Сочинение на тему проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад

9 вариантов

  1. Эта тема не случайно проходит красной нитью сквозь произведения литературы. Ведь сам творец, автор, человек, способный к творчеству, зачастую не является счастливым. Любые жизненные сдвиги, приводящие к возникновению качественно новых образований (таких, как художественное произведение, научное открытие…) имеют толчком вовсе не состояние удовлетворенности, но, напротив, – ощущение неудовлетворенности, ощущение нехватки и неполноты. Это и становится главной причиной, толкающей человека к творчеству. Это объяснил австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд, когда писал о сублимации. Та же мысль прослеживается и в работах Макса Шелера – другого немецкого философа, представителя философской антропологии.
    Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается краткое содержание рассказа “Студент”, который написал А. П. Чехов
    Между тем, для человека естественно стремиться к счастью. Поэтому творческий человек, вне рефлексии над истоками своего творчества, пытается понять, как же достичь счастья. Вне ощущения счастья человек не ощущает наслаждение жизнью, а потому поиски счастья – одна из центральных тем произведений литературы и философии.

    Счастье: духовное и материальное

    Антон Чехов обращается к проблеме счастья и аргументы, которые писатель находит, чтобы объяснить позицию в отношении счастья, довольно простые. Поэтому «Вишневый сад» понятный каждому человеку, потому что автор объясняет простыми словами, в каких формах предстает счастье. Пожалуй, каждый читатель находит здесь себя.
    Во-первых, с одной стороны, счастье предстает в плане духовном и материальном, но, во-вторых, эти формы нельзя описать отдельно друг от друга: для персонажей «Вишневого сада» духовное счастье выстраивается вокруг собственно вишневого сада, но достичь счастья мешают социальные конвенции, собственные стереотипы, необдуманные поступки, излишние амбиции, невозможность рассмотреть человеческую сущность…
    Вишневый сад, как известно, – завершает существование печально: опустевший и заброшенный, сад уничтожается, деревья рубятся. В доме, где больше не слышно шагов обитателей, умирает старый слуга, не сумевший понять новое время, реформу (1861 года) и новую парадигму существования. В этом контексте мы могли бы вспомнить и слова другого философа, на этот раз – франко-румынского мыслителя Э.-М. Чорана, который считал, что счастье мыслится человеком как последний золотой век, как рай, который он потерял, как недостижимую мечту, идеал.

    Отправиться на поиски счастья?

    Писатель демонстрирует проблему счастья, а аргументы автора – логичны. Вопреки мнению о том, что люди ощущают похожее счастье, персонажи «Вишневого сада» постоянно дискутируют о специфике счастья, об истоках счастья и о путях достижения этого состояния.

  2. «Время, деньги… Счастлив тот, кто не считает ни то, ни другое.»
    Алексей Иванов.
    В 1903 году Антон Павлович Чехов пишет свою последнюю пьесу «Вишневый сад», центральной проблематикой которой становится вопрос о счастье героев. Счастье – это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Вопрос осознания себя счастливым возникал во многих произведениях писателей. Для кого-то оно в материальных вещах, для кого-то в душевной гармонии. В центре пьесы Чехова стоит вишневый сад, который олицетворяет счастье героев, как материальное, так и духовное. Но кого из них можно назвать счастливым?
    Центральным героем пьесы становится Любовь Андреевна Раневская, помещица, вернувшаяся в своё имение после неудачного отъезда в Париж. Но почему она была вынуждена покинуть дом? Героиня бежала от большого горя: её муж потратил всё состояние и скончался от пьянства, сын Гриша погиб. Она надеется обрести счастье за границей, но такового не случается и там. По приезде домой она видит всё неизменным и это дает ей веру в лучшее. Ведь она была счастлива в далеком прошлом, когда была совсем юна, проводила много времени в любимом вишневом саду, а осознание этого чувства ещё не было связано с материальными вещами. Но в настоящем в этом и кроется главная проблема героини. Она привязана к прошлому, а для счастья в настоящем она слишком привязана к людям и предметам, которые, по её мнению, могут сделать её по-настоящему счастливой.
    Ещё один герой, купец Ермолай Алексеевич Лопахин, мечтает о вишневом саду, который своими руками посадили его предки. Он считает, что его счастье кроится именно в этом, ведь сад – это его корни и достояние прошлого. Да и разбогатеть с его помощью легко. Но и легкие деньги не делают его счастливым, ведь с их помощью он не станет равным господам, а значит и не сможет быть с Раневской, которую так давно любит.
    Оппозицией в пьесе становятся два героя: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя не связывает счастье с прошлым или будущим, наоборот он призывает людей оторваться от прошлого, ведь нет счастья там, где мы ничего не можем изменить. Сам же герой не знает, какое счастье на самом деле, но с предвкушением ждёт его. Аня, совсем юная девушка, уверена, что не стоит грустить о прошлом, что они смогут посадить сад «ещё краше этого». Она не боится что-то делать, лишь бы быть счастливым. Ведь настоящее счастье кроится в тебе самом, пока ты готов за него бороться.
    Последняя пьеса Чехова полностью отразила проблему поиска счастье, свойственную для той переломной эпохи в истории России. Время войн, революций, смены строя и перемен на пути к будущему, начавшихся после отмены крепостного права в 1861 году. Тогда часть людей тосковала по прошлому и не хотела ничего менять, считая, что они были по-настоящему счастливы. Другая же часть стремилась построить новое будущее, не боясь делать для этого всё возможное и жертвовать имеющимся. Эти два лагеря нашли своё отражение в героях пьесы. Но события произведения стали не только отражением событий эпохи, но и размышлением над злободневным житейским вопросом поиска счастья. И всё-таки истина одна: человек не должен цепляться за прошлое, в котором он был счастлив, за людей и материальные вещи; счастливым каждый может сделать себя сам, стоит только начать действовать.
    Добавил: lavnovakaterina1106
    Беру!

  3. Читая пьесу “Вишнёвый сад” Чехова, очень быстро замечаешь, что счастливые люди в пьесе напрочь отсутствуют.
    Раневская хочет на старости лет покаяться в грехах и успокоиться, но вынуждена вернуться в Париж, так и не найдя покоя, а нажив только дополнительные проблемы. Слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, Шарлотта в отчаянии, не зная, как ей дальше жить, Варя разочаровывается в Лопахине и уходит к новым хозяевам…Даже Гаев, который получает шанс работать в банке, судя по его способностям и возможностям, вряд ли будет счастлив.
    Аня считает, что даже деревья в саду – и то ущербны, так как “опорочены рабским прошлым”. И всё же Чехов оставляет место для надежды, что завтрашний день вполне может быть лучше и счастливее, чем сегодняшний.
    По пьесе видно, что герои пьесы совершенно не понимают, откуда все их несчастья и всё сваливают на обстоятельства и злой рок, хотя вся проблема в них самих.
    Чехов в своей пьесе создал некий несчастный, печальный круг людей и деревьев, чтобы показать, что они себя изжили в этом мире и что они олицетворяют паразитизм дворянства.
    Пожалуй, счастливое будущее возможно только для Ани, которая говорит Раневской “Мы посадим новый сад, роскошнее этого”, тем самым как-бы старается представить будущее в лучшем свете. Этот персонаж обладает хорошими качествами – чуткостью, чувством прекрасного и энергией, которая вполне способна на то, чтобы изменить свою жизнь. Скорее всего, именно через Аню и её восторженных словах о прекрасном будущем сам Чехов старается помочь своим читателям понять, что проблемы чаще всего стоит искать в себе и своём настрое, а не в окружающем, обстоятельствах, деревьях итд.

  4. Что такое счастье
    Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»
    Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»

    Что такое счастье

    Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты.
    А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место? Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.

    Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»

    Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»
    Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит.
    Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой? Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
    Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
    Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
    Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.
    Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
    Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

    Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»

    Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.
    Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».
    Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» – проблематика для сочинения по теме | источник

  5. Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист. Вишневый сад в пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Тем самым пьеса перерастает свое время, оказываясь близкой и понятной читателям другой исторической эпохи. В чеховской драматургии вообще и в пьесе «Вишневый сад» в частности на первый план выступают общечеловеческие проблемы, объясняющие их широкую популярность во всем мире.
    В последней пьесе Чехова появляется чрезвычайно важный для драматурга мотив железной дороги. Именно потому, что железная дорога прошла возле имения, вишневый сад обречен. Еще недавно имение было бездоходным, но теперь положение изменилось: появилось хорошее и удобное сообщение с городом. Теперь, по убеждению Лопахина, выгоднее вишневый сад разбить на дачные участки, а деревья вырубить. Железная дорога у Чехова означает объективную, независимую от действующих лиц угрозу, нависшую над вишневым садом. Однако в двигающихся событиях есть и личная вина Раневской, Гаева и других героев.
    Сложность образа Раневской, парадоксальное сочетание в ней хороших, добрых человеческих качеств и равнодушия, эгоизма, даже жестокости есть следствие как объективных, так и субъективных причин, в силу которых ее нежность, бескорыстие, мягкость, доброжелательность неуловимо преобразуются в легкомыслие и безответственность. Существуют диаметрально противоположные оценки чеховской героини. В ней видели воплощение «нежной любви к России и ее прошлому» (артист И. В. Ильинский), но ее же называли «очаровательной паразиткой» (литературовед В. В. Ермилов). В Раневской, действительно, ощущаются отзвуки прекрасных традиций духовной культуры, но с высоты этих традиций Чехов как раз и судит ее, причем судит суровым судом. Гибель вишневого сада и на ее совести. Чеховская идея о личной ответственности человека за выбор жизненной позиции, за судьбы красоты в мире является одной из главных в пьесе; она определяет авторское отношение ко всем действующим лицам.
    В раскрытии авторского замысла «Вишневого сада» особо важная роль принадлежит Лопахину. Среди русского купечества были уже люди, явно «выламывающиеся» из своего класса, как, например, у М. Горького Фома Гордеев, а потом и Егор Булычев. Противоречивость, внутренняя неустойчивость подобных людей были убедительно переданы Чеховым в образе Лопахина. Истоки его противоречивости в двойственности его социального положения. Ермо-лай Лопахин, став очень богатым человеком, не может забыть своего мужицкого происхождения. Уничтожение вишневого сада вызывается у него, в первую очередь, не столько страстью к наживе, сколько местью за недавнее унижение.
    В Лопахине живут и борются два человека: «тонкая и нежная душа» и «хищный зверь» (и то, и другое определения принадлежат Пете Трофимову). В нем отражается противоречие между объективным смыслом его действий и субъективными намерениями. Драматизм Лопахина состоит в том, что сам-то он не осознает в себе никакого «звериного начала». Ему кажется, что действия и поступки его вызваны и оправданы стремлениями высокими и благородными. Он думает о себе как о строителе не просто дачных участков, но какого-то счастливого будущего, новой жизни. Но даже в момент торжества у Лопахина чувствуется щемящая нота безнадежности, разочарования. Его постоянно мучает какая-то внутренняя неудовлетворительность. Есть у него искренняя жажда духовности: он уже не может жить по-старому, только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе, он и вовсе не представляет. Отсюда и трагический отсвет, который лежит на Лопахине, отсюда его ущербность, надорванность, странное сочетание мягкости и грубости, невоспитанности и интеллигентности, что проявляется не только в его поступках, но и в речи. Обреченность этого странного купца совершенно ясно ощущается к концу пьесы.
    В критике и литературоведении давно идет полемика вокруг образа Пети Трофимова. М. Горький назвал его дрянненьким студентом, а критик-большевик В. В. Воровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поколения, способного на борьбу с враждебной средой . В мыслях, поступках, в жизни Пети Трофимова есть своя внутренняя логика. Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью говорит о тяжелой жизни рабочих.
    В гневных упреках «вечного студента» по адресу бездействующей интеллигенции слышатся чеховские мысли и настроения. Казалось бы, в задачу драматурга входило вызвать у зрителей чувство симпатии к студенту-демократу, неоднократно подвергавшемуся преследованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен. Но странным образом сочетаются в Пете призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная констатация всеобщей испорченности, а отсюда и неверие в человека. И, казалось бы, неожиданные в его устах анархические фразы об абсолютной свободе его, «гордого и сильного», от окружающего мира, от общества («без вас», «мимо вас»), о презрении не только к богатым, но и к нищим, оказываются логичными для человека с гипертрофированным самосознанием («Я в первых рядах!»), наделенного уверенностью в собственной непогрешимости.
    В изображении представителей молодого поколения (Пети и Ани) Чехов прежде всего подчеркивает два момента: во-первых, они не знают жизни, а во-вторых, им свойственна враждебность к вишневому саду как признаку чужой культуры. По мнению Пети, это то прошлое, с которым необходимо покончить, уничтожив его. И наивная Аня доверчиво принимает логику Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде…» Уже в одном этом, с точки зрения автора, проявляется ограниченность и даже ущербность молодых героев.
    Авторское отношение почти ко всем персонажам пьесы (за исключением лакея Яши) неоднозначно. Свою долю сочувствия заслуживает Раневская. Жалко пропадающей напрасно энергии делового человека Лопахина. Грустную улыбку вызывает «вечный студент» — он же «облезлый барин» Трофимов с его пламенными речами. Можно рассматривать систему образов в пьесе как выражение определенных временных категорий: прошлое, настоящее, будущее. Можно добавить к этому градацию персонажей в социальном плане: дворянин, купец, представитель демократической интеллигенции. Однако в иерархии образов высшее место занимает вишневый сад, символизирующий красоту, счастье, Родину, те культурные ценности, которые нужно сохранить и приумножить. Все виноваты перед вишневым садом, который они не сумели сохранить, передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопахин.
    Таким образом, конфликт в пьесе «Вишневый сад» возникает прежде всего не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами, с одной стороны, и вишневым садом — с другой. Персонажи пьесы во многом отличны друг от друга, но по отношению к вишневому саду они — по различным причинам и поводам — выступают как единая сила, губящая красоту (в гибели Фирса также повинны все, начиная с Ани). Так раскрывается мысль драматурга об ответственности людей за все, что совершается на земле — и за судьбу прекрасного сада, и за судьбу каждого человека.

    Похожие сочинения

    Жанровое своеобразие пьесы “Вишнёвый сад” Чехова А.П.

  6. Проблема счастья в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    О пьесы Чехова говорят, что их пробирает некое ощущение постоянного неблагополучия. Кажется, все герои по-своему хорошие люди, но все по-своему несчастны. Почему? Что такое счастье и возможно ли оно для них?
    Ответы на эти вопросы читатель получает, наблюдая за развитием характеров героев. Вот Любовь Андреевна Раневская приезжает из Парижа в свое имение, утомленная несчастной любовью, предательством. Она приехала лечить душу туда, откуда пять лет назад сбежала опять же от несчастья, когда после смерти мужа и сына не могла дать себе совета. Следовательно, не в том дело, где ты находишься, ведь от себя не убежишь. На первый взгляд, эта женщина заслуживает того, чтобы ее пожалели: она много пережила, у нее множество проблем, она беспомощна перед жизнью. Но что она делает для того, чтобы решить хотя бы одну проблему – спасти семью от экономического краха? Ничего. Она не слышит разумных советов Лопахина, не понимает, что должен взять ответственность за будущее своих близких. То почему это так? Ведь, кажется, она умная женщина. Ответ прост: эта женщина эгоистка. Она не желает никого слышать и не обращает внимания на то, какие последствия имеет ее “милая” легкомыслие. На примере этого образа уже можно сказать, что счастье не падает с неба на избранных. Оно кажется неуловимым, тем оно, как игривый бабочка, присядет на мгновение на твою ладонь и – порхая дальше. Но можно заслужить ту миг счастья собственными усилиями. Так, Петя Трофимов говорит, что полон предвкушения счастья. Кажется, он даже знает рецепт его достижения: “Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни”. Но и он только говорит. Он не способен работать, не даст совета и себе, то можно надеяться, что он сделает счастливым еще кого-то? Вряд ли. Лопахин не случайно относится к нему иронически. Ведь ему знакома труд. Он работает чуть ли не сутки. И опять же для чего? Разве он может позволить себе свободные поступки, разве может позволить себе жениться на девушке, которая нравится? Нет. Деньги не сделали его счастливым тоже. Значит, остается одно: оглянуться вокруг, услышать окружения, попытаться понять их, избавиться от эгоизма. Может, тогда будет достигнуто неуловимое и желанное счастье. Такое мнение выразил А. Чехов в своих пьесах.

  7. Помогитеееее, очень срочно
    Помогите написать сочинение на тему: Проблема счастья в пьесе Чехова “Вишневый сад”

    Ответы:

    Как материал для написания(можно взять некоторые мысли):
    1)
    В том-то и проблема, что это – глубоко пессимистическая пьеса.
    И никто из его героев счастья не испытывает, даже Лопахин, купивший имение и вырубающий сад. Счастье-то не в деньгах.
    А остающийся запертым Фирс – символ трагедии России, её брошенности в целом.
    Видимо, в насмешку Чехов назвал эту пьесу комедией.
    2)
    Итак, рядом с нами живут лопахины, для которых важнее всего иметь деньги; Вари, которые, кроме домашнего хозяйства, ничего не видят в жизни и ничем не интересуются; раневские, для которых дороже всего роскошь. На этом фоне выгодно с нравственной точки зрения выделяется Аня, которая мечтает о светлом будущем, где она собирается жить для людей. Цель, конечно, благородная. Но, мечтая о будущих людях, которым она поможет обрести счастье, Аня забывает о человеке, нуждающемся в ее помощи сейчас. Это старый Фирс. Он обречен. Я думаю, что никто серьезно после этого не поверит в реализацию мечты Ани. Все у нее так и останется на уровне мечтаний юной дворянки, привыкшей в реальной жизни жить только для себя. В пьесе происходит все, как в нашем современном обществе. На смену раневским и гаевым приходят лопахины. Энергия лопахиных грозит уничтожением вишневых садов, то есть красоты нашей родины. И все совершается ради экономической выгоды.
    Невольно задаешь себе вопрос: “А может, герои пьесы идут верным путем? Каждый ищет свой смысл жизни по мере сил и возможностей”.
    Никто же не будет спорить, что для каждого в мире — свое счастье. Счастье ищут и Петя Трофимов, и Аня. Пусть с накладками, вроде отношения к старому слуге. Но в конечном счете идет борьба за счастливое будущее.
    Наверное, следует отметить, что пьеса Чехова была написана во время образования в России тайных политических обществ. Наверняка Петя Трофимов был членом одного из них, судя по его манере общаться и держаться с окружающими. У Чехова все персонажи как бы полураскрыты. Автор предлагает читателю дорисовать их характеры, пофантазировать о их дальнейшей судьбе. Внимательный читатель имеет возможность потренировать свое логическое мышление, сравнить свою жизнь с жизнью персонажей пьесы и попытаться определить, к каким именно героям он себя может отнести сегодня. Я уверена, что многие мои соотечественники выбрали бы себе сейчас судьбу и возможности Лопахина, то есть современного преуспевающего бизнесмена…
    Итак, в пьесе Чехова “Вишневый сад” современное общество может почерпнуть для себя много полезного с чисто практической точки зрения. А собственно, почему только с практической?! Ведь мы можем опускать недостатки героев, которые вообще-то сам автор выделил жирными штрихами, и искать смысл жизни, ориентируясь на определенные нравственные вехи. Чехов учит нас оптимистической вере в будущее, и, стало быть, его произведение — это достояние всего человечества, устремленного в будущее.

  8. Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой? Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
    Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
    Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
    Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.
    Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
    Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

    Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»

    Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.
    Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».

  9. Читателю, даже не очень внимательному, наверняка бросится в глаза, что в пьесе Чехова практически нет ни одного счастливого человека.
    Раневская приезжает из Парижа, чтобы покаяться в своих грехах и найти последний покой в родном имении. Прямо по притче о Блудном сыне выстроила она свои последние планы.
    Но, увы, ей этого сделать не удалось: имение продают с молотка. Раневской приходится возвращаться в Париж к старым грехам и новым проблемам.
    Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме. Шарлотта со страхом ждет наступления нового дня, потому что не знает, как в нем дальше жить. Варя, разочаровавшись в Лопахине, нанимается к новым хозяевам. Трудно назвать благополучным даже Гаева, хотя он получает место в банке, но, зная его способности и возможности, нельзя быть уверенным, что из него выйдет дельный финансист. Даже деревья в саду, по разумению Ани, ущербны, потому что опорочены рабским прошлым и, значит, обречены настоящим, в котором нет места прекрасному, в котором торжествует практицизм.
    Но, по мысли Чехова, завтрашний день все равно должен быть лучше, счастливее сегодняшнего. Автор связывает свои надежды в этом отношении с ней и Петей Трофимовым, но вряд ли им суждено сбыться, ибо Петя и в тридцать лет “вечный студент” и, как язвительно замечает Раневская, не имеет “даже любовницы” и едва ли способен на какой-нибудь реальный поступок в жизни, кроме красноречия.
    Хочу подчеркнуть, что героям пьесы совершенно невдомек, почему они несчастны. Гаев и Раневская, например, склонны думать, что причины их несчастий скрыты в злом роке, в неблагоприятных обстоятельствах — во всем, кроме них самих, хотя это была бы более верная догадка.
    Самая энергичная фигура — Лопахин, делец, ловкий предприниматель тоже входит в этот мистический” круг несчастных, ущербных людей. Ведь его дед был когда-то крепостным в этом имении. И как бы ни хорохорился Лопахин, показывая свой взлет, читатель и зритель не может отделаться от ощущения, что хорохорится-то он больше от бессилия разродниться с этим рабским садом, который даже уже и несуществующий будет напоминать Лопахину, из какой он грязи вышел в князи. Он советует вырубить сад, разбить его на участки и сдавать эти участки под дачи. Он советует сделать это в поисках выхода из заколдованного круга несчастий. “И тогда ваш сад станет счастливым, богатым, роскошным”, — заявляет он.
    “Какая чепуха!” — перебивает Лопахина Гаев, который уверен, что ни о каком счастье речи быть не может, когда нет ни цветущего сада, ни уютного старого дома.
    Критика советов Лопахина идет, как говорится, автоматом, Гаевы даже не берут на себя труда вдуматься в суть дела и понять проект Лопахина. Лопахин в ответ обвиняет их в легкомыслии.
    Любовь Андреевна в смятении. Она уже готова на все: обратиться за помощью к тетушке, которую терпеть не может, определить по знакомству на службу брата, даже занять деньги у своего бывшего крепостного Лопахина. Но она не хочет и не может поступиться своими дворянскими традициями. Для Гаевых “дачи и дачники — это так пошло…”. Они выше этого. Они знатны, умны, воспитанны, образованны. Но они, в силу не зависящих от них причин и обстоятельств, отстали от времени и теперь должны уступить свое место, свой сад и дом новым хозяевам жизни.
    Чехов создал такой печальный круг людей и деревьев, чтобы показать ненужность, никчемность для будущего нынешних хозяев вишневого сада. Они изжили себя и являются олицетворением паразитизма дворянства с его безрассудным мотовством и легкомыслием. Стариков и старух, всю жизнь проработавших на Раневскую, Варя кормит одним горохом, а первому встречному бродяге Раневская, не задумываясь, отдает золотой.
    Старый мир уходящего с жизненной сцены дворянства, окрашенного разочарованием, дополняют и лакей — хам Яша, и бестолковый конторщик Епиходов.
    “Вот и кончилась жизнь в этом доме”, — говорит Лопахин, намекая, что будущее все же за ним. Но он ошибается. В будущем из всех героев пьесы может быть уверена только Аня. Она говорит Раневской: “Мы посадим новый сад, роскошнее этого” — она не просто старается утешить мать, а как бы пытается представить будущее. Она унаследовала от матери лучшие черты: душевную чуткость и восприимчивость к прекрасному. Она в то же время полна решимости изменить, переделать жизнь. Она мечтает о том времени, когда переменится весь уклад жизни, когда жизнь, а не деревья превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и счастье. Она даже готова трудиться и жертвовать ради такого будущего. И в ее восторженных речах я расслышал голос самого автора пьесы, который говорит нам, раскрывая тайну своего произведения: деревья не виноваты в несчастьях людей, а люди, к сожалению, могут, но не всегда хотят сделать себя и окружающие их деревья счастливыми.
    Беру!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *