Сочинение на тему природа и человек в слове о полку игореве

12 вариантов

  1. О том, что знаменитая повесть «Слово о полку Игореве» имеет не только эпическое начало, но и лирическое, говорит яркий образ природы. Она занимает особое место, как в сюжете произведения, так и в лирических отступлениях. Ее необычность в постоянной динамике. Читатель не увидит в произведении статических описаний природы, только в постоянном движении. Вместе с поступками героев изменяется и природа. Все действия героев сопровождаются яркими природными образами. И даже, когда автор приводит, как воспоминание, речи Святослава – и там присутствуют элементы пейзажа.
    Заметно, что писатель разбирался в степной природе Руси. Он точно описывает разные виды животных и птиц, использует сложные охотничьи термины.
    Важным символом в повести является солнечное затмение, которое видит князь Игорь перед своим походом. В те времена это редкое природное явление сулило что-то плохое, предупреждало о какой-то опасности. Автор показывает, что князь поступает опрометчиво, не восприняв совет природы всерьез. И как результат – князь проигрывает сражение половцам.
    Не менее яркой видится нам природа в момент побега Игоря из плена. Автор сравнивает своего героя с белкой, уткой, волком и даже самим ветром.
    Природа одухотворена в повести, наделена умением сопереживать. Когда князь бежит с плена, она пытается ему помочь. Например, дятлы стучат, указывая ему правильное направление. Мотив природы-защитницы популярен в народном фольклоре. Так, в русских народных сказках часто встречаются природные силы, которые помогают главным героям. Поэтому этот мотив наделяет воинскую повесть сказочными деталями.
    Автор сравнивает с разными животными не только князя Игоря, но и других героев. Славный певец Боян сравнивается с соловьем. Половцы – с черными воронами. А грозный половецкий хан – с серым страшным волком.
    Кроме сравнений с животными и птицами, есть в повести сравнения с небесными светилами. Так, князь Игорь приравнивается к солнцу. Олег и Святослав названы автором прекрасными месяцами.
    Создатель «Слова о полку Игореве» гениально изображает природу, воспевая ее красоту и силу. Но тем ни менее, сама история не превращается в сказку, а сохраняет реалистичность и героичность. Все картины лишь подчеркивают гармонию природы и человеческих поступков. Это является характерной чертой лирических произведений.
    А тесная связь эпического и лирического начала в повести неоспорима.
    Для природы в произведении характерна двойная функция. Она показана такой, что живет собственной жизнью – и одновременно она служит для выражения мыслей автора. При помощи описания природы мы лучше понимаем чувства героев и сильнее им сопереживаем.
    Автор говорит и о том, как важно быть в гармонии с природой, прислушиваться к ее явлениям. Если бы князь Игорь поверил солнечному затмению, возможно, мог бы избежать беды.
    Образ природы в повести «Слово о полку Игореве» важен для раскрытия образов главных героев.

  2. Русская природа выступает в «Слове о полку Игореве» как отдельное действующее лицо. Она реагирует на все происходящие события, как живой человек. В некоторых местах поэмы природа разъясняет читателю непонятные моменты.
    Автор – очень чуткий наблюдатель. В своем произведении он подмечает многие мелкие детали. Например, приводится описание берегов Донца, которые в «Слове…» имеют серебряный цвет. На первый взгляд может показаться, что это просто эпитет. Но в действительности воды Дона имеют беловатый оттенок, потому что содержат в себе много мела. В летнее время года берега Дона обмелевают, оставленный на косах и отмелях мел отсвечивает серебром.
    Очень точное наблюдение автора можно отметить в эпизоде побега Игоря из плена. Князь благодарит Донец за то, что тот спрятал его. Чтобы не попасться в руки половецким князьям, Игорь бежал только по ночам. Днем же ему приходилось скрываться в зарослях на берегу степных рек. О приближении людей беглецу сообщали гоголи и чайки. Когда их поведение становилось беспокойным, Игорь начинал бежать дальше.
    Еще одной мастерски подмеченной деталью описания природы являются дятлы, которые указывают Игорю дорогу к реке. Степная река и деревья, находящиеся только на берегах, не видны издалека, поэтому стук дятлов помогал князю двигаться в нужном направлении.
    Природа, безусловно, имеет огромное значение в «Слове о полку Игореве», но автор не добавляет прямого описания пейзажей. Природа воспринимается им не как нечто прекрасное, чем стоит любоваться, а как главный помощник человека в трудную минуту. Она влияет на ход описанных событий и является одним из главных их участников. Природа в «Слове…» наделена человеческими качествами – она так же изменчива, как живое существо. В поэме множество эпизодов, где природа играет главную роль: она предсказывает исход сражения еще в начале похода, помогает Игорю бежать из плена, к ней обращается с мольбой жена Игоря Ярославна. Разберем каждый эпизод поподробнее.
    Участие природы в повествовании заметно с самого начала. Свет солнца меркнет, и наступает затмение, начинается гроза. Все это должно уберечь Игоря от неудачного похода. Дикие птицы и звери тоже пытаются помешать безрассудному поступку князя. Движение половецкого войска навстречу русской дружине сопровождается синими тучами. Поражение княжеского войска отражается на состоянии природы: деревья в печали и роняют листву, а трава никнет к земле.
    Автор отмечает изменение природы из-за княжеских распрей. Войны Олега приводят к тому, что пустеют пашни.

  3. 3
    Текст добавил: Не_Тр0гаЙ_мЕня

    (На иллюстрации картина В. М. Назарук “Затмение (Слово о полку Игореве)” 1985г.)
    Многие писатели, поэты, художники и скульпторы описывают в своих произведениях природу. Зачастую, это изображение красивых пейзажей, описание закатов и рассветов, любование природными красотами и прочее. Но в повествовании «Слово о полку Игореве» природа является одним из основных участников всех событий, и ее по праву можно назвать главным действующим лицом поэмы, а автора «Слова» – исключительным знатоком русской природы.
    Природа стала прямым соучастником в побеге Игоря, поскольку длительное время главный герой скрывался на заросшем побережье «серебряного» Донца, где жители этого ж побережья (гоголи и чайки) предупреждали Игоря своим криком и беспокойным поведением о приближении погони. Автор весьма правдиво описал берег Донца, назвав его серебряным, ведь воды реки, разрезая меловые горы, несут большое количество мела, который позже оседает на берегу и блестит, как серебро. Еще одними помощниками Игоря были дятлы, которые своим стуком указывали герою, где находится вода.
    Несмотря на то, что в поэме практически не встречаются пейзажи, читатель всегда имеет возможность вполне детально представить, на каком фоне происходят события, поскольку природа в данном контексте является непосредственным активным участником событий. Она сопереживает русскому народу, предупреждая их об опасности, способствует побегу Игоря, затемнением солнца предупреждает его о провале перед походом, грозой пытается остановить его на пути к гибели. Стоит отметить и тот момент, где вместе с падением русских пала духом и природа – поникла трава, деревья наклонились низко к земле и с них, как слезы, посыпалась листва.

  4. Автор: Евгения Кошечкина
    В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  5. Природа в поэме ведет непрекращающийся диалог (поначалу – монолог) с русским народом.
    В самом начале, когда только Игорь выступает против половцев, случается солнечное затмение, предвещая беду. Но воины уже раскалены, им не терпится ринуться в бой.
    Между тем лес наполняется тревожными звуками, все животные – и птицы, и звери, обеспокоены. Повсюду разносится
    Окрыленные первой победой, русские решаются на второй ночлег в степи. Утро начинается с кровавого рассвета, природа вновь посылает тревожное знамение.
    Русское войско повержена, все кругом скорбит: поникли даже листья на деревьях.
    В далеком краю плачет Ярославна. Она упрекает природу (в частности, ветер и Солнце) в том, что она отвернулась от русских, не защитила их должным образом. Вместе с тем она умоляет ее сохранить мужа, Игоря, вернуть его лодки домой.
    Природа, конечно же, услышала эту мольбу: враз всколыхнулось море, вихрь поднялся и понесся в сторону родного дома.
    Когда Игорь возвращался домой, звонко и радостно пели соловьи, а дятлы своими стуками помогали держаться верной дорогой.
    В конце поэмы мы становимся свидетелями душевной беседы реки Донца и Игоря. Река говорит князю, что своим возвращением он принес Руси радость великую, Игорь же благодарит ее за теплый прием.
    Мы видим, что природа целиком и полностью стоит на стороне русских, она и предупреждает, и помогает, и выручает воинов Руси. Читатель, чувствуя такую мощную поддержку, верит в избранность русского народа и в то, что ему обязательно улыбнется удача.

  6. Сочинение с планом слово о полку игореве на тему природа и судьба человека в слове

    Ответы:

    Вроде бы так В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины. Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина. С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу) . Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне: «Цветы почернели от скорби! Дерево в тоске к земле припало! » Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой. С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве» . Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  7. В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  8. Если вы хотите ощутить всю чистоту и одушевленность описания природы, нарисовать в своем воображении полноценные образы, то советую прочесть шедевр русской литературы “Слово о полку Игореве”. Эта поэма существенно перевернула понимание читателей того времени. В ней присутствуют тончайшие описания природы, которая выступает как активный деятель событий.
    Автор поэмы оказался тонким наблюдателем природных явлений, которые описал с помощью писательских приемов. Например, описание Берегов реки Донец, которые названы ним “серебряными”, ведь вода ее насыщенна мелом, поскольку на своем пути проходить сквозь меловые отложения. Летом отмели реки, словно отблескивают серебром мела.
    Особое внимание привлекает эпизод с бегством Игоря вдоль реки. Здесь автор проницательно описывает роль птиц в прибережной части Донца – гоголи и чайки чутко сообщали о приближении людей. Это помогло Игорю следить за приближением врагов.
    Автор смог указать также на особенности степной природы, которая, хоть и тщательно укрывала реку от посторонних взглядов, привела Игоря к ней, распространив тонкий “тект” дятлов. Видимо, даже природа хотела уберечь его от гибели.
    Хотя природа и занимает основную роль в поэме, она не выступает просто объектом наблюдения и любования, она выступает как главный участник событий, активный и деятельный. Она выступает мерилом человеческий ценностей, регулирует ход событий, стимулирует или же притупляет их. Природа наделена человеческими возможностями, ей позволено решать исход тех или иных действий. Ее необычная роль сразу же приковывает к себе внимание читателя, заинтересовывая своей необычайностью и индивидуальностью. Природа помогает русским победить, она перешла на сторону Игоря и всячески спасает его от гибели, сопутствует ему в таком сложном путешествии, сохраняя максимальный покой. Она пыталась предупредить его еще в самом начале, когда он решил отправиться в этот гибельный путь, с помощью “стонущей грозы”, которая должна была предотвратить этот поход. Даже степные звери, пытаясь предупредить о предчувствии поражения русских, пытались остановить эти события.
    Предвестниками войска половцев стали синие тучи, которые пытались оповестить Игоря об этом. Битва между людьми даже была перенесена и в природу. Это отразилось в противостоянии сил добра и зла, в которую вступили силы все стихий. Автор чутко передал серьезность действий человека и их влияние на окружающую природу. Он привлек внимание читателя к важным и вечным проблемам зависимости людей и планеты, которая периодично отходи на второй план. Все действия, которые мы принимаем, имеют отзвук в окружающем нас мире, который “стонет” от неграмотного вмешательства.
    Эта поэма – символ гармонии человека и природы. Давайте чаще вспоминать ту мораль, которую нам донес автор.

  9. «Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.
    Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
    В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».
    Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!» В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе».
    Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
    Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
    Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
    Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
    Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
    Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.

  10. СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.
    Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.
    В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений. Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
    …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
    Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания. Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:
    Уже несчастий его подстерегают птицы
    по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
    К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды. Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

  11. В привлечении русской природы как действующего лица своего повествования безымянный автор “Слова о полку Игореве” проявил себя как исключительно наблюдательный ее знаток. Вот почему в самой русской природе можно найти довольно точный комментарий ко многим неясным местам этой поэмы.
    Внимательный наблюдатель природы, автор с изумительной точностью и правдивостью передает, например, описание берегов Донца как “серебряных”. Действительно, Донец несет в своих водах много мела (он прорезывает на своем пути меловые горы). Летом, когда берега Донца обмелевают, отложения этого мела на отмелях и косах блестят, как серебряные.
    Наблюдательность автора особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена. Игорь хвалит Донец за то, что тот сторожил его. Действительно, Игорю приходилось бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых прибрежных зарослях степных рек. О погоне предупреждали чуткие к приближению человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом спокойно.
    Знание степной природы сказывается и там, где автор “Слова” говорит, что дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке. Степную реку, запрятавшуюся в глубокой долине, издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек, но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки, Игорю указывал далеко слышный в степи “тект” дятлов.
    Хотя природа занимает исключительно большое место в “Слове о полку Игореве”, в поэме нет пейзажа самого по себе. Природа – не объект созерцания и любования, а высшее мерило всех ценностей и человека. Природа воспринимается автором только в ее изменениях, она введена в события, она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Природа сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, “стонущая грозою”, стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя клонятся до земли или роняют листву. Автор “Слова” отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря к победе, то сочувствующие и помогающие ему.
    Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра.
    Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тес-но слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.
    Союз природы и человека, с такою силою развернутый в поэме, – союз поэтический. Природа для автора “Слова” -гигантский резервуар поэтических средств и своеобразное “музыкальное сопровождение”, придающее особенно сильное по-этическое звучание его действию.
    В “Слове” природа рисуется в обширной перспективе. В действие введены огромные географические пространства: Половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и другие – вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Чем шире пространства, тем больше могущество героев поэмы.
    Масштабы битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого. Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.
    Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему под обла-ками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял в себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, кото-рое тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Можно было бы значительно увеличить количество примеров, доказывающих глубокое знание автором “Слова о полку Игореве” степной природы.
    Живая картина древней половецкой степи, донесенная до нас в содержании поэмы, – яркое свидетельство того, что “Слово о полку Игореве” написано ее очевидцем – может быть, участником степного похода Игоря.

    Вместе с сочинением «Русская природа в “Слове о полку Игореве”» часто ищут

    Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»
    Фатальность в “Песни о вещем Олеге”
    Категория: Сочинения для 9 класса | Метки: Киевская Русь, эпос, русская природа, Слово о полку Игореве, былина, славяне
    Популярность темы: 26500 | Оценка: 3.6 | Закладки:
    Всего комментариев: 0

  12. “Слово о полку Игореве” является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе “Слова о полку Игореве” образы природы играют огромную роль.
    Природа в “Слове о полку Игореве” выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
    В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к
    живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в “Слове о полку Игореве” выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она “переживает” за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: “Ничить трава жалощами, а древо с тугою
    к земли преклонилось”.
    Вспомним описание второй битвы. “…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!” В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: “Солнце ему тьмою путь заступаше”.
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце “светлое и тресветлое”, Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить “милому ладе”.
    Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря “врани не граахуть, сорокы не троскоташа”, соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
    Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: “Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!” Когда Игорь возвращается из плена, “солнце светится на небесе”.
    Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
    Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
    Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
    Изображая природу, автор “Слова о полку Игореве” ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, “принести повинную голову” Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве” Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве” План I. Эпоха создания “Слова о полку Игореве”. II. Связь “Слова…” с устным народным творчеством. 1. Жанровое своеобразие “Слова…”. 2. Фольклорные элементы в…
    Тема Руси в “Слове о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во…
    ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” КЛАССИКА ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное…
    Читать сокращенно “Слово о полку Игореве” Рассказ про знаменитого и легендарного певца Бояна, который через песню умел передать любую новость и делал это настолько умело, что ему не было равных в этом деле. В своих песнях,…
    Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев…
    Мир природы в лирике С. Есенина Мир природы в лирике С. Есенина План I. Есенин – поэт природы. II. Гармония и совершенство – мерило красоты. 1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека. 2. Любовь к…
    Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из…
    ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) Афанасий Афанасьевич Фет – один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. “Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант”, – писал о нем П….
    Картины природы в повести И. С. Тургенева “Ася” Повесть И. С. Тургенева “Ася” иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом…
    РОЛЬ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира…
    КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА 1 вариант Когда читаешь стихотворения замечательных поэтов XIX века И. С. Никитина, А. К. Толстого, А….
    Образ автора в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Образ автора в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” План I. Образ автора в литературных произведениях. II. Особенность образа автора в поэме “Мертвые души”. III. Авторское отношение к содержанию поэмы….
    Образ Родины в лирике С. Есенина Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. С. Есенин План I. “Чувство Родины основное в моем творчестве”. II. Любовь к Родине и природе родного края…
    Сочинение описание природы весной Каждое Утро весной я с нетерпением выхожу в сад, ожидая увидеть, как цветут фруктовые деревья. Где-то в середине апреля почки на деревьях становятся такими большими, что вот-вот взорвутся. Присматриваюсь к…
    ОТНОШЕНИЕ А. С. ПУШКИНА К РУССКОЙ ПРИРОДЕ А. С. Пушкин, будучи свободолюбивым человеком, всю жизнь был вынужден подчиняться. И он понял со временем, что человек может быть полностью свободен только внутренне, а во внешнем мире он находит…
    ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА (вариант 1) Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, – именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после…
    Синичкин календарь КНИГИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ Синичкин календарь В. В. Бианки – замечательный писатель-природовед. Все его произведения основаны на познавательном материале. Вот и в сказке “Синичкин календарь” по ходу повествования автор…
    ВЕЧНЫЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа….
    ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” (вариант 2) В романе “Евгений Онегин” нашла художественное воплощение жизнь России начала 19 века. Духовные поиски и идейно-психологический кризис части передового столичного дворянства, быт и культурный уровень провинции, жизнь народа – все…
    ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Основу романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” составляет любовная история двух главных персонажей – Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Однако не менее важным является…
    Образ Руси в поэзии А. А. Блока Образ Руси в поэзии А. А. Блока Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную…
    ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ (образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Не будет преувеличением сказать, что “Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Так, кстати, считал В. Г. Белинский. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь…
    ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса…
    Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать…
    Художественный образ Искусство постигает бытие человечества, общества, личности, природы в художественных образах. Художественный образ является основой любого вида искусства, а также фольклора (как народного искусства). Художественный образ сочетает реальный мир и творческий…
    ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ (образ Кутузова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”) Историческая личность – суть ярлык, который история вешает на то или иное событие. Л. Н. Толстой “Война и мир” – исторический роман, в котором автором охвачены все стороны общественной жизни…
    ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Молодого Пьера Безухова Л, Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех…
    ОБРАЗ ВЛАДИМИРА ЛЕНСКОГО В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Читая роман “Евгений Онегин”, восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной…
    Образ Сантьяго в романе Пауло Коэльо “Алхимик” Хочется узнавать что-то новое, более загадочное, необычное, неизведанное; разгадывать тайны собственной души, познавать самих себя. И что, как не образы, которые будто открывают судьбы тысячи людей и в то же…
    Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял…
    Образ природы в “Слове о полку Игореве”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *