«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», — это слова героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Можно ли согласиться с его утверждением?
Я думаю, что не совсем. Природа – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Столько на нашей Земле великолепных мест: величественные горы, полноводные реки, глубокие моря, густые леса и многое другое.
Любое создание природы требует к себе трепетного отношения, потому что дано человеку для жизни и для души. Это нашло отражение и в художественной литературе. Произведения М. Пришвина, К. Паустовского, стихотворения С. Есенина, И. Бунина, К. Рыленкова и многих других воспевают красоту окружающего мира, обогащают душу человека.
Но люди должны не только любоваться храмом природы, но и жить в нём. Поэтому природу можно назвать мастерской, а человека — мастером. Остальное зависит от того, каков мастер. Эта проблема всегда интересовала писателей и поэтов.
В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» говорится о затоплении плодородных земель при строительстве гидроэлектростанции. Веками жили люди на этой земле. Растили хлеб, пользовались дарами лесов и рек, рожали и воспитывали детей. А теперь – сжигают избы, разоряют кладбища. Посёлок, куда переселяют людей из Матёры, мало приспособлен для сельских жителей. Негде держать скотину, нет рядом сенокосных угодий, подтапливаются погреба. Конечно, в электричестве, которое даст гидроэлектростанция, нуждаются и люди, и города, и предприятия. Но не слишком ли дорогой ценой оно достаётся?
Писатель подчеркнул силу природу, создав образ лиственницы, которая росла на острове. И сжечь её пытались рабочие, и спилить. Но крепкое дерево не поддалось людям. Я думаю, что эта лиственница – символ могущества и бессмертия природы. Автор повести заставляет читателя задуматься о своем отношении к окружающему миру и о том, что если уж природа – мастерская, то человек должен быть хорошим мастером, который не разрушает живой мир, а живёт с ним в гармонии.
Именно таким мастером мы можем назвать героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егора Полушкина. «Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ли понравится он современному молодому читателю. Но, несомненно, именно этот герой повести заставит каждого задуматься о своём отношении к красоте окружающего мира, научит любить родную природу.
Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.
Да, природа и храм, и мастерская, а человек в ней должен быть рачительным и бережливым мастером.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
С давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся ей, порой принося жертвы. В наш техногенный век, время прогресса, отношение к ней поменялось.
Люди считают себя выше природы. Не пора ли ответить на вопрос: природа – храм или мастерская? Вопросы экологии становятся предметом обсуждения проблемы биологического и духовного выживания людей.
Люди разделяются на две категории: одним свойственна душевная тонкость, умение чувствовать прекрасное, не столько привитое культурой, сколько естественное. Для этих людей природа – храм, они бережно относятся к ней. Это не подвиг, а обычные, непримечательные поступки, но они служат поддержанию и утверждению общечеловеческих, нравственных законов.
Проблема охраны природы тесно связана с вопросами нравственного состояния человека. Быстрое развитие техники отозвалось нам не только благами. Оно породило в человеке чувство своей ничтожности, которое рождает в людях презрение к самим себе и к жизни вообще, безразличное отношение к миру. Природа оказывает благотворное воздействие на человека, он, действительно, находится, как в храме. По-моему, побыв на природе, ты набираешься сил, от тебя уходит все негативное и плохое. Да, природу можно сравнить с храмом. Именно в состоянии мирного покоя, навеянного природой, открывается самое хорошее в душе: жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед.
Люди, старающиеся жить в гармонии с природой, чувствуют себя легко и возвышенно, их мучают угрызения совести.
Я думаю, что каждому приятно жить в чистом городе.
А есть люди, которые уходят от мира, они, несомненно, становятся разрушителями. У них нет представления о культурной жизни. Не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Природа сотворила все самое лучшее, что есть на земле. Ну зачем же делать из нее мастерскую? Но природа не так беспощадна, как беспощаден к ней человек, она дает шанс людям исправиться.
По-моему, человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. И в конце я хочу сделать вывод, что природа – храм, а не мастерская. Берегите ее!
«Природа – не храм, а мастерская», – утверждал Базаров, главный герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Так и хочется посмотреть ему в глаза. Что бы я увидела в них? Торжество правоты, ненависть к тому, что видит в природе мастерскую, жестокость в предвкушении, что его умозаключение найдёт сподвижников и его идея исполнится?
Тургенев тонко подметил в своем времени явление безобразного отношения к природе. И вынес проблему отношения человека к природе через Базарова, мне кажется, с целью привлечения читателя к дискуссии.
Минуло более 150 лет. Философия Тургенева об отношении человека к природе в наше время особенно обострилась. За эти 150 лет природе нанесен колоссальный ущерб: вырублены леса, построены разные ГЭС, заводы, загрязнены реки, водоемы, истреблены популяции животных. Если взять базаровские слова, то человек обезобразил природу, превратив её в грязную мастерскую.
Почему так произошло?
В начале 20 века наше государство потрясли крупные политические изменения. На знамени великой октябрьской социалистической революции утвердилась, по моему мнению, идея «природа – мастерская». Если бы была взята идея «храмового» отношения, то человек ценил бы природу, дорожил бы ею, восхищался бы, защищал бы её.
Я убеждена, что природа это не мастерская, где можно делать что угодно, и за это тебе ничего не будет. Природа в глазах человека должна быть храмом или матерью, которую надо беречь, любить, лелеять её, преклоняться перед ней и, самое главное, уважать. Ни один человек не позволит другому говорить о его матери плохо и неуважительно. Природа также является нам матерью, поэтому нельзя давать её в обиду. Но в истории моего государства были события, когда человек не то что покорял, а уничтожал природу, показывая свою силу над ней.
ГЭС изменила многовековую привлекательную жизнь реки. Вспомним Н. В. Гоголя:
«. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире. »
Человек своим вмешательством нарушил экологическую нишу водного пространства Днепра. Можем ли мы исправить ошибки наших предшественников? Конечно. Если сами захотим этого. Но большинство людей не понимают даже того, что природа медленно умирает. Все меньше мест с девственной природой, почти на каждом уголке земли человек оставил свой негативный след. Повторюсь, всё меньше мест с девственной природой. Но иногда мы находим такие места. И нами овладевают чувства спокойствия, блаженства. Сидишь и наслаждаешься красотой, чистым воздухом, лесными звуками, игрой ветра, журчанием ручейков.
Почему мы, молодые, сегодня по-другому относимся к природе? Вверх взяло общественное мнение «Природа – храм». Я думаю, что большую роль в этом сыграл Борис Васильев своим романом «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин – лесничий, главный герой произведения, видит красоту природы, эту редко зримую красоту, потому что человек сам себя лишает удовольствия восхищаться ею. Так мало людей имеют возможность отвлечься от мирской суеты, побыть в этом прекрасном царстве, где время течет неспешно, порой останавливается. Поэтому Полушкину становится вдруг грустно, что исчезнет и этот миг счастья. И он хочет зачерпнуть эту красоту и принести людям, чтобы они все увидели её и охраняли.
Но есть другие. Это люди, которые сами губят природу и свою жизнь. Например, для того чтобы лишь бы не уступать природе, туристы плеснули банку бензина на муравейник и сожгли его:
«. И плеснул всю банку на муравейник. Плеснул, чиркнул спичкой – ракетой взвилось пламя. Завыло, загудело, вмиг обняв весь огромный муравьиный дом.
Заметались черноголовики, скрючиваясь от невыносимого жара, затрещала сухая хвоя, даже старая ель, десятки лет прикрывавшая лапами муравьиное государство, качнулась и затрепетала от взмывшего в поднебесье раскаленного воздуха.
А Егор с Колькой молча стояли рядом. Загораживаясь от жара руками, глядели, как корчились, сгорая, муравьи, как упорно не разбегались они, а, наоборот, презирая смерть, упрямо лезли и лезли в самое пекло в тщетной надежде спасти хоть одну личинку»
Так уж устроен человек: он никогда не уступит кому-то или чему-то и добивается короны любыми целями.
И это называется быть царем? Царь – это тот человек, который должен защищать, улучшать жизнь подчиненных, а не убивать для своей же личной пользы. Мы обираем природу, опустошаем её без перерыва. А Егор Полушкин сказал такие правильные слова:
«. Человек отдыхает, зверь отдыхает, пашня отдыхает. Всем отдыхать положено не для удовольствия, а для скопления сил. »
Через несколько лет не останется ничего. Даже синяку нужно время, чтобы он залечился. А для природы, обобранной до ниточки, потребуется тысяча и тысяча лет. Так не лучше ли брать от природы то, что нам надо, маленькими порциями, чтобы эти раны природа успевала залечить.
Полушкин поднимает на съезде вопрос по проблеме защиты и сохранения природы. Он выступил очень хорошо, содержательно и убедительно. И не успокоился на этом. Он сам начал реализовывать свои идеи. Но один – в поле не воин. Ему нужна поддержка со стороны односельчан. Но не каждый торопится к нему навстречу. Никто не раскрывает перед ним двери и окна.
Но есть ли свет хотя бы в одном из окошек? Есть. В романе это представитель будущего поколения – Колька, его собственный сын. Егор Полушкин воспитал его по своим принципам, поэтому Колька очень похож на своего отца. Он не испорчен прогрессом цивилизации, он просто обычный, деревенский мальчишка, который умеет удивляться и радоваться всему, что происходит в его жизни. Он простодушный, добрый, отзывчивый. Это мы видим в его поступках. Он хочет спасти щенка Цуцика, но у него не хватает средств. Он всей душой волнуется за его жизнь. Он ответственный, душевный мальчик. И он – хорошая замена на место лесничего.
Дело Полушкина не умрёт, есть продолжатель этого дела – это его сын Колька. Он представляет огромное поколение молодых. И есть надежда, что природа из мастерской превратится в храм и станет святой.
Тема природы и человека, их постоянной связи и взаимодействия сегодня как никогда актуальна. Всем доподлинно известно, что сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы и дисбаланса важно, чтобы каждый человек сам себе задал вопрос : «Кто я? Что я делаю в этом мире? Каким я хочу этот мир передать детям?». Известные слова тургеневского героя Базарова «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник» во мне вызывают двоякие чувства. Человек так часто ставит себя выше всех земных законов, что часто забывает — что они есть неотъемлемая часть живой природы.И это не есть правильно. Человек на месте лесов возводит города, на реках для своих целей ставит плотины, поворачивает их вспять, из-за технического прогресса меняется климат нашей планеты, тысячи представителей флоры и фауны навсегда исчезают с лица земли,мир так близок к техногенной катастрофе. В то же время, если человек начнет грамотно и без жадности обращаться с земными ресурсами, удастся ли ему хоть немного искупить свою вину перед природой? Земля- единственный дом человечества. Природа дает все ресурсы для реализации человеческих желаний и возможностей. Практичный подход к природе, такой ,как у Базарова имеет большинство людей, за счет этого многие строят свои бизнес-империи и корпорации. Природа -это храм, а каждая жизнь в этом храме — наивысшая ценность. И долг каждого стараться жить в гармонии и любви с природой, стремится принести в мир лучшее, изменить и его и себя в положительную сторону. Красота нашего мира так многогранна и удивительна, есть столько поразительных уголков на нашей планете с их потрясающими видами, что человек не может позволить это разрушить, не дав насладиться этим следующим поколениям. Мне кажется, когда человек отталкивает от себя любовь к природе, так как это дела Базаров, он становится черствым и пустым. Планета Земля -дом для человечества, другого дома у него никогда не будет и оно должно сохранить и оберегать прелесть и своего дома.
Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, живший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».
Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа — это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса — иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями — под водой оказались деревни и источники заражения воды — скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря — уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Чернобыль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.
Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спутники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Неужели мы никогда не изживем из нашего менталитета закрепленное народной мудростью понятие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?
Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие планеты», то есть леса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать — не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран.
Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу — всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры — это должно стать законом для отдыхающих на природе. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские — это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.
Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, живший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».
Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа — это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса — иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями — под водой оказались деревни и источники заражения воды — скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря — уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Чернобыль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.
Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спутники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Неужели мы никогда не изживем из нашего менталитета закрепленное народной мудростью понятие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?
Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие планеты», то есть леса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать — не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран.
Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу — всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры — это должно стать законом для отдыхающих на природе. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские — это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.
Тема природы и человека,и их постоянной связи и взаимодействия сегодня как никогда актуальна. Всем доподлинно известно, что сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы и дисбаланса важно, чтобы каждый человек сам себе задал вопрос : «Кто я? Что я делаю в этом мире? Каким я хочу этот мир передать детям?». Известные слова тургеневского героя Базарова «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник» во мне вызывают двоякие чувства. Человек так часто ставит себя выше всех земных законов, что часто забывает — что они есть неотъемлемая часть живой природы.И это не есть правильно.
Человек на месте лесов возводит города, на реках для своих целей ставит плотины, поворачивает их вспять, из-за технического прогресса меняется климат нашей планеты, тысячи представителей флоры и фауны навсегда исчезают с лица земли,мир так близок к техногенной катастрофе. В то же время, если человек начнет грамотно и без жадности обращаться с земными ресурсами, удастся ли ему хоть немного искупить свою вину перед природой?Земля- единственный дом человечества.Природа дает все ресурсы для реализации человеческих желаний и возможностей. Практичный подход к природе, такой ,как у Базарова имеет большинство людей, за счет этого многие строят свои бизнес-империи и корпорации. Природа -это храм, а каждая жизнь в этом храме — наивысшая ценность. И долг каждого стараться жить в гармонии и любви с природой, стремится принести в мир лучшее, изменить и его и себя в положительную сторону. Красота нашего мира так многогранна и удивительна, есть столько поразительных уголков на нашей планете с их потрясающими видами, что человек не может позволить это разрушить, не дав насладиться этим следующим поколениям. Мне кажется, когда человек отталкивает от себя любовь к природе, так как это дела Базаров, он становится черствым и пустым. Планета Земля – дом для человечества, другого дома у него никогда не будет и оно должно сохранить и оберегать прелесть и своего дома
Проблема сочинения по русскому языку на тему природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник :
И. С. Тургенев, «Отцы и дети»
Люди забывают о том, что природа – их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Именно таким Автор видит в нем “нового” человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека – как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней – когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.
«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», — это слова героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Можно ли согласиться с его утверждением?
Я думаю, что не совсем. Природа – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Столько на нашей Земле великолепных мест: величественные горы, полноводные реки, глубокие моря, густые леса и многое другое.
Любое создание природы требует к себе трепетного отношения, потому что дано человеку для жизни и для души. Это нашло отражение и в художественной литературе. Произведения М. Пришвина, К. Паустовского, стихотворения С. Есенина, И. Бунина, К. Рыленкова и многих других воспевают красоту окружающего мира, обогащают душу человека.
Но люди должны не только любоваться храмом природы, но и жить в нём. Поэтому природу можно назвать мастерской, а человека — мастером. Остальное зависит от того, каков мастер. Эта проблема всегда интересовала писателей и поэтов.
В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» говорится о затоплении плодородных земель при строительстве гидроэлектростанции. Веками жили люди на этой земле. Растили хлеб, пользовались дарами лесов и рек, рожали и воспитывали детей. А теперь – сжигают избы, разоряют кладбища. Посёлок, куда переселяют людей из Матёры, мало приспособлен для сельских жителей. Негде держать скотину, нет рядом сенокосных угодий, подтапливаются погреба. Конечно, в электричестве, которое даст гидроэлектростанция, нуждаются и люди, и города, и предприятия. Но не слишком ли дорогой ценой оно достаётся?
Писатель подчеркнул силу природу, создав образ лиственницы, которая росла на острове. И сжечь её пытались рабочие, и спилить. Но крепкое дерево не поддалось людям. Я думаю, что эта лиственница – символ могущества и бессмертия природы. Автор повести заставляет читателя задуматься о своем отношении к окружающему миру и о том, что если уж природа – мастерская, то человек должен быть хорошим мастером, который не разрушает живой мир, а живёт с ним в гармонии.
Именно таким мастером мы можем назвать героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егора Полушкина. «Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ли понравится он современному молодому читателю. Но, несомненно, именно этот герой повести заставит каждого задуматься о своём отношении к красоте окружающего мира, научит любить родную природу.
Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.
Да, природа и храм, и мастерская, а человек в ней должен быть рачительным и бережливым мастером.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
С давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся ей, порой принося жертвы. В наш техногенный век, время прогресса, отношение к ней поменялось.
Люди считают себя выше природы. Не пора ли ответить на вопрос: природа – храм или мастерская? Вопросы экологии становятся предметом обсуждения проблемы биологического и духовного выживания людей.
Люди разделяются на две категории: одним свойственна душевная тонкость, умение чувствовать прекрасное, не столько привитое культурой, сколько естественное. Для этих людей природа – храм, они бережно относятся к ней. Это не подвиг, а обычные, непримечательные поступки, но они служат поддержанию и утверждению общечеловеческих, нравственных законов.
Проблема охраны природы тесно связана с вопросами нравственного состояния человека. Быстрое развитие техники отозвалось нам не только благами. Оно породило в человеке чувство своей ничтожности, которое рождает в людях презрение к самим себе и к жизни вообще, безразличное отношение к миру. Природа оказывает благотворное воздействие на человека, он, действительно, находится, как в храме. По-моему, побыв на природе, ты набираешься сил, от тебя уходит все негативное и плохое. Да, природу можно сравнить с храмом. Именно в состоянии мирного покоя, навеянного природой, открывается самое хорошее в душе: жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед.
Люди, старающиеся жить в гармонии с природой, чувствуют себя легко и возвышенно, их мучают угрызения совести.
Я думаю, что каждому приятно жить в чистом городе.
А есть люди, которые уходят от мира, они, несомненно, становятся разрушителями. У них нет представления о культурной жизни. Не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Природа сотворила все самое лучшее, что есть на земле. Ну зачем же делать из нее мастерскую? Но природа не так беспощадна, как беспощаден к ней человек, она дает шанс людям исправиться.
По-моему, человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. И в конце я хочу сделать вывод, что природа – храм, а не мастерская. Берегите ее!
«Природа – не храм, а мастерская», – утверждал Базаров, главный герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Так и хочется посмотреть ему в глаза. Что бы я увидела в них? Торжество правоты, ненависть к тому, что видит в природе мастерскую, жестокость в предвкушении, что его умозаключение найдёт сподвижников и его идея исполнится?
Тургенев тонко подметил в своем времени явление безобразного отношения к природе. И вынес проблему отношения человека к природе через Базарова, мне кажется, с целью привлечения читателя к дискуссии.
Минуло более 150 лет. Философия Тургенева об отношении человека к природе в наше время особенно обострилась. За эти 150 лет природе нанесен колоссальный ущерб: вырублены леса, построены разные ГЭС, заводы, загрязнены реки, водоемы, истреблены популяции животных. Если взять базаровские слова, то человек обезобразил природу, превратив её в грязную мастерскую.
Почему так произошло?
В начале 20 века наше государство потрясли крупные политические изменения. На знамени великой октябрьской социалистической революции утвердилась, по моему мнению, идея «природа – мастерская». Если бы была взята идея «храмового» отношения, то человек ценил бы природу, дорожил бы ею, восхищался бы, защищал бы её.
Я убеждена, что природа это не мастерская, где можно делать что угодно, и за это тебе ничего не будет. Природа в глазах человека должна быть храмом или матерью, которую надо беречь, любить, лелеять её, преклоняться перед ней и, самое главное, уважать. Ни один человек не позволит другому говорить о его матери плохо и неуважительно. Природа также является нам матерью, поэтому нельзя давать её в обиду. Но в истории моего государства были события, когда человек не то что покорял, а уничтожал природу, показывая свою силу над ней.
ГЭС изменила многовековую привлекательную жизнь реки. Вспомним Н. В. Гоголя:
«. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире. »
Человек своим вмешательством нарушил экологическую нишу водного пространства Днепра. Можем ли мы исправить ошибки наших предшественников? Конечно. Если сами захотим этого. Но большинство людей не понимают даже того, что природа медленно умирает. Все меньше мест с девственной природой, почти на каждом уголке земли человек оставил свой негативный след. Повторюсь, всё меньше мест с девственной природой. Но иногда мы находим такие места. И нами овладевают чувства спокойствия, блаженства. Сидишь и наслаждаешься красотой, чистым воздухом, лесными звуками, игрой ветра, журчанием ручейков.
Почему мы, молодые, сегодня по-другому относимся к природе? Вверх взяло общественное мнение «Природа – храм». Я думаю, что большую роль в этом сыграл Борис Васильев своим романом «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин – лесничий, главный герой произведения, видит красоту природы, эту редко зримую красоту, потому что человек сам себя лишает удовольствия восхищаться ею. Так мало людей имеют возможность отвлечься от мирской суеты, побыть в этом прекрасном царстве, где время течет неспешно, порой останавливается. Поэтому Полушкину становится вдруг грустно, что исчезнет и этот миг счастья. И он хочет зачерпнуть эту красоту и принести людям, чтобы они все увидели её и охраняли.
Но есть другие. Это люди, которые сами губят природу и свою жизнь. Например, для того чтобы лишь бы не уступать природе, туристы плеснули банку бензина на муравейник и сожгли его:
«. И плеснул всю банку на муравейник. Плеснул, чиркнул спичкой – ракетой взвилось пламя. Завыло, загудело, вмиг обняв весь огромный муравьиный дом.
Заметались черноголовики, скрючиваясь от невыносимого жара, затрещала сухая хвоя, даже старая ель, десятки лет прикрывавшая лапами муравьиное государство, качнулась и затрепетала от взмывшего в поднебесье раскаленного воздуха.
А Егор с Колькой молча стояли рядом. Загораживаясь от жара руками, глядели, как корчились, сгорая, муравьи, как упорно не разбегались они, а, наоборот, презирая смерть, упрямо лезли и лезли в самое пекло в тщетной надежде спасти хоть одну личинку»
Так уж устроен человек: он никогда не уступит кому-то или чему-то и добивается короны любыми целями.
И это называется быть царем? Царь – это тот человек, который должен защищать, улучшать жизнь подчиненных, а не убивать для своей же личной пользы. Мы обираем природу, опустошаем её без перерыва. А Егор Полушкин сказал такие правильные слова:
«. Человек отдыхает, зверь отдыхает, пашня отдыхает. Всем отдыхать положено не для удовольствия, а для скопления сил. »
Через несколько лет не останется ничего. Даже синяку нужно время, чтобы он залечился. А для природы, обобранной до ниточки, потребуется тысяча и тысяча лет. Так не лучше ли брать от природы то, что нам надо, маленькими порциями, чтобы эти раны природа успевала залечить.
Полушкин поднимает на съезде вопрос по проблеме защиты и сохранения природы. Он выступил очень хорошо, содержательно и убедительно. И не успокоился на этом. Он сам начал реализовывать свои идеи. Но один – в поле не воин. Ему нужна поддержка со стороны односельчан. Но не каждый торопится к нему навстречу. Никто не раскрывает перед ним двери и окна.
Но есть ли свет хотя бы в одном из окошек? Есть. В романе это представитель будущего поколения – Колька, его собственный сын. Егор Полушкин воспитал его по своим принципам, поэтому Колька очень похож на своего отца. Он не испорчен прогрессом цивилизации, он просто обычный, деревенский мальчишка, который умеет удивляться и радоваться всему, что происходит в его жизни. Он простодушный, добрый, отзывчивый. Это мы видим в его поступках. Он хочет спасти щенка Цуцика, но у него не хватает средств. Он всей душой волнуется за его жизнь. Он ответственный, душевный мальчик. И он – хорошая замена на место лесничего.
Дело Полушкина не умрёт, есть продолжатель этого дела – это его сын Колька. Он представляет огромное поколение молодых. И есть надежда, что природа из мастерской превратится в храм и станет святой.
Тема природы и человека, их постоянной связи и взаимодействия сегодня как никогда актуальна. Всем доподлинно известно, что сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы и дисбаланса важно, чтобы каждый человек сам себе задал вопрос : «Кто я? Что я делаю в этом мире? Каким я хочу этот мир передать детям?». Известные слова тургеневского героя Базарова «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник» во мне вызывают двоякие чувства. Человек так часто ставит себя выше всех земных законов, что часто забывает — что они есть неотъемлемая часть живой природы.И это не есть правильно. Человек на месте лесов возводит города, на реках для своих целей ставит плотины, поворачивает их вспять, из-за технического прогресса меняется климат нашей планеты, тысячи представителей флоры и фауны навсегда исчезают с лица земли,мир так близок к техногенной катастрофе. В то же время, если человек начнет грамотно и без жадности обращаться с земными ресурсами, удастся ли ему хоть немного искупить свою вину перед природой? Земля- единственный дом человечества. Природа дает все ресурсы для реализации человеческих желаний и возможностей. Практичный подход к природе, такой ,как у Базарова имеет большинство людей, за счет этого многие строят свои бизнес-империи и корпорации. Природа -это храм, а каждая жизнь в этом храме — наивысшая ценность. И долг каждого стараться жить в гармонии и любви с природой, стремится принести в мир лучшее, изменить и его и себя в положительную сторону. Красота нашего мира так многогранна и удивительна, есть столько поразительных уголков на нашей планете с их потрясающими видами, что человек не может позволить это разрушить, не дав насладиться этим следующим поколениям. Мне кажется, когда человек отталкивает от себя любовь к природе, так как это дела Базаров, он становится черствым и пустым. Планета Земля -дом для человечества, другого дома у него никогда не будет и оно должно сохранить и оберегать прелесть и своего дома.
Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании
Электронный детский журнал “Весточка Земле”. Выпуск 2. Май 2002 г. Содержание Следующая страница
7. Сочинение “Природа – храм или мастерская?” Гокова Марина 10 класс гимназия 140 г. Омск.
С давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся ей, порой принося жертвы. В наш техногенный век, время прогресса, отношение к ней поменялось.
Люди считают себя выше природы. Не пора ли ответить на вопрос: природа – храм или
мастерская? Вопросы экологии становятся предметом обсуждения проблемы
биологического и духовного выживания людей.
Люди разделяются на две категории: одним свойственна душевная тонкость, умение
чувствовать прекрасное, не столько привитое культурой, сколько естественное. Для
этих людей природа – храм, они бережно относятся к ней. Это не подвиг, а обычные,
непримечательные поступки, но они служат поддержанию и утверждению
общечеловеческих, нравственных законов.
Проблема охраны природы тесно связана с вопросами нравственного состояния
человека. Быстрое развитие техники отозвалось нам не только благами. Оно породило
в человеке чувство своей ничтожности, которое рождает в людях презрение к самим
себе и к жизни вообще, безразличное отношение к миру. Природа оказывает
благотворное воздействие на человека, он, действительно, находится, как в храме.
По-моему, побыв на природе, ты набираешься сил, от тебя уходит все негативное и
плохое. Да, природу можно сравнить с храмом. Именно в состоянии мирного покоя,
навеянного природой, открывается самое хорошее в душе: жалость и любовь к людям,
желание защитить их от бед.
Люди, старающиеся жить в гармонии с природой, чувствуют себя легко и
возвышенно, их мучают угрызения совести.
Я думаю, что каждому приятно жить в чистом городе.
А есть люди, которые уходят от мира, они, несомненно, становятся разрушителями. У
них нет представления о культурной жизни. Не человек сотворяет природу, а природа
властвует над человеком. Природа сотворила все самое лучшее, что есть на земле. Ну
зачем же делать из нее мастерскую? Но природа не так беспощадна, как беспощаден к
ней человек, она дает шанс людям исправиться.
По-моему, человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы,
не грабить ее. И в конце я хочу сделать вывод, что природа – храм, а не мастерская.
Берегите ее!
Электронный детский журнал “Весточка Земле”. Выпуск 2. Май 2002 г. Содержание Следующая страница
АДРЕСА ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОЕКТА:
150000, г.Ярославль, ЦОС, а/я 1063,
Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, “Экожурнал”
Телефон: 32-88-91, 30-29-62
Координатор – Завьялова Лариса Михайловна: zlm@dlc.edu.yar.ru
Проект проводится при поддержке Департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области ©Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2002
Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, живший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».
Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа — это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса — иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями — под водой оказались деревни и источники заражения воды — скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря — уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Чернобыль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.
Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спутники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Неужели мы никогда не изживем из нашего менталитета закрепленное народной мудростью понятие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?
Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие планеты», то есть леса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать — не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран.
Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу — всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры — это должно стать законом для отдыхающих на природе. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские — это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.
Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, живший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».
Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа — это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса — иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями — под водой оказались деревни и источники заражения воды — скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря — уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Чернобыль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.
Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спутники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Неужели мы никогда не изживем из нашего менталитета закрепленное народной мудростью понятие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?
Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие планеты», то есть леса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать — не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран.
Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу — всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры — это должно стать законом для отдыхающих на природе. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские — это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.
Тема природы и человека,и их постоянной связи и взаимодействия сегодня как никогда актуальна. Всем доподлинно известно, что сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы и дисбаланса важно, чтобы каждый человек сам себе задал вопрос : «Кто я? Что я делаю в этом мире? Каким я хочу этот мир передать детям?». Известные слова тургеневского героя Базарова «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник» во мне вызывают двоякие чувства. Человек так часто ставит себя выше всех земных законов, что часто забывает — что они есть неотъемлемая часть живой природы.И это не есть правильно.
Человек на месте лесов возводит города, на реках для своих целей ставит плотины, поворачивает их вспять, из-за технического прогресса меняется климат нашей планеты, тысячи представителей флоры и фауны навсегда исчезают с лица земли,мир так близок к техногенной катастрофе. В то же время, если человек начнет грамотно и без жадности обращаться с земными ресурсами, удастся ли ему хоть немного искупить свою вину перед природой?Земля- единственный дом человечества.Природа дает все ресурсы для реализации человеческих желаний и возможностей. Практичный подход к природе, такой ,как у Базарова имеет большинство людей, за счет этого многие строят свои бизнес-империи и корпорации. Природа -это храм, а каждая жизнь в этом храме — наивысшая ценность. И долг каждого стараться жить в гармонии и любви с природой, стремится принести в мир лучшее, изменить и его и себя в положительную сторону. Красота нашего мира так многогранна и удивительна, есть столько поразительных уголков на нашей планете с их потрясающими видами, что человек не может позволить это разрушить, не дав насладиться этим следующим поколениям. Мне кажется, когда человек отталкивает от себя любовь к природе, так как это дела Базаров, он становится черствым и пустым. Планета Земля – дом для человечества, другого дома у него никогда не будет и оно должно сохранить и оберегать прелесть и своего дома
Проблема сочинения по русскому языку на тему природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник :
И. С. Тургенев, «Отцы и дети»
Люди забывают о том, что природа – их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Именно таким Автор видит в нем “нового” человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека – как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней – когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.