Сочинение на тему природа в романе евгений онегин

10 вариантов

  1. Природа в
    романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Господский дом
    уединенный,
    Горой от ветра
    огражденный,
    Стоял над
    речкою. Вдали
    Пред ним
    пестрели и цвели
    Луга и нивы
    золотые…
    А. С. Пушкин
    Александр
    Сергеевич Пушкин, будучи истинным лириком и патриотом, не мог не любить русскую
    природу. В ней видел он рационализм, покой, совершенное творение Бога. Самые
    разнообразные картины природы можно увидеть в лирике поэта и в его романе
    «Евгений Онегин». Но не следует думать, что Александр Сергеевич описывает
    природу лишь для того, чтобы создать фон, на котором будут действовать его
    герои, страдая и мучаясь, и даже погибая.
    Природа в
    романе олицетворена, она почти героина произведения, органически входя в ткань
    повествования, помогает понять характеры действующих лиц. Любовью к природе
    проверяет автор своих героев на духовность, а нелюбовь или равнодушие к ней
    некоторых персонажей Пушкин объясняет издержками их воспитания или полным
    бездушием.
    Деревня, где
    скучал Евгений,
    Была прелестный
    уголок…
    Господский дом
    уединенный…
    Стоял над
    речкою. Вдали
    Пред ним
    пестрели и цвели
    Луга и нивы
    золотые…
    Среди
    первозданной красоты, человек сам становится чище, душевнее и богаче духовно.
    Увидеть и оценить мир может только искренний и добрый человек, обладающий не
    столько умом, сколько сердечностью. Поэт доказывает это образом своей любимой
    героини — Татьяны Лариной.
    Она любила на
    балконе
    Предупреждать
    зари восход,
    Когда на
    бледном небосклоне
    Звезд исчезает
    хоровод,
    И тихо край
    земли светлеет,
    И, вестник
    утра, ветер веет,
    И всходит
    постепенно день.
    Природа в
    романе «Евгений Онегин» действенна, не остается равнодушной к героям, она
    «сопровождает» их, утешает или предупреждает о грядущем (сон Татьяны). Не
    случайно автор пишет, что Татьяна любила русскую зиму. Это своеобразное
    признание в любви к России, которую невозможно представить без белого,
    пушистого снега, катания на санях, зимних забав и суровой красоты севера. Было
    бы неестественно, если бы Пушкин показал «деревенскую девушку» Татьяну
    страстной патриоткой, но через любовь к природе родной земли открывается
    истинная духовная красота героини.
    Татьяна
    (русская душою,
    Сама не зная
    почему)
    С ее холодною
    красою
    Любила русскую
    зиму,
    На солнце иней
    в день морозный,
    И сани, и зарею
    поздной
    Сиянье розовых
    снегов,
    И мглу
    крещенских вечеров.
    Описание картин
    природы — это возможность и автору сказать о своей любви к России, ее
    бескрайним просторам, прекрасным пейзажам. Безусловно, Пушкин любит родину, иначе
    он не смог бы «создать» таких великолепных картин.
    В тот год
    осенняя погода
    Стояла долго на
    дворе,
    Зимы ждала,
    ждала природа.
    Снег выпал
    только в январе
    На третье в
    ночь. Проснувшись рано,
    В окно увидела
    Татьяна
    Поутру
    побелевший двор,
    Куртины, кровли
    и забор,
    На стеклах
    легкие узоры.
    Деревья в
    зимнем серебре…
    Природа в
    описании Пушкина не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди
    которого обитают герои поэта, и не случайно в гранитном Петербурге, став
    светской дамой, Татьяна с грустью вспоминает деревню с ее нехитрым бытом, где
    героиня оставила родных людей, где зарождалась ее единственная и незабвенная
    любовь.
    Сейчас отдать я
    рада
    Всю эту ветошь
    маскарада,
    За полку книг,
    за дикий сад,
    За наше бедное
    жилище,
    За те места, где.
    в первый раз,
    Онегин, видела
    я вас,
    Да за смиренное
    кладбище,
    Где нынче крест
    и тень ветвей
    Над бедной
    нянею моей…
    Так сложилось в
    литературе XIX века, что описание картин природы было для авторов не самоцелью,
    а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой
    героя, его гармонию с окружающим миром или разлад. И у Пушкина в романе
    «Евгений Онегин» природа помогает глубже понять душевное состояние героев,
    замысел автора, показавшего жизнь его современников во всем многообразии,
    красоту земли.
    Встает заря во
    мгле холодной;
    На нивах шум
    работ умолк;
    С своей
    волчихою голодной
    Выходит на
    дорогу волк…

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  2. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был закончен весной 1831 года. В романе воспроизведена картина жизни русского общества первой трети XIX века. Онегин, Ленский, Татьяна — современники, ровесники декабристов, люди поколения двадцатых — тридцатых годов. Следует отметить, что сам Пушкин охарактеризовал свой роман как «свободный». Сюжетная особенность «Евгения Онегина» включает в себя свободу авторских отступлений от основной линии повествования. Автор ведет непринужденные разговоры на различные темы, при этом одним из важнейших видов лирических отступлений являются многочисленные пейзажные зарисовки. Следует отметить, что в ранних произведениях Пушкин создавал идиллические пейзажи и рисовал экзотическую природу Кавказа, а в романе «Евгений Онегин» поэт обратился к изображению среднерусской полосы.
    Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных картин, чаще всего выполняющих роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая. Картины наступления деревенской зимы предваряют описание образа жизни Онегина в деревне в главе четвертой. Сюжетное содержание большей части романа связано с деревенской тематикой. Естественно поэтому обильное наполнение этих глав пейзажным элементом. Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы:
    Деревня, где скучал Евгений,
    Была прелестный уголок;
    Там друг невинных наслаждений
    Благословить бы небо мог.
    Пушкин высказывает свое ироническое отношение к произведениям сентименталистов, в которых были созданы идиллические пейзажи, характерные для всей дворянской лирики конца XVIII — начала XIX века. В романе «Евгений Онегин» воссоздан реалистический пейзаж, отражающий впечатления Пушкина от села Михайловское.
    На протяжении всего романа, благодаря чередованию времен года, прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой — после дуэли с Ленским — покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина. Так пейзаж из фона действия превращается в важнейший структурный элемент повествования. Пушкину важно показать, что автор его романа — это творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия и определяющий соотношение сюжетных линий. Например, забегая вперед, он повествует о развитии судеб своих героев. Так, сразу же после описания дуэли, состоявшейся зимой, рассказывается о памятнике на могиле Ленского, который летом увидела «горожанка молодая». Затем, вновь опережая события, автор сообщает о том, что Онегина в деревне «теперь уж нет», а «памятник унылый забыт». И только после этого рассказывает о замужестве Ольги и отъезде Татьяны в Москву.
    Пушкинские пейзажи не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето — «мелькает «, ноябрь — «приближается», дни — «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы:
    …приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора.
    Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме.
    Пушкин не любил лето, поэтому данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой: «карикатура южных зим». Любимому пушкинскому сезону — осени — посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени — «довольно скучная пора», что подчеркивается рядом деталей: «Реже солнышко блистало, короче становился день».
    В единственном описании весны встречаются эпитеты, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой». Поэт признается, что ему «грустно» явление весны.
    Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег».
    В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег».
    В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».
    Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. В первых главах романа образ природы соотносится с образом Евгения:
    Два дня ему казались новы
    Уединенные поля,
    Прохлада сумрачной дубравы,
    Журчанье тихого ручья…
    «Уединенные поля», «сумрачная дубрава» — это все классические признаки своеобразного «приюта» изгнанника света. В определенной мере благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина, уже ощущаются признаки чуть заметной авторской иронии. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», — то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.
    Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:
    Она любила на балконе
    Предупреждать зари восход,
    Когда на бледном небосклоне
    Звезд исчезает хоровод…
    Романтическая окрашенность пейзажа в данном случае обусловлена романтическим мироощущением самой героини. Даны отдельные признаки летнего и зимнего состояния природы, включаемые в описание образа жизни Татьяны.
    В композиции седьмой главы весенний пейзаж и сменяющие его авторские размышления не случайны. Эта глава является по-своему переломной в судьбе Татьяны. И именно через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл этого перелома. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно:
    Ее прогулки длятся доле.
    Теперь то холмик, то ручей
    Останавляют поневоле
    Татьяну прелестью своей…
    Судьба Татьяны решена. И картины наступления русской зимы, сменяющие описание осени, еще более усиливают в общем контексте чувство обреченности героини:
    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл — и вот сама
    Идет волшебница зима.
    Достаточно часто пейзаж представлен читателю таким, каким его видит Татьяна: «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор «. Пушкин отмечает, что смена времен года тесно связана с душевным состоянием его «милого идеала». Именно поэтому чистота, внутренняя строгость, величавость и сдержанная гармония, присущие зиме, оказались природными свойствами Татьяны.
    Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» — стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании:
    Простите, игры золотые!
    Он рощи полюбил густые,
    Уединенья, тишину,
    И ночь, и звезды, и луну.
    Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими.
    Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.

  3. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был закончен весной 1831 года. В романе воспроизведена картина жизни русского общества первой трети XIX века. Онегин, Ленский, Татьяна – современники, ровесники декабристов, люди поколения двадцатых – тридцатых годов. Следует отметить, что сам Пушкин охарактеризовал свой роман как «свободный». Сюжетная особенность «Евгения Онегина» включает в себя свободу авторских отступлений от основной линии повествования. Автор ведет непринужденные разговоры на различные темы, при этом одним из важнейших видов лирических отступлений являются многочисленные пейзажные зарисовки. Следует отметить, что в ранних произведениях Пушкин создавал идиллические пейзажи и рисовал экзотическую природу Кавказа, а в романе “Евгений Онегин” поэт обратился к изображению среднерусской полосы.
    Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных картин, чаще всего выполняющих роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая. Картины наступления деревенской зимы предваряют описание образа жизни Онегина в деревне в главе четвертой. Сюжетное содержание большей части романа связано с деревенской тематикой. Естественно поэтому обильное наполнение этих глав пейзажным элементом. Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы:
    Деревня, где скучал Евгений,
    Была прелестный уголок;
    Там друг невинных наслаждений
    Благословить бы небо мог.
    Пушкин высказывает свое ироническое отношение к произведениям сентименталистов, в которых были созданы идиллические пейзажи, характерные для всей дворянской лирики конца XVIII – начала XIX века. В романе «Евгений Онегин» воссоздан реалистический пейзаж, отражающий впечатления Пушкина от села Михайловское.
    На протяжении всего романа, благодаря чередованию времен года, прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина. Так пейзаж из фона действия превращается в важнейший структурный элемент повествования. Пушкину важно показать, что автор его романа – это творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия и определяющий соотношение сюжетных линий. Например, забегая вперед, он повествует о развитии судеб своих героев. Так, сразу же после описания дуэли, состоявшейся зимой, рассказывается о памятнике на могиле Ленского, который летом увидела «горожанка молодая». Затем, вновь опережая события, автор сообщает о том, что Онегина в деревне «теперь уж нет», а «памятник унылый забыт». И только после этого рассказывает о замужестве Ольги и отъезде Татьяны в Москву.
    Пушкинские пейзажи не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето – «мелькает », ноябрь – «приближается», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы:
    …приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора.
    Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме.
    Пушкин не любил лето, поэтому данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой: «карикатура южных зим». Любимому пушкинскому сезону – осени – посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени – «довольно скучная пора», что подчеркивается рядом деталей: «Реже солнышко блистало, короче становился день».
    В единственном описании весны встречаются эпитеты, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой». Поэт признается, что ему «грустно» явление весны.
    Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег».
    В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег».
    В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».
    Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. В первых главах романа образ природы соотносится с образом Евгения:
    Два дня ему казались новы
    Уединенные поля,
    Прохлада сумрачной дубравы,
    Журчанье тихого ручья…
    «Уединенные поля», «сумрачная дубрава» – это все классические признаки своеобразного «приюта» изгнанника света. В определенной мере благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина, уже ощущаются признаки чуть заметной авторской иронии. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», – то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.
    Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:
    Она любила на балконе
    Предупреждать зари восход,
    Когда на бледном небосклоне
    Звезд исчезает хоровод…
    Романтическая окрашенность пейзажа в данном случае обусловлена романтическим мироощущением самой героини. Даны отдельные признаки летнего и зимнего состояния природы, включаемые в описание образа жизни Татьяны.
    В композиции седьмой главы весенний пейзаж и сменяющие его авторские размышления не случайны. Эта глава является по-своему переломной в судьбе Татьяны. И именно через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл этого перелома. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно:
    Ее прогулки длятся доле.
    Теперь то холмик, то ручей
    Останавляют поневоле
    Татьяну прелестью своей!…
    Судьба Татьяны решена. И картины наступления русской зимы, сменяющие описание осени, еще более усиливают в общем контексте чувство обреченности героини:
    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница зима.
    Достаточно часто пейзаж представлен читателю таким, каким его видит Татьяна: «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор ». Пушкин отмечает, что смена времен года тесно связана с душевным состоянием его «милого идеала». Именно поэтому чистота, внутренняя строгость, величавость и сдержанная гармония, присущие зиме, оказались природными свойствами Татьяны.
    Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» – стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании:
    Простите, игры золотые!
    Он рощи полюбил густые,
    Уединенья, тишину,
    И ночь, и звезды, и луну.
    Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими.
    Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.

  4. “Но, может быть, такого рода
    Картины вас не привлекут:
    Все это низкая природа;
    Изящного не много тут”.
    А.С.Пушкин
    Когда В.Г.Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то, в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.
    Интересно отметить, что широко описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается показать характер героев. В Лариной сливается особое восприятие любви, жизни и природы. И недаром ведь Пушкин говорит:
    Татьяна (русская душою,
    Сама не зная почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму…
    Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть “русскость”. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года.
    А вот над нашим летом (не на Нижней Волге, конечно) севернее Москвы романист посмеивается:
    Но наше северное лето,
    Карикатура южных зим,
    Мелькнет и нет…
    Если, рассказывая о своем “милом идеале”, создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским, он сравнивает Ольгу с луной:
    Кругла, красна лицом она,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.
    А ведь и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: “И утренней луны бледней…”
    Онегин скучал в городе, где “равно он зевал средь модных и старинных зал”. Так же скучно ему и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”.
    Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего любил он осень.
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало.
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу…
    Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое “низкое” описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу “роскошным слогом” в романтическом стиле. Но именно эти картины “низкой природы” удивительно глубоко западают в душу.
    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысья как-нибудь;
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая;
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.
    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки Жучку посадив,
    Себя в коня преобразив;
    Шалун уж заморозил пальчик:
    Ему и больно, и смешно,
    А мать грозит ему в окно…
    Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привел бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.
    Пред ними лес; недвижны сосны
    В своей нахмуренной красе;
    Отягчены их ветви все
    Клоками снега; сквозь вершины
    Осин, берез и лип нагих
    Сияет луч светил ночных;
    Дороги нет; кусты, стремнины
    Метелью все занесены,
    Глубоко в снег погружены.
    А место, где похоронен Ленский, “поэт задумчивый, мечтатель”, убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша.
    Есть место: влево от селенья,
    Где жил питомец вдохновенья,
    Две сосны корнями срослись;
    Под ними струйки извились
    Ручья соседственной долины.
    Там пахарь любит отдыхать,
    И жницы в волны погружать
    Приходят звонкие кувшины;
    Там у ручья в тени густой
    Поставлен памятник простой.
    Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава:
    Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потопленные луга.
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года;
    Синея блещут небеса.
    Еще прозрачные леса
    Как будто пухом зеленеют.
    Пчела за данью полевой
    Летит из кельи восковой.

  5. Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных картин, чаще всего выполняющих роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая. Картины наступления деревенской зимы предваряют описание образа жизни Онегина в деревне в главе четвертой. Сюжетное содержание большей части романа связано с деревенской тематикой. Естественно поэтому обильное наполнение этих глав пейзажным элементом. Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы:
    Деревня, где скучал Евгений,
    Была прелестный уголок;
    Там друг невинных наслаждений
    Благословить бы небо мог.
    Пушкин высказывает свое ироническое отношение к произведениям сентименталистов, в которых были созданы идиллические пейзажи, характерные для всей дворянской лирики конца X/III – начала XIX века. В романе «Евгений Онегин» воссоздан реалистический пейзаж, отражающий впечатления Пушкина от села Михайловское.
    На протяжении всего романа, благодаря чередованию времен года, прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина. Так пейзаж из фона действия превращается в важнейший структурный элемент повествования. Пушкину важно показать, что автор его романа – это творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия и определяющий соотношение сюжетных линий. Например, забегая вперед, он повествует о развитии судеб своих героев. Так, сразу же после описания дуэли, состоявшейся зимой, рассказывается о памятнике на могиле Ленского, который летом увидела «горожанка молодая». Затем, вновь опережая события, автор сообщает о том, что Онегина в деревне «теперь уж нет», а «памятник унылый забыт». И только после этого рассказывает о замужестве Ольги и отъезде Татьяны в Москву.
    Пушкинские пейзажи не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето – «мелькает », ноябрь – «приближается», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы:
    …приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора.
    Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме.
    Пушкин не любил лето, поэтому данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой: «карикатура южных зим». Любимому пушкинскому сезону – осени – посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени – «довольно скучная пора», что подчеркивается рядом деталей: «Реже солнышко блистало, короче становился день».
    В единственном описании весны встречаются эпитеты, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой». Поэт признается, что ему «грустно» явление весны.
    Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег».
    В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег».
    В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».
    Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. В первых главах романа образ природы соотносится с образом Евгения:
    Два дня ему казались новы
    Уединенные поля,
    Прохлада сумрачной дубравы,
    Журчанье тихого ручья…
    «Уединенные поля», «сумрачная дубрава» – это все классические признаки своеобразного «приюта» изгнанника света. В определенной мере благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина, уже ощущаются признаки чуть заметной авторской иронии. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», – то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.
    Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:
    Она любила на балконе
    Предупреждать зари восход,
    Когда на бледном небосклоне
    Звезд исчезает хоровод…
    Романтическая окрашенность пейзажа в данном случае обусловлена романтическим мироощущением самой героини. Даны отдельные признаки летнего и зимнего состояния природы, включаемые в описание образа жизни Татьяны.
    В композиции седьмой главы весенний пейзаж и сменяющие его авторские размышления не случайны. Эта глава является по-своему переломной в судьбе Татьяны. И именно через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл этого перелома. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно:
    Ее прогулки длятся доле.
    Теперь то холмик, то ручей
    Останавляют поневоле
    Татьяну прелестью своей!…
    Судьба Татьяны решена. И картины наступления русской зимы, сменяющие описание осени, еще более усиливают в общем контексте чувство обреченности героини:
    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница зима.
    Достаточно часто пейзаж представлен читателю таким, каким его видит Татьяна: «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор ». Пушкин отмечает, что смена времен года тесно связана с душевным состоянием его «милого идеала». Именно поэтому чистота, внутренняя строгость, величавость и сдержанная гармония, присущие зиме, оказались природными свойствами Татьяны.
    Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» – стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании:
    Простите, игры золотые!
    Он рощи полюбил густые,
    Уединенья, тишину,
    И ночь, и звезды, и луну.
    Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими.
    Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.

  6. Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет и, сопровождая по жизни, формирует его личность. Сколько тайн и загадок несут в себе леса и моря, красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает. С давних времён образы природы используют во многих произведениях искусства.
    Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском “пустынном уголке”, приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.
    Пейзаж играет композиционную роль. Показывает ход времени в романе. Смена времен года и смена жизненных этапов в судьбах героев.
    В романе “Евгений Онегин” Пушкин постоянно использует образы природы: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармоничный мир, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев и описания их чувств.
    Я помню море пред грозою:
    Как я завидовал волнам,
    Бегущим бурной чередою.
    При помощи пейзажа автор характеризует духовный мир героев. Непостоянство и переменчивость женского характера, Онегин сравнивает с быстротекущими природными явлениями
    Сменит не раз младая дева
    Мечтами легкие мечты;
    Так деревцо свои листы
    Меняет с каждою весною.
    Так, видно, небом суждено.
    Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие. Описывая свое отношение к природе и отношение Онегина, Пушкин акцентирует внимание читателя на том, что сам автор и его герой разные по своей натуре. Вот отношение Онегина:
    Два дня ему казались новы
    Уединенные поля,
    Прохлада сумрачной дубровы,
    Журчанье тихого ручья;
    На третий роща, холм и поле
    Его не занимали боле;
    Потом уж наводили сон;
    А вот как относится к природе Пушкин:
    Я был рожден для жизни мирной,
    Для деревенской тишины;
    В глуши звучнее голос лирный,
    Живее творческие сны.
    Цветы, любовь, деревня, праздность,
    Поля! я предан вам душой.
    “Уединенные поля”, “сумрачная дубрава” – это признаки “приюта” изгнанника света. Благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: “Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины”, – то Онегин в деревне “скучает” и не видит “прелестного уголка”, в котором живет.
    Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:

  7. 7
    Текст добавил: незатыкаемый фонтан

    Гениальное творение Александра Сергеевича представляет ценность не только подробным описанием российской действительности начала XIX столетия, но и непревзойденным, красочным и поэтичным пейзажем. В произведении Александр Сергеевич рассказывает о себе и о родном крае, где испытывал любовь, страдания и черпал вдохновение.
    На написание романа поэту потребовалось восемь лет кропотливого труда. Это большой период в жизни талантливого автора. За такой промежуток времени он превратился из робкого юноши в сформировавшуюся личность и величайшего мастера слова.
    Различие в восприятии красоты родного края Евгением Онегиным и автором
    В непревзойденном литературном творении современники поэта рассмотрели реальность, узнали себя и свое окружение, столицу, сельскую местность, господ и крепостных крестьян. Их слух уловил настоящую чистейшую русскую речь. И они увидели, как прекрасна природа России и еще больше прониклись любовью к ней.
    В первых строфах читателям представлена картина Петербурга и мысли Александра Сергеевича о нем: «Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!». Здесь чувствуется авторская ирония, с ней он рассказывает про годы ссылки. Бескрайние водные просторы и буйная стихия воодушевили поэта.
    Евгений Онегин, в отличие от создателя романа, не упивается красотой природы, более того – она ему быстро надоедает, как и все остальное. Приехав в имение дяди, он лишь пару дней был восхищен новой жизнью, и вскоре впал в уныние. Почему же природа не излечила его от тоски?
    В городе Евгений вращался в великосветском обществе, и оно ему порядком наскучило. Если сравнивать Владимира и Евгения, то последний не был восторженной и наивной натурой, он был ценителем прекрасного. Но, как это иногда бывает, внешняя оболочка значительно отличается от содержимого, по этой причине Евгений, быстро насытившись любовью, охладевал к объекту страсти.
    Отношение поэта, Татьяны Лариной и Владимира Ленского к родной природе
    Александр Сергеевич, как никто иной, остро чувствует природу и ощущает единение с ней. Наиболее ценные и счастливые часы творческой работы даровало ему именно общение с природой. Он испытывает грусть о неосуществленном желании во время написания строк: «Я был рожден для жизни мирной…»
    Близость между поэтом и Татьяной просматривается в их любви и нежном отношении к родной природе. Большинство писателей сходится во мнении, что юные особы, чье детство прошло в глуши, тонко воспринимают прекрасное. «Деревня… была прелестный уголок», «стада бродили по лугам», «огромный… сад» – великолепная картина! Здесь и жили Ларины.
    Владимир – подходящая кандидатура на роль возлюбленного Татьяны: он смог бы прочувствовать ее утонченную натуру. Ленский «рощи полюбил густые, уединенье, тишину…». Все это мило Татьяне с ранних лет, ведь она тоже романтическая и мечтательная натура. Но Владимир отдает предпочтение Ольге, наделяя ее придуманными чертами характера.
    На русскую природу автор смотрит глазами своей любимой герои. С трепетом и любовью описаны святочные гадания и отечественная поэзия со старинной песней об утраченном мужицком рае.
    Роль картин русской природы в произведении
    Зарисовки природы в романе бесподобны. Описанию красот окружающего мира отводится значительная часть авторских отступлений. Они позволяют читателю лучше понять жизнь в былое время, мысли поэта, почувствовать полноту и краски жизни. Пейзаж играет важную роль в произведении: он помогает нарисовать психологический портрет каждого действующего лица, достоверно передать дух прошлой эпохи.
    Изумительные картины природы в литературном творении способствуют воспитанию патриотизма – можно любить разные города и страны, но неизменной и искренней будет любовь лишь к родному краю. Милые душе пейзажи остаются в памяти на всю жизнь, точно так, как и яркие воспоминания детских лет. Общение с природой очищает и обогащает душу.

  8. Роман «Евгений Онегин» отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой «энциклопедии русской жизни» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин. Пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. Татьяне Лариной присуще особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорит:
    Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму.
    Почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, можно догадаться. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгую зиму (подобной нет в Европе), русские холода и снега. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года. А вот над нашим летом (не на Нижней Волге, конечно) романист посмеивается:
    Но наше северное лето,
    Карикатура южных зим,
    Мелькнет и нет…
    Рассказывая о Татьяне, о своем «милом идеале», создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания. Зато непоэтичный Онегин порой вызывает у него легкую насмешку своим отношением к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:
    Кругла, красна лицом ока,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.
    Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней…» Для Онегина характерно одно и то же состояние, во многом наигранное, – в блистательном Петербурге «равно он зевал средь модных и старинных зал». Так же скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок». Сам Александр Сергеевич Пушкин, творец романа в стихах, очень любил природу, особенно осень: «Уж небо осенью дышало…» Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы.
    Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
    Стиль и язык описаний А. С. Пушкина постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Так, в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной:
    Пред ними лес; недвижны сосны
    В своей нахмуренной красе;
    Отягчены их ветви все
    Клоками снега; сквозь вершины
    Осин, берез и лип нагих
    Сияет луч светил ночных;
    Дороги нет; кусты, стремнины
    Метелью все занесены,
    Глубоко в снег погружены.
    Очень много замечательных стихов можно было бы процитировать. Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. Но мне хочется напомнить не менее чудесное описание весны, которым начинается седьмая глава: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из -кельи восковой… А как описано место, где похоронен Ленский, «поэт, задумчивый мечтатель», убитый приятельской рукой! Оно поразительным образом отражает то, каким видел мир этот юноша:
    Есть место: влево от селенья,
    Где жил питомец вдохновенья,
    Две сосны корнями срослись;
    Под ними струйки извились
    Ручья соседственной долины.
    Там пахарь любит отдыхать,
    И жницы в волны погружать
    Приходят звонкие кувшины;
    Там у ручья в тени густой
    Поставлен памятник простой.
    Описывая природу А. С. Пушкин видит ее глазами своих героев – то меланхоличного Онегина, то романтичного Ленского, то чувствительной Татьяны. Природа помогает Пушкину лучше раскрыть образы героев.

  9. 9
    Текст добавил: Не верь Монике

    Чудесный роман А. С. Пушкина дорог нам не только мастерским отображением русской жизни первой четвер­ти XIX века, но и задушевными, волшебными, поэтичными картинами описания родной природы.
    Еще учась в младших классах, мы познакомились с лиричными и живописными отрывками романа, отобража­ющими времена года. Поэтический календарь Пушкина, наверное, навсегда останется в нашей памяти. Вот зима:
    На стеклах легкие узоры,
    Деревья в зимнем серебре…
    А вот и восторг весны, поры любви:
    Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потопленные луга.
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года…
    Короткое северное лето — «карикатура южных зим» — сменяется самой любимой порой для А. С. Пушкина:
    Уж небо осенью дышало,
    солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась…
    Природа в романе вовсе не пассивна, она является полноправным участником событий, реагирует на по­ступки героев, на то, что с ними происходит. Во сне Татьяны снежные сугробы, печальная мгла, кипучий, темный и седой поток предупреждают ее о грядущих опасностях, неприятных переменах. Смерть Ленского так торжественна, что поэт может ее передать только с по­мощью образов природы:
    Так медленно по скату гор,
    На солнце искрами блистая,
    Спадает глыба снеговая.
    По мнению Пушкина, природа способна воспитать в человеке самые лучшие душевные качества, развить чув­ства, научить сопереживанию и внимательности к окружа­ющему миру. Любовью к природе автор проверяет своих героев на духовность, а равнодушие к ее красоте и непов­торимости объясняет издержками воспитания, черствостью сердца, душевной усталостью.
    Так Онегин, став владельцем поместья, понимает вско­ре, что «и в деревне скука та же». Евгений далек от народ­ной жизни, и природа нема для него. Однако проходит время, и мы видим, как оживает его чувства по тому, что он погружается в «уединенье, тишину» деревенской жизни, отдавая ей предпочтение перед городом и скукой празд­ничных затей». Мы видим, что природа открывает перед Онегиным новые ценности жизни, хотя и не меняет его кардинально.
    Совсем другая Татьяна, «русская душою». Ее характер с любовью к народным обычаям и традициям, с ее разви­тыми чувствами и богатым внутренним миром мог сформироваться лишь на лоне родной природы. Автор верит, что, живя среди первозданной красоты, человек сам стано­вится лучше, чище, душевнее. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Не однажды душевные состояния и настроения своей героини Пушкин передает образами природы. В ответ на суровый отказ Онегина
    ..меркнет милой Тани младость:
    Так одевает бури тень
    Едва рождающийся день…
    Трагическим образом осени сопровождается прощание девушки с родными местами перед отъездом:
    Природа трепетна, бледна,
    Как жертва, пышно убрана…
    В Москве с ее суетой, блеском, шумом, теснотой Татьяна чувствует себя еще более чужой, чем дома, где ее никто не понимал:
    Ей душно здесь… Она мечтает
    Стремится к жизни полевой,
    В деревню, к бедным поселянам,
    В уединенный уголок,
    Где льется светлый ручеек,
    К своим цветам…
    Лирические отступления автора также наполнены вос­хищением красотами родной земли. Пушкин непрестанно признается в своей любви к природе, создает прекрасные по своей простоте, но живописные пейзажи:
    Иные мне нужны картины:
    Люблю песчаный косогор,
    Перед избушкой две рябины,
    Калитку, сломанный забор…
    Он соглашается с непониманием Онегина:
    Деревня, где скучал Евгений,
    Был прелестный уголок…
    Деревня дорога поэту потому, что здесь есть дыхание природы, здесь можно сосредоточиться, услышать свой внут­ренний голос:
    Я был рожден для жизни мирной,
    Для деревенской тишины:
    В глуши звучнее голос лирный,
    Живее творческие сны.
    Таким образом, можно убедиться, что описание картин природы для Пушкина было не самоцелью, а выразитель­ным художественным средством, объясняющим психоло­гический настрой героя, его разлад или гармонию с окру­жающим миром.

  10. Роман «Евгений Онегин» отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой «энциклопедии русской жизни» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин.
    Пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны.
    Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. Татьяне Лариной присуще особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорит:
    Татьяна (русская душою,
    Сама не зная почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму.
    Почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, можно догадаться. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгую зиму (подобной нет в Европе), русские холода и снега. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года. А вот над нашим летом (не на Нижней Волге, конечно) романист посмеивается:
    Но наше северное лето,
    Карикатура южных зим,
    Мелькнет и нет…
    Рассказывая о Татьяне, о своем «милом идеале», создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания. Зато непоэтичный Онегин порой вызывает у него легкую насмешку своим отношением к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:
    Кругла, красна лицом ока,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.
    Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней…»
    Для Онегина характерно одно и то же состояние, во многом наигранное, — в блистательном Петербурге «равно он зевал средь модных и старинных зал». Так же скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».
    Сам Александр Сергеевич Пушкин, творец романа в стихах, очень любил природу, особенно осень: «Уж небо осенью дышало…» Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы.
    Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
    Стиль и язык описаний А. С. Пушкина постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Так, в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной:
    Пред ними лес; недвижны сосны
    В своей нахмуренной красе;
    Отягчены их ветви все
    Клоками снега; сквозь вершины
    Осин, берез и лип нагих
    Сияет луч светил ночных;
    Дороги нет; кусты, стремнины
    Метелью все занесены,
    Глубоко в снег погружены.
    Очень много замечательных стихов можно было бы процитировать. Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. Но мне хочется напомнить не менее чудесное описание весны, которым начинается седьмая глава:
    Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потопленные луга.
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года;
    Синея блещут небеса.
    Еще прозрачные леса
    Как будто пухом зеленеют.
    Пчела за данью полевой
    Летит из кельи восковой…
    А как описано место, где похоронен Ленский, «поэт, задумчивый мечтатель», убитый приятельской рукой! Оно поразительным образом отражает то, каким видел мир этот юноша:
    Есть место: влево от селенья,
    Где жил питомец вдохновенья,
    Две сосны корнями срослись;
    Под ними струйки извились
    Ручья соседственной долины.
    Там пахарь любит отдыхать,
    И жницы в волны погружать
    Приходят звонкие кувшины;
    Там у ручья в тени густой
    Поставлен памятник простой.
    Описывая природу, А. С. Пушкин видит ее глазами своих героев — то меланхоличного Онегина, то романтичного Ленского, то чувствительной Татьяны. Природа помогает Пушкину лучше раскрыть образы героев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *