Сочинение на тему пугачев у есенина

9 вариантов

  1. Образ Пугачева использован Пушкиным в романе «Капитанская дочка». В этом произведении он представляет собой по большей части главаря банды разбойников. Этот человек готов убивать всех, кто встает у него на пути. Осознавая обреченность восстания, Пугачев уподобляется загнанному зверю. Однако Пушкин также показывает и его положительные стороны: доброту и великодушие. Предводитель восстания не стал причинять вред Петру, который когда-то помог ему. Это многогранная личность, способная вести за собой других.
    В отличие от исторического романа Пушкина, Есенин выбрал драматическую поэму. Поэт прочувствовал естество восстания и его предводителя, искренне восхищаясь им. В версии Есенина Пугачев вышел значительно привлекательнее. Он наделил героя мечтательностью и романтичностью. Пугачев хоть и самоуверен, но добр. Народ любит его и возлагает на героя надежды.
    Образ этой исторической личности в произведениях обоих поэтов в чем-то похож. Например, они описывают его жестокость с одной стороны и доброту с другой. И Пушкин, и Есенин считают, что Пугачев – неординарный человек с внутренним стержнем, наделенный даром предвидения. Он точно знает, что крестьянский бунт обречен.
    Также этот образ имеет и определенные различия у авторов. Пушкин видел в восстании единичный, ни к чему не ведущий случай, а Есенин понимал, что восстание народное, оно не взялось на пустом месте и не прошло бесследно. Он наделил Пугачева поэтической душой, тогда как Пушкин считал его просто умным, однако не очень-то глубоким человеком.
    Очевидно, что Пугачев был непростой личностью, ведь память о нем дошла и до наших дней, а значит, он оставил значительный след в истории. Точки зрения поэтов и писателей на его счет могут разниться, но истина, как всегда, находится где-то посередине.

  2. Александр Пушкин включил образ революционера в романе «Капитанская дочка». Роман отражает целое историческое столетие. В романе поэт является зрителем действий героев. Сергей Есенин создает драматические поэмы. В своей поэме, Есенин восторгается образом бунтовщика. Пушкин изобразил революционера как главаря банды разбойников, подражающий Григорию Отрепьеву. Григорий был бессердечным авантюристом, убивающим всех подряд. В «Капитанской дочке» Пугачев чувствовал, что восстание не принесет ожидаемых результатов. Пушкин описал героя как добросердечного и великодушного революционера. Его благородство подчеркивается, когда герой помиловал Гринева. Также Пушкин подчеркивает зрелость исторического персонажа, который умеет возглавлять и вести за собой всех революционеров. Пушкин воссоздал образ Пугачева на основе исторических свидетельствований.
    Сергей Есенин сделал образ бунтовщика более положительным. В творении Есенина Пугачев описан как главный герой. Основному персонажу присуще мечтательность и стремление к свободе. Несмотря на лидерство восстания, Пугачев был ранимым и добрым. Он умел прощать и простил всех предателей. Образ героя омрачает его самоуверенность. Есенин показал, что людям того времени был по душе его беспощадный характер. Поэт считал, что герой убивал из-за чувства справедливости.
    Есенин и Пушкин смотрели на исторические события по-разному. Пушкин родился в состоятельной дворянской семье и был частью высшего общества. Бунт Пугачева писатель воспринимал как жестокую и нелепую угрозу и мятеж. А Есенин родился в семье простого крестьянина и принадлежал к низшему сословию. Бунтовщиков и простых крепостных писатель воспринимал как близких по духу людей. И поэтому Есенин знал цели восстания. Разные взгляды писателей повлияли на образ Пугачева. Пушкин подчеркнул его отрицательные стороны. А Есенин описал только положительные качества революционера. Также нужно учесть, что Есенин и Пушкин жили в разную эпоху. Во времена Есенина царская воля переменилась, а в стране было аннулировано крепостное право.

  3. В поэме Сергея Есенина «Пугачев» главный герой предстает перед нами как романтический, трагически лирич­ный образ. Историческое лицо трансформировалось у Есенина в олицетворение русского бунта, как бы его духовная ипостась. Сам поэт называл Пугачева «почти гениальным человеком» . Герой Есенина осознает, что он избран.
    Услышав, что народ ждет пришествия не кого иного, а Петра III, он решает принять его имя, хотя это для него «то же, что в гроб смердящий» .
    Больно, больно мне быть Петром,
    Когда кровь и душа Емельянова.
    Пугачев у Есенина – и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева «за буйство и удаль» . Автор показывает характер своего героя во всей полноте. Поняв, что его предали соратники, Пугачев все равно называет их «дорогими, хорошими» . Это означает прощение. Поэму даже называли «исповедью души Пугачева» . Есенин создал драму одного героя, все остальные персонажи не сопровождают его на протяжении повествования, не выходят за пределы своих глав. В герое Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность.
    В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина картина Пугачевского восстания показана как стихийный крестьянский бунт. Пушкин написал свой исторический роман в форме мемуаров. До Пушкина эта тема считалась запретной, и ее изображение было достаточно однобоко. Материалов по восстанию было мало, и Александр Сергеевич сам ездил в Оренбургскую область и записывал свидетельства очевидцев, изучал архивы. Пушкин в своем трактате «История Пугачевского бунта» наиболее объективно отразил все события. Но «Капитанская дочка» , сохраняя принцип историзма как главный, сплетает судьбы вымышленных героев и реальных исторических лиц. В сюжетную линию повести положены реальные события, и автор на примере своих героев показывает судьбу всего народа.
    Характер Пугачева раскрывается по ходу повествования. Сначала мы видим его то ли беглым каторжником, то ли пропойцей, «мужичком» в пророческом сне Гринева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель. На военном совете у Пугачева Петрушу поражает песня, которую поют обреченные на виселицу люди. Пушкинский герой решителен, суров и великодушен. Он борется не за себя, а за народ, чтобы облегчить его жизнь. Перед Гриневым он не таится, почти прямо говорит, что он самозванец. Пугачев знает, что совершает государственное преступление, но сознательно идет на жертву во имя людей. Это исторически правдивый образ крестьянского вождя.
    Пугачев у Пушкина во многом похож на Пугачева из фольклора, казацких песен и былин. Появление героя во время бурана предвещает бунт. Он безжалостен, но помнит добро, обладает по-царски широкой душой. Основным источником событий прошлого в то время были исторические песни, предания, легенды. В фольклоре Пугачев – царь- избавитель, герой былин, песенный разбойник. Русский народ постоянно складывал легенды о том, что на землю придет истинный царь, настоящий, именно таким и считали Пугачева. Он ассоциируется в фольклоре с «законным царем» Петром Федоровичем, в отличие от Степана Разина. В некоторых преданиях, как заметил исследователь Л. Элиасов, утверждается, что Пугачев был прямым преемником Степана Разина, который лично поручил ему продолжать крестьянское восстание. О Пугачеве народ сложил много легенд. Гора Пугачева, речка Пугачевка, дуб Пугачева на Кленовой горе в Марий Эл, с которого он смотрел, далеко ли до Казани – все это, названное его именем, говорит о нем как о любимце народа.
    Итак, Пугачев в литературе и фольклоре разный, герой отвечает требованиям того времени, в которое написано произведение, он зависит от личности автора. Но Пугачев везде — личность незаурядная, загадочная и по-своему благородная.

  4. Пугачев у Есенина – и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева “за буйство и удаль”. Автор показывает характер своего героя во всей полноте. Поняв, что его предали соратники, Пугачев все равно называет их “дорогими, хорошими”. Это означает прощение. Поэму даже называли “исповедью души Пугачева”. Есенин создал драму одного героя, все остальные персонажи не сопровождают его на протяжении повествования, не выходят за пределы своих глав. В герое Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность.
    В “Капитанской дочке” А. С. Пушкина картина Пугачевского восстания показана как стихийный крестьянский бунт. Пушкин написал свой исторический роман в форме мемуаров. До Пушкина эта тема считалась запретной, и ее изображение было достаточно однобоко. Материалов по восстанию было мало, и Александр Сергеевич сам ездил в Оренбургскую область и записывал свидетельства очевидцев, изучал архивы. Пушкин в своем трактате “История Пугачевского бунта” наиболее объективно отразил все события. Но “Капитанская дочка”, сохраняя принцип историзма как главный, сплетает судьбы вымышленных героев и реальных исторических лиц. В сюжетную линию повести положены реальные события, и автор на примере своих героев показывает судьбу всего народа.
    Рассказчик Петруша Гринев – непосредственный участник событий и свидетель истории. Он лично знаком с Пугачевым и не может не рассказать о нем и его окружении, потому что сам столкнулся с ним настолько близко, что от решения Пугачева порой зависела его жизнь и жизни дорогих ему людей.
    Как дворянин Гринев принимает восстание как бессмысленный бунт, рассказывает о расправах пугачевцев, например, о расправе в Белогорской крепости. Но вместе с этим он говорит о широкой душе Пугачева, благородстве: три раза помиловал его Пугачев, избавил его невесту от надругательства Швабрина. Он живет по пословице “долг платежом красен”.
    Пугачев предстает перед читателем как антипод Гринева. Он и враг ему и друг. Когда Пугачев предлагает Гриневу служить ему, Петр отказывает потому, что уже дал присягу императрице. Он считает, что долг и офицерская честь – превыше всего. Его устами автор говорит: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Пугачев – это разрушение и гибель.
    Характер Пугачева раскрывается по ходу повествования. Сначала мы видим его то ли беглым каторжником, то ли пропойцей, “мужичком” в пророческом сне Гринева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель. На военном совете у Пугачева Петрушу поражает песня, которую поют обреченные на виселицу люди. Пушкинский герой решителен, суров и великодушен. Он борется не за себя, а за народ, чтобы облегчить его жизнь. Перед Гриневым он не таится, почти прямо говорит, что он самозванец. Пугачев знает, что совершает государственное преступление, но сознательно идет на жертву во имя людей. Это исторически правдивый образ крестьянского вождя.
    Пугачев у Пушкина во многом похож на Пугачева из фольклора, казацких песен и былин. Появление героя во время бурана предвещает бунт. Он безжалостен, но помнит добро, обладает по-царски широкой душой. Основным источником событий прошлого в то время были исторические песни, предания, легенды. В фольклоре Пугачев – царь – избавитель, герой былин, песенный разбойник. Русский народ постоянно складывал легенды о том, что на землю придет истинный царь, настоящий, именно таким и считали Пугачева. Он ассоциируется в фольклоре с “законным царем” Петром Федоровичем, в отличие от Степана Разина. В некоторых преданиях, как заметил исследователь Л. Элиасов, утверждается, что Пугачев был прямым преемником Степана Разина, который лично поручил ему продолжать крестьянское восстание. О Пугачеве народ сложил много легенд. Гора Пугачева, речка Пугачевка, дуб Пугачева на Кленовой горе в Марий Эл, с которого он смотрел, далеко ли до Казани – все это, названное его именем, говорит о нем как о любимце народа.
    Итак, Пугачев в литературе и фольклоре разный, герой отвечает требованиям того времени, в которое написано произведение, он зависит от личности автора. Но Пугачев везде – личность незаурядная, загадочная и по-своему благородная.

  5. В поэме “Пугачев”, посвященной знаменитому мятежнику и самозванцу, который организовал массовое восстание против Екатерины II, Есенин обращается к болезненной для него теме конфронтации между властью и людьми.
    Пугачев Есенина – обыкновенный крестьянин, который, видя мучения простых мужиков, собрался с духом и организовал мятеж. Сам он так говорит о причине восстания:
    Поддержку он ищет в простых людях да в силах природы, он не обращается к Богу, понимая, что на него уповать бесполезно, Бог – за сильных и богатых:
    Говоря о людях, Пугачев воспринимает их через образы животных, ему так привычнее: тот – лиса, тот – волк, а тот – медведь.
    Решив взять себе имя убиенного императора, он переступает через свою мужицкую гордость:
    Но думает, что это единственный способ придать мятежу хоть какую-то легитимность, законность. Мятежники, конечно, понимают, что перед ними самозванец, но считают:
    Все переменилось после того, как восставшие потерпели поражение. Понимая, что теперь каждый сам за себя, они предали Пугачева, который до последней минуты не мог с этим смириться:
    **Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!
    Кто сказал вам, что мы уничтожены**
    Он предлагал им отступить, собраться с силами и продолжить борьбу, но мятежники больше не верят ему называя его теперь “смешной Емельян”:
    Поэма заканчивается душераздирающим монологом человека, который не в состоянии поверить, что все кончилось:

  6. 6
    Текст добавил: подсела на жизнь

    Поэма С.А. Есенина «Пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному историческому периоду. В эпоху революционного перелома XX века Есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. Поэтому его так интересует Емельян Пугачев, герой народного восстания.
    В поэме Емельян Пугачев очень любит родину, бескрайние степи:
    Мне нравится степей твоих медь
    И пропахшая солью почва.
    Луна, как желтый медведь,
    В мокрой траве ворочается.
    Наконец-то я здесь, здесь!
    Он искренне озабочен судьбой крестьянства:
    Как живет здесь мудрый наш мужик?
    Герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять. И когда он узнает, что после смерти Петра III Екатерина отдала все богатства края «под надзор дворян», что «стонет Русь от цепких лапищ», он возмущен.
    Неужели в народе нет суровой хватки
    Вытащить из сапогов ножи
    И всадить их в барские лопатки?
    Сторож признается Пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросил камень». Герой не может до срока признаваться в своих замыслах, но автором нарисована объективная необходимость появления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
    В другом отрывке приведен монолог Хлопуши, соратника Пугачева. Хлопуша три дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть Пугачева и присоединиться к нему. Он знает, что Пугачев выдает себя за Петра III, но ему не важно, правда ли это.
    Слава ему! Пусть даже он не Петр,
    Чернь его любит за буйство и удаль.
    Заслуженная Пугачевым любовь народа Хлопуше кажется гораздо более ценным качеством мятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с Пугачевым.
    В последнем отрывке из поэмы войска Пугачева на грани разгрома. Но вождь не верит в свое поражение: «Вы с ума сошли!» – трижды восклицает он. – «Кто сказал вам, что мы уничтожены?» Он знает, что восставшие «в страшной беде», но верит в спасение, в возможный побег по Каспию в Азию. Азия кажется ему землей обетованной, зародившей в русском человеке неукротимую любовь к свободе. Он верит в возможность счастливого исхода и не дает упасть духом своим соратникам.
    Пугачев в поэме Есенина очень выразителен своей речью. Речь его насыщена метафорами, эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. Эта образность речи – особенность авторского восприятия событий и своего героя.

  7. Есенин – очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик, который бесконечно любил Россию, посвящал ей свои лучшие стихи, связывал свою жизнь только с ней.
    Родина у поэта – все то, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Это русская природа, занимающая важное место в его произведениях. Именно с описания природы Есенин начинает поэму “Пугачев”.
    Для Есенина главным было стремление к равенству, братству людей, к отсутствию деления между классами.
    Главная роль в поэме принадлежит Емельяну Пугачеву – предводителю крестьянского восстания, выступавшему от имени Петра III. Главной особенностью поэмы является то, что, кроме Пугачева, в сценах никто не повторяется: в каждой сцене новые лица. Личность Пугачева неординарна, противоречива и трагична. С одной стороны, Пугачев представлен как сильная, уверенная, волевая натура, человек бывалый, а с другой – видно, что он оказался самоуверенным, быть может, именно поэтому и не заметил заговора вокруг себя.
    С самого начала поэмы можно рассмотреть, как проявляется самоуверенность. При разговоре со сторожем он говорит:
    “…я в этом граде гость.
    Дадут приют мне под любою крышей”.
    Устами разных героев Есенин выражает разные мнения о Пугачеве, определяющие черты его характера.
    Например, “чернь его любит за буйство и удаль”, Крямин говорит, что Пугачев “смешной”, “сумасбродный”, “слепой” и “вкрадчивый”. Сам же Пугачев – твердая решительная натура и, если что не так, сразу хватается за пистолет, он до конца не хочет верить в то, что восстание подавлено, хочет вновь собрать народ для нового наступления, верит тем, кто его предал и кто “первым ударился в бегство”, и тем, кто отдал его властям. Его “раздирают” внутренние противоречия. Несмотря на то что он доверяет людям, он с такой же легкостью расправляется с ними и лишает их жизни: “Я заткну твою глотку ножом или выстрелом…” Сколько жестокости и агрессии заключено в этих словах, этим он показывает, что готов на все, даже на убийство. “Как? Измена? Ха ха ха!.. Ну так что ж! Получай же награду свою, собака!” (стреляет). К своим “подчиненным” он относится как к слугам, подстрекая выполнять свои команды: “Эй вы, сотники, слушать команду!” Складывается такое ощущение, что Пугачев обращается не к людям, а к животным. Однако, после того как казаки припирают предводителя к стене (в буквальном смысле), обнажают сабли, из уст Пугачева уже слышны другие речи: Дорогие мои…Хор рошие…
    В конце поэмы мы видим сожаление Пугачева:
    Где ж ты? Где э ты, былая мощь?
    Хочешь встать – и рукою не можешь двинуться!
    Юность, юность! Как майская ночь,
    Отзвенела ты черемухой в степной провинции…
    …Боже мой! Неужели пришла пора?
    Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?
    А казалось… казалось еще вчера…
    Дорогие мои… дорогие… хор рошие…
    Пугачев сожалеет о былой юности, о былой мощи, силе, может, если бы можно было начать жизнь заново, он бы прожил ее по другому. Ведь Пугачев – донской казак, ветеран двух войн – Семилетней и русско турецкой, однако вместо продолжения военной карьеры казак выбрал вольную жизнь, став предводителем крестьянской войны.
    Читая поэму, мы видим события, происходящие поэтапно, видим внутренний мир героя, но нет описания внешности Пугачева.
    Итак, Пугачев – герой одноименной поэмы, выдававший себя за Петра III.
    Характеризуя Пугачева, можно сказать, что у него отсутствовала долговременная цель, но была звериная жестокость; это человек неистового темперамента, сильной воли, раздираемый внутренними противоречиями. Есенин показывает Пугачева с двух сторон: то он вожатый, самозванец, выдающий себя за Петра, то преступник, которого предали свои же люди и отдали власти на растерзание.
    Жизнь его закончилась позорно, его казнили прилюдно – отрубили голову. Так закончилась жизнь известного человека, предводителя народа и ветерана двух войн.

  8. 8
    Текст добавил: Вова из магилева

    Есенин – очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик, который бесконечно любил Россию, посвящал ей свои лучшие стихи, связывал свою жизнь только с ней.
    Родина у поэта – все то, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Это русская природа, занимающая важное место в его произведениях. Именно с описания природы Есенин начинает поэму «Пугачев».
    Для Есенина главным было стремление к равенству, братству людей, к отсутствию деления между классами.
    Главная роль в поэме принадлежит Емельяну Пугачеву – предводителю крестьянского восстания, выступавшему от имени Петра III. Главной особенностью поэмы является то, что, кроме Пугачева, в сценах никто не повторяется: в каждой сцене новые лица. Личность Пугачева неординарна, противоречива и трагична. С одной стороны, Пугачев представлен как сильная, уверенная, волевая натура, человек бывалый, а с другой – видно, что он оказался самоуверенным, быть может, именно поэтому и не заметил заговора вокруг себя.
    С самого начала поэмы можно рассмотреть, как проявляется самоуверенность. При разговоре со сторожем он говорит: «я в этом граде гость. Дадут приют мне под любою крышей».
    Устами разных героев Есенин выражает разные мнения о Пугачеве, определяющие черты его характера.
    Например, «чернь его любит за буйство и удаль», Крямин говорит, что Пугачев «смешной», «сумасбродный», «слепой» и «вкрадчивый». Сам же Пугачев – твердая решительная натура и, если что не так, сразу хватается за пистолет, он до конца не хочет верить в то, что восстание подавлено, хочет вновь собрать народ для нового наступления, верит тем, кто его предал и кто «первым ударился в бегство», и тем, кто отдал его властям. Его «раздирают» внутренние противоречия. Несмотря на то что он доверяет людям, он с такой же легкостью расправляется с ними и лишает их жизни: «Я заткну твою глотку ножом или выстрелом». Сколько жестокости и агрессии заключено в этих словах, этим он показывает, что готов на все, даже на убийство. «Как? Измена? Ха-ха-ха!.. Ну так что ж! Получай же награду свою, собака!» (стреляет). К своим «подчиненным» он относится как к слугам, подстрекая выполнять свои команды: «Эй вы, сотники, слушать команду!» Складывается такое ощущение, что Пугачев обращается не к людям, а к животным. Однако, после того как казаки припирают предводителя к стене (в буквальном смысле), обнажают сабли, из уст Пугачева уже слышны другие речи: Дорогие мои. Хор-рошие.
    В конце поэмы мы видим сожаление Пугачева:
    Где ж ты? Где э ты, былая мощь?
    Хочешь встать – и рукою не можешь двинуться!
    Юность, юность! Как майская ночь,
    Отзвенела ты черемухой в степной провинции.
    Боже мой! Неужели пришла пора?
    Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?
    А казалось, казалось еще вчера.
    Дорогие мои, дорогие, хор-рошие.
    Пугачев сожалеет о былой юности, о былой мощи, силе, может, если бы можно было начать жизнь заново, он бы прожил ее по-другому. Ведь Пугачев – донской казак, ветеран двух войн – Семилетней и русско-турецкой, однако вместо продолжения военной карьеры казак выбрал вольную жизнь, став предводителем крестьянской войны.
    Читая поэму, мы видим события, происходящие поэтапно, видим внутренний мир героя, но нет описания внешности Пугачева.
    Итак, Пугачев – герой одноименной поэмы, выдававший себя за Петра III.
    Характеризуя Пугачева, можно сказать, что у него отсутствовала долговременная цель, но была звериная жестокость; это человек неистового темперамента, сильной воли, раздираемый внутренними противоречиями. Есенин показывает Пугачева с двух сторон: то он вожатый, самозванец, выдающий себя за Петра, то преступник, которого предали свои же люди и отдали власти на растерзание.
    Жизнь его закончилась позорно, его казнили прилюдно – отрубили голову. Так закончилась жизнь известного человека, предводителя народа и ветерана двух войн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *