Сочинение на тему рассказ ионыч

12 вариантов

  1. Сочинение по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”
    Примерный текст
    Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит в замечательном рассказе “Ионыч”.
    Сюжет этого маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как и почему происходит с героем такая метаморфоза? Писатель помогает найти ответ на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: “прошло больше года”, “прошло четыре года”, “прошло еще несколько лет”. Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж, показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя. Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую попадает этот молодой врач.
    Начало чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность – семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека – Дмитрия Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему, остроумие – это врожденное качество человека – его нельзя выработать. Этот естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского остроумия (“покорчило вас благодарю”, “здравствуйте пожалуйста” и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через несколько лет, как и фраза из шекспировского “Отелло”, которую произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой, как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние “свежего” человека явно контрастирует с неестественной, позерской “интеллигентностью” этой самой культурной семьи. Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции. Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием, целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.
    Обыватели долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного, трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы, заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку, выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву, что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том, что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.
    Значит, доктор Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том, что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой: “Сколько хлопот, однако”.
    Таким образом, Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению. Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы, любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к Катерине Ивановне: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Значит, Старцев прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом, назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме прогрессирующего собственнического интереса.
    Человек, вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности, неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное, по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном человеке, в котором “все должно быть прекрасно”. Поэтому замечательный чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

  2. Анализ второй главы рассказа А.П.Чехова «Ионыч»
    Анализ второй главы рассказа А.П.Чехова «Ионыч»
    В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?
    Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
    Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч»)
    Деградация души человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
    Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Ионыч»
    Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова
    Как доктор Старцев стал Ионычем
    Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)
    Мастерство А. П. Чехова-рассказчика
    Нравственные качества человека в рассказе Чехова «Ионыч»
    Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Образ доктора Старцева в рассказе Чехова “Ионыч”
    Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч»)
    Падение души человеческой в рассказе А.П.Чехова “Ионыч”.
    Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Почему доктор Старцев стал «Ионычем»
    Почему доктор Старцев стал Ионычем?
    Почему доктор Старцев стал Ионычем?
    Почему доктор Старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
    Превращение человека в обывателя (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
    Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч»)
    Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева
    Сочинение по рассказу А.П. Чехова «Ионыч».
    Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
    Существует ли настоящая жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»?
    Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
    Трагедия доктора Старцева
    Человек и среда в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”

  3. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» – небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
    Читая рассказ «Ионыч», мы понимаем как денежки и «безумная» жизнь могут убить в человеке все разумное и живое. Эти маленькие бумажки могут вытеснить в человеке его живую душу, и сделать его физически, а главное морально – неполноценным. В начале рассказа Чехов знакомит нас с молодым юношей с высокими идеалами и желаниями. Прежде он выгодно отличался раскаленными движениями души и пылкостью чувств от обитателей города. Он влюбляется в молодую, милую девушку – Екатерину. Ездит на бездарные вечера к Туркиным, в которых из года в год повторяется одно и тоже. И более того пылко признается в любви Екатерине Ивановне, но получает отказ. Дня три у доктора все валиться из рук, но потом все успокаивается. Дмитрий Ионыч за четыре года превращается в мерзкого, толстого, поглупевшего, и жадного «поляка надутого». И в своем последнем разговоре с Екатериной говорит ей об этом. А она, когда – то отказавшая ему, и поняв, что она не виртуозная пианистка, хочет заманить его в свои чары. Доктор Старцев же, напротив, рад, что не женился тогда, и , видимо, все – таки доволен своей «жизнью». Доктора Дмитрия Старцева теперь зовут просто Ионычем. Конечно, во всем этом «крахе» человека виновата и среда. Мне кажется, что прежде всего виноват сам врач, который откровенно растерял или забыл все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование…

  4. Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, о в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит в замечательном рассказе “Ионыч”.
    Сюжет этого маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как и почему происходит с героем такая метаморфоза? Писатель помогает найти ответ на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: “прошло больше года”, “прошло четыре года”, “прошло еще несколько лет”. Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж, показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя. Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую попадает этот молодой врач.
    Начало чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность — семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека — Дмитрия Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему, остроумие — это врожденное качество человека — его нельзя выработать. Этот естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского остроумия (“покорчило вас благодарю”, “здравствуйте пожалуйста” и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через несколько лет, как и фраза из шекспировского “Отелло”, которую произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой, как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние “свежего” человека явно контрастирует с неестественной, позерской “интеллигентностью” этой самой культурной семьи. Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции. Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием, целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.
    Обыватели долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного, трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы, заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку, выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву, что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том, что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.
    Значит, доктор Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том, что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой: “Сколько хлопот, однако”.
    Таким образом, Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению. Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы, любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к Катерине Ивановне: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Значит, Старцев прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом, назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме прогрессирующего собственнического интереса.
    Человек, вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности, неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное, по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном человеке, в котором “все должно быть прекрасно”. Поэтому замечательный чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

  5. Проблематика произведения и в состоянии общества в целом, писатель касается многих нравственных проблем, имеющим место в жизни городка. Это и необразованность граждан, его бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят свое время скучно и однообразно, каждый из них живет в собственном и маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений, серость и низость мышления обывателей превалирует над высокими идеалами.
    Роль общества на Старцева оказала большое влияние, он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.

    Композиция

    Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьей Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. Доктор приезжает в городок молодым, энергичным человеком, его приглашают в дом Туркиных. В герое пока еще присутствует амбициозность, он понимает, насколько мало развита духовность этого семейства, и не стремится продолжать завязавшееся знакомство.
    Старцев увлечен своей работой, он постоянно занят, и вторая встреча с семьей Туркиных происходит по прошествии года с небольшим, во второй части произведения. Хозяйка дома стала часто приглашать молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.
    Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. После глупой затеи Котика со свиданием на кладбище, Старцев решил сделать ей предложение, с мыслью о богатом приданном. Когда же девушка отказала ему, он пожалел о том, сколько лишних хлопот доставило ему это предложение.
    В третьей части рассказа описывается, насколько обрюзг и располнел телом, но обнищал душой, доктор Старцев. Он уже перестал интересоваться чем бы то ни было, найдя удовольствие в ежевечернем подсчитывании своих денег, которых стало уже много, а хотелось еще больше. Так началось его духовное обнищание, он стал все больше походить на обычных обывателей городка. И в следующей части произведения, Старцев все больше и больше занимается своим обогащением, радуясь тому, что он не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда – то, он делал ей предложение.
    В финале рассказа доктор Старцев уже давно превратился в Ионыча, это уже не тот, молодой и амбициозный врач, приехавший в город искать свое медицинское призвание, а старая, обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая счастье в богатстве, и обедневшая морально.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».

    Жанр

    Конечно, «Ионыч» является рассказом, но описание всей жизни героя, его постепенное духовное разложение, фактически, приближает его к маленькому роману, настолько глубоко охвачены события этого произведения. Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.

  6. Сочинение по
    рассказу А. П. Чехова “Ионыч”

    Примерный
    текст

    Когда читаешь
    поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они
    пронизаны какой-то грустью, в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко
    контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит
    в замечательном рассказе “Ионыч”.
    Сюжет этого
    маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского
    врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как
    и почему происходит с героем такая метаморфоза? Писатель помогает найти ответ
    на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: “прошло
    больше года”, “прошло четыре года”, “прошло еще несколько
    лет”. Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж,
    показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя.
    Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую
    попадает этот молодой врач.
    Начало
    чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку
    губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность –
    семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой
    образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает
    каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими
    шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает
    гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна,
    по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо
    решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень
    талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает
    Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека – Дмитрия
    Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями
    в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему,
    остроумие – это врожденное качество человека – его нельзя выработать. Этот
    естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского
    остроумия (“покорчило вас благодарю”, “здравствуйте
    пожалуйста” и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через
    несколько лет, как и фраза из шекспировского “Отелло”, которую
    произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все
    убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий
    роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой,
    как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое
    впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми
    восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома,
    смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние “свежего”
    человека явно контрастирует с неестественной, позерской
    “интеллигентностью” этой самой культурной семьи. Если самые
    талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом,
    изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует
    невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции.
    Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале
    выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием,
    целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.
    Обыватели
    долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим
    видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только
    играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не
    касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного,
    трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит
    дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что
    Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну
    Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы,
    заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку,
    выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву,
    что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть
    герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет
    принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его
    мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том,
    что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в
    город и заняться частной практикой.
    Значит, доктор
    Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по
    воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и
    сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том,
    что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить
    народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев
    изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что
    герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен
    испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и
    мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже
    воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой:
    “Сколько хлопот, однако”.
    Таким образом,
    Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и
    черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению.
    Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем
    превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о
    благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное
    удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во
    время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы,
    любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность
    рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к
    Катерине Ивановне: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем,
    опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений,
    без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков,
    хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Значит, Старцев
    прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни
    сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через
    несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего
    одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом,
    назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в
    Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя
    завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме
    прогрессирующего собственнического интереса.
    Человек,
    вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным
    символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной
    атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех
    интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности,
    неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное,
    по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает
    людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно
    любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном
    человеке, в котором “все должно быть прекрасно”. Поэтому замечательный
    чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам
    замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

  7. Одна из главных тем творчества Чехова.— разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” — изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста. Что плохого в том, что человек хочет заработать много денег, стремится к материальному благополучию, как доктор Старцев? Что дурного, если он хотел служить одновременно в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ “Ионыч”, мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу.
    Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и скучной обывательской жизнью. Показывая постепенное перерождение своего героя, Чехов дает только переломные эпизоды его жизни, три нисходящие ступени.
    В начале рассказа Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, в девяти верстах от губернского города С. Это юноша с желанием работать, приносить пользу. Он молод, полон сил и “еще… не пил слез из чаши бытия…” Он любит труд и свою профессию доктора. Старцев по своему развитию и интересам много выше городских обывателей. Он способен к искренним чувствам, любви, понимает поэзию природы, ему доступны романтические настроения. Познакомившись с семьей Туркиных, самой интеллигентной в городе, по мнению обывателей, он не чувствует ни пошлости, ни амбициозности Туркиных, потому что в мыслях у него только работа.
    Но уже тогда Чехов намеками указывает на те черты своего героя, которые получат развитие и затем превратят его в “Ионыча”, прежде всего — практицизм и расчетливость.
    Работы в больнице много, и Старцев никак не может выбрать время для посещения вечеров у Туркиных. Однако молодость берет свое: приходит любовь к Екатерине Ивановне (Котику, как звали ее в семье). Вера Иосифовна, которой помог Старцев, стала рассказывать всем, какой это удивительный доктор. Начало карьере было положено. С этого и начинается нравственное падение Старцева.
    Удивительно, как тонко использует Чехов описания природы для характеристики молодого, полного сил доктора и ожиревшего, безразличного ко всему на свете, кроме банковских билетов. Любовь наполняет его счастьем, музыкой. Вся первая глава наполнена весенней свежестью, запахом сирени. Краски весны, звуки музыки… Легко и свободно идет он девять верст и готов пройти еще двадцать. Но это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже “единственной радостью и… последней”. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое… Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал… всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!”
    Мажорный тон первой главы сменяется минорными тонами второй.
    Осенние мотивы — грусть, тишина, темнота, — эмоционально углубляясь, переплетаются, нарастают, сливаются в одно целое и звучат, как нежный и задумчивый ноктюрн: тихо, грустно.
    Это начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, охлаждение к своему делу, первые признаки душевной лени. Старцев без борьбы сдает свои позиции. Его мысли становятся серы и прозаичны.
    Был у Старцева идеал, цель в жизни — и жизнь ему улыбалась. Ушел идеал, стал Старцев жить “единым хлебом”. И что же вышло? Вышел “языческий бог”, а человек пропал. Все серо, скучно, буднично. Невозвратимо ушло прошлое.
    Прошло насколько лет. Что они принесли Старцеву? Большую практику в городе, тройку лошадей с бубенцами… и одышку. Сам он “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком”. Его неизменный спутник Пантелеймон, своеобразный двойник своего барина, тоже пополнел. Всем существом Старцева овладевает дух жадного и бессмысленного стяжательства, он утрачивает, наконец, образ и подобие человеческое. Чехов показал, как рушатся мечты Старцева, как превращается он в обывателя. Вот вехи на жизненном пути, которыми обозначено карьерное преуспевание С!тарцева.
    “У него была уже своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”.
    Проходит четыре года — и новая веха на пути Старцева к карьере:
    “В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дя-лиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками”.
    Еще несколько лет — и последняя фаза перерождения Старцева, обозначенная последней вехой: “Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув на”ад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог”.
    Это медленное прижизненное умирание человека в человеке протекает на фоне бессодержательной обывательской жизни, властно затягивающей всех в свое болото. Старцеву уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, — думает он. Теперь его работа — нажива. Он думает уже только о деньгах.
    От развлечений Старцев уклонялся, зато играл в винт каждый вечер, и не просто играл, а наслаждался. Появилось еще и другое наслаждение — по “вечерам вынимать из кармана бумажки, считать их, копить, отвозить их потом в “Общество взаимного кредита” и класть на текущий счет.
    Какая бездна падения! Доктор с удовольствием вынимает из всех карманов бумажки, от которых “пахнет духами и уксусом, и ладаном, и ворванью”. Считает их и наслаждается. Барон у Пушкина читает на своих дублонах горестные повести о людях, для Старцева же его бумажки немы: он потерял вкус к жизни. Зовут его теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.
    В молодости он наслаждалсяприродой, любовью, жаждал встречи с любимой. А теперь? Игра в карты, стяжательство. Интерес к делу уступил место интересу к деньгам: “У него много хлопот, но все же он не бросает земского места: жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там”.
    Почему Старцев разлюбил свое дело? Что было причиной духовного оскудения Старцева? На все эти вопросы автор ответил в эпилоге новеллы.
    В четвертой главе автор судит общество города С. устами Старцева, а в пятой главе (эпилоге) он произносит приговор самому Старцеву: “…он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: “Это кабинет? Это спальня? А тут что?” И при этом тяжело дышит и вытирает пот со лба”.
    Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата? Да, жизнь однообразна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Но виноват и сам доктор, который’растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. В душе его не осталось уважения даже к единственному светлому воспоминанию — бывшей любви. Чехов дает понять это одной фразой Ионыча, когда тот переспрашивает: “Это вы яро каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”. Как будто и не было любви!
    “Вот и все, что можно сказать про него”, — заканчивает автор грустную повесть жизни Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.
    Изображая падение Старцева под влиянием пошлости и мещанства, Чехов призывает не попадать под их власть, сопротивляться губительному влиянию среды, в которой эти пороки являются доминантами, и постараться сохранить в себе все хорошее и благородное, что бы отличало в тебе человека.
    Умение показать малое в большом и сочетание сатиры с элегичностью — вот главные приемы, с помощью которых в рассказе автор обличает пошлость, тупость, грязь обывательщины, способные усыпить и чуть ли не умертвить даже умного и культурного человека. Конечно, сами по себе такие авторские приемы создания элегического настроения в рассказе не новы. Новизна же заключается в их слиянии. В этом чеховская самобытность и оригинальность. Своим творчеством автор неустанно добивается прямого воздействия на ум и сердце интеллигенции, призывая ее к честному и самоотверженному труду, к сближению с народом, разоблачая эгоизм, лень и трусость как проявления ненавистного ему рабства.
    “Скучная история”, “Учитель словесности”, “Человек в футляре”, “Палата № 6”, “Ионыч” и многие другие рассказы Чехова — все это воззвание к душам и умам русской интеллигенции. Не случайно его творчество имеет глубокий отклик в сердцах наших современников именно сейчас, поскольку сегодня как никогда остро встал вопрос о возрождении духовности нации и народа.

  8. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» – небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
    Читая рассказ «Ионыч», мы понимаем как денежки и «безумная» жизнь могут убить в человеке все разумное и живое. Эти маленькие бумажки могут вытеснить в человеке его живую душу, и сделать его физически, а главное морально – неполноценным. В начале рассказа Чехов знакомит нас с молодым юношей с высокими идеалами и желаниями. Прежде он выгодно отличался раскаленными движениями души и пылкостью чувств от обитателей города. Он влюбляется в молодую, милую девушку – Екатерину. Ездит на бездарные вечера к Туркиным, в которых из года в год повторяется одно и тоже. И более того пылко признается в любви Екатерине Ивановне, но получает отказ. Дня три у доктора все валиться из рук, но потом все успокаивается. Дмитрий Ионыч за четыре года превращается в мерзкого, толстого, поглупевшего, и жадного «поляка надутого». И в своем последнем разговоре с Екатериной говорит ей об этом. А она, когда – то отказавшая ему, и поняв, что она не виртуозная пианистка, хочет заманить его в свои чары. Доктор Старцев же, напротив, рад, что не женился тогда, и , видимо, все – таки доволен своей «жизнью». Доктора Дмитрия Старцева теперь зовут просто Ионычем. Конечно, во всем этом «крахе» человека виновата и среда. Мне кажется, что прежде всего виноват сам врач, который откровенно растерял или забыл все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование…

  9. В произведении А.П.Чехова нам показывают типичную для того времени картину жизни небольшого губернского городка. Практически всех приезжих снедали скука и однообразие. Однако, всех недовольных убеждали, что им кажется и в городе имеются очень интересные и приятные в общении люди. И в качестве примера таких людей всегда приводили семью Туркиных. Однако, эта семья, лишь на поверхности была интересной, на самом же деле, это ограниченные, мелкие и ничтожные люди. Именно под их влияние и попадает главный герой рассказа – молодой человек Дмитрий Старцев или Ионыч. Постепенно он сумел превратиться из талантливого врача в простого обывателя.
    В начале рассказа Ионыч представляет из себя приятного и интересного молодого человека, который всего – навсего ищет интересное общество для себя. Его притянула семья Туркиных, ведь с ними можно пообщаться на разные темы, внешне они выглядели привлекательно, и все их поступки казались оригинальными. Однако, это все оказалось интересно только в первый раз. На самом деле в этой семье все циклично, однообразно и лишено смысла.
    По ходу повествования, Чехов все больше погружает нас в обычную обывательскую жизнь общества, в которую попал его герой. Шаг за шагом для нас раскрывается история жизни молодого врача, выбравшего ложный путь, который сумел погубить его. Этот выбор стал началом деградации его личности и духовной бедности.
    Эволюционирование внутреннего мира героя мы видим в его любви к Екатерине Ивановне. Для Старцева это была действительно сильное чувство. Но, к сожалению, оно было лишено жизни и души. Он не видит смысла в романтике любви, его сердце очерствело, сам он духовно состарился.
    Автор рассказа четко для нам понять, что духовное развитие Ионыча остановилось и начало деградировать. У Старцева было прошлое, есть настоящее, но у него уже никогда не будет будущего. Теперь его цель – жажда обогащения, это ведет его к гибели, нравственной и физической. Он отгораживается от людей и оказывается побежденный той скучной и простой жизнью, которую презирал сначала.

  10. В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его “дорогу вниз”.
    Рассказ “Ионыч” — это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе.
    Это семейство и в самом деле блистало “талантами”. Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря “на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку…”. Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, “что не бывает в жизни”. А дочь Туркиных, которую все ласково звали “Котик”, по слухам, собиралась стать великой пианисткой и “удивляла” гостей своим умением “ударять изо всей силы” по клавишам. На фоне этого, в высшей степени “интеллигентного” и “одаренного”, семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.
    В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”, потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей.
    Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, “упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля”. Но Старцеву было приятно “смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо”. И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.
    Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: “она казалась ему очень умной и развитой не по летам”. Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его “нежному, радостному, мучительному чувству…” примешивается испуг. “К чему поведет этот роман?” — размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же “что скажут товарищи, когда узнают?”. Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого “дадут, должно быть, немало”. Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. “Дня три” Старцев “не ел, не спал”, а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: “как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак”. Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удерживала его от духовной деградации.
    По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и “тройка с бубенчиками”) его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. “Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” — жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.
    Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения “о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…”. И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен “общей идеей”, цель труда в одном — “по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой”, и периодически отвозить их в банк.
    Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.
    Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окружающей жизни. “Мещанское болото” окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утратам возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимости становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради “бумажек”. Остальное время он играет в карты и ведет “светские” беседы с другими обывателями. В Старцеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформируется и его внешний облик: Ионыч “еще больше пополнел, ожирел”, обрел внешнее безобразие, и когда он, “пухлый, красный”, проезжает на своей тройке с бубенчиками, “кажется, что едет не человек, а языческий бог”.
    В рассказе “Ионыч” А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательская среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.
    Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.

  11. Страница: [ 1 ] 2
    Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
    1. Картины мещанского быта. 2. Надежды и стремления молодого Старцева. 3. Пустота жизни Ионыча.
    Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» показывает нам картину типичного мещанского быта. Писатель ничего не придумывает и не приукрашивает, он изображает ту действительность, которая нами хорошо узнаваема. Действительно, несмотря на то Антон Павлович Чехов жил не в нашем столетии, мир, показанный им в повестях и рассказах, в общем – то мало отличается от нашей действительности. Пусть развивается прогресс и наука идет вперед, но жизнь простого обывателя, этого пресловутого «маленького человека», не слишком-то меняется.
    Жизнь семьи Туркиных в рассказе «Ионыч» проста и незатейлива. Каждый занят чем-то таким, что приносит ему радость и удовлетворение. В маленьком городке жизнь скучна и уныла. На фоне местных жителей Туркины выглядят людьми образованными и интересными. По крайней мере, именно так думает о них молодой Дмитрий Ионыч Старцев, только что прибывший в город.
    С одной стороны, семья Туркиных является олицетворением мещанства и пошлости. Они стараются казаться образованными и интеллигентными. На самом же деле это только миф, пристальный взгляд позволяет нам лучше понять всю сущность этих якобы образованных и интересных людей. Романы, которые пишет Вера Иосифовна, на редкость глупы. Она бездарна, но сама того не понимает. Дочка Тур – киных, Катя, считает себя талантливым музыкантом. Она уверена, что музыка — это ее призвание. На самом деле играет Екатерина Ивановна посредственно. У нее нет ни таланта, ни способностей. Тем не менее она упорно не желает этого осознавать.
    Дмитрий Старцев познакомился с Екатериной Туркиной, когда девушка была еще в самом расцвете своей юности. Катя мало разбиралась в жизни, однако ее не устраивало то, как живут ее собственные родители. Девушка мечтала о чем-то лучшем, именно это она и имела в виду, когда говорила о том, что «пустая, бесполезная жизнь» не для нее.
    Чехов не случайно знакомит молодого доктора Старцева с Туркиными. Безусловно, в городе много людей. Но мы знаем только о семье Туркиных. Они как бы олицетворяют ту мещанскую среду, которой уподобляется впоследствии доктор Старцев. Но на мой субъективный взгляд, семью Туркиных Чехов изображает не только и не столько для того, чтобы подчеркнуть всю убогость и серость местных жителей. Ведь можно так же сказать, что Туркины по-своему сопротивляются этой убогой и серой жизни. Они стараются украсить свое существование, пусть их попытки бесполезны.
    Поначалу Дмитрий Ионыч очарован семьей Туркиных. Он влюбляется в Катю. Но получает отказ. Екатерина не желает связывать себя узами брака именно потому, что не хочет повторения судьбы своих родителей. У девушки есть сокровенные надежды и желания, отказаться от которых она не в силах. Екатерина уверена, что если выйдет замуж за Старцева, то ничего хорошего в ее жизни уж точно не будет. Конечно, Екатерина Туркина не слишком далеко ушла от своих родителей, если судить по ее способностям. Она уверена в том, что ее призвание — музыка, но сама не обладает значимым талантом. С другой стороны, само желание девушки хоть как-то изменить свою судьбу, на мой взгляд, заслуживает уважения.
    Старцев был расстроен из-за того, что Катерина отказала ему. Но особой любви к Екатерине у него не было, поэтому он достаточно быстро позабыл об этом досадном эпизоде. Следующая встреча состоялась через несколько лет. И теперь Старцев испытывал только радость оттого, что женитьба не состоялась. «Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».
    Заслуживают самого пристального внимания изменения, происшедшие с доктором Старцевым. Когда мы только знакомимся с ним, он полон надежд и сил, мир для него кажется ярким и интересным. Но со временем все чувства остывают, и Дмитрий Ионыч беспокоится только о своей наживе. У Ионыча нет в жизни ничего, что могло бы его увлечь и согреть. Духовная деградация Ионыча происходит очень быстро. Он меняется даже внешне, становится толстым и неуклюжим.
    Почему доктор Старцев стал Ионычем? Виновата ли среда в этом? С одной стороны, безусловно, виновата. Сразу после приезда в маленький городок Старцев оказывается в среде унылой, скучной и неинтересной. Сам он пока еще был полон сил, надежд, энергии. Но всем самым лучшим помыслам не суждено было осуществиться.
    На мой взгляд, недостаточно обвинять среду в том, что Старцев превратился в Ионыча. Безусловно, мещанская среда оказывает влияние на человека. Но ведь мы видим, что Ионыч с самого начала не делал ни малейшей попытки хоть как-то изменить свою жизнь. Мы видим, что все члены семьи Туркиных не блещут умом и талантом. Однако так или иначе они хоть как-то пытаются украсить свое серое существование. На мой взгляд, и Иван Петрович, и Вера Иосифовна, и, тем более,
    Екатерина Ивановна, кажутся вполне нормальными и даже симпатичными людьми в отличие от Ионыча, который так быстро деградирует. Заслуживает внимание, что именно Ионыч, в отличие от других жителей городка, мог вырваться из затягивающей, словно болото, мещанской среды. Ведь в самом начале доктор Старцев горел желанием помогать другим. Профессия врача намного более полезна, чем масса других профессий. И поэтому Ионыч мог бы посвятить свою жизнь людям, тогда в его жизни был бы смысл. Однако он этого не сделал. Единственное, что стало заботить Ионыча — это погоня за наживой, причем постоянная. Надо ли удивляться в том, что произошла духовная деградация этого человека.
    В жизни человека обязательно должно быть что-то волнующее, прекрасное. В противном случае жизнь превращается в тягостное существование и теряет свой смысл. Если внимательно присмотреться к Туркиным, то становится ясно: в их жизни есть стремление к чему-то, что выходит за рамки обыденного. Конечно, ничего значительного и полезного они не совершают. К тому же они лишены каких-то способностей и талантов. Однако бездарные романы Веры Иосифовны делают ее жизнь интереснее. Увлечение музыкой Екатерины Ивановны так же наполняет ее жизнь смыслом.
    Когда Ионыч после долгого перерыва снова оказывается у Туркиных, то думает об очередном романе Веры Иосифовны: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого». Конечно, он прав, если смотреть на вещи с точки зрения наличия или отсутствия таланта. Однако чем сам Ионыч лучше Веры Иосифовны? Что делает полезного лично он? Ничего. Так какое же он имеет право осуждать других… Если говорить о Вере Иосифовне, то она пишет «о том, чего никогда не бывает в жизни». Писательство для нее — возможность уйти от серой действительности, почувствовать себя хоть немного счастливее.
    Если говорить о Екатерине Ивановне, то в начале повествования мы видим ее юной, наивной и восторженной девушкой. Потом Екатерина взрослеет, расстается с юношескими мечтаниями. Однако и теперь в ней есть наивность. Иначе она бы лучше разбиралась в людях. Екатерина Ивановна теперь считает Ионыча особенным человеком. «Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни», — говорит Екатерина Ионычу. Но, если вдуматься, что в нем хорошего? Разве он горит желанием помогать другим, разве он беспокоится о больных? Нет, ничего подобного. Мы видим истинную сущность Ионыча, видим, что его жизнь — это тягостное беспросветное существование. Больные интересуют Ионыча только по той простой причине, что от них зависит его прибыль.
    Ионыч сам признает, что его жизнь пуста. Вот как он отзывается об этом: «Вы тут спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?»
    Ионыч живет без любви, радости. Когда-то он был влюблен в Екатерину Ивановну. Но потом ни одна женщина не вызвала в нем нежных чувств.
    Страница: [ 1 ] 2

  12. Небольшие, но очень емкие и жизненные рассказы Чехова, его новеллы не всегда легко понять, если не понимаешь жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова к убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности.
    В самом деле, что плохого в том, что человек хочет заработать много денег, стремится к материальному благополучию, как доктор Старцев? Что дурного, если он хотел служить одновременно в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу.
    Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, в девяти верстах от губернского города С. Это юноша с желанием работать, приносить пользу. Он молод, полон сил и «еще… не пил слез из чаши бы- тия…»
    Познакомившись с семьей Туркиных, самой интеллигентной в городе, по мнению обывателей, он не чувствует ни пошлости, ни амбициозности Туркиных, потому что в мыслях у него только работа. «Недурственно…» — вспомнил он, засыпая, и засмеялся».
    Работы в больнице много, и Старцев никак не может выбрать время для посещения вечеров у Туркиных. Однако молодость берет свое: приходит любовь к Екатерине Ивановне (Котику, как звали ее в семье). Вера Иосифовна, которой помог Старцев, стала рассказывать всем, какой это удивительный доктор. Начало карьере было положено. С этого и начинается нравственное падение Старцева. Удивительно, как тонко использует Чехов описания природы для характеристики молодого, полного сил доктора и ожиревшего, безразличного ко всему на свете, кроме банковских билетов. Любовь наполняет его счастьем, музыкой. Вся первая глава наполнена весенней свежестью, запахом сирени. Краски весны, звуки музыки… Легко и свободно идет он девять верст и готов пройти еще двадцать. Но это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое… Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал… всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорил:
    «Сколько хлопот, однако!»
    Мажорный тон первой главы сменяется минорными тонами второй.
    Осенние мотивы — грусть, тишина, темнота, — эмоционально углубляясь, переплетаются, нарастают, сливаются в одно целое и звучат, как нежный и задумчивый ноктюрн: тихо, грустно, темные листья, «рано смеркалось», «тепло по-осеннему», «с осенним запахом», «в осеннюю ночь».
    Это начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, охлаждение к своему делу, первые признаки душевной лени. Старцев без борьбы сдает свои позиции. Его мысли становятся серы и прозаичны.
    Был у Старцева идеал, цель в жизни — и жизнь ему улыбалась. Ушел идеал, стал Старцев жить «единым хлебом…». И что же вышло? Вышел «языческий бог», а человек пропал. Все серо, скучно, буднично. Невозвратимо ушло прошлое.
    Прошло несколько лет. Что они принесли Старцеву? Большую практику в городе, тройку лошадей с бубенцами… и одышку. Сам он «пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком…». Его неизменный спутник Пантелеймон, своеобразный двойник своего барина, тоже пополнел. Всем существом Старцева овладевает дух жадного и бессмысленного стяжательства, он утрачивает, наконец, образ и подобие человеческое. Чехов показал, как рушатся мечты Старцева, как превращается он в обывателя. Вот вехи на жизненном пути, которыми обозначено карьерное преуспевание Старцева.
    «У него была уже своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
    Проходит четыре года — и новая веха на пути Старцева к карьере: «В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками» .
    Еще несколько лет — и последняя фаза перерождения Старцева, обозначенная последней вехой: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог».
    Это медленное прижизненное умирание человека в человеке протекает на фоне бессодержательной обывательской жизни, властно затягивающей всех в свое болото. Старцеву уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — думает он. Теперь его работа — нажива. Он думает уже только о деньгах.
    От развлечений Старцев уклонялся, зато играл в винт каждый вечер, и не просто играл, а наслаждался. Появилось еще и другое наслаждение — по вечерам вынимать из кармана бумажки, считать их, копить, отвозить их потом в «Общество взаимного кредита» и класть на текущий счет.
    Какая бездна падения! Доктор с удовольствием вынимает из всех карманов бумажки, от которых «пахнет духами и уксусом, и ладаном, и ворванью». Считает их и наслаждается. Барон у Пушкина читает на своих дублонах горестные повести о людях, для Старцева же его бумажки немы: он потерял вкус к жизни.
    Зовут его теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.
    В молодости он наслаждался природой, любовью, жаждал встречи с любимой. А теперь? Игра в карты, стяжательство. Интерес к делу уступил место интересу к деньгам: «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места: жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там».
    Почему Старцев разлюбил свое дело? Что было причиной духовного оскудения Старцева? На все эти вопросы автор ответил в эпилоге новеллы.
    В четвертой главе автор судит общество города С. устами Старцева, а в пятой главе (эпилоге) он произносит приговор самому Старцеву: «он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: «Это кабинет? Это спальня? А тут что?»
    И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот».
    Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата? Да, жизнь однообразна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Но виноват и сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. В душе его не осталось уважения даже к единственному светлому воспоминанию — бывшей любви. Чехов дает понять это одной фразой Ионыча, когда тот переспрашивает: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?» Как будто и не было любви!
    «Вот и все, что можно сказать про него», — заканчивает автор грустную повесть жизни Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.
    По словам Горького, «никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно-правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни»…
    «Когда умрет Чехов, умрет лучший, беспристрастный, правдивый друг России, друг любящий, сострадающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…» Как хорошо сказал Горький!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *