Сочинение на тему проблема определения понятия совесть

6 вариантов

  1. С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть — внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
    Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.
    Полный текст
    Сочинение
    К сожалению, в современном мире обесценилось множество вечных нравственных устоев, хорошее смешалось с плохим, достойное с похабным, и среди нравственных ориентиров остались лишь те, подавить которые нельзя ни одной пропагандой. В своем тексте Д.А. Гранин предлагает нам задуматься над вопросом: «Что такое совесть?».
    Анализируя проблему, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, в котором ему пришлось столкнуться с поступком, попадающим в ранг совестливых. Герой описывает панихиду великого писателя, М.М. Зощенко, на которой, к удивлению автора, до определенного момента не было сказано ни слова про трагедию из жизни этого человека, про травлю и постановление ЦК. Однако в один момент Дом писателя пронзил крик раскаяния, поступок поистине совестливого человека: к гробу прорвался Леонид Борисов и громко, надрывно, всколыхнув толпу, стал просить у М.М. Зощенко прощение за то, что в тяжелый момент жизни советского писателя никто не смог его защитить. Автор обращает наше внимание на то, что Леонид Борисов не собирался произносить речь, однако «что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой».
    Автор считает, что совесть – это внутренний судья человека, никак не связанный с доносчиками и стукачами, которые были популярны в СССР, их поведение никак не было связано с их личностью и душой. Совестью можно назвать черту духовного облика человека, выражающую его способность к внутренней оценке своего поведения, чувств, а также поведения других людей.
    Я полностью согласна с мнением Д.А. Гранина и тоже считаю, что совесть существует в качестве внутреннего ограничителя человека, и вместе с тем она способна заставить нас совершать действия и поступки зачастую совершенно безрассудные. Совесть существует отдельно от разума, предприимчивости, логики – она относится лишь к душе человека, и поэтому поступок, совершенный по совести, всегда верный.
    Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был движим идеей мести за всех бедных и обездоленных людей своего времени. Родионом Раскольниковым руководила идея о «тварях дрожащих» и «право имеющих», и в его философии одним из пунктов было убийство людей – что и стало одной из главных причин краха подобного стремления. Родион решил пойти на сделку с собственной совестью, проверить, способен ли он сам жить по своей теории, однако его чувства, его внутренний гуманизм оказался сильнее, и за убийство старушки герой поплатился невыносимыми муками совести, в итоге приведшие его на каторгу. Лишь спустя годы в голову к Родиону Раскольникову пришла мысль о том, что зло нельзя искоренить злом, все совершенные им до этого поступки приносили ему дискомфорт собственной низостью и бесчеловечностью, – осознав это, он обрел гармонию в душе и начал жить «по совести».
    Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с самой юности жил по законам чести и совести. Все поступки Петра Гринева были свершены под влиянием его «внутреннего судьи» – он, вопреки возражениям Савельича, честно возвращает карточный долг, благодарит путника за помощь заячьим тулупчиком и вместе с тем спасает его от гибели от обморожения. Герой, исходя лишь из собственных соображений и руководствуясь лишь собственными чувствами, защищает честь девушки на дуэли и позже становится ответственным за судьбу бедной сиротки. Жить по совести было главным для молодого дворянина, именно поэтому его можно считать достойным примером для многих людей.
    Таким образом, можно сделать вывод, что совесть позволяет жить человеку в гармонии с собой и с внешний миром, и одновременно может стать причиной долгих мук. Это чувство тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека.

  2. Есть люди, у которых совесть либо отсутствует вовсе, либо они научились с ней договариваться. Они становятся причиной многих бед. Не имея моральных границ, они заботятся лишь о собственном благополучии и не брезгуют ради этого применять самые страшные методы.
    Вспоминая роман «Мастер и Маргарита», можно проследить муки совести римского прокуратора Понтия Пилата после того, как философ Иешуа отправился по его приговору на казнь. Осознавая глубину собственной ошибки, прокуратор мучится, но исправить ничего уже не может. Так, он стал навеки проклят. Ему снятся сны, где они с Иешуа вместе гуляют и ведут беседы, но пробуждение снова и снова приносит ему страдания.
    В «Преступлении и наказании» автор описывает мучения убийцы после того, как он совершил непоправимое. Герою казалось, что его мучит страх, но на самом деле это была именно совесть. В этот момент он был только на пути к настоящему раскаянию, которое пришло к нему уже на каторге. Тем не менее, подобные душевные терзания указывают на то, что Раскольников не потерян для общества, что душу его еще можно спасти.
    Думаю, что наличие совести – это черта врожденная. Ее невозможно привить искусственно. Родители могут, к примеру, объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, но заставить его чувствовать стыд или раскаяние за свои поступки им не под силу.
    Итак, очевидно, что совесть присуща далеко не всем, но случаются ситуации, когда она неожиданно просыпается в самом, казалось бы, черством и беспринципном человеке. Это говорит о том, что у каждого есть шанс исправиться, искупить грехи и получить прощение.

  3. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». В этой сказке поднимается проблема совести. Салтыков-Щедрин воспользовался аллегорией и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропоец, хозяин питейного дома, надзиратель, финансист: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без «надоедливой приживалки».
    Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В романе отсутствие совести проявляется у Аркадия Свидригайлова. На протяжении всей жизни он развращал юных девушек и губил судьбы людей. Смыслом бытия для него стало сладострастие, которое он эгоистически искал в каждой жертве. В финале герой испытывает чувство раскаяния, предоставляет помощь детям Мармеладовой после смерти матери и просит прощения у Дуни Раскольниковой, которую он опозорил своим поведением и едва не вынудил на брак по расчету. Увы, чувство морального долга проснулось в нем поздно: его личность уже разлагалась от пороков и грехов. Воспоминание о них сводило его с ума, и он не выдержал мук совести.

    Проблема проявления совести

    В. Шукшин, «Калина красная». Егор Кудин, главный герой, был уголовником. Из-за своей деятельности, он много горя принес своей матери. Спустя много лет мужчина встретился с нею, но не посмел признаться ей, что он ее сын. Он не хотел больше причинить ей вреда, сделать больно. Именно совесть заставляет Егора остаться неизвестным для пожилой женщины. Конечно, его выбор можно оспорить, но, тем не менее, он достоин уважения за позднее раскаяние. И мораль вознаградила его за это усилие воли: только благодаря совести в конце рассказа Кудин не падает на дно безнравственности.
    А. Пушкин, «Капитанская дочка». Пугачев был жестоким и властным лидером, он безжалостно истреблял целые непокорные города. Но когда перед ним оказался дворянин, который помог ему не замерзнуть на дороге, отдав заячий полушубок, мужчина не смог хладнокровно его казнить. Он чувствовал благодарность по отношению к честному и доброму юноше. Бунтовщик отпустил его, зная, что молодой человек встретится с ним в бою. Тем не менее, совесть восторжествовала в этом суровом воине. Он понимал, что пошел войной на государыню, чтобы защитить свободу и жизнь простых людей, а не для того, чтобы убивать барских детей. В нем было даже больше морального превосходства, чем в императрице российской.
    Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ
    Автор: Вера Куруч

  4. (58 слов) «Совесть пусть и без зубов, а сгрызть может», — гласит народная пословица, и это чистая правда. Так, например, в художественном фильме Джонатана Теплицки, основанном на реальных событиях, рассказывается о судьбе Эрика Ломакса, который попал в плен к японским войскам во время войны, и его «карателе», который на протяжении всей жизни сожалел о случившемся: пытках и моральном унижении Ломакса.
    (58 слов) Однажды в детстве я разбила мамину вазу, и передо мной стоял тяжелый выбор: признаться и быть наказанным (ой) или промолчать. Однако ощущение того, что я сделал (а) что-то плохое по отношению к другому человеку заставило меня извиниться перед мамой и осознать собственную ошибку. Благодаря честности, мама простила меня, а я понял (а), что не надо бояться поступать по совести.
    (62 слова) В кинофильме «Афоня» режиссёр Георгий Данелия представляет нам «бессовестного» человека, который, несмотря на чужие нужды, перекрыл в доме воду во время аварийной ситуации. На вопрос жильцов, есть ли у него совесть, он ответил, что советь у него есть, а времени — нет. Эта ситуация говорит о том, что главный герой думает только о себе. Видимо, порядочность в нем все ещё дремлет.
    Автор: Алина Прошина

  5. Что такое совесть? Откуда она взялась? Какова цена поступка по совести? Эти и другие вопросы затрагивает Д.А. Гранин. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему роли совести в жизни человека.
    Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, автор рассказывает историю, которая произошла с ним
    Во время панихиды М.М. Зощенко. Церемония заканчивалась, но вдруг к гробу прорвался Леонид Борисов, человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях. Своим надрывным тонким голосом он просил прощения у Зощенко: «Это была совесть, совесть взбунтовалась». Чувство нерассуждающее, подсознательное. Порой только оно помогает правильно поступить в той или иной ситуации. Проблема роли совести является актуальной на сегодняшний день, так как всеми людьми управляет именно она: «Поступок, совершенный целиком по совести, – это свободный поступок».
    Автор выражает свое мнение ясно и однозначно. Он считает, что совесть – это внутренний судья человека. С его помощью можно оценить свои действия, поступки. Дела, выполненные по совести, как правило, не приводит к разочарованию.
    Трудно не согласится с мнением автора. Действительно, роль совести очень важна в жизни человека. Без нее трудно оценить свои поступки. Воссесть подсказывает тогда, когда человек не знает, как поступить.
    В качестве аргумента можно привести следующий литературный пример. Вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – на убийство старухи, которая извлекает выгоду из людских страданий. Вначале Родиона нисколько не тревожит совершенное им преступление. Но вскоре героя начинает мучить совесть. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента рождения. Родиона ждут сильнейшие нравственные муки, душевное разрушение.
    В качестве аргумента можно привести следующий литературный пример. Вспомним роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой произведения, Печорин, человек, который достаточно образован и разбирается в человеческих отношениях. Герой позволяет себе многое, и единственное, что сдерживает свободу его действий – это остатки былой совести. После дуэли с Грушницким у Печорина что-то вздрогнуло внутри. Это была совесть.
    Я с интересом прочитала текст Д.А. Гранина. Считаю, что у всех людей есть совесть, внутренний отклик души, и нужно прислушиваться к ней всегда, ведь только она подскажет нам правильный путь и поможет не ошибиться.

  6. (1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой можем достучаться только совесть — внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
    (2)Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.
    (3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных. (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается. (8)Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.
    (9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.
    (10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. (11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее. (13) И рядом не разрешили. (14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.
    (15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполоняли лестницу, ведущую к залу. (19) Большая толпа осталась на улнце. (20) Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».
    (22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из «Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. (24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.
    (25)«Миша, дорогой, — закричал Борисов, — прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»
    (26)Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась.
    (27) Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.
    (29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашёлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то…»
    (30)Что это было? (31) Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32)Это была совесть, совесть взбунтовалась!
    (33)Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». (34)Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.
    (35)Но при чём тут совесть? (36)Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас судит.
    *Даниил Александрович Гранин – русский писатель , общественный деятель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *