Сочинение на тему призывы святослава и плач ярославны

13 вариантов

  1. 12 век для Руси ознаменовался многими событиями, но, в основном, военной направленности. Если говорить о культурном развитии государства, то важно заметить, что именно к этому времени относится замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
    Вышеназванное произведение имеет четкую структуру, которой подчинены идея, жанровые особенности, средства языка. В «Слове…» нет ничего случайного или лишнего: каждый эпизод важен, он несет определенную смысловую нагрузку.
    В данном сочинении речь пойдет об эпизоде, который литературоведы называют «Плач Ярославны». Это своего рода предсказание судьбы любимого лады.
    «Плач» позволяет неизвестному нам автору усилить эмоциональный фон текста. В нем, единственном в тексте, без утайки выражены авторские чувства и переживания.
    Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.
    Если говорить о композиционном построении текста, то «Плач» важен как предрешение бегства Игоря из плена. Потому что лада Ярославна обращается к солнцу, ветру, Дунаю, затем, чтобы они помогли ее возлюбленному освободиться от половецких пут, затем, чтобы лада смог быть с любимой вместе.
    Если «Плач» изъять из текста, то нарушится его стройность и смысловая завершенность. Ведь главная идея – это призыв к единению.
    Также не стоит забывать о таких вещах как художественное пространство и время. В данном случае особое внимание уделяется пространству. Оно то расширяется, то сужается. В «Плаче» же пространство расширено до самых окраин государство русского. Это достигается за счет мастерства автора, за счет того, что он приблизил «Плач» к народной лирической песне.
    Важны в «Плаче» и пейзажные зарисовки. По словам литературоведа Д. Лихачева, они призваны быть самостоятельными действующими лицами. Это также свойственно древнерусским текстам того времени, потому что такой прием позволяет показать и подчеркнуть огромность пространства, которое окружает ничтожно маленького человека.

  2. «Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными вторжениями.
    «Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся сисТема сочинения средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без которого произведение утрачивает свой смысл и форму.
    «Плач Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий. Такими эпизодами являются: момент, когда «Солнце ему (Игорю) тьмою путь заступало»; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» — без них утратится ощущение того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель может лучше разобраться в произведении.
    В летописи было лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном отрывке этого быть не может.
    Этот эпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве» проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально – оценочным отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.
    Без этого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема — раздробленность и пути к объединению.
    Пространство в «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. «Природа в «Слове» — не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, — она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора» (Д. С. Лихачёв). Обращение ко всем силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир: «…средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира — как бы микромир…» (Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного пространства).
    Я читала «Слово о полку Игореве» в двух различных переводах — Д. Лихачёва и в поэтическом переводе Н. Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В каждом переводе проявляется личность переводчика — он является как бы автором текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже разговорному:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки…
    В то время как у Лихачёва:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Но всё же у нас остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря инверсии:
    На заре в Путивле причитая,
    Как кукушка раннею весной,
    Ярославна кличет молодая,
    На стене рыдая городской…
    Заболоцкий использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения, сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски. Например, у Лихачёва нет таких строчек:
    Улетят, развеются туманы,
    Приоткроет очи Игорь князь…
    .
    Ты же, стрелы вражеские сея,
    Только смертью веешь с высоты…
    То есть Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёв использует преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самых фразах использует сравнения, например: «…кукушкою безвестною рано кукует» (Д. Лихачёв), «…как кукушка кличет на юру». В обоих переводах употребляется большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке и к солнцу, словно как к живым: «Днепр мой славный!», «Солнце трижды светлое!», «Что ты, Ветер…»
    Таким образом, эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так и эмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражает состояние всей русской земли в то время.

  3. Главная идея произведения заключена в “золотом слове”
    Святослава, князя Киева, матери городов русских.
    Зовет он всех русских храбрых князей на борьбу с врагами:
    “Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего
    времени, на землю Русскую, за раны Игоря,
    храброго Святославича!
    Зовет русский Боян объединиться князей, чтобы не
    тревожили они народ своими распрями, чтобы вместе
    могли дать отпор любому врагу”.
    Золотое слово Святослава наполнено гражданской
    скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия
    между ними единства, а главное, по поводу забвения ими
    своих обязанностей по отношению к “отню злату столу”,
    Русской земле. Это и дает возможность автору легко переключить
    “золотое слово” в призыв,
    обращенный к наиболее могущественным князьям Руси
    выступить “за землю Рускую, за раны Игоревы, буего
    Святъславлича!”
    2.Русская земля неразрывно связана для автора с русской
    природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори
    и утренние восходы, море, овраги, реки составляют
    тот необычайно широкий фон, на котором развертывается
    действие “Слова”, передают ощущение широких
    просторов родины.
    Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют
    увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в
    плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру,
    веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море,
    к Днепру, способному пробить каменные горы,
    к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи
    простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    Ярославна просит “светлое и тресветлое” Солнце,
    Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена.
    Это своего рода заклинание, обращенное к силам природы.
    Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему “милому
    ладе”.
    И природа в “Слове о полку Игореве” отзывается на эту просьбу.
    Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег.
    Рассказ о побеге начинается с тревожного описания
    природы. Штормовой ветер с дождём, пришедший
    со стороны моря, и наступившая
    ночная непогода должны были способствовать заранее
    оговорённому и подготовленному побегу.
    Вся природа помогает Игорю: река Донец вступает
    в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых
    зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах
    рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог
    спрятаться от погони.
    Таким образом, природа постоянно “следит” за русским
    войском и представляет собой необъяснимую силу
    добра, которая пытается предупредить Игоря о беде
    и позднее исправить его ошибку.
    Солнечные затмения
    воспринимались в старину как божьи знамения,
    сулящие добро или зло. Вполне естественно, что при виде
    такого знамения у средневекового человека невольно
    возникал вопрос: а что оно значит?
    ….Но, взглянув на солнце в этот день,
    Подивился Игорь на светило:
    Середь бела дня ночная тень
    Ополченья русские покрыла.
    И, не зная, что сулит судьбина.
    Князь промолвил: “Братья и дружина!
    Лучше быть убиту от мечей.
    Чем от рук поганых полонёну!
    Сядем, братья, на лихих коней
    Да посмотрим синего мы Дону! ”
    Вспала князю эта мысль на ум –
    Искусить неведомого края,
    И сказал он, полон ратных дум,
    Знаменьем небес пренебрегая:
    “Копие хочу я преломить
    В половецком поле незнакомом,
    С вами, братья, голову сложить
    Либо Дону зачерпнуть шеломом! ”
    Именно так отреагировал в первый момент и князь Игорь.
    Сильное замешательство Игоря, вызванное затмением,
    само собой подразумевает вопрос от лица князя
    о смысле затмения.
    И если Игорь, увидев затмение, не повернул назад,
    то это не значит,
    что он решил действовать наперекор судьбе.

  4. «Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными вторжениями.
    «Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без которого произведение утрачивает свой смысл и форму.
    «Плач Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий. Такими эпизодами являются: момент, когда “Солнце ему (Игорю) тьмою путь заступало”; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» — без них утратится ощущение того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель может лучше разобраться в произведении.
    В летописи было лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном отрывке этого быть не может.
    Этот эпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве» проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально-оценочным отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.
    Без этого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема — раздробленность и пути к объединению.
    Пространство в «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. “Природа в «Слове» — не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, — она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора” (Д. С. Лихачёв). Обращение ко всем силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир: “. . . средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира — как бы микромир. . . ” (Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного пространства).
    Я читала «Слово о полку Игореве» в двух различных переводах — Д. Лихачёва и в поэтическом переводе Н. Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В каждом переводе проявляется личность переводчика — он является как бы автором текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже разговорному:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки. . .
    В то время как у Лихачёва:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Но всё же у нас остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря инверсии:
    На заре в Путивле причитая,
    Как кукушка раннею весной,
    Ярославна кличет молодая,
    На стене рыдая городской. . .
    Заболоцкий использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения, сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски. Например, у Лихачёва нет таких строчек:
    Улетят, развеются туманы,
    Приоткроет очи Игорь-князь. .
    «
    1
    2
    3
    »

  5. «Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными вторжениями.
    «Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся сисТема сочинения средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без которого произведение утрачивает свой смысл и форму.
    «Плач Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий. Такими эпизодами являются: момент, когда «Солнце ему (Игорю) тьмою путь заступало»; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» — без них утратится ощущение того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель может лучше разобраться в произведении.
    В летописи было лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном отрывке этого быть не может.
    Этот эпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве» проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально — оценочным отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.
    Без этого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема — раздробленность и пути к объединению.
    Пространство в «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу.
    ак как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. «Природа в «Слове» — не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, — она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора» (Д. С. Лихачёв). Обращение ко всем силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир: «… средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира — как бы микромир…» (Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного пространства).
    Я читала «Слово о полку Игореве» в двух различных переводах — Д. Лихачёва и в поэтическом переводе Н. Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В каждом переводе проявляется личность переводчика — он является как бы автором текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже разговорному:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки…
    В то время как у Лихачёва:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Но всё же у нас остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря инверсии:
    На заре в Путивле причитая,
    Как кукушка раннею весной,
    Ярославна кличет молодая,
    На стене рыдая городской…
    Заболоцкий использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения, сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски. Например, у Лихачёва нет таких строчек:
    Улетят, развеются туманы,
    Приоткроет очи Игорь князь…
    Ты же, стрелы вражеские сея,
    Только смертью веешь с высоты…
    То есть Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёв использует преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самых фразах использует сравнения, например: «… кукушкою безвестною рано кукует» (Д. Лихачёв), «… как кукушка кличет на юру». В обоих переводах употребляется большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке и к солнцу, словно как к живым: «Днепр мой славный!», «Солнце трижды светлое!», «Что ты, Ветер…»
    Таким образом, эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так и эмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражает состояние всей русской земли в то время.
    < Предыдущая Следующая >

  6. Идейно-художественная
    роль эпизода “Плач Ярославны”

    «Cлово о полку
    Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке,
    в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии
    раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными
    вторжениями.
    «Слово о полку
    Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и
    художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и
    приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана
    композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без
    которого произведение утрачивает свой смысл и форму.
    «Плач
    Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом
    произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий.
    Такими эпизодами являются: момент, когда “Солнце ему (Игорю) тьмою путь
    заступало”; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» — без них утратится ощущение
    того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней
    Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт
    атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель
    может лучше разобраться в произведении.
    В летописи было
    лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом,
    вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения.
    «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического
    отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их
    многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему
    событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить
    настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном
    отрывке этого быть не может.
    Этот эпизод
    несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора
    ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не
    выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем
    самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для
    истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве»
    проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально-оценочным
    отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое
    значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы,
    прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из
    половецкого плена.
    Без этого
    эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве»
    не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны
    и призыв князей к объединению, и проблема — раздробленность и пути к
    объединению.
    Пространство в
    «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент
    художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же
    эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в
    своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам
    природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. “Природа в «Слове» — не
    фон событий, не декорация, в которой происходит действие, — она сама
    действующее лицо, нечто вроде античного хора” (Д.С. Лихачёв). Обращение ко всем
    силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное
    пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир:
    “…средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир,
    сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира — как бы микромир…”
    (Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного
    пространства).
    Я читала «Слово
    о полку Игореве» в двух различных переводах — Д.Лихачёва и в поэтическом
    переводе Н.Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт
    возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В
    каждом переводе проявляется личность переводчика — он является как бы автором
    текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже
    разговорному:
    Что ты, Ветер,
    злобно повеваешь,
    Что клубишь
    туманы у реки…
    В то время как
    у Лихачёва:
    О ветер,
    ветрило!
    Зачем, господин,
    веешь ты навстречу?
    Но всё же у нас
    остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря
    инверсии:
    На заре в
    Путивле причитая,
    Как кукушка
    раннею весной,
    Ярославна
    кличет молодая,
    На стене рыдая
    городской…
    Заболоцкий
    использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения,
    сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски.
    Например, у Лихачёва нет таких строчек:
    Улетят,
    развеются туманы,
    Приоткроет очи
    Игорь-князь…
    ……………………………..
    Ты же, стрелы
    вражеские сея,
    Только смертью
    веешь с высоты…
    То есть
    Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёв использует
    преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самых фразах
    использует сравнения, например: “…кукушкою безвестною рано кукует”
    (Д.Лихачёв), “…как кукушка кличет на юру”. В обоих переводах употребляется
    большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке
    и к солнцу, словно как к живым: “Днепр мой славный!”, “Солнце трижды светлое!”,
    “Что ты, Ветер…”
    Таким образом,
    эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так и
    эмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражает
    состояние всей русской земли в то время.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  7. «Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными вторжениями.
    «Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся сисТема сочинения средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без которого произведение утрачивает свой смысл и форму.
    «Плач Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий. Такими эпизодами являются: момент, когда «Солнце ему (Игорю) тьмою путь заступало»; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» — без них утратится ощущение того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель может лучше разобраться в произведении.
    В летописи было лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном отрывке этого быть не может.
    Этот эпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве» проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально – оценочным отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.
    Без этого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема — раздробленность и пути к объединению.
    Пространство в «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. «Природа в «Слове» — не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, — она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора» (Д. С. Лихачёв). Обращение ко всем силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир: «…средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира — как бы микромир…» (Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного пространства).
    Я читала «Слово о полку Игореве» в двух различных переводах — Д. Лихачёва и в поэтическом переводе Н. Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В каждом переводе проявляется личность переводчика — он является как бы автором текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже разговорному:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки…
    В то время как у Лихачёва:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Но всё же у нас остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря инверсии:
    На заре в Путивле причитая,
    Как кукушка раннею весной,
    Ярославна кличет молодая,
    На стене рыдая городской…
    Заболоцкий использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения, сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски. Например, у Лихачёва нет таких строчек:
    Улетят, развеются туманы,
    Приоткроет очи Игорь князь…
    .
    Ты же, стрелы вражеские сея,
    Только смертью веешь с высоты…
    То есть Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёв использует преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самых фразах использует сравнения, например: «…кукушкою безвестною рано кукует» (Д. Лихачёв), «…как кукушка кличет на юру». В обоих переводах употребляется большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке и к солнцу, словно как к живым: «Днепр мой славный!», «Солнце трижды светлое!», «Что ты, Ветер…»
    Таким образом, эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так и эмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражает состояние всей русской земли в то время.

  8. Слово о полку Игореве — это обязательное произведение, которое включено в школьную программу. Слово — это не просто памятник древнерусской литературы и историческое произведение. Это работа, которая помогает увидеть мировоззрение предков, увидеть образы князей и познакомиться с существующими на тот момент проблемами. Показывает произведение и русских женщин, самоотверженных, преданных, верных и нежных. Их автор раскрывает через образ прекрасной Ярославны, которая излила свое горе в плаче. Когда читаешь часть произведения, где описывается плач Ярославны, видишь, как оно наполняется особым дыханием, глубоким чувством, о чем и напишем в нашем сочинении по литературе за 9 класс.

    Козлов: переложение Плача Ярославны

    Слово о полку Игореве перелагалось разными писателями, среди которых стоит отметить его переложение Козловым. Если другие старались написать свое переложение близко к тексту древнерусского произведения, сохранив его ритмику, то Козлов написал Слово в более свободной форме, стараясь передать свое эмоциональное и личностное восприятие произведения. Несмотря ни на что, основа у каждого варианта переложения Слова о полку Игореве осталась одна — и это работа неизвестного автора. Каждый из писателей сумел правильно воссоздать образ Ярославны, в которой отразились все черты русских женщин. Мы слышим ее задушевный плач, где Ярославна не просто выполняет принятые ритуалы, а по-настоящему скорбит о дружине мужа, переживает за своего суженого, а искренность ее слез можно сравнить с кровоточащими ранами князя. Ей больно, что она не рядом с Игорем, и не может птицей прилететь к нему.

  9. 9
    Текст добавил: Татьяна Пупынина

    Тема: – Плач Ярославны

    «Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными вторжениями.
    «Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без которого произведение утрачивает свой смысл и форму.
    «Плач Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий. Такими эпизодами являются: момент, когда “Солнце ему (Игорю) тьмою путь заступало”; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» — без них утратится ощущение того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель может лучше разобраться в произведении.
    В летописи было лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном отрывке этого быть не может.
    Этот эпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве» проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально-оценочным отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.
    Без этого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема — раздробленность и пути к объединению.
    Пространство в «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. “Природа в «Слове» — не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, — она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора” (Д.С. Лихачёв). Обращение ко всем силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир: “…средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира — как бы микромир…” (Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного пространства).
    Я читала «Слово о полку Игореве» в двух различных переводах — Д.Лихачёва и в поэтическом переводе Н.Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В каждом переводе проявляется личность переводчика — он является как бы автором текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже разговорному:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки…
    В то время как у Лихачёва:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Но всё же у нас остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря инверсии:
    На заре в Путивле причитая,
    Как кукушка раннею весной,
    Ярославна кличет молодая,
    На стене рыдая городской…
    Заболоцкий использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения, сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски. Например, у Лихачёва нет таких строчек:
    Улетят, развеются туманы,
    Приоткроет очи Игорь-князь…
    ……………………………..
    Ты же, стрелы вражеские сея,
    Только смертью веешь с высоты…
    То есть Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёв использует преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самых фразах использует сравнения, например: “…кукушкою безвестною рано кукует” (Д.Лихачёв), “…как кукушка кличет на юру”. В обоих переводах употребляется большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке и к солнцу, словно как к живым: “Днепр мой славный!”, “Солнце трижды светлое!”, “Что ты, Ветер…”
    Таким образом, эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так и эмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражает состояние всей русской земли в то время.

  10. «Cлово о полку
    Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке,
    в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии
    раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными
    вторжениями.
    «Слово о полку
    Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и
    художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и
    приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана
    композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без
    которого произведение утрачивает свой смысл и форму.
    «Плач
    Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом
    произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий.
    Такими эпизодами являются: момент, когда “Солнце ему (Игорю) тьмою путь
    заступало”; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» — без них утратится ощущение
    того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней
    Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт
    атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель
    может лучше разобраться в произведении.
    В летописи было
    лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом,
    вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения.
    «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического
    отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их
    многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему
    событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить
    настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном
    отрывке этого быть не может.
    Этот эпизод
    несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора
    ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не
    выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем
    самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для
    истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве»
    проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально-оценочным
    отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое
    значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы,
    прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из
    половецкого плена.
    Без этого
    эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве»
    не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны
    и призыв князей к объединению, и проблема — раздробленность и пути к
    объединению.
    Пространство в
    «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент
    художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же
    эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в
    своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам
    природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. “Природа в «Слове» — не
    фон событий, не декорация, в которой происходит действие, — она сама
    действующее лицо, нечто вроде античного хора” (Д.С. Лихачёв). Обращение ко всем
    силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное
    пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир:
    “…средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир,
    сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира — как бы микромир…”
    (Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного
    пространства).
    Я читала «Слово
    о полку Игореве» в двух различных переводах — Д.Лихачёва и в поэтическом
    переводе Н.Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт
    возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В
    каждом переводе проявляется личность переводчика — он является как бы автором
    текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже
    разговорному:
    Что ты, Ветер,
    злобно повеваешь,
    Что клубишь
    туманы у реки…
    В то время как
    у Лихачёва:
    О ветер,
    ветрило!
    Зачем, господин,
    веешь ты навстречу?
    Но всё же у нас
    остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря
    инверсии:
    На заре в
    Путивле причитая,
    Как кукушка
    раннею весной,
    Ярославна
    кличет молодая,
    На стене рыдая
    городской…
    Заболоцкий
    использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения,
    сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски.
    Например, у Лихачёва нет таких строчек:
    Улетят,
    развеются туманы,
    Приоткроет очи
    Игорь-князь…
    ……………………………..
    Ты же, стрелы
    вражеские сея,
    Только смертью
    веешь с высоты…
    То есть
    Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёв использует
    преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самых фразах
    использует сравнения, например: “…кукушкою безвестною рано кукует”
    (Д.Лихачёв), “…как кукушка кличет на юру”. В обоих переводах употребляется
    большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке
    и к солнцу, словно как к живым: “Днепр мой славный!”, “Солнце трижды светлое!”,
    “Что ты, Ветер…”
    Таким образом,
    эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так и
    эмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражает
    состояние всей русской земли в то время.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  11. краткое сочинение на тему плач ярославны

    Ответы:

    Над широким берегом Дуная, Над великой Галщкой землей Плачет, из Путивля долетая, Голос Ярославны молодой… Н. Заболоцкий “Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова…” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении. Нежная, преданная, самоотверженная Ярославна изли.вает свое горе в традиционном плаче. Как задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря. Она жалеет о том, что нет ее рядом, что не может она помочь. А душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания: Полечу — говорит, кукушкою по Дунаю. Омочу шелковый рукав в Каяле-реже. Утру князю кровавые его раны на могучем его теле. Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов: О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?.. О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую… Прилелей же, господин, моего милого ко мне, Чтобы не слала я к нему слез на море рано. Уже в этом древнем памятнике литературы заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классике: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника Родины, и безграничная вера в правоту его дела. Ярославна — образ, равный другим героям “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится Домострой, который очертит жизнь женщины кругом семейных проблем, сделает ее бессловесной “рабыней мужа”, И заново придется женщине завоевывать то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове…”, и это очень важно и ценно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *