий».
    Эта книга отличается увлекательным сюжетом: в ней мальчик из самых «низов» английского общества поменялся ролями с самим принцем. О приключениях оборванца Тома Кенти и принца Эдуарда и рассказывает это произведение.
    Поначалу я сочувствовал лишь бедняге Тому. Он родился в лондонских трущобах, постоянно недоедал, терпел побои от отца, просил милостыню у прохожих. Отношения в его семье были жестокими, и только мать украдкой могла приласкать сына, дать ему что-то вкусное или просто погладить по голове.
    Единственной «отрадой» Тома был священник Эндрью. Он жалел мальчика, рассказывал ему красивые легенды, показывал, что есть и другая жизнь, отличная от жизни во Дворе Отбросов.
    Но вот, волею случая, Том становится принцем Эдуардом, а принц превращается в Тома. Юный Кенти достойно исполнял роль короля – он всегда был справедлив и добр, не позволял обижать своих «поданных», вершил праведный суд.
    Но как только на страницы повести «вошел» Эдуард, моим любимым героем стал именно он: «а оградой стоял миловидный мальчик, смуглый и загорелый от игр и гимнастических упражнений…» Этот мальчик не позволил королевскому солдату обижать Тома, хотя тот и был самым последним бедняком. Эдуард накормил маленького оборвыша, участливо расспросил о его жизни.
    И затем, уже когда принц превратился в нищего, он вел себя, как подобает истинно благородному человеку. Эдуард никому не позволял унижать себя, всегда отстаивал свое достоинство. Этот герой всегда был добр, честен, справедлив. Именно поэтому, я думаю, к нему тянулись хорошие люди, поэтому он всегда находил помощь и поддержку.
    Тяжелы были испытания принца, Эдуарду пришлось многое пережить: он побывал в воровской шайке, встретился с отшельником, который чуть его не убил, попал в тюрьму.
    Самым неприятным для меня был эпизод в повести, когда мнимый Том попадает к Джону Кенти. Рассвирепевший пьяница жестоко насмехался над маленьким принцем, а затем избил его: «Раздался звонкий удар – тяжелая рука Джона Кенти опустилась с размаху на плечо принца, и тот упал бы, если бы его не подхватила мать Тома…», «Услыхав это, «свиньи» до того рассвирепели, что, не теряя времени, набросились на принца и жестоко исколотили…»
    Представляю весь ужас Эдуарда, попавшего в грязные трущобы, к людям, больше похожим на свиней! Тут он мог полагаться только на собственные силы. И, несмотря на физическое преимущество семейства Кенти, принц не отступил, а до конца отстаивал свое прямоту. А вскоре его спас благородный воин Майлс Гендон.
    Вообще этот герой становится ангелом-хранителем Эдуарда. Поэтому в финале он вполне заслуженно возвращает свое доброе имя и получает привилегию сидеть в присутствии короля.
    В финале Том и Эдуард вновь поменялись одеждами и ролями. Этот момент – самый лучший во всей повести. Мытарства короля закончились, закончились и беды Тома. Кенти был награжден за свою честность и справедливость, несмотря на возражение подлого графа – дяди Эдуарда.
    Наряду со многими положительными героями книги я хочу отметить и отрицательных. Это, конечно же, отец Тома – жестокий, невежественный пьяница и вор, думающий лишь о собственной выгоде. Это и дядя Эдуарда, льстивый притворец, который сам стремился прийти к власти, использовать «сумасшествие» короля ради свой выгоды.
    Но, несмотря на всех них, финал повести радостен. Лондонцы поверили, что настоящий король – это Эдуард. И хотя Том вновь облачился в свои лохмотья, весь народ относился к нему с большим уважением как к порядочному и смелому человеку: «После этого прерванная коронация возобновилась. Настоящий король был помазан миром, на голову его возложили корону, а пушечные выстрелы возвестили эту радость городу, и весь Лондон гудел от восторга».
    Таким образом, повесть М. Твена «Принц и нищий» увлекает своим сюжетом, героями, основной идеей – своими душевными качествами человек должен быть подобен «принцу», вне зависимости от его происхождения.

  2. Марк Твен в своем произведении «Принц и нищий» описывает события, происходящие в Англии в середине шестнадцатого века. Это было жестокое время социального неравенства, когда имеющие титулы и власть купались в роскоши, а простой народ был нищ и бесправен.
    Главные герои – маленький оборванец Том Кенти и английский принц Эдуард. Они родились в один день в Лондоне и были очень похожи друг на друга.
    Эдуард Тюдор – наследник английского престола, долгожданный ребенок. Его ждет счастливая судьба. Том Кенти – сын вора и нищенки. Его жизнь – это постоянный голод, побои отца, выпрашивание милостыни. Он никому не нужен в отличие от Эдуарда. Его будущее, как и будущее всех детей из Двора Отбросов, безрадостно. Вокруг Тома было сплошное невежество, попойки, ссоры, драки и воровство. «Пробитые головы были здесь таким же заурядным явлением, как голод».
    И Том Кенти, и принц Эдуард были мечтателями, но мечты у них были разные. Принц жил в строгих рамках английского этикета, ему не хватало свободы, поэтому он мечтал о безобидных проказах. Маленький Том мечтал о том, чего он никогда не имел: вкусной еде, чистой и красивой одежде, изысканных манерах и речах. Ему хотелось хоть одним глазком увидеть настоящего принца. Эта мечта привела его ко дворцу.
    Мальчики встретились. Они поменялись одеждой, чтобы хоть на какое-то время их мечты сбылись. Из-за внешнего сходства Том остался во дворце и занял место наследника престола, а принц в нищенских лохмотьях оказался на улице.
    За время скитаний принцу многое пришлось пережить: насмешки, издевательства и побои, пребывание в тюрьме. Избалованный и не знающий людского горя принц узнает правду о горькой судьбе своего народа. Эдуард Тюдор усваивает уроки, которые преподносит ему жизнь. Он решает, что, став королем, будет править своими подданными милостиво и великодушно.
    Для Тома время, проведенное во дворце, тоже не прошло даром. Ему нравилась роскошная жизнь, но он боялся быть разоблаченным. Стыд за то, что он чуть не предал мать «испепелил его гордость и отравил всю радость краденого величия». Угрызения совести заставили Тома отдать трон истинному королю.
    Марк Твен хотел сказать своим читателям, что неважно богатый ты или бедный, ты должен оставаться Человеком, то есть быть добрым, честным, порядочным и справедливым.

  3. Я очень люблю книгу М. Твена «Приключения Тома Сойера». С ней я познакомился довольно давно и уже несколько раз перечитывал. И вот этим летом я прочитал еще одну повесть Твена – «Принц и нищий».
    Эта книга отличается увлекательным сюжетом: в ней мальчик из самых «низов» английского общества поменялся ролями с самим принцем. О приключениях оборванца Тома Кенти и принца Эдуарда и рассказывает это произведение.
    Поначалу я сочувствовал лишь бедняге Тому. Он родился в лондонских трущобах, постоянно недоедал, терпел побои от отца, просил милостыню у прохожих. Отношения в его семье были жестокими, и только мать украдкой могла приласкать сына, дать ему что-то вкусное или просто погладить по голове.
    Единственной «отрадой» Тома был священник Эндрью. Он жалел мальчика, рассказывал ему красивые легенды, показывал, что есть и другая жизнь, отличная от жизни во Дворе Отбросов.
    Но вот, волею случая, Том становится принцем Эдуардом, а принц превращается в Тома. Юный Кенти достойно исполнял роль короля – он всегда был справедлив и добр, не позволял обижать своих «поданных», вершил праведный суд.
    Но как только на страницы повести «вошел» Эдуард, моим любимым героем стал именно он: «а оградой стоял миловидный мальчик, смуглый и загорелый от игр и гимнастических упражнений…» Этот мальчик не позволил королевскому солдату обижать Тома, хотя тот и был самым последним бедняком. Эдуард накормил маленького оборвыша, участливо расспросил о его жизни.
    И затем, уже когда принц превратился в нищего, он вел себя, как подобает истинно благородному человеку. Эдуард никому не позволял унижать себя, всегда отстаивал свое достоинство. Этот герой всегда был добр, честен, справедлив. Именно поэтому, я думаю, к нему тянулись хорошие люди, поэтому он всегда находил помощь и поддержку.
    Тяжелы были испытания принца, Эдуарду пришлось многое пережить: он побывал в воровской шайке, встретился с отшельником, который чуть его не убил, попал в тюрьму.
    Самым неприятным для меня был эпизод в повести, когда мнимый Том попадает к Джону Кенти. Рассвирепевший пьяница жестоко насмехался над маленьким принцем, а затем избил его: «Раздался звонкий удар – тяжелая рука Джона Кенти опустилась с размаху на плечо принца, и тот упал бы, если бы его не подхватила мать Тома…», «Услыхав это, «свиньи» до того рассвирепели, что, не теряя времени, набросились на принца и жестоко исколотили…»
    Представляю весь ужас Эдуарда, попавшего в грязные трущобы, к людям, больше похожим на свиней! Тут он мог полагаться только на собственные силы. И, несмотря на физическое преимущество семейства Кенти, принц не отступил, а до конца отстаивал свое прямоту. А вскоре его спас благородный воин Майлс Гендон.
    Вообще этот герой становится ангелом-хранителем Эдуарда. Поэтому в финале он вполне заслуженно возвращает свое доброе имя и получает привилегию сидеть в присутствии короля.
    В финале Том и Эдуард вновь поменялись одеждами и ролями. Этот момент – самый лучший во всей повести. Мытарства короля закончились, закончились и беды Тома. Кенти был награжден за свою честность и справедливость, несмотря на возражение подлого графа – дяди Эдуарда.
    Наряду со многими положительными героями книги я хочу отметить и отрицательных. Это, конечно же, отец Тома – жестокий, невежественный пьяница и вор, думающий лишь о собственной выгоде. Это и дядя Эдуарда, льстивый притворец, который сам стремился прийти к власти, использовать «сумасшествие» короля ради свой выгоды.
    Но, несмотря на всех них, финал повести радостен. Лондонцы поверили, что настоящий король – это Эдуард. И хотя Том вновь облачился в свои лохмотья, весь народ относился к нему с большим уважением как к порядочному и смелому человеку: «После этого прерванная коронация возобновилась. Настоящий король был помазан миром, на голову его возложили корону, а пушечные выстрелы возвестили эту радость городу, и весь Лондон гудел от восторга».
    Таким образом, повесть М. Твена «Принц и нищий» увлекает своим сюжетом, героями, основной идеей – своими душевными качествами человек должен быть подобен «принцу», вне зависимости от его происхождения.

  4. Я очень люблю книгу М. Твена «Приключения Тома Сойера». С ней я познакомился довольно давно и уже несколько раз перечитывал. И вот этим летом я прочитал еще одну повесть Твена — «Принц и нищий».
    Эта книга отличается увлекательным сюжетом: в ней мальчик из самых «низов» английского общества поменялся ролями с самим принцем. О приключениях оборванца Тома Кенти и принца Эдуарда и рассказывает это произведение.
    Поначалу я сочувствовал лишь бедняге Тому. Он родился в лондонских трущобах, постоянно недоедал, терпел побои от отца, просил милостыню у прохожих. Отношения в его семье были жестокими, и только мать украдкой могла приласкать сына, дать ему что-то вкусное или просто погладить по голове.
    Единственной «отрадой» Тома был священник Эндрью. Он жалел мальчика, рассказывал ему красивые легенды, показывал, что есть и другая жизнь, отличная от жизни во Дворе Отбросов.
    Но вот, волею случая, Том становится принцем Эдуардом, а принц превращается в Тома. Юный Кенти достойно исполнял роль короля — он всегда был справедлив и добр, не позволял обижать своих «поданных», вершил праведный суд.
    Но как только на страницы повести «вошел» Эдуард, моим любимым героем стал именно он: «а оградой стоял миловидный мальчик, смуглый и загорелый от игр и гимнастических упражнений…» Этот мальчик не позволил королевскому солдату обижать Тома, хотя тот и был самым последним бедняком. Эдуард накормил маленького оборвыша, участливо расспросил о его жизни.
    И затем, уже когда принц превратился в нищего, он вел себя, как подобает истинно благородному человеку. Эдуард никому не позволял унижать себя, всегда отстаивал свое достоинство. Этот герой всегда был добр, честен, справедлив. Именно поэтому, я думаю, к нему тянулись хорошие люди, поэтому он всегда находил помощь и поддержку.
    Тяжелы были испытания принца, Эдуарду пришлось многое пережить: он побывал в воровской шайке, встретился с отшельником, который чуть его не убил, попал в тюрьму.
    Самым неприятным для меня был эпизод в повести, когда мнимый Том попадает к Джону Кенти. Рассвирепевший пьяница жестоко насмехался над маленьким принцем, а затем избил его: «Раздался звонкий удар — тяжелая рука Джона Кенти опустилась с размаху на плечо принца, и тот упал бы, если бы его не подхватила мать Тома…», «Услыхав это, „свиньи“ до того рассвирепели, что, не теряя времени, набросились на принца и жестоко исколотили…»
    Представляю весь ужас Эдуарда, попавшего в грязные трущобы, к людям, больше похожим на свиней! Тут он мог полагаться только на собственные силы. И, несмотря на физическое преимущество семейства Кенти, принц не отступил, а до конца отстаивал свое прямоту. А вскоре его спас благородный воин Майлс Гендон.
    Вообще этот герой становится ангелом-хранителем Эдуарда. Поэтому в финале он вполне заслуженно возвращает свое доброе имя и получает привилегию сидеть в присутствии короля.
    В финале Том и Эдуард вновь поменялись одеждами и ролями. Этот момент — самый лучший во всей повести. Мытарства короля закончились, закончились и беды Тома. Кенти был награжден за свою честность и справедливость, несмотря на возражение подлого графа — дяди Эдуарда.
    Наряду со многими положительными героями книги я хочу отметить и отрицательных. Это, конечно же, отец Тома — жестокий, невежественный пьяница и вор, думающий лишь о собственной выгоде. Это и дядя Эдуарда, льстивый притворец, который сам стремился прийти к власти, использовать «сумасшествие» короля ради свой выгоды.
    Но, несмотря на всех них, финал повести радостен. Лондонцы поверили, что настоящий король — это Эдуард. И хотя Том вновь облачился в свои лохмотья, весь народ относился к нему с большим уважением как к порядочному и смелому человеку: «После этого прерванная коронация возобновилась. Настоящий король был помазан миром, на голову его возложили корону, а пушечные выстрелы возвестили эту радость городу, и весь Лондон гудел от восторга».
    Таким образом, повесть М. Твена «Принц и нищий» увлекает своим сюжетом, героями, основной идеей — своими душевными качествами человек должен быть подобен «принцу», вне зависимости от его происхождения.

  5. 5
    Текст добавил: я И еСтЬ сМыСл

    Я очень люблю книгу М. Твена
    «Приключения Тома Сойера». С ней
    я познакомился довольно давно и
    уже несколько раз перечитывал.
    И вот этим летом я прочитал
    еще одну повесть Твена – «Принц и
    нищий».
    Эта книга отличается увлекательным сюжетом:
    в ней мальчик из самых «низов» английского
    общества поменялся ролями с самим принцем.
    О приключениях оборванца Тома Кенти и
    принца Эдуарда и рассказывает это произведение.
    Поначалу я сочувствовал лишь бедняге
    Тому. Он родился в лондонских трущобах,
    постоянно недоедал, терпел побои от отца,
    просил милостыню у прохожих. Отношения
    в его семье были жестокими, и только мать
    украдкой могла приласкать сына, дать
    ему что-то вкусное или просто погладить
    по голове.
    Единственной «отрадой» Тома был священник
    Эндрью. Он жалел мальчика, рассказывал
    ему красивые легенды, показывал, что есть
    и другая жизнь, отличная от жизни во Дворе
    Отбросов.
    Но вот, волею случая, Том становится принцем
    Эдуардом, а принц превращается в Тома.
    Юный Кенти достойно исполнял роль короля
    – он всегда был справедлив и добр, не
    позволял обижать своих «поданных», вершил
    праведный суд.
    Но как только на страницы повести «вошел»
    Эдуард, моим любимым героем стал именно
    он: «а оградой стоял миловидный мальчик,
    смуглый и загорелый от игр и гимнастических
    упражнений…» Этот мальчик не позволил
    королевскому солдату обижать Тома, хотя
    тот и был самым последним бедняком. Эдуард
    накормил маленького оборвыша, участливо
    расспросил о его жизни.
    И затем, уже когда принц превратился в
    нищего, он вел себя, как подобает истинно
    благородному человеку. Эдуард никому
    не позволял унижать себя, всегда отстаивал
    свое достоинство. Этот герой всегда был
    добр, честен, справедлив. Именно поэтому,
    я думаю, к нему тянулись хорошие люди,
    поэтому он всегда находил помощь и поддержку.
    Тяжелы были испытания принца, Эдуарду
    пришлось многое пережить: он побывал
    в воровской шайке, встретился с отшельником,
    который чуть его не убил, попал в тюрьму.
    Самым неприятным для меня был эпизод
    в повести, когда мнимый Том попадает к
    Джону Кенти. Рассвирепевший пьяница жестоко
    насмехался над маленьким принцем, а затем
    избил его: «Раздался звонкий удар – тяжелая
    рука Джона Кенти опустилась с размаху
    на плечо принца, и тот упал бы, если бы
    его не подхватила мать Тома…», «Услыхав
    это, «свиньи» до того рассвирепели, что,
    не теряя времени, набросились на принца
    и жестоко исколотили…»
    Представляю весь ужас Эдуарда, попавшего
    в грязные трущобы, к людям, больше похожим
    на свиней! Тут он мог полагаться только
    на собственные силы. И, несмотря на физическое
    преимущество семейства Кенти, принц не
    отступил, а до конца отстаивал свое прямоту.
    А вскоре его спас благородный воин Майлс
    Гендон.
    Вообще этот герой становится ангелом-хранителем
    Эдуарда. Поэтому в финале он вполне заслуженно
    возвращает свое доброе имя и получает
    привилегию сидеть в присутствии короля.
    В финале Том и Эдуард вновь поменялись
    одеждами и ролями. Этот момент – самый
    лучший во всей повести. Мытарства короля
    закончились, закончились и беды Тома.
    Кенти был награжден за свою честность
    и справедливость, несмотря на возражение
    подлого графа – дяди Эдуарда.
    Наряду со многими положительными героями
    книги я хочу отметить и отрицательных.
    Это, конечно же, отец Тома – жестокий,
    невежественный пьяница и вор, думающий
    лишь о собственной выгоде. Это и дядя
    Эдуарда, льстивый притворец, который
    сам стремился прийти к власти, использовать
    «сумасшествие» короля ради свой выгоды.
    Но, несмотря на всех них, финал повести
    радостен. Лондонцы поверили, что настоящий
    король – это Эдуард. И хотя Том вновь
    облачился в свои лохмотья, весь народ
    относился к нему с большим уважением
    как к порядочному и смелому человеку:
    «После этого прерванная коронация возобновилась.
    Настоящий король был помазан миром, на
    голову его возложили корону, а пушечные
    выстрелы возвестили эту радость городу,
    и весь Лондон гудел от восторга».
    Таким образом, повесть М. Твена «Принц
    и нищий» увлекает своим сюжетом, героями,
    основной идеей – своими душевными качествами
    человек должен быть подобен «принцу»,
    вне зависимости от его происхождения.

  6. 6
    Текст добавил: Без тебя я никто

    Автор: Твен Марк .
    Лондон, середина XVI столетия. В один и тот же день рождаются два мальчика — Том, сын вора Джона Кенти, ютящегося в вонючем тупике Двор Отбросов, и Эдуард, наследник короля Генриха Восьмого. Эдуарда ждет вся Англия, Том не очень-то нужен даже собственной семье, где только отец-вор и мать-нищенка имеют что-то вроде кровати; к услугам остальных — злобной бабки и сестер-двойняшек — лишь несколько охапок соломы и обрывки двух-трех одеял.
    В той же трущобе среди всяческого отребья живет старый священник, который обучает Тома Кенти чтению и письму и даже начаткам латыни, но упоительнее всего стариковские легенды о волшебниках и королях. Том нищенствует не очень усердно, да и законы против попрошаек чрезвычайно суровы. Избитый за нерадение отцом и бабкой, голодный (разве что запуганная мать тайком сунет черствую корку), лежа на соломе, рисует он себе сладостные картины из жизни изнеженных принцев. В его игру втягиваются и другие мальчишки со Двора Отбросов: Том — принц, они — двор; все— по строгому церемониалу.
    Однажды, голодный, избитый, Том забредает к королевскому дворцу и с таким самозабвением взирает сквозь решетчатые ворота на ослепительного принца Уэльского, что часовой отбрасывает его обратно в толпу. Маленький принц гневно вступается за него и приводит его в свои покои. Он расспрашивает Тома о его жизни во Дворе Отбросов, и безнадзорные плебейские забавы представляются ему такими лакомыми, что он предлагает Тому поменяться с ним одеждой. Переодетый принц совершенно неотличим от нищего! Заметив у Тома синяк на руке, он бежит сделать выволочку часовому — и получает затрещину. Толпа, улюлюкая, гонит «полоумного оборванца» по дороге. После долгих мытарств его хватает за плечо огромный пьянчуга — это Джон Кенти.
    Тем временем во дворце тревога: принц сошел с ума, английскую грамоту он ещё помнит, но не узнает даже короля, страшного тирана, но нежного отца. Генрих грозным приказом запрещает любые упоминания о недуге наследника и спешит утвердить его в этом сане. Для этого нужно поскорее казнить подозреваемого в измене гофмаршала Норфолька и назначить нового. Том исполнен ужаса и жалости.
    Его учат скрывать свой недуг, но недоразумения сыплются градом, за обедом он пытается пить воду для омовения рук и не знает, имеет ли он право без помощи слуг почесать свой нос. Между тем казнь Норфолька откладывается из-за исчезновения большой государственной печати, переданной принцу Уэльскому. Но Том, разумеется, не может вспомнить, даже как она выглядит, что, однако, не мешает ему сделаться центральной фигурой роскошного празднества на реке.
    На несчастного принца разъяренный Джон Кенти замахивается дубиной; вступившийся старик-священник под его ударом падает замертво. Мать Тома рыдает при виде обезумевшего сына, но затем устраивает испытание: внезапно будит его, держа перед его глазами свечу, но принц не прикрывает глаза ладонью наружу, как это всегда делал Том. Мать не знает, что и думать. Джон Кенти узнает о смерти священника и бежит со всем семейством.
    В суматохе упомянутого выше празднества принц скрывается. И понимает, что Лондон чествует самозванца. Его негодующие протесты вызывают новые глумления. Но его со шпагой в руке отбивает у черни Майлс Гендон — статный воин в щегольской, но потрепанной одежде.
    К Тому на пир врывается гонец: «Король умер!» — и вся зала разражается кликами: «Да здравствует король!» И новый владыка Англии велит помиловать Норфолька — кончилось царство крови! А Эдуард, оплакивая отца, с гордостью начинает именовать себя уже не принцем, а королем. В бедной харчевне Майлс Гендон прислуживает королю, хотя ему не дозволяется даже сесть. Из рассказа Майлса юный король узнает, что тот после многолетних приключений возвращается к себе домой, где у него остался богатый старик отец, находящийся под влиянием своего вероломного любимчика младшего сына Гью, ещё один брат Артур, а также любимая (и любящая) кузина Эдит. В Гендон-холле найдет приют и король. Майлс просит одного — права ему и его потомкам сидеть в присутствии короля.
    Джон Кенти хитростью уводит короля из-под крылышка Майлса, и король попадает в воровскую шайку. Ему удается бежать, и он попадает в хижину безумного отшельника, который едва не убивает его за то, что его отец разорил монастыри, введя в Англии протестантизм. На этот раз Эдуарда спасает Джон Кенти. Покуда мнимый король творит суд, удивляя вельмож своей простонародной сметкой, истинный король среди воров и прохвостов встречает и честных людей, ставших жертвами английских законов. Смелость короля в конце концов помогает ему завоевать уважение даже среди бродяг.
    Молодой мошенник Гуго, которого король поколотил палкой по всем правилам фехтовального искусства, подбрасывает ему краденого поросенка, так что король едва не попадает на виселицу, но спасается благодаря находчивости появившегося, как всегда, вовремя Майлса Гендона. Зато в Гендон-холле их ждет удар: отец и брат Артур умерли, а Гью на основании подделанного им письма о смерти Майлса завладел наследством и женился на Эдит. Гью объявляет Майлса самозванцем, Эдит тоже отрекается от него, испуганная угрозой Гью в противном случае убить Майлса. Гью так влиятелен, что никто в округе не решается опознать законного наследника.
    Майлс и король попадают в тюрьму, где король вновь видит в действии свирепые английские законы. В конце концов Майлс, сидя в колодках у позорного столба, принимает на себя ещё и плети, которые навлекает своей дерзостью король. Затем Майлс с королем отправляются за правдой в Лондон. А в Лондоне во время коронационного шествия мать Тома Кенти узнает его по характерному жесту, но он делает вид, что не знает её. От стыда торжество меркнет для него, В тот миг, когда архиепископ Кентерберийский готов возложить на его голову корону, является истинный король.
    С великодушной помощью Тома он доказывает свое королевское происхождение, припомнив, куда он спрятал исчезнувшую государственную печать. Ошеломленный Майлс Гендон, с трудом попавший на прием к королю, демонстративно садится в его присутствии, чтобы удостовериться, что ему не изменяет зрение. Майлс получает в награду крупное состояние и звание пэра Англии вместе с титулом графа Кентского. Опозоренный Гью умирает на чужбине, а Майлс женится на Эдит. Том Кенти доживает до глубокой старости, пользуясь особым почетом за то, что «сидел на престоле».
    А король Эдуард Шестой оставляет о себе память царствованием на редкость милосердным по тогдашним жестоким временам. Когда какой-нибудь раззолоченный сановник упрекал его в излишней мягкости, король отвечал голосом, полным сострадания: «Что ты знаешь об угнетениях и муках? Об этом знаю я, знает мой народ, но не ты».

  7. Мне нравится книга М. Твена “Приключения Тома Сойера”. С ней я познакомилась довольно давно. И вот недавно я прочитала еще одну повесть Твена – “Принц и нищий”.
    Книга отличается своим сюжетом: в ней мальчик из самых “низов” английского общества поменялся ролями с самим принцем. О приключениях оборванца Тома Кенти и принца Эдуарда и рассказывает это произведение.
    Поначалу я сочувствовал лишь бедняге Тому. Он родился в лондонских трущобах, постоянно недоедал, терпел побои от отца, просил милостыню у прохожих. Отношения в его семье были жестокими, и только мать украдкой могла приласкать сына, дать ему что-то вкусное или просто погладить по голове.
    Единственной “отрадой” Тома был священник Эндрью. Он жалел мальчика, рассказывал ему красивые легенды, показывал, что есть и другая жизнь, отличная от жизни во Дворе Отбросов.
    Но вот, волею случая, Том становится принцем Эдуардом, а принц превращается в Тома. Юный Кенти достойно исполнял роль короля – он всегда был справедлив и добр, не позволял обижать своих “поданных”, вершил праведный суд.
    Но как только на страницы повести “вошел” Эдуард, моим любимым героем стал именно он: “а оградой стоял миловидный мальчик, смуглый и загорелый от игр и гимнастических упражнений…” Этот мальчик не позволил королевскому солдату обижать Тома, хотя тот и был самым последним бедняком. Эдуард накормил маленького оборвыша, участливо расспросил о его жизни.
    И затем, уже когда принц превратился в нищего, он вел себя, как подобает истинно благородному человеку. Эдуард никому не позволял унижать себя, всегда отстаивал свое достоинство. Этот герой всегда был добр, честен, справедлив. Именно поэтому, я думаю, к нему тянулись хорошие люди, поэтому он всегда находил помощь и поддержку.
    Тяжелы были испытания принца, Эдуарду пришлось многое пережить: он побывал в воровской шайке, встретился с отшельником, который чуть его не убил, попал в тюрьму.
    Самым неприятным для меня был эпизод в повести, когда мнимый Том попадает к Джону Кенти. Рассвирепевший пьяница жестоко насмехался над маленьким принцем, а затем избил его: “Раздался звонкий удар – тяжелая рука Джона Кенти опустилась с размаху на плечо принца, и тот упал бы, если бы его не подхватила мать Тома…”, “Услыхав это, “свиньи” до того рассвирепели, что, не теряя времени, набросились на принца и жестоко исколотили…”
    Представляю весь ужас Эдуарда, попавшего в грязные трущобы, к людям, больше похожим на свиней! Тут он мог полагаться только на собственные силы. И, несмотря на физическое преимущество семейства Кенти, принц не отступил, а до конца отстаивал свое прямоту. А вскоре его спас благородный воин Майлс Гендон.
    Вообще этот герой становится ангелом-хранителем Эдуарда. Поэтому в финале он вполне заслуженно возвращает свое доброе имя и получает привилегию сидеть в присутствии короля.
    В финале Том и Эдуард вновь поменялись одеждами и ролями. Этот момент – самый лучший во всей повести. Мытарства короля закончились, закончились и беды Тома. Кенти был награжден за свою честность и справедливость, несмотря на возражение подлого графа – дяди Эдуарда.
    Наряду со многими положительными героями книги я хочу отметить и отрицательных. Это, конечно же, отец Тома – жестокий, невежественный пьяница и вор, думающий лишь о собственной выгоде. Это и дядя Эдуарда, льстивый притворец, который сам стремился прийти к власти, использовать “сумасшествие” короля ради свой выгоды.
    Но, несмотря на всех них, финал повести радостен. Лондонцы поверили, что настоящий король – это Эдуард. И хотя Том вновь облачился в свои лохмотья, весь народ относился к нему с большим уважением как к порядочному и смелому человеку: “После этого прерванная коронация возобновилась. Настоящий король был помазан миром, на голову его возложили корону, а пушечные выстрелы возвестили эту радость городу, и весь Лондон гудел от восторга”.
    Таким образом, повесть М. Твена “Принц и нищий” увлекает своим сюжетом, героями, основной идеей – своими душевными качествами человек должен быть подобен “принцу”, вне зависимости от его происхождения.

  8. В «Принце и нищем» народ обитает на Дворе Отбросов и в тайных лесных пристанищах нищих и воров, и покорно переносит гнет и насилие, которое чинит над ним всемогущий сэр Гью Гендон со своими стражниками да тюремщиками, и глумится над несчастным мальчишкой в лохмотьях, который называет себя английским королем. Уличная толпа не знает сострадания и милосердия: убийство — для нее развлечение, чужая беда вызывает в ней злобную радость, и только силу она признает законом. Не странно ли, что эти жестокие картины вышли из-под пера Твена, -который сам происходил из народа и оставался непоколебимым демократом по своим убеждениям?
    Нет, не странно. Твен выражал народные идеалы, но он не льстил народу и не приукрашивал реальное положение вещей, В тот год, когда был напечатай «Принц и нищий», американские
    газеты сообщили о ста четырнадцати случаях линчевания, на следующий год таких случаев было уже сто тридцать с лишним. И каждый раз разыгрывалась одна и та же драма: масса, подчинившись какому-нибудь крикливому демагогу, утрачивала всякий контроль над своими действиями и поддавалась самым низким инстинктам, животной ярости, жажде крови, которая должна пролиться у нее на глазах.
    Мальчиком Сэм Клеменс видел, как погиб на главной улице Ганнибала фермер Смар и как, не. владея собой, горожане кинулись расправиться с убийцей, а потом трусливо разбежались, наткнувшись на твердый отпор. Тот день запомнился ему навсегда, и через многие его книги пройдет образ обезумевшей толпы, в которой уже не различить человеческих лиц, потому что люди, охваченные стадным чувством, переставали быть людьми.
    А раз это было возможно,.значит, в человеке, в неприметном прохожем, затерянном среди тысяч таких же, как он сам, заурядных обывателей, таятся силы темные и страшные. И они способны вырваться наружу, если не осознать их честно и трезво, чтобы затем обуздать их подлинной гуманностью, подлинно доброй волей. Это одна из самых существенных идей, вложенных в повесть о Томе Кенти и принце Эдуарде. Вышедшая с посвящением Сюзи и.Кларе Клеменс, повесть задумывалась как светлая сказка, для которой не так уж важно, действительный факт или легенда описываемые в ней события. Но Твен не мог жертвовать правдой, чтобы сказка получилась безобл:ачно радостной. А правда требовала от него суровых красок, резких интонаций.
    И конечно, правда не была бы истинной, если бы Твен увидел в народе лишь толпу, неспособную ни к человечности, ни к сопротивлению тиранам вроде того же Гью Гендоаа. Народ — не одноликая масса, и Майлс Гендон, пришедший Эдуарду на выручку в отчаянную минуту, а впоследствии столько раз рисковавший головой, чтобы восторжествовала справедливость,— это тоже народ. И подданные Гью, в молчании стояЕцие вокруг позорного столба, когда их принуждали осыпать насмешками и проклятьями привязанного к этому столбу Майлса,— разве они не народ? Как и те две встретившиеся принцу в тюрьме женгци-ны, которые так о нем заботились и прикололи ему к рукавам обрывки лент, перед тем как отправиться на костер, приняв за свою веру мученическую смерть. Как и адвокат, посмевший обличать бесчинства лорда-протектора и подвергнутый клеймению; как фермер, пополнивший шайку Гоббса, после того как разоривший крестьянскую семью английский закон превратил его в раба; как все эти встретившиеся Эдуарду на трудном ого пути слепцы-нищие, и калеки с гноящимися ранами, и опухшие от голода дети, и бродяги, спящие вповалку-на сырой земле у костра.
    Народ обездолен и бесправен, народ до поры до времени безропотен и терпелив, карод, столетиями обреченный на жестокости и страдания, способен и сам становиться жестоким, причиняя страдания неповинным в его тяжкой судьбе. Но история — это не летопись захватнических воин и придворных интриг, а дело народа. Потому что опа принадлежит народу.
    Принц Эдуард поймет эгу простую и великую истину, Ешгда нежданный поворот событий заставит его соприкоснуться с народом впрямую. И ОЕЕ сумеет не только понять, а принять этот закон. Вот почему он станет одним из любимых героев Марка Твена.
    «Это было в конце второй четверти шестнадцатого столетия» — так начинается «Принц и нищий».
    А что происходило тогда в Англии на самом деле?
    Выло бедственное, тяжелое время. Корчилось в последних судорогах средневековье — в третьей четверти того же столетия родится Шекспир, символ Возрождения. Ломался ход истории. Феодалы отжили свое, теперь начиналось время промышленников, торговцев, банкиров — буржуазии. Английское государство крепло на глазах: отец Эдуарда Генрих УП1 покончил со своеволием герцогов и графов, а сестра принца Елизавета — та очаровательЕшя девочка, с к о горой любил поболтать и пошалить Том Кенги,— став в 1558 году королевой, сумела окончательно подорвать всевластие архиепископов и маленьких царьков, сидевших в родовых замках. Строился могучий флот, корабли под английским флагом бороздили все моря, омывающие Европу. Испания, главная соперница Англии, прислала к ее берегам громадную эскадру, кичливо именуемую Непобедимой Армадой, и англичане разбили ее наголову — правда, было это уже позже, через тридцать лет после воцарения Елизаветы.
    А вот судьба другой приятельницы Тома Кенти, леди Джейн Грей, сложилась куда печальнее. Эдуард царствовал совеем недолго, и после его ранней смерти начались споры за престол. Принц Эдуард был влюблен в леди Джейн и ей отказал в своем завещании английский трон. Но победила другая придворная партия, а Джейн Грей была объявлена государственной преступницей и приняла казнь. Ей было всего семнадцать лет.
    На трон возвели другую сестру Эдуарда — Марию. Народ прозвал ее Кровавой. И не напрасно. Она правила Англией лишь четыре с небольшим года, но за эти годы крови пролилось столько, сколько не проливалось за иные десятилетия. На пиках, установленных вдоль Лондонского моста, не успевали сменять черепа обезглавленных заговорщиков и изменников — казни происходили что ни день. А тех, кто попроще родом, швыряли в переполненные тюрьмы по любому поводу.
    Впрочем, при Генрихе VIII все это уже было — и десятки тысяч узников в смрадных темницах, и виселицы, и перегруженные работой палачи. Бунтовали церковники, обиженные тем, что Генрих отобрал у них земли и угодья, плели интриги аристократы, которых король лишил привилегии создавать свои дружины — нередко посильнее регулярной армии. Самодержец твердой рукой Вел государственный чертог к намеченной цели — ею была сильная, сплоченная монархия. Исторически правота была на его стороне. Но от этого ничуть не легче становилось английскому народу. Земля переходила под власть короны, а крестьян сгоняли с их наделов, заставляя бежать в города, где они жили кто воровством, кто подаянием. Фабрик было еще немного, и они не могли принять всех, кто стоял у их ворот. Маркс напишет об этой эпохе: «…люди, внезапно вырванные из обычной жизненной колеи, не могли столь же внезапно освоиться с дисциплиной своей новой обстановки. Они массами превращались в нищих, разбойников, бродяг — частью из склонности, в большинстве же случаев под давлением обстоятельств».

  9. В «Принце и нищем» народ обитает на Дворе Отбросов и в тайных лесных пристанищах нищих и воров, и покорно переносит гнет и насилие, которое чинит над ним всемогущий сэр Гью Гендон со своими стражниками да тюремщиками, и глумится над несчастным мальчишкой в лохмотьях, который называет себя английским королем. Уличная толпа не знает сострадания и милосердия: убийство — для нее развлечение, чужая беда вызывает в ней злобную радость, и только силу она признает законом. Не странно ли, что эти жестокие картины вышли из-под пера Твена, -который сам происходил из народа и оставался непоколебимым демократом по своим убеждениям?
    Нет, не странно. Твен выражал народные идеалы, но он не льстил народу и не приукрашивал реальное положение вещей, В тот год, когда был напечатай «Принц и нищий», американские
    газеты сообщили о ста четырнадцати случаях линчевания, на следующий год таких случаев было уже сто тридцать с лишним. И каждый раз разыгрывалась одна и та же драма: масса, подчинившись какому-нибудь крикливому демагогу, утрачивала всякий контроль над своими действиями и поддавалась самым низким инстинктам, животной ярости, жажде крови, которая должна пролиться у нее на глазах.
    Мальчиком Сэм Клеменс видел, как погиб на главной улице Ганнибала фермер Смар и как, не. владея собой, горожане кинулись расправиться с убийцей, а потом трусливо разбежались, наткнувшись на твердый отпор. Тот день запомнился ему навсегда, и через многие его книги пройдет образ обезумевшей толпы, в которой уже не различить человеческих лиц, потому что люди, охваченные стадным чувством, переставали быть людьми.
    А раз это было возможно,.значит, в человеке, в неприметном прохожем, затерянном среди тысяч таких же, как он сам, заурядных обывателей, таятся силы темные и страшные. И они способны вырваться наружу, если не осознать их честно и трезво, чтобы затем обуздать их подлинной гуманностью, подлинно доброй волей. Это одна из самых существенных идей, вложенных в повесть о Томе Кенти и принце Эдуарде. Вышедшая с посвящением Сюзи и.Кларе Клеменс, повесть задумывалась как светлая сказка, для которой не так уж важно, действительный факт или легенда описываемые в ней события. Но Твен не мог жертвовать правдой, чтобы сказка получилась безобл:ачно радостной. А правда требовала от него суровых красок, резких интонаций.
    И конечно, правда не была бы истинной, если бы Твен увидел в народе лишь толпу, неспособную ни к человечности, ни к сопротивлению тиранам вроде того же Гью Гендоаа. Народ — не одноликая масса, и Майлс Гендон, пришедший Эдуарду на выручку в отчаянную минуту, а впоследствии столько раз рисковавший головой, чтобы восторжествовала справедливость,— это тоже народ. И подданные Гью, в молчании стояЕцие вокруг позорного столба, когда их принуждали осыпать насмешками и проклятьями привязанного к этому столбу Майлса,— разве они не народ? Как и те две встретившиеся принцу в тюрьме женгци-ны, которые так о нем заботились и прикололи ему к рукавам обрывки лент, перед тем как отправиться на костер, приняв за свою веру мученическую смерть. Как и адвокат, посмевший обличать бесчинства лорда-протектора и подвергнутый клеймению; как фермер, пополнивший шайку Гоббса, после того как разоривший крестьянскую семью английский закон превратил его в раба; как все эти встретившиеся Эдуарду на трудном ого пути слепцы-нищие, и калеки с гноящимися ранами, и опухшие от голода дети, и бродяги, спящие вповалку-на сырой земле у костра.
    Народ обездолен и бесправен, народ до поры до времени безропотен и терпелив, карод, столетиями обреченный на жестокости и страдания, способен и сам становиться жестоким, причиняя страдания неповинным в его тяжкой судьбе. Но история — это не летопись захватнических воин и придворных интриг, а дело народа. Потому что опа принадлежит народу.
    Принц Эдуард поймет эгу простую и великую истину, Ешгда нежданный поворот событий заставит его соприкоснуться с народом впрямую. И ОЕЕ сумеет не только понять, а принять этот закон. Вот почему он станет одним из любимых героев Марка Твена.
    «Это было в конце второй четверти шестнадцатого столетия» — так начинается «Принц и нищий».
    А что происходило тогда в Англии на самом деле?
    Выло бедственное, тяжелое время. Корчилось в последних судорогах средневековье — в третьей четверти того же столетия родится Шекспир, символ Возрождения. Ломался ход истории. Феодалы отжили свое, теперь начиналось время промышленников, торговцев, банкиров — буржуазии. Английское государство крепло на глазах: отец Эдуарда Генрих УП1 покончил со своеволием герцогов и графов, а сестра принца Елизавета — та очаровательЕшя девочка, с к о горой любил поболтать и пошалить Том Кенги,— став в 1558 году королевой, сумела окончательно подорвать всевластие архиепископов и маленьких царьков, сидевших в родовых замках. Строился могучий флот, корабли под английским флагом бороздили все моря, омывающие Европу. Испания, главная соперница Англии, прислала к ее берегам громадную эскадру, кичливо именуемую Непобедимой Армадой, и англичане разбили ее наголову — правда, было это уже позже, через тридцать лет после воцарения Елизаветы.
    А вот судьба другой приятельницы Тома Кенти, леди Джейн Грей, сложилась куда печальнее. Эдуард царствовал совеем недолго, и после его ранней смерти начались споры за престол. Принц Эдуард был влюблен в леди Джейн и ей отказал в своем завещании английский трон. Но победила другая придворная партия, а Джейн Грей была объявлена государственной преступницей и приняла казнь. Ей было всего семнадцать лет.
    На трон возвели другую сестру Эдуарда — Марию. Народ прозвал ее Кровавой. И не напрасно. Она правила Англией лишь четыре с небольшим года, но за эти годы крови пролилось столько, сколько не проливалось за иные десятилетия. На пиках, установленных вдоль Лондонского моста, не успевали сменять черепа обезглавленных заговорщиков и изменников — казни происходили что ни день. А тех, кто попроще родом, швыряли в переполненные тюрьмы по любому поводу.
    Впрочем, при Генрихе VIII все это уже было — и десятки тысяч узников в смрадных темницах, и виселицы, и перегруженные работой палачи. Бунтовали церковники, обиженные тем, что Генрих отобрал у них земли и угодья, плели интриги аристократы, которых король лишил привилегии создавать свои дружины — нередко посильнее регулярной армии. Самодержец твердой рукой Вел государственный чертог к намеченной цели — ею была сильная, сплоченная монархия. Исторически правота была на его стороне. Но от этого ничуть не легче становилось английскому народу. Земля переходила под власть короны, а крестьян сгоняли с их наделов, заставляя бежать в города, где они жили кто воровством, кто подаянием. Фабрик было еще немного, и они не могли принять всех, кто стоял у их ворот. Маркс напишет об этой эпохе: «…люди, внезапно вырванные из обычной жизненной колеи, не могли столь же внезапно освоиться с дисциплиной своей новой обстановки. Они массами превращались в нищих, разбойников, бродяг — частью из склонности, в большинстве же случаев под давлением обстоятельств».

  10. СТРЕМЛЕНИЕ К ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ М. ТВЕНА «ПРИНЦ И НИЩИЙ»

    Главные герои рассказа — наследный принц Эду­ард Тюдоре и его нищий одногодок Том Кенти. Маль­чики родились в одно время, в одной стране и в одном городе, но в разных его частях. Эдуард Тюдоре в коро­левском дворце в центре города, а Том Кенти — в од­ном из самых нищих кварталов города. И если принц был в семье ребенком любимым и долгожданным, то Том, наоборот, оказался ее обузой.
    Вместе с родителями, сестрами-близнецами и ба­бушкой Том жил в маленькой комнатке на третьем этаже многоэтажного дома. Главными в семье явля­лись грозный и вечно пьяный вор-отец и не менее жес­токая и тоже всегда пьяная бабушка. Добрая и ласко­вая мать Тома в семье голоса не имела. Только ночью, когда все спали, она осмеливалась подойти к тому мес­ту, где на полу спал Том, гладила его по волосам и да­вала корочку хлеба. В обязанности Тома, как, впрочем, и всех детей этого злополучного квартала, входило хо­дить по улицам и просить милостыню. Когда ему при­ходилось возвращаться с пустым кошельком, отец или бабушка сильно ругали мальчика и даже били его.
    Очень нравилось Тому проводить время в обществе священника, который жил в их доме и считался един­ственным, кого нельзя было назвать нищим. Священ­ник, будучи очень добрым, старался и детям привить любовь к добру. А еще он учил Тома читать, и даже латыни. Занятия у священника приносили огромное удовольствие мальчику. А читая книги и узнавая из них о других людях, он захотел быть похожими на них. Мальчику постепенно стало стыдно ходить гряз­ным и носить лохмотья.

  11. В 1882 году он писал повесть «Принц и нищий», где действие — впервые у Твена — разворачивается в очень давние времена: перед нами Англия середины XVI века. Сюда, в Элмайру, приезжали лишь старые, испытанные друзья, и всех их поражали энергия Твена, его молодой задор, возбужденная речь и блеск Е глазах, как только принималось решение прокатиться на лодке до дальнего плеса или устроить поход за перепелиными яйцами. В Элмайре, неразлучный с дочерьми, он точно бы снова становился Сэмом Клеменсом из Ганнибала. Он жил так, как, наверное, и должен был бы жить всегда. Хоуэлс, побывав в Элмайре, говаривал, когда его спрашивали о Твене: «Там он у себя дома, этот вечный подросток,— сердце мальчишки и голова мудреца».
    В 1880 году, за год до рождения Джин, он написал в Элмайре «Пешком по Европе», напомнив своим читателям, что начинал с «Простаков за границей». Между двумя этими книгами, разделенными целым десятилетием, много общего. Твен ездил в Европу летом 1878 года вместе с другом, хартфордским священником Джозефом Твичелом, которого он изобразил в своих очерках под именем Гарриса — такого же американского простака, такого же неудачливого туриста, как пассажиры «Квакер-Сити» и как сам автор. Несколько месяцев они прожили, переезжая с места на место, в Германии, а в августе перебрались в
    Швейцарию к через альпийские перевалы на своих двоих тронули с» к итальянским озерам.
    Перед посадкой Твен просмотрел несколько книжек путевых очерков и с десяток справочников для: туристов — это помогло найти нужную интонацию.
    Читатели «Простаков за границей» хорошо помнили эту твеновскую маску. Она пригодилась и в книге «Пешком по Ев-роЕ1е». Пешком? А не лучше ли сесть в поезд, благо скорость все равно черепашья — три мили в час. А на Монблан можно и в подзорную трубу полюбоваться…
    Правда, Твен счел, что хоть на одну вершину в Альпах он должен подняться обязательно, и снарядил экспедицию, в которую, кроме него и Гарриса, входили семнадцать проводников, три капеллана, два геодезиста, ветеринар, шеф-повар со штагом помощников, три прачки, две доярки и учитель латыни. Всех их, а также мулов, коров п носильщиков сразу же по выходе из отеля ТВСЕГ прямо гга площади связал веревкой, нотому что в горах так полагается. Запаслись складными лестницами, ледорубами, нитроглицерином и сотней пар костылей, которые вскоре пригодились: мул проявил неуместное любопытство к ящику с взрывчаткой, лягнув его копытом, что привело к исчезновению самой знаменитой из местных скал и некоторому ущербу для личного состава доблестного альпинистского отряда.
    Разумеется, отряд быстро сбился с тропы, Проводника послали на разведку, обвязав тросом и велев дать сигнал, когда он отыщет дорогу. Часа через два трос вдруг бешено задергался. Все повскакали с мест как полоумные и бросились бежать что было сил. Так бегали до самого вечера, пока не очутились перед той самой гостиницей, из которой тронулись в путь. И что же оказалось? Во всем был виноват этот проклятый гид. Повстречав па выгоне отставшего от отары барана, шельма проводник привязал трос ему к хвосту и преспокойно отправился к себе в деревню. А потревоженный баран долго носился по оврагам и впадинам, таща за собой па тросе всю компанию, пока не уперся лбом в свой хлев.
    Читатели веселились: гротеск и небылица в руках Твена все то же безотказное оружие. Мимоходом оно могло задеть и простака американца: светского хлыща, похваляющегося шапочным знакомством с титулованными европейскими фамилиями, или находчивого предпринимателя, который на постаменте памятника поэту Фридриху Шиллеру намалевал рекламу изготовляемой им мази для полировки печей. Но по большей части твеновский юмор был нацелен на порядки и нравы Европы. По-прежнему Твену казалось, что его родина на голову выше этих одряхлевших монархий, как бы они ни похвалялись своим былым величием. И он, как десять лет назад, не щадил протонциозное и надутое — так ему казалось — европейское самолюбие.
    Но вслед за этими комическими очерками были созданы «Приключения Гекльберри Финна».
    А после «Гека» уже невозможно было писать так, как Твен писал до этой своей лучшей книги.
    И оттого «Пешком по Европе» окажется последним твенов-ским произведением, в котором юмор облегчен и не предполагает особенно серьезных творческих задач,— важнее, чтобы рассказ все время смешил. Талант Твена останется тем же самым: комедийным, юмористическим. Но сущность юмора изменится. Он сделается и сдержаннее, и глубже. Все чаще он теперь будет впрямую соприкасаться с трудными и невеселыми размышлениями о том, что же все-таки представляет собой человек, и общество, в котором он живет, и опыт, который им накоплен за долгие века истории.

  12. Двор и аристократия были напуганы восстанием крестьян в Норфолке. Возглавивший восстание мелкий дворянин Роберт Кет провозгласил: в Л учите нам взяться за оружие, лучше привести в движение небо и землю, чем терпеть такие ужасы». Было это в 1543 году, когда престол занимал Эдуард VI — тот самый принц, о котором пишет Твен. Историк Дэвид Юм, чью книгу Твен часто упоминает в своей повести, характеризует Эдуарда как «человека мягкосердечного, питавшего склонность к справедливости: и равенству своих подданных перед законом», но вместе с тем «лицемерного и не чуждого жестокости в силу полученного им воспитания и условий времени, в которое он жил». Роберта Кета он послал на казнь.
    Но народ считал Эдуарда добрым правителем. О нем ходили предания, сильно преувеличивавшие его незлобливость и демократичность. Этому способствовали и загадочные обстоятельства его смерти. Эдуард VI умер семнадцатилетним от какой-то неведомой в те времена болезни. Пока шла распря из-за трона, вельможи скрывали, что у короны временно нет владельца. II долго еще ходили слухи, что на самом деле король жнв и скрылся, чтобы вместе с народом выступить против богачей и сановников.
    На почве таких легенд, глухими отголосками дошедших до XIX века, возможно, и родился замысел Твена. Однако, взявшись за «Принца и нищего», он заботился не о том, чтобы придать легенде видимость действительного события, как поступил бы на его месте романтик. Твеку гораздо важнее было воссоздать эпоху в ее истинности. И он, опираясь на документы и старинные хроники, показывал Англию времен Тюдоров разоренной, страшной страной, где на одном полюсе роскошь и изысканность, на другом — нищета и грязь, где трущобы битком набиты вчерашними крестьянами, обреченными на голод и мытарства.
    Майлс Гендон сетует: не осталось в этой стране честных людей, одни трусы и лжецы. А Том Кенги, стараясь в меру своего разумения управлять Англией снисходительно и справедливо, выслушает упреки святоши Мэри, будущей Марии Кровавой: преступников и подозрительных нельзя миловать. Покойный Генрих за годы своего царствования отправил на тот свет семьдесят с лишним тысяч человек — какой достойный пример потомкам?
    На таком вот фоне развертывается в повести Твена история двух мальчиков, настолько друг на друга похожих, что различить их удается только по одежде: один всегда в шелках, другой вечно в нищенском рубище. Наверное, если бы ке законы общества, они с малолетства могли бы сгагь близкими, как братья. Но хотя Твен описывает происшествие, которое возможно только в сказке, дух времени и страна, где живут герои, воссозданы на его страницах с такой тщательностью, точно бы он сам жил в Лондоне за три с лишним столетия до того, как появился «Принц и нищий»’. И поразительное природное сходство Тома и Эдуарда вовсе не затушевывает того обстоятельства, что одному из них уготована жизнь на Дворе Отбросов, другому — в Вестминстерском дворце, местопребывании английских королей.
    Поменялись местами они по той единственной причине, что сначала поменялись костюмами. Переодевание у Твена — обычный, излюбленный мотив. 31а Джексоновом острове индейцами обрядились Том, Гек и Джо Гарлер, а в повести о Гене Финне ее герой наряжается девочкой, тогда как Жанна д’Арк предстанет перед читателем в обличье рыцаря — кольчуга, шлем, шпага. Каждый раз возникает ситуация необычная, и она может оказаться смешной, но может — и очень серьезной. Для Твена в этой ситуации неизменно заключен поучительный смысл. Одежда — знак условностей, которые разделяют людей, хотя природа не знает ли принцев, ни нищих, ни рыцарей, ни простолюдинов, ни угнетателей, ни угнетенных, ли благовоспитанных, ни дикарей и бродяг. Это общество так устроено, что в нем на каждом шагу различия — по социальному положению, по воспитанию и образованию, по цвету кожи. А от природы все равны. И герои Твена постигают это, хотя реальлая жизнь то и дело заставляет примерять ту или другую маску, разыгрывать ту или иную роль или, наоборот, всеми силами стараться освободиться от маски, от роли, навязываемой существующим в их мире порядком вещей.
    Гью и Майлс были братьями по крови и непримиримыми врагами по сути. А Том и Эдуард по крови не имели друг с другом ничего общего, но довольно было, чтобы они поменялись платьем, и уже никто бы не сказал, где принц, где нищий. У себя в трущобе Том пользовался лишь одной королевской привилегией — обедать в шляпе, кто бы ни сидел рядом. И во дворце он поначалу смущался, путался, но как быстро, как легко овладел повадками принцев, хоть на обед у него были теперь изысканные яства, а не объедки и заплесневелые корки. Маску короля он для себя создал задолго до того, как фортуна вознесла маленького уличного попрошайку на немыслимую высоту, и эта маска пришлась ему как нельзя впору. Он увлекся своей поддельной жизнью, позабыв об истинной. Куда только подевались острый ум и чувство нравственной правды, так поразившие сановников, когда Том в первый раз занял место на троне! Маска меняет его до неузнаваемости.
    И вот он уже в плену ложных понятий, принятых во дворцах, и незаконность его притязаний на престол не тяготит совесть Тома Кенти, хотя прошло всего несколько недель, как его сочли принцем Эдуардом, о котором ему теперь не хочется вспоминать. Поначалу для него не было разницы между понятиями король и пленник, и он вполне искренне хотел, чтобы воля короля была законом милости, а не законом крови. Его смешили все эти обершталмейстеры, лорды опочивальни и подвязыватели королевской салфетки, хлопотавшие над ним, как над куклой, он не мог попять, чем прогневал всевышнего, который запер его в роскошной темнице, отняв солнечный свет, свежий воздух, свободу и естественность поведения, возможность всласть побегать и поиграть — незаменимые блага его несытого, зато интересного и яркого детства. Он даже завидовал мальчику, исполнявшему странную должность пажа для порки и зарабатывавшему свой хлеб спиной, приученной к розгам за провинности принца.
    Но маска незаметно для самого Тома становится его сущностью. Во всяком случае, грозит ею стать. Он все так же добр к обиженным и все так же суров к законам, которые считает несправедливыми. А тем не менее слуг у него уже втрое больше, чем было у настоящего принца. И до чего приятно заказывать себе новые наряды, когда захочешь, или при случае одернуть какого-нибудь заносчивого вельможу, смерив его таким взглядом, что юге охватывает смертная дрожь.
    Он даже готов отречься от своей матери — ей, привыкшей к побоям и голоду, не место среди блестящей свиты юного самозванца. Его страшит сама мысль вернуться в свой нищий квартал, сменить алый камзол на грязное тряпье и скова просить милостыню или идти к ворам, Так маска враждует с человеческой природой и искажает ее бесчеловечно.ёй

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *