Сочинение на тему произведения островского

7 вариантов

  1. Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило все, даже названия замоскворецких улиц. Вот главная из них, Большая Ордынка, одна из самых старых. Название свое получила потому, что несколько веков назад по ней проходили татары за данью к великим московским князьям. Примыкающие к ней Большой Толмачевский и Малый Толмачевский переулки напоминали о том, что в те давние годы здесь жили толмачи — переводчики с восточных языков на русский и обратно. А на месте Отас-Болвановского переулка русские князья встречали ордынцев, которые всегда несли с собой на носилках изображение татарского языческого идола Болвана. Иван Ш первым сбросил Болвана с носилок в этом месте, десять послов татарских казнил, а одного отправил в Орду с известием, что Москва больше платить дани не будет. Впоследствии Островский скажет о Москве: «Там древняя святыня, там исторические памятники… там, в виду торговых рядов, на высоком пьедестале, как образец русского патриотизма, стоит великий русский купец Минин».
    Сюда, на Красную площадь, приводила мальчика няня, Авдотья Ивановна Кутузова, женщина, щедро одаренная от природы. Она чувствовала красоту русского языка, знала многоголосый говор московских базаров, на которые съезжалась едва ли не вся Россия. Няня искусно вплетала в разговор притчи, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки и очень любила рассказывать чудесные народные сказки.
    Служил будущий драматург в московском суде. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего «реа-листа-слуховика», как называл себя Островский-драматург, мастер речевой характеристики персонажей в своих пьесах.
    * На той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянет самая кудрявая рощица; солнце при закате забралось в нее как-то чудно, с корня, и наделало много чудес. Я измучился, глядя на это. А. Н. Островский
    * «Мы стоим на крупнейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда, то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот подходит расшива, и издали чуть слышны ее звуки; все ближе и ближе, песнь растет и полилась, наконец, во весь голос, потом мало-помалу начала стихать, а между тем уж подходит другая расшива и разрастается та же песня. И нет конца этой песне…»
    * Блуждая по улицам Костромы в течение трех дней, юный Островский как завороженный постоянно возвращается на крутой волжский берег. Колдовская сила природы пленяет его. Как Снегурочка под палящими лучами Солнца, он боится сгореть от такой красоты: такая красота — «казнь и мука для человека». Измученный, возвращается он домой, в дом дядюшки Павла Федоровича, и долго, долго не может уснуть. Какое-то отчаяние овладевает им: «Неужели мучительные впечатления этих дней будут бесплодны для меня?»
    * Так еще в юности Островский почувствовал, что Москва не ограничивается Камер-Коллежским валом, что «за ним идут непрерывной цепью, от Московских застав вплоть до Волги, промышленные фабричные села, посады, города и составляют продолжение Москвы. Две железные дороги, одна на Нижний Новгород, другая на Ярославль, охватывают самую бойкую, самую промышленную местность Великороссии».
    К художественному синтезу темных и светлых начал купеческой жизни Островский пришел в русской трагедии «Гроза» — вершине его зрелого творчества. Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1843 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. Ито. гом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжской России.
    Путешествие совпало с самым поэтическим временем года жизни русского человека. По вечерам в обрядовых весенних песнях, звучавших за околицей, в рощах и долинах, обращались крестьяне к птицам, кудрявым вербам, белым березам, к шелковой зеленой траве. В Егорьев день ходили вокруг полей, «окликали Егория», просили его хранить скотину от хищных зверей. Вслед за Егорьевым днем шли праздники зеленых святок (русальная неделя), когда водили в селах хороводы, устраивали игру в горелки, жгли костры и прыгали через огонь. Путь Островских продолжался целую неделю и шел через древние русские города: Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому. Неистощимый источник поэтического творчества открывался для Островского, об этом хорошо сказал его друг С. В. Максимов: «Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей, сотнями выходивших к нему навстречу»… Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы. «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Такой ремаркой Островский открывает «Грозу». Внутреннее пространство сцены обставлено скупо: «две скамейки и несколько кустов» на гладкой высоте. Действие русской трагедии возносится над ширью Волги, распахивается на всероссийский сельский простор. Ему сразу же придается общенациональный масштаб и поэтическая окрыленность.
    В устах Кулигина звучит песня «Среди долины ровныя» – эпиграф, поэтическое зерно «Грозы». Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. В песне, которая у зрителя буквально на слуху, уже предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»).

  2. Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.
    В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами. Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света». Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».

    Кабанова Марфа Игнатьевна

    Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.
    По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха – безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.

    Дикой Савел Прокофьевич

    Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана – купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им. Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев – искусственный, напускной. Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.

  3. “Трагическое стечение обстоятельств, которое привело Катерину к гибели”
    «Гроза» А. Н. Островского – драма или трагедия?
    «Луч света в темном царстве»
    «Луч света» и «темное царство» в пьесе «Гроза»
    «Отчего люди не летают!» (Образ Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»).
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха
    «Темное царство» в изображении А. Н. Островского.
    «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза»
    «Темное царство» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»
    «Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза»
    Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза»
    Анализ монологов Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского “Гроза”.
    Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского “Гроза”.
    Был ли выход у Катерины Кабановой?
    Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
    Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы города Калинова
    Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
    Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского “Гроза”
    Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского «Гроза»)
    В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»?
    В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского “Гроза”?
    В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
    Второстепенные персонажи в драме “Гроза”
    Вызов дикой силе
    Героиня пьес А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»
    Город Калинов и его обитатели
    Город Калинов и его обитатели (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Город Калинов.
    Гроза, разразившаяся в двух драмах А.Н. Островского – «Бесприданница»и «Гроза»
    Две Катерины в русской литературе (по произведениям А.Н. Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
    Две Катерины в русской литературе (по произведениям А.Н. Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
    Дикой и Кабаниха (исключение в русском купечестве или они типичны?)
    Дикой и Кабаниха – «Самодуры русской жизни»
    Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства
    Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по драме А. Н. Островского “Гроза”)
    Драма «Гроза», ее создание и проблематика.
    Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Островского “Гроза”)
    Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
    Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
    Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Женская доля (по пьесе А. Островского «Гроза»).
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского«Гроза» и «Лес»
    Жертвы “темного царства” в пьесе “Гроза”
    Жестокие нравы города Калинова
    Жить не по лжи
    Значение второстепенных персонажей в драме А. Островского «Гроза»
    Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
    Изображение купеческого быта и нравов в драмеА.Н. Островского «Гроза»
    Изображение купечества в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Лес»
    Кабаниха – безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Каждый выбирает для себя…
    Каждый выбирает для себя…
    Как бы я поступила на месте Катерины?
    Как раскрывается тема семьи в пьесе Островского «Гроза»
    Какие образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими?
    Каким представляла Катерина Бориса и каким он оказался?
    Какой художественный образ ярче воплощает “жестокость нравов” города Калинова: Дикой или Кабаниха?
    Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)?
    Калинов и калиновцы (по драме Островского «Гроза»)
    Катерина – «Луч света в темном царстве»
    Катерина в кругу героев пьесы А. Островского «Гроза»
    Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе?
    Катерина и Кабаниха – два полюса калиновского мира
    Катерина и Лариса: две женщины – одна судьба.
    Катерина и Лариса: кто сильнее? (по пьесам А. Островского «Греза» и «Бесприданница»)
    Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина Кабанова в критических статьях А.Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»
    Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза»
    Катерина как трагический характер.
    Комическое и ужасное в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”)
    Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина?
    Кто Катерина – «решительный русский характер» или слабовольная женщина?
    Кто такая Катерина – «решительный русский характер» или слабовольная женщина? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»).
    Мини-сочинение “В городе Калинове” (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
    Мир города Калинова и Обломовка
    Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Молодое поколение в драме «Гроза»
    Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Молодое поколение в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Молодое поколение в пьесе «Гроза»
    Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    На чьей стороне драматург? (по пьесе А. Островского «Гроза»)
    Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”)
    Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образ «жестокого мира» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образ города в произведениях А.Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
    Образ и нравы города Калинова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Образ Катерины
    Образ Катерины
    Образ Катерины в драме А.Н.Островского “Гроза”
    Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образ Кулигина в пьесе Островского
    Образы Кулигина и Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
    Одинока ли Катерина в своем протесте?
    Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза».
    Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза»
    Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы «Гроза» А.Н.Островского) по статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»
    Повторит ли Варвара судьбу своей матери?
    Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев)
    Последнее свидание Катерины и Бориса
    Последнее свидание Катерины с Борисом
    Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
    Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
    Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?
    Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?
    Почему Катерина – “Луч света в темном царстве”?
    Почему Катерина – «луч света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
    Почему Катерина названа Добролюбовым «Лучом света в темном царстве»? (по произведению А.Н.Островского «Гроза»)
    Почему Катерина решилась на самоубийство?
    Почему Кулигина нельзя назвать «лучом света в темном царстве»?
    Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «сильным русским характером»?
    Почему Н. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»?
    Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины “cильным русским” характером?
    Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
    Почему Островский назвал драму «Гроза»
    Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?
    Почему уходит в прошлое мир “тёмного царства”?
    Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой
    Применимо ли к Катерине изречение «без вины виноватая»? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Причины гибели Катерины
    Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Проблема покаяния в пьесе А. Островского «Гроза»
    Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»
    Проблематика пьесы Островского «Гроза»
    Проблемы человеческого достоинства в пьесе “Гроза”
    Продолжение пьесы Островского
    Протест Катерины в драме А. Островского «Гроза»
    Прощание Катерины с Тихоном. (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского “Гроза”.)
    Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.
    Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)
    Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
    Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Роль природы в переживаниях действующих лиц
    Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А.Н.Островский. «Гроза»)
    Роль Феклуши в системе образов пьесы «Гроза»
    Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А.Н.Островский. «Гроза».)
    Русский характер Катерины («Гроза»)
    Русское купечество в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Самодуры и их жертвы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Семья и общество в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Сила характера Катерины (по драме Островского «Гроза»)
    Сила характера Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»
    Символика в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Символика заглавия пьесы А. Островского «Гроза».
    Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес»
    Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Система персонажей в драме А.Н. Островского “Гроза”
    Система персонажей в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Система персонажей в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А.Н. Островского «Гроза»)
    Смысл названия драмы «Гроза»
    Смысл названия драмы А. Островского «Гроза»
    Смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”
    Смысл названия и образная символика в драме “Гроза”
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова).
    Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой.
    Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
    Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
    Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
    Существует ли истинная любовь в пьесе Островскго “Гроза”
    Сцена с ключом (анализ эпизода из второго действия драмы А.Н. Островского «Гроза»)
    Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского “Гроза”
    Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
    Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
    Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
    Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”)
    Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза»)
    Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза»
    Характеристика города Калинова и его жителей (по «Грозе» Островского)
    Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского
    Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?
    Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А.Н.Островского “Гроза”)
    Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)

  4. Становление русского национального театра и русской драматургии
    Драматургия – особый род искусства. Она существует \”на слиянии\” литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления \”Древней российской библиофи-лики\”, ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отечественной литературе и литературы к самой себе как к самостоятеяьному и самодовлеющему явлению. Такой вывод сделал Д.С. Лихачев в работе \”Поэтика древнерусской литературы\”: \”Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не разделенное по историческим периодам. Коща в сознании читателя авторы и их произведения выстраиваются в хронологической последовательности, это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, и это значит, что процесс развития литературы начал совершаться единым фронтом.С каких пор мы можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости литературы? Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по собиранию и публикации древних памятников в издании, подчеркивающем это историческое сознание в самом его названии: \”Древняя российская библиофилика\”. Но сознание исторической изменяемости стиля и языка появляется только в начале XIX в. Пушкин был первым, кто ощутил в полной мере различие стилей литературы по эпохам, странам и писателям. Он был увлечен своим открытием и пробовал свои силы в различных стилях – разных эпох, народов и писателей. Это означало, что скачок закончился и началось нормальное развитие литературы, осознающей свое развитие, свою историческую изменяемость. Появилось историко-литератур-ное самосознание литературы. \”Итак, с труда А.Ф. Новикова, появление которого доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо всмот-реться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пути, со второй половины XVIII века, начинается новая русская литература. Примерно тогда же начинается и русский театр: его зарождение связано с именем Федора Волкова.Таким образом, лишь к середине XIX века русская литература стала абсолютно самостоятельным фактором мировой культуры, и русская сценическая школа достигла серьезных высот, сформировала важнейшие принципы и постулаты драматического искусства. Но что из себя представлял репертуар русских театров? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. \”Горе от ума\” лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес Н.В. Гоголя в театрах шел только \”Ревизор\”; драматургия Пушкина и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна. Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное.Итак, к середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении репертуара; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам.Тяга к драматургии явственна у всех выдающихся русских писателей начала прошлого века. Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуют собой взаимосвязанных явлений. Они воспринимаются органично лишь взятые в контексте творчества их автора; объединение их в некий самостоятельный ряд выглядит механическим. Однако эти блистательные сами по себе пьесы, если и не сделали \”русского театра\”, были необходимы становлению русской драматургии. И к середине века русская литература уже была готова к встрече с театром.Надо особо отметить, что не только культурная, но и общественная жизнь страны требовала нового театра и новой драматургии. Конец 50-ых – начало 60-ых годов – это ожидание, подготовка и осуществление важнейщих реформ. В обновленной пореформенной России особую силу обретает общественное мнение: большинство впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комментирует А.Аникст: \”Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало другого, является 1855 год – год смерти Николая 1, тридцатилетнее царствование которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни страны. Отмена крепостного права в 1861 году и сопровождавшие его реформы являлись мерами половинчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, несколько измени
    лась. Стало возможным более резко изображать зло предшествующего пери-ода. В соответствии с изменившимися условиями и в литературе появились новые веяния.Конец этого периода совпадает с убийством Александра II народовольцами в 1881 году. Время, подлежащее нашему рассмотрению, охватывает четверть века; это были годы весьма плодотворные для русской литературы и, в частности, для драмы. Именно в эти годы русская драма достигает полной зрелости и становится главной силой в театре. Теперь уже не единичные шедевры.., а десятки пьес свидетельствуют о том, что появилась своеобразная русская национальная драма, обладающая большим богатством идей и отличающаяся самобытной художественной формой \”^Все эти десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством. Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства. Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное – он сформировал нового актера и нового зрителя.Театр Островского – явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре – лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой классической пьесы – диалог. Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои – идеальные собеседники. Слово – уже само по себе действие. Жизнь – речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне.Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на сцене. Глубокого соразмышления от него еще не требуется. Но к 70-ым годам стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место наме-кам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и образы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драматургии – театр Чехова.Справедливо отмечает Л.М. Лотман: \”Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте, как форме борения личности с порабощением человека \”общим порядком бытия \”, о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического – все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего к концу XIX – началу XX века.\”^

  5. Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило все, даже названия замоскворецких улиц. Вот главная из них, Большая Ордынка, одна из самых старых. Название свое получила потому, что несколько веков назад по ней проходили татары за данью к великим московским князьям. Примыкающие к ней Большой Толмачевский и Малый Толмачевский переулки напоминали о том, что в те давние годы здесь жили толмачи — переводчики с восточных языков на русский и обратно. А на месте Отас-Болвановского переулка русские князья встречали ордынцев, которые всегда несли с собой на носилках изображение татарского языческого идола Болвана. Иван Ш первым сбросил Болвана с носилок в этом месте, десять послов татарских казнил, а одного отправил в Орду с известием, что Москва больше платить дани не будет. Впоследствии Островский скажет о Москве: «Там древняя святыня, там исторические памятники… там, в виду торговых рядов, на высоком пьедестале, как образец русского патриотизма, стоит великий русский купец Минин».
    Сюда, на Красную площадь, приводила мальчика няня, Авдотья Ивановна Кутузова, женщина, щедро одаренная от природы. Она чувствовала красоту русского языка, знала многоголосый говор московских базаров, на которые съезжалась едва ли не вся Россия. Няня искусно вплетала в разговор притчи, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки и очень любила рассказывать чудесные народные сказки.
    Служил будущий драматург в московском суде. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего «реа-листа-слуховика», как называл себя Островский-драматург, мастер речевой характеристики персонажей в своих пьесах.
    * На той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянет самая кудрявая рощица; солнце при закате забралось в нее как-то чудно, с корня, и наделало много чудес. Я измучился, глядя на это. А. Н. Островский
    * «Мы стоим на крупнейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда, то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот подходит расшива, и издали чуть слышны ее звуки; все ближе и ближе, песнь растет и полилась, наконец, во весь голос, потом мало-помалу начала стихать, а между тем уж подходит другая расшива и разрастается та же песня. И нет конца этой песне…»
    * Блуждая по улицам Костромы в течение трех дней, юный Островский как завороженный постоянно возвращается на крутой волжский берег. Колдовская сила природы пленяет его. Как Снегурочка под палящими лучами Солнца, он боится сгореть от такой красоты: такая красота — «казнь и мука для человека». Измученный, возвращается он домой, в дом дядюшки Павла Федоровича, и долго, долго не может уснуть. Какое-то отчаяние овладевает им: «Неужели мучительные впечатления этих дней будут бесплодны для меня?»
    * Так еще в юности Островский почувствовал, что Москва не ограничивается Камер-Коллежским валом, что «за ним идут непрерывной цепью, от Московских застав вплоть до Волги, промышленные фабричные села, посады, города и составляют продолжение Москвы. Две железные дороги, одна на Нижний Новгород, другая на Ярославль, охватывают самую бойкую, самую промышленную местность Великороссии».
    К художественному синтезу темных и светлых начал купеческой жизни Островский пришел в русской трагедии «Гроза» — вершине его зрелого творчества. Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1843 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. Ито. гом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжской России.
    Путешествие совпало с самым поэтическим временем года жизни русского человека. По вечерам в обрядовых весенних песнях, звучавших за околицей, в рощах и долинах, обращались крестьяне к птицам, кудрявым вербам, белым березам, к шелковой зеленой траве. В Егорьев день ходили вокруг полей, «окликали Егория», просили его хранить скотину от хищных зверей. Вслед за Егорьевым днем шли праздники зеленых святок (русальная неделя), когда водили в селах хороводы, устраивали игру в горелки, жгли костры и прыгали через огонь. Путь Островских продолжался целую неделю и шел через древние русские города: Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому. Неистощимый источник поэтического творчества открывался для Островского, об этом хорошо сказал его друг С. В. Максимов: «Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей, сотнями выходивших к нему навстречу»… Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы. «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Такой ремаркой Островский открывает «Грозу». Внутреннее пространство сцены обставлено скупо: «две скамейки и несколько кустов» на гладкой высоте. Действие русской трагедии возносится над ширью Волги, распахивается на всероссийский сельский простор. Ему сразу же придается общенациональный масштаб и поэтическая окрыленность.
    В устах Кулигина звучит песня «Среди долины ровныя» – эпиграф, поэтическое зерно «Грозы». Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. В песне, которая у зрителя буквально на слуху, уже предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»).

  6. Пьесу «Гроза» написал знаменитый писатель Александр Николаевич Островский. Данное произведение считается верхом его литературной деятельности.
    Все происходит в одном очень интересном городе под названием Калинов. Рядом находится знаменитая река Волга. Кроме этого здесь идет описание природы, а также всего города и его жителей. Жители города никому никогда не помогают, а живут только для себя.
    Главной героиней в этом произведении стала Катерина, которая совсем не хочет жить как все остальные люди. Она никого никогда не обманывает, а всем старается помогать и выручать из любой ситуации. Все жители считают ее просто ненормальной. Она хочет жить спокойно, а главное – честно. Катерина никого никогда не хочет унижать или оскорблять, как это порой делает ее муж. Также она совсем не хочет прятаться ото всех. А ведь в этом произведении есть человек, который всю свою жизнь этим и занимается, и зовут ее Варвара Кабанова.
    Неожиданно в город приезжает родственник Дикого. Ему, также как и нашей главной героине, не нравятся все порядки, которые здесь установили. Как только Борис увидел Катю, то практически сразу в нее влюбился, и оказалось, что девушка тоже. Борис помог ей справиться со всем этим и теперь у нее словно выросли крылья за спиной, теперь она способна бороться со всеми, кто устанавливает такие порядки. Больше всего на свете ей хочется бросить мужа и уехать со своим любимым человеком хоть на край света. И ей совсем не важно, что про нее будут думать все окружающие. Вот только Борис оказался совсем другим человеком. Ему очень важно то, что о нем думают люди.
    В этом произведении нужно еще затронуть тему конфликта между героями. Варвара очень сильно боится того, что ее могут обокрасть, да к тому же она тайно встречается с любимым человеком, и чтобы этого никто не узнал, она запирает постоянно свою калитку.
    Тихон живет до сих пор с матерью и должен постоянно слушать все, что она ему скажет и подчиняться ей. С другой стороны Катя старается жить совсем по-другому, но жить так не получается. А остальных устраивает их жизнь и они ничего не собираются в ней менять.

  7. Творческий путь А.?Островского охватывает период 40–80-х гг., который совпал со сломом двух эпох, сопровождавшимся обострением противоречий общественной жизни, столкновением разных мировоззренческих систем, болезненным отмиранием старых порядков и стремительным распространением новых умонастроений. Все это нашло отражение в драматургии Островского, стремившегося к созданию подлинно народного, ориентированного на широкого зрителя русского театра, в котором на примере индивидуальных судеб и характеров рядовых героев затрагивались бы важные темы социальной и нравственной жизни. Стержневой идеей художественного мира драматурга была проблема взаимоотношений между силами прогресса и вековым укладом русской жизни.
    Свой творческий путь А.?Островский начал с написания очерков и критических статей, в которых было ощутимо влияние Н.?Гоголя, В.?Белинского и «натуральной школы». Со временем писатель, уже печатавшийся в «Современнике», установил тесные отношения с авторами этого журнала?— Н.?Некрасовым, Л.?Толстым, И.?Тургеневым, И.?Гончаровым и др., что оказало благотворное воздействие на развитие его таланта.
    По совету В.?Белинского драматург обратился к практически не изображавшейся до него сфере действительности?— миру Замоскворечья, который в силу своей замкнутости отличался крайне консервативным, косным жизненным укладом. Он открыл этот мир для зрителей и читателей, «как некую экзотическую страну, лежащую и прежде у них под носом, но обойденную драматической литературой» (В.?Лакшин). Благодаря Островскому на сцене на разные голоса зазвучала купечески-мещанская среда, образовавшая особый слой русской культуры с его воззрениями, социально-нравственными нормами, бытом и этикетом.
    Первой резонансной пьесой, написанной на замоскворечном материале, стала комедия «Свои люди?— сочтемся!». В ней проявилось не только тематическое, но и драматургическое новаторство Островского. Взяв за основу жанр социально-бытовой комедии, писатель насытил сюжет глубоким анализом человеческих отношений, искаженных духом чистогана, ограниченными представлениями третьего сословия и общими социально-экономическими условиями российской жизни. Автор адресовал эту комедию массовому зрителю, которому нужны были узнаваемые сценические характеры, сильные чувства, броский комизм, напряженный драматизм. Так был заложен фундамент театра Островского.
    В течение дальнейшего творческого пути писатель постоянно расширял поле художественного изображения, насыщая его фольклорно-балладными и историческими сюжетами, разрабатывая темы женской судьбы и театральной жизни, рисуя фигуры представителей чиновничьего, дворянского, артистического мира; но неизменным в его пьесах оставался острый социальный характер поднимаемых проблем и их общечеловеческий смысл. В поздних драмах Островский нередко варьировал сюжеты и мотивы ранних пьес, но это было не механическим повторением, а средством художественного осознания тех перемен, что произошли в российской действительности в результате общественных реформ.
    Важным направлением деятельности драматурга была работа с актерами, а также руководство постановками своих новых пьес в московском Малом и петербургском Александринском театрах. Постоянный тесный контакт со сценой позволил ему непосредственно участвовать в реализации собственных новаторских подходов к театру и четче прорабатывать драматургическую основу пьес.
    А.?Островский написал около 50 пьес, тем самым создав собственный репертуар отечественного театра, нацеленный на изображение русской жизни на сцене. Будучи убежденным в том, что труд драматурга является высоким общественным служением, писатель стремился всячески способствовать своим творчеством делу нравственного развития зрителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *