Сочинение на тему проблема воспитания истинного гражданина в комедии недоросль

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Одноклассница

    В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
    Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
    Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
    Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

    Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

    «Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма.  Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

  2. В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям. При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер. Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.
    Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии. Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания. Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие. При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.

  3. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается важнейшая тема всех времен и народов — воспитание человека. Что же такое воспита­ние? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать до­стойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына — Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: «Мит­рофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…». Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан — избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отстав­ной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не пре­вращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Враль­ман — бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является без­божное коверканье русского языка.
    Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстанов­ке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормив­шую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершен­но бесполезного человека. «Ну что может выйти из Митрофана…», о ка­ком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
    «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время».
    Но воспитание истинного гражданина — не единственная проблема, ко­торую затрагивает Фонвизин по ходу комедии. Для отражения своих про­светительских идеалов он создает образы носителей добродетелей: Стародума и Правдина, усложняет и традиционные образы влюбленных — Милона и Софьи. Фонвизин вложил в их монологи все свои идеи, противоречия, недовольства. То есть они говорят о том, что дорого автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, непогре­шимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уваже­ние к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковским понятия о чести, знатности и бо­гатстве: «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Также автор «Недоросля» требует человеческого отношения к крепостным: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был стать жи­вым укором господам, в чьих домах творился такой же беспредел. Заставив в конце комедии Правдина взять имение в опеку, Фонвизин подсказывал правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестья­нами, должны быть лишены права владеть ими.
    Писатель выступил в «Недоросле» как «страж общего блага». И он хо­тел навсегда остаться именно таким в памяти своих читателей.

  4. «Повесть о Шемякином суде» производит грустное впечатление, порождает ощущение несправедливости и глупости. Несмотря на то что она написана с иронией, героев невольно становится жалко. Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.
    2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
    Литературовед Г. А. Гуковский пишет следующее: “В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм… Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица”. Фамилии действующих лиц еще в начале произведения сами рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
    Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан. К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.
    Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.
    Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.
    Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.
    Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя “Митрофан” означает “похожий на свою мать”. Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.
    Правдин: стоит за правду, в доме Простаковых ему поручено выяснить правду об отношении помещицы к крепостным.
    Милон: милый молодой человек.
    Софья: по-гречески София означает “мудрость”. Действительно, героиня Софья – умная девушка.
    Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей, продолжающий традиции петровской эпохи.
    Вральман: врун, обманывающий своих хозяев. Стародум узнает в нем своего слугу, уличает во лжи, но помнит его усердие и предлагает работу.
    Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам. Фамилия уменьшительно-ласкательная, как и незначительная должность, которую он занимает, как и знания, которыми он обладает. Но это простодушный, честный человек. Он отказывается от денег, так как ничему не научил своего воспитанника.
    Кутейкин: в XVIII веке церковнослужителей презрительно называли “кутейниками” (“кутья” – это особое церковное кушанье, каша с изюмом).
    Еремеевна: от Еремей (др.-евр.) возвышенный богом. Она действительно возвышена Богом, потому что унижена Простаковыми. Она бескорыстно служит своим господам, искренне любит Митрофана, но она несчастна.

  5. Комедия «Недоросль» – одно из известнейших произведений восемнадцатого века, которое является ярким примером классицизма. Одна из важнейших проблем, которые поднимает автор – проблема воспитания.
    Для того, чтобы раскрыть эту тему, Фонвизин использует образ Митрофанушки – юного дворянина, не научившегося даже элементарной грамоте. По указу Петра Великого, необразованные дворяне не имели право жениться или служить, поэтому Митрофан должен был всё-таки получить образование. Однако герой не прикладывает никаких усилий для достижения этой цели. Я считаю, что всему виной неправильный подход матушки в его воспитании. Она, также как и её сын, не владеет грамотой, поэтому говорит сыночку: «Ты хоть для виду поучись!». Учителя Митрофанушки тоже не заботились о его воспитании и образовании, а ученик позволял себе грубить и хамить своим наставникам, из-за чего он так толком ничему и не научился.
    Фонвизин в течение всего произведения высмеивает пороки Митрофанушки, причиной которых было неправильное воспитание. Многие пороки он унаследовал от своей матушки. Недаром автор дал герою имя Митрофан, которое с греческого языка переводится как «подобный матери». Также как и госпожа Простакова, он груб, невежествен, жесток, высокомерен. Мать балует Митрофанушку, портя тем самым его характер и убивая дисциплину. В конце произведения можно наблюдать последствия дурного воспитания главного героя. Сын отворачивается от маменьки, несмотря на её слёзные мольбы. Это и есть последствия воспитательных усилий госпожи Простаковой.
    Можно сделать вывод, что воспитание играет ключевую роль в становлении личности каждого человека. Если родители что-то упустили в воспитании ребёнка, последствия во взрослом возрасте могут быть неисправимы.
    Я считаю, что проблема воспитания актуальна и в наше время. Родители должны подавать своим детям личный пример, заботиться о воспитании их морально-нравственных качеств, иначе в результате ребёнок превратится в «Митрофанушку».

  6. Ты должен посвятить Отечеству свой век,
    Коль хочешь навсегда быть честный человек.
    Д. И. Фонвизин
    24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась пре­мьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Придавая комедии большое обществен­ное значение, Фонвизин сам был и режиссером. Роль Стародума он отдал крупнейше­му русскому актеру Ивану Дмитровскому, роль Правдина сыграл талантливый артист Плавильщиков. Премьера комедии «Недоросль» стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика аплодировала «метанием кошель­ков». Первым кошелек, наполненный золотом, бросил на сцену Дмитровскому сам Потемкин. В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
    Центром спектакля стал Стародум. Его речи находили отклик у передовых людей того времени. Стародум, Правдин, Милон разъясняли зрителям, что означает истин­ный патриотизм в нашем Отечестве. Не слепо подчиняться государственной власти, не льстить монарху и его окружению, а честно исполнять свой долг. О, как презирал Стародум льстецов! «Льстец есть тварь… Все его стремление к тому, чтоб сперва осле­пить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть начнет». В молодости Стародум подружился как- то с одним графом, любившим говорить о чести и долге перед государством. Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы за­служить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте гово­рили многочисленные раны, а также уважение солдат и офицеров, но чином он был обойден. В тот момент Стародум был так оскорблен, что «тотчас взял отставку». Те­перь же, вспоминая об этом, он приходит к выводу, «что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Вот если бы нынешние чиновники помни­ли об этом!
    В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о долж­ностях. В «Недоросле» утверждается, что все люди, живущие в обществе, связаны друг с другом исполнением своих должностей. Должность — «это тот священный обет, ко­торым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим». Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наи­большие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. «Степени знатности, — говорил Стародум, — рассчи­тываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Самый большой господин в государстве — монарх. К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.
    Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатери­нинского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку име­ние Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращен­ные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами. Финал комедии — это своего рода рекомендация Фонви­зина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещи­чий произвол. Однако история царствования Екатерины не знает примера, чтобы пра­вительство брало в опеку чье-либо поместье. Поэтому Стародум ближе Фонвизину, чем Правдин. Стародум противопоставляет Екатерине Петра I: именно Петр официаль­ным указом ввел опеку правительства над имениями помещиков-тиранов, а Екатери­на сознательно этот указ не выполняла. На предложение Правдина служить при дво­ре, чтобы лечить общественные болезни, Стародум отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».
    Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле — честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин — слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: «Мне? Ничего». Даже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты». Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родствен­ную душу. Сам-то он тоже когда-то «отошел от двора без деревень, без ленты, без чи­нов», зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила.
    Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание. И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли «благонравия», то есть доброты. А Стародум убеждает нас в том, что «главная цель всех знаний — благонравие».
    Некоторые считают, что Правдин и Стародум — резонеры, что их реплики чересчур длинны и скучны, что Милон и Софья — слишком идеальные герои: в жизни таких не бывает, автор их выдумал. Ничего подобного! Тогдашние зрители узнавали в лучших героях Фонвизина многих своих современников. А Стародум как будто сошел со страниц пьесы и стал соратником Фонвизина, Новикова, Крылова и других русских просветителей. Мудрые советы Стародума, «друга честных людей», вполне могут при­годиться и сегодня. У Е. Евтушенко есть строки, с которыми не очень хочется согла­шаться (хотя приходится):
    Государство, ты всегда холопство, барство,
    Царство лести, доносительство, вражда.
    Чувство Родины и чувство государства
    Не сольются в человеке никогда.
    Если бы выполнялись советы Стародума, то «чувство Родины и чувство государ­ства» никогда не противоречили бы друг другу.

  7. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

    Центральная проблема комедии Д. И. Фонви­зина «Недоросль» — проблема воспитания. Вос­питание рассматривается драматургом как сред­ство формирования гражданского сознания в дво­рянском сословии. Оно должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеко­любивые чувства, способствовать общему улуч­шению нравов.
    В комедии все персонажи разделены на две группы — положительные и отрицательные, или же «злонравные» и «добродетельные». Пробле­ма воспитания касается, в первую очередь, пер­сонажей отрицательных. По степени активности среди них на первое место справедливо ставится сама Простакова, затем следуют Скотинин и Мит­рофан. Простакова — злонравная помещица и плохая мать, проблема воспитания в комедии связана непосредственно с ее образом. Отноше­ния Простаковой с сыном Митрофаном служат наглядным примером того, как нельзя воспиты­вать детей. Главная проблема Простаковой-воспитательницы, на мой взгляд, состоит в том, что она окружила своего отпрыска непомерной лю­бовью и заботой. В ее глазах ленивый Митрофа­нушка — самый лучший ребенок на свете. Одна­ко главная задача родителей состоит не в том, чтобы потакать любым капризам своего непос­лушного ребенка, но в том, чтобы на собственном достойном подражания примере показать, как ему следует противостоять зарождающимся по­рокам и заблуждениям. Простакова же, наобо­рот, взращивает, лелеет и холит уже наметивши­еся в характере Митрофана пороки. Очень точно по этому поводу высказался Стародум: «… наука в развращенном человеке есть любое оружие де­лать зло».
    Не совсем понятно, чем занимается Митрофан в свободное время, есть ли у него какие-либо ув­лечения. Домашних обязательств у него нет, он предоставлен сам себе. Перед его глазами яркий пример — деспотичная, неуравновешенная мать и слабый, бесхарактерный отец. Неудивительно, что в таких условиях воспитание давало очень мало положительных результатов. Впрочем, не­которые критики относились к образу Митрофа­на весьма снисходительно. В.О. Ключевский ут­верждал, что он размышляет по-своему находчи­во и умно, «только — недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступ­ков, а чтобы только вывернуться из одной непри­ятности, и потому попадает в другую, чем и на­казывает сам себя за софистическое коварство своей мысли». Такая точка зрения позволяет оп­равдать и ответы Митрофана на импровизирован­ном экзамене, устроенном Правдиным, с его ори­гинальной теорией грамматики, а также «очень бойко и сообразительно изобретенным учением о двери существительной и прилагательной». Та­ким образом, Митрофан совершенно не глуп, яр­лык «дурака» на него навесили добропорядочные взрослые. Чувства и поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки.
    Мог ли получить Митрофан хорошее образо­вание? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Ведь рос он в общей атмосфере невежества. Ветер свободы, вольнодумия был не знаком простаковской усадьбе. Пренебрежение к науке дети получают от отцов. Такой была судь­ба самой Простаковой, в семье которой было во­семнадцать человек, но в живых осталось только двое. Одних вытащили из бани мертвыми. Трое, «похлебав молочка из медного котлика, сконча­лись». Двое упали в праздничный день с коло­кольни. Остальные были просто больны. Эти ги­перболизированные художественным воображе­нием драматурга факты свидетельствуют только об одном: в семье Скотининых дети были обузой. Никто, ни батюшка Скотинин, ни матушка «по прозванию» Приплодина, не занимался воспита­нием подрастающего поколения. Образование Скотинин принимал в штыки: «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажа­ют, чтобы хоть братца отдать в школу… Бывало, изволит закричать; прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Между тем новые обстоятельства заставляют Простакову пересмотреть убеждения, доставши­еся ей в наследство от батюшки. Свой родитель­ский долг она видит в том, чтобы найти учите­лей, которые бы выучили ее Митрофанушку. Только вот большие требования к учителям не предъявлялись: «Порядился учить, чему мы хо­тим, а по нас учи, чему сам умеешь». «Без наук люди живут и жили» — к этому сводится житей­ская философия Простаковой и других, подобных ей, представителей невежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание моло­дого поколения дворян. Раскрывая образ Митро­фана, Фонвизин углубляет тему молодого дворян­ства: недаром в композицию «Недоросля» вклю­чены сцены обучения и воспитания молодого дво­рянина.

  8. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
    Центральная проблема комедии Д. И. Фонви­зина «Недоросль» — проблема воспитания. Вос­питание рассматривается драматургом как сред­ство формирования гражданского сознания в дво­рянском сословии. Оно должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеко­любивые чувства, способствовать общему улуч­шению нравов.
    В комедии все персонажи разделены на две группы — положительные и отрицательные, или же «злонравные» и «добродетельные». Пробле­ма воспитания касается, в первую очередь, пер­сонажей отрицательных. По степени активности среди них на первое место справедливо ставится сама Простакова, затем следуют Скотинин и Мит­рофан. Простакова — злонравная помещица и плохая мать, проблема воспитания в комедии связана непосредственно с ее образом. Отноше­ния Простаковой с сыном Митрофаном служат наглядным примером того, как нельзя воспиты­вать детей. Главная проблема Простаковой-воспитательницы, на мой взгляд, состоит в том, что она окружила своего отпрыска непомерной лю­бовью и заботой. В ее глазах ленивый Митрофа­нушка — самый лучший ребенок на свете. Одна­ко главная задача родителей состоит не в том, чтобы потакать любым капризам своего непос­лушного ребенка, но в том, чтобы на собственном достойном подражания примере показать, как ему следует противостоять зарождающимся по­рокам и заблуждениям. Простакова же, наобо­рот, взращивает, лелеет и холит уже наметивши­еся в характере Митрофана пороки. Очень точно по этому поводу высказался Стародум: «… наука в развращенном человеке есть любое оружие де­лать зло».
    Не совсем понятно, чем занимается Митрофан в свободное время, есть ли у него какие-либо ув­лечения. Домашних обязательств у него нет, он предоставлен сам себе. Перед его глазами яркий пример — деспотичная, неуравновешенная мать и слабый, бесхарактерный отец. Неудивительно, что в таких условиях воспитание давало очень мало положительных результатов. Впрочем, не­которые критики относились к образу Митрофа­на весьма снисходительно. В.О. Ключевский ут­верждал, что он размышляет по-своему находчи­во и умно, «только — недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступ­ков, а чтобы только вывернуться из одной непри­ятности, и потому попадает в другую, чем и на­казывает сам себя за софистическое коварство своей мысли». Такая точка зрения позволяет оп­равдать и ответы Митрофана на импровизирован­ном экзамене, устроенном Правдиным, с его ори­гинальной теорией грамматики, а также «очень бойко и сообразительно изобретенным учением о двери существительной и прилагательной». Та­ким образом, Митрофан совершенно не глуп, яр­лык «дурака» на него навесили добропорядочные взрослые. Чувства и поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки.
    Мог ли получить Митрофан хорошее образо­вание? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Ведь рос он в общей атмосфере невежества. Ветер свободы, вольнодумия был не знаком простаковской усадьбе. Пренебрежение к науке дети получают от отцов. Такой была судь­ба самой Простаковой, в семье которой было во­семнадцать человек, но в живых осталось только двое. Одних вытащили из бани мертвыми. Трое, «похлебав молочка из медного котлика, сконча­лись». Двое упали в праздничный день с коло­кольни. Остальные были просто больны. Эти ги­перболизированные художественным воображе­нием драматурга факты свидетельствуют только об одном: в семье Скотининых дети были обузой. Никто, ни батюшка Скотинин, ни матушка «по прозванию» Приплодина, не занимался воспита­нием подрастающего поколения. Образование Скотинин принимал в штыки: «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажа­ют, чтобы хоть братца отдать в школу… Бывало, изволит закричать; прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Между тем новые обстоятельства заставляют Простакову пересмотреть убеждения, доставши­еся ей в наследство от батюшки. Свой родитель­ский долг она видит в том, чтобы найти учите­лей, которые бы выучили ее Митрофанушку. Только вот большие требования к учителям не предъявлялись: «Порядился учить, чему мы хо­тим, а по нас учи, чему сам умеешь». «Без наук люди живут и жили» — к этому сводится житей­ская философия Простаковой и других, подобных ей, представителей невежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание моло­дого поколения дворян. Раскрывая образ Митро­фана, Фонвизин углубляет тему молодого дворян­ства: недаром в композицию «Недоросля» вклю­чены сцены обучения и воспитания молодого дво­рянина.
    Проблема воспитания касается и другого об­раза — Скотинина. Рос он в тех же условиях, что и Простакова. Это сказалось на том, что у брата и сестры общие взгляды на жизнь. У Скотинина есть небольшое имение, которым он научился славно управлять. Иногда он жалуется на сосе­дей, которые его обижают, при этом гордо де­монстрируя, что он не «челобитчик»: «Сколько меня соседи ни обижали… я ни на кого не бил че­лом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Своей науке управления крестьянами Скотинин готов с радостью обучить и сестру, только при одном условии: она сосватает Софью. Женитьба Скотинина не связана с душевной привязанностью: он метит на недвижимое имущество избранницы, его интересуют ее деньги, которые позволят ку­пить крупных свиней. Отзыв о подобном поведе­нии драматург вложил в уста Стародума, кото­рый называет несчастным тот дом, «где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности, где каждый со своей сторо­ны своротил с пути добродетели». Дети в такой семье глубоко несчастны, поскольку отец, не имея почтения к своей жене, «едва смеет их об­нять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствова­ниям человеческого сердца», а мать, потерявшая добродетель, не может обучить своих детей бла­гонравию, которого в ней нет. Как видим, про­блема семьи тесно связана с проблемой воспита­ния. Скотинин только мечтал о создании семьи по такому образцу, а Простаковы подобную се­мью создали: отец Простаков едва смел «отдать­ся нежнейшим чувствованиям человеческого сер­дца», в своем сыне он видел только безобидного забавника.
    Проиллюстрированные Фонвизиным в коме­дии «Недоросль» приемы воспитания еще раз доказывают, что сложившаяся веками традиция калечила молодые души. Свое видение проблемы воспитания Фонвизин вложил в уста Стародума: воспитание «должно быть залогом благосостоя­ния государства… Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? »
    «Истинное существо должности дворянина» Фонвизин видел в служении отечеству и государ­ству. Только в одном случае дворянин мог устра­ниться от несения государственной службы, «взять отставку»: «когда он внутренне удостове­рен, что служба его отечеству прямой пользы не принесет». Но и уйдя с государственной службы, он должен отвечать назначению дворянина. Оно в разумном управлении имением и крестьяна­ми, в гуманном отношении к ним. Однако на при­мере поведения героев комедии Фонвизина «Не­доросль» мы видим, что ни о каком гуманном от­ношении к подчиненным речи не могло быть. Ге­рои комедии, дворяне, не могли найти между со­бой общий язык. Как следствие дурного воспи­тания, в них развились разнообразнейшие поро­ки: невежество, зло, корыстолюбие, злоупотреб­ление властью.

  9. Ты должен посвятить Отечеству
    свой век,
    Коль хочешь навсегда быть
    честный человек.
    Д.И. Фонвизин
    24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», которая стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика аплодировала «метанием кошельков». Первым кошелек, наполненный золотом, бросил на сцену Дмитровскому сам Потемкин. В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
    Центром спектакля стал Стародум. Его речи находили отклик у передовых людей того времени. Стародум, Правдин, Милон разъясняли зрителям, что означает истинный патриотизм в нашем Отечестве. Не слепо подчиняться государственной власти, не льстить монарху и его окружению, а честно исполнять свой долг.
    В молодости Стародум подружился как-то с одним графом, любившим говорить о чести и долге перед государством. Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы заслужить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте говорили многочисленные раны, а также уважение солдат и офицеров, но чином он был обойден. В тот момент Стародум был так оскорблен, что «тотчас взял отставку». Теперь же, вспоминая об этом, он приходит к выводу, «что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Вот если бы нынешние чиновники помнили об этом!
    В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о должностях. Должность — «это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим». Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наибольшие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. «Степени знатности, — говорил Стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Самый большой господин в государстве — монарх. К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.
    Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатерининского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку имение Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращенные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами. Финал комедии — это своего рода рекомендация Фонвизина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещичий произвол.
    Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле — честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин — слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: «Мне? Ничего». Лаже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты». Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родственную душу. Сам-то он тоже когда-то «отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов», зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила.
    Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание. И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли «благонравия», то есть доброты. А
    Стародум убеждает нас в том, что «главная цель всех знаний — благонравие».
    Если бы выполнялись советы Стародума, то «чувство Родины и чувство государства» никогда не противоречили бы друг другу.

    по теме:

    Актуальность образов комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» сегодня
    Смешное и трагическое в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
    Добро и зло в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
    Изображение дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
    категория: сочинения по русской литературе / сочинения по творчеству Фонвизина Д.И. / Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

  10. В наше время не все родители хорошо следят за воспитанием своих детей. Такие случаи были и в восемнадцатом веке. Яркий пример, показывающий проблемы воспитания детей в ту эпоху, – произведение Ф.И.Фонвизина «Недоросль».
    Я бы хотела выяснить, почему же существуют такие грубые и некультурные дети? Зависит ли их существование от их воспитания, от родителей?
    По-моему, это напрямую зависит от родителей.
    Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Это грубая, жадная, невежественная, эгоистичная женщина. Кажется, что она совсем утратила человеческий облик. Она совсем не умеет ценить труд людей, которые работают на нее. Даже человеку, который годится ей в матери, который ухаживает за ее сыном, эта женщина отплачивает постоянными упреками и пощечинами. Своих слуг она вообще ни за кого не считает. Я не понимаю, как мать и в первую очередь женщина может так относиться к людям. Не удивительно, что ее сын мало отличается от нее самой.
    Не проходило ни одного утра, чтобы она не разругалась с Еремеевной, Тришкой или с мужем.
    Отец Митрофана – господин Простаков – и вовсе не участвовал в воспитании своего сына. Митрофан унаследовал все качества своей матушки. Он был невоспитанный и наглый, как и его мать. И разговаривал он очень грубо не только со слугами, но и с собственными родителями. Разве такое поведение приемлемо для ребенка, у которого еще не до конца устоялись нормы поведения в обществе!?
    Госпожа Простакова была безграмотная и часто называла науки «дурацкими». Благодаря этому и Митрофан испытывал особую нелюбовь к всяческим наукам.
    Вероятнее всего, Митрофан не изначально по своей натуре был именно таким. На него негативно влияла обстановка, окружающая его ежедневно. Обстановка постоянных ссор и криков, в которой развивающемуся ребенку вообще категорически запрещено находиться.
    Прочитав данное произведение, я могу смело сделать вывод, что в плохом поведении детей в большей степени виновны их родители. Именно они ежедневно показывают пример своим детям. Показывают, как себя нужно вести, как нужно общаться с людьми, относиться к ним. Но и сам ребенок непосредственно должен следить за собой, своим поведением и поступками. Ведь именно ему самому в будущем придется находиться в обществе и самому отвечать не только за свои поступки, но и поступки своих будущих детей!

  11. Автор: Ирина Михайлова
    Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
    Сатира комедии Фонвизина «Недоросль» направлена против крепостничества и помещичьего произвола. На почве крепостничества выросли плоды жестокой эксплуатации – человеконенавистничество, подлость, деспотизм, умственная тупость. Носителями всех этих качеств являются Простаковы, Скотинины. В основу комедии положена идея воспитания. Типичность Митрофанушки в произведении так ярка, что имя его стало нарицательным для обозначения великовозрастного лентяя и неуча. Воспитание его, среда, условия жизни определили его поведение и взгляды на жизнь.
    Но есть в комедии персонажи положительные, которые выражают совершенно иные взгляды. Таков Стародум. Он хорошо знает, что во времена Петра I был другой взгляд на человека, его воспитание, его служение Отечеству. «Невежда без души – зверь», – говорит Стародум. Он считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Стародум говорит о богатстве нравственном: «…Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук; а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». Честность, добродетель, мужество высказывать правду «самому государю», – вот основные качества, которые признают Софья, Милон, Правдин, Стародум. Чему могут научить помещичьих детей Вральманы, Кутейкины, Цифиркины, которые так же невежественны, глупы, драчливы, как Скотинины и Простаковы, которые все считают «вздором, чего не знают», так как «все родом крепколобы»?
    Стародум думает, что если каждый помещик будет строго блюсти все законы, то жизнь будет лучше, счастливее. Но царя окружают льстецы, уверяя, «что люди сотворены для него, а не он для людей». Льстец – это «ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет». Также Стародум мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Образование – вот «залог благосостояния государства». Плохи те родители, которые доверяют воспитание своих детей крепостным учителям-невеждам. Результат его – новый «недоросль», молодой барин – «злонравия достойные плоды».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *