Сочинение на тему распределение обязанностей в семье

11 вариантов

  1. Конечно, у каждого есть свои обязанности в семье. Например, папа в семье чаще всего зарабатывает деньги, почти всегда тяжелым трудом. Мамы обычно возятся по хозяйству: готовят еду, убирают в доме. Дети имеют простые обязанности: помыть посуду за собой, вытереть пыль с мебели.
    У меня обязанностей не очень много, но я взрослею – и их становится все больше. Утром я должен застелить после себя постель. Если никого нет дома, то надо самому приготовить себе поесть, в основном подогреть что-то готовое. Придя из школы домой, я обедаю, потом вытираю мебель от пыли, подметаю и в случае необходимости мою пол в своей комнате. Затем, если необходимо, иду за покупками: хлебом, молоком, яйцами и т.д. .
    В выходные дни обычно дел становится больше. Во-первых, в субботу приходится ездить на рынок и помогать маме носить сумки. Этого дня мы покупаем продукты на всю неделю, а уже в течение недели докупаем самое необходимое: хлеб, молоко, сметану и т.д. Потом дома помогаю маме после стирки развесить одежду на балконе. Вот такие обязанности есть у меня.
    У детей еще издавна были определенные обязанности, причем больше, чем сейчас, потому что не было техники, и поэтому детям с детства приходилось рубить дрова для печки, носить из колодца воду и т.д. их родители тоже по той же причине были более загружены домашней работой.
    Итак, семейные обязанности существовали издавна, существуют сейчас, их имеет каждый человек, живущий сам или с семьей.

  2. Основа дружной семьи – грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
    Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если они делают все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье? А может быть, все домашние дела должны быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему. В семье МЫ больше обязанностей у того, кто больше может и умеет: он рад это делать. В семье Я+Я большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить…
    При этом неверно думать, что домашние дела – только нагрузка: это еще и предмет гордости, и большие возможности. Тот, кто в семье мало что делает, то обычно и мало на что может влиять. А тот, кто в семью больше вкладывается, тот в семье имеет больше возможностей влиять, имеет больше прав.
    Элементарно: кто ребенком занимается, тот и воспитывает его по-своему, под себя.
    Три основных ориентира при распределении семейных обязанностей, это 1) индивидуальные предпочтения (кто что сам больше хочет), 2) умения и способности (кто что лучше умеет делать, тот тем и занимается и 3) польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни).
    Индивидуальные предпочтения – это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
    При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег, а женщины – ведением домашнего хозяйства. Определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениям. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта. Если у вас это так, то у вас все сложилось. Если вас в таком распределении ролей что-то не устраивает, вы можете договориться о другом распределении дел и ответственности.
    Как все эти вопросы начать обсуждать? Возьмите вопросник семейного договора, это будет вам огромная помощь. В вопроснике будут вопросы не только по распределению семейных обязанностей, но и о том, как лучше строить отношения, как решать разные трудные и спорные вопросы – и как нам жить еще дружнее.
    И еще: может быть, мы в семейных обязанностях сможем разглядеть не только обязанности, но и приятности, а также вспомнить, для кого вы их выполняете? Во-первых, для себя. Вы подметаете пол, чтобы вашим ногам было комфортно. Вы зарабатываете деньги, чтобы тратить их на реализацию собственных желаний. Во-вторых, вас никто не брал в рабство, на вас никто дуло ружья не наставляет и не заставляет делать что-то на благо врагов. Вы выполняете свои обязанности для любимых, близких и дорогих людей, с которыми живете. Ведь любые домашние заботы ? это тоже проявление любви, но не на «высоком», а на простом, бытовом уровне.
    Если вы напоминаете муже (или жене) о каких-либо семейных делах, лучше делать это с фоном поддержки. Как? Это просто! Например, если на вашем партнере лежит обязанность пылесосить, то вы можете на само «орудие труда» ? пылесос ? положить бумажку со словами: «Я тебя люблю! Спасибо за чистоту, которая скоро будет в нашем доме!». Восхищайтесь и создавайте позитивное настроение, еще до того, как вы или ваш партнер начали что-то делать. Ведь какие-либо обязанности становятся нелюбимыми, когда мы представляем их как долгий и нудный процесс. Сравните тех, кто не любит мыть посуду и любит. Первые, когда думают об этом занятии, видят гору грязных тарелок, с которой им предстоит справляться. Вторые, только подходя к раковине, представляют, как все эти тарелки чистые и красивые стоят на полочке. Вся суть в привлекательной и мотивирующей картинке, формируйте ее и себе, и партнеру.
    Ну, и всегда хорошо поощрять себя за маленькие и большие домашние подвиги. Чаще всего мы ждем похвалу и приятные отзывы от своего партнера. Да, действительно важно, чтобы «вторая половинка» замечала наши старания. Но нужно и самих себя радовать. Не ждать позитива от окружающих, а самим создавать праздник и приглашать на него других. А что мы делаем на праздники? Дарим открытки, приятные слова и вкусности друг другу. Вот и отмечайте даже маленькие свершения! Например, «у нас сегодня торт, потому что я прибрала квартиру!». Или напишите список поводов для праздника ? будничных вещей, которые вы должны делать. И отмечайте и галочкой, и приятными призами каждое из них. Кому-то этот способ покажется слишком простым и игровым, несерьезным, но, может быть, именно в семье важнее быть счастливым, чем очень серьезным?
    А если за распределение домашних дел и обязанностей берется мужчина, то для него самое удобное – составить матрицу ответственности, где будет список всех домашних обязанностей – и указано, кто за в этих делах участвует (стоит буковка У) и кто за это отвечает (стоит буква О). Как выглядит такая матрица, можете посмотреть, а если захотите по образцу составить свое – скачайте ее и отредактируйте под свои задачи. Успехов вам!

  3.  Булыга Аня
    Моя семья состоит из четырёх человек: мама, папа, брат и я. У каждого есть свои обязанности по дому, которые он должен выполнять. У меня тоже они есть.
    В мои обязанности входит хорошо учиться, выполнять домашние задания. Я должна помогать маме мыть посуду, следить за чистотой в своей комнате, играть с младшим братом

    Москвичева Настя
    Мне нравится помогать маме по дому. Каждую субботу мы делаем генеральную уборку. Я убираю в своей комнате, поливаю цветы.Но больше всего мне нравится накрывать на стол. Ещё у меня есть любимые питомцы: кот Тишка и попугай Кеша. Утром и вечером я чищу попугаю клетку и убираю за котом.

    Яковлева Алёна
    Мои обязанности по дому пока небольшие: следить за порядком в своей комнате, пылесосить второй этаж, вытирать пыль и ухаживать за цветами

    Перегудова Оля
    Мои обязанности по дому заключаются в том, что я поливаю цветы, мою посуду, хожу в магазин и, конечно же, помогаю маме на кухне
    Ширенкова Анжела
    Мои обязанности: стирать свои мелкие вещи: носочки, маечки; гладить то, что мне под силу. Я привыкла к этому и часто стараюсь помочь маме выгладить вещи, которые она мне может доверить. Ещё за мной закреплены цветы на подоконнике. Я поливаю их раз в три- четыре дня, обрываю засохшие листочки

    Яловенко Дима
    Мой папа уходит на работу рано, а приходит, когда я уже сплю. Мама работает в школе учителем. Я старший ребёнок в семье, поэтому- главный помощник. У меня есть определённые обязанности по дому.. Каждое утро я хожу за хлебом. выношу мусор. Перед школой кормлю кур, поливаю, когда это необходимо, огород. Когда моя сестра подрастёт, то часть моих обязанностей мама поручит ей, а у меня найдутся другие. Я очень люблю своих родных, поэтому стараюсь помочь им во всём.

     Медведев Максим
    В мои обязанности входит: делать зарядку, умываться, чистить зубы, выносить мусор, ходить в магазин, гулять с собакой, заниматься спортом. А ещё я очень люблю лепить пельмени
    Дёмшин Олег
    У меня есть постоянные обязанности. Я покупаю хлеб, вытираю пыль, выношу мусор, мою обувь
    Зуб Полина
    У нас в семье у каждого есть свои обязанности: мама готовит кушать, папа ухаживает за аквариумными рыбками и выносит мусор, а я ухаживаю за цветами и попугаем Кешей
    Козуб Даша
    Я помогаю маме готовить разные блюда: лепить вареники, делать салаты. А ещё я вытираю пыль с мебели и помогаю моей бабушке

    Новикова Маша
    У мам и девочек есть домашние обязанности. Они включают в себя уборку, стирку и многое другое. Я стараюсь маме помочь в этом. Я часто убираю во всём доме: вытираю пыль, мою пол. Иногда помогаю готовить. А ещё я бабушкина помощница! Убираю у неё во дворе и ухаживаю за домашними животными

    Добржанский Андрей
    По дому у меня много обязанностей. Каждый день я убираю постель, чищу зубы и делаю лечебную гимнастику. Я ухаживаю за аквариумными рыбками, кормлю их. Также я мою посуду и выношу мусор. Иногда хожу в магазин, покупаю хлеб и другие продукты

    Журов Тимур
    Я дома убираю, хожу в магазин и выполняю все мамины поручения

    Долуд Витя
    Уборка дома- ответственное дело. Навожу порядок в комнате, мою полы на кухне. Чистая посуда- тоже моя работа.
    Интересная и увлекательная обязанность- делать уроки.
    В мои обязанности также входит отводить сестру на разные кружки. Летом- поработать в огороде. А по вечерам мне нравится кормить нашу кошку  Шкоду и собаку Дружка

    Соляр Илья
    Моих обязанностей не так уж много. В будни я должен убрать в своей комнате, сделать уроки и помыть посуду. В субботу должен сделать уроки на понедельник, пропылесосить все комнаты, протереть окна и помыть посуду

    Барабаш Боря
    Мои обязанности:
    1. Наводить порядок в своей комнате
    2. Мыть обувь
    3. Помогать делать покупки
    4. Выносить мусор
    5. Выполнять все мамины поручения

    Конюхов Дима
    Мне нравится помогать моим родителям по дому. Каждую субботу я убираю в своей комнате. Я беру пылесос и чищу ковры, вытираю пыль с мебели. застилаю диван. Дважды в неделю поливаю цветы. Мне очень нравятся цветы. А ещё я выношу мусор и хожу в магазин за продуктами

    Скрипка Дима
    У меня есть личные домашние дела. Я готовлю себе завтрак, мою посуду, изредка глажу школьную форму, хожу в магазин за покупками. Иногда вытираю пыль, мою полы, поливаю цветы. Но самое приятное. мне кажется, наряжать ёлку. В этом году я сделал это самостоятельно. Сначала повесил гирлянду, потом прицепил игрушки и украсил дождиком. Получилось красиво!

    Лященко Саша
    Мои обязанности по дому – помогать маме и папе: убирать в квартире, вытирать пыль, пылесосить, выносить мусор. Также в мои обязанности входит выгуливание, купание и кормление собаки Санты.
    А главная моя обязанность- делать уроки, заниматься музыкой, и, конечно же, слушать старших. Кстати, я их очень люблю!

    Мушинская Настя
    В мои обязанности входит мыть посуду, ходить за покупками, выгуливать собаку, мыть полы и подметать

    Ким Настя
    Мы с сестрой стараемся помочь маме. Ведь на её плечах – забота о всей семье. Поэтому мы часть обязанностей взяли на себя.
    Если соблюдать постоянно порядок, уборка пройдёт легче и быстрее. Мои обязанности: стирать свои мелкие вещи и гладить. По очереди мы с сестрой моем посуду. Ещё за мной закреплены цветы на подоконнике и уборка за кошкой.
    А в выходные дни мы устраиваем генеральную уборку всей квартиры. Тут у каждого свои обязанности. Я вытираю пыль, навожу порядок в своём шкафу и на книжных полках. Ещё мне нравится помогать маме. когда она готовит
    Безверхая Влада
    У меня есть свои обязанности по дому. Ежедневно я хожу в магазин за хлебом. Помогаю маме присматривать за маленьким братиком Колей. Также в мои обязанности входит уход за рыбками. Помогая по дому, я приношу пользу своей семье
    Истратова Лида
    В нашей семье у каждого свои обязанности, а в мои обязанности входит: ухаживать за цветами, убирать в своей комнате
    Гусарев Марк
    Мои обязанности:
    1. Ухаживать за кошкой
    2. Поливать цветы
    3. Мыть посуду
    Костылева Яна
    Родители считают, что я – равноправный член семьи, поэтому у меня, как у взрослых, есть обязанности по дому. Самая главная из них- это ежедневные прогулки с Мармеладкой, нашей кошкой. Мне нравится с ней ходить на улицу, бегать и играть.
    Кроме этого, у меня есть ещё мелкие заботы. Во- первых, выносить мусор. Во-вторых, поливать цветы, в- третьих, ходить в магазин за хлебом.
    Многие мои друзья считают, что родители перегружают их обязанностями, не оставляя времени для игр. Но я уверена, что они преувеличивают

  4. Автор статьи
    Ольга Никитина
    Время на чтение: 4 минуты
    АА
    Обязанности в семье – тема, которая является источником конфликтов для большинства семейных пар. Кто должен заниматься мытьем посуды, а кто уборкой? Кто должен материально обеспечивать семью, а кто нянчить детей? Как правильно распределить обязанности в семье и при этом сохранить семейное счастье?
    Именно об этом мы сегодня расскажем вам.
    Читайте также: Кто является главой семейства — муж или жена?

    Как должно происходить распределение обязанностей в семье

    Домашний быт – это вещь серьезная, и если вы не хотите стать у него заложником, нужно разработать к нему правильный подход. Чтобы ваш супруг не смотрел на вас удивленными глазами, когда вы просите его пропылесосить в доме или вымыть посуду, необходимо сразу правильно распределить домашние обязанности.
    Начать необходимо с полного понимания, какие обязанности подразумеваются под совместным бытом. Это, конечно же, в первую очередь — уборка, приготовление пищи, стирка, мелкие ремонтные работы. Многие считают, что в обязанности мужа в семье входит только мужская работа с физическим приложением сил (забивать гвозди, делать ремонт, переносить тяжести), а в обязанности жены входит работа, которую принято считать женской ещё со времен домостроя (готовка, уборка, шитье и т.д.).
    Читайте также: Что делать, если муж лежит на диване и не думает помогать?
    Но все же не стоит забывать, что каждый человек всё-таки имеет свое собственное понятие о женской и мужской работе. Поэтому довольно часто относительно данного вопроса в семье возникают недоразумения, трения и даже конфликты.
    Как правильно распределить обязанности между супругами?
    На самом деле, это не так сложно.
    Приготовление пищи – самая трудоемкая и ответственная обязанность. Ведь готовить нужно часто, и желательно, чтобы еда была вкусной. Если оба супруга умеют готовить и любят этим заниматься, то лучше всего данную обязанность распределить поровну. К сожалению, данный вариант далеко не всем подходит, поскольку кто-то из супругов может работать дольше другого. Тогда можно найти другой выход, например, в рабочие дни готовит тот, кто приходит первым, а на выходных – другой из супругов.
    Уборка – немаловажная составляющая домашних обязанностей. Давайте сразу обозначим, что подразумевается под словом уборка: вытереть пыль, собрать вещи, пропылесосить, вымыть пол, вынести мусор. Лучше всего данные обязанности между супругами распределять поровну. Например, муж может пропылесосить и вынести мусор, а жена – протереть пыль и сделать влажную уборку, или наоборот. Если в семье уже есть дети, их также следует привлекать к домашней работе. Так они также будут привыкать к определенной ответственности. Однако во время распределения обязанностей необходимо учитывать и возможности каждого из членов семьи.
    Мытье посуды – также довольно важный этап в семейных отношениях. Здесь все довольно просто, посуду можно мыть либо в порядке очереди, либо придерживаясь правила «Поел – помыл после себя посуду».
    Одним словом, чтобы ваша семья жила счастливо, выполнением домашних обязанностей нужно заниматься вместе.
    Читайте также: Типы современных семей в России — какая из них Ваша?

    А что Вы думаете о распределении обязанностей по дому между мужем и женой?

    Автор статьи
    Ольга Никитина
    Домохозяйка с 25 летним стажем, любит готовить и наводить в доме уют.
    Поделитесь с друзьями и оцените статью:
    (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
    Загрузка…
    Присоединяйтесь к нам на канале
    Яндекс.Дзен.

  5. Конечно, у каждого есть свои обязанности в семье. Например, папа в семье чаще зарабатывает деньги, почти всегда тяжелым трудом. Мамы обычно хозяйничают по хозяйству: готовят еду, убирают в доме. Дети имеют простые обязанности: помыть посуду за собой, вытереть пыль с мебели.
    У меня обязанностей не очень много, но я взрослею — и их становится все больше. Утром я должен застелить после себя кровать. Если никого нет дома, то нужно самому приготовить себе поесть, в основном подогреть то готовое. Придя из школы домой, я обедаю, потом вытираю мебель от пыли, подметаю и в случае необходимости мою пол в своей комнате. Затем, если необходимо, иду за покупками: хлебом, молоком, яйцами и т.д. .
    В выходные дни обычно дел становится больше. Во-первых, в субботу приходится ездить на рынок и помогать маме носить сумки. В этот день мы покупаем продукты на всю неделю, а уже на протяжении недели докупив самое необходимое: хлеб, молоко, сметану и т.д. Потом дома помогаю маме после стирки развесить одежду на балконе. Вот такие обязанности есть у меня.
    У детей еще издавна были определенные обязанности, причем больше, чем сейчас, потому что не было техники, и поэтому детям сызмальства приходилось рубить дрова для печки, носить из колодца воду и т.д. их родители тоже по той же причине были более загружены домашней работой.
    Итак, семейные обязанности существовали издавна, существуют сейчас, их имеет каждый человек, живущий сам или с семьей.

  6. Для того, чтобы распределить домашние обязанности, сначала необходимо собраться всей семьёй на совет. Созывать такое собрание специально вовсе не обязательно, можно просто поднять вопрос во время ужина.
    Поскольку вопрос распределения дел между всеми домочадцами больше всего волнует мать семейства, именно ей и следует заняться организацией его решения. Сделать это проще и правильнее помогут следующие советы сайта sympaty.net:
    Необходимо составить список всех дел, с которыми без особого труда справится любой взрослый член семьи. К таковым, например, относятся стирка с использованием стиральной машины, сушка белья, выгуливание собаки, мытьё посуды, вынос мусора, очистка напольных ковров пылесосом, покупка продуктов в магазине. Эти дела могут быть поручены детям старшего школьного возраста.
    Следует подчеркнуть в этом списке те дела, из-за которых чаще всего возникают споры. Как правило, ни один из членов семьи не хочет мыть посуду, полы, выносить мусор. Решить вопрос о том, как распределить обязанности по дому, вызывающие больше всего проблем, можно с помощью графиков дежурств. Тогда неприятную работу все будут делать по очереди.
    При подготовке к домашнему собранию женщине также следует написать список обязанностей, которые она безоговорочно возьмёт на себя. Это должны быть такие дела, которые требуют определённых умений и опыта, например, готовка, штопка прохудившихся вещей, проверка у детей домашних заданий по определённым предметам, ручная стирка деликатных вещей, уход за комнатными растениями и т. д.

    Как распределить обязанности по дому, если есть маленький ребенок

    Когда в семье появляется малыш, практически всё своё время женщина посвящает ему. Это значительно усложняет ведение домашнего хозяйства, которому молодая мама иногда вообще не может уделить и минуты. К такому авральному режиму супружеская пара должна быть готова ещё до появления младенца.
    Супруга должна разъяснить молодому отцу, что на его плечи в этот непростой период будет возложена масса дел.
    Вопрос о том, как распределить обязанности в семье в данном случае, правильно начинать рассматривать со списка дел, которые можно доверить и поручить новоиспечённому папе с учётом того, что дома он бывает только по вечерам и в выходные дни.
    Любой папа вполне может справиться с такой простой обязанностью, как прогулка с коляской на свежем воздухе. Взяв на себя задачу ежедневно гулять с малышом по вечерам, папа убьёт сразу двух зайцев: позволит маме спокойно сделать что-то по дому и сам немного отдохнёт.
    Вполне ощутимую помощь своей супруге, постоянно занятой малышом, мужчина окажет, если будет покупать в магазине все необходимые продукты по списку.
    Довольно приятной обязанностью мужчины в семье является купание ребёнка. Малышей после года папа вполне сможет купать без маминой помощи.
    Если мужчина хорошо умеет готовить, пусть делает это хотя бы время от времени.
    Некоторые папы просто мастерски переодевают малышей, укладывают их спать, играют с ними. Выполняя все эти приятные обязанности каждый день, мужчина здорово помогает супруге, которая в это время может заняться глажкой, приготовлением ужина или мытьём посуды.
    Поскольку права и обязанности всех членов семьи должны быть равными, то маме-домохозяйке время от времени необходимо устраивать выходной от всех домашних дел. В такой выходной день она может пойти на встречу с подругами, в массажный кабинет, в парикмахерскую и т. д. Пока её не будет дома, за крохой присмотрит муж.

    Распределение обязанностей в семье: принципиальные моменты

    Вообще, конечно, то, как все домашние дела будут разделены между домочадцами, в каждой семье решается индивидуально. Предусмотреть все нюансы взаимоотношений членов семьи между собой невозможно. Но всё же некоторые принципы останутся неизменными во всех случаях.
    Каждому — по способностям. Неважно, кто именно будет готовить, кто — оплачивать счета, а кто – совершать покупки. Важно, чтобы с этими обязанностями тот, кому их поручат, справлялся лучше остальных. Есть же такие мужчины, которые умеют находить магазины с качественными товарами и наиболее выгодными ценами. Так почему бы и не поручить им периодическую закупку продуктов? А если ухаживать за цветами – это талант младшего ребёнка в семье, то именно он и должен заниматься зелёными питомцами.
    Равенство всех. Распределять обязанности по дому нужно на всех его членов. Даже малыши-дошкольники должны выполнять какую-то работу по силам, например, убирать за собой игрушки.
    Взаимовыручка. Разумеется, какую-то обязанность, закреплённую за ребёнком, может выполнить кто-то из родителей, например, в ситуации, когда школьнику нужно дополнительное время для подготовки к важной контрольной. И наоборот, если младшего ребёнка из сада всё время забирает мама, но один день в конце месяца у неё не получается этого сделать, заменить её может либо супруг, либо кто-то из старших детей.
    От правильности распределения обязанностей в семье зависит многое, в том числе и прочность отношений в ней. Поэтому всем тем женщинам, которые пытаются самостоятельно тянуть на своей спине бремя домашнего хозяйства, психологи рекомендуют срочно сбросить с себя непосильную ношу и призвать на помощь своих близких.
    Ведь семья именно для того и создаётся, чтобы её члены помогали друг другу во всём.
    ——
    Автор – Pelageja, сайт http://www.sympaty.net – Красивая и Успешная
    Копирование этой статьи запрещено!

  7. Чаще всего семейные отношения распадаются из-за проблем, связанных с бытом. Поэтому, важно научиться в семье распределять обязанности, тогда и претензий не будет.

    Семьи можно разделить на несколько типов.

    Самыми распространенными являются семьи патриархального вида. В такой семье отсутствует распределение на какие-либо обязанности, так как всю работу делает супруга: стирает, убирает, готовит, воспитывает детей, обеспечивая комфорт и уют всем членам семьи. Эти функции она выполняет постоянно, и не важно даже, если она еще и работает на предприятии.
    Женщине существовать в семье такого типа удобно, если ее так воспитали, что так должно быть, а не как иначе, возможно она сама не желает делать карьеру. Ей нравится заниматься хозяйством, вить «гнездо», создавая уют, очаг. Мужчина в этой семье добытчик, зарабатывающий средства к существованию: обеспечивает семью всем необходимым, даже возможно отдыхом за границей.
    Если семья матриархального типа, то добытчик в ней – супруга, роли поменялись. Это деловая бизнес леди, которая успешно построила карьеру, обеспеченная. Она решает, как потратить заработанные средства и где отдохнуть с семьей. В этой семье муж становится «домохозяином», выполняющим те обязанности, которые в другом типе семьи делает обычно женщина.
    В семьях подобного типа практически нет разделения обязанностей. Все обязанности, связанные с ведением хозяйства выполняет только кто-то один из супругов.
    Однако есть и другой тип семей – эгалитарный. При таком демократичном типе супруги являются партнерами. Работают сообща во благо семьи, ее интересов: оба зарабатывают те средства, которые получается заработать, вместе ведут хозяйственные дела, придерживаясь принципов « это дело мне по душе» или « я могу это сделать, так как у меня есть время».

    Какие же принципы разделения обязанностей существуют в семье такого эгалитарного вида?

    Какая б демократичная не была семья, но очень непросто распределить те хозяйственные дела, которыми каждый из них будет заниматься добровольно.

    Но есть главные принципы.

    Выполнять ту работу, которая нравится больше других и не приносит дискомфорт. Например, мужчине в удовольствие приготовить обед, но он не любит убирать, мыть посуду. Но бывает и такое, что кому-то из супругов вообще не хочется ничего делать. В таком случае придется договариваться: если кто-то идет в магазин за продуктами, значит другой – готовит. Если в семье уже есть дети, их также следует приобщать к обязанностям: они могут подмести пол, вымыть посуду. В целях воспитания это очень полезно для детей, они вырастут трудолюбивыми и работящими.
    Можно не распределять обязанности, а их чередовать. В таком случае придется периодически меняться ролями, что поможет разнообразить виды деятельности. Обязанности не будут восприниматься, как рутинная работа. Если кто-то из супругов что-то просто не умеет делать, для этой работы может быть исключение.
    Иногда можно распределять работу по навыкам. Если мужчина умеет лучше гладить, пусть этим и занимается. Ведь он с этим делом справляется лучше. Такой принцип очень помогает справиться с обязанностями.
    Иногда женщины идут на хитрость. Такое может быть, если мужчина не привык, или не хочет сознательно выполнять «женские дела». Он привык только отработать, а дома, растянувшись на диване, отдыхает и смотрит телевизор.
    А женщина, отработав на работе, начинает мотаться, как белка в колесе: стирать, убирать, готовить, делать с детьми уроки. Поэтому, вымотанная за весь день, женщина становится раздражительной, что является причиной скандала.
    Мужчина-добытчик начинает переставать уважать жену, считая ее виновником ссор.
    Женщине придется хитрить, не затевая разговор о распределении обязанностей. Готовя какое-либо торжество, надо приобщить к этому процессу всех: супруга, детей. Не имея детей, можно предложить совместно на ужин приготовить какое-то экзотическое блюдо. Обязательно похвалите супруга.
    Нельзя заставлять, приказывать, надо умело просить. Тогда, хотя бы раз в неделю муж будет баловать вас вкусным обедом.
    Многим не нравится распределение обязанностей в семье. Мужчины часто не хотят выполнят никакие дела, ни женские, ни мужские: не дождешься забить гвоздь или сдвинуть мебель.
    Многие супруги и эти обязанности берут на свои хрупкие плечи, а этого делать нельзя. Не надо заставлять, или кричать. Сделайте вид, что пытаетесь передвинуть диван, и у вас не получается. Муж поймет, что вам это не под силу.
    Не устраивайте ссоры, если пытаетесь распределить обязанности. Учитывайте характер супруга и ищите правильный подход к нему.

    Будьте здоровы и счастливы!

    Полезная и актуальная информация

  8. «Я целую неделю ребенка из детского садика забирала, а ты только лишь однажды выкупал собаку»… «Я привёз обед из кафе, а ты позабыл помыть посуду»… Правда ведь знакомая ситуация. Мы ссоримся, как маленькие дети, когда принимаемся выяснять, кто работает больше. Как распределить обязанности, когда дело доходит до домашних обязанностей и воспитания детей?.
    У Елены и Дмитрия любая мелочь на счету. Они оба работают: Елена — работает на дому, Дмитрий —каждый день ездит на работу. Вдвоем они воспитывают двоих дочерей — младшей, Светлане, полтора года, старшей, Ирине, девять лет.
    Когда Дмитрий возвращается с работы, он с удовольствием берет на себя отцовские обязанности: гуляет с детьми, моет их и укладывает спать. Тем не менее из-за того, что Елена работает на дому, у нее больше обязанностей по воспитанию детей.
    «Я в основном занимаюсь детьми, — говорит Елена. — Но Дмитрий не понимает, отчего у нас в доме бывает не убрано, когда он приезжает вечером с работы. Он думает, что у меня всегда есть время для уборки».
    Личное время — еще одна тема для споров в этой семье. Дмитрий дважды в неделю играет в футбол с товарищами. Елена старается хотя бы раз в неделю выбраться в спортзал или встретиться с подругами — сходить в кино, попить чаю, но порой у нее просто нет на это сил. И тут начинаются подсчеты. Елена в бешенства составляет списки: обязанности Дмитрия по дому и время, которое он проводил с детьми, против ее обязанностей и воспитанием детей. Она говорит, что ее список все время оказывается длиннее, и с трудом сдерживает желание показать его мужу.
    «Я знаю, что лучше обсудить всё когда я утихну, но не всегда это удается.» А на самом деле истинный счет никогда не будет одинаковым.

    Вне игры

    Вероятно у вас на кухне накопилась куча немытой посуды, которую ваш супруг дал обещание вымыть ещё вчера, а вы, вернувшись с работы и увидев это безобразие демонстративно отказались приготовлять ужин. Итак, счёт 1:1.
    Но кому от этого легче? Поэтому давайте договоримся: никаких подсчётов. Подсчеты не помогут вам лучше организовать работу по дому, а вот ваши семейные отношения могут весьма испортить. «Как правило супруги не считают свои домашние дела до тех пор, пока не начинают испытывать стресс и отдаляться друг от друга», — говорит семейный психолог. — Поэтому все эти ссоры не решают данной проблемы. После таких пересудов оба чувствуют себя обиженными».
    Семейная жизнь — это не состязание. В настоящей жизни никто никогда не может добиться баланса между семейными обязанностями.. Но возможно вы постараетесь построить отношения на справедливости. Меньше состязайтесь, а играйте на одной стороне (не из-за того, что так лучше, а из-за того, что так домашние дела действительно сдвинутся с места).

    Беседа по душам

    «Очень часто в усталом или подавленном состоянии мы не говорим со своим супругом уважительно, как могли бы. Мы, женщины, очень часто сердимся на мужей, не видя действительно того, что нужно сделать по дому, и начинаем обращаться с супругом так, словно их IQ на десять пунктов ниже нашего. Мужчины же по большей частипропускают мимо ушей придирки жен».
    Основная возможность освободиться от сравнений и подсчетов — начать доброжелательное общение. Согласитесь, вы ничего не получите, если будете разговаривать с мужем следующим образом:
    Вы. Ты никогда не помогаешь мне достать чистую посуду из посудомоечной машины! Может быть, мне обед на бумажных тарелках приносить, для того чтобы ты понял, что обязан мне помочь?
    Он. Эй. у тебя что — ПМС: Заводишься из-за мелочей! Это же просто посуда. Конечно, я помогу. Просто скажи мне, что сделать.
    Вы. Неужели я обязана еще и говорить тебе, как складывать посуду?
    По словам семейного психолога, в таких ситуациях идеальней всего работает техника общения под названием «Сэндвич», когда вашей целью становится помещение своей жалобы между двумя положительными оценками — как в сэндвиче».
    Итак, давайте попробуем. Например, первый слой «сэндвича» — вы говорите о том, что вы дорожите тем, что делает ваш супруг: «Обожаю, когда ты готовишь для семьи. Ты готовишь лучший в мире бифштекс!» : Начинка «сэндвича» — ваша жалоба, произнесенная в форме «я-высказывания»: «Я постоянно так устаю после обеда, что просто нет сил убраться на кухне». И еще начинка: «Возможно, ты сможешь мне немного помочь убрать?» И последний хлебный слой — еще одна положительная оценка: «Я точно знаю, что вдвоем мы сделаем все намного лучше и быстрее. Вместе мне всякое дело делается в радость». Комплиментов никогда не бывает много.
    Когда вы начинаете беседу, не забывайте о том, что на очень часто вы сердитесь совсем не из-за домашних дел. Возможно, из-за того, что супруг отдалился от вас? вероятно, он как овощ сидит перед телевизором, а вам не хватает общения с ним? Если так, то попробуйте сказать ему об этом, спросите: «Что с нами происходит?» или просто поведайте о том, что волнует вас.

    Следует пересмотреть свои обязанности

    Вероятно, когда вы были беременны или сразу после рождения ребенка, дела по дому вы с мужем старались делить пополам. Но потом все поменялось. Так может быть, вы пересмотрите ваши домашние обязанности? Поговорите с мужем, и разделите ваши домашние дела по принципу «кому что больше нравится» и «у кого что получается лучше». Ну, а если существует работа, которую вы оба не любите, или на нее нет времени, то постарайтесь делать это по очереди.
    Приведем это на примере одной семейной пары. «Мне нравится мыть посуду, поэтому ее мытье я взял на себя, — говорит Игорь. — Ольга же наоборот не любит мыть посуду, но зато она просто обожает готовить, и я ей в этом доверяю».
    Помимо этого, они каждую неделю собирают семейный совет и решают, кто из них будет забирать детей из детского садика.

    Главным быть тяжело

    Большинство женщин часто бывают недовольны тем, что мужья им просто. Им необходимо, чтобы их мужчины все брали в свои руки. Но, даже если это произошло, то многие женщины сразу начинаю придираться и говорить, если что не так.
    Посмотрим на примере это еще одной семьи: Ольги и Андрея. Они решили, что Андрей возьмет на себя стирку по выходным. Но Ольга жалуется на то, что супруг не может определить где чья одежда, и ее это раздражает.
    Семейный психолог в такой ситуации предлагает пойти другим путем.
    Стоит в такой ситуации немного помочь мужу, объяснить что вы от него хотите. Мужчинам необходимо все объяснять на пальцах. Если вы говорите супругу, чтобы он прибрал на кухне, необходимо уточнить, что вы хотите, чтобы он вымыл пол, вытер столы, а не просто помыл посуду.
    В хорошей семье все расписано по времени и по обязанностям. Не имеет значение, что вы доверите друг другу делать, главное, чтобы было согласие.

    Взваливайте на себя меньше

    Бывает, что в семье все действительно очень заняты, и споры происходят именно из-за этого. Попробуйте от чего- то отказаться. Возможно, вы найдете себе домработницу. Это конечно ударит по семейному бюджету, но зато все дела по дому будут сделаны, и вам с мужем не придется спорить из-за того, кому что делать.

    Свободное время неприкосновенно

    Иногда жена и муж считают, что споры в семье происходят из-за того, что кто-то из них больше делает. На самом деле споры происходят, из-за того, что обоим кажется, что у другого больше свободного времени. В этой ситуации должно быть полное равенство. Если супруг ходит на хоккей с друзьями раз в неделю, то у вас тоже должен быть свободный день для отдыха. В таких ситуациях никакой жалости.

    И самое главное

    Если вы решили все делать сообща, то не забудьте поблагодарить друг друга за помощь. Уважение, терпение и понимание — вот ключ к семейному благополучию.

  9. Молодая семья, начавшая свою жизнь отдельно от родителей, рано или поздно сталкивается с такой неприятной проблемой, как распределить обязанности в семье. Новоиспеченная жена всеми силами пытается показать насколько она хорошая хозяйка, а многие мужья, привыкшие к тому, что всю домашнюю работу за них выполняли, старательно пытаются улизнуть от этого.
    Но, если оба супруга работают, то вопрос о распределении будет всплывать вновь и вновь. Иногда более мягко, иногда и с острыми углами. Работающая жена не имеет возможности тянуть всю рутинную работу на себе, ведь домашних дел всегда невпроворот. Основной ошибкой, которую повторяют очень многие, то, что привлечение к помощи должно произойти сразу, а не через некоторое время после привыкания проживания вместе.
    Также прочитайте статью о том, как распределить семейный бюджет.

    Советы по распределению обязанностей в семье:

    Привлечение к помощи

    Привлечение к помощи из-за своей занятости. Нужно, как можно доходчивее, объяснить мужу о своих планах и перспективах связанных с работой. О том, что возможности исполнять все обязанности по дому – нет. Искренне любящий муж поддержит свою жену и возьмет часть обязанностей на себя. Таким образом, женщина не будет чувствовать себя загнанной, ей не нужно будет хвататься то за одно, то за другое и в конечном итоге не сделать качественно ни то, ни другое;

    Достойное поведение

    Достойное поведение. Ни при каких обстоятельствах не нужно упрекать или жаловаться. Необходимо принимать во внимание интересы мужа, но и себя вести так, чтобы у него не было возможности обозлиться, а наоборот – только желание помочь. В ином случае каждая просьба может приниматься как претензия, а поводов, чтобы прийти попозже домой – больше. Никогда не нужно вестись на провокации, а всегда придерживаться одной твердой позиции, не забывая об уважении;

    Обязанности мужа

    Не следует выполнять обязанности, закрепленные за мужем. Многие женщины с легкостью могут починить розетку или устранить засор, но никогда не стоит этого делать. Многим мужчинам и в голову не придет похвалить супругу за проделанную работу, они не испытают чувство неловкости. Большинству же это так понравится, что они и думать забудут о том, что это именно их обязанности;

    Последовательность

    Последовательность. Не стоит каждый день просить то одно, то другое. Нужно определиться с чертой, которая разделяет обязанности и просьбу жены. Лучше всего поговорить заранее и очертит круг обязанностей супруга, которые будут неизменны и выполнять их будет некому. Не стоит заваливать в один день тем, что можно делать неделю. Такое поведение может усугубить и так не теплое отношение супруга к домашним обязанностям. Пусть выполняет постепенно, в том ритме, который подходит ему;

    Дети – помощники

    Дети – помощники. В семье, которой подрастают дети, обязательно часть обязанностей нужно перекладывать на них. Обязательно нужно учитывать возраст ребенка, обязанности должны быть ему под силу. Не нужно слишком перегружать, всегда стоит оставлять свободное время на любимые занятия и общение со сверстниками;

    Правильное распределение

    Правильное распределение. Во время правильного распределения всегда останется время для общения, проведения вместе отдыха и возможности развлечься всей семьей. Домашние обязанности не должны пожирать полностью, а просто улучшать комфорт жизни.

    Как распределить семейные обязанности?

    Всегда нужно помнить главное: в семье, где главенствует любовь и уважение, не должно возникнуть проблем. Мужчина всегда может помочь женщине, чтобы быстрее управиться. В случаях, когда самочувствие у одного из супругов плохое, то не стоит акцентировать внимание на не сделанной работе, а наоборот, поддержать и помочь. Видя такое отношение в семье, дети всегда будут стараться тоже внести свою лепту в семейные дела и всячески помочь.
    В дружной семье все роли распределены грамотно. Но, в домашних обязанностях есть и некоторые плюсы. У кого их больше, тот, негласно, считается главным. Он в курсе всего, что и где творится, может на многое влиять. К примеру, кто больше времени проводит с ребенком, тот его и воспитывает.

    Основные ориентиры

    Стоит принять во внимание основные ориентиры, благодаря которым распределение пройдет безболезненно. Различают:

    индивидуальные предпочтения (стоит узнать предпочтения каждого члена семьи, кто чем занимался бы с большей охотой, а чем с меньшей и найти компромисс);
    учитывать индивидуальные способности (у кого-то отлично, получается, натереть стекла, а кто-то идеально пылесосит);
    польза (детям лучше поручать те задания, которые пригодятся им в будущем).
    Выполняя даже самые тяжелые обязанности, нужно помнить, для кого они выполняются. Ведь слово «обязанности» можно заменить словом «приятности» и тогда работа будет, выполнятся быстрее, легче, а главное, с желанием. Не стоит рассматривать свои обязанности, как заточение в рабство, а исполнять так, как будто под дулом ружья. Все делается для близких и любимых людей. Домашние заботы, в какой-то мере, проявление любви.
    К мужчинам надо как к детям, не надо заставлять их делать что-то по дому. Они будут думать, что это ущемляет их права, свободу и всё равно будут делать по-своему. Надо просить, объясняя, как важна нам их поддержка в такое непростое время, что мы без них просто не справимся. И обязательно хвалить их за то, что они делают. От похвалы они просто тают.
    За маленькие и большие подвиги стоит разработать систему поощрения: будь то поцелуи и объятия или разные вкусности. Напоминания тоже не должны быть надоедливыми или раздражающими. Не пропылесосившему мужу можно всегда оставить записку на пылесосе о том, как семья рада чистоте в доме или о том, что оружие Антипыльмена может заржаветь. Начинать выполнение обязанностей нужно с юмором, хорошим настроем и без капли злости.
    Правильно распределив обязанности в семье, ты удивишься, сколько свободного времени остается у вас на отдых, увлечения и общение друг с другом. Несмотря на многие изменения, которые влияли на роль семьи, как ячейки общества, многие века, сама семья приспособилась, и не потеряла актуальности. Еще не изобретено более стойкой и удачной формы совместной жизни и ведения быта, как семья. А это может означать одно, что никакие бытовые проблемы не смогут разбить настоящую крепкую, самое важное, любящую семью.

  10. Можно пойти по пути наименьшего сопротивления – делать все по очереди, неделю один, неделю другой.
    Есть вариант традиционного распределения обязанностей в семье – жена по дому хлопочет, муж деньги зарабатывает. Неплохой вариант, когда муж – глава семьи, каменная стена, защитник и добытчик. Но такой порядок вряд ли подойдет семьям, в которых доминирует супруга или царит равноправие.
    Если жена строит карьеру и приносит большую часть семейного бюджета, то вполне естественно, что времени на готовку и уборку у нее практически не остается. В этом случае есть только два выхода – муж становится домохозяйкой или домашние обязанности возлагаются на наемного работника.
    При равноправии в семье (то есть материальное обеспечение лежит на плечах обоих супругов), и обязанности должны распределяться поровну. Пусть каждый в семье делает то, что может и умеет. Готовить должен тот, кто знает, как это делать, помыть за собой посуду может каждый (за исключением маленьких детей и лежачих больных), принять участие в уборке могут и подросшие дети, и муж.
    Обсудите на семейном совете вопрос распределения обязанностей, только не соглашайтесь из добросердечия снова везти на себе весь ворох домашних забот.

  11. Родительское собрание
    Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
    Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
    Ход собрания
    Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей.
    Полноценному воспитанию ребенка способствует  труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так  таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
    В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
    Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
    Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.)
    Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
    Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих  детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
    Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.
    Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
    – Приобщение к труду через самообслуживание;
    – постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
    – постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
    – тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых  поручений;
    – организация обучения выполнению трудовых операций;
    – формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
    – учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
    – поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
    – чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
    Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.
    Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
    Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.
    Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем “взорваться” куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
    Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
    Вы дал ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: “Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться”. Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: “Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?” Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
    Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже,  никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: “Ты отдохни – я сам почищу картошку”.
    Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
    Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.
    Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему  родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
    Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-либо потребности, влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда (в отличие от мотивов других видов деятельности) является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. Отодвинутость мотива от  деятельности требует волевых усилий, предполагает ее целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры, учения.
    Существуют следующие виды положительной направленности труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональных характер. Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.
    Родителям не следует приписывать процессу труда только “инструментальный” смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели (“Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять”). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: “хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание”. В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: “Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в  труде”. Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
    Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой-либо задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.
    Очень полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность.
    Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
    Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое “Я сам”, но мы его постепенно заглушаем.
    Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
    Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на “жертву”: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
    Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
    Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется “убирать грязь”, вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее “белоручкой” она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба – это ее обязанность. Это  она хорошо усвоила. А обслуживать ее – это обязанность матери.
    Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы,  складывать игрушки и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
    Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
    Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.
    Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за  детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проверять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: “Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?”.
    В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
    Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач.
    Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия “можно”, “надо”, “нельзя”. С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: “Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате”.  Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что “надо”, а потом то, что “хочу”. Приучать ребенка к слову “нельзя” – значить приучать его сдерживать вои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
    Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к  труду, взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать  всю систему организации работы.
    Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего, ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности. Составление программы действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, ели они допущены.
    В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль над  качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
    Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнять требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требование “Я сам”), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.
    Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
    Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть  посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.
    Советы родителям:
    1. Будьте последовательны в своих требованиях.
    2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
    3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
    4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
    5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
    6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *