Сочинение на тему равнодушие и отзывчивость вывод

6 вариантов

  1. (336 слов)
    Равнодушие и отзывчивость — это две ключевые и диаметрально противоположные точки в отношениях между человеком и окружающим его обществом. Безразличие по отношению к людям, на мой взгляд, гораздо хуже ненависти, ведь даже жестокие порывы души являются её движением. А равнодушие есть не что иное, как смерть души. К сожалению, равнодушие, порой, формируется под натиском некоторых обстоятельств. Однако и в трудной ситуации можно остаться человеком в полном смысле слова и чувствовать чужую боль, как свою.
    Чтобы аргументировать свою точку зрения, я прибегну к помощи классической русской литературы. Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляет собой типичного эгоиста: он озабочен лишь собственным благосостоянием, живёт ради себя и не интересуется жизнью других людей. Дело в том, что общество, в котором обитает богач, проповедует подобные ценности, и именно поэтому стремительно направляется к гибели на своей «Атлантиде». После смерти господина из Сан-Франциско мы видим эти страшные проявления холодности и безразличия во всей красе: без денег и власти он становится никому не нужным, и тело его получает лишь коробку из-под воды, в которой и отправляется в свой последний путь.

  2. Я полностью согласна с мнением писателя. Он разглядел в безразличии его самую тёмную сторону. Совершенно несложно понять, чем опасно предательство и убийство, но как же быть с равнодушием? Оно не регулируется законом, не осуждается обществом. Равнодушие – это молчаливый убийца всего светлого, и только небезразличные люди меняют мир к лучшему.
    Многие писатели не обошли стороной тему равнодушия в своих произведениях. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали. Если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
    Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет», например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
    Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в равнодушно-механическом состоянии. Встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. К сожалению, его борьба не принесла результата: государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать. Однако его “пробуждение” нельзя назвать напрасным, потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.

  3. Как правило, рассматривая, какие-либо качества человека, используется метод создания противоположностей, то есть одно качество определяется через обратное. Такой метод является вполне нормальным для поверхностного рассмотрения, однако, для того чтобы сказать нечто действительно достойное того как может говорить человек о различных значимых феноменах, требуется более разумное понимание, возможность действительно и искренне размышлять, но не скатываться в банальные и нелепые рассуждения, которые являются признаками конформизма и даже самообмана. Действительно, такие умозаключения распространены, но являются ли они достойными для того чтобы вообще быть высказанными?
    Если вести речь более конкретно и перейти собственно к рассмотрению равнодушия и отзывчивости, то следует отдельно оценить эти качества и посмотреть действительно ли они являются противоположностями. В действительности и равнодушие и отзывчивость могут быть совершенно разными.
    К примеру, равнодушие к нелепым словам или пустословию, к какой-либо никчемной деятельности может являться вполне достойным качеством, к примеру, в некоторых духовных традициях стремятся развивать именно равнодушие к различным благам этого мира, благодаря чему человек достигает действительно стоящего развития. С другой стороны, отзывчивость на различные прелести этого мира и нечто подобное является в этом смысле негативным качеством. Таким образом, эти свойства характера и поведения действительно могут быть противоположными, но с разными знаками в зависимости от обстоятельств.
    Тем не менее, наиболее распространенным вариантом рассмотрения этих качеств является рассмотрение в рамках человеческих отношений. Под равнодушным человеком понимается такой, которому безразличны дела других, в частности различные беды и несчастья.
    Отзывчивым человеком в свою очередь является такой, который способен откликнуться на различные беды и несчастья другого. В целом такое качество является положительным и характеризует человека, как склонного рассматривать себя как своеобразный инструмент, который может выполнять некоторую полезную деятельность в этом мире. Конечно, существуют различные варианты, иногда внешне отзывчивые люди в действительности просто склонны наблюдать за страданиями других и получать от этого тонкое удовольствие, безусловно, такой факт свидетельствует о возможности исказить и извратить даже различные положительные феномены в этом мире.

  4. Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.
    В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!
    Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!
    Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.

  5. Обратную ситуацию можно наблюдать в рассказе И. Курамшиной «Сыновний Долг». Его главная героиня Рэна — легкомысленная, ветреная и беззаботная женщина, привыкшая получать от жизни удовольствие. У неё прохладные отношения с сыном Максимом, который бо?льшую часть детства жил в интернате, откуда мать не забирала его из-за лени и «занятости» различными развлечениями.
    В процессе сюжета Рэна серьёзно заболевает — ей требуется пересадка почки, но очередь на донорство придёт только через год. Единственным вариантом остаётся сын. Он помнит старые обиды, но жизнь родного человека оказывается слишком высокой ставкой, потому Максим откладывает их на второй план. Тронутая таким поступком мать считает себя недостойной жертвы и пускается в самобичевание, но сын настаивает на своём.
    Максим оказывается способным проявить великодушие, благоразумие и любовь даже в обмен на безразличие Рэны. В процессе он не только спасает жизнь, но и учит мать быть лучшим человеком, стимулируя её на самопознание.

    Проблема показной отзывчивости

    Несмотря на опасность бездушия для общества, оно нередко может стать выгодным и даже оптимальным для отдельного человека. Примером послужит Иудин из рассказа А. П. Чехова «Крокодиловы слёзы». Он — хозяин ломбарда, который делает вид, что озабочен проблемами низшего класса и всегда готов помогать бедным. Но когда доходит до дела, выясняется, что все его красивые фразы — лишь мишура, за которой скрывается жадность и желание нажиться на чужом горе.
    Герой проводит много времени, рассуждая о несправедливости мира и несчастной доле бедных. Однако когда дело доходит до того, чтобы войти в положение людей и помочь им, он действует в противоположном направлении, занижая ценность предложенных вещей. Иудин отказывается войти в чужое положение и думает только о том, как бы не прогореть самому. Такое поведение во многом отражает лицемерие людей в реальном мире.

    Относительность великодушия

    Интересный взгляд на отзывчивость отражается в литературном произведении И. С. Тургенева «Два богача». Один из героев — зажиточный человек Ротшильд. Он знаменит тем, что тратит огромные деньги на благотворительность:
    помогает старикам;
    жертвует средства больницам;
    вкладывается в воспитание и обучение детей.
    Но показное великодушие служит лишь прикрытием для жажды внимания, которым одержим богач. Он жертвует деньги не для общества, а для себя, имитируя показное человеколюбие для возвышения собственной персоны в глазах других.
    Ему противопоставляется семья бедняков, которым едва хватает денег на пропитание и кров. Они, несмотря на своё бедственное положение, принимают под крышу девочку-сироту Катю. Ради её благополучия люди готовы не просто поделиться изобилием, а отдать последнее. Писатель восхищается ими, ставя куда выше Ротшильда.
    Произведение даёт понять, что каждый может быть отзывчивым, когда это легко. В суждении о человеке нужно учитывать не только его действия, но и возможности.

    Равнодушие к себе

    Среди примеров равнодушия из литературы одним из самых страшных и разрушительных оказывается безразличие к самому себе. Его можно ярко увидеть в романе И. А. Гончарова «Обломов». Герой безразличен к своей жизни, не стремится выражать индивидуальность, не готов бороться за собственное счастье. Это проявляется во всех сферах его жизни:
    забота о внешнем виде;
    состояние жилья;
    финансовые дела;
    личные отношения и любовь.
    Равнодушная сущность Ильи Обломова лишает его не только одобрения и признания окружающих, но и возможности жить полноценной жизнью. Отказавшись даже предпринимать попытку построить яркое будущее с Ольгой, он идёт по простому пути и женится на нелюбимой женщине только из-за удобства и доступности. Несчастная жизнь главного героя соотносится с его безразличным отношением к себе и служит хорошим уроком для читателя.

    Милосердие к врагу

    Особенно яркими считаются примеры отзывчивости в литературе, где она была проявлена к врагу. Сочувствие к недругу показывает крайнюю степень доброты персонажа. Пример такого отношения — героиня романа Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка». Её семья погибла при осаде блокадного Ленинграда, но когда девочка видит захваченных в плен немцев, она испытывает к ним не ненависть, а жалость.
    Лёка видит в неприятелях таких же несчастных, обездоленных и голодных людей, что и в друзьях. Она приносит им еду и зазывает других ребят из детского дома сделать то же самое. Когда девочка выросла, она стала врачом, связав дело всей жизни со своей сострадательной натурой.

    Развитие сочувствия

    Литература учит читателей, что сострадание и отзывчивость нужно развивать, а от чёрствости стараться избавиться. Яркими примером такого развития в литературе служит герой романа Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» Бруно. Он — сын офицера армии Германии, который случайно знакомится со своим сверстником-евреем Шмуэлем из концлагеря. Постепенно мальчики становятся друзьями.
    Бруно носит другу еду, играет с ним, общается, постепенно становясь более добрым и отзывчивым человеком. После этого ни уроки, ни наставления отца, ни пропаганда не могут заставить мальчика взглянуть на мир глазами нацистов. Но история оканчивается печально — перед отъездом он пробирается в концлагерь в попытке помочь Шмуэлю найти свою семью и погибает вместе с ним в газовой камере. Родители опознают своего сына только по одежде.
    Такие черты, как отзывчивость и равнодушие, были присущи множеству персонажей художественной литературы. Они оказали огромное влияние на судьбы героев, изменяя их жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. Показывая сострадание и безразличие в своих произведениях, авторы смогли привлечь внимание читателя ко многим проблемам современности: молчаливому согласию толпы, показушной щедрости, относительности жестокости и милосердия, важности сохранения человеческого облика даже в самых жестоких ситуациях.

  6. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
    (МАОУ СОШ № 1)
    ул. Ленина, д.26, г. Тобольск, Тюменская обл., 626156 тел/факс: 8 (3456) 22-31-65  e-mail: [email protected]
    Исследовательская работа
    Равнодушие или отзывчивость?
    Автор: Плаксина Александра, учащаяся 11 класса
    Руководитель: Тунгусова Т.Н., учитель литературы
    г. Тобольск, 2018
    Содержание
    Аннотация…………………………………………………………………..  2
    Структура исследовательской работы……………………………………..3
    Введение………………………………………………………………………4
    Основная часть…………………………………………………………….5-17
    а) Равнодушие и отзывчивость в жизни человека
    б) Равнодушие и отзывчивость в литературе 19 века
    5. Заключение…………………………………………………………………18
    6. Используемая литература………………………………………………….19
    Аннотация
    Цель: исходя из литературного и психологического опыта, выяснить: как в литературе 19 века раскрываются понятия «равнодушие» и «отзывчивость»?
    Взаимоотношения  людей в целом чаще всего складываются по-разному. Так же, как и по-разному каждый из нас может прожить свою жизнь. Такие понятия, как «равнодушие» и «отзывчивость» сопровождают человека всю жизнь. Возникают важные вопросы: откуда берётся равнодушие ко всем и ко всему? Почему люди, забывая обо всём и обо всех, думают только о себе, живут только ради себя, а порой и причиняют вред другим? Какие ответы на эти вопросы дают    писатели 19 века.
    Структура исследовательской работы
    Название работы: Равнодушие или отзывчивость?
    Цель: исходя из литературного и психологического опыта, выяснить: как в литературе 19 века раскрываются понятия «равнодушие» и «отзывчивость»?
    Задачи:                                                                                                                                    – проанализировать произведения художественной литературы;
    – исследовать литературу по теме
    Объект: литература по теме
    Предмет: равнодушие и отзывчивость
    Методы:
    – изучение и анализ литературы;                                                                                                                                  – теоретический анализ и обобщение научной литературы
    Практическая значимость:
    – одним из направлений итогового сочинения 2017-2018 учебного года было направление «Равнодушие и отзывчивость»;
    – личный интерес;
    – актуальность темы в современной жизни.
    Вступление
    Жизнь человека длинна и разнообразна. Путь, который предстоит ему пройти, не всегда бывает гладким и ровным. Человек не один, он – частичка общества, его окружают люди, а, значит, ему непременно приходится с ними общаться. Это общение с людьми и  взаимоотношения  в целом чаще всего складываются по-разному. Так же, как и по-разному каждый из нас может прожить свою жизнь. Можно смело «шагать по головам врагов, друзей, близких и чужих», а можно посвятить свою жизнь проявлению внимания  и оказанию помощи родным и близким, сопереживанию за свой дом, город, да и, конечно же, за страну, в которой  живёшь. Мы часто слышим хорошие слова в адрес людей, внимательных, заботливых, готовых прийти на помощь и словом, и делом. Если, действительно, это хорошо, мы это приветствуем, так откуда же берётся обратная сторона – откуда берётся равнодушие ко всем и ко всему: к коллегам, к своему делу, к самой жизни, и что самое удивительное – даже  к своим близким и родным людям? Почему люди, забывая обо всём и обо всех, думают только о себе, живут только ради себя, а порой и причиняют вред другим?
    Основная часть
    Быть равнодушным, эгоистом, лишь только о себе заботиться  или же всё-таки сочувствовать, сопереживать, поддерживать близких, друзей, коллег?  Каким должен быть ответ на этот вопрос? На первый взгляд, он очевиден. Но на самом деле всё несколько сложней, чем кажется.  Наукой доказано, что быть абсолютно равнодушным и не ощущать жалости к другим может только психопат – человек с очевидным психическим расстройством.  Такие люди в принципе не понимают чувств,  постепенно они овладевают языком душевных ощущений, настроений и эмоций.   Для них этот язык “неродной”, он нужен лишь для того, чтобы манипулировать другими людьми. Также доказано, что даже собственные дети и родители не имеют никакой духовной ценности для личностей, страдающих психопатией. И это, пожалуй, наиболее исчерпывающее и абсолютное проявление равнодушия.  В реальной жизни равнодушные люди, безусловно, не имеют столь радикальных черт характера. Равнодушие в обыденной жизни – это проявление эгоизма,  безразличия, безучастность человека. Это сосредоточенность исключительно на своих интересах, своей выгоде, своём мнении. Такие люди не хотят помогать, сочувствовать, поддерживать, сопереживать.  На мой взгляд, самая главная проблема соотношения категорий равнодушия и отзывчивости состоит в том, что эти черты характера имеют глубокий подсознательный контекст. Разве безразличный человек не понимает, что сочувствовать, поддерживать и помогать другим людям –  это добро, позитив, созидание и любовь? Разумеется, ему всё это вполне понятно, но им управляют совсем иные помыслы и мотивы – достижение собственных целей, обеспечение личного комфорта, получение своей выгоды.  Я считаю, что равнодушие –  это самое страшное чувство, которое может испытывать человек, так как оно распространяется со скоростью света, оно размножается, погружая весь мир в глубокий омут, в котором нет ни единого человека, способного остановить несправедливость. В обществе равнодушных никто не предотвратит предательство и убийство, никто не поможет ближнему, оказавшемуся в беде. Такое общество обречено на вымирание.   В подтверждение данной мысли можно привести слова  Б. Ясенского,  который  сказал: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».   Равнодушный человек приемлет все ранее перечисленные синонимы отзывчивости лишь в случае, если ему самому это окажется выгодно. Именно такое отношение к окружающим, такой образ мышления и составляет базис эгоистичной личности.   Изменить такого человека практически невозможно.
    Антонимом слова «равнодушие» является отзывчивость. Это черта характера, которая проявляется в сострадании, сочувствии, симпатии, добродушии и внимательном отношении к окружающим нас людям и их жизни. Отзывчивый человек не сможет пройти мимо другого человека, который нуждается в помощи. Душа такого человека открыта, он искренне сопереживает людям и радуется за друзей, родных и близких. И это приносит ему истинное удовлетворение и наполняет его душевными силами.  Отзывчивость – позитивное и созидательное свойство личности. Это качество является неотъемлемым компонентом социального взаимодействия и поступательного развития общества. Это одна из тех важнейших черт, благодаря которым прогрессирует человеческая цивилизация.  Возвращаясь к ранее озвученному тезису о малой вероятности искоренения равнодушия, стоит признать, что отзывчивость  куда менее устойчивая и несокрушимая черта человека. Под гнётом жизненных невзгод и разочарований, злобы и агрессии окружающих  чувствительность души черствеет, искренность и откровенность сменяется недоверием, а сочувствие – лицемерием.  Именно поэтому столь важно сформировать и непрестанно совершенствовать отзывчивость в нашем сердце, практиковать добро в делах, а в помыслах – открытость, чуткость и  сопереживание.
    Особенно остро данная проблема (проблема отсутствия отзывчивости и всепоглощающего равнодушия) проявляется в современном обществе. На мой взгляд, равнодушие – бич нашего современно мира. Каждый день мы слышим, видим по телевидению, а то и являемся свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе. Но, скорее всего, дело даже не во времени.  Эгоисты, люди, думающие только о себе, были всегда.                                 Важнейший вопрос: как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитании отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение специальных программ, уроков мужества и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых, уже состоявшихся людях является проблемным.
    Не секрет, что проблематика психологии человеческих отношений всегда шла красной нитью по произведениям многих русских классиков. Решение проблемы равнодушия искали и продолжают искать многие писатели. Можно привести массу примеров известных произведений, где  «по соседству» живут оба эти понятия.
    Достаточно вспомнить всем известный роман Фёдора Михайловича Достоевского. Конечно, я имею в виду его произведение «Преступление и наказание». Это произведение    многоплановое. Здесь Фёдор Михайлович поднимает множество проблем – социальных, философских, нравственных. И одна из проблем, поднятых в романе, – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны  «власть имущих». Это –  результат  несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление  было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Лужину обвинить в краже Дуняшу,  а также думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы  ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого человека порождается безнаказанностью, которая была свойственна в годы, описываемые Достоевским.
    Понять другого человека, посочувствовать ему, всем сердцем отозваться на чужую боль, горе может человек, который сам  испытал подобное. И такого героя мы видим. Родион Раскольников, как мы все помним, не задумываясь, отдаёт последние деньги Мармеладовым, в семье которых случается горе.  Разумихин  в трудную минуту старается оказать посильную помощь своему другу – Раскольникову:  сначала предлагает  работу, хотя сам находится в трудном материальном положении, затем находится у постели больного друга. А сестра Раскольникова,  Дуняша,  ради любимого  брата готова на всё, даже на брак с нелюбимым человеком.  Всё готова сделать для своего любимого Роди и его мать, Пульхерия Александровна.  И, конечно же,   то, что делает Соня Мармеладова, заслуживает  уважения. Она оказалась рядом в страшный период жизни героя, пошла за Раскольниковым, когда его отправили на каторгу, поддерживала.  «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — написал автор. Всё это — примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду.
    Отдавая, человек больше получает. И Фёдор Михайлович Достоевский показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливыми мы увидим  Разумихина и Дуню. Увидим изменения в поведении главного героя. Выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А что же с теми, кто не проявил отзывчивости? Счастлив ли Лужин с его стремлением к наживе? Свидригайлов – с его подлостью? О многом заставляет задуматься  читателей роман, в  том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком.
    Подобные вопросы волновали и Льва Николаевича Толстого. Настоящей «энциклопедией» можно назвать его роман-эпопею  «Война и мир». Кажется, нет ни одной стороны жизни, ни одной проблемы, которую в той или иной степени не затронул автор. Каким должен быть человек? Как нужно относиться к людям —  близким и совсем незнакомым? Каким должно быть поведение человека в трудные моменты истории страны и народа? Обо всём этом размышляет  Лев Толстой  на страницах романа. Многочисленные герои радуются и страдают, любят и разочаровываются, мечтают —  живут каждый своей жизнью. Но всех их объединила одна трагедия — война. Именно она выявила сущность каждого, показала, насколько духовно богат или низок человек.
    Все мы, читатели,  помним главную героиню романа, Наташу Ростову. И даже если нам пришлось её осудить за легкомысленное поведение, мы, безусловно, восхищаемся тем, на что способна эта совсем юная девушка. Добрая, чистая, прямая, жизнерадостная Наташа Ростова  в сложные минуты жизни народа проявила лучшие свои качества. Она не осталась в стороне, не была равнодушна к происходящему на её земле. Сочувствие, сострадание к людям толкнули её на то, чтобы организовать подводы для раненых во время отступления из Москвы, стать сестрой милосердия, помогая раненым, облегчая по возможности их боль. Война с ещё большей силой раскрыла в Наташе лучшие черты ей характера.
    А видим ли мы среди тех, кому нужна помощь, таких героев, как Элен, Василий и Анатоль Курагин? Нет. Где они в минуты испытаний для России? Их нет.  Элен уехала за границу, там, дождавшись окончания войны, продолжала блистать в свете. Анатоль, получивший серьёзное ранение, вызывает только жалость. Эти герои думают лишь о себе. Страх за свою жизнь движет их поступками.
    Лев Николаевич в своём романе показывает и  отношения родных людей. Княжна Марья Болконская любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нем, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности ее проявления, которые она готова простить. Отношением дочери к отцу, пусть и такому, каким является Болконский,  автор романа-эпопеи показывает, что мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему – это не ненависть, а равнодушие.
    А как низко и бессердечно поступил император Франции Наполеон, когда бросил свою армию на произвол судьбы, спешно покидая Россию, которую он так хотел завоевать. Офицер, оставляющий солдат, — что может быть отвратительнее и позорнее! Равнодушие, эгоизм, безразличие, бесчувственность — вот что свойственно этому правителю, который в  конечном итоге, потерял всё («…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…»).
    Россия была спасена от Наполеона  всем народом, проявившим единство, мужество, героизм, людьми, основа которых — неравнодушие, отзывчивость, любовь к другим людям и своей стране.
    Антон Павлович Чехов сказал: «Равнодушие – паралич души». А также он называл его преждевременной смертью. И с этим нельзя не согласиться:  парализованная душа не может ни видеть, ни слышать,  ни чувствовать.
    Действительно, никакие оправдания не смогут обелить черствость души. Мы это можем доказать, проанализировав его пьесу «Вишнёвый сад». Всегда ли волнует судьба другого человека? Способны ли люди понять, помочь, проявить сочувствие? Ответы на эти вопросы, как и  многие другие, пытается  найти А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад». Но они, к сожалению, неутешительные. Не способен проявить душевную теплоту, отзывчивость к бывшим хозяевам имения Лопахин, который, не дождавшись их отъезда, начинает вырубать вишнёвый сад, так милый сердцу Раневской  и Гаева.  Да и сама Раневская,  думающая лишь о себе, о своих чувствах, фактически вторично бросает на произвол судьбы своих дочерей, Варю и Анну, уезжая за границу к возлюбленному. А как трагична судьба слуги Фирса, который полвека честно прослужил своим хозяевам, но оказался забытым ими, запертым в заколоченном доме. Равнодушие никогда не приводит к счастью. Поэтому читатели не могут себе представить, что удачно сложится судьба этих героев. Призрачна любовь Раневской, неясен путь Гаева,  материальные цели, жажда денег, положения в обществе, свойственные Лопахину, уже начали опустошать его душу («За всё могу заплатить!»). Удивительно, что равнодушие к судьбе Фирса проявило и молодое поколение: ни Аня, Ни Трофимов, ни Варя не вспомнили о нём.
    Вишнёвый сад, цветущий, весь белый, красивый,  – это символ не только прекрасного будущего, которое ждёт людей, которое мечтают построить Аня и Петя Трофимов,  но и аллегорическое изображение того, что  и души людей должны быть чисты, непорочны, красивы. Равнодушие, безразличие, эгоизм никогда не помогут стать счастливыми. Только отзывчивость, гуманность, взаимопонимание и поддержка – залог того, что жизнь человека будет прекрасна, интересна, наполнена радостными моментами.
    Образ равнодушия создан и А.Чеховым в рассказе “Тоска”, где равнодушие окружающих, их безучастность и нежелание даже выслушать человека делают горе извозчика Ионы невыносимым. Старый извозчик Иона в рассказе одинок и несчастен. Он целый день сидит под снегом, и редкие пассажиры не могут отвлечь его от печальных мыслей. Его гложет тоска – уже неделя прошла с тех пор, как умер его сын, и  Ион Потапович переживает эту тяжелую утрату. Он пытается высказаться, поделиться горем с другими людьми, Ионе хочется простого людского сочувствия, хочет, чтобы кто-нибудь выслушал его рассказ, кто-то поохал и поахал, кто-то проявил сочувствие, но вместо этого он везде натыкается на совершенное равнодушие. Никому нет дела до старого извозчика и его беды. Военный пожимает плечами, помер и помер, веселые студенты сподобились на сочувственное “Все там будем”, молодой извозчик просто лег спать. Равнодушное общество, в котором очутился Иона, не терпит сочувствия. Здесь каждый сам за себя и каждого беспокоят только его проблемы. А что Иона? Не найдя сочувствия и понимания у людей, Иона изливает свою душу лошади. Обливаясь слезами, он рассказывает о смерти сына единственному близкому существу, своей лошади. Лошадка выслушивает все, что накопилось на душе Ионы и хочется верить, это хоть немного, но помогло бедному старику.
    Два мира — мир богатых и бедных  — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания. Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася.  Его знакомство с семилетним  Валеком и трёхлетней Марусей кардинально изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее,  серьёзнее. У него «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху…, каменные плиты пола…, стены тоже были из камня…, тонули совсем в темноте». Вася проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо»  – девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать  отцу о своих отношениях с нищими ребятами. Однако, оказалось, что отец Васи тоже способен на отзывчивость. Он понял Васю, стал ближе к нему,  осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, понял, как ребёнку нужно было  взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.
    Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они  ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно  здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.
    Равнодушие – это нравственная проблема, делающая человека бесчувственным, а его жизнь пустой и серой. Классический пример  равнодушия описан в пьесе  М.Горького “На дне”. Много проблем, как социальных, так и нравственных,  поднимает автор в пьесе. Актуально звучит его произведение сегодня, хотя совсем другой стала наша страна, прошло более 100 лет со дня  написания произведения. Одна из проблем — это отношение к людям, оказавшимся на дне жизни. Как их воспринимать, нужно ли им помогать, жалеть, сочувствовать? «От сумы не зарекайся», – гласит народная пословица. Разными путями пришли в ночлежку Костылёвых герои пьесы А.М.Горького, но их объединила общая судьба –  необходимость жить здесь, терпя унижения, боясь за своё будущее.  Безразличие к проблемам  близких, нежелание прийти на помощь, отозваться на чужое горе, опустило обитателей ночлежки на самое дно жизни, сделав их существование невыносимым, безразличным даже к самим себе.
    Сами ночлежники равнодушны к судьбам друг друга. Они смеются над Настей, читающей любовные романы, над Актёром, спившимся, потерявшим свою профессию, никому не жалко умирающей Анны, даже её мужу, Клещу, который дверь-то чуть приоткрыть не хочет, чтобы она подышала свежим воздухом. Злоба, безразличие, недоверие друг к другу, даже жестокость — вот что свойственно этим людям. И совсем иным показан нам Лука, странник. Он тоже многое пережил в жизни («…мяли много, потому мягок…). Он пытается каждому сказать доброе слово, успокоить, просто пожалеть, когда вокруг никто этого не делает.  («…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»).  Да, он многое обещает ночлежникам, обнадёживает их, заведомо зная, что этого не будет никогда. Так Насте он внушает, что у неё была настоящая любовь, раз она верит в это; Актёру говорит о бесплатной лечебнице, где его могут вылечить от алкоголизма; Анну утешает, говоря, что скоро настанет покой,  все её страдания закончатся. Что же лучше: ложь во спасение или горькая правда? Конечно, мы скажем, что правда всегда лучше, какой бы она ни была. Но  и пожалеть, посочувствовать человека тоже нужно, просто сказать ему доброе слово. («…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Я те  скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..») Равнодушие окружающих убивает людей, делает их тяжёлую жизнь невыносимой. Отзывчивость проявляется во всём — и в делах, и  в словах сочувствия. Помочь другому, быть вместе в трудную минуту — это так необходимо не только нуждающемуся, но и  самому человеку, так как это потребность доброй души, открытого сердца. Осуждать или нет Луку за его ложь — решает каждый читатель, но его доброта хоть на немного согрела людей, так нуждающихся в ней.
    Не стало исключением и произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом историческом романе читатель видит борьбу противоположных образов – с одной стороны, верный и честный Гринев, с другой стороны бессердечный поручик Швабрин.
    Даже в самом начале произведения видна отзывчивость Гринева –  когда незнакомый мужик помогает им с Савельичем добраться до крыши над головой, молодой барин в благодарность угощает мужика вином и дарит свой заячий тулуп. Гринев не замыкается на своем внутреннем мире и настроен обращать внимание на других людей, их мысли, чувства.
    Отзывчивость главного героя «Капитанской дочки»  видна и дальше. Молодой человек не боится просить у грозного Пугачева помощи для Маши Мироновой, да и вообще по-доброму относится к окружающим его людям. Даже будучи уже пожилым человеком, офицер Петр Андреевич Гринев помнит подобные мелкие эпизоды своей жизни.
    Другое дело антагонист книги –  поручик Швабрин. Лжец, клеветник, эгоист.
    Человек, совершенно равнодушно относящийся к другим людям, видя в них исключительно средства для получения личной выгоды. Вся мотивация поступков офицера Швабрина направлена полностью на него самого. Все остальное ему безразлично. Даже влюбленность в Машу Миронову эгоистична – он морит девушку голодом, чтобы она согласилась на отношения с ним. В конце его, совершенно заслуженно, арестовывают за государственную измену.
    Таким образом, можно сказать, что Пушкин в «Капитанской дочке» ярко раскрывает равнодушие и отзывчивость через мировосприятие своих героев.
    Противоположные эмоции вызывают отзывчивые люди, стремящиеся прийти на помощь другим, не задумываясь, спасти ближнего и совершить маленькое чудо. Такой мы видим Матрёну, простую русскую женщину, героиню рассказа А.Солженицина ” Матрёнин двор”. Главная героиня становится “праведником, без которого не стоит село”. Помогая другим, не думая о себе, она шла по жизни, творя добро, самоотверженно делая жизнь окружающих легче, светлее. Она полноценно отдает себя социуму, работая с полным усердием не покладая рук на его благо. При этом она обладает высокой работоспособностью и талантами, а потому у нее это получается действительно с пользой. Несмотря на равнодушие вокруг, главная героиня не ожесточается, не пытается покинуть мир, а до конца помогает людям. Соседи и родственники сконцентрированы на себе и пользуются добротой Матрёны. Деньги за работу она не берёт, поэтому они не знают, чем отблагодарить её, а помощь, когда она болеет «чёрным недугом» и не может встать с печи, не предлагают. На поминках плачет только приёмная дочь, остальные «продолжают жить» сразу, шутят здесь же за столом, говорят не о Матрёне. Главная героиня  в этом произведении представлена в виде той самой фундаментной основы из нравственности, на которой стоит общество. Такие люди дают пример поведения, когда никакие внешние разрушительные факторы не могут вытравить из сердца отзывчивость и сострадание – утрата любви молодости, смерть детей, неприятие общества, несмотря на бескорыстие.  Люди, подобные Матрене, дают пример поведения – саму возможность видеть, как можно поступать не по мещанским понятиям, и эти зерна доброты вполне могут взойти в чьих-то душах.
    Отзывчивость, спасшая жизнь людей, описана Александром Ивановичем Куприным в рассказе “Чудесный доктор”. Семья Мерцаловых оказывается в тяжелой жизненной ситуации. Отец заболел и потерял работу, его семья, жена и трое детей ведут жизнь впроголодь в какой-то мрачной каморке, и у них нет никакой надежды на улучшение ситуации. Бывший начальник Мерцалова, работника ответственного и когда-то бывшего на хорошем счету, легко отворачивается от больного подчиненного, не желая даже выслушивать просьбы о помощи. Мир богатых и сытых людей оказывается поразительно единодушно равнодушен к страдальцам и, казалось бы, помощи уже ждать неоткуда  и не от кого. И тут светлым ангелом на скамейку опускается простой человек в калошах и меховом пальто, и отчаявшийся, мечтающий о самоубийстве Мерцалов вдруг узнает, что есть, оказывается, в мире и доброта, и отзывчивость. Ангелом  в калошах оказывается известный  хирург  Пирогов, который, выслушав трагическую историю Мерцаловых,  решает помочь им. Он осматривает больную девочку, выписывает рецепт, оставляет денег и совершает тот самый чудесный переворот в судьбе Мерцаловых, который позволяет им вновь встать на ноги.  Доктор не прошёл мимо  беды, откликнулся на чужое горе. Он спас умирающего ребёнка, а всю семью Мерцаловых сделал счастливой, кардинально изменив судьбу чужих ему людей.   Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди,  как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. “Всякая помощь хороша вовремя” и жизнь дана на добрые дела, неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды.
    Этот рассказ утверждает нам, что если и есть вокруг нас равнодушие, то, конечно, существует и отзывчивость. И если равнодушие вызывает в нас отвращение, то отзывчивость заставляет сжиматься сердце и наворачиваться на глаза слезы, ведь отзывчивость – это одно из самых светлых и благородных чувств.
    Мерцалов уже был близок к самоубийству, когда ему встретился профессор Пирогов.
    Семья назвала его чудесным доктором, так как с появлением его в семье появились деньги на еду и лекарства для детей. Благодаря Чудесному доктору семья смогла справиться с проблемами и их жизнь наладилась. На примере этого рассказа мы видим, что равнодушие способно убить, а отзывчивость имеет силу исцеления.
    Заключение
    Все авторы отмечают равнодушие, как характерную черту современного им человека. На мой взгляд, безразличие не может быть оправдано. Ведь главное – даже не помочь или разрешить проблему другого,  но проявить внимание к нему. А безразличие указывает, что рядом находящийся человек не важен, его как будто уже не существует.  Создавая образы различных людей в своих произведениях, авторы призывают нас быть более внимательными,  добрыми к окружающим, проявлять сострадание и отзывчивость к ближним,  не оставаться равнодушными к страданиям людей. Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом, а мир станет добрее и прекраснее.
    Человека ценят по его делам и поступкам,  по его отношению  к окружающим людям. Каких бы высот в жизни ни добился человек, если он будет безразличен, равнодушен к людям, стране, ко всему, что происходит вокруг, если будет думать только  о себе, его отвергнет общество, а, значит, он не станет поистине счастливым. Нужно стремиться дарить людям тепло своей души, отзываться на чужую боль, страдания. Тогда и мир станет добрее, и  жизнь – полноценнее и насыщеннее, прекраснее. Именно эти мысли хотели донести до читателей писатели, пробуждая в сердцах желание быть человечнее, милосерднее, отзывчивее.
    Список литературы
    1. Горький М.«На дне»
    2.Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
    3. Короленко В.Г. «Дети подземелья»
    4. Куприн А.И.«Чудесный доктор»
    5. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
    6. Солженицын А.«Матрёнин двор»
    7. Толстой «Война и мир»
    8. Чехов А.П. «Тоска»
    9. Чехов А.П.«Вишнёвый сад»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *