Сочинение на тему вражда и дружба отцы и дети

12 вариантов

  1. Между молодыми людьми нередко возникают споры, победителем в которых выходит Базаров. Аркадия это не огорчает, не смущает. Он считает честью быть побежденным человеком, которого «ждет великая будущность». В то время как Кирсанов благоговеет перед старшим товарищем, тот при любом удобном случае напоминает, что Аркадий не может подняться к вершине нигилизма, а его красивые слова ничтожны и бессмысленны.
    Переломный момент в этой странной «дружбе» наступает, когда Базаров гостит у Кирсановых. У героя сразу же возникает конфликт с Павлом Петровичем. Аркадий не может спокойно смотреть на споры товарища и дяди, ведь очень хочет, чтобы они нашли общий язык. Любовь к родственникам оказывается сильнее привязанности к Евгению, и Кирсанов-младший начинает защищать Павла Петровича. Товарищ-нигилист не только не собирается уступать, но и без угрызений совести бросает в глаза товарищу резкую фразу: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься…». Постепенно дружба сходит на нет, чему способствует и дуэль Евгения с Павлом Петровичем. Аркадий не может спокойно принять то, что его друг чуть не убил его дядю.
    Негативно на взаимоотношения товарищей влияет и любовь к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров сначала отрицает это чувство, Аркадий же замечает, что увлечен женщиной. Нельзя сказать, что он влюблен в нее, скорее опять же подражает Евгению. В это время у Кирсанова-младшего появляется желание избавиться от влияния Базарова, для чего он уезжает в Никольское.
    Увлечение Анной Сергеевной длится недолго. Аркадий осознает, что его сердце принадлежит Кате Одинцовой. Неприязнь к Базарову сглаживается, а когда приходит время прощаться, Кирсанов не может сдержать слезы. Тем не менее, очень скоро молодой человек забывает и о Евгении, и о дружбе с ним.
    Таким образом, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» тема дружбы подается оригинально. Автор показывает ее от зарождения до исчезновения, при этом нетрудно углубиться в психологию героев и понять мотивы их поведения.

  2. В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова.
    Молодые люди вместе учились: прослушали курс лекций в университете. После учебы они вдвоем по очереди навещают своих родных, переезжают из одного места в другое. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.
    Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела».
    В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».
    Аркадий любит много и красиво говорить. Базаров же сдержан, хотя именно своему ученику он многое в самом себе пытается объяснить. Поэтому молодой Кирсанов умело формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам он придерживается тех же принципов. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он – лишь эхо Базарова. Последний же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает понять Аркадию, что тот в своих суждениях не поднимается выше «противоположных общих мест», и считает, что «красивые» речи Аркадия просто «неприличны».
    Отношение друзей к Павлу Петровичу Кирсанову и к Одинцовой сначала дало в их дружбе трещину, а затем и вовсе привело к разрыву. Беспощадные схватки демократа Базарова и консерватора либерального толка Кирсанова огорчали Аркадия, были ему неприятны, он пытался смягчить конфликт между дядей и другом. Так, он характеризует дядю, которого сразу же начал презирать Базаров: «… У него сердце предоброе. И он далеко не глуп».
    Постепенно молодой человек понимает, что не может, как Базаров ненавидеть людей, а тем более своих близких. В нем сильно родственное начало. Убеждения у Аркадия по сути те же, что и у Павла Петровича. Нигилизм для него – модное увлечение. К тому же Базаров трудолюбив, а Аркадий, как и дядя, – сибарит. В имении отца он ведет праздный образ жизни. Базаров почти перестает с ним общаться, а в редкие минуты откровения Базаров не церемонится с другом, не щадит его самолюбия. Он прямо говорит приятелю: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься…»
    Во время дуэли Павла Петровича с Базаровым Аркадий находился в имении у Одинцовой. Но когда он узнал об этом, то «даже опечалился… принужденно улыбнулся, а на сердце ему и жутко сделалось, и как-то стыдно». Аркадий сильно переживал, что из-за его приятеля, к которому он уже начинает испытывать почти враждебное чувство и досаду, чуть не погиб его дядя.
    У Базарова к другу тоже усиливается неприязнь. Он не скрывает иронического отношения к Аркадию, когда тот влюбился в Одинцову. Оба молодых человека проходят испытание на прочность дружеских связей через любовь к Анне Сергеевне. Сначала Евгений отрицал любовь, считал это чувство «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Впоследствии им овладело сильное чувство. Базаров полюбил Одинцову Анну Сергеевну по-настоящему, глубоко, страстно. А Аркадий убедил себя в том, что влюблен в Анну Сергеевну. Его чувства к ней поверхностные, не такие, как у друга. Тем не менее Аркадий желает освободиться от деспотизма Базарова, сбегает от него в Никольское. Он хотел испытать свои силы в одиночку, принять хоть одно самостоятельное решение, без покровительства Евгения. Однако одна зависимость у Аркадия тотчас сменяется другой. Он быстро осознал, что ему хорошо и легко с сестрой Одинцовой. Теперь в жизни им руководить стала Катя.
    При расставании с Базаровым Аркадий забывает все его желчные, а порой и враждебные выходки. Он бросился к нему на шею «и слезы так и брызнули у него из глаз». Но уже вечером того же дня Аркадий совершенно забыл о своем наставнике. Никакого следа и даже воспоминания о себе в жизни Аркадия Базаров не оставил. После женитьбы на Кате и рождения сына Аркадий «сделался рьяным хозяином».
    Базаров перед смертью даже не желает видеть Аркадия. Он дает ему уничижительную характеристику: «… птенец этот! Он теперь в галки попал». Галка для Базарова – символ уюта, покоя, семейного счастья. Этот удел не для него.
    В жизни главного героя не было истинной дружбы. Отношения с Аркадием очень быстро исчерпали себя. Судьба Базарова трагична. Это «лишний человек». Поэтому у него нет настоящих друзей-единомышленников. Тургенев считал, что время Базарова еще не пришло. Главный герой, наделенный более сильным характером, оказывается в России без дела в соответствии со своей ролью «лишнего человека», а Аркадий находит свое место в жизни

  3. Сочинение. Тема дружбы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”: Базаров и Аркадий
    1. Отношение критики к роману.
    2. Аркадий как друг и соратник Базарова.
    3. Закономерность разрыва двух героев.
    После выхода в свет роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал шквал критических статей. Тургенева ругали все: либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии изображены в ироническом ключе и что “плебей” Базаров оказывается морально выше и сильнее их, а демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Неудивительна такая реакция критиков и читателей на образ, созданный Тургеневым, — он, как настоящий художник, сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. А появление “нового человека” всегда вызывало общественный резонанс.
    Ключевая проблема, поставленная писателем в романе, обозначена уже в его названии “Отцы и дети”, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема жизни человека и предмет пристального внимания в классической литературе, с другой — это конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 1860-х годах: либералов и демократов. Действующие лица романа систематизируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей принадлежат. Однако в романе главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев, и он противостоит враждебному лагерю, представители которого не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.
    Однако в самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник — его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова. Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале. По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к “разночинским взглядам”, которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном “сибаритствовал” под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, — под влиянием Базарова. Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров — человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же — абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает. Все, к чему он стремится, — уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
    Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий — мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.
    Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью. И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей. Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает. По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…
    Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки. И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает “свои длинные и жесткие пальцы”, чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом “зловеще” усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к “птенцу”. Ведь именно “птенцом” Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно. Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: “Ты нежная душа, размазня”, — говорит он Аркадию. И он прав — время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению “отцов”. Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”. Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.
    Добавил: k011537

  4. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.
    Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веление эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
    Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: «Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов.
    Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.
    Дело в том, что главный герой Базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей», лагеря демократов-разночинцев, а все остальные герои находятся во враждебном лагере.
    Центральное место в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Другие — люди старшего поколения, не разделяющие революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений — «отцов» и «детей». Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой ему среде.
    В Марьине Базаров — гость, который отличается своим «новым» обликом от хозяев-помещиков. С Аркадием они считаются друзьями, хотя их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий перестает слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. Разница между героями видна в их поведении в «империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике.
    Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем, трудится, занимается медициной, проводит опыты. Аркадий — совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют и покой.
    Совершенно по-разному они относятся к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
    Разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов». Зато Базаров предстает перед нами как человек, принадлежащий к новому поколению, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи.
    Писарев очень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и «учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов».
    Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь использовать идеи Базарова, но это невозможно, так как он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

  5. С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.
    Дата итогового сочинения 2016-2017 – 7 декабря.
    Как правило, рекомендуется придерживаться следующей структуры, представляющей шаблон итогового сочинения:
    Вступление
    Основная часть – тезис и аргументы
    Заключение – вывод
    Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.
    Время, отводимое для экзаменационной работы, – 3 часа 55 минут.

    Темы итогового сочинения

    Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:
    «Разум и чувство»
    «Честь и бесчестие»
    «Победа и поражение»
    «Опыт и ошибки»
    «Дружба и вражда»
    Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.
    Одна из таких тем – «Дружба и вражда».
    Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе – этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Дружба и вражда».

    Рекомендованная литература

    Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
    Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    Роман М.Шолохова «Тихий Дон»
    Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка»
    Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья»

    Аргументы к этой теме

    Аргументы для итогового сочинения на тему дружбы 2016:
    «Война и мир» Л.Н.Толстого
    Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова – пример настоящей, искренней и прекрасной дружбы, которая основывалась не на выгоде, а на схожести духовных идеалов героев. И Андрей, и Пьер – чужды обществу, так как имеют более возвышенные мысли и нравственные ценности, чем их окружение. Болконский изначально уверен в своем собственном предназначении и особом месте в мире. Пьеру же понадобилось убедиться в этом на собственном опыте, во многом благодаря Андрею, поддерживающему его.
    «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
    Может ли враг стать другом?
    История взаимоотношений главного героя – молодого офицера Петра Гринева и самозванца Пугачева – история двух врагов, которые могли бы стать приятелями, не окажись по разную сторону баррикад. Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева – во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.
    Когда герои снова встретились, Пугачев предложил помощь Гриневу. Но у офицера были смешанные чувства – ведь положение его зависело от отношения к недавнему врагу. В этой ситуации герои раскрывают друг перед другом душу в откровенном разговоре.
    Оба героя – волевые и бесстрашные мужчины, что и делает их похожими, давая основания для возможных приятельских отношений.
    «Сашка» В.Л. Кондратьева
    Пример истинноймужской дружбы можно найтив произведении В.Л.Кондратьева «Сашка». Главный герой – Сашка – молодой парень, который застал Великую Отечественную войну. Он был ранен в руку после двух месяцев на передовой и отправлен в тыл. В дороге герой знакомится с парнем Володей, с которым они продолжат путь и впоследствии переживут вместе многое, привыкнув друг к другу.
    В дальнейшем не раз между Сашкой и Володей возникнут ситуации, подтверждающие их дружбу. Например, когда им пришлось остаться на ночлег в деревне, радушная хозяйка предложила Сашке остаться и набраться сил, но он не бросил друга и продолжил путь вместе с ним.
    Когда друзья попали в госпиталь, Володя был удивлен несправедливостью в распределении еды для больных и в одной ситуации в гневе швырнул тарелкуобедом в присутствии майора. Сашка, будучи рядовым, понимал, что с него спрос небольшой, а лейтенанта Володю могли отдать под трибунал, поэтому взял вину на себя.

    Пример сочинения

    Человек – социальное существо, которое постоянно живет в мире взаимоотношений с другими людьми. Поразительно, какими разными они могут быть – от истинной дружбы до настоящей ненависти. Психологические качества, жизненный опыт и условия непосредственно влияют на формирование личности и взаимоотношение человека с окружающими. Так как же именно рождается дружба, и, возможно ли сменить полюс отношений и превратить вражду в приятельское общение?
    Чтобы увидеть, что такое настоящая дружба, стоит обратиться к произведениям классиков русской литературы. Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» предлагает нам образец верной искренней дружбы между героями – Андреем Болконским и Пьером Безуховым.
    Оба персонажа – высокоразвитые духовно личности, которые понимают, что им не место в светском безнравственном обществе. Но при этом они совершенно разные характерами – сильный волевой Андрей и неуверенный в себе, рассудительный Пьер. Основа их взаимоотношения – схожие взгляды на жизнь и высокие духовные идеалы. Свою чуждость этому обществу Болконский осознает сразу, а Пьеру для этого требуется время, при этом друг его постоянно морально поддерживает.
    Отношения между людьми – достаточно сложная часть нашей жизни, и не всегда их можно однозначно объяснить. Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» сложная цепочка отношений выстраивается между Петром Гриневым и самозванцем Пугачевым. Они – настоящие враги, между которым могли бы возникнуть приятельские отношения.
    Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева – во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.
    Когда герои снова встретились, Пугачев предложил помощь Гриневу. Но у офицера были смешанные чувства – ведь положение его зависело от отношения к недавнему врагу. В этой ситуации герои раскрывают друг перед другом душу в откровенном разговоре.
    Оба героя – волевые и бесстрашные мужчины, что и делает их похожими, давая основания для возможных приятельских отношений.
    Таким образом, стоит сказать, что сфера человеческих отношений – почва, где может родиться как искренняя настоящая дружба, так и вражда в силу обстоятельств и условий.
    Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

  6. Как трудно дать определение такому простому понятию как дружба. Ещё в раннем детстве мы обретаем друзей, они как-то сами собой появляются в школе. Но иногда бывает всё наоборот: бывшие друзья вдруг становятся врагами, и весь мир источает враждебность. В словаре дружбой называются личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. А вражда, по мнению лингвистов, – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. Как происходит сложный процесс перехода от любви и искренности к неприязни, ненависти и вражде? И к кому бывает любовь в дружбе? К другу? Или к себе самому?
    В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, размышляя о дружбе, утверждает, что один человек всегда является рабом другого, хотя никто себе в этом не признается. Герой романа считает, что он на дружбу не способен. А ведь Вернер проявляет самые искренние чувства по отношению к Печорину. Да и Печорин даёт Вернеру самую позитивную оценку. Кажется, что ещё нужно для дружбы? Они так хорошо понимают друг друга. Затевая интригу с Грушницким и Мери, Печорин получает самого надёжного союзника в лице доктора Вернера. Но вот в самый ответственный момент Вернер отказывается понимать Печорина. Ему кажется естественным предупредить трагедию (накануне он предсказал, что Грушницкий станет новой жертвой Печорина), но не останавливает дуэль и допускает гибель одного из дуэлянтов. Действительно, он подчиняется Печорину, попадая под влияние его сильной натуры. Но потом он пишет записку:
    Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете… Прощайте.
    В этом «если сможете» слышится отказ от ответственности, он считает себя вправе упрекать «приятеля» за такой проступок. Но больше не хочет его знать: «Прощайте», – звучит бесповоротно. Да, не так поступил бы настоящий друг, он разделил бы ответственность и не допустил трагедию не только в мыслях, но на деле. Так дружба (хотя Печорин так не считает) переходит в неприязнь.
    Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приезжают в родовое поместье Кирсановых на отдых. Так начинается история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Что сделало их приятелями? Общие интересы? Общее дело? Взаимная любовь и уважение? Но оба они нигилисты и не принимают чувства за истину. Может, Базаров едет к Кирсанову только по тому, что ему по дороге домой удобно проехать половину пути за счёт друга?.. Во взаимоотношениях с Базаровым Аркадий каждый день открывает в друге какие-то новые черты характера. Его незнание поэзии, непонимание музыки, самоуверенность беспредельное самолюбие, особенно когда он утверждает, «что ни боги горшки обжигают», отзываясь о Кукшиной и Ситникове. Затем любовь к Анне Сергеевне, с которой никак не желает примириться его «друг-бог». Самолюбие не позволяет Базарову признать своё чувство. Он лучше откажется от друзей, от любви, чем признает себя поверженным. Прощаясь с Аркадием, он бросает:
    Ты славный малый; но всё-таки мякенький либеральный барич…
    И хотя в словах этих нет ненависти, но неприязнь чувствуется.
    Дружба, истинная, настоящая, явление редкое. Желание дружить, взаимная симпатия, общие интересы – это лишь предпосылки для дружбы. А будет ли она развиваться, чтобы стать проверенной временем, зависит лишь от терпения и умения отказаться от себя, от любви к самому себе, в первую очередь. Любить друга – это думать о его интересах, а не о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих, оскорбит ли это твоё самолюбие. И умение выйти из конфликта достойно, уважая мнение друга, но, не поступаясь собственными принципами, чтобы дружба не переросла в неприязнь.

  7. Как трудно дать определение такому простому понятию как дружба. Ещё в раннем детстве мы обретаем друзей, они как-то сами собой появляются в школе. Но иногда бывает всё наоборот: бывшие друзья вдруг становятся врагами, и весь мир источает враждебность. В словаре дружбой называются личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. А вражда, по мнению лингвистов, — отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. Как происходит сложный процесс перехода от любви и искренности к неприязни, ненависти и вражде? И к кому бывает любовь в дружбе? К другу? Или к себе самому?
    В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, размышляя о дружбе, утверждает, что один человек всегда является рабом другого, хотя никто себе в этом не признается. Герой романа считает, что он на дружбу не способен. А ведь Вернер проявляет самые искренние чувства по отношению к Печорину.
    Да и Печорин даёт Вернеру самую позитивную оценку. Кажется, что ещё нужно для дружбы? Они так хорошо понимают друг друга. Затевая интригу с Грушницким и Мери, Печорин получает самого надёжного союзника в лице доктора Вернера. Но вот в самый ответственный момент Вернер отказывается понимать Печорина. Ему кажется естественным предупредить трагедию (накануне он предсказал, что Грушницкий станет новой жертвой Печорина), но не останавливает дуэль и допускает гибель одного из дуэлянтов. Действительно, он подчиняется Печорину, попадая под влияние его сильной натуры. Но потом он пишет записку:
    Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете… Прощайте.
    В этом «если сможете» слышится отказ от ответственности, он считает себя вправе упрекать «приятеля» за такой проступок. Но больше не хочет его знать: «Прощайте», — звучит бесповоротно. Да, не так поступил бы настоящий друг, он разделил бы ответственность и не допустил трагедию не только в мыслях, но на деле. Так дружба (хотя Печорин так не считает) переходит в неприязнь.
    Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приезжают в родовое поместье Кирсановых на отдых. Так начинается история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Что сделало их приятелями? Общие интересы? Общее дело? Взаимная любовь и уважение? Но оба они нигилисты и не принимают чувства за истину. Может, Базаров едет к Кирсанову только по тому, что ему по дороге домой удобно проехать половину пути за счёт друга. Во взаимоотношениях с Базаровым Аркадий каждый день открывает в друге какие-то новые черты характера. Его незнание поэзии, непонимание музыки, самоуверенность беспредельное самолюбие, особенно когда он утверждает, «что ни боги горшки обжигают», отзываясь о Кукшиной и Ситникове. Затем любовь к Анне Сергеевне, с которой никак не желает примириться его «друг-бог». Самолюбие не позволяет Базарову признать своё чувство. Он лучше откажется от друзей, от любви, чем признает себя поверженным. Прощаясь с Аркадием, он бросает:
    Ты славный малый; но всё-таки мякенький либеральный барич…
    И хотя в словах этих нет ненависти, но неприязнь чувствуется.
    Дружба, истинная, настоящая, явление редкое. Желание дружить, взаимная симпатия, общие интересы – это лишь предпосылки для дружбы. А будет ли она развиваться, чтобы стать проверенной временем, зависит лишь от терпения и умения отказаться от себя, от любви к самому себе, в первую очередь. Любить друга – это думать о его интересах, а не о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих, оскорбит ли это твоё самолюбие. И умение выйти из конфликта достойно, уважая мнение друга, но, не поступаясь собственными принципами, чтобы дружба не переросла в неприязнь.

  8. Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?
    Лучше открытый враг,
    чем коварный друг.
    Г. Сенкевич
    Кто такой друг? А кто такой враг? Почему самым опасным врагом можно считать того, кто выдает себя твоим другом? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.
    Друг — это тот человек, который без лишних слов и раздумий придет к тебе на помощь, который скажет в глаза правду, осудит твой плохой поступок и никогда не предаст. А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на недоверии, неприязни и ненависти. Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь от того человека, который назвался другом, вошел в доверие, мы не ждем удара в спину. Фальшивый будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и поставить подножку, предать. Верность моих суждений можно подтвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.
    Вспомним произведение замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова «Бывшему другу». Автор в своем стихотворении вспоминает о том, что некогда у него был друг, которому он всецело доверял, считал «чуть ли не братом своим», делился с ним своей печалью, рассказывал о своих врагах. Герой и подумать не мог, что тот, кого он считал своим другом, окажется лживым и подлым. Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг «ставил капканы» и мечтал поссорить с друзьями. Автор ругает себя за свою наивность и простодушие, за свое доверие. «Был друг — и нет. Утешусь. Не беда» – говорит он, имея в виду то, что самое страшное для него не потеря друга, а то, что теперь в каждом человеке поэт будет сомневаться и видеть в нем врага. Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». По моему мнению, стихотворение Расула Гамзатова как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели.
    В качестве ещё одного примера может послужить произведение великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой повести, не сразу распознав истинного лица Швабрина, поначалу доверился ему. Оба они молоды, происходят из дворянского сословия. У них схожие интересы, и они тесно общаются. От лица Гринева автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Их мнимая дружба продолжалась до тех пор, пока Гринев не признается Швабрину в своих чувствах к Маше Мироновой. Именно в этот момент Швабрин начинает показывать свою эгоистичную и мелкую душу. Он, услышав признание Гринева, оклеветал Машу. Когда крепость захватили бунтовщики, он сразу же преходит на их сторону. Алексей Швабрин думает только о себе по выражению самого Пугачева, «при первой же неудаче …свою шею выкупят моею головою». Так, автор нам показывает, что один раз предавший человек, легко предаст и во второй раз.
    В заключение хочется сказать, что самым опасным врагом является тот, кто действует исподтишка, наносит удар в спину, и этим человеком может оказаться «друг». Очень важно уметь выбирать друзей, а если ты их нашел, то нужно дорожить этими отношениями и беречь их.
    Автор: Жамбалова Сэржэна Намсараевна.

  9. Не обязательно, чтобы настоящий друг соглашался с вашей любой точкой зрения: гораздо ценнее, чтобы он поддерживал вас, даже если не согласен с вашими взглядами на жизнь. Настоящий друг может покритиковать, но никогда не солжет из лести и сознательно не унизит. Тайны, которыми ты делишься с другом, остаются только между вами двоими, и этим цениться и проверяется искренность истинного отношения к вам человека.
    Дружба не подвластна времени, а эмоции в общении с другом не меняются: даже много лет спустя у людей находятся общие темы для разговоров, трепетные воспоминания и общие ценности в жизни. Друг способен простить вам не только мелкие оплошности, но и серьезные промахи и никогда не будет попрекать совершенными ошибками. Настоящий друг – это тот человек, с которым вы никогда не будете скучать, и который не даст скучать вам.
    И в радости и в горести рядом с нами должен находиться только преданный и верный друг. Но можно ли в современном мире, где полно искушений и соблазнов, искренне испытывать настоящую дружбу?
    На мой взгляд, дружба – единственное чувство, которому неподвластно притворство: она не терпит лжи и масок. С настоящим другом у человека не возникает потребности скрывать свои черты характера, возможные недостатки и выдавать себя за того, кем на самом деле не являешься.
    Мне кажется, что наше поколение неправильно понимает истинность настоящей дружбы. Многие мои сверстники называют друзьями людей, которых знают непродолжительное время, которым еще не могут доверять, но уже называют их чуть ли не братьями и сестрами. Дружба проверяется не только годами, но и испытаниями, которые человек встречает на протяжении всей жизни.
    Основным принципом дружеских отношений является верность. Доверие лишь укрепляет дружбу, а уверенность в том, что человек не предаст тебя, поддержит – доказательство настоящей дружбы.
    Важно понимать, что друг – это не идеальный человек: он может совершать ошибки и нелепые поступки. Главное, чтобы друг умел не только прощать, но и не таить зла.

  10. 10
    Текст добавил: d{рожденная в СССР}b

    Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” развертывается таким образом, что в конце произведения главный герой-нигилист Евгений Базаров разрывает все отношения со всеми ранее близкими ему людьми, а также “последователями” и “попутчиками”. Это относится к любимой женщине, Анне Сергеевне Одинцовой, и пародийным подражателям Евгению — невежественной и глупой эмансипированной помещице Кукшиной и Ситникову, называющему себя “нигилистом” и претендующему на положение ученика Базарова. К сожалению, относится это и к Аркадию Кирсанову. Юный друг Базарова оказался лишь временным союзником главного героя.
    Аркадий — единственный сын Николая Петровича Кирсанова. Впервые мы встречаемся с этим героем, когда он только что закончил учебу в университете и в звании кандидата возвратился в родительский дом. .
    Тургенев почти не описывает его внешности, ограничиваясь упоминанием о “безбородой… и загорелой щеке” молодого человека и его “звонком юношеском голосе”. Аркадий выглядит “молоденьким мальчиком”, каковым он в действительности и является. Главные его качества — “доброта и простодушие молодости”. Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, совершенно не представляет. Взгляды его по-настоящему не осознанны, они не стали его убеждениями, хотя некоторое время он искренне шел за Базаровым и сочувствовал его помыслам. Павел Петрович проницательно видит в племяннике забавного попутчика сурового гостя, и когда Аркадий напыщенно, с бравадой провозглашает: “Мы ломаем, потому что мы сила”, дядя отвечает язвительной улыбкой, отчетливо осознавая всю меру его слабости. Мы замечаем, как нежно любит Аркадий отца, родной дом, природу, поэзию, как эмоционально реагирует на них, не в состоянии сдерживать свои чувства. Это доказательство того, насколько непрочны, шатки его “нигилистические” убеждения.
    Не сформировавшаяся еще натура Аркадия находится под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не понимает и не замечает.
    В спорах с Евгением Аркадий ” обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища”. Но это его не смущает, так как он видит в Базарове человека, которого “ждет великая будущность”.
    Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он и формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам он придерживается тех же принципов. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. При этом Аркадий не замечает, что сам он — лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает понять Аркадию, что тот в своих суждениях не поднимается выше “противоположных общих мест”, и считает, что “красивые” речи Аркадия просто “неприличны”.
    Постепенно намечается отход его от Базарова, расхождение с ним. Апогеем этих расхождений становится беседа недавних друзей под стогом сена, перерастающая в споры о жизни “отцов”, о чувстве любви, об отношении к народу. Учитель в ходе этой полемики называет ученика “размазней”, а последний осуждает наставника за деспотизм. Размежевание переходит в решительный разрыв отношений. Базаров объявляет, что они прощаются навсегда, так как Аркадий не создан для “горькой, терпкой, бобыльной жизни”, в нем нет ни дерзости, ни злости, он слишком близок “вашему брату дворянину”; он не способен бороться (“а мы драться хотим”), “преобразовывать людей (“нам других ломать надо!”). Для главного героя романа Аркадий Кирсанов — всего лишь “мякенький, либеральный барич”.
    Для такой резкой характеристики у Евгения есть веские основания: его друг давно проявляет, интерес к хозяйству в имении, склонен к художеству, его полностью захватывает любовь к Кате, которая, конечно же, его “переделает”, так как он “ручной”. Через некоторое время и сам Аркадий осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: “…Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, — вы, которой я, в сущности, и обязан этою переменой. …Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, “вторые мне не по силам…”
    Как только Аркадий выходит из сферы притяжения Базарова, он безо всякой внутренней борьбы идет по проторенному “жизненному пути “отцов”.
    Аркадий — всего лишь робкий ученик Базарова, который некоторое время искренне шел за своим учителем, скромный подголосок Евгения.
    Нам остается только сожалеть или радоваться, но никакого следа и даже воспоминания о себе в жизни Аркадия Базаров не оставил. После женитьбы на Кате и рождения сына он “сделался рьяным хозяином”, и “ферма уже приносит довольно значительный доход”….
    Могучая, деятельная натура Базарова требовала не просто дружбы, искренних, благородных отношений, душевной близости, но дружбы-соратничества, полного подчинения всех интересов одной общей цели. Ставя точку в отношениях с Аркадием, он, пожалуй, единственный раз на всем: протяжении действия говорит без иронии, и аффектации о себе и окружающих, его: “… Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да. молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам других подавай! Нам других ломать надо!” Однако во имя чего намеревается Базаров “других ломать”, он не уточняет. Может, потому, что и сам он еще толком, не знает и не понимает этого, не видит конкретной цели? Может, потому и нет у него настоящих друзей, как нет и настоящих последователей и соратников.

  11. Взаимопонимание, пожалуй, является основой взаимоотношений между людьми. Это та самая база, на которой возникает дружба. В то же время отсутствие взаимопонимания или его недостаток – причина возникновения вражды.
    Представим такую ситуацию: многолетняя дружба даёт трещину. Люди, когда-то именовавшие себя друзьями, имевшие общие интересы, проводившие вместе огромное количество времени, вдруг ссорятся. Неважно из-за чего: повод здесь не имеет значения, он может быть и ничтожным, и грандиозным. Каковы истоки ссоры? Ответ, на мой взгляд, очевиден: к ней привела банальная утрата взаимопонимания.
    Вспомним героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» — Андрея Гавриловича и Кирилу Петровича. Их дружба была настолько сильной, что ей завидовали в округе. Однако всё рухнуло в один момент. Дубровский-старший обиделся на шутку троекуровского псаря. Троекуров вовремя не извинился, да ещё и проучить решил гордого соседа – отобрал у него имение в судебном порядке. Крепкая дружба переросла в лютую вражду. Последствия, как помним, были трагическими: Андрей Гаврилович умирает, не выдержав душевных мук. А ведь всего этого можно было избежать, если бы Троекуров и Дубровский хотя бы попытались понять друг друга…
    Никак не могут понять друг друга Евгений Базаров и Павел Кирсанов, герои романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Первый из них – аристократ до мозга костей, либерал. Второй – разночинец, нигилист. Герои непримиримы, каждый остаётся верен своим собственным принципам, понимать друг друга они отказываются. Вражда между ними, разрастаясь всё больше, приводит к дуэли, в ходе которой Базаров ранит Павла Петровича. Отсутствие взаимопонимания, перейдя во вражду, чуть не привело к трагедии. Подобные ситуации нередки не только в литературных произведениях, но и в жизни.
    Взаимопонимание нередко становится силой, объединяющей людей, которые по своим взглядам или социальному статусу, казалось бы, должны быть противниками. Гринёва и Пугачёва в историческом романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка», связывают довольно тёплые отношения, несмотря на то что один из них – офицер, верный присяге, а другой – предводитель крестьянского восстания, мятежник. Герои находятся «по разные стороны баррикад». Однако оба они честны и благородны, кроме того, каждый из них умеет ценить эти качества в других. Взаимопонимание и взаимоуважение не позволили им стать врагами, хотя, правда, и друзьями в полном смысле слова их не назовёшь.
    Итак, дружба и вражда действительно нацеливают на рассуждение о взаимопонимании,  потому что так или иначе связаны с ним. Чтобы чувствовать себя комфортно в этом мире, нам необходимы друзья, а значит, мы должны стремиться к взаимопониманию.
    Другой пример итогового сочинения по направлению «Дружба и вражда»:«Человек сам себе злейший враг».

  12. Главная
    Сочинения
    Сочинения на свободные темы
    Сочинение на тему “Дружба и вражда”
    Сочинение на тему “Дружба и вражда”
    Дружба и вражда – это два полюса человеческих отношений. И если дружба основана на доверии и взаимном уважении, то вражда порождена эмоциями ненависти и нетерпимости. Дружба – это помощь и поддержка близкого по духу человека, а вражда разрушает не только отношения людей, но и мир вокруг них.
    Пожалуй, нет ни одного литературного произведения, где бы ни затрагивалась тема дружбы и вражды, их влияние на жизнь человека. Писатели и поэты пытаются осмыслить эти непростые нравственные понятия и приходят к выводу, что между ними нет непреодолимой пропасти, и, казалось бы, искренняя дружба способна превратиться в лютую ненависть.
    Именно таким образом развиваются отношения героев в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Дружба между Онегиным и Ленским кажется искренней, несмотря на различие их характеров. Они как бы дополняют друг друга – холодный, скучающий скептик Онегин и пылкий, восторженный романтик Ленский.
    «Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой».
    Но оказывается, что это – не дружба, а общение от суки, «от делать нечего», и симпатия этих героев недолговечна. Дружба рассыпается, как карточный домик, из-за того, что скучающий Онегин решил поухаживать за Ольгой, в которую был влюблен Ленский. В итоге – смертельная обида, дуэль и гибель восторженного романтика.
    Неужели этим А. С. Пушкин хотел показать, что дружба – это пустой звук, миф? Или отношения Онегина с Ленским и не были дружбой?
    Превращение дружеских отношений во вражду А. С. Пушкин описывает и в повести «Дубровский». Кирилл Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский тоже были дружны, несмотря на разное социальное положение и достаток. Но конец этой дружбе был положен одной неосторожной фразой конюха Троекурова. Его слова оскорбили Дубровского, и он обиделся. Заносчивость Кирилла Петровича и гордое упрямство Андрея Гавриловича не позволили им помириться. Началась судебная тяжба, закончившаяся сумасшествием и смертью Дубровского.
    Можно ли отношения этих героев назвать настоящей дружбой? Нет. И это тоже общение от скуки. А может, настоящей дружбы и вовсе нет?
    Это не так, и в литературе достаточно примеров, убеждающих нас в существовании настоящей искренней дружбы, которая делает жизнь человека светлее. Удивительно теплые дружеские отношения связывают князя Андрея и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Кажется, эти герои всегда поддерживают друг друга и всегда рядом, даже когда находятся далеко. А «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери – это настоящий гимн дружбе, без которой невозможна полноценная жизнь и человеческое счастье.
    Дружба – это одна из важнейших ценностей, и ее нужно беречь. Ведь в жизни человека бывают ситуации, в которых только самоотверженная помощь настоящего друга может спасти от беды и отчаяния.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *