Сочинение на тему проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад сочинение

10 вариантов

  1. Эта тема не случайно проходит красной нитью сквозь произведения литературы. Ведь сам творец, автор, человек, способный к творчеству, зачастую не является счастливым. Любые жизненные сдвиги, приводящие к возникновению качественно новых образований (таких, как художественное произведение, научное открытие…) имеют толчком вовсе не состояние удовлетворенности, но, напротив, – ощущение неудовлетворенности, ощущение нехватки и неполноты. Это и становится главной причиной, толкающей человека к творчеству. Это объяснил австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд, когда писал о сублимации. Та же мысль прослеживается и в работах Макса Шелера – другого немецкого философа, представителя философской антропологии.
    Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается краткое содержание рассказа “Студент”, который написал А. П. Чехов
    Между тем, для человека естественно стремиться к счастью. Поэтому творческий человек, вне рефлексии над истоками своего творчества, пытается понять, как же достичь счастья. Вне ощущения счастья человек не ощущает наслаждение жизнью, а потому поиски счастья – одна из центральных тем произведений литературы и философии.

    Счастье: духовное и материальное

    Антон Чехов обращается к проблеме счастья и аргументы, которые писатель находит, чтобы объяснить позицию в отношении счастья, довольно простые. Поэтому «Вишневый сад» понятный каждому человеку, потому что автор объясняет простыми словами, в каких формах предстает счастье. Пожалуй, каждый читатель находит здесь себя.
    Во-первых, с одной стороны, счастье предстает в плане духовном и материальном, но, во-вторых, эти формы нельзя описать отдельно друг от друга: для персонажей «Вишневого сада» духовное счастье выстраивается вокруг собственно вишневого сада, но достичь счастья мешают социальные конвенции, собственные стереотипы, необдуманные поступки, излишние амбиции, невозможность рассмотреть человеческую сущность…
    Вишневый сад, как известно, – завершает существование печально: опустевший и заброшенный, сад уничтожается, деревья рубятся. В доме, где больше не слышно шагов обитателей, умирает старый слуга, не сумевший понять новое время, реформу (1861 года) и новую парадигму существования. В этом контексте мы могли бы вспомнить и слова другого философа, на этот раз – франко-румынского мыслителя Э.-М. Чорана, который считал, что счастье мыслится человеком как последний золотой век, как рай, который он потерял, как недостижимую мечту, идеал.

    Отправиться на поиски счастья?

    Писатель демонстрирует проблему счастья, а аргументы автора – логичны. Вопреки мнению о том, что люди ощущают похожее счастье, персонажи «Вишневого сада» постоянно дискутируют о специфике счастья, об истоках счастья и о путях достижения этого состояния.

  2. «Время, деньги… Счастлив тот, кто не считает ни то, ни другое.»
    Алексей Иванов.
    В 1903 году Антон Павлович Чехов пишет свою последнюю пьесу «Вишневый сад», центральной проблематикой которой становится вопрос о счастье героев. Счастье – это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Вопрос осознания себя счастливым возникал во многих произведениях писателей. Для кого-то оно в материальных вещах, для кого-то в душевной гармонии. В центре пьесы Чехова стоит вишневый сад, который олицетворяет счастье героев, как материальное, так и духовное. Но кого из них можно назвать счастливым?
    Центральным героем пьесы становится Любовь Андреевна Раневская, помещица, вернувшаяся в своё имение после неудачного отъезда в Париж. Но почему она была вынуждена покинуть дом? Героиня бежала от большого горя: её муж потратил всё состояние и скончался от пьянства, сын Гриша погиб. Она надеется обрести счастье за границей, но такового не случается и там. По приезде домой она видит всё неизменным и это дает ей веру в лучшее. Ведь она была счастлива в далеком прошлом, когда была совсем юна, проводила много времени в любимом вишневом саду, а осознание этого чувства ещё не было связано с материальными вещами. Но в настоящем в этом и кроется главная проблема героини. Она привязана к прошлому, а для счастья в настоящем она слишком привязана к людям и предметам, которые, по её мнению, могут сделать её по-настоящему счастливой.
    Ещё один герой, купец Ермолай Алексеевич Лопахин, мечтает о вишневом саду, который своими руками посадили его предки. Он считает, что его счастье кроится именно в этом, ведь сад – это его корни и достояние прошлого. Да и разбогатеть с его помощью легко. Но и легкие деньги не делают его счастливым, ведь с их помощью он не станет равным господам, а значит и не сможет быть с Раневской, которую так давно любит.
    Оппозицией в пьесе становятся два героя: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя не связывает счастье с прошлым или будущим, наоборот он призывает людей оторваться от прошлого, ведь нет счастья там, где мы ничего не можем изменить. Сам же герой не знает, какое счастье на самом деле, но с предвкушением ждёт его. Аня, совсем юная девушка, уверена, что не стоит грустить о прошлом, что они смогут посадить сад «ещё краше этого». Она не боится что-то делать, лишь бы быть счастливым. Ведь настоящее счастье кроится в тебе самом, пока ты готов за него бороться.
    Последняя пьеса Чехова полностью отразила проблему поиска счастье, свойственную для той переломной эпохи в истории России. Время войн, революций, смены строя и перемен на пути к будущему, начавшихся после отмены крепостного права в 1861 году. Тогда часть людей тосковала по прошлому и не хотела ничего менять, считая, что они были по-настоящему счастливы. Другая же часть стремилась построить новое будущее, не боясь делать для этого всё возможное и жертвовать имеющимся. Эти два лагеря нашли своё отражение в героях пьесы. Но события произведения стали не только отражением событий эпохи, но и размышлением над злободневным житейским вопросом поиска счастья. И всё-таки истина одна: человек не должен цепляться за прошлое, в котором он был счастлив, за людей и материальные вещи; счастливым каждый может сделать себя сам, стоит только начать действовать.
    Добавил: lavnovakaterina1106

  3. Читая пьесу “Вишнёвый сад” Чехова, очень быстро замечаешь, что счастливые люди в пьесе напрочь отсутствуют.
    Раневская хочет на старости лет покаяться в грехах и успокоиться, но вынуждена вернуться в Париж, так и не найдя покоя, а нажив только дополнительные проблемы. Слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, Шарлотта в отчаянии, не зная, как ей дальше жить, Варя разочаровывается в Лопахине и уходит к новым хозяевам…Даже Гаев, который получает шанс работать в банке, судя по его способностям и возможностям, вряд ли будет счастлив.
    Аня считает, что даже деревья в саду – и то ущербны, так как “опорочены рабским прошлым”. И всё же Чехов оставляет место для надежды, что завтрашний день вполне может быть лучше и счастливее, чем сегодняшний.
    По пьесе видно, что герои пьесы совершенно не понимают, откуда все их несчастья и всё сваливают на обстоятельства и злой рок, хотя вся проблема в них самих.
    Чехов в своей пьесе создал некий несчастный, печальный круг людей и деревьев, чтобы показать, что они себя изжили в этом мире и что они олицетворяют паразитизм дворянства.
    Пожалуй, счастливое будущее возможно только для Ани, которая говорит Раневской “Мы посадим новый сад, роскошнее этого”, тем самым как-бы старается представить будущее в лучшем свете. Этот персонаж обладает хорошими качествами – чуткостью, чувством прекрасного и энергией, которая вполне способна на то, чтобы изменить свою жизнь. Скорее всего, именно через Аню и её восторженных словах о прекрасном будущем сам Чехов старается помочь своим читателям понять, что проблемы чаще всего стоит искать в себе и своём настрое, а не в окружающем, обстоятельствах, деревьях итд.

  4. Что такое счастье
    Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»
    Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»

    Что такое счастье

    Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты.
    А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место? Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.

    Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»

    Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»
    Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит.
    Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой? Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
    Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
    Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
    Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.
    Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
    Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

    Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»

    Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.
    Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».
    Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» – проблематика для сочинения по теме | источник

  5. Помогитеееее, очень срочно
    Помогите написать сочинение на тему: Проблема счастья в пьесе Чехова “Вишневый сад”

    Ответы:

    Как материал для написания(можно взять некоторые мысли):
    1)
    В том-то и проблема, что это – глубоко пессимистическая пьеса.
    И никто из его героев счастья не испытывает, даже Лопахин, купивший имение и вырубающий сад. Счастье-то не в деньгах.
    А остающийся запертым Фирс – символ трагедии России, её брошенности в целом.
    Видимо, в насмешку Чехов назвал эту пьесу комедией.
    2)
    Итак, рядом с нами живут лопахины, для которых важнее всего иметь деньги; Вари, которые, кроме домашнего хозяйства, ничего не видят в жизни и ничем не интересуются; раневские, для которых дороже всего роскошь. На этом фоне выгодно с нравственной точки зрения выделяется Аня, которая мечтает о светлом будущем, где она собирается жить для людей. Цель, конечно, благородная. Но, мечтая о будущих людях, которым она поможет обрести счастье, Аня забывает о человеке, нуждающемся в ее помощи сейчас. Это старый Фирс. Он обречен. Я думаю, что никто серьезно после этого не поверит в реализацию мечты Ани. Все у нее так и останется на уровне мечтаний юной дворянки, привыкшей в реальной жизни жить только для себя. В пьесе происходит все, как в нашем современном обществе. На смену раневским и гаевым приходят лопахины. Энергия лопахиных грозит уничтожением вишневых садов, то есть красоты нашей родины. И все совершается ради экономической выгоды.
    Невольно задаешь себе вопрос: “А может, герои пьесы идут верным путем? Каждый ищет свой смысл жизни по мере сил и возможностей”.
    Никто же не будет спорить, что для каждого в мире — свое счастье. Счастье ищут и Петя Трофимов, и Аня. Пусть с накладками, вроде отношения к старому слуге. Но в конечном счете идет борьба за счастливое будущее.
    Наверное, следует отметить, что пьеса Чехова была написана во время образования в России тайных политических обществ. Наверняка Петя Трофимов был членом одного из них, судя по его манере общаться и держаться с окружающими. У Чехова все персонажи как бы полураскрыты. Автор предлагает читателю дорисовать их характеры, пофантазировать о их дальнейшей судьбе. Внимательный читатель имеет возможность потренировать свое логическое мышление, сравнить свою жизнь с жизнью персонажей пьесы и попытаться определить, к каким именно героям он себя может отнести сегодня. Я уверена, что многие мои соотечественники выбрали бы себе сейчас судьбу и возможности Лопахина, то есть современного преуспевающего бизнесмена…
    Итак, в пьесе Чехова “Вишневый сад” современное общество может почерпнуть для себя много полезного с чисто практической точки зрения. А собственно, почему только с практической?! Ведь мы можем опускать недостатки героев, которые вообще-то сам автор выделил жирными штрихами, и искать смысл жизни, ориентируясь на определенные нравственные вехи. Чехов учит нас оптимистической вере в будущее, и, стало быть, его произведение — это достояние всего человечества, устремленного в будущее.

  6. Проблема счастья в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    О пьесы Чехова говорят, что их пробирает некое ощущение постоянного неблагополучия. Кажется, все герои по-своему хорошие люди, но все по-своему несчастны. Почему? Что такое счастье и возможно ли оно для них?
    Ответы на эти вопросы читатель получает, наблюдая за развитием характеров героев. Вот Любовь Андреевна Раневская приезжает из Парижа в свое имение, утомленная несчастной любовью, предательством. Она приехала лечить душу туда, откуда пять лет назад сбежала опять же от несчастья, когда после смерти мужа и сына не могла дать себе совета. Следовательно, не в том дело, где ты находишься, ведь от себя не убежишь. На первый взгляд, эта женщина заслуживает того, чтобы ее пожалели: она много пережила, у нее множество проблем, она беспомощна перед жизнью. Но что она делает для того, чтобы решить хотя бы одну проблему – спасти семью от экономического краха? Ничего. Она не слышит разумных советов Лопахина, не понимает, что должен взять ответственность за будущее своих близких. То почему это так? Ведь, кажется, она умная женщина. Ответ прост: эта женщина эгоистка. Она не желает никого слышать и не обращает внимания на то, какие последствия имеет ее “милая” легкомыслие. На примере этого образа уже можно сказать, что счастье не падает с неба на избранных. Оно кажется неуловимым, тем оно, как игривый бабочка, присядет на мгновение на твою ладонь и – порхая дальше. Но можно заслужить ту миг счастья собственными усилиями. Так, Петя Трофимов говорит, что полон предвкушения счастья. Кажется, он даже знает рецепт его достижения: “Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни”. Но и он только говорит. Он не способен работать, не даст совета и себе, то можно надеяться, что он сделает счастливым еще кого-то? Вряд ли. Лопахин не случайно относится к нему иронически. Ведь ему знакома труд. Он работает чуть ли не сутки. И опять же для чего? Разве он может позволить себе свободные поступки, разве может позволить себе жениться на девушке, которая нравится? Нет. Деньги не сделали его счастливым тоже. Значит, остается одно: оглянуться вокруг, услышать окружения, попытаться понять их, избавиться от эгоизма. Может, тогда будет достигнуто неуловимое и желанное счастье. Такое мнение выразил А. Чехов в своих пьесах.

  7. А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа.
    В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он является объединяющим ядром и родственников, и случайных людей, которые должны решить судьбу когда-то красивого и величественного сада.
    Раневская и Гаев – сестра и брат, владельцы имения. Усадьба некогда была красивой, прямой тополиной аллеей, с красивым вишневым садом, который во время весеннего цветения сводил с ума всю округу.
    Оторванность от реальной жизни, легкомысленность главных героев доводят усадьбу до банкротства. Имение нужно продавать. Крепкий купец Лопахин видит выход из ситуации и даже предлагает проекты по спасению усадьбы.  Но хозяева как все слабые, безвольные люди, только льют слезы о потере «дорого их сердцу сада», внушают всем окружающим, что их жизнь закончится после продажи вишневого сада.
    Мучительные торги для хозяев усадьбы состоялись, имение отходит Лопахину. Вишневый сад, как нечто не приносящее доход, пойдет под топор. Лопахин доволен покупкой. Его дед и отец были рабами в этом имении, а теперь он хозяин. Ермолай Лопахин в пьесе представляется порядочным человеком, но его звериное нутро раскрывает Петя Трофимов. Он сравнивает его с хищным зверем, который для обмена веществ, способен съесть все. И он прав. Лопахин съедает сад. У него есть проекты на эту усадьбу, а остальные должны уйти. И тут выясняется, для Гаева и Раневской нет никакой трагедии. Раневская покидает родину, уезжает в Париж, Гаев тоже успокаивается.
    Чехов вводит персонажей пьесы, которые являются отражением хозяев усадьбы. Нелепость и ненужность этих героев подчеркивают слабость главных героев. Приживалка Шарлотта похожа на свою хозяйку Раневскую. Епиходов – карикатурная фигура, похож одновременно и на помещика Симеонова – Пищика, и на Гаева. Ни один из них не может сделать ни одного конкретного дела, только беготня и разговоры.

  8. Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой? Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
    Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
    Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
    Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.
    Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
    Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

    Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»

    Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.
    Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».

  9. ОБРАЗ РАЯ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

    Самое страшное в жизни — это быть счастливым в прошлом.
    Вольтер
    В большинстве религий, у большинства народов есть понятие рая — места, куда попадают души тех, кто жил в соответствии с религиозными заповедями. Но для большинства людей это понятие гораздо шире и не связано со смертью. Что же мы называем раем?
    Иногда мы можем слышать фразы: райское место, райское удовольствие, рай земной. Все эти выражения касаются положительных эмоций — счастья, радости, наслаждения. Чаще всего рай ассоциируется именно со счастьем. Но у каждого человека есть о нем собствен­ное представление, непохожее на остальные. А значит, и рай для каждого свой, часто непонятный больше ни­кому, нелогичный с точки зрения окружающих.
    Для Раневских и Гаева, главных героев пьесы А. П. Че­хова, рай — это их имение и огромный, старый вишне­вый сад, знаменитый на весь уезд, упомянутый даже в «Энциклопедическом словаре». Он составляет все их имущество и всегда приносил семейству доход: раз в два года давал огромный урожай вишни, которую «сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало, суше­ную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!» — вспоминает старый лакей Фирс.
    Но в этом ли главная причина такой любви Гаева и его сестры к старому саду? Скорее, только косвен­ная. Здесь, в имении, они провели детство, которое благодаря материальному благополучию, обеспеченно­му садом, было счастливым и беззаботным, именно та­ким, какое вспоминают как самое лучшее, райское вре­мя жизни. Здесь же прошла и их юность, произошли наиболее значимые события их жизни.
    Как мила Гаеву атмосфера родного дома! «А здесь пачулями пахнет», — умиляется и удивляется он. А сто­летие книжного шкафа для него — событие, достойное торжественной речи. «Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к свет­лым идеалам добра и справедливости», — со слезами в голосе поздравляет он неодушевленный предмет.
    Для Любови Андреевны Раневской сад ценен вос­поминаниями. «Детская, милая моя, прекрасная ком­ната… Я тут спала, когда была маленькая…» — вспо­минает она, а выглянув в окно, смеется от радости: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Конечно, вспоминается не только хорошее, но и те моменты, которые заставили Раневскую поки­нуть дом: «Шесть лет тому назад умер отец, через ме­сяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилет­ний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без ог­лядки» — так объясняет отъезд Любови Андреевны ее дочь Аня. Но горе уже притупилось, осталась свет­лая грусть, и Раневская рада видеть Петю Трофимо­ва, учителя погибшего сына, хотя он и напомнил ей о его смерти.
    Для всех обитателей дома неотъемлемой его час­тью, своеобразным элементом рая является Фирс, ко­торый издавна служил их семье, помнит их предков, друзей и соседей. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще и на свете не было», — говорит он Лопахину, который всего лишь на пару лет моложе его те­перешних господ. Старый лакей отлично знает при­вычки каждого из них и без подсказки заботится об их комфорте. «Извольте, сударь, надеть пальто, а то сы­ро», — переживает он, как любящий дедушка, и наста­вительно ворчит на Гаева, немолодого уже человека: «Опять не те брючки надели… И что мне с вами де­лать!» Все его хлопоты хозяева воспринимают как должное: ведь он — часть их воспоминаний, к тому же он точно так же опекал еще их родителей.
    Но что же является раем для самого Фирса? То же, что и для других, — молодость, вернее, память о ней. Но для него она неразрывно связана со службой в гос­подском доме, где ему, хорошему лакею, всегда жилось хорошо. Поэтому старик с удовольствием вспоминает прежние времена, а об отмене крепостного права гово­рит как о несчастье. По этой же причине, несмотря на преклонный возраст, служба в радость Фирсу, а при­езд господ для него — счастье. «Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть…» — плачет от ра­дости старик, не забыв, однако, перед этим спросить: «Чего изволите?»
    Однако не для всех рай — это имение и сад. Аня не меньше Любови Андреевны рада возвращению домой, но ей сложно понять мать и дядю до конца: ее детство еще не закончилось, и она еще не дорожит воспомина­ниями о нем. Главное для нее, семнадцатилетней, сейчас не память о прошлом, а мечты о будущем и ожидание первой любви. Именно поэтому она с таким удовольст­вием слушает разговоры Пети Трофимова о всеобщем счастье; они интереснее ей, чем дом и старый сад. «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю виш­невого сада, как прежде», — удивляется она, не заду­мываясь о том, что, возможно, именно эту беседу будет когда-нибудь вспоминать как частицу рая.
    Для Пети же, у которого никогда ничего не было и, наверное, не будет, рай — в его мечтах о счастье для всех. Даже не помышляя добиться чего-то, он пред­ставляет себе идеальным общество таких же, как он: полунищий «облезлый барин», он проповедует отказ от имущества. Не умея завоевать женское сердце, го­ворит: «Я выше любви». В отличие от Раневской и Гаева, которые хотя бы вспоминают о счастье, и от Ани, которой это еще предстоит, Петя никогда не достигнет своего рая.
    «Господь с вами, мамочка», — пугается слишком живых воспоминаний Раневской ее приемная дочь Ва­ря, серьезная и трезво мыслящая девушка. Ее рай совсем другой. «Пошла бы себе в пустынь, потом в Ки­ев… в Москву, и так бы все ходила по святым местам… Ходила бы и ходила. Благолепие!..» — мечтает она. Сад же, драгоценный для Любови Андреевны, которую она любит, как родную мать, для Вари — источник лишних хлопот: девушка взяла на себя ведение хозяй­ства и старается экономить каждую копейку, чтобы сохранить для маменьки имение, которое вот-вот про­дадут за долги.
    Как же вышло, что Раневская и Гаев должны поте­рять свой райский сад, ведь он так дорог им? Кто вино­ват в этом?
    Они жили действительно как в раю, счастливые и беззаботные, как дети. «И теперь я как маленькая», — восхищенно говорит Раневская, вернувшись домой. Со­вершенно по-детски они привыкли надеяться на кого угодно, кроме себя, — на Фирса, богатую тетку, Лопахина, который «что-нибудь придумает». Имение всегда было их тихой гаванью. Однако реальная жизнь доста­ла их и здесь, и, неприспособленные к ней, они обрече­ны быть изгнанными из рая, которым отныне владеет более сильный человек и который переделает его по- своему. Им же, как и забытому в запертом на зиму до­ме больному старику Фирсу, некуда идти, так что они вполне могут позавидовать ему, так и не покинувшему их разоренного рая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *