Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».
Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре- и при-.
Задачи:
Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения.
Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации.
Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Ученики должны
знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-;
уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).
ХОД УРОКА
1. Разминка. Мини-тест
Задание: назвать приставки.
Эта приставка имеет значение «очень».
Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
Эта приставка имеет значение неполноты действия.
Эта приставка имеет значение «пере-».
Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
2. Беседа
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
3. Повторение изученного материала.
Заполните таблицу «Правописание приставок при- и пре», примеры необходимо взять из текста, который лежит перед вами.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
«Советую тебе, Сережа, пр…смотреться к осеннему лесу», – говорил отец. Он пр…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.
Устанешь, пр…сядешь на пр…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок, и я пр…бываю в хорошем настроении.
приставка
Значение приставки
Примеры
При-
1.
2.
3.
4.
Пре-
1.
2.
-Докажите, что это текст.
– Как его можно озаглавить? Какова тема текста? Основная мысль?
Проверка.
приставка
Значение приставки
Примеры
При-
1. Приближение
2. Присоединение
3. Близость к чему-либо
4. Неполнота действия
Приближению
Приобрел, принес
Прибрежных, пригорке
Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь
Пре-
1. . Сходно со значением слова очень
2. Сходно со значением приставки пере-
Прекрасно, преспокойно
Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?
– Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).
4. Проблемный вопрос.
А что вы скажете о слове «пр…бываю»? Как его написали? Какое лексическое значение имеет это слово?
Есть слова, значение которых меняется в зависимости от употребления приставок при- и пре-.
Придать – усилить, прибавить
Предать – изменить
Прибывать – 1) прийти, приехать;
2) увеличиться
Пребывать – находиться где-нибудь, в каком-нибудь состоянии
Приступить – начать
Преступить – самовольно нарушить
Приклоняться – наклоняться, пригибаться
Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение
Составьте с одним словом предложение.
5. Работа с текстом.
Творческий диктант
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные)
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
6. Тест
I вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3. В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная
II вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
3. . В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать
Ответы:
I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)
7. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение по опорным словам: пришкольный, привезли, приступили, предовольные (посадка деревьев)
8. Итог урока
– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?
Шепеленко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Персональный сайт: http://www.shepelenko.ucoz.ru
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области
Жизнь Михаила Ломоносова ра..крывается перед нами как вечный пример борьбы и трудолюбия. Он родился на Севере в небольшой деревушке Денисовке. Здесь бережно хранили, с..бирали и пер..писывали книги. Михаилу Ломоносову удалось ра..добыть две книги, и он начал пр..спокойно учиться по ним. Впоследствии он вытвердил их почти наизусть. Мальчик рано ощутил п..требность в учении, но мачеха п..прекала его этим. Михаилу удалось пр..обрести паспорт, и в морозную ночь, не дождавшись ра..света, пешком он уходит в Москву.
С…бирали
Пер…писывали
П…прекала
П…требность
Ра..крывается
Ра..добыть
Ра..свет
Пр..спокойно
Пр..обрести
о
е
о
о
с
з
с
?
?
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
От чего зависит написание ПРЕ-, ПРИ-?
приехать
приближение
пришить
пришкольный
приоткрыть
предобрый
прервать
присоединение
расположение вблизи
неполнота действия
= очень
= пере-
От значения Задание: выписать слова с пропущенными буквами, вставить их, обозначить орфограмму.
Путь Ломоносова в науку был пр…сложным. Пр…дворные чиновники мало задумывались о роли науки в развитии государства. Все высокие посты занимали пр…ближённые и родственники секретаря канцелярии. Относительную независимость и силу Ломоносов мог пр…обрести за счёт своих открытий. Этот путь он и избрал. Ломоносов пр…лагал огромные усилия, занимался пр…интересным делом. На 33 году своей жизни Ломоносов получает звание профессора. Постепенно в силу своей талантливости, очевидных успехов в науке Ломоносов пр…обретает всё большее и большее влияние в самой академии.
е
и
и
и
и
е
и
1. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?
1) пр…брежный
2) пр…остановиться
3) пр…прятать
4) пр…увеличить
3. В каком слове приставка имеет значение «неполнота действия»?
1) пр…хорошенький
2) пр…брежный
3) пр…стегнуть
4) пр…открыть
4. В каком слове приставка имеет значение «приближение»?
1) пр…хлынут
2) пр…лечь
3) пр…милый
4) пр…пятствие
Тест
2. В каком слове пишется приставка ПРИ-?
1) пр…умолкла
2) пр…рвали
3) пр…лестный
4) пр…забавный
и
и
и
е
и
е
е
е
е
и
и
и
и
и
е
е
Выборочный диктант Е или И ?
Одним словом
Задание: замените предложенное словосочетание одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-
Прилечь
Лечь ненадолго
Очень милый
Сесть на краешек стула
Очень скверный
Заболеть, но не сильно
Очень хорошенький
Нарушитель закона
Чуть-чуть открыть окно
Город около моря
Премилый
Присесть
Прескверный
Приболеть
Прехорошенький
Преступник
Приоткрыть
Приморский
Одним словом
Задание: замените предложенное словосочетание одним словом с ПРЕ- или ПРИ-
Кем является Владимир Владимирович Путин?
Пр…зидент
?
Домашнее задание
1) стр.111, параграф 40 (правило)
2) упражнение 201 или стр.81 – 87 (выписать слова с ПРЕ-, ПРИ-)
Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».
Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре- и при-.
Задачи:
Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения.
Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации.
Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Ученики должны
знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-;
уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).
ХОД УРОКА
1. Разминка. Мини-тест
Задание: назвать приставки.
Эта приставка имеет значение «очень».
Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
Эта приставка имеет значение неполноты действия.
Эта приставка имеет значение «пере-».
Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
2. Беседа
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
3. Повторение изученного материала.
Заполните таблицу «Правописание приставок при- и пре», примеры необходимо взять из текста, который лежит перед вами.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
«Советую тебе, Сережа, пр…смотреться к осеннему лесу», – говорил отец. Он пр…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.
Устанешь, пр…сядешь на пр…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок, и я пр…бываю в хорошем настроении.
приставка
Значение приставки
Примеры
При-
1.
2.
3.
4.
Пре-
1.
2.
-Докажите, что это текст.
– Как его можно озаглавить? Какова тема текста? Основная мысль?
Проверка.
приставка
Значение приставки
Примеры
При-
1. Приближение
2. Присоединение
3. Близость к чему-либо
4. Неполнота действия
Приближению
Приобрел, принес
Прибрежных, пригорке
Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь
Пре-
1. . Сходно со значением слова очень
2. Сходно со значением приставки пере-
Прекрасно, преспокойно
Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?
– Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).
4. Проблемный вопрос.
А что вы скажете о слове «пр…бываю»? Как его написали? Какое лексическое значение имеет это слово?
Есть слова, значение которых меняется в зависимости от употребления приставок при- и пре-.
Придать – усилить, прибавить
Предать – изменить
Прибывать – 1) прийти, приехать;
2) увеличиться
Пребывать – находиться где-нибудь, в каком-нибудь состоянии
Приступить – начать
Преступить – самовольно нарушить
Приклоняться – наклоняться, пригибаться
Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение
Составьте с одним словом предложение.
5. Работа с текстом.
Творческий диктант
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные)
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
6. Тест
I вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3. В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная
II вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
3. . В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать
Ответы:
I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)
7. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение по опорным словам: пришкольный, привезли, приступили, предовольные (посадка деревьев)
8. Итог урока
– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?
Шепеленко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Персональный сайт: http://www.shepelenko.ucoz.ru
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области
Жизнь Михаила Ломоносова ра..крывается перед нами как вечный пример борьбы и трудолюбия. Он родился на Севере в небольшой деревушке Денисовке. Здесь бережно хранили, с..бирали и пер..писывали книги. Михаилу Ломоносову удалось ра..добыть две книги, и он начал пр..спокойно учиться по ним. Впоследствии он вытвердил их почти наизусть. Мальчик рано ощутил п..требность в учении, но мачеха п..прекала его этим. Михаилу удалось пр..обрести паспорт, и в морозную ночь, не дождавшись ра..света, пешком он уходит в Москву.
С…бирали
Пер…писывали
П…прекала
П…требность
Ра..крывается
Ра..добыть
Ра..свет
Пр..спокойно
Пр..обрести
о
е
о
о
с
з
с
?
?
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
От чего зависит написание ПРЕ-, ПРИ-?
приехать
приближение
пришить
пришкольный
приоткрыть
предобрый
прервать
присоединение
расположение вблизи
неполнота действия
= очень
= пере-
От значения
Задание: выписать слова с пропущенными буквами, вставить их, обозначить орфограмму.
Путь Ломоносова в науку был пр…сложным. Пр…дворные чиновники мало задумывались о роли науки в развитии государства. Все высокие посты занимали пр…ближённые и родственники секретаря канцелярии. Относительную независимость и силу Ломоносов мог пр…обрести за счёт своих открытий. Этот путь он и избрал. Ломоносов пр…лагал огромные усилия, занимался пр…интересным делом. На 33 году своей жизни Ломоносов получает звание профессора. Постепенно в силу своей талантливости, очевидных успехов в науке Ломоносов пр…обретает всё большее и большее влияние в самой академии.
е
и
и
и
и
е
и
1. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?
1) пр…брежный
2) пр…остановиться
3) пр…прятать
4) пр…увеличить
3. В каком слове приставка имеет значение «неполнота действия»?
1) пр…хорошенький
2) пр…брежный
3) пр…стегнуть
4) пр…открыть
4. В каком слове приставка имеет значение «приближение»?
1) пр…хлынут
2) пр…лечь
3) пр…милый
4) пр…пятствие
Тест
2. В каком слове пишется приставка ПРИ-?
1) пр…умолкла
2) пр…рвали
3) пр…лестный
4) пр…забавный
и
и
и
е
и
е
е
е
е
и
и
и
и
и
е
е
Выборочный диктант
Е или И ?
Одним словом
Задание: замените предложенное словосочетание одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-
Прилечь
Лечь ненадолго
Очень милый
Сесть на краешек стула
Очень скверный
Заболеть, но не сильно
Очень хорошенький
Нарушитель закона
Чуть-чуть открыть окно
Город около моря
Премилый
Присесть
Прескверный
Приболеть
Прехорошенький
Преступник
Приоткрыть
Приморский
Одним словом
Задание: замените предложенное словосочетание одним словом с ПРЕ- или ПРИ-
Кем является Владимир Владимирович Путин?
Пр…зидент
?
Домашнее задание
1) стр.111, параграф 40 (правило)
2) упражнение 201 или стр.81 – 87 (выписать слова с ПРЕ-, ПРИ-)