Сочинение на тему проблема воспитания в комедии недоросль сочинение краткое
11 вариантов
Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).
Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.
В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем. В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях. Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.
Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги. Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды. И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.
Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.
Сочинение 2
Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.
Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.
Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.
Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.
Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.
Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.
В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.
Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина
«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.
Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.
«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.
Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.
В наше время не все родители хорошо следят за воспитанием своих детей. Такие случаи были и в восемнадцатом веке. Яркий пример, показывающий проблемы воспитания детей в ту эпоху, – произведение Ф.И.Фонвизина «Недоросль».
Я бы хотела выяснить, почему же существуют такие грубые и некультурные дети? Зависит ли их существование от их воспитания, от родителей?
По-моему, это напрямую зависит от родителей.
Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Это грубая, жадная, невежественная, эгоистичная женщина. Кажется, что она совсем утратила человеческий облик. Она совсем не умеет ценить труд людей, которые работают на нее. Даже человеку, который годится ей в матери, который ухаживает за ее сыном, эта женщина отплачивает постоянными упреками и пощечинами. Своих слуг она вообще ни за кого не считает. Я не понимаю, как мать и в первую очередь женщина может так относиться к людям. Не удивительно, что ее сын мало отличается от нее самой.
Не проходило ни одного утра, чтобы она не разругалась с Еремеевной, Тришкой или с мужем.
Отец Митрофана – господин Простаков – и вовсе не участвовал в воспитании своего сына. Митрофан унаследовал все качества своей матушки. Он был невоспитанный и наглый, как и его мать. И разговаривал он очень грубо не только со слугами, но и с собственными родителями. Разве такое поведение приемлемо для ребенка, у которого еще не до конца устоялись нормы поведения в обществе!?
Госпожа Простакова была безграмотная и часто называла науки «дурацкими». Благодаря этому и Митрофан испытывал особую нелюбовь к всяческим наукам.
Вероятнее всего, Митрофан не изначально по своей натуре был именно таким. На него негативно влияла обстановка, окружающая его ежедневно. Обстановка постоянных ссор и криков, в которой развивающемуся ребенку вообще категорически запрещено находиться.
Прочитав данное произведение, я могу смело сделать вывод, что в плохом поведении детей в большей степени виновны их родители. Именно они ежедневно показывают пример своим детям. Показывают, как себя нужно вести, как нужно общаться с людьми, относиться к ним. Но и сам ребенок непосредственно должен следить за собой, своим поведением и поступками. Ведь именно ему самому в будущем придется находиться в обществе и самому отвечать не только за свои поступки, но и поступки своих будущих детей!
Комедия «Недоросль» – одно из известнейших произведений восемнадцатого века, которое является ярким примером классицизма. Одна из важнейших проблем, которые поднимает автор – проблема воспитания.
Для того, чтобы раскрыть эту тему, Фонвизин использует образ Митрофанушки – юного дворянина, не научившегося даже элементарной грамоте. По указу Петра Великого, необразованные дворяне не имели право жениться или служить, поэтому Митрофан должен был всё-таки получить образование. Однако герой не прикладывает никаких усилий для достижения этой цели. Я считаю, что всему виной неправильный подход матушки в его воспитании. Она, также как и её сын, не владеет грамотой, поэтому говорит сыночку: «Ты хоть для виду поучись!». Учителя Митрофанушки тоже не заботились о его воспитании и образовании, а ученик позволял себе грубить и хамить своим наставникам, из-за чего он так толком ничему и не научился.
Фонвизин в течение всего произведения высмеивает пороки Митрофанушки, причиной которых было неправильное воспитание. Многие пороки он унаследовал от своей матушки. Недаром автор дал герою имя Митрофан, которое с греческого языка переводится как «подобный матери». Также как и госпожа Простакова, он груб, невежествен, жесток, высокомерен. Мать балует Митрофанушку, портя тем самым его характер и убивая дисциплину. В конце произведения можно наблюдать последствия дурного воспитания главного героя. Сын отворачивается от маменьки, несмотря на её слёзные мольбы. Это и есть последствия воспитательных усилий госпожи Простаковой.
Можно сделать вывод, что воспитание играет ключевую роль в становлении личности каждого человека. Если родители что-то упустили в воспитании ребёнка, последствия во взрослом возрасте могут быть неисправимы.
Я считаю, что проблема воспитания актуальна и в наше время. Родители должны подавать своим детям личный пример, заботиться о воспитании их морально-нравственных качеств, иначе в результате ребёнок превратится в «Митрофанушку».
Сочинение на тему: Проблемы воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Творчество Дениса Ивановича Фонвизина, как и всякого талантливого писателя, пропитано атмосферой времени, характерными для этого времени вопросами и поисками ответов. Одной из тем, волнующих писателя, стала проблема преемственности поколений, а другой — проблема воспитания.
Литературное направление, в котором работал писатель, обычно характеризуют как русский классицизм. Он сложился на основе просветительской идеологии и под влиянием открытого провозглашения революционных идеалов во Франции. Будучи сторонником сильного монархического государства, в письмах из Франции Д. И. Фонвизин резко критикует французскую жизнь и, между прочим, замечает: «Воспитание во Франции ограничивается одним учением… все юношество учится, а не воспитывается. Главное старание прилагают, чтобы один стал богословом, другой живописцем, третий столяром, но, чтоб каждый из них стал человеком, того и на мысль не приходит».
На то время существовало два подхода к воспитанию. Первый подход -это вседозволенность, где особый акцент ставится на том, что не нужно заниматься тем, чем не хочется, и, не задумываясь о последствиях, родители обращают свое внимание только на бытовые — низменные — потребности ребенка. А второй — это воспитание строгих представлений о чести, долге, дружбе, верности. Такой контраст точно описан Фонвизиным в комедии «Недоросль«.
С одной стороны — Митрофанушка, воспитанный по первому принципу: его распущенность проистекает из вседозволенности, а точнее, из душевной лени (легче пустить все на самотек, чем постоянно думать) г жи Простаковой, которая не заботится о будущем сына, упрощает ему существование тем, что отменяет в его обучении не дающиеся ему дисциплины. Акцент ставится не на его духовном росте, а на прихотях и примитивных потребностях, удовлетворению которых госпожа Простакова потакает.
С другой стороны — Стародум, воспитанный на старый манер. Он защищает добродетель. Желая Софье счастья и благополучия, дядюшка призывает ее к тому чтобы она умела различать людей и оставалась с теми, кто действительно надежен. Стародум противопоставлен госпоже Простаковой, что еще сильнее подчеркивает пороки, ради искоренения которых Фонвизин и написал эту комедию.
Та же проблема воспитания актуальна и в настоящее время, правда, она приобрела немного другой аспект. Сейчас уже больше ценят способность к развитию, в отличие от умения лишь получать информацию. Однако все-таки есть и такие люди, для которых обучение — ненужная вещь, которые считают, что на него не стоит тратить ни сил, ни времени. Эти люди живут, как Митрофанушка. Их запросы остаются на уровне удовлетворения только биологических потребностей и прихотей. Такие люди подсознательно заводят человечество в тупик. У них совсем иной взгляд на жизнь и на окружающий мир. Их воспитывали родители, которые думали, что заботятся о своих детях, но на самом деле охи и не представляли, какой вред наносят своим чадам.
Я не говорю, что такие мамы и папы не любят своих детей, они просто не замечают, что эта любовь губительна. Это только еще раз подтверждает, что проблемы, связанные с воспитанием, существуют до сих пор, несмотря на то что за три столетия мир стал совсем другим.
Огромная коллекция тату, фото, эскизы, отзывы: http://tattoofotos.ru/
В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.
Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.
Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.
В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.
Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.
В своем произведении «Недоросль» Денис Иванович поднимает много социальных проблем, которые можно было встретить в русских семьях конца восемнадцатого века. Самыми острыми проблемами в этом произведении стали две: проблема воспитания и проблема образования.
На протяжении всех действий комедии мы видим жизнь помещичьей семьи Простаковых и их родственников. Верховодит в семействе мать Простакова. Ее мнение не обсуждается, ее побаивается муж. Их сын Митрофанушка ленивый и недалекий подросток. Он хочет только играть, есть, пить и жениться.
С самого начала пьесы становится понятно отношение Простаковой к учебе. Она ругает Тришку за то, что он плохо сшил кафтан для ее сына. Тришка пытается защищаться, говорит, что надо было кафтан у портного заказывать. Простакова его ругает, что он сам должен кафтан шить и учиться этому не надо.
Мать обожает сына, но не видит пользы от наук. Она ругает учителей Цыфиркина и Кутейкина за то, что они перегружают Митрофанушку науками. Когда приходит время заниматься, Митрофанушка старается увильнуть от занятий всеми возможными способами. У него нет желания учиться. Когда матушка хочет показать образованность сына Стародуму, она просит учителей дать сыну задание. Митрофанушка же требует от Цыфиркина давать задания по пройденному материалу. Учитель говорит Митрофанушке о том, что нельзя повторять только старый материал, толку от этого мало. Но даже задачи по пройденному материалу Митрофанушка решить не старается. Простакова заявляет, что задания глупые, нечего ребенку ломать над ними голову. Она даже не может понять, что без решения таких задач ее сын в будущем не сможет вести хозяйство. Потом приходит очередь Кутейкина заниматься с Митрофанушкой чтением. Простакова снова мешает учителю, в чем ее активно поддерживает Вральман.
Вральман в прошлом служил кучером, а в семью Простаковых попал учителем французского языка и других наук. Произошло это из-за необразованности Простаковых, которые не смогли понять уровень знаний этого человека. Вральман конфликтует с Цыфиркиным и Кутейкиным. Он сам не способен ничему полезному научить Митрофанушку и им мешает. В разговоре между собой учителя выказывают недовольство Адамом Адамовичем. Только они начинают занятия, он приходит и срывает их. Вральман постоянно напоминает о вреде учебы для здоровья. В разговоре с ним Простакова жалуется на то, что стало слишком много умных людей. Вральман же советует ей не заставлять Митрофанушку учиться, убеждает в том, что необразованных людей намного больше и Митрофанушке лучше общаться с ними.
В противоположность этим персонажам в комедии есть образованные люди. Это учителя Цыфиркин и Кутейкин, чиновник Правдин, Стародум и его племянница, Милон. Эти персонажи понимают ценность образования, они видят всю недалекость семейства Простаковых и Скотинина. Им неприятна их необразованность и грубое поведение.
Учителя Цыфиркин и Кутейкин прекрасно понимают, что не могут обучить Митрофанушку своим наукам. Они жалуются друг другу на глупость ученика и козни Вральмана. В конце концов, они даже затевают драку с Вральманом, чтобы отомстить ему за его козни в обучении.
Стародум тоже ценит образованность, воспитанность и честность. Ему противно само общение с Простаковыми.
Вторая проблема, которую Фонвизин поднял в этой комедии, это проблема воспитания. Простаковы невоспитанны. Мать Простакова привыкла всеми командовать, бить слуг за любую провинность. У нее все вокруг виноваты, только сыночек непогрешим. Ее брат Скотинин тоже не отличается хорошими манерами, да и хорошим отношением к людям. Он готов силой взять Софью в жены. Он ценит свиней больше людей.
Когда Простаковы узнают о возвращении дяди Софьи, они пугаются. Простакова старается заискивать перед Стародумом, но только демонстрирует свою невоспитанность и глупость. Ради выгоды сына она готова идти на преступление. Сын Простаковых Митрофанушка никого не любит и не уважает. Он издевается над отцом, руководит действиями матери, а в конце комедии отталкивает ее. Он дает матери понять, что они с отцом ему надоели, он ими не дорожит.
На мой взгляд, Фонвизин пытается донести до читателя мысль о том, что только образованный и воспитанный человек достоин уважения, и ценен для общества.
Проблема воспитания очень заботила автора. Он пытался подтолкнуть общество к возвращению просвещения в государстве. Фонвизин верил, что только воспитанные в духе просвещения могут стать достойными правителями страны. Но пока что писатель видел лишь злонравное воспитание молодого поколения и ярко это показал на примере героя Митрофана. Кажется, что его история преувеличена – и от этого выглядит смешной. Однако таких Митрофанушек тогда было много, да и сейчас они есть. А вот такие, как Софья и Милон, умные и благородные, скорее были исключением. Но именно их всячески поддерживает автор, наделяя лучшими качествами и делая для них хороший финал.
Фонвизин в пьесе сталкивает два взгляда на воспитание: патриархальное, сторонниками которого являются Простакова и Скотинин и передовое, сторонниками которого являются Стародум и Правдин. Результатом воспитания первых стал недоучка Митрофан, а вторых – благородные и умные Софья и ее возлюбленный Милон. Так, показывая взращенные разным воспитанием плоды, автор убедительно отвечает на вопрос, какое воспитание лучше. Конечно же – это передовое просветительское воспитание.
Госпожа Простакова имеет консервативные взгляды. Она считает, что женщине не обязательно уметь читать и писать и гордится тем, что иначе воспитана. Для чего же она нанимает учителей для своего сына? Во-первых, чтобы его не забрали на службу, во-вторых, чтобы он мог войти в высшее общество. Ведь чего-чего, а тщеславия хватало этой госпоже. Она старается во всем демонстрировать свою власть, стремится подчинить себе своих родных. Поэтому Софье она не считает нужным говорить заранее о ее помолвке с господином Скотининым. Героиня считает, что девушка должна безоговорочно ее слушать. Узнав о том, что Софья станет наследницей Стародума, она плетет интриги, пытаясь ее выдать замуж за сына Митрофана.
Фонвизин показывает в комедии, что систему воспитания и образования надо менять в корне.
Проблема образования и воспитания – глобальная проблема нашего времени. Чтобы разобраться, какую роль играют эти понятия в комедии, необходимо растолковать их. В современном мире воспитание – это нормы поведения, проявляющиеся в обществе. Образование – процесс обучения, показывающий его умственные навыки и познания. Какую же роль играют образование и воспитание в комедии Д.И. Фонвизина?
Семья Простаковых-Скотининых была безграмотной. Умение читать для них – ненормально. Чтение для этой семьи – скука. Главное в жизни «умение достаточек нажить и сохранить». Эталоном матери, прививающей Митрофану нелюбовь к наукам, был отец, который жил и умер неграмотным. Он был весьма богатым человеком, но из-за своей глупой скупости умер на сундуках с богатством.
Главный герой произведения Митрофан мог бы выучиться, и даже стать настоящим академиком. Он не лишен природного ума, а просто не имеет желания и не прилагает усилий для познания наук. Его целью было жениться, о чем свидетельствует его фраза «не хочу учиться – хочу жениться». Образование для него – нож в горло, пытки и настоящее мучение.
Еще одно проявление халатного отношения матери к образованию – учителя. Как можно нанять для своего сына тех, кто не смыслит в науке абсолютно ничего? Грамоту преподавал Кутейкин, который был семинаристом, бросившим учебу. Цыфиркин – отставной сержант. Адам Адамыч Вральман был немцем, но учил Митрофана французскому языку. Ни один из них не мог научить Митрофана наукам.
В семье Простаковых-Скотининых не ценилось образование. Ведь «Нет денег, что их считать, а если и будут, то без Пафнутьича сосчитаем», – говорила Простакова. Главное в этой семье – чины, которые получаются на боку лежа.
Весь характер Митрофанушки проявляется в последнем эпизоде, когда его отправляют на службу. Он говорит матери, которая любила его, хотя эту любовь и нельзя назвать человеческой, такие слова: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…». На что мы получаем справедливый ответ Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».
В настоящее время проблема воспитания и образования остается нерешенной. Ведь большинство родителей, думая, что в частных дорогих школах образование на уровень выше, чем в бюджетных, отправляют туда своих детей. Но не всегда деньги значит качество. Образованным и воспитанным делают человека осознанные поступки, желание и умение учиться.
Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).
Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.
В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем. В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях. Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.
Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги. Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды. И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.
Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.
Сочинение 2
Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.
Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.
Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.
Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.
Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.
Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.
В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.
Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина
«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.
Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.
«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.
Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.
В наше время не все родители хорошо следят за воспитанием своих детей. Такие случаи были и в восемнадцатом веке. Яркий пример, показывающий проблемы воспитания детей в ту эпоху, – произведение Ф.И.Фонвизина «Недоросль».
Я бы хотела выяснить, почему же существуют такие грубые и некультурные дети? Зависит ли их существование от их воспитания, от родителей?
По-моему, это напрямую зависит от родителей.
Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Это грубая, жадная, невежественная, эгоистичная женщина. Кажется, что она совсем утратила человеческий облик. Она совсем не умеет ценить труд людей, которые работают на нее. Даже человеку, который годится ей в матери, который ухаживает за ее сыном, эта женщина отплачивает постоянными упреками и пощечинами. Своих слуг она вообще ни за кого не считает. Я не понимаю, как мать и в первую очередь женщина может так относиться к людям. Не удивительно, что ее сын мало отличается от нее самой.
Не проходило ни одного утра, чтобы она не разругалась с Еремеевной, Тришкой или с мужем.
Отец Митрофана – господин Простаков – и вовсе не участвовал в воспитании своего сына. Митрофан унаследовал все качества своей матушки. Он был невоспитанный и наглый, как и его мать. И разговаривал он очень грубо не только со слугами, но и с собственными родителями. Разве такое поведение приемлемо для ребенка, у которого еще не до конца устоялись нормы поведения в обществе!?
Госпожа Простакова была безграмотная и часто называла науки «дурацкими». Благодаря этому и Митрофан испытывал особую нелюбовь к всяческим наукам.
Вероятнее всего, Митрофан не изначально по своей натуре был именно таким. На него негативно влияла обстановка, окружающая его ежедневно. Обстановка постоянных ссор и криков, в которой развивающемуся ребенку вообще категорически запрещено находиться.
Прочитав данное произведение, я могу смело сделать вывод, что в плохом поведении детей в большей степени виновны их родители. Именно они ежедневно показывают пример своим детям. Показывают, как себя нужно вести, как нужно общаться с людьми, относиться к ним. Но и сам ребенок непосредственно должен следить за собой, своим поведением и поступками. Ведь именно ему самому в будущем придется находиться в обществе и самому отвечать не только за свои поступки, но и поступки своих будущих детей!
Комедия «Недоросль» – одно из известнейших произведений восемнадцатого века, которое является ярким примером классицизма. Одна из важнейших проблем, которые поднимает автор – проблема воспитания.
Для того, чтобы раскрыть эту тему, Фонвизин использует образ Митрофанушки – юного дворянина, не научившегося даже элементарной грамоте. По указу Петра Великого, необразованные дворяне не имели право жениться или служить, поэтому Митрофан должен был всё-таки получить образование. Однако герой не прикладывает никаких усилий для достижения этой цели. Я считаю, что всему виной неправильный подход матушки в его воспитании. Она, также как и её сын, не владеет грамотой, поэтому говорит сыночку: «Ты хоть для виду поучись!». Учителя Митрофанушки тоже не заботились о его воспитании и образовании, а ученик позволял себе грубить и хамить своим наставникам, из-за чего он так толком ничему и не научился.
Фонвизин в течение всего произведения высмеивает пороки Митрофанушки, причиной которых было неправильное воспитание. Многие пороки он унаследовал от своей матушки. Недаром автор дал герою имя Митрофан, которое с греческого языка переводится как «подобный матери». Также как и госпожа Простакова, он груб, невежествен, жесток, высокомерен. Мать балует Митрофанушку, портя тем самым его характер и убивая дисциплину. В конце произведения можно наблюдать последствия дурного воспитания главного героя. Сын отворачивается от маменьки, несмотря на её слёзные мольбы. Это и есть последствия воспитательных усилий госпожи Простаковой.
Можно сделать вывод, что воспитание играет ключевую роль в становлении личности каждого человека. Если родители что-то упустили в воспитании ребёнка, последствия во взрослом возрасте могут быть неисправимы.
Я считаю, что проблема воспитания актуальна и в наше время. Родители должны подавать своим детям личный пример, заботиться о воспитании их морально-нравственных качеств, иначе в результате ребёнок превратится в «Митрофанушку».
Сочинение на тему: Проблемы воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Творчество Дениса Ивановича Фонвизина, как и всякого талантливого писателя, пропитано атмосферой времени, характерными для этого времени вопросами и поисками ответов. Одной из тем, волнующих писателя, стала проблема преемственности поколений, а другой — проблема воспитания.
Литературное направление, в котором работал писатель, обычно характеризуют как русский классицизм. Он сложился на основе просветительской идеологии и под влиянием открытого провозглашения революционных идеалов во Франции. Будучи сторонником сильного монархического государства, в письмах из Франции Д. И. Фонвизин резко критикует французскую жизнь и, между прочим, замечает: «Воспитание во Франции ограничивается одним учением… все юношество учится, а не воспитывается. Главное старание прилагают, чтобы один стал богословом, другой живописцем, третий столяром, но, чтоб каждый из них стал человеком, того и на мысль не приходит».
На то время существовало два подхода к воспитанию. Первый подход -это вседозволенность, где особый акцент ставится на том, что не нужно заниматься тем, чем не хочется, и, не задумываясь о последствиях, родители обращают свое внимание только на бытовые — низменные — потребности ребенка. А второй — это воспитание строгих представлений о чести, долге, дружбе, верности. Такой контраст точно описан Фонвизиным в комедии «Недоросль«.
С одной стороны — Митрофанушка, воспитанный по первому принципу: его распущенность проистекает из вседозволенности, а точнее, из душевной лени (легче пустить все на самотек, чем постоянно думать) г жи Простаковой, которая не заботится о будущем сына, упрощает ему существование тем, что отменяет в его обучении не дающиеся ему дисциплины. Акцент ставится не на его духовном росте, а на прихотях и примитивных потребностях, удовлетворению которых госпожа Простакова потакает.
С другой стороны — Стародум, воспитанный на старый манер. Он защищает добродетель. Желая Софье счастья и благополучия, дядюшка призывает ее к тому чтобы она умела различать людей и оставалась с теми, кто действительно надежен. Стародум противопоставлен госпоже Простаковой, что еще сильнее подчеркивает пороки, ради искоренения которых Фонвизин и написал эту комедию.
Та же проблема воспитания актуальна и в настоящее время, правда, она приобрела немного другой аспект. Сейчас уже больше ценят способность к развитию, в отличие от умения лишь получать информацию. Однако все-таки есть и такие люди, для которых обучение — ненужная вещь, которые считают, что на него не стоит тратить ни сил, ни времени. Эти люди живут, как Митрофанушка. Их запросы остаются на уровне удовлетворения только биологических потребностей и прихотей. Такие люди подсознательно заводят человечество в тупик. У них совсем иной взгляд на жизнь и на окружающий мир. Их воспитывали родители, которые думали, что заботятся о своих детях, но на самом деле охи и не представляли, какой вред наносят своим чадам.
Я не говорю, что такие мамы и папы не любят своих детей, они просто не замечают, что эта любовь губительна. Это только еще раз подтверждает, что проблемы, связанные с воспитанием, существуют до сих пор, несмотря на то что за три столетия мир стал совсем другим.
Огромная коллекция тату, фото, эскизы, отзывы:
http://tattoofotos.ru/
В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.
Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.
Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.
В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.
Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.
В своем произведении «Недоросль» Денис Иванович поднимает много социальных проблем, которые можно было встретить в русских семьях конца восемнадцатого века. Самыми острыми проблемами в этом произведении стали две: проблема воспитания и проблема образования.
На протяжении всех действий комедии мы видим жизнь помещичьей семьи Простаковых и их родственников. Верховодит в семействе мать Простакова. Ее мнение не обсуждается, ее побаивается муж. Их сын Митрофанушка ленивый и недалекий подросток. Он хочет только играть, есть, пить и жениться.
С самого начала пьесы становится понятно отношение Простаковой к учебе. Она ругает Тришку за то, что он плохо сшил кафтан для ее сына. Тришка пытается защищаться, говорит, что надо было кафтан у портного заказывать. Простакова его ругает, что он сам должен кафтан шить и учиться этому не надо.
Мать обожает сына, но не видит пользы от наук. Она ругает учителей Цыфиркина и Кутейкина за то, что они перегружают Митрофанушку науками. Когда приходит время заниматься, Митрофанушка старается увильнуть от занятий всеми возможными способами. У него нет желания учиться. Когда матушка хочет показать образованность сына Стародуму, она просит учителей дать сыну задание. Митрофанушка же требует от Цыфиркина давать задания по пройденному материалу. Учитель говорит Митрофанушке о том, что нельзя повторять только старый материал, толку от этого мало. Но даже задачи по пройденному материалу Митрофанушка решить не старается. Простакова заявляет, что задания глупые, нечего ребенку ломать над ними голову. Она даже не может понять, что без решения таких задач ее сын в будущем не сможет вести хозяйство. Потом приходит очередь Кутейкина заниматься с Митрофанушкой чтением. Простакова снова мешает учителю, в чем ее активно поддерживает Вральман.
Вральман в прошлом служил кучером, а в семью Простаковых попал учителем французского языка и других наук. Произошло это из-за необразованности Простаковых, которые не смогли понять уровень знаний этого человека. Вральман конфликтует с Цыфиркиным и Кутейкиным. Он сам не способен ничему полезному научить Митрофанушку и им мешает. В разговоре между собой учителя выказывают недовольство Адамом Адамовичем. Только они начинают занятия, он приходит и срывает их. Вральман постоянно напоминает о вреде учебы для здоровья. В разговоре с ним Простакова жалуется на то, что стало слишком много умных людей. Вральман же советует ей не заставлять Митрофанушку учиться, убеждает в том, что необразованных людей намного больше и Митрофанушке лучше общаться с ними.
В противоположность этим персонажам в комедии есть образованные люди. Это учителя Цыфиркин и Кутейкин, чиновник Правдин, Стародум и его племянница, Милон. Эти персонажи понимают ценность образования, они видят всю недалекость семейства Простаковых и Скотинина. Им неприятна их необразованность и грубое поведение.
Учителя Цыфиркин и Кутейкин прекрасно понимают, что не могут обучить Митрофанушку своим наукам. Они жалуются друг другу на глупость ученика и козни Вральмана. В конце концов, они даже затевают драку с Вральманом, чтобы отомстить ему за его козни в обучении.
Стародум тоже ценит образованность, воспитанность и честность. Ему противно само общение с Простаковыми.
Вторая проблема, которую Фонвизин поднял в этой комедии, это проблема воспитания. Простаковы невоспитанны. Мать Простакова привыкла всеми командовать, бить слуг за любую провинность. У нее все вокруг виноваты, только сыночек непогрешим. Ее брат Скотинин тоже не отличается хорошими манерами, да и хорошим отношением к людям. Он готов силой взять Софью в жены. Он ценит свиней больше людей.
Когда Простаковы узнают о возвращении дяди Софьи, они пугаются. Простакова старается заискивать перед Стародумом, но только демонстрирует свою невоспитанность и глупость. Ради выгоды сына она готова идти на преступление. Сын Простаковых Митрофанушка никого не любит и не уважает. Он издевается над отцом, руководит действиями матери, а в конце комедии отталкивает ее. Он дает матери понять, что они с отцом ему надоели, он ими не дорожит.
На мой взгляд, Фонвизин пытается донести до читателя мысль о том, что только образованный и воспитанный человек достоин уважения, и ценен для общества.
Проблема воспитания очень заботила автора. Он пытался подтолкнуть общество к возвращению просвещения в государстве. Фонвизин верил, что только воспитанные в духе просвещения могут стать достойными правителями страны. Но пока что писатель видел лишь злонравное воспитание молодого поколения и ярко это показал на примере героя Митрофана. Кажется, что его история преувеличена – и от этого выглядит смешной. Однако таких Митрофанушек тогда было много, да и сейчас они есть. А вот такие, как Софья и Милон, умные и благородные, скорее были исключением. Но именно их всячески поддерживает автор, наделяя лучшими качествами и делая для них хороший финал.
Фонвизин в пьесе сталкивает два взгляда на воспитание: патриархальное, сторонниками которого являются Простакова и Скотинин и передовое, сторонниками которого являются Стародум и Правдин. Результатом воспитания первых стал недоучка Митрофан, а вторых – благородные и умные Софья и ее возлюбленный Милон. Так, показывая взращенные разным воспитанием плоды, автор убедительно отвечает на вопрос, какое воспитание лучше. Конечно же – это передовое просветительское воспитание.
Госпожа Простакова имеет консервативные взгляды. Она считает, что женщине не обязательно уметь читать и писать и гордится тем, что иначе воспитана. Для чего же она нанимает учителей для своего сына? Во-первых, чтобы его не забрали на службу, во-вторых, чтобы он мог войти в высшее общество. Ведь чего-чего, а тщеславия хватало этой госпоже. Она старается во всем демонстрировать свою власть, стремится подчинить себе своих родных. Поэтому Софье она не считает нужным говорить заранее о ее помолвке с господином Скотининым. Героиня считает, что девушка должна безоговорочно ее слушать. Узнав о том, что Софья станет наследницей Стародума, она плетет интриги, пытаясь ее выдать замуж за сына Митрофана.
Фонвизин показывает в комедии, что систему воспитания и образования надо менять в корне.
Проблема образования и воспитания – глобальная проблема нашего времени. Чтобы разобраться, какую роль играют эти понятия в комедии, необходимо растолковать их. В современном мире воспитание – это нормы поведения, проявляющиеся в обществе. Образование – процесс обучения, показывающий его умственные навыки и познания. Какую же роль играют образование и воспитание в комедии Д.И. Фонвизина?
Семья Простаковых-Скотининых была безграмотной. Умение читать для них – ненормально. Чтение для этой семьи – скука. Главное в жизни «умение достаточек нажить и сохранить». Эталоном матери, прививающей Митрофану нелюбовь к наукам, был отец, который жил и умер неграмотным. Он был весьма богатым человеком, но из-за своей глупой скупости умер на сундуках с богатством.
Главный герой произведения Митрофан мог бы выучиться, и даже стать настоящим академиком. Он не лишен природного ума, а просто не имеет желания и не прилагает усилий для познания наук. Его целью было жениться, о чем свидетельствует его фраза «не хочу учиться – хочу жениться». Образование для него – нож в горло, пытки и настоящее мучение.
Еще одно проявление халатного отношения матери к образованию – учителя. Как можно нанять для своего сына тех, кто не смыслит в науке абсолютно ничего? Грамоту преподавал Кутейкин, который был семинаристом, бросившим учебу. Цыфиркин – отставной сержант. Адам Адамыч Вральман был немцем, но учил Митрофана французскому языку. Ни один из них не мог научить Митрофана наукам.
В семье Простаковых-Скотининых не ценилось образование. Ведь «Нет денег, что их считать, а если и будут, то без Пафнутьича сосчитаем», – говорила Простакова. Главное в этой семье – чины, которые получаются на боку лежа.
Весь характер Митрофанушки проявляется в последнем эпизоде, когда его отправляют на службу. Он говорит матери, которая любила его, хотя эту любовь и нельзя назвать человеческой, такие слова: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…». На что мы получаем справедливый ответ Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».
В настоящее время проблема воспитания и образования остается нерешенной. Ведь большинство родителей, думая, что в частных дорогих школах образование на уровень выше, чем в бюджетных, отправляют туда своих детей. Но не всегда деньги значит качество. Образованным и воспитанным делают человека осознанные поступки, желание и умение учиться.