Сочинение на тему прощай немытая россия

10 вариантов

  1. Безликость и закостенелость современной российской жизни подчеркивается использованием приема метонимии. Вместо словосочетания «жандармы в голубых мундирах» поэт использует выражение «голубые мундиры», указывая на то, что в российском обществе человеческая личность практически уничтожена, сведена к должности, которую занимает тот или иной подданный его величества.
    Поэтому в тексте присутствует метафора: «голубые мундиры» сравниваются с восточными деспотами – пашами, которые также делают все, чтобы подчинить своей воле покорных им людей.
    Отсюда используется прием антитезы, когда рабская Россия противопоставляется свободолюбивому, борющемуся за свою независимость Кавказу.
    В стихотворении, написанном четырехстопным ямбом – самым сильным из размеров русского стихосложения, присутствует аллитерация: так на протяжении всего стихотворения повторяется звук «Р», придающий тексту напряженность и трагизм.

    Реакция на стихотворение современников поэта

    По понятным причинам лермонтовское стихотворение «Прощай, немытая Россия» не было опубликовано в печати ни во время жизни поэта, ни после его смерти. Однако оно разошлось в многочисленных списках.
    Стихотворение пользовалось огромной популярностью у свободомыслящей молодежи, мечтающих о коренных преобразованиях российской жизни. Оно вдохновляло революционеров-народников, большевиков и эсеров.
    В советские годы стихотворение рассматривалось как приговор царской России. Сегодня его понимание несколько смягчилось: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» изучается как определенное звено в переживании поэтом судьбы своей Родины.

  2. История создания
    Основная тема и сюжетная композиция
    Образные средства, используемые в стихотворении
    Реакция на стихотворение современников поэта
    Творческое наследие великого русского художника слова М.Ю. Лермонтова богато и многообразно. Оно включает в себя и позднее творчество поэта, к которому принадлежит стихотворение «Прощай, немытая Россия». Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова предполагает тщательное изучение истории создания этого поэтического творения, его основной темы и сюжетной композиции, образных средств и отклика на это произведение в сердцах современников.

    История создания

    Литературоведы сомневаются в точной дате создания этого стихотворения. Традиционно годом рождения этих лермонтовских строк называют трудный для поэта 1841 год.
    В этот год Лермонтов был отправлен в новую ссылку на Кавказ, пережив несколько трагических для него историй любви. У него были неприятности по службе, преследовало разочарование в жизни и одиночество. Как результат такого подавленного состояния родилось стихотворение «Прощай, немытая Россия».

    Основная тема и сюжетная композиция

    Тема стихотворения трагическая: поэт признается читателям в неприятии современной ему российской действительности.
    Он не хочет видеть Россию «страной рабов и господ». Фактически поэт предлагает свое понимание Российской империи как колосса на глиняных ногах. Государства, лишенного внутреннего стержня, у которого нет будущего, потому что оно строится на зыбком фундаменте: вместо воинов – защитников родной земли – повсюду «голубые мундиры» (то есть сотрудники жандармерии), умеющие только подслушивать, подглядывать и наказывать, и «преданный» им народ – раболепствующий и поэтому слабый.
    Стихотворение состоит из восьми строк и имеет четко выраженное композиционное членение: немытая и неустроенная Россия противопоставляется гордому и свободолюбивому Кавказу, на земле которого поэт надеется обрести успокоение.

    Образные средства, используемые в стихотворении

    Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия» показывает, что в тексте используется большое количество троп и иных образных средств.
    В первую очередь используются эпитеты: «немытая Россия», «мундиры голубые», «преданный народ», «всевидящие глаза», «всеслышащие уши». Эти эпитеты передают атмосферу, в которой приходится существовать лирическому герою стихотворения: атмосферу всеобщей слежки, непорядочности и доносительства. Самый яркий из представленных эпитетов «немытая Россия», то есть страна, которая не может очиститься от вековечного ига рабства, заключенного не только во внешнем устройстве жизни, но и в душах людей. В этой стране рабы все: и крепостные крестьяне, работающие на барщине, и чиновники, пресмыкающиеся перед начальством, и солдаты с офицерами, несущие ярмо воинской службы.
    Безликость и закостенелость современной российской жизни подчеркивается использованием приема метонимии. Вместо словосочетания «жандармы в голубых мундирах» поэт использует выражение «голубые мундиры», указывая на то, что в российском обществе человеческая личность практически уничтожена, сведена к должности, которую занимает тот или иной подданный его величества.
    Поэтому в тексте присутствует метафора: «голубые мундиры» сравниваются с восточными деспотами – пашами, которые также делают все, чтобы подчинить своей воле покорных им людей.
    Отсюда используется прием антитезы, когда рабская Россия противопоставляется свободолюбивому, борющемуся за свою независимость Кавказу.
    В стихотворении, написанном четырехстопным ямбом – самым сильным из размеров русского стихосложения, присутствует аллитерация: так на протяжении всего стихотворения повторяется звук «Р», придающий тексту напряженность и трагизм.

    Реакция на стихотворение современников поэта

    По понятным причинам лермонтовское стихотворение «Прощай, немытая Россия» не было опубликовано в печати ни во время жизни поэта, ни после его смерти. Однако оно разошлось в многочисленных списках.
    Стихотворение пользовалось огромной популярностью у свободомыслящей молодежи, мечтающих о коренных преобразованиях российской жизни. Оно вдохновляло революционеров-народников, большевиков и эсеров.
    В советские годы стихотворение рассматривалось как приговор царской России. Сегодня его понимание несколько смягчилось: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» изучается как определенное звено в переживании поэтом судьбы своей Родины.
    Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова | источник

  3. В 1841 году М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Родина», где рисует неповторимый образ России и признается ей в своей «странной любви». Резким контрастом звучат строки, вышедшие из под пера поэта в том же году: «Прощай, немытая Россия». С бескомпромиссной жестокостью, мощно и пронзительно обличает Лермонтов страну, где власть распоряжается личной жизнью граждан, где делятся люди на рабов и господ, страну, где за мундирами нет воинов, а за безвольными марионетками следит всевидящее и всеслышащее третье отделение.
    В основе композиции стихотворения «Прощай, немытая Россия» лежит яркая антитеза: объективное повествование первой части сменяется субъективной окраской второй.
    Лирический герой обличает деспотизм и бесправие, дерзко и метко используется эпитет «немытая» Россия, особенно выпукло звучащий на фоне книжной лексики.
    Введение инверсии и градации в первой строфе усиливает интонационное напряжение, через которое передается ярость и боль. Резкий контраст «мундиров голубых» и «преданного народа» придает звучанию ноты трагизма.
    Но стоит обратить внимание на обращение в первой строчке: «Прощай…» Словно к живому существу обращается поэт к родине. Осуждаются лирическим героем и владыки мира сего, не меньшего осуждения вызывает покорность и раболепие народа. Местоименный параллелизм в одинаковых позициях чертит картину всеобъемлющей трагичности российского быта, она же дополняется обезличивающей метонимией «мундиры». Бессилие от сложившейся ситуации передается через горькую иронию: гротескно звучат образы «пашей», «ушей» и «глаз». А слово «прощай» подчеркивает глубинную скорбь поэта по своей многострадальной родине. Любовь и горечь слиты воедино в лирическом сознании.
    Закабаленная Россия противопоставляется вольному Кавказу, который всегда мыслился поэтом символом свободы духа и мысли.
    Метрический рисунок стихотворения — четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями, которые берут на себя эмоциональную нагрузку, т.к. приходятся на эпитеты.
    Протянутая через весь текст аллитерация на звук Р в первой строфе и на шипящие во второй согласуются с общей тональностью, усиливая тревожность от первой строчки к последней.
    Масштабность видения, заключенная всего в 8 строчках стихотворения, отточенность слова и энергетика лирических раздумий делают это произведение Лермонтова культурным достоянием нашей литературы.

  4. 1. История создания. Стихотворение “Прощай, немытая Россия” было написано Лермонтовым перед отъездом во вторую ссылку на Кавказ – весной 1840 г. Это одно из наиболее смелых политических произведений поэта. Из-за радикального содержания оно было впервые напечатано только в 1887 г.
    2. Жанр произведения – гражданская лирика.
    3. Основная тема стихотворения – резко отрицательное отношение поэта к полицейскому режиму, установленному Николаем II. Лермонтов с большой любовью относился к России, о чем свидетельствуют многие его стихотворения. При этом он отделял понятия страны и народа от политической власти.
    Поэт был уверен, что бедность и отсталость Российской империи вызваны исключительно авторитарным характером власти. Стихотворение может показаться оскорбительным для русского человека, но на самом деле оно является реальной критикой. Лермонтову было бесконечно больно видеть Родину в униженном состоянии.
    “Немытая Россия” вызывает насмешки, но это не значит, что ее не нужно любить. В произведении нет ни одной оптимистической ноты. Это объясняется душевным состоянием самого поэта. В 1840 г. Лермонтов переживает тяжелый духовный кризис, усиленный второй ссылкой. Именно поэтому он так негативно настроен.
    Наибольший гнев поэта вызывает крепостное право, из-за которого Россия может быть справедливо названа “страной рабов, страной господ”. Крепостничество распространяется не только на помещиков и крестьян. Рабским духом пропитано все население страны. Ужасающий порядок бдительно охраняют “мундиры голубые”.
    Во многих произведениях Лермонтов высказывал мысль о бесполезности своего поколения. Современники поэта уже давно смирились со всем и отказались от борьбы с несправедливостью. Крестьяне забиты настолько, что тоже не помышляют об изменении своего положения (“послушный им народ”). Вторая ссылка Лермонтова нанесла ему еще один серьезный удар. Поэт понял, что сопротивляться в одиночку бесполезно. В какой-то степени он даже рад отъезду на Кавказ, потому что там есть возможность укрыться от “всевидящего глаза” и “всеслышащих ушей”.
    4. Композиция. Первая строфа стихотворения содержит в себе горькое прощание автора с неласковой Родиной. Вторая строфа – надежда поэта на избавление от тотальной слежки.
    5. Размер произведения – четырехстопный ямб.
    6. Выразительные средства. В основе всего произведения лежит горькая ирония автора. Она основана на очень резких антитезах: “страна рабов” – “страна господ”; “мундиры голубые” – “послушный народ”. Еще острее и прозрачнее метафоры: “мундиры голубые” – жандармы, “всевидящий глаз” и “всеслышащие уши” – весь государственный аппарат Российской империи, в основе которого лежат цензура, слежка и подозрительность.
    7. Главная мысль стихотворения – социально-политическое положение в России достигло самой крайней точки. Лермонтов был настоящим патриотом, но даже его довели до такого состояния, что ссылку он воспринимает в качестве избавления.

  5. Стихотворение «Прощай, немытая Россия…» не требует такого полного анализа, как «Тучи». Сообщим, что стихотворение написано почти одновременно с «Тучами» и что в нем тоже выражены чувства поэта-изгнанника в момент отъезда в ссылку. «Голубые мундиры» – жандармская форма, а «паши» здесь (хотя слово это турецкое) тоже жандармы, полицейские чиновники. (Сноски, раскрывающие значение этих слов, имеются в хрестоматии.) При жизни поэта стихотворение не публиковалось, но разошлось по России во множестве рукописных списков. Впервые напечатано в русском изданий в конце XIX в. (в 1887 г.). «Почему же его не публиковали более сорока лет с момента создания?» Поставим этот вопрос пока риторически, чтобы в ходе анализа ученики имели возможность его осмыслить. Но прежде чем анализировать, прочтем стихотворение. Каким чувством оно проникнуто? Если в «Тучах» прощание с родиной вызвало грусть и печаль, то здесь слышатся гнев, осуждение и боль. Обращаемся к первому вопросу хрестоматии, который заставляет подумать, почему поэт испытывает такие чувства, чем они вызваны.
    «Он сердиться должен, чтоб так сказать…». «Он чувствует гнев, ему обидно, что Россия – такая темная страна», «Лермонтов возмущается покорностью народа». Конечно, «немытая Россия» – образ прежде всего эмоциональный, эпитет здесь не требует зрительных представлений, а выражает гневное чувство, как бы внезапно вспыхнувшее, открытое, прямое. И все последующие строки проникнуты тем же гневом и возмущением. И только ли ими? Пусть стихотворение прочтут вам и учащиеся. Тогда они увидят, что сквозь негодование проступает в словах Поэта боль и горечь: и за страну, отданную во власть «голубых мундиров», и за парод, не проснувшийся от рабства, и за себя, вынужденного постоянно опасаться слежки и доносов.
    Размышления, подводят к ответу на второй: «Почему стихотворение можно назвать смелым вызовом, обличающим самодержавную Россию?» Вызов – в дерзости, с какой поэт выражает свое отношение к правящей России, в откровенности обличения. Никаких намеков, полутонов, иносказаний, осторожности – все высказано прямо. Ту Россию, которую царь и вельможи не разрешали официально именовать иначе, чем «великая, державная, могучая», Лермонтов называет «немытая». Он видит в ней страну с обманутым, запуганным полицейской слежкой и вечным рабством народом. Он прямо говорит о неусыпном жандармском сыске, являющемся отличительным свойством именно николаевской империи.
    Как уже говорилось, стихотворение при жизни Лермонтова не печаталось, а при переписывании его от руки авторский текст иногда искажался (заменялись отдельные слова); автограф же не сохранился. В первых изданиях сочинений Лермонтова текст печатался по списку П. И, Бартенева, где четвертая строка читалась так:
    * И ты, послушный им народ…
    В 1890 г. сам Бартенев опубликовал другую редакцию: И ты, покорный им народ…
    В последнем, академическом издании Сочинений М. Ю. Лермонтова (1958 г.) эта строка печаталась:
    * И ты, им преданный народ…Этот вариант современные исследователи, например И. Л. Андроников, считают самым правильным, подлинно лермонтовским. Причем «преданный» здесь не синоним слов «покорный» и «верный», а означает «отданный во власть». Пусть ребята выскажут свое мнение о том, как меняется смысл строки в связи с изменением эпитета. Какое чувство к народу выражено в том случае, когда он назван «послушный» и когда «им преданный»?
    Некоторые шестиклассники замечают, что в первом случае негодование, возмущение «немытой Россией» одинаково по отношению и к «господам», и к жандармам, и к народу. В последнем же варианте гнев адресован правящей России, а народу поэт сострадает, думает о нем с болью, потому что он «предан» в руки жандармов и полицейских.
    В заключение обратим внимание на особенности поэтической интонации стихотворения, поучим ребят наблюдать, как звуковая окраска и ритм передают (усиливают, выявляют) поэтическую мысль-чувство.
    Предложим, прочитав стихотворение, отметить, какой звук кажется им часто повторяющимся, даже преобладающим в первой строке. (Можно прямо назвать, подсказать слова, где это заметно: «прощай», «Россия», «страна рабов», «народ».) Повторяющийся р (звуковая доминанта строфы) придает известную резкость, суровость звучанию. Они усиливаются ритмически: ритм здесь прерывист, первые строки идут с большими внутристрочными паузами:
    * Прощай, немытая Россия,
    * Страна рабов, страна господ…
    подчеркивающими вескость обвинения. В каждой строфе одна пара рифм-твердая, мужская: господ – народ, пашей – ушей. И это тоже создает некоторую жесткость, решительность ритмического рисунка. Все эти особенности проступают отчетливо на фоне мерного, музыкального, неспешного ритма «Туч». Там ритм выявлял грусть, задумчивость, мягкую печаль, он передавал неторопливость внутреннего раздумья, и неожиданный порыв тоски как бы усмирялся мелодией стиха, его гармоническим строем. В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» звучание стиха не смягчает, а усиливает, обостряет прямоту обличения.
    Конечно, сведения о ритме в таком объеме ив такой форме шестиклассники не усвоят. Но почувствовать ритмическое различие стихотворений (одно плавное, другое кажется торопливым; одно мягкое, другое суровое и т. п.) они в состоянии.

  6. Стихотворение Лермонтова было создано в 1841 году. Написано оно как раз перед, как и говорит поэт в своем стихотворении. Михаил Лермонтов был человеком тонкой натуры: обидчивый и ранимый. Как следствие этого им было написано достаточно произведений, которые несут собой споры.
    Может быть, Лермонтов написал данное стихотворение под каким-то впечатлением, что свойственно ему, потому что смысл стихотворения ясно отражает внутреннее состояние поэта. Он настроен отрицательно. Лермонтов понимал, что его литература не воспринимается, она открытая, оппозиционная. Трудно было ему найти свое место в обществе, из-за чего он находился в ужасном настроении.
    Самое явное, что можно сказать о стихотворении, так это то, что оно показывает все недостатки, мрачные закоулки России того времени. Начинается такой враждебный настрой с самой первой строчки, где говорится о «грязных» людях, но грязь запятнала их душу, образ жизни. «Страна рабов, страна господ»-конечно мы понимаем, что Лермонтов говорит о крепостном праве, когда одни люди решали, что они выше других и превращали их в своих рабов. Лермонтов упоминает «голубые мундиры», применяя такую метонимию, поэт имел в виду стражей порядка, солдат, которые подавляли людей в поиске свободы.
    Лермонтов уезжает на Кавказ и больше не возвращается на Родину – погибает. Есть мнение о том, что поэт чувствовал смерть, ведь он вполне мог обладать даром. На такую мысль наталкивает одно из его стихотворений «Предсказание». Стоит упомянуть о том, что Лермонтов все-таки восхищался Родиной, понимая, какая великая у России история и народ. Он любил Россию, но видеть ее такой жестокой не мог. В последней строфе он говорит о том, что убегает от глаз, ушей, которые все видят и слышат: говорил ли он о власти, которая не позволяла поэту быть свободным, либо он говорил о людях, которые не хотели его понимать.
    Анализ стихотворения Прощай немытая Россия по плану

  7. Отчего так?
    Прежде, чем указывать обвинительным перстом на истинного сочинителя этой стихотворной мерзости, и предавать его казни осуждением, призываю пристальней вглядеться в самих себя. Вот он – коллективный лжец-очернитель – вся наша русскоговорящая, с колыбели, общность. Разве не все мы, за редким исключением, с каким-то сладострастием, дай только малейший повод, обгаживаем всё родное, вечное и святое? Особенно в задушевных разговорах. И подобострастно, с жаром, поддакиваем иноземцам, когда они политкорректно, подыскивая слова, намекают на исконное свинство русских. Обеляет нас в этом в некоторой степени лишь то, что, разглядев в собеседнике убеждённого русофоба, способны тут же дать отпор, доказывая с тем же жаром обратное. А если тот заморский русофоб вдруг возымеет желание с оружием в руках полезть в наш (как мы поспешили согласиться с ним) “отечественный свинарник”, чтобы его почистить (вернее, обчистить), то, без рассуждений “и сурово брови мы насупим …” , Вот такие мы непреклонные. Как пить дать, накостыляем шею всякому, кто рот не прополаскивает, раскрывая его на Святую Русь, всем этим карлам, жакам, фрицам, прочим немцам. Да так вдохновенно, что, по обычаю своему, не заметим самых опасных русофобов. А они среди нас затесались. Вот хотя бы этот – Митрий-Митричем представляется – с отёкшим лицом интеллигентного пьяницы. Пока его рассматриваем, вспомним два стихотворения. Оба проходили в школе.
    ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ЯКОБЫ ОДНОГО АВТОРА
    1. Родина
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия
    покой,: Ни темной старины Заветные
    преданья: Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Но я люблю – за что, не знаю сам –
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям;
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень;
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой
    нивы. Чету белеющих берез
    С отрадой, многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно;
    И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    2. Прощай, немытая Россия
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ.
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Быть может, Кавказа за стеной
    Сокроюсь от твоих пашей,
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.
    Рукопись первого стихотворения до нас дошла. Рука Лермонтова. Второе появилось в списках в начале 70-х годов XIX, потом в журнале “Русская старина” под его именем через 46 (!) Лет после роковой дуэли. Причём, каноническому “пашей” в той публикации в списках предшествует “вождей” есть вариант “царей”. Не известны ни черновик, ни лермонтовский автограф.
    Первооткрывателем гласно назвался историк П. Бартенёв, известный археограф и библиограф. В частном письме он ссылается на некий “подлинник руки Лермонтова” так никому и не показанный. Никто не видел его. Таинственным образом исчез. Позже, в своём журнале “Русский архив” Бартенёв печатает приписку “Записано со слов поэта современником”. Подлинной записи того безымянного “современника” также до сих пор не нашли. Странные пропажи, согласитесь.
    П.И. Бартенёв.Фото.70-е гг. 19в.
    Теперь посмотрим на оба произведения глазами неискушённого в поэтическом искусстве читателя. Если то и другое сочинение принадлежит одному автору, то какие-то совершенно разные России он описывает. Первую любит. Чувство своё называет “странным”, так как вроде бы, при взгляде со стороны, не могут вызывать “отрады” “печальные деревни” с “избами, покрытыми соломой” не яркая, бедная формами и красками равнинная природа и гибельные “разливы рек” , Но Россия для Лермонтова и для тех, кому он адресует лирическое признание – Родина. А это придаёт “странности” индивидуальный смысл радостного изумления. Будь наш поэт, например, вояжирующим по Империи французом (вроде изначально настроенного на неприязнь Маркиза де Кюстина), он непременно бы отметил на деревенском празднике глумливых, бранящихся крестьян. Но влюблённому в свою бедную, несовершенную родину московскому дворянину слышится не сквернословие, а “говор”; и не мужиков, а покладистых “мужичков”.
    Во втором стихотворении автор (Лермонтов? Другой?) Не “скачет в телеге просёлочным путём” оглядывая окрестности влюблённым взором. Он, что есть мочи, бежит из России, спешит покинуть ту же самую Родину, которую в одноименном стихотворении “любил странною любовью”. Хочет оказаться “за стеной Кавказа” в окружении чужих ландшафтов, среди племён, для которых он враг, ибо завоеватель. Мечтает “сокрыться” то ли от каких-то “вождей”, то ли от “пашей”, хотя империя, которой он служит, Российская, Османская не (и поэт средней руки, навеселе, такой несуразицы не напишет). Он не замечает природы, которая его умиляла с детства, не слышит “говора пьяных мужичков”. Теперь они у него только “послушный голубым мундирам народ” рабы из “страны рабов и господ”. Автор отказывается назвать её Родиной, она … “Немытая Россия”.
    Можно подумать, что стихотворцу, на бегу, было не до подбора определения; вплёл в строчку, что на раздражённый ум пришло, лишь бы в ритм.
    Но Лермонтов не таков. В его подлинниках каждое слово со смыслом. Нет, не мог он изменить гению, коим наградил его Творец. Не посмел бы грязно исковеркать начальную строчку “Прощания с морем”, что написал его кумир, невольник чести “Прощай, свободная стихия!”. Публицист П.Краснов отметил в “Немытой России” “кривоватый слог, убогие сравнения и полное отсутствие глубины, столь характерной для Лермонтова … Анализ показывает полное несоответствие стилю Лермонтова. Так,” голубые мундиры “,” паши “не встречаются у автора” Родины ” нигде более “. “Грубость, топорность строк” увидел в этом стихотворении Г.Клечёнов.
    О РУССКОЙ БАНЬКЕ И ЕВРОПЕЙСКИХ ТАЗИКАХ
    Главное, что сразу бросается в глаза, вызывает недоумение и внутренний протест, так это оскорбление Отечества – с первой строки. Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, нигде, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий. . “К слову сказать – пишет П.Краснов – словосочетание” немытая Россия “если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуацию с ног на голову Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки “.
    Ваш покорный слуга, уважаемый читатель, сподобился после ВОВ, в юном возрасте, побывать в европах, куда занесли нашу семью военные дороги отца. Напоминаю, это была середина ХХ века. В сибирском городке, откуда мы, Сокуровы, родом, едва ли не в каждом дворе была банька (или одна на 2-3 двора). То же – в деревнях. В мадьярской Ньиредьхазе, в галицийском Самборе на первых порах негде было помыться. В отдельных квартирах среднего класса были ванные комнаты, но не сразу стал действовать водопровод. В простонародных кварталах горожане пользовались общими колонками на улицах, плескались на кухне в тазиках. Для селян – речка и колодец, без проблем. Зимой дрова, торф и уголь расходовали только на приготовление пищи и обогрев жилья. Так что вправе было воскликнуть: “Привет, немытая Европа”
    Б.Кустодиев.Русская Венера.1926 г.
    НЕМНОГО СОМНЕНИЙ, ДЛЯ ПРИЛИЧИЯ
    И все-таки, сделаю теоретическое допущение: а вдруг оба стихотворения написал действительно Лермонтов под воздействием паршивого настроения! Точнее, “один из двух” Лермонтовых, разделённых в его физическом теле каким-то событием, что меняет в человеке сознание, приоритеты, взгляды на себя и окружающее. Мы знаем хулиганствующего безбожника и придумавшего себе республиканские взгляды Пушкина первых семи лет после Лицея. И знаем совсем другого Пушкина, остепенившегося, признавшего Бога, сторонника просвещённого самодержавия, кем он оставался до последних дней. Таковым его сделало судьбоносное сельцо Михайловское – “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”. Процесс перерождения, в интенсивной фазе, длился с 1824 по 26 год. Он почти надвое разделил поэтическую жизнь гения в печатный её период: 9 лет до северной ссылки и 10 – после.
    Лермонтов написал “в тысяча восемьсот сорок один Родину году”, незадолго до смерти. “Немытая Россия” могла бы теоретически появиться под его пером, когда он, после отпуска, в том же году возвращался в свой полк на Кавказ. Появись такой дерзкий вызов власти в 1837 году, когда автор стихотворения “Смерть поэта” уже собирался по Высочайшему повелению отправиться на войну с горцами, то такой “залп грязью” в сторону трона стал бы сразу услышан всеми. Выходит, между двумя стихотворениями, Резко противоположными по тональности, считанные месяцы, если не недели, а то и дни. Этого временного отрезка недостаточно для мировоззренческого перерождения человека, тем более байронического склада ума. Этот вывод был бы весом в рассуждениях, если бы мы гадали, писал – не писал “немытую Россию” человек, которому критика и вдумчивые читатели пророчили занять место рано ушедшего Пушкина. Однако гадать нечего. Автор известен. Только уточним: автор фальшивки.
    СОУЧАСТНИК
    Когда заходит разговор о появлении на Свет Божий скандального стихотворения “Прощай, немытая Россия” сначала в списках, потом в печати, неизменно фигурирует библиограф Бартенёв. Других свидетелей нет. Сей человек посвятил всю жизнь отысканию и публикации неизвестных материалов и литературно-биографических документов о русских писателях. Благодарны мы ему и за возрождение интереса к Пушкину, после яростного его развенчивания Писаревым. Но у известного археографа было, как говорится, “рыльце в пушку”. Бывало, ради пущего воздействия на заинтересованную публику, ради увеличения числа подписчиков своего журнала, ради “сенсационных открытий” он шёл на весёлые розыгрыши, которые как-то незаметно и мило переходили в серьёзные подлоги. Притом, он осторожно сотрудничал с Герценом, которого в своё время “разбудили декабристы” и который “звал Русь к топору” на безопасном расстоянии, из Лондона. Для бесцензурной печати требовались “разоблачительные” сочинения признанных поэтов и прозаиков. Если таковых произведений не хватало, их сочиняли “под известные имена” скорые на руку виршеплёты-либералы. Сам Бартенёв писательскими талантами не блистал. Как-то он осилил несколько строк с помощью заимствований у Пушкина, но честно признался в своей поэтической бездарности. К его удаче объявился единомышленник, мастер стихосложения, ставший другом, тот самый, с одутловатым лицом, что представлялся Митрий-Митричем.
    МИСТИФИКАТОР
    Д. Д.Минаев в пореформенной России заслуженно пользовался известностью едкого сатирика, талантливого пародиста и бесовски весёлого мистификатора. Был выпить не дурак, душа компании. Удачно (ну, почти оригиналы!) Пародировал классиков поэзии, от Данте до Пушкина (последнего, на потеху зубоскалам, высмеял пародийным романом “Евгений Онегин наших дней”). Доставалось от него и прозаикам, даже Льву Толстому.
    Д.Д.Минаев.Фото. 60-е гг. 19 в.
    Однажды (дело было в +1873 году), когда издатель “Русского архива” особенно нуждался в свеженьком разоблачительном документе самодержавия, Минаев принёс другу чудесным образом обнаруженное стихотворение, которое начиналось разящими, с запашком немытого народного тела, словами “Прощай, немытая Россия”.
    “Пушкин, что ли?” – Спросил Бартенёв, вспомнив первую строку известного послания “К морю” написанного, когда опальный поэт прощался со “свободной стихией” отправляясь в Михайловское. “Нет, Лермонтов” – ответствовал хмельной, по своему обычаю, Минаев. Прочтя всё восьмистишие, Бартенёв, поразмыслив, согласился. Тот же Минаев, ухмыляясь в бороду, недавно ознакомил его с сатирической поэмой “Демон” в которой были такие строки:
    “Бес мчится. Никаких
    Помех: Не он в ночном эфире видит.
    На голубом мундире ЕГО
    Сверкают звезды рангов всех”.
    Хотя подписи не было, Бартнёв без объяснений понял, кто автор этого другого “Демона”. “Голубой мундир” выдавал сочинителя “Немытой России” с головой, тем более, что, ведал библиограф, Лермонтов никогда и нигде не применял это словосочетание. Однако разоблачать мистификатора не было информатору Герцена никакого резона.
    Увы, на сей раз ошибся Бартенёв. Как писал наш современник В.Хатюшин, пародийная мерзость ряженого под демократа Минаева, звучащая кощунственно и отвратительно, пережила и царизм, и социализм (в том числе развитой “) и уютно чувствует себя в постсоветскую эпоху. И, что невыносимо, она стала частью литературного наследия Лермонтова.
    СОЮЗ МЕРЗАВЦЕВ И НЕВЕЖД
    Актом грамотной идеологической войны назвал П.Краснов введение этой фальшивки в учебники, начиная с советских; её неограниченного тиражирования. По сути, “кричащая русофобия” выраженная в стихах, стала как бы визитной карточкой великого поэта. И все усилия опровергнуть авторство Лермонтова таких авторитетных исследователей, как академик Скатов, например, сводятся на нет невеждами и сознательными мерзавцами. Недавно в одном из “телешоу” публичный писатель Быков вновь смаковал “немытую Россию” цитируя якобы Лермонтова. Ну, с невеждами понятно. А какую цель ставят “сознательные мерзавцы”? Ведь, благодаря авторитету гнусно “подставленного” здесь Лермонтова, каждое новое поколение со школьных лет привыкают видеть Родину “немытой”, то есть в облике мирового бомжа, неопрятной, дурно пахнущей, убогой на фоне чистенького, ухоженного, густо благоухающего французскими духами, но экономящего воду Запада. Кто заинтересован в русофобском штампе, безумно заложенном в подсознание людей, читающих на русском языке? Разумеется, те силы, что ставят целью манипулирование сознанием насельников огромный страны, которая для атлантического мира как кость в горле, как досадное бревно, которая лежит веками на пути их вселенской экспансии.
    Соотечественники, будьте бдительны и разборчивы! ЧИТАЙТЕ подлинного Лермонтова – “Родину”, “Бородино” да практически всё, что им написано. К столетнему юбилею поэта “Вестник литературы” откликнулся такими словами “Лермонтов составляет гордость и славу русской поэзии, которому наравне с другими” богатырями пера “обязаны мы крепостью наших национальных чувств … Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею … “. В.О.Ключевский писал: “… вспомните Родину Лермонтова … Поэзия, согретая личным чувством поэта, становится явлением народной жизни, историческим фактом Ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться народным чувством и дать ему художественное выражение. , как Лермонтов “.

  8. В анализе стиха Лермонтова «Прощай, немытая Россия» школьник может также указать, что закостенелость обыденности русского человека подчеркивается при помощи литературного приема метонимии. Вместо того, чтобы писать «жандармы в голубых мундирах», поэт пишет «мундиры голубые». Этим Лермонтов акцентирует внимание на том, что личность в России – это не существующий конструкт. Она уничтожена, полностью сведена к должности, которую занимает тот или иной человек, являющийся подданным правительства.
    Можно упомянуть и о метафоре, делая анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова. Кратко описать применение данного метода поэтом можно, приведя все тот же пример с «голубыми мундирами». Их поэт сравнивает с восточными пашами – деспотичными правителями.

    Лексика

    Особое место занимает и лексика в стихе Лермонтова «Прощай, немытая Россия». Полностью анализ тех частей речи, из которых состоит стихотворение, должен содержать в себе информацию о лексической материи произведения. Она содержит в себе 32 слова. Из них 12 относятся к существительным, 5 – к прилагательным. В стихотворении есть 1 глагол, 6 местоимений, 2 союза, 4 предлога, а также оно дополнено двумя модальными словами. Лексика создает базу для создания ярких художественных образов, придает произведению особые стилевые эффекты, наделяющие стихотворение той или иной тональностью.

    Эмоциональная экспрессия

    Негативная экспрессия в произведении ярко передает жгучую ненависть к угнетателям, полностью соответствует общему эмоциональному тону стихотворения. Острое волнение передается поэтом при помощи использования предлога «от». С ним связан главный мотив произведения – избавления от гнетущего ига, спасения от бездумного насилия жандармерии. С помощью местоимений поэт подчеркивает те понятия, к которым во гневе обращается лирический герой. Единственный глагол во всем стихотворении – «сокроюсь» – представляет собой связующее звено всего текста. Он показывает образ страдающего рассказчика, который хочет скрыться «за стеной Кавказа».

    Как реагировали на произведение современники поэта?

    Понятно, что стихотворение не было опубликовано при жизни Лермонтова. Не увидело оно свет и после его смерти, однако очень быстро разошлось в рукописном виде. Стихотворение было очень популярным у свободомыслящих представителей молодого поколения, которые мечтали о том, чтобы в корне изменить российскую действительность. Вдохновлял текст большевиков и революционеров – это также можно указать, проводя анализ «Прощай, немытая Россия». Кратко упоминая о его роли в общественной жизни, школьник может рассказать, что в советскую эпоху произведение рассматривалось как приговор царской России. Но в настоящее время понимание стихотворения стало немного мягче. Оно рассматривается в качестве определенного звена мировоззрения Лермонтова на одном из участков его непростого пути.

  9. Стихотворение «Прощай, немытая Россия…» не требует такого полного анализа, как «Тучи». Сообщим, что стихотворение написано почти одновременно с «Тучами» и что в нем тоже выражены чувства поэта-изгнанника в момент отъезда в ссылку. «Голубые мундиры» — жандармская форма, а «паши» здесь (хотя слово это турецкое) тоже жандармы, полицейские чиновники.
    (Сноски, раскрывающие значение этих слов, имеются в хрестоматии.) При жизни поэта стихотворение не публиковалось, но разошлось по России во множестве рукописных списков. Впервые напечатано в русском изданий в конце XIX в. (в 1887 г.). «Почему же его не публиковали более сорока лет с момента создания? » Поставим этот вопрос пока риторически, чтобы в ходе анализа ученики имели возможность его осмыслить.
    Но прежде чем анализировать, прочтем стихотворение. Каким чувством оно проникнуто? Если в «Тучах» прощание с родиной вызвало грусть и печаль, то здесь слышатся гнев, осуждение и боль. Обращаемся к первому вопросу хрестоматии, который заставляет подумать, почему поэт испытывает такие чувства, чем они вызваны.
    «Он сердиться должен, чтоб так сказать…». «Он чувствует гнев, ему обидно, что Россия — такая темная страна», «Лермонтов возмущается покорностью народа». Конечно, «немытая Россия» — образ прежде всего эмоциональный, эпитет здесь не требует зрительных представлений, а выражает гневное чувство, как бы внезапно вспыхнувшее, открытое, прямое. И все последующие строки проникнуты тем же гневом и возмущением. И только ли ими? Пусть стихотворение прочтут вам и учащиеся.
    Тогда они увидят, что сквозь негодование проступает в словах Поэта боль и горечь: и за страну, отданную во власть «голубых мундиров», и за парод, не проснувшийся от рабства, и за себя, вынужденного постоянно опасаться слежки и доносов. Размышления, подводят к ответу на второй: «Почему стихотворение можно назвать смелым вызовом, обличающим самодержавную Россию?» Вызов — в дерзости, с какой поэт выражает свое отношение к правящей России, в откровенности обличения. Никаких намеков, полутонов, иносказаний, осторожности — все высказано прямо. Ту Россию, которую царь и вельможи не разрешали официально именовать иначе, чем «великая, державная, могучая», Лермонтов называет «немытая».
    Он видит в ней страну с обманутым, запуганным полицейской слежкой и вечным рабством народом. Он прямо говорит о неусыпном жандармском сыске, являющемся отличительным свойством именно николаевской империи. Как уже говорилось, стихотворение при жизни Лермонтова не печаталось, а при переписывании его от руки авторский текст иногда искажался (заменялись отдельные слова); автограф же не сохранился.
    В первых изданиях сочинений Лермонтова текст печатался по списку П. И, Бартенева, где четвертая строка читалась так: И ты, послушный им народ… В 1890 г. сам Бартенев опубликовал другую редакцию: И ты, покорный им народ… В последнем, академическом издании Сочинений М. Ю. Лермонтова (1958 г.) эта строка печаталась: И ты, им преданный народ…Этот вариант современные исследователи, например И. Л. Андроников, считают самым правильным, подлинно лермонтовским.
    Причем «преданный» здесь не синоним слов «покорный» и «верный», а означает «отданный во власть». Пусть ребята выскажут свое мнение о том, как меняется смысл строки в связи с изменением эпитета. Какое чувство к народу выражено в том случае, когда он назван «послушный» и когда «им преданный»? Некоторые шестиклассники замечают, что в первом случае негодование, возмущение «немытой Россией» одинаково по отношению и к «господам», и к жандармам, и к народу. В последнем же варианте гнев адресован правящей России, а народу поэт сострадает, думает о нем с болью, потому что он «предан» в руки жандармов и полицейских.
    В заключение обратим внимание на особенности поэтической интонации стихотворения, поучим ребят наблюдать, как звуковая окраска и ритм передают (усиливают, выявляют) поэтическую мысль-чувство. Предложим, прочитав стихотворение, отметить, какой звук кажется им часто повторяющимся, даже преобладающим в первой строке. (Можно прямо назвать, подсказать слова, где это заметно: «прощай», «Россия», «страна рабов», «народ».
    ) Повторяющийся р (звуковая доминанта строфы) придает известную резкость, суровость звучанию. Они усиливаются ритмически: ритм здесь прерывист, первые строки идут с большими внутристрочными паузами: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… Подчеркивающими вескость обвинения. В каждой строфе одна пара рифм-твердая, мужская: господ — народ, пашей — ушей. И это тоже создает некоторую жесткость, решительность ритмического рисунка.
    Все эти особенности проступают отчетливо на фоне мерного, музыкального, неспешного ритма «Туч». Там ритм выявлял грусть, задумчивость, мягкую печаль, он передавал неторопливость внутреннего раздумья, и неожиданный порыв тоски как бы усмирялся мелодией стиха, его гармоническим строем. В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» звучание стиха не смягчает, а усиливает, обостряет прямоту обличения.
    Конечно, сведения о ритме в таком объеме ив такой форме шестиклассники не усвоят. Но почувствовать ритмическое различие стихотворений (одно плавное, другое кажется торопливым; одно мягкое, другое суровое и т. п.) они в состоянии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *