Сочинение на тему путешествие по мировому океану

5 вариантов

  1. Конкурс «Путешествие по Мировому океану»
    Дорогие ребята, уважаемые педагоги!
    Приветствую вас на празднике, посвященном Дню рождения
    Российского флота!
    Спросил на днях малыш-сосед
    У струйки, льющейся из крана:
    Откуда ты?
    Вода в ответ:
    Издалека, из океана!
    Потом малыш гулял в лесу.
    Росою искрилась поляна.
    Откуда ты? – спросил росу.
    Поверь – и я из океана!
    Ты, газировка, что шипишь?
    И из бурлящего стакана
    Донесся шепот:
    Знай, малыш, и я пришла из океана!
    На поле лег туман седой.
    Малыш спросил и у тумана:
    Откуда ты? Ты кто такой?
    И я, дружок, из океана!
    Удивительно, не так ли?
    В супе, в чае, в каждой капле,
    В звонкой льдинке,
    И в слезинке,
    И в дождинке, и в росинке –
    Нам откликнется всегда
    Океанская вода!
    Ребята, сегодня мы совершим путешествие по Мировому океану. Вода играет большую роль в жизни человека, а точнее без воды ее бы и не было вовсе. Сегодня это будет обзорная экскурсия по всему океану, а в будущем мы будем изучать каждый океан в отдельности.
    На карте мира обозначено 4 океана. Но когда корабль плывет вокруг Земли, пассажирам ни за что не заметить, где кончается один и начинается другой: вода, да вода. А это и есть один огромный Мировой океан. Разделили же его на 4 океана для того, чтобы было удобнее. А то спросят капитана: «Где вы находитесь?». Что ответить капитану? – «В Мировом океане?». Не понятно, а если он укажет адрес поточнее: «Мы в Тихом океане! Подходим к Беренгову морю» – все станет ясно.
    Океанов на свете всего 4, а морей куда больше – 30, но и они, если разобраться, всё тот же Мировой океан, потому что из любого из них можно по водным путям попасть в океан и обратно.
    Мировой океан – это большой труженик! Посудите сами.
    Он что-то вроде большого котла отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без него на Земле наступят жестокие морозы, что погибнет все живое.
    Есть у Мирового океана и другая великая забота – поить Землю. Воду пьет на Земле все живое. Но вода не только всех поит, но и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов.
    Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. И моет всех тоже вода. А еще вода – самая большая и самая удобная в мире дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.
    Начнем мы свое путешествие с самого близкого к нам океана – Северного Ледовитого. Он расположен к нам ближе всех – омывает северные берега нашей Родины. Это самый холодный океан, поэтому постараемся пройти его побыстрей.
    Но прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся. Капитаны, представьте свои экипажи!
    Представление команд –
    Капитаны, получите карты, на которых отмечен наш маршрут!
    Ребята, в таком не простом путешествии большая ответственность ложится на плечи капитанов. Поэтому, прежде чем отправиться в плавание мы должны убедиться, что корабль в надежных руках.
    – Конкурс капитанов. Приложение1 –
    И так, отправляемся в путешествие! А чтобы нам сопутствовала удача, не забудьте выполнять морские заповеди:
    Держи нос по ветру!
    Много не ешь – корабль потонуть может!
    Крепи дружбу морским узлом!
    Северный Ледовитый океан – не только самый маленький, но и неглубокий. Зато по количеству островов он занимает второе место после Тихого океана. Большая его поверхность покрыта льдом, поэтому мало кто рискнет отправиться в путешествие в эту часть Мирового океана, тем более что без специальных судов – ледоколов здесь не обойтись. Мы с вами пойдем прибрежными водами – вдоль берегов. Когда – то северное побережье исследовали экспедиции русских мореплавателей. Им понадобилось 8 лет, чтобы составить карту побережья.
    Но мы с вами долго здесь задерживаться не будем – холодно! Вон у некоторых даже носы покраснели.
    Капитаны, полный вперед! Держим курс во второй по величине океан – Атлантический. Он занимает площадь в 81млн 660 тыс. квадратных километров и собирает воды с самой значительной части суши, соединяет полярные области планеты в виде широчайшего пролива. Чем же знаменит этот океан?
    В Атлантическом океане протекает Великое течение Гольфстрим, которое ощущается даже на глубине 800 м и его скорость – 1,7 м\с.
    В 1912 г. в водах Атлантики затонул пассажирский корабль «Титаник». Это был его первый и последний рейс. Наверно, вы видели знаменитый фильм с одноименным названием и имеете представление о масштабах этой трагедии?
    Здесь находится море, которое не имеет берегов вообще – Саргассово море. Слышали о таком? Так назвали область океана, где почти нет течений, и на поверхности воды покачиваются отдельные скопления, небольшие островки и длинные ленты саргассовых водорослей. Покрытая ими акватория образует обособленный мир, который назвали Саргассовым морем. Всем хорош этот живописный уголок, правда, расположен он в самом центре печально знаменитого «Бермудского треугольника».
    Это аномальная навигационная зона. Здесь бесследно исчез не один корабль и самолет. Поэтому, штурманы, сейчас вам нужно быть очень внимательными, чтобы с вашим кораблем не случилось несчастье.
    Задания штурманам. Приложение 2 –
    Наши корабли держат курс на юг, поэтому справа по борту у нас берега Бразилии. Мы подходим к экватору. Эту часть океана моряки парусных судов воспринимали, как западню. Небо здесь затянуто плотными облаками при почти полном штиле. Что такое «штиль», ребята?
    Жара, духота, обильные дожди царят здесь в течение всего года. Не промокли? Придется немного потерпеть. Путешествие у нас долгое и нам необходимо пополнить запасы пресной воды. В Бразилии течет одна из величайших рек мира – Амазонка. У устья реки вода опреснена настолько, что даже на расстоянии нескольких десятков милей от берега ее можно пить. Поэтому нам даже не нужно заходить в порт.
    – Задание для матросов. Приложение 3 –
    Благополучно мы пересекли экватор. Экипажи все на месте? Никого не потеряли? Отлично! Можно немного расслабиться, потому что южная часть океана овевается легкими ветрами, а в небе над ней лишь изредка виднеются «ватообразные» кучевые облака. Это единственный район океана, где нет циклонов. Поэтому полный вперед! Держим путь на юго-восток, огибаем мыс Доброй Надежды и входим в Индийский океан.
    Этот океан занимает площадь в 73 млн. 444 тыс. 600 квадратных километров. На значительных пространствах Индийского океана температура воды выше 29 градусов! Поэтому Индийский океан называют океаном нагретых вод. Его воды более солоноваты, чем в среднем в Мировом океане. Рекордсменами по солености являются глубоко вдающиеся в сушу части океана – Красное море и Персидский залив.
    Так как этот океан самый теплый, то здесь находятся самые длинные и самые непрерывные на земном шаре цепи коралловых островов – Лаккадивские и Мальдивские. Это потому, что главными строителями этих сооружений являются маленькие морские жители – коралловые полипы, а они обитают только в теплых водах. Полипы добывают из морской воды известь и строят из нее свои домики-скорлупки, которые формируют, соединяясь вместе, похожие на густой кустарник коралловые заросли.
    Еще в проливах Мальдивских островов чрезвычайно много летучих рыб. Не заметили?
    Прибрежная часть океана вокруг Мальдивских островов исключительно богата морскими организмами. А вообще, ребята, в океане обитает более 160 тысяч видов животных и около 10 тысяч видов водорослей. И это число постоянно растет. Мировой океан настолько огромен, что иногда в нем случайно обнаруживают редкие виды животных. Которые считались вымершими еще тысячи лет назад. Поэтому сейчас творческое задание для всей команды: открыть новый вид морского обитателя (рыба, животное, растение) – придумать, нарисовать, дать название. – 5 минут
    – Выполнение творческого задания –
    По древней традиции моряки, терпящие крушение, бросают в воду бутылку. В ней – зов помощи или слова прощания. Однако, такая «Морская почта» используется не только при кораблекрушениях. Жители островов Зондского архипелага в Индийском океане «пересылают» свои письма в запечатанных бутылках. Для этого используются морские течения. Пароходы заходят на острова 1 раз в неделю, а течение может доставить почту с одного острова на другой всего за сутки.
    Ребята, давайте посмотрим, нет ли где поблизости «морской почты».
    Конкурс радистов. Приложение 4 –
    Чтобы попасть в Тихий океан мы пройдем между Австралией и Новой Зеландией. Размеры Тихого океана грандиозны. Он может вместить все материки и острова, которые существуют на земле, или же Атлантический и Индийский Океаны вместе взятые. Южная часть океана представляет собой область спокойствия, слабых ветров и устойчивой атмосферы. Именно за прозрачность воздуха и тишину спутники Магеллана назвали эти водные просторы Тихим морем, а в последствии это название закрепилось и за всем океаном.
    В Тихом океане расположен остров Пасхи, который знаменит тем… – Кто знает чем? – что на нем сохранились гигантские каменные фигуры – остатки исчезнувшей культуры полинезийцев. Чтобы представить себе их величину, достаточно сказать, что размер головы одного истукана от подбородка до шляпы достигает 11 метров, а длина носа равна 4 метрам!
    Так же в Тихом океане находится самое глубокое место мирового океана – Марианская впадина. Ее глубина составляет 11 033 м. Если бы в нее можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, то пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов!
    Ой, что-то от такой глубины, похолодело в желудке. А как у вас, ребята? Проголодались? Уважаемые, коки, пора за работу.
    – Задание для коков. Приложение 5 –
    Путешествие подходит к концу, мы благополучно достигли берегов нашей Родины, не потеряв ни одного экипажа. Входим в прибрежные воды Берингова моря. Поздравляю команды с возвращением! Но, по-моему, за время нашего кругосветного путешествия палубы наших кораблей немного загрязнились и требуют уборки.
    Боцманы, для вас объявляется аврал! Хотя аврал – это работа для всей команды, работать сегодня вы будете одни.
    – Конкурс боцманов. Приложение 6 –
    Ну, вот палуба чистая – можно сходить на берег, но мы не прочь и подкрепиться. Давайте посмотрим, что приготовили для экипажей наши коки.
    Слово для объявления результатов предоставляется нашему жюри.
    – Награждение –
    Спасибо, ребята! До новых встреч! Готовьтесь к следующим путешествиям.
    Приложение 1
    Конкурс капитанов
    Необходимо за 20с ответить на 6 вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл.
    Подводная скала. Риф
    Как называется рыбное «стадо»? Косяк
    Корабельный тормоз. Якорь
    Какими нотами мореходы измеряют свой путь? Ми-ля
    Относится ли рак к семейству рыб? Нет
    Как называется пол на корабле? Палуба
    Какой песок в Томи? Мокрый
    Как зовут морских родственников рака? Краб
    Кто с головой окунется в работу? Водолаз
    Повар на корабле. Кок
    Как называется рыбка – любимая еда всех туристов? Килька
    Кругом вода, а с питьем беда. Что это? Море, океан
    Как называется рыба, которую в праздники ставят на стол под «шубой»? Селедка
    Как называют старого опытного моряка? Морской волк
    Начальник корабля. Капитан
    Каких рыб в море нет? Сухих
    Что такое «клёвое дело»? Рыбалка
    Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. Берега
    Что может получиться, если в раковину моллюска попадет песчинка? Жемчужина
    Как называется наградное оружие морского офицера? Кортик
    Волнение на море. Шторм
    Усатая рыба. Сом
    Флибустьер – это кто? Пират
    Подводная скала. Риф
    Какое пассажирское судно затонуло, столкнувшись с айсбергом, в первом своем рейсе? Титаник
    Рядовой на флоте. Матрос
    Окно на корабле. Иллюминатор
    У родителей и деток вся одежда из монеток. Рыба
    Как называется рыба, которую по праздникам одевают в «шубу»? Селедка
    Какими нотами мореходы измеряют свой путь? Ми-ля
    Высокая башня на берегу моря с сигнальным огнем. Маяк
    Как принести воды в решете? Заморозить
    Суша, со всех сторон окруженная водой. Остров
    Название сказки, где есть слова «Жили-были старик со старухой у самого синего
    моря». Сказка о рыбаке и рыбке
    Задняя часть корабля. Корма
    Усатая рыба. Сом
    Приложение 2
    Конкурс штурманов.
    Реквизит: Секундомер
    Устанавливаются 5-6 кеглей на расстоянии 80-100 см друг от друга. Необходимо с завязанными глазами пройти между ними. Максимальное количество баллов 5. За каждую сбитую кеглю отнимается 0,5-1 балл (на усмотрение жюри конкурса).
    Приложение 3
    Конкурс матросов.
    Реквизит: емкость с водой, ложечки, разовые стаканчики, секундомер, стулья (всё по количеству участников)
    Емкость с водой стоит на небольшом расстоянии от стульев, на которых стоят стаканчики. Кто из участников с помощью ложечки наносит больше воды в свой стаканчик за 1 минуту.
    Приложение 3
    Конкурс радистов.
    Реквизит: Азбука Морзе, зашифрованное задание, бутылка, чистые листочки, карандаши.
    Азбука Морзе
    Задание (по количеству участников)
    Ответ: Полный вперед!
    Приложение 5
    Конкурс коков
    Реквизит: доска разделочная, ножи, овощи, аптечка
    Из предложенных овощей сделать красивую нарезку.
    Приложение 6
    Конкурс боцманов
    Реквизит: урна для мусора, мешочки с мусором (скомканные шарики бумаги) по количеству участников.
    Кто из боцманов сделает больше попаданий в урну.
    Литература
    Мезенцев, В.А. И вечный поиск…[Текст]/ – В.А.Мезенцев. – М.: Детская литература.,1984. – 287с.
    Пивоварова, Г.П. По страницам занимательной географии: Книга для учащихся [Текст]/ Г.П. Пивоварова. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.
    Энциклопедия для детей. Т.3. География. [Текст]/ – М.: Аванта +, 2001. – 226-236С.

  2. ПЛАН
    1. Ресурсы Мирового океана
    2. Проблемы Мирового океана
    3. Охрана морей и океанов
    Литература
    Нашу планету вполне можно было бы назвать Океами так как площадь, занимаемая водой, в 2,5 раза превышает территорию суши. Океанические воды покрывают почти 3/4 поверхности земного шара слоем толщиной около 4000 м, составляя 97 % гидросферы, тогда как воды суши содержат всего лишь 1 %, а в ледниках сковано только 2 %. Мировой океан, являясь совокупностью всех морей и океанов Земли, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность плане­ты. Огромная масса вод океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Из него поступа­ет более половины кислорода, и он же регулирует содержа­ние углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток. На дне Мирового океана происходит накопле­ние и преобразование огромной массы минеральных и орга­нических веществ, поэтому геологические и геохимические процессы, протекающие в океанах и морях, оказывают очень сильное влияние на всю земную кору. Именно Океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около че­тырёх пятых всех живых существ планеты.
    1. РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА
    В наше время, «эпоху глобальных проблем». Мировой океан играет всё большую роль в жизни человечества. Являясь ог­ромной кладовой минеральных, энергетических, раститель­ных и животных богатств, которые — при рациональном их потреблении и искусственном воспроизводстве — могут счи­таться практически неисчерпаемыми. Океан способен решить одни из самых остро стоящих задач: необходимость обеспече­ния быстро растущего населения продуктами питания и сы­рьём для развивающейся промышленности, опасность энер­гетического кризиса, недостаток пресной воды.
    Основной ресурс Мирового океана — морская вода. Она, содержит 75 химических элементов, среди которых такие важные, как уран, калий, бром, магний. И хотя основной продукт морской воды всё ещё поваренная соль — 33 % от мировой добычи, но уже добываются магний и бром, давно запатентованы методы получения целого ряда металлов, среди них и необходимые промышленности медь и серебро, запасы которых неуклонно истощаются, когда как в океан­ских водах их содержится до полмиллиарда тонн. В связи с развитием ядерной энергетики существуют неплохие перс­пективы для добычи урана и дейтерия из вод Мирового оке­ана, тем более что запасы урановых руд на земле уменьша­ются, а в Океане его 10 миллиардов тонн, дейтерий вообще практически неисчерпаем — на каждые 5000 атомов обыч­ного водорода приходится один атом тяжелого. Помимо вы­деления химических элементов морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды. Сейчас имеется в наличии много промышленных ме­тодов опреснения: применяются химические реакции, при которых примеси удаляются из воды; солёную воду пропуска­ют через специальные фильтры; наконец, производится обыч­ное кипячение. Но опреснение не единственная возможность получения пригодной для питья воды. Существуют донные источники, которые всё чаще обнаруживаются на конти­нентальном шельфе, то есть в областях материковой отме­ли, прилегающей к берегам суши и имеющее одинаковое с ней геологическое строение. Один из таких источников, рас­положенный у берегов Франции — в Нормандии, дает такое количество воды, что его называют подземной рекой.
    Минеральные ресурсы Мирового океана представлены не только морской водой, но и тем, что “под водой”. Недра океана, его дно богаты залежами полезных ископаемых. На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения — золото, платина; встречаются и драго­ценные камни — рубины, алмазы, сапфиры, изумруды. На­пример, вблизи Намибии идут подводные разработки алмаз­ного гравия уже с 1962 года. На шельфе и частично матери­ковом склоне Океана расположены большие месторождения фосфоритов, которые можно использовать в качестве удоб­рений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет. Самый же интересный вид минерального сырья Миро­вого океана — это знаменитые железомарганцевые конкреции, которыми покрыты громадные по площади подводные равнины. Конкреции представляют собой своеобразный «кок­тейль» из металлов: туда входят медь, кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца. Места их расположения общеизвестны, но резуль­таты промышленной разработки пока ещё очень скромны. Зато полным ходом идёт разведка и добыча океанской нефти и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи при­ближается к 1/3 мировой добычи этих энергоносителей. В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях. Мексиканский залив к тому же знаменит открытым во время разведки нефти месторождением серы, которая вы­тапливается со дна с помощью перегретой воды. Другой, пока ещё нетронутой кладовой океана являются глубинные рас­щелины, где образуется новое дно. Так, например, горячие (более 60 градусов) и тяжелые рассолы Красноморской впадины содержат огромные запасы серебра, олова, меди, же­леза и других металлов. Всё более и более важное значение принимает добыча материалов на мелководье. Вокруг Япо­нии, к примеру, отсасывают по трубам подводные железосо­держащие пески, страна добывает из морских шахт около 20 % угля — над залежами породы сооружают искусствен­ный остров и бурят ствол, вскрывающий угольные пласты.
    Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане, — движение, температурный режим вод — являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, сум­марная мощность приливной энергии Океана оценивается от 1 до 6 миллиардов кВт.ч. Это свойство приливов и отли­вов использовалось во Франции аж в средние века: в XII веке строились мельницы, колёса которых приводились в движение приливной волной. В наши дни во Франции су­ществуют современные электростанции, использующие тот же принцип работы: вращение турбин при приливе проис­ходит в одну сторону, а при отливе — в другую.
    Главное богатство Мирового океана — это его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и другие). Биомасса Океана насчитывает 150 тыс. видов животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 миллиардов тонн, чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 мил­лиардов человек. Вылавливая ежегодно 85—90 миллионов тонн рыбы, на неё приходится 85 % от используемой морс­кой продукции, моллюсков, водорослей, человечество обес­печивает около 20 % своих потребностей в белках животно­го происхождения. Живой мир Океана — это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимыми при пра­вильном и бережном их использовании. Максимальный вы­лов рыбы не должен превышать 150—180 миллионов тонн в год: превзойти этот предел очень опасно, так как произой­дут невосполнимые потери. Многие сорта рыб, китов, ластоногих вследствие неумеренной охоты почти исчезли из оке­анских вод, и неизвестно, восстановится ли когда-нибудь их поголовье. Но население Земли растёт бурными темпами, всё больше нуждаясь в морской продукции. Существует не­сколько путей поднятия её продуктивности. Первый — изы­мать из океана не только рыбу, но и зоопланктон, часть которого — антарктический криль — уже пошла в пищу. Мож­но без всякого ущерба для Океана вылавливать его в гораз­до больших количествах, чем вся добываемая в настоящее время рыба. Второй путь — использование биологических ресурсов открытого Океана. Биологическая продуктивность Океана особенно велика в области подъёма глубинных вод. Один из таких апвеллингов, расположенный у побережья Перу, даёт 15 % мировой добычи рыбы, хотя площадь его составляет не более двух сотых процента от всей поверхно­сти Мирового океана. Наконец, третьи путь — культурное разведение живых организмов, в основном в прибрежных зонах. Все эти три способа успешно опробованы во многих странах мира, но локально, поэтому продолжается губитель­ный по своим объёмам вылов рыбы.
    Океан, будучи кладовой разнообразнейших ресурсов, так­же является бесплатной и удобной дорогой, которая связы­вает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80 % перевозок между странами, служа развивающемуся мировому производству и обмену.
    Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рас­сеивает и очищает основную часть поступающих в него от­ходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Зем­ли. В течение 3000 лет в результате круговорота воды в при­роде вся вода Мирового океана обновляется.
    2. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ОКЕАНА
    Человек — дитя Природы, вся его жизнь проходит по её законам и правилам, но при этом нельзя не отметить всё увеличивающееся негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. Изменения происхо­дят во всё возрастающих масштабах в результате вырубки лесов, распашки обширных площадей, гидротехнических мероприятий, влияющих на речной сток и режим грунто­вых вод, забора большого количества речных, подземных и озерных вод, и в особенности их загрязнения. Соответствен­но с этим меняется жидкий, газообразный и твёрдый сток в моря и океаны. Морские воды загрязняются в результате захоронения различных отходов, выброса мусора и нечис­тот с кораблей, к сожалению, частых аварий. В Тихий оке­ан ежегодно сбрасывается около 9 млн т отходов, в воды Атлантики — свыше 30 млн. т. Океаны и моря загрязняются такими вредными для них веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы. Газообразные токсичес­кие вещества, как окись углерода, двуокись серы, поступа­ют в морскую воду из атмосферы. По подсчетам Калифор­нийского технологического института, в Мировой океан с дождями ежегодно осаждается 50 тыс. т. свинца, попадаю­щего в воздух с выхлопными газами автомобилей. В горо­дах близ береговой линии в морской воде нередко обнару­живается патогенная микрофлора. Степень загрязненности постоянно растет. Способности воды к самоочищению порой оказывается недостаточной, чтобы справиться с постоянно увеличивающимся количеством сбрасываемых отходов. Под влиянием течений загрязнения перемешиваются и очень быстро распространяются, оказывая вредное воздействие на зоны, богатые животными и растительностью, нанося серь­езный ущерб состоянию морских экосистем. Человечество губит само себя.
    К числу наиболее вредных химических загрязнений от­носятся нефть и нефтепродукты. Ежегодно в океан попадает более 10 млн. т. нефти. Загрязняют поверхность танкеры, утечка сырья при бурении.
    В период между 1973-1984 гг. в США Институтом охра­ны окружающей среды и энергетики отмечено 12000 случа­ев загрязнения вод нефтью. Нанесенный ущерб огромен. На­пример, последствия в связи с гибелью в 1995 г. теплохода “Дота” у Керченского пролива в Азовском море оценивают­ся в 7 млн. долларов.
    Обеспокоенность общественности нефтяным загрязнени­ем обусловлено неуклонным ростом экономических потерт в рыболовстве, туризме и других сферах деятельности. Толь­ко 1 т нефти способна покрыть 12 куб. км поверхности моря. А нефтяная пленка изменяет все физико-химические про­цессы: повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен, рыба уходит или погибает. Меняют­ся гидробиологические условия в океане, оказывается влия­ние на баланс кислорода в атмосфере, а значит непосред­ственно на климат. Уменьшается первичная продукция оке­ана — фитопланктон — своеобразный пищевой фундамент всей его жизни.
    Очень ядовиты растворимые компоненты нефти. Они не­редко становятся причиной гибели рыбы, морских птиц. Если оплодотворенную икру рыбы поместить в аквариум с весьма незначительной концентрацией нефтепродуктов, то большин­ство зародышей погибнут, а многие из уцелевших оказыва­ются уродами. А ведь именно на поверхности, куда и попа­дают эти ядовитые вещества, развивается богатейшее сооб­щество разнообразнейших организмов — нейстон.
    Не меньше чем нефть опасно загрязнение тяжелыми ме­таллами. Французские исследователи установили, что дно Атлантического океана загрязнено попадающим с суши свин­цом на расстоянии 160 км от берега и на глубине до 1610 м. Более высокая концентрация свинца в верхнем слое донных отложений, чем в более глубоких слоях, свидетельствуют о том, что это следствие человеческой деятельности, а не при­родных процессов.
    Владельцы химического комбината “Тиссо” в городке Минамата на острове Кюсю долгие года сбрасывали в океан сточные воды, насыщенные ртутью. Прибрежные воды и рыба оказались отравленными, что привело к гибели местных жителей. Получили тяжелые психопаралитические за­болевания сотни людей.
    Еще одним губителем океана являются пестициды. Их мировое производство достигает 200 тыс. т. в год. Относи­тельная химическая устойчивость, а также характер распро­странения способствовали их поступлению в моря в больших объемах. Постоянное накопление в воде хлорорганических веществ представляет серьезную угрозу для жизни людей.
    Пестициды обнаружены в различных районах Балтийс­кого, Северного, Ирландского морей, в Бискайском заливе, у западного побережья Англии, Исландии, Португалии, Испании. На основании анализа снежного покрова Антарк­тиды было определено, что на поверхности этого, весьма удалённого материка осело около 2300 тонн пестицидов, хотя они там никогда не применялись. ДДТ и гексахлоран обна­ружены в значительных количествах в печени и жире тюле­ней и антарктических пингвинов.
    В моря и океаны через реки, непосредственно с суши, а также с судов и барж попадают жидкие и твердые бытовые отходы. Часть этих загрязнений оседает в прибрежной зоне, а часть под влиянием морских течений и ветра рассеивается в разных направлениях.
    Бытовые отбросы очень опасны, так как являются пере­носчиками болезней человека: брюшного тифа, дизентерии, холеры. Они также содержат значительное количество кислородопоглощающих веществ. Твердые бытовые отбросы являются причиной аварий в судоходстве, опутывая греб­ные винты судов, засоряя трубопроводы систем охлаждения двигателей. Известны случаи гибели крупных морских мле­копитающих из-за механической закупорки легких куска­ми синтетической упаковки. Подсчитано, что в прибрежной зоне Гавайских островов, весьма посещаемых туристами мест, плавает несколько миллионов всякого рода пластмассовых пакетов.
    Захоронение жидких и твердых радиоактивных отходов в море в 59-60-е годы осуществляли многие страны, имею­щие атомный флот. В 1950-1992 гг. Советским Союзом в водах Ледовитого океана затоплены ядерные отходы сум­марной активностью 2,5 млн. кюри — в том числе 15 реакто­ров и экранная сборка атомного ледокола «Ленин», 13 реак­торов аварийных атомных подводных лодок (включая шесть, с не выгруженным ядерным топливом). Великобритания затапливала радиоактивные отходы в Ирландском море, а Франция — в Северном.
    3. ОХРАНА МОРЕЙ И ОКЕАНОВ
    Наиболее серьезной проблемой морей и океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью, последствия кото­рого губительны для всей жизни на Земле. Поэтому в 1954 г. в Лондоне прошла международная конференция, ставивша­яся целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. На ней была приня­та конвенция, определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 г. в Женеве были приняты еще четы­ре документа: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболов­стве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юриди­чески закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошед­шая в 1973 г. в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно приня­той конвенции, каждое судно должно иметь сертификат — свидетельство о том; что корпус, механизмы и прочая осна­стка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт.
    Запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров, все сбро­сы с них должны выкачиваться только на береговые прием­ные пункты. Для очистки и обеззараживания судовых сточ­ных вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы элек­трохимические установки. Институт океанологии РАН раз­работал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию. Он заключается в добавлении к промывной воде нескольких по­верхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволя­ет осуществить на самом судне очистку без сброса загряз­ненной воды или остатков нефти, которую можно впослед­ствии регенерировать для дальнейшего использования. С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти.
    В целях предотвращения утечек нефти совершенствуют­ся конструкции нефтеналивных судов. Многие современные танкеры имеют двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит вторая оболочка.
    Капитаны судов обязаны фиксировать в специальных журналах сведения обо всех грузовых операциях с нефтью и нефтепродуктами, отмечать место и время сдачи или слива с судна загрязненных сточных вод.
    Для систематической очистки акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения. Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико-химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосно­вении с нефтяным пятном полностью его обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться вторично в каче­стве сорбента. Такие препараты очень удобны из-за просто­ты применения и невысокой стоимости, однако их массовое производство пока не налажено. Также существуют сорбирующие средства на основе растительных, минеральных и синтетических веществ. Некоторые из них могут собирать до 90 % разлитой нефти. Главное требование, которое к ним предъявляется, — это непотопляемость.
    После сбора нефти сорбентами или механическими сред­ствами на поверхности воды всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить путем разбрызгивания разлагаю­щих ее химических препаратов. Но при этом эти вещества должны быть биологически безопасны.
    В Японии создана и апробирована уникальная техноло­гия, с помощью которой можно в короткие сроки ликвиди­ровать гигантское пятно. Корпорация “Кансай санге” выпу­стила реактив АSWW, основной компонент которого — спе­циально обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую можно ста­щить простой сетью.
    Оригинальный способ очистки продемонстрирован аме­риканскими учеными в Атлантическом океане. Под нефтя­ную пленку на определенную глубину опускается керами­ческая пластинка. К ней подсоединяется акустическая пластинка. Под действием вибрации нефть сначала скапливает­ся толстым слоем над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Элек­трический ток, подведенный к пластинке, поджигает фон­тан, и нефть полностью сгорает.
    Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен ма­сел американские ученые создали модификацию полипро­пилена, притягивающего жировые частицы. На катере-ка­тамаране между корпусами поместили своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как толь­ко катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к “шторе”. Остается лишь пропустить полимер через валики спе­циального устройства, которое отжимает нефть в приготов­ленную емкость.
    С 1993 г. был запрещен сброс жидких радиоактивных отходов (ЖРО), но число их неуклонно растет. Поэтому в целях защиты окружающей среды в 90-е годы стали разра­батываться проекты очистки ЖРО.
    В 1996 г. представители японских, американских и рос­сийских фирм подписали контракт на создание установки по переработке ЖРО, скопившихся на Дальнем Востоке Рос­сии. На реализацию проекта правительство Японии выде­лило 25,2 млн. долларов.
    Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффек­тивных средств, ликвидирующих загрязнения, о решении проблемы говорить рано. Только внедрением новых методик очисток акваторий невозможно обеспечить чистоту морей и океанов. Центральная задача, которую необходимо решать всем странам сообща, — предотвращение загрязнения.
    Итак последствия, к которым ведёт расточительное, небреж­ное отношение человечества к океану, ужасающи. Уничто­жение планктона, рыб и других обитателей океанских вод — далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загряз­нения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима клима­та и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильней­шие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оце­нить зависимость подобного ущерба от степени загрязнен­ности Мирового океана, однако взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан — мертвая планета, а значит, и все человечество.
    ЛИТЕРАТУРА

  3. 3
    Текст добавил: Богдан_Добрый

    Тимур-Carleone
    Путешествие капельки.
    Высоко в горах, в маленьком родничке родилась капелька. Откуда она взялась, она и сама не знала. Может быть, вместе с другими приплыла с подземного ручейка или упала с неба. Выйдя на поверхность, капелька вместе со своими подружками поплыла по течению. Капельки были веселые, озорные, шумные и казалось, что ручеек говорит. Ручеек, сделав поворот, шумным водопадом упал вниз с горы.. Капельки брызгами разлетелись в разные стороны. Наша капелька упала на листик какого – то растения и решила отдохнуть, ведь дорога нелегкая. Впереди ее ждало много приключений. Но течение подхватило листик и ее быстро понес поток воды. Мимо нее проносились города и села, леса и поля. Но вот вдали послышался какой – то шум и она увидела огромное водное пространство. Это был океан. Набежавшая волна закрутила ее и выбросила на песчаный берег.
    Солнышко пригревало все сильнее , стало очень жарко, капелька стала легкой, превратилась в пар, и ее потянуло вверх. Она поднималась всё выше и выше, пока не почувствовала прохладу. Капельки, которые от жарких лучей солнца тоже поднялись вверх, стали приближаться друг к дружке. Так образовалось облако. Легкий ветерок подхватил облако, и оно тихо поплыло над землей.
    Ветер становился все сильнее. Стало очень холодно, и все капельки превратились в снежинки. Все они были похожи друг на друга, но у каждой был свой наряд. Одна была похожа на звездочку, другая на цветок. Ветер стал слабее и снежинки стали спокойно спускаться на землю. Наша капелька – снежинка приземлилась на высокой горе возле кустарника. Она очень устала и заснула.
    Проснулась она от того, что ей стало жарко, и она почувствовала, что снова превращается в капельку. Ее понесло вниз, где она попала в ручеек, который вытекал из родника. Там она встретила своих подружек и рассказала им о своем путешествии.
    Откуда берется вода
    Вода появляется из ручейка,
    Ручьи по пути собирает вода река,
    Река полноводно бежит на просторе,
    Пока, наконец, не вливается в море.
    Моря пополняют запас океана:
    Сгущается влага над ним как сметана,
    Она поднимается выше… Пока
    Не превращается в облака.
    А облака, пролетая над нами,
    Дождем проливаются, сыплют снегами.
    Снега превратятся весной в ручейки,
    Ручьи побегут до ближайшей реки…
    Воду дают не одни родники,
    тают весною в горах ледники
    Все это и зовут в народе:
    КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
    Автор: Андрей Усачев

  4. Приложение № 4
    Регистрационная анкета участника муниципального этапа
    Международного детского конкурса
    «Сказки Красивого Сердца»
    (индивидуальная работа)
    Номинация  Номинация «Сочинение в жанрах: эссе, очерк,__притча, легенда, фантастический рассказ»________________________________________________________
    Тема: «На круглой планете есть место всем на свете»._______________________________
    Название работы    «Путешествие капельки в «Большом круговороте воды».____________
    Сведения о конкурсанте:
    Фамилия  Юрова  ______________________________________________________________
    Имя (полностью) Виктория______________________________________________________
    Отчество (полностью) Сергеевна_________________________________________________
    Возраст 11 лет_________________________________________________________________
    Школа/Иная организация    МБОУ «Палатовская средняя_общеобразовательная школа___
    Страна         Россия____________________________________________________________
    Регион        Белгородская область_______________________________________________
    Населенный пункт с. Палатово_Красногвардейского района__________________________
    Куратор работы (педагог или родитель)
    Фамилия         Михайлова________________________________________________________
    Имя (полностью)        Светлана____________________________________________________
    Отчество (полностью)        Николаевна____________________________________________
    Телефон        89205751262_______________________________________________________
    Электронный адрес Svetlana16.03.68 19685555sveta__________________________________
    Путешествие капельки в мировом круговороте воды.
    Как хорошо быть маленькой капелькой в глубоком   морской синеве, в голубых озёрах, в речных просторах, в  маленьких ручейках! Кто только не проплывает мимо: рыбы, водоросли,  огромные киты… Но вот постепенно волна уносит меня в большой и безбрежный океан. Какой он огромный! Нет ему ни конца и ни края. Не видно земли и кажется весь мир и вся наша планета Земля – это океан. А какой необыкновенной красоты это пространство, какими оттенками синего играет оно: голубой, бирюзовый, синеватый, тёмно-синий, чуть голубоватый, насыщено голубой… И не поймёшь, глядя вдаль, где заканчивается океан, а где начинается небо, где же их граница – горизонт!
    Солнышко сильно припекает, вода нагревается. Мне жарко! Ночью температура воздуха падает и океан отдаёт тепло. В виде пара я поднимаюсь на небо и из миллионов подобных мне капелек формируются облака. Какой же причудливой формы эти скопления пара над землёй! А какой вид открывается передо мной, испарившейся капелькой воды из огромного пространства воды. Вся наша Земля подо мной. Но всё такое миниатюрное, что даже и не верится, что когда вернёшься на Землю, то всё примет реальные масштабы. Ветер уносит нас за тысячи километров от океана. Мы сопротивляемся. А отдыхаем и набираемся сил, которые нам вскоре понадобятся.
    Глядишь, и я уже над горами! Глядишь, а я уже над равнинами! И вновь подо мной горы. Величественно и недоступно стоят они стеной и непрерывными цепями. Но они ещё не знают, что скоро к ним приземлятся гости – я и мои подружки-капельки, а может и снежинки.  Как красиво и спокойно в бескрайних небесах! Но что это? Неужели пора возвращаться на Землю? А так не хочется, ещё не налюбовалась красотами Земли.  Собираются тучи, бушует непогода, выпадают осадки – дождь со снегом. Неужели и я составляющая этого огромного скопления пара над Землёй? Неужели и я буду стремительно нестись к земле?  Дух захватывает! Я падаю с небес на землю и ложусь чистым белым покрывалом на высокие снежные вершины. Теперь и я часть этого огромного белоснежного пространства.
    Какие величественные горы! Правда, подружки!
    Можно немного передохнуть. Поспать или просто полежать на огромной высоте и не растаять.
    Но вскоре настаёт весна: солнышко припекает всё сильнее и сильнее. Я   нежусь и оттягиваю время таяния снежинки. Я просто радуюсь солнышку и грею свои бока. Но солнышко греет всё сильнее и горячее.  И мы уже не можем удержаться на вершине и с грохотом падаем вниз, растворяясь капельками в чистейшем горном ручейке. Он журчит и веселится вместе с нами. Мы переговариваемся друг с другом, играем и радуемся, что мы опять в стремительном бесконечном пути.  Поток воды несёт меня  и моих подружек капелек в горное озеро. Но и в озере ненадолго задерживаюсь я и мои подруги – капельки.  Полюбовавшись необыкновенными горными пейзажами вокруг и гладью горного озера мы вновь отправляемся в долгий путь. И вот мы уже в полноводной и широкой реке. Мы стремительно несемся вниз. Разговаривая между собой,  в страхе мы рокочем в горной полноводной реке. Не попасть бы в водопад! Не все выдерживают это испытание, можно и не добраться до тихого, спокойного течения равнинной реки. Я набираю побольше воздуха и устремляюсь вперёд. Впереди меня ждёт удача. Величаво и спокойно течёт река на равнине, а я часть этой реки.  Добралась наконец-то. Можно и передохнуть и попеть песенки с подружками-капельками. Ладно и задушевно у нас получается, даже люди нам подпевают, так им нравятся наши песни. На берегу сидят рыболовы с удочками. Привет, рыболовы! Вскоре и они скрываются за горизонтом. Я села на гребень волны и качаюсь, качаюсь, качаюсь…
    Но что это? Кажется я что-то важное проспала!  Где я? Как солоно вокруг! И вновь вокруг меня безбрежная любимая стихия. Я снова в море, в начале бесконечного пути, который называется ”Круговорот воды в природе”.

  5. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ТЕПЛОХОДЕ

    С самого раннего детства я любила смотреть фильмы и передачи о морских путешествиях. Особенно меня привлекали те, в которых пока­зывали увлекательные круизы на теплоходах. Мне все время хотелось оказаться на месте рос­кошных женщин с развевающимися на ветру во­лосами, задумчиво стоящих на палубе и прово­жающих взглядом убегающие волны.
    Возможно, слова мои вызовут улыбку, но ведь это были мои детские мечты, меня манила кра­сота и романтика всего, что связано с морем. И я думала, что мечты так и останутся мечтами — ведь живем мы далеко от океана, а путешествия в дальние страны если и станут когда-нибудь до­ступны мне, то произойдет это очень не скоро. Но судьба решила, видимо, порадовать меня, а заод­но и моих родителей, и предоставила нам уни­кальную возможность совершить морскую про­гулку на теплоходе, хотя это, конечно, и не кру­из на океанском лайнере.
    Дело было на Черном море, где наша семья проводила летний отпуск. Однажды утром в наш номер вошли знакомые моих родителей и пред­ложили отправиться вместе с ними в небольшое путешествие из Ялты к мысу Айя. Нам обещали массу впечатлений и ни с чем не сравнимое удо­вольствие.
    Мы, конечно же, с радостью согласились. Пу­тешествие оказалось организованной, хорошо под­готовленной экскурсией на белоснежном двух­этажном теплоходе.
    Мы выбрали места на верхней, открытой па­лубе, откуда можно было не только любоваться окружающими достопримечательностями, но и ощущать свежесть морских волн, слышать кри­ки чаек над головой, вдыхать аромат морского воздуха. В предвкушении чего-то необыкновен­ного мы ступили на борт. Как только все пасса­жиры заняли свои места, теплоход медленно и величественно отошел от причала. Экскурсовод представился нам и пожелал удачного путеше­ствия. Теплоход плавно покачивался на волнах.
    Но вот корабль стал постепенно набирать ход, зазвучала приятная музыка и мы забыли обо всем, погрузившись в волшебное ощущение «бега по волнам ».
    Солнце ласково улыбалось нам с небес, а наш белый теплоход уверенно рассекал морскую гладь, оставляя за бортом пенящийся след. А впе­реди нас ждало удивительное знакомство с неиз­вестными местами. Мы отплыли уже достаточно далеко от берега, и я восторженно смотрела вдаль — на восхитительную линию Крымских гор. То устремляясь вверх гордыми вершинами, то поло­го спускаясь почти к самому морю, величествен­ная горная гряда тянулась на десятки километ­ров, завораживая взгляд своей красотой. А у са­мого берега скалы вдруг превращались в причуд­ливые образы животных. Вот перед нами гора-кошка, которая, будто мягкий пушистый зверек, спустилась к воде и наблюдает. Даже возникло желание погладить ее. А вот, кажется, опасный хищник — аллигатор поднялся на берег, на вре­мя коварно спрятав свою пугающую пасть в мор­ских водах. Пока он дремлет, но попробуй подой­ти ближе — и неизвестно, что придет на ум этому кровожадному животному. А это что за загадоч­ные зубцы на выступе горы, напоминающие нам очертания хвоста динозавра? Конечно же, это гора-дракон, охраняющая свою территорию от вторжения непрошеных гостей. Замешкайся чуть-чуть, разозли чем-то этого грозного охран­ника — и тебе не избежать его испепеляющего огня.
    А вот с одной из горных вершин словно сбега­ет вниз удивительная река. Удивительна она тем, что «волны» ее состоят из разнообразных камней, на которых, словно солнечные блики, уютно обо­сновались белобрюхие чайки. Благодаря их по­стоянному движению, создается впечатление, что с гор несутся настоящие водные потоки. А вок­руг этой необычной реки величественные седые скалы, нависающие над самой водой, надежно хранящие отпечатки нашей далекой истории. Эти места помнят запах и шум сражений. На му­жественном могучем теле этих скал еще видны шрамы от ядер франко-английской эскадры и разрывов фашистских снарядов. Скалы испещ­рены мелкими круглыми отметинами, оставлен­ными вражескими орудиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *