Сочинение на тему приставки пре и при 6 класс

2 варианта

  1. Тема урока: «Правописание приставок  ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».
    Цель урока: отработка навыков  правописания приставок пре- и при-.
    Задачи:
    Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения.
    Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации.
    Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
    Ученики должны
    знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-;
    уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к  слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.
    Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
    Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
    Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
    ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).
    ХОД УРОКА
    1. Разминка. Мини-тест
    Задание: назвать приставки.
    Эта приставка имеет значение «очень».
    Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
    Эта приставка имеет значение неполноты действия.
    Эта приставка имеет значение «пере-».
    Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
    2. Беседа
    – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
    3. Повторение изученного материала.
    Заполните таблицу «Правописание приставок при- и пре», примеры необходимо взять из текста, который лежит перед вами.
    Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
    «Советую тебе, Сережа, пр…смотреться к осеннему лесу», – говорил отец. Он пр…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
    Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.
    Устанешь, пр…сядешь на пр…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок, и я пр…бываю в хорошем настроении.
    приставка
    Значение приставки
    Примеры
    При-
    1.
    2.
    3.
    4.
    Пре-
    1.
    2.
    -Докажите, что это текст.
    – Как его можно озаглавить? Какова тема текста? Основная мысль?
    Проверка.
    приставка
    Значение приставки
    Примеры
    При-
    1. Приближение
    2. Присоединение
    3. Близость к чему-либо
    4. Неполнота действия
    Приближению
    Приобрел, принес
    Прибрежных, пригорке
    Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь
    Пре-
    1. . Сходно со значением слова очень
    2. Сходно со значением приставки пере-
    Прекрасно, преспокойно
    Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?
    – Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).
    4. Проблемный вопрос.
    А что вы скажете о слове «пр…бываю»? Как его написали? Какое лексическое значение имеет это слово?
    Есть слова, значение которых меняется в зависимости от употребления приставок при- и пре-.
    Придать – усилить, прибавить
    Предать – изменить
    Прибывать – 1) прийти, приехать;
    2) увеличиться
    Пребывать – находиться где-нибудь, в каком-нибудь состоянии
    Приступить – начать
    Преступить – самовольно нарушить
    Приклоняться – наклоняться, пригибаться
    Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение
    Составьте с одним словом предложение.
    5. Работа с текстом.
    Творческий диктант
    Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
    1 группа (сильные)
    1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
    2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
    В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
    2 группа (средние)
    1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
    2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
    В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
    3 группа (слабые)
    1.   Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
    Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
    2. Озаглавить текст.
    В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
    Окончательный вариант.
    В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
    6. Тест
    I вариант
    1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
    1) ПРИшить – «присоединение»
    2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
    3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
    4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
    2. В какой строке все слова пишутся с И:
    1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
    2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
    3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
    4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
    3. В какой строке все слова пишутся с Е:
    1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
    2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
    3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
    4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
    4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
    1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
    2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
    3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
    4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь
    5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
    1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
    2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
    3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
    4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная
    II вариант
    1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
    1) ПРИпаять – «присоединение»
    2) ПРИсесть – «приближение»
    3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
    4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
    2. В какой строке все слова пишутся с И:
    1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
    2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
    3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
    4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
    3. . В какой строке все слова пишутся с Е:
    1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
    2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
    3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
    4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться
    4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
    1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
    2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
    3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
    4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый
    5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
    1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
    2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
    3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
    4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать
    Ответы:
    I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
    II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)
    7. Домашнее задание
    Написать сочинение-рассуждение по опорным словам: пришкольный, привезли, приступили, предовольные (посадка деревьев)
    8. Итог урока
    – О чём мы говорили на уроке?
    – Что нового узнали?

  2. Шепеленко Татьяна Анатольевна,
    учитель русского языка и литературы
    Персональный сайт: http://www.shepelenko.ucoz.ru
    Муниципальное казённое образовательное учреждение
    Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
    Рамонского муниципального района
    Воронежской области
    Жизнь Михаила Ломоносова ра..крывается перед нами как вечный пример борьбы и трудолюбия. Он родился на Севере в небольшой деревушке Денисовке. Здесь бережно хранили, с..бирали и пер..писывали книги. Михаилу Ломоносову удалось ра..добыть две книги, и он начал пр..спокойно учиться по ним. Впоследствии он вытвердил их почти наизусть. Мальчик рано ощутил п..требность в учении, но мачеха п..прекала его этим. Михаилу удалось пр..обрести паспорт, и в морозную ночь, не дождавшись ра..света, пешком он уходит в Москву.
    С…бирали
    Пер…писывали
    П…прекала
    П…требность
    Ра..крывается
    Ра..добыть
    Ра..свет
    Пр..спокойно
    Пр..обрести
    о
    е
    о
    о
    с
    з
    с
    ?
    ?
    Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
    От чего зависит написание ПРЕ-, ПРИ-?
    приехать
    приближение
    пришить
    пришкольный
    приоткрыть
    предобрый
    прервать
    присоединение
    расположение вблизи
    неполнота действия
    = очень
    = пере-
    От значения
    Задание: выписать слова с пропущенными буквами, вставить их, обозначить орфограмму.
    Путь Ломоносова в науку был пр…сложным. Пр…дворные чиновники мало задумывались о роли науки в развитии государства. Все высокие посты занимали пр…ближённые и родственники секретаря канцелярии. Относительную независимость и силу Ломоносов мог пр…обрести за счёт своих открытий. Этот путь он и избрал. Ломоносов пр…лагал огромные усилия, занимался пр…интересным делом. На 33 году своей жизни Ломоносов получает звание профессора. Постепенно в силу своей талантливости, очевидных успехов в науке Ломоносов пр…обретает всё большее и большее влияние в самой академии.
    е
    и
    и
    и
    и
    е
    и
    1. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?
    1) пр…брежный
    2) пр…остановиться
    3) пр…прятать
    4) пр…увеличить
    3. В каком слове приставка имеет значение «неполнота действия»?
    1) пр…хорошенький
    2) пр…брежный
    3) пр…стегнуть
    4) пр…открыть
    4. В каком слове приставка имеет значение «приближение»?
    1) пр…хлынут
    2) пр…лечь
    3) пр…милый
    4) пр…пятствие
    Тест
    2. В каком слове пишется приставка ПРИ-?
    1) пр…умолкла
    2) пр…рвали
    3) пр…лестный
    4) пр…забавный
    и
    и
    и
    е
    и
    е
    е
    е
    е
    и
    и
    и
    и
    и
    е
    е
    Выборочный диктант
    Е или И ?
    Одним словом
    Задание: замените предложенное словосочетание одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-
    Прилечь
    Лечь ненадолго
    Очень милый
    Сесть на краешек стула
    Очень скверный
    Заболеть, но не сильно
    Очень хорошенький
    Нарушитель закона
    Чуть-чуть открыть окно
    Город около моря
    Премилый
    Присесть
    Прескверный
    Приболеть
    Прехорошенький
    Преступник
    Приоткрыть
    Приморский
    Одним словом
    Задание: замените предложенное словосочетание одним словом с ПРЕ- или ПРИ-
    Кем является Владимир Владимирович Путин?
    Пр…зидент
    ?
    Домашнее задание
    1) стр.111, параграф 40 (правило)
    2) упражнение 201 или стр.81 – 87 (выписать слова с ПРЕ-, ПРИ-)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *