Сочинение на тему пушкин солнце русской поэзии

9 вариантов

  1. Александр Сергеевич Пушкин – солнце русской поэзии.
    Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли « солнцем русской поэзии».  Прошло больше ста лет , как погиб поэт , а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе , дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин—незаходящее солнце русской поэзии».
    Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством , выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
    У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным  ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. « Подруга дней моих суровых»- называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
    В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов—старинные и грозные песни о горькой народной доле.
    В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено—и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
    Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки!— говорил он.— Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
    Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь,  Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу – белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
    СказкиПушкина не похожи одна на другую. Так, а «Сказке о попе и работнике его Балде» Пушкин изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом на даровщинку. С такой же, только более легкой, усмешкой говорит о жадной и сумасбродной, зазнавшейся старухе в  «Сказке о рыбаке и рыбке».
    Другие сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом Петушке»
    Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
    Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных   стихотворений, поэм, рассказов и повестей.
    Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда снами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
    Выполнила ученица 6 класса Маметьевской ОООШ Альметьевского района, Республики Татарсан

  2. В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не были известны его современникам. Тем не менее объективное значение суждений Пушкина о состоянии русской литературы, ее задачах, об истории русской и зарубежных литератур отличается остротой мысли и верностью оценок.
    Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью борьбы против продажной и реакционной литературы и критики. В 1830 г. он вместе со своим другом Дельвигом принимал самое активное участие в издании «Литературной газеты». В последний год жизни (1836) Пушкин издавал журнал «Современник», к участию в котором он хотел привлечь Белинского. Наметившиеся переговоры не были доведены до конца. В январе 1837 г. Пушкин был убит па дуэли.
    Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет («Литературные прибавления к Русскому инвалиду») была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратной потери, и всякое русское сердце будет растерзано».
    Солнце русской поэзии… И действительно, пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников и для далеких потомков. С поэзией Пушкина навсегда связываются понятия разума, света, весны, молодости, счастья, солнца. Даже в тяжелый для него 1825 г. он восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» («Вакхическая песня»).
    Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным: это право решительно принадлежит ему…
    В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
    Есть что-то знаменательное в том, что Пушкин родился в последний год XVIII в. Он подвел итоги всем достижениям предшествующсго этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в се истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка. С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения. Он проложил дорогу к художественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях Пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым великую общественную роль литературы в политической жизни своего времени. Остро и проницательно писал Пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянстве и судьбах крестьянской революции. Созданные им характеры Онегина и Германца, Самсона Вырина и Пугачева, Татьяны Лариной и Маши Мироновой надолго приковали К себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом число этих традиций входило пушкинское требование высокой простоты и демократичности литературы, ее творческой свободы и эстетического совершенства.
    Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы — и романтические, и реалистические — были новым словом в истории литературы. Пушкин создал уникальный роман в стихах, подобного которому, но существу, нот до сих пор. Он был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализма в истории русского театра. Новую страницу открыл Пушкин и в истории русского фольклоризма. Созданные им «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834) раскрыли повью возможности обогащения литературы. Обращение Пушкина к миру народного творчества находится в прямом соответствии с его глубокими раздумьями о народе, его судьбах, его духовной культуре в последний период жизни.
    Уроки Пушкина — это уроки патриотизма, высокой нравственности и, как говорил Белинский, «лелеющей душу гуманности». В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Патриотизм Пушкина неразрывно связан с чувством интернационализма, с той «всемирной отзывчивостью». которая оказала огромное воздействие на всю последующую русскую литературу и о которой с такой благодарностью вспоминал Достоевский в «Речи о Пушкине».
    Прав был Белинский, сказав, что Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые продолжают постоянно развиваться «в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы пи верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное»

  3. В 1828 году Пушкин знакомится юной Натальей Гончаровой. Он делает ей предложение. Через какое-то время предложение было принято, и Пушкин отправляется в подаренное его отцом имение Болдино. Там появляются на свет его знаменитые произведения «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и многие другие.
    В 1831 году Пушкин венчается с Натальей Гончаровой. Какое-то время молодожены живут в Москве, затем они снимают дачу в Царском селе.
    В 1830-х годах в творчестве Пушкина начинает доминировать проза. В 1836 году Пушкин основывает литературный журнал «Современник», в котором публикуются как его собственные произведения, так и произведения других известных поэтов и писателей (Н. В. Гоголя, А. И. Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского).
    В 1836 году на Пушкина наваливается большое количество житейских проблем, они являются причинами его подавленного состояния. Назойливые ухаживания Дантеса за Натальей Гончаровой не давали Пушкину покоя. Дантес и его приемный отец Геккерн распускают оскорбительные слухи о жене Пушкина. Несколько раз дуэль удается предотвратить. Но некорректное поведение Дантеса продолжалось. Пушкин отсылает отцу Дантеса оскорбительное письмо, ответом на которое может быть только дуэль.
    Дуэль состоялась 27 января на Черной речке. В ходе дуэли Пушкин получил ранение, которое в последствии привело к смерти. Александр Сергеевич Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1937 года.

    Особенности творчества

    Чрезвычайно разнообразно творчество великого русского писателя всех времен А. С. Пушкина. Особенность его творчества состоят в том, что в нем присутствуют практически все литературные формы:
    проза
    поэзия
    драмы
    сказки
    стихотворения
    поэмы
    сонеты
    элегии,
    оды
    послания,
    мадригалы
    эпиграммы,
    роман в стихах
    повесть в стихах
    критические статьи,
    рецензии,
    публицистические исследования
    исторические исследования
    дневники
    письма
    автобиографические заметки

  4. Категория: Пушкин А.С.
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не были известны его современникам. Тем не менее объективное значение суждений Пушкина о состоянии русской литературы, ее задачах, об истории русской и зарубежных литератур отличается остротой мысли и верностью оценок.
    Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью борьбы против продажной и реакционной литературы и критики. В 1830 г. он вместе со своим другом Дельвигом принимал самое активное участие в издании «Литературной газеты». В последний год жизни (1836) Пушкин издавал журнал «Современник», к участию в котором он хотел привлечь Белинского. Наметившиеся переговоры не были доведены до конца. В январе 1837 г. Пушкин был убит па дуэли.
    Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет («Литературные прибавления к Русскому инвалиду») была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратной потери, и всякое русское сердце будет растерзано».
    Солнце русской поэзии… И действительно, пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников и для далеких потомков. С поэзией Пушкина навсегда связываются понятия разума, света, весны, молодости, счастья, солнца. Даже в тяжелый для него 1825 г. он восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» («Вакхическая песня»).
    Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным: это право решительно принадлежит ему…
    В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
    Есть что-то знаменательное в том, что Пушкин родился в последний год XVIII в. Он подвел итоги всем достижениям предшествующсго этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в се истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка. С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения. Он проложил дорогу к художественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях Пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым великую общественную роль литературы в политической жизни своего времени. Остро и проницательно писал Пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянстве и судьбах крестьянской революции. Созданные им характеры Онегина и Германца, Самсона Вырина и Пугачева, Татьяны Лариной и Маши Мироновой надолго приковали К себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом число этих традиций входило пушкинское требование высокой простоты и демократичности литературы, ее творческой свободы и эстетического совершенства.
    Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы — и романтические, и реалистические — были новым словом в истории литературы. Пушкин создал уникальный роман в стихах, подобного которому, но существу, нот до сих пор. Он был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализма в истории русского театра. Новую страницу открыл Пушкин и в истории русского фольклоризма. Созданные им «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834) раскрыли повью возможности обогащения литературы. Обращение Пушкина к миру народного творчества находится в прямом соответствии с его глубокими раздумьями о народе, его судьбах, его духовной культуре в последний период жизни.
    Уроки Пушкина — это уроки патриотизма, высокой нравственности и, как говорил Белинский, «лелеющей душу гуманности». В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Патриотизм Пушкина неразрывно связан с чувством интернационализма, с той «всемирной отзывчивостью». которая оказала огромное воздействие на всю последующую русскую литературу и о которой с такой благодарностью вспоминал Достоевский в «Речи о Пушкине».
    Прав был Белинский, сказав, что Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые продолжают постоянно развиваться «в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы пи верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное»

  5. Разделы:
    Литература
    Цель урока: познакомить учащихся с
    пушкинианой, показать, что творчество Пушкина
    вдохновляло поэтов, музыкантов и художников
    Оборудование:
    выставка книг А.С. Пушкина и о Пушкине,
    картины различных художников с изображением
    поэта,
    диски с записью романсов на стихи А.С. Пушкина,
    музыка к произведениям Пушкина,
    иллюстрации к произведениям поэта.
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживёт и тленье убежит –
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    А.С. Пушкин “Памятник”.
    Ход урока
    1. Вступительное слово учителя.
    Сегодня мы поговорим о том влиянии, какое
    оказало творчество А.С.Пушкина на русскую
    культуру. Поэт дал толчок развитию литературы о
    нем самом, художники и композиторы почитали за
    честь создавать произведения на его сюжеты,
    современники считали долгом оставить свои
    воспоминания. И сейчас существует настоящая
    Пушкиниана, и поэтическая, и музыкальная. На
    нашем уроке мы познакомимся с небольшой частью
    этих произведений. Но вначале поговорим о том,
    когда и как появилось это образное определение
    великого русского поэта- Солнце русской поэзии.

    Ученик
    . Впервые это выражение появилось в
    кратком извещении о смерти поэта, напечатанном 30
    января 1837 г. в №5 “Литературных прибавлений к
    “Русскому инвалиду”: “Солнце русской поэзии
    закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете
    лет, в середине своего великого поприща!.. Более
    говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое
    русское сердце знает всю цену этой невозвратимой
    потери, и всякое русское сердце будет растерзано.
    Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Наша народная
    слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина!
    К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 часа 45
    м. пополудни”.
    Автором этого извещения считался журналист А.А.
    Краевский, редактор “Литературных
    прибавлений”, однако позднее было найдено
    письмо С.Н. Карамзиной к брату, из которого ясно,
    что автором этого извещения был В.Ф. Одоевский.
    Это краткое извещение вызвало гнев министра
    народного просвещения С.С. Уварова. Краевский был
    вызван к председателю цензурного комитета,
    который объявил ему о неудовольствии министра:
    “К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что это за
    выражения! “Солнце поэзии!” Помилуйте, за что
    такая честь?..” Выражение, испугавшее сановников
    николаевской России, прочно вошло в нашу
    речь.\Интересно отметить, что сходное по мысли
    выражение приведено Н.М. Карамзиным в “Истории
    государства Российского” ( т. 4 гл. 2). Когда в 1263г.
    умер Александр Невский, митрополит киевский
    Кирилл, “сведав о кончине великого князя… в
    собрании духовенства воскликнул: “Солнце
    отечества закатилось”. Вот что я узнал из
    словаря Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной “Крылатые
    слова”.

    Ученица.
    Я хочу немного добавить. Я впервые
    услышала это образное выражение в 5классе. Оно
    меня очень удивило: как это человека сравнивают с
    солнцем? Но, став старше, я поняла, насколько это
    верно и точно. Как солнце, поэзия Пушкина сияет
    над нами в своей недостижимости, её тёплые лучи
    согревают нас, всегда помним отдельные строки.
    Зимой, глянув в окно и увидев прекрасное утро,
    обязательно вспомним: “Мороз и солнце! День
    чудесный!” Войдя в осенний лес, непременно
    скажем: “Унылая пора, очей очарованье! Приятна
    мне твоя прощальная краса”. Как и солнце, поэзия
    Пушкина не стареет. И ещё одно я прочитала:
    оказывается, что в одно время с Пушкиным жили и
    создавали свои произведения и другие русские
    поэты. Мне, казалось, что был только Пушкин. Вот я
    и подумала: “Как солнце, днем затмевает звёзды,
    так и талант и гений А.С. Пушкина затмил собой
    всех остальных поэтов, которые получили скромное
    имя: Поэты пушкинской поры.

    2 .Работа по теме урока.
    Учитель.
    Вот какой интересный материал нашли
    и сообщили нам Алёша и Лена. А теперь перейдём к
    следующей части нашего урока. Посмотрите на
    стенды, и вы увидите множество репродукций
    разных художников. Но дадим слово
    искусствоведческой группе и послушаем, что же
    удалось узнать ребятам этой группы.

    Ученица
    . Так как материала оказалось очень
    много, мы решили разделиться на три группы:
    первая – расскажет о портретах Пушкина,
    написанных разными художниками в разное время,
    вторая – о памятниках поэту, установленных в
    разных уголках мира, а третья – об уникальной
    коллекции художественной миниатюры –
    экслибрисе.
    Я начну первой. Для нашей мини-выставки я
    отобрала несколько репродукций с картин русских
    художников. Первая из них “Пушкин на лицейском
    экзамене” И.Е. Репина, написанная в 1911 году. Здесь
    изображен хорошо известный эпизод из жизни юного
    поэта-лицеиста. 8 января 1815 года. На экзамен в
    Лицей приехал старейший и самый прославленный
    поэт того времени Гавриил Романович Державин. Не
    отрываясь, смотрит он курчавого подростка,
    который с высоко поднятой рукой восторженно и
    самозабвенно декламирует сочинённые им на
    торжественный случай стихи.
    Слёзы восторга текут по морщинистым щекам, лицо
    озарено отблеском внезапно вернувшейся
    молодости. Давайте и мы послушаем то, что так
    взволновало Державина (звучит отрывок из
    стихотворения Пушкина “Воспоминания в Царском
    Селе”).
    Картина художника Н.Н. Ге “Пущин в гостях у
    Пушкина в Михайловском” написана в 1893 году.
    Это новый этап в жизни Александра Сергеевича.
    Одиночество опального поэта скрашивает только
    старушка-няня. Неожиданно приезжает лучший друг
    И.И.Пущин. Именно об этой встрече в 1825 году будут
    написаны строки:
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    ………………………………………………..
    ………………Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил.
    Пущин привёз в подарок Пушкину комедию “Горе
    от ума” А.С. Грибоедова. Момент чтения до этого
    вовсе незнакомой поэту комедии и изобразил
    художник Ге. А позднее, в 1828году, в Чите, из рук А.Г.
    Муравьёвой Пущин получит листок бумаги, на
    котором было написано:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней.
    Это стихотворение было для Пущина огромной
    поддержкой, голос Пушкина отозвался в душе
    Пущина глубокой живительной благодарностью.
    Следующая репродукция – это прижизненный
    портрет А.С. Пушкина, написанный в 1827 году В.А.
    Тропининым. Таким представляем мы поэта, потому
    что именно этот портрет чаще других публикуется.
    Взгляд поэта направлен в сторону, глубокая мысль
    скользит по лицу, еще мгновенье… и “пальцы
    просятся к перу, перо к бумаге” – новый
    поэтический шедевр явится миру.
    Обратите внимание на шейный платок. Со времени
    Пушкина он стал признаком романтического стиля в
    одежде и отличительной чертой творческих людей.
    Привлекает наше внимание рука поэта с перстнем
    на пальце. Это подарок графини Е. Воронцовой, с
    ним Пушкин не расставался никогда, считал своим
    талисманом и посвятил замечательное
    стихотворение “Талисман” (звучит стихотворение
    “Талисман”).
    Теперь посмотрим на следующую репродукцию с
    картины Н.П. Ульянова “А.С. Пушкин с женой на
    придворном балу”, написанную в 1936 году. Поэт
    проживает самое лучшее и самое трудное время
    своей жизни: он любит свою красавицу – жену и
    одновременно является объектом интриг и сплетен.
    Художник интересно построил изображение на
    картине: реально присутствуют только два
    человека, но в зеркальном отражении мы видим
    целую группу лиц, стоящих на парадной лестнице.
    Наталья Николаевна прихорашивается перед балом,
    смотрится в зеркало, а мы любуемся дивной
    красотой этой женщины, и на ум приходят строки,
    посвящённые ей:
    Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    Лицо Натальи Николаевны спокойно и безмятежно:
    она в предчувствии веселья и успеха.
    Пушкин изображён в непривычном для нас виде: он
    в мундире. Только так следовало являться на
    придворный бал. Поэт резко оглянулся.
    Пронзительным взглядом он окидывает кого-то из
    своих недоброжелателей. Стоящие на лестнице
    знатные особы бесцеремонно рассматривают чету
    Пушкиных.
    И последняя репродукция. Художник А.А. Наумов
    “Дуэль Пушкина с Дантесом”,1885 год. Данзас и д.
    Аширак подняли с земли раненого поэта. Ямщик
    подаёт сани ближе к месту дуэли, чтобы уложить в
    них Александра Сергеевича. На окровавленном
    снегу валяются жерди разобранного забора,
    который мешал саням, дуэльный пистолет, одежда
    поэта. С укором и ненавистью глядят секунданты
    Пушкина вслед Дантесу. Понимает ли тот, что
    сейчас произошло? Осознаёт ли до конца, на Что он
    поднял руку? Трудно сказать наверняка. Но из
    дальнейшей жизни Дантеса известно, что забыть
    это ему не удастся никогда.
    А для Пушкина время начало отсчитывать
    последние дни и часы жизни, чтобы после этого
    начать отсчёт векам бессмертия.

    Ученик.
    Я расскажу о памятниках А.С. Пушкину, и
    покажу несколько иллюстраций.
    Уже в первые годы после трагической гибели
    поэта передовая общественность России начала
    тернистый путь ходатайств перед властями об
    увековечении средствами монументального
    искусства имени и дел Пушкина. И только в ноябре
    1860 года царь Александр 1 разрешил всенародную
    подписку. Казна же не расщедрилась ни на одну
    копейку. Сановный Петербург не нашёл места для
    памятника Пушкину – лучшие площади были заняты
    венценосными особами.
    Было решено поставить памятник в Москве, на
    родине поэта. После трёх конкурсов победу
    одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного
    и сам бывший крепостной из Ярославской губернии.
    И 6 июня 1880 года народ и видные деятели русской
    словесности собрались на открытие памятника
    Пушкину и прочитали изувеченные цензурой и
    заменённые подлинными пушкинскими словами лишь
    в 1937 году:
    Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастёт народная тропа.
    Бронзовая фигура на Тверском бульваре была
    первой в мире. Посмотрите на иллюстрацию.
    Задумавшийся поэт сделал шаг и, кажется, ещё
    мгновение и он сойдёт с пьедестала. Сейчас это
    любимое место москвичей, где назначаются
    свидания. А в день рождения поэта здесь всегда
    многолюдно, звучат стихи, новое поколение
    постигает Пушкина.
    В советское время фамилия поэта была внесена в
    список лиц, чьё имя должно быть увековечено в
    первую очередь. Первые советские памятники
    выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе
    и существовали совсем недолго. Потребовалось
    немало времени, чтобы их заменили памятники из
    чугуна, мрамора, гранита, бронзы.
    В 1937 году, в год 100 годовщины смерти поэта, в
    нескольких городах и сёлах были отмечены места,
    связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у
    Чёрной речки в Ленинграде на месте дуэли, бюст в
    селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где
    поэт встречался с декабристами.
    В том же году в Армении на перевале, где Пушкин
    встретил крестьянскую повозку с гробом А.С.
    Грибоедова, убитого в Тегеране, был сооружён
    мемориальный родник, увековечивший трагически
    знаменательную встречу двух великих поэтов в 1829
    году. Подобный родник – их с давних пор сооружает
    армянский народ – открыт в 1977 году в Ленинокане.
    На памятнике, установленном в Одессе, скромная
    надпись: “От жителей Одессы”.
    В1937 году был установлен бюст Пушкина в КНР г.
    Шанхае. К сожалению, он был уничтожен в годы
    культурной революции. Есть бюст поэта в Веймаре
    (Германия) – городе Гёте и Шиллера.
    В 1970 году в дар Нью-Йорку был преподнесён бюст
    Пушкина, выполненный украинскими скульпторами
    Ковалёвым и Бородаем. Как живой, стоит поэт на
    одной из площадей столицы Румынии Бухаресте.
    Имеется памятник Пушкину и на воронежской
    земле: в 1947 году жители Россоши водрузили
    гипсовый бюст на высокий постамент на улице
    Карла Либкнехта. А к 200-летию поэта у нас в
    Нововоронеже был установлен памятный знак –
    Ротонда, напоминающая нам, что по нашей земле
    поэт проезжал по пути на юг. Здесь проходила
    дорога к переправе через Дон.
    Проходят годы. Вырастают новые памятники поэту,
    что свидетельствует о неувядающей любви к
    великому к А.С. Пушкину.

    Учитель.
    Спасибо, ребята. Я хочу немного
    добавить. В этом году я была в Одессе и с
    удивление и радостью обнаружила, что в городе
    появился новый памятник Пушкину. Он стоит прямо
    на тротуаре напротив дома, где жил поэт. Кажется,
    что Александр Сергеевич вышел из дому и на
    секунду остановился, раздумывая, в какую сторону
    идти. Посмотрите на фото, которое у меня есть.
    Фигура Пушкина в полный рост, на голове – цилиндр,
    одет в сюртук. Поэта можно взять под руку, что я и
    сделала, и теперь, как и гоголевский Хлестаков,
    могу сказать, что я с Пушкиным на дружеской ноге.
    Теперь послушаем рассказ о выставке
    экслибрисов.

    Ученица.
    Сначала я скажу, что такое экслибрис.
    В Словаре иностранных слов сказано следующее:
    “Книжный знак (художественно исполненный
    ярлычок, виньетка с именем владельца книги или
    символическим рисунком), наклеиваемый на
    внутренней стороне переплёта или обложки”.
    Эта выставка проходила в московском Центре
    образования и называлась “Пушкин в экслибрисе”.
    Составитель выставки – автор книги с таким же
    названием Е.П. Жарницкий.
    Пушкинская тема в экслибрисе сравнительно
    молода. Первый посвящённый поэту книжный знак
    выполнен был в 80-х годах парижским гравёром Е.
    Пески по рисунку И.О. Микишина для библиотеки
    писателя-пушкиниста А.Ю. Онегина. На нём
    изображена Татьяна, выводящая на заиндевелом
    окне инициалы… Онегина, только не “заветный
    вензель Е и. О ”, а инициалы владельца книги. Мы
    взяли несколько экслибрисов из журнала
    “Народное образование” №5, 2004г. сегодня
    показываем вам.
    Вот Арина Родионовна слушает стихи своего
    питомца. За окном темно, горит свеча. Это книжный
    знак Я.И.Бердичевского. Книжный знак библиофила
    В.Я. Бялого изображает Пушкина на прогулке
    Н. Рерберг нарисовал для Нины Вогау Татьяну,
    читающую письмо Онегина. Для книг пушкиниста
    С.С. Гейченко создан экслибрис, где поэт
    задумчиво лежит на траве, любуясь природой
    Псковщины. И последний – посвящён памяти
    талантливой юной художницы Нади Рушевой. Она
    очень любила творчество Пушкина, сделала много
    рисунков пером и тушью. Надя ушла из жизни
    18-летней, но семья сохранила работы дочери.
    Экслибрис семьи Рушевых создан по мотивам её
    рисунков: лицеист Пушкин и Натали. Художнику В.Н.
    Кедрину удалось уловить летящую манеру рисунков
    Нади и повторить её в экслибрисе.
    На выставке было представлено 135 работ.

    3. В следующей части урока мы послушаем
    стихи, посвященные Пушкину.

    Надо сказать, что каждый поэт чувствует себя
    учеником Пушкина и считает нужным написать
    несколько стихотворений о нём, поэтому
    поэтическая пушкиниана очень велика. Самым
    первым было стихотворение М.Ю.Лермонтова
    “Смерть поэта”, ставшее трагическим гимном
    памяти Пушкина.
    (Звучит это стихотворение, а также С.Есенина,
    А.Ахматовой и других поэтов).

    Марк Лисянский.
    Первая любовь.

    В саду лицейском ветер верховодит,
    Кленовый жёлтый лист припал к окну.
    И Катенька Бакунина проходит
    Царевною по Царскому Селу.
    Идёт она легко, неторопливо, –
    И строгий взор, и недоступный вид
    Из окон все глядят на это диво,
    И Саша Пушкин дольше всех глядит.
    Не умолкает гулкий голос крови,
    Не знает Пушкин, что на свете
    Той самой женщины, которой вровень
    Любовь поэта. А ведь он поэт!
    Потом стихи придут, как наважденье,
    И он напишет – “Слёзы” и “Окно”,
    И “Завещанье”, и Наслажденье”, и
    “К ней” и “К живописцу” заодно.
    Красавица. Художница. Вся в тёмном
    На фоне пламенеющей листвы,
    Она прошла, в порыве непокорном,
    Не повернув надменной головы.
    А он к окну приник, стоит, не дышит.
    Пусть ветры след листвою заметут…
    В тот день он в дневнике своём запишет,
    Что был он счастлив целых пять минут.

    Вера Инбер.

    Написано в дни блокады Ленинграда.

    Пушкин жив.

    От бомбы дрогнули в огне
    Стропила мирной комнатушки,
    А человек стоял в окне,
    А человек взывал: “Ко мне!”
    Тут книги у меня. Тут Пушкин!
    Ему кричали: “Выходи!”
    Но книг оставить не хотел он.
    И крепко прижимал к груди
    Он томик полуобгорелый.
    Когда ж произошёл обвал
    И рухнул человек при этом,
    То и тогда он прижимал
    К груди создание поэта.
    В больнице долго он без сил
    Лежал, как мёртвый на подушке,
    И первое, что он спросил,-
    Придя в сознание: “А Пушкин?”
    И голос друга, поспешив,
    Ему ответил: “Пушкин жив!”

    4. Последнюю часть нашего урока мы
    посвятим музыке, произведениям, написанным на
    сюжеты пушкинских произведений.

    Учитель.
    После изучения романа “Евгений
    Онегин” мы были с вами в театре и слушали оперу.
    Вспомним, кто автор музыки и чем содержание
    оперы отличается от содержания романа?

    Ученик.
    Музыка написана Петром Ильичом
    Чайковским. Он не ставил задачу охватить все
    проблемы романа. У оперы есть подзаголовок –
    “лирические сцены”. Это говорит о стремлении
    автора показать, прежде всего, мир чувств героев.
    Центральное место в опере занимают герои, жизнь
    которых основана на любви – Татьяна Ларина и
    Владимир Ленский. В характеристике Ленского нет
    и тени иронии, столь часто звучащей у Пушкина.
    Основа его партии – ариозо “Я люблю Вас, Ольга”
    и большая ария “ Куда, куда вы удалились”.
    Музыка, построенная на протяжённых лирических
    темах, полна такой эмоциональной силы, что порой
    абсолютно меняет восприятие текста. Например,
    стихи “Куда, куда вы удалились”, посвящённые
    Ольге, Пушкин комментирует довольно ядовито
    (“Так он писал темно и вяло”), а в опере они
    звучат очень искренно и проникновенно. Послушаем
    эту арию в исполнении Н.Баскова.
    Ученица. В партии Татьяны психологически
    выразительна каждая фраза. Даже в сцене бала, где
    героиня находится на втором плане, её короткие
    реплики полны тонких музыкальных нюансов.
    Кульминация в развитии образа – сцена письма к
    Онегину. Это большой монолог, основанный на
    сочетании декламации с напевными темами. Музыка
    передаёт душевное смятение Татьяны: решимость
    внезапно сменяется сомнениями, любовь – тоской,
    но форма монолога сохраняет логическую чёткость
    и ясность.
    Образ Онегина менее интересен. Неспособность к
    серьёзному чувству перечёркивает в глазах
    композитора его достоинства. Партия героя
    приятна для слуха, выигрышна для певца, но
    написана так, словно автор нарочито стремился
    заключить её в узкие рамки амплуа героя –
    любовника. Даже в финале оперы (когда Онегин
    полюбил Татьяну) он не имеет самостоятельных тем:
    ариозо из третьего действия и реплики в
    заключительном дуэте – лишь повторение основных
    эпизодов сцены письма. Послушаем ещё один
    фрагмент из оперы.

    Ученик.
    Сюжет повести “Пиковая дама” П.И.
    Чайковский изменил очень серьёзно. Главный
    женский персонаж – Лиза из бедной воспитанницы-
    приживалки превратилась во внучку и наследницу
    старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский
    заставил полюбить Лизу: узнать тайну трёх карт и
    разбогатеть ему нужно, чтобы сделать девушке
    предложение. Однако постепенно жажда богатства
    превращается у Германа в навязчивую идею,
    которая лишает его разума. Действие оперы
    перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины 2.
    Музыка точно воссоздает атмосферу
    екатериненского времени. В сцене бала (2 действие)
    дан изысканный вставной номер – пастораль
    “Искренность пастушки”; дуэт Лизы и её подруги
    Полины тонко имитирует бытовой романс конца XVIII
    века. Но главная задача музыки – раскрыть
    внутренний мир героев.
    Предчувствием трагедии наполнены самые
    светлые по сюжету лирические сцены. Даже лёгкая
    по настроению французская ария графини,
    исполняемая низким женским голосом, звучит
    зловеще. Основной трагический “нерв” оперы –
    партия Германна. Композитор смог психологически
    точно передать состояние ума и души героя – как
    мечта о деньгах незаметно для него самого губит
    чувство к Лизе. Показывая Германна уже почти
    потерявшим рассудок, Чайковский использует
    образы, известные по его поздним симфониям:
    финальная ария “Что наша жизнь? Игра!” построена
    на интонациях торжественного марша, звучащего в
    мажорной тональности. Сейчас прозвучит эта ария.

    Ученик.
    Значительное место в творчестве П.И.
    Чайковского занимают романсы. Романсы
    композитора – это маленькие драматические
    пьесы, и, даже если в тексте нет
    повествовательного сюжета, слушатель чувствует,
    как от начала к концу произведения меняется
    душевное состояние героя. Один романс
    Чайковского по глубине и масштабности
    содержания может быть равен целому вокальному
    циклу европейских романтиков. К сожалению,
    романсов Чайковского на стихи Пушкина у нас нет,
    и мы послушаем произведения других авторов. Это
    романсы Г. Свиридова “Зимняя дорога”,
    “Подъезжая под Ижоры” в исполнении Б. Гмыри.

    Учитель.
    Подводя итог всему услышанному и
    увиденному на уроке, не могу не вспомнить слова
    критика А.А. Григорьева: “…Пушкин – наше всё”.
    Время только увеличивает интерес к творчеству
    поэта, и наш урок подтверждение этому.
    15.02.2008

  6. Знаменитый французский писатель, член Французской академии Проспер Мериме с большим интересом отнесся к творчеству Пушкина, читал все его произведения, сравнивал с Байроном. В 1868 году в очерке, посвященном русскому поэту, он писал: «Пушкину известны все возможности, все удивительное богатство родного языка, но его мысль всегда выражалась в столь простой форме, что, кажется, невозможно выразить ее проще. В самом раннем детстве Александр мало чем отличался от таких же малышей, был в меру ленивым, мало двигался, стеснялся гостей, но иногда неожиданно проявлял характер бесенка, так резвился, что унять его было нельзя. Родители относились к своему чаду без всякого пристрастия: смуглый, черноволосый, к тому же кучерявый, какой-то нерусский. Неужели пошел в прадеда по матери Абрама Ганнибала? Особой любви к нему не было ни со стороны матери, ни со стороны отца. С помощью гувернеров и домашних учителей его учили всему французскому.  Он увлекся чтением французских книг, романов, поэм, философских очерков. Лишь с годами, чуть повзрослев, освоил наконец и русский язык, стал читать по-русски. Но читать-то особенно было нечего.
    Царскосельский лицей. Рисунок XIX в.
    Настоящее образование он получил в Царскосельском лицее под Петербургом, учрежденном императором Александром I исключительно для детей благородного происхождения. Согласно 6-летней программе обучения, дворянских детей готовили в государственные чиновники высших рангов. Позднее Пушкин с благодарностью вспоминал о годах, проведенных в этом учебном заведении, где он приобрел много друзей. Уже в лицее проявились его страстный, независимый гордый характер, его свободолюбивые мечты. На переводном экзамене в 1815 году он прочитал свои стихи «Воспоминания в Царском Селе», которые растрогали Гаврила Державина.
    В 1817 году в чине коллежского секретаря его направили в Коллегию иностранных дел. Но государственная служба мало интересовала поэта, он с головой окунулся в столичную жизнь, посещал театр, стал участником литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *