Сочинение на тему развлечение аристократов

6 вариантов

  1. Скучающие на Лоншане. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1802–1812 годы © The Trustees of the British Museum
    Несмотря на проигранные войны, три революции и неурожаи конца 1840-х годов, Париж на протяжении всего XIX века сохраняет статус главной европейской столицы развлечений. Публика следит за политическими дебатами в обеих палатах парламента, посещает лекции знаменитых профессоров в Сорбонне, стекается на казни и торжественные въезды новых правителей, гуляет, ходит в театры и рестораны, танцует и разглядывает свозимые со всего света диковины.

    Прогулки и уличные развлечения

    Променад — важное развлечение парижан, не случайно путеводитель Альфреда Дельво «Удовольствия Парижа» открывается длинной и подробной главой «Прогулки» (если не считать вводной главки «Самое необходимое»). Бульвары, Елисейские Поля, сады и пассажи открыты для всех — но следует учитывать некоторые особенности.
    Если вы буржуа или рабочий, то для гуляний у вас, скорее всего, есть время только в воскресенье. Тогда вы вместе с семьей можете пройтись по главным городским променадам или отправиться к границам города (в 1860 году Париж значительно расширяется, поглощая соседние коммуны, так что прогулка становится продолжительнее) и устроить пикник на природе или на бастионах крепостной стены Тьера, которой обнесен город (возводилась она с 1841 по 1844 год).
    Высший свет в эти дни старается выбирать для себя другие занятия. В очерке «Воскресный день» Бальзак пишет:
    «Но вот кто наиболее скрупулезно соблюдает римско-апостольское предписание об отдыхе, — это состоятельный человек. Для него воскресенье длится всю неделю, и в седьмой день он обречен на бездействие. В самом деле, все прочие забавляются или делают вид, что забавляются, у всех прочих белая сорочка и опрятное платье; неужели же порядочный человек должен поступать, как все прочие? Поэтому в парке Тюильри по воскресеньям нет ни франтов, ни изысканных туалетов. В Булонском лесу — ни элегантных экипажей, ни бешеных кавалькад! Для этих людей нет зрелищ, нет праздника в такой день, когда пользуется им большинство. Если случайно необходимость заставит их выйти на улицу, то умышленно простой костюм отличает их от тех, кто разрядился по-воскресному. Словом, для них отдых — это скука».
    Если вы принадлежите к аристократическому сословию, то в будние дни вы гуляете в Булонском лесу, который называете просто лесом. Он расположен достаточно далеко от города, и посещать его могут только обладатели экипажей и наездники (в 1830–40-е годы к нему начинают курсировать омнибусы, но он все-таки сохраняет свой статус). Вы приезжаете сюда «показать своих лошадей или свою любовницу, если вы мужчина, и продемонстрировать свои платья и покритиковать платья других, если вы женщина» («Удовольствия Парижа» Дельво). В первой половине века это действительно лес в его практически первозданном виде; в начале пятидесятых годов его значительно переделывают в английском стиле: прокладывают широкие аллеи, русло протекающей по нему реки преобразуют в два озера, Верхнее и Нижнее, соединенных небольшим водопадом. На Нижнем озере возникают два острова. Во второй половине 1850-х в лесу строят ипподром Лоншан, а в 1860 году открывают зоологический сад под названием «Сад акклиматизации», где можно полюбоваться экзотическими животными; с 1861 года в нем функционирует и аквариум. В 1873 году здесь появляется еще один ипподром — Отей.
    Отправляясь на прогулку по Большим бульварам (до расширения территории Парижа во второй половине XIX века они именуются просто Бульварами), учитывайте, что не во все времена все бульвары одинаково престижны. Так, в 1844 году Бальзак пишет:
    «…У бульвара своя собственная судьба. Нельзя было и предполагать, чем он станет к 1800 году. Из района, находящегося между предместьем Тампль и улицей Шарло, где кишел весь Париж, жизнь ушла в 1815 году на бульвар Панорамы. В 1820 году она сосредоточилась на Гентском бульваре, а теперь поднимается выше, к церкви Мадлен».
    Гентским бульваром в эпоху Реставрации именуется самый фешенебельный отрезок бульвара Итальянцев (который и после переименования отнюдь не теряет своей престижности), от кафе Риша до «Парижского кафе».
    Один из героев Дюма, виконт Альбер де Морсер, принадлежащий «к лучшему парижскому обществу», заявляет, что «умные люди предпочитают свой особняк на улице Эльдер, Гантский бульвар и „Кафе-де-Пари“». Будьте внимательны: модникам следует прогуливаться только по северной стороне, поскольку на южной вы не встретите ни светской публики, ни престижных кафе и магазинов. По другим частям бульваров и по Елисейским Полям вы, скорее всего, только проедете по пути в Булонский лес и обратно.
    Восточнее бульвара Итальянцев, на Рыбном бульваре и бульваре Сен-Дени, прогуливается публика попроще. «Уже не заметно изящества у прохожих, хорошо одетые дамы здесь чувствуют себя неловко, художник и светский лев не отважатся появиться в этих местах. С улиц, прилегающих к воротам Сен-Дени, из предместья Тампль, с улицы Сен-Мартен приходит сюда множество людей провинциального вида, совсем не элегантных, плохо обутых, похожих на торгашей; появляются старики-домовладельцы, буржуа, удалившиеся от дел; совсем иной мир!..» — продолжает Бальзак. Если вы из простонародья, то придется ограничиться бульваром Тампля.
    Непременно зайдите в сад Тюильри, это могут позволить себе все парижане — в конце XVIII века доступ в сад Тюильри открывается для всех (до этого простой народ допускался туда лишь раз в году, в день святого Людовика). В 1802 году в «Первой прогулке одинокого провинциала» Пьер Галле пишет о центральной аллее Тюильри: «Светские люди оставляют эту аллею простонародью». Тем не менее центральная аллея Тюильри остается излюбленным местом прогулок светских дам, которые появляются здесь между двумя и тремя часами дня (учитывайте, что это не относится к летним месяцам — если вы аристократ, то находиться летом в Париже вас могут заставить разве что какие-нибудь неотложные дела). В других частях сада можно встретить самую разную публику. Однако вход в рабочей одежде и с инструментами сюда запрещен, а если вы служанка в фартуке и чепце, то вас пустят только в том случае, если вы нянька, сопровождающая на прогулку ребенка.
    Гризетки, студенты и те буржуа, которые живут на левом берегу Сены, предпочитают Люксембургский сад, а рабочие чаще всего отправляются за город — поближе к дешевым кабакам, хозяевам которых не приходится платить налог на ввоз продовольствия в Париж.
    Имеет смысл заглянуть на Елисейские Поля: до 1830-х годов это неблагоустроенная окраина, однако с середины десятилетия здесь ведутся работы, постепенно превращающие их в один из самых популярных променадов города. Простому люду тут по карману кафе-концерты (см. ниже) «Часы» (с 1848 года) и «Летний Альказар» (с 1860-го). Будьте осторожны: в уличных аттракционах и лотереях можно спустить все деньги.
    На Елисейских Полях найдутся заведения и развлечения на любой вкус и для любых сословий. В 1838 году сюда переносят панораму с Болотной улицы, в 1835 году открывается летний цирк, с 1855 года проводятся Всемирные выставки. С 1835 по 1855 год на пересечении Елисейских Полей с проспектом Мариньи можно посмотреть физические опыты (с конца 1840-х — в здании театра, носящего название «Замок ада»). В 1855-м Жак Оффенбах открывает здесь (хотя и ненадолго) свой знаменитый театр «Буфф-Паризьен», в котором фактически рождается новый жанр — оперетта. Потом на его месте открывается театр Деборо (1859), который в 1865-м переименуют в «Фоли-Мариньи». В 1883-м здание снесут, и на его месте построят панораму.
    В Париже полно уличных развлечений на любой вкус: здесь выступают шуты и дрессировщики, дают представления уличные театры, играют шарманщики, можно увидеть акробатов, канатоходцев и совсем уж диковинные зрелища — так, в 1827 году в Париж привозят жирафу, и она производит в городе фурор. Правда, скоро о ней забывают, и она доживает свой век в Ботаническом саду.
    В первой половине века популярны и специализированные развлекательные сады с платным входом, в которых публике стараются предложить еще более необычные зрелища и увеселения вроде подъема воздушного шара с фейерверками.
    Контраст, или розовая шляпка. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1815 год © The Trustees of the British Museum

    Покупки

    Пассажи — один из важнейших центров столичной жизни; их большая часть строится в 1820-е годы. Там гуляют, сидят в кафе, посещают парикмахерские и делают покупки — купить тут можно все, от кондитерских до ювелирных изделий. Правда, к концу века пассажи утрачивают свою популярность.
    На Бульварах находятся базары — крупные магазины, внутри которых располагается множество частных лавочек. Также за покупками можно отправиться в район Риволи и в Пале-Руаяль, знаменитый своими кафе, ресторанами и магазинами. На верхнем этаже галерей Пале-Руаяль разместился целый мир развлечений — кабинеты для чтения, бильярдные залы, игорные дома и даже модные горячие бани.

    Кафе

    Кафе — визитная карточка Парижа XIX века. Если вы богатый аристократ, в первой половине века вам — в кафе на Бульварах, в том числе в кафе Риша, Арди на бульваре Итальянцев, а в 1850–70-е — в «Кафе де ля Пэ» и знаменитое своим мороженым кафе Тортони. Начиная с тридцатых годов растет число кафе, в которые ходит буржуазия. Художники в середине столетия облюбовывают заведения в районе Монмартра. Студенты ходят в скромные заведения в Латинском квартале. Кафе для простого народа, как правило, находятся за пределами города — там и продукты, и алкоголь дешевле. Помимо кафе и ресторанов, поесть можно в кабачках, пригородных гингеттах  Гингетты — небольшие загородные питейные заведения, в которых также подают еду и устраивают танцы. и табльдотах.
    В 1830–40-е годы на Елисейских Полях появляются первые кафе-концерты. К середине века они становятся важнейшим местом проведения досуга для рабочих и буржуазии. Переломный момент в их истории — отмена закона об исключительном праве театров, случившаяся в 1867 году: до этого артистам, выступающим в кафе, запрещено надевать костюмы и парики, использовать бутафорию, танцевать, показывать пантомиму и декламировать.
    В 1880-е годы в городе появляются кабаре. Они дороже кафе-концертов, в них меньше буффонады и больше сатиры, каламбуров и черного юмора, и собирают они более изысканную публику, в том числе поэтов и художников. Располагаются они по большей части в окрестностях Монмартра и в Латинском квартале.
    Прекрасная лимонадница. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1816–1817 годы © The Trustees of the British Museum

    Театры

    К какому бы сословию вы ни принадлежали, вы непременно ходите в театр. Это может быть один из пяти королевских театров — то есть театров, получающих государственную дотацию (сюда относятся Опера, Итальянский театр, Комическая опера, «Одеон» и Французский театр), — или театр частный (например, Театр водевиля, «Варьете», «Драматическая гимназия», «Амбигю-комик», «Порт-Сен-Мартен» и проч.).
    Место в Опере вы выбираете в соответствии со своим социальным статусом: аристократия занимает ложи первого яруса (мужчина, пришедший без дамы, может также взять кресло в амфитеатре), в ложах второго яруса сидят военные, духовенство и судейские, в ложах третьего — чиновники и торговцы. Буржуазия располагается в партере. У женщин с партером сложности:
    до 1870-х дамам сюда нельзя вовсе, а после можно, но исключительно без шляп.
    Рабочие тоже обожают театр и ходят на бульвар Тампля, где представления начинаются достаточно рано — чтобы можно было успеть выспаться перед работой. У входа можно купить леденцы, каштаны, апельсины и яблоки — они могут пригодиться и для метания в непонравившихся актеров.

    Музеи

    С конца XVIII века для посетителей открыт доступ в Лувр, до 1682 года остававшийся королевским дворцом. До прихода Наполеона там выставляли коллекцию искусства, которую французские короли собирали с XIV века, при Наполеоне она пополнилась произведениями, свезенными из завоеванных стран, но в эпоху Реставрации собранные Наполеоном вещи пришлось вернуть, и Лувр занялся пополнением коллекции на мирных основаниях: музей покупает произведения искусства, привозит объекты, обнаруженные в ходе археологических раскопок, и получает экспонаты в дар от коллекционеров. Вход в Лувр бесплатный; музей открыт ежедневно для художников и иностранцев, а по воскресеньям — для прочей публики.
    Большой популярностью в начале века пользуется Музей французских памятников. В его коллекцию входят статуи и надгробия, собранные во время Революции художником Александром Ленуаром, который тем самым спас многие из них от уничтожения. В 1816 году Людовик XVIII издает указ, предписывающий вернуть все экспонаты на их прежние места, и музей закрывается. Поскольку некоторые церкви, из которых происходили скульптуры, к этому времени разрушены, а другие используются для мирских нужд, вернуть удается не все. В 1824 году часть экспонатов передают в Лувр; в 1836 году другая часть отправляется в Версаль. В 1882 году открывается Музей сравнительного изучения скульптуры, который позднее, уже в ХХ веке, получит название Музея французских памятников, но там будут представлены в основном копии и муляжи оригинальных скульптур.
    С 1818 года по воскресеньям и понедельникам можно сходить в музей в Люксембургском дворце — там выставляют работы современных художников. Иностранцы и живописцы допускаются туда ежедневно. С 1844 года начинает работу музей средневекового искусства и культуры Клюни.

    Парижский салон и его оппоненты

    Раз в два года горожане посещают Парижский салон — выставку произведений современных художников, которую устраивает Академия изящных искусств. Консервативность жюри, занимающегося отбором полотен на экспозицию, общеизвестна, и когда в 1863 году оно не принимает больше половины заявленных картин, Наполеон III приказывает открыть для них параллельную выставку, которая получает названиe «Салон отверженных». Пропустить это событие невозможно: весь Париж ходит смотреть на «Отверженных» и яростно выражает свое отношение к некоторым работам. У картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве», вызывающей особенно большое возмущение, администрация даже вынуждена поставить охрану, а потом перевесить работу под потолок, подальше от возбужденных зрителей.
    Салону противопоставляет себя и образованное в 1874 году Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов, которое занимается организацией собственных выставок. Первая проходит в ателье фотографа Надара на бульваре Капуцинок. Там выставлены работы Дега, Ренуара, Моне, Сезанна, Берты Моризо, Писарро и других, и в 1874 году в городе только и обсуждают, насколько они ужасны и смешны.
    В 1884 году возникает еще одно общество, протестующее против консервативного Салона, — это Общество независимых художников, которому власти разрешают устраивать выставки на месте сожженного дворца Тюильри. Туда можно ходить ежегодно — как водится, смеяться над непонятным современным искусством.

    Всемирные выставки

    В 1851 году в Лондоне открылась первая Всемирная выставка, и с тех пор такие выставки то и дело проводятся в крупных городах Европы и Америки. Пропустить их невозможно: обычно это самое грандиозное развлекательное мероприятие десятилетия. Здесь демонстрируют последние достижения науки и техники, от телеграфа и лифта до фотокабины, строят невиданные инженерные сооружения, проводят конкурсы среди художников, закатывают балы и дают возможность поглазеть на экзотические диковины, от яванского гамелана  Яванский гамелан — оркестр традиционных инструментов с острова Ява. до орудий аборигенов. В Париже во второй половине XIX века таких выставок проходит четыре: в 1855, 1867, 1878 и 1889 годах.
    Уже в 1867 году страны-участники начинают строить причудливые национальные павильоны, и выставка становится всемирной ярмаркой тщеславия — Наполеон III назовет ее «Олимпийскими играми всего мира, где все народы состязаются разумом и бегут наперегонки по бесконечному пути прогресса». Увидеть тут можно что угодно, от киргизской юрты до специально выстроенного русского трактира, от турецкой бани до голландского сыроваренного заводика или семиметрового хрустального фонтана фирмы Baccarat. Парижане ценят возможность увидеть весь мир разом, не покидая Парижа: если в 1855 году приходит пять с лишним миллионов посетителей, то в 1900 году уже в десять раз больше. Не нравится им только Эйфелева башня, построенная к выставке 1889 года в качестве входной арки. В 1887 году триста деятелей культуры, в том числе Ги де Мопассан и Александр Дюма — сын, подписывают протест против этой «гигантской фабричной дымовой трубы».
    Поцелуй капуцинок. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1814 год © The Trustees of the British Museum

    Салоны

    Несмотря на попытки монархии восстановить придворную жизнь, светское общение происходит прежде всего в салонах. Здесь же ведутся политические споры и обсуждения литературных новинок. Хозяйка салона — это, как правило, светская дама, у которой с определенной периодичностью собирается два, максимум три десятка гостей. Каждый салон обладает своим характером: есть салоны более серьезные и консервативные, есть — более легкомысленные. Разумеется, круг посетителей зависит и от политических взглядов хозяев. Он меняется в зависимости от времени: днем это ближайшее окружение, с четырех до шести — светские знакомые, вечером может быть большой прием. При Июльской монархии устанавливается обычай принимать в определенный день недели. Салон — это прежде всего остроумная беседа, но также и музицирование, чтение и обсуждение отрывков из новых произведений. Попасть в салон без рекомендаций невозможно. Если вы не парижанин и не обладаете здесь необходимыми знакомствами, запаситесь рекомендательными письмами. Светский сезон длится с декабря до Пасхи.
    Весь век пессимисты говорят о смерти «настоящего» салона — салоны распространяются и в буржуазной среде, да и вообще мест для светского общения вне дома становится все больше. К концу века салоны во многом утрачивают свое былое значение, однако не исчезают окончательно, и, если вы окажетесь в Париже XIX века, не посетить один из них было бы непростительно.

    Мужские клубы

    Помимо прочего, угасанию салонов способствует распространение клубов — элитных мужских кружков, пришедших во Францию из Англии. Первый из них, клуб «Союз», был основан в 1828 году. В числе других модных парижских клубов — Жокей-клуб, «Клуб малышей» (Bebe-club), члены которого слишком молоды для вступления в Жокей-клуб, «Сельскохо­зяйственный кружок», «Артистический союз», «Клуб чудаков» и так далее. Помимо того что членство в клубах платное, вступить в них можно, только заручившись рекомендациями определенного числа действительных членов и получив одобрение еще нескольких участников, а иногда даже пройдя процедуру голосования. В клубе собираются носители самых разных политических взглядов. Здесь можно пообедать, почитать газету, сыграть в карты. В «Сельскохозяйственном кружке» читаются научные лекции. В «Артистическом союзе», основанном в 1860 году, аристократы имеют возможность пообщаться с художниками и литераторами.
    Игра c летающим кольцом. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1818 год © The Trustees of the British Museum

    Спорт

    В эпоху Второй империи излюбленным спортивным развлечением парижан становится катание на лодке по Сене. После лодочной прогулки за город гребцы встречаются в кабачках-гингеттах. Там же, например, устраиваются соревнования по прыжкам в воду, гребные гонки и другие состязания. Кроме того, там можно порыбачить, поиграть в кегли, покачаться на качелях. Летом любой может искупаться на отгороженном участке Сены.
    В последние два десятилетия молодежь увлекается играми на свежем воздухе, в том числе футболом и новым, тут же вошедшим в моду спортом — теннисом. На некоторое время в буржуазной среде возвращается в моду старинная игра в мяч «же-де-пом». В семидесятые годы набирает популярность велосипед, создаются клубы и ассоциации велосипедистов. Конный спорт по-прежнему доступен только элитам.

    Парламентские заседания

    По вполне очевидным причинам парижане XIX века испытывают острый интерес к политике. С 1814 года законодательная власть принадлежит королю и двухпалатному парламенту; палата пэров заседает в Люксембургском, а палата депутатов — в Бурбонском дворце. До Июльской революции можно попасть только на заседания к депутатам, а с 1830 года — и к пэрам тоже; впрочем, к последним имеет смысл идти только в те дни, когда на заседании судят за государственную измену или за покушение на государственную безопасность. На заседаниях палаты депутатов интересно бывает чаще, и они пользуются у публики большим успехом. Попасть туда можно по билету или по приглашению, но мест обычно хватает не всем, так что лучше приходить за час или даже два до начала заседания — или придется обращаться к перекупщикам билетов или мест в очереди. Дамам запрещено посещать заседания в одиночестве — так что, если вы дама, вам придется доставать несколько приглашений, чтобы отправиться компанией.

    Судебные заседания

    На судебные заседания попасть проще, чем в парламент. Они открыты в суде присяжных, в суде исправительной полиции (там решаются бытовые конфликты) и в уголовном суде. Если вы собираетесь на слушание громкого дела, стоит достать входной билет с местом, чтобы не пришлось слушать разбирательство стоя. Так, русский путешественник Николай Всеволожский, побывавший в Париже в 1837 году, писал:
    «Узнавши, что в Уголовной палате будут публично разбирать дело двух молодых людей, не запирающихся в заговоре на жизнь короля, я достал билет от министра юстиции и поехал туда. Всякой может и без билета свободно входить в Уголовную палату во время суждений ее, потому что здесь судопроизводство публичное; но тогда трудно достать место, и часто надобно очень долго дожидаться. Имея же билет, можно приехать к самому началу и сесть в кресла позади судей, почти рядом с присяжными (les jures)».

    Научные общества и публичные лекции

    «Любите ли вы науку, философию, литературу, — вас ожидают профессора на кафедрах, начиная с прозектора, анатомирующего труп в клинике, до метафизика, что разлагает в Сорбонне субъективное и объективное „я“, до филолога, что анализирует в College de France стих Вергилия, до ориенталиста, с точностью определяющего вам время существования знаменитого преобразователя Будах-Муни, о котором до сих пор никто не слыхивал», — сообщается в сборнике очерков «Париж, парижане и парижанки в 1858 году», изданном типографией Т. Волкова.
    Если вы не студент, тягу к знаниям вы можете удовлетворить, вступив в одно из многочисленных обществ, занимающихся анатомией, геральдикой, генеалогией и прочими научными дисциплинами. Это своего рода кружки по интересам со своими уставами, иерархией и ритуалами. Их членами являются люди, обладающие достаточным количеством свободного времени, но предпочитающие тратить его не на праздные развлечения в салонах и клубах, а на доклады, дебаты и научные занятия.
    Чуть меньшей популярностью пользуются публичные лекции. Лекции по естественным наукам можно бесплатно послушать в лектории Ботанического сада, по механике, химии, геометрии и экономике — в Королевской консерватории искусств и ремесел. В «Атеней» — лекторий, где читают либерально настроенные ученые, — и в Общество душеполезной словесности — место для «поборников веры, королевской власти и словесности» — можно попасть, купив годовой абонемент. В 1820-е годы в Сорбонне выстраиваются очереди на лекции факультета словесности — здесь читают знаменитые оппозиционеры Абель Франсуа Вильмен, Виктор Кузен и Франсуа Гизо.
    Во второй половине века более модными, чем Сорбонна, становятся бесплатные лекции в Коллеж де Франс, где можно послушать историков Жюля Мишле и Эдгара Кине или польского поэта Адама Мицкевича. Кроме того, для публики открыты заседания Академии наук.
    Учтите, что женщин пускают только в Коллеж де Франс или «Атеней».

    Места для чтения

    Если вы живете в Париже в XIX веке, скорее всего, вы умеете читать: в начале века в городе всего около 16 % безграмотных (против 39 % по Франции в целом), а к концу — и вовсе 3–4 %. Больше всего парижане читают газеты, которые с середины 1830-х годов начинают отводить часть листа под новеллы и романы с продолжением. Таким образом свои сочинения публикуют, например, Бальзак и Александр Дюма — отец. На газету можно оформить подписку, но это очень дорого, поэтому большинство парижан читают в кафе или в специальных кабинетах для чтения, куда можно попасть по абонементу, а можно заплатить за одно посещение. Выбор кабинета для чтения зависит от ваших финансовых возможностей: от роскошных, с богатыми собраниями книг и изящной меблировкой, до простых столов с газетами, стоящих прямо на улице в местах прогулок.
    В тридцатые годы в городе около сорока библиотек, но свободный доступ открыт лишь в несколько из них. Это государственные библиотеки (Королевская библиотека и библиотеки Святой Женевьевы, Арсенала и Мазарини), а также Городская библиотека, библиотека Консерватории искусств и ремесел и библиотека Музея естественной истории в Ботаническом саду.
    В 1837 году Политехническая ассоциация, устраивавшая вечерние курсы для рабочих, открывает собственную библиотеку, но основная волна открытия рабочих библиотек и библиотек различных союзов и обществ приходится на 1860-е годы. Первой из них становится библиотека Общества друзей образования, которая открывается в 1861 году.
    Во второй половине века книги дешевеют и становятся более доступными. В 1860-е годы библиотеками начинает заниматься мэрия — и в городе появляются муниципальные библиотеки, которые располагаются в различных кварталах и предлагают местным жителям неспециализированную литературу. В 1879 году в Париже действуют 14 библиотек, субсидируемых из городского бюджета. За 1894 год 70 библиотек выдали более 150 000 книг в зале и более 1 600 000 на дом.
    Вальс. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1801 год © The Trustees of the British Museum

    Танцы

    Примерно с 1820-х годов в Париже танцуют все и везде: на частных (теперь уже не только аристократических, но и буржуазных) и публичных балах, на Елисейских Полях, в садах, в концертно-танцевальном зале Воксхолл, при дворе, в Опере, в танцевальных залах и в маленьких кабачках. Почетнее всего устроить танцы самому, но для этого придется раскошелиться на прохладительные напитки и закуски, которые подают во время бала, и на ужин по его окончании (обычно он начинается около четырех часов ночи). Хозяева небогатых домов стараются экономить на всем, включая музыкантов и угощение, и в конце вечера перед столовой иногда образовывается нешуточная давка.
    В Париже регулярно устраиваются публичные балы. Самый знаменитый из них — бал в Опере, для входа на который нужно приобрести билет за не очень большую, но все же заметную плату. В дни карнавала балы устраиваются и в других театрах. Публика попроще посещает танцевальные залы. В середине века можно, например, отправиться танцевать польку, мазурку и котильон на публичные балы к учителям танцев — например, к Селлариусу, Лаборду (которые оспаривают друг у друга первенство введения в танцевальный репертуар польки, появляющейся в Париже в середине 1840-х) или Марковскому (с 1848 года). Именно благодаря последнему в Париже танцуют такие танцы, как скоттиш, мазурка и фриска. На Елисейских Полях и в развлекательных садах по окончании бала пускают фейерверк.

    Технологические новинки

    Известные еще в XVIII веке музеи восковых фигур и показы проекций при помощи волшебного фонаря становятся массовым развлечением. К ним прибавляются панорамы, диорамы и демонстрации физических опытов. На Всемирной выставке 1878 года изобретатель и художник Эмиль Рено представляет праксиноскоп — прототип кинопроектора, для которого он сам рисует «светящиеся пантомимы». Премьерный показ первой из них проходит в музее Гревен в 1892 году. После того как будет изобретен кинематограф, Рено продаст свой аппарат старьевщику, а пантомимы утопит в Сене (две, правда, чудесным образом сохранятся).

    Азартные игры и лотереи

    Огромной популярностью пользуется королевская лотерея, существующая еще с XVIII века. Тиражи разыгрываются трижды в месяц, и количество людей, которые разоряются, надеясь неожиданно разбогатеть, так велико, что властям приходится принимать меры для ограничения числа участников: сначала запрещается продавать билеты в общественных местах, затем минимальная ставка повышается до двух франков. В 1836 году лотерею и вовсе закрывают.
    В 1837 году власти запрещают азартные игры. С этих пор право раскрывать игорные столы имеет только Жокей-клуб — и только под наблюдением полиции. Однако эти меры лишь увеличивают и без того огромную популярность азартных игр. Подпольные игорные дома, владельцы которых не платили откупов, существовали и раньше, но теперь их еще больше: после обеда хозяева табльдотов выносят карты и разрешают посетителям играть на деньги. Еще в кафе можно попросить шахматы и домино или сыграть на бильярде; простой народ играет на улицах.
    Из легальных способов испытать удачу после 1837 года остаются только ставки на бегах и скачках — они проводятся под Сен-Клу, в Булонском и Венсенском лесах.

    Бордели

    В Париже проституция как таковая не запрещена: легальные проститутки, зарегистрированные в полиции и регулярно посещающие врача, могут работать как в борделях, так и самостоятельно. Но во многих борделях города царит полная антисанитария, и в 1811 году выходит ордонанс, предписывающий полицейским осмотреть все публичные дома и закрыть те из них, в которых окажется недостаточно пространства и воздуха. Кроме того, следует проконтролировать чистоту помещений и белья — как постельного (двум проституткам официально запрещается по очереди использовать один и тот же комплект), так и нижнего. Хозяйки борделей должны обеспечивать своих работниц средствами личной гигиены. Все эти меры до некоторой степени улучшают ситуацию, но не решают проблему окончательно.
    Параллельно в городе процветает нелегальная проституция: девушки снимают меблированные комнаты и работают при табльдотах; хозяева винных лавок, кабаре, курительных, кабаков и кафе держат при своих заведениях комнатки и охотно сдают их проституткам, клиенты которых приносят хозяевам дополнительный доход. В 1830-е годы проститутки начинают работать в пассажах под прикрытием парфюмерных магазинов и магазинов нижнего белья. Бордели, маскирующиеся под лавки, множатся и в Пале-Руаяле. Начиная с 1840-х годов все больше борделей переезжает в пригород.
    В вышедшем в 1836 году сочинении «О проституции в Париже» врач Паран-Дюшатле пишет, что за последний год было арестовано шесть торговавших детьми женщин: две выдавали себя за акушерок, две — за агентов по найму прислуги, одна — за вырывальщицу зубов, а последняя водила детей в отели якобы собирать пожертвования, и там предлагала их англичанам, «известным своими вкусами».
    Парижанки в Монморанси. Карикатура из серии «Хороший вкус». Франция, 1812 год © The Trustees of the British Museum

    Морги, катакомбы и анатомические театры

    Те, кого интересуют развлечения помрачнее, могут отправиться в муниципальный морг для неопознанных покойников, который находится возле моста Сен-Мишель, и в катакомбы на левом берегу (катакомбами называют заброшенные каменоломни, куда в конце XVIII века были перенесены останки с кладбища Невинных, в том числе кости Франсуа Рабле, Блеза Паскаля, Шарля Перро и Робеспьера). Поскольку необходимо устанавливать личность покойных, в морг пускают всех без ограничений, и походы туда становятся популярным развлечением среди парижан. В самом начале 1830-х годов доступ в катакомбы ограничивают из соображений безопасности, с 1833 года полностью запрещают по настоянию церковных властей, но уже в 1850 году снова открывают — по многочисленным просьбам горожан. Лучший день для визита — 2 апреля 1897 года, когда в катакомбах проводится нелегальный концерт с участием сорока шести оркестрантов Оперы: ровно в полночь там звучат подходящие месту произведения, в том числе Траурный марш Шопена и «Пляска смерти» Сен-Санса.

    Казни

    Публичные казни в первой трети XIX века проходят на Гревской площади, а с февраля 1832 года — за Люксембургским садом, у заставы Сен-Жак. Гильотинирования пользуются такой популярностью, что на время казней хозяева окрестных заведений сдают желающим в аренду стулья, причем весьма дорого. Когда казней нет, можно ограничиться осмотром преступников, выставленных перед отправкой на каторгу у позорного столба на улице Пируэт (а с 1832 года — на площади у Дворца правосудия).

    Похороны

    В число макабрических развлечений входят также похороны выдающихся деятелей — особенно многолюдны процессии, провожающие оппозиционеров. Тем более что они всегда могут перерасти в бурную манифестацию или даже в беспорядки вплоть до возведения баррикад — так случилось, к примеру, в 1832 году на похоронах республиканца и бывшего наполеоновского генерала Максимилиана Ламарка — тогда республиканцы попытались воспользоваться массовым скоплением народа, чтобы свергнуть Июльскую монархию. 

  2. Если вы решили вступить в брак с аристократом, вам придется распрощаться с некоторыми забавами. Не расстраивайтесь, джентльмены. Я имею в виду всего лишь игры: боулинг, футбол, баскетбол, волейбол и бейсбол. Но остается и несколько таких, которые можно оставить: теннис, сквош и гольф не портят дело. Общее правило таково: чем меньше мяч или шар, тем аристократичнее игра.
    Социологи размышляют о том, почему боулинг не вошел в число аристократичных видов спорта. Пол Фассел в своем забавном анализе классов показал себя снобом: он пишет, что пролетарии любят боулинг, потому что получают “стильную форменную рубашку с собственным именем, вышитым над нагрудным кармашком. Еще одна привлекательная черта — чтобы играть в боулинг, не нужно раздеваться. Можно быть хорошим игроком и в то же время пристойно скрывать свои жирные пролетарские телеса”. Кроме того, у боулинга есть еще одно большое преимущество: бросая шары, участники могут курить и выпивать.
    Идем дальше. Верховая езда годится, стрельба по тарелочкам годится, горнолыжный спорт в дальних краях годится, парусный спорт годится, особенно гонки и регаты.
    Моторные яхты считаются престижными и стильными игрушками при условии, что их длина не меньше десяти метров.
    Но они значительно уступают парусным судам по нескольким причинам. На моторной яхте можно выйти в море, просто повернув ключ зажигания и взявшись за штурвал, а чтобы ходить под парусом, нужно иметь прямотаки прирожденный талант.
    Есть даже целая иерархия парусных судов, как и всех прочих аристократических атрибутов. Деревянный корпус — высший класс, а фиберглассовый — низший. Это понятно, потому что дерево — естественный материал, а фибергласе — нет. К тому же ремонт деревянного корпуса обходится гораздо дороже, чем фиберглассового. Ну и, конечно, плавучие дома считаются принадлежностью низов. Наверное, аристократы смотрят на людей, обитающих в таких плавучих обителях, как на водоплавающий “трейлерный сброд”.
    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Насколько аристократичен ваш дом?
    Подведем итоги. Если вы ищете первоклассного партнера, держитесь подальше от боулингклубов. Гораздо лучше направить свои стопы в эллинг для яхт или парусный клуб.
    Что касается кораблей, то каждый год тысячи девушек бросаются на круизные суда, надеясь найти там своих Принцев. К несчастью, максимум, на что они могут рассчитывать — это попасть в каюту какогонибудь смазливого официанта. Аристократы не плавают на круизных судах. Кроме того, они не ездят в групповые туры, если, конечно, это не какойнибудь арттур, спонсором которого выступает музей или их родной университет, принадлежащий к числу старейших учебных заведений Новой Англии. А вы, джентльмены, не рассчитывайте найти свою Принцессу на курорте. Вы встретите весьма привлекательных девушек, которые подрабатывают там летом, но не богатых Принцесс из старой аристократии или даже из новой.
    Круизные суда, курорты, туристические поездки — фактически любые виды отдыха, в рекламе которых есть слова “роскошный” или “изысканный”, совершенно неприемлемы для аристократической публики.
    Элита предпочитает проводить лето в таких местах, как мыс Код, или отправляться в дальние экзотические края, отыскать которые на карте почти невозможно.
    Играйте в их игры
    Выбирайте вид спорта, атрибуты которого — маленькие мячи и большие лодки. А вот еще один метод, позволяющий определить классовый уровень спорта: исходите из его дороговизны. Для аристократичных видов спорта вроде гольфа необходима уйма дорогой амуниции и дорогое оборудование. Шарики здесь маленькие, а площадку нужно постоянно поливать, косить и укатывать дорогостоящими машинами — и все это, разумеется, делают слуги.
    Лейл Лаундес

  3. 3
    Текст добавил: Двадцатигранник

    Человек-рыба и человек-крот
    Портлендский герцог Уильям Джон Кавендиш Бентик Скотт отличался нелюдимостью. Многие из нас не любят себе подобных, но мало кто может полностью изолировать себя от людей. Скотт обладал достаточными денежными средствами, и посему устроил себе безлюдный рай на земле. Точнее, под землей. По его проекту  под родовым замком был построен подземный дворец, в котором имелось все необходимое для жизни аристократа: большой зал с  камином, огромная библиотека и бильярдная. Подземелье постоянно росло и совершенствовалось, и было соединено тоннелями протяженностью в 15 миль, по которым герцог разъезжал на автомобиле.
    Входить во все эти помещения могли только слуги, и то далеко не все, а лишь те, что служили Скотту не одно десятилетие. Аристократ годами не видел новых людей, и не особо стремился встретиться со старыми знакомыми. Он даже распорядился убрать из своих залов портреты предков… Уильям Скотт скончался в возрасте 80 лет, и лишь после его смерти наследники узнали о его таинственном подземелье…
    Если Уильяма Скотта привлекала жизнь крота, то его соотечественнику лорду Рокби нравилось быть… рыбой.  Он полагал, что человек вышел из воды, и посему должен проводить в ней как можно больше времени. Его дом стоял на берегу моря, и лорд проводил в воде долгие часы, плавая в прямом смысле до потери сознания.
    Если погода не позволяла лорду погрузиться в море, то он проводил часы напролет в своем собственном крытом бассейне, выкопанном в саду. Там же он и ел, а порой и спал, покачиваясь на воде… Еще одной его страстью было устройство фонтанчиков с питьевой водой. В его саду они располагались на каждом шагу, и Рокби любил приложиться к каждому из них, полагая, что без воды он попросту высохнет…
    Обед для собак и обезьян
    У графа Фрэнсиса Генри Эгертона не было времени ни для женщин, ни для друзей, ни для соседей. Он предпочитал им всем компанию… своих собак. Само собой, их кормили самой вкусной едой, а купание осуществлялось ежедневно. Он даже покупал им кожаные башмачки, чтобы уберечь  лапки во время прогулки.
    Каждый день он брал в свой экипаж полдюжины псов, а по вечерам ужинал с ними в огромном зале. Вместительный стол обычно был сервирован на двенадцать персон. Слуги вводили в зал собак с хрустящими белыми салфетками на шеях. Стоя за стульями, слуги накладывали самую лучшую еду на тарелки из фамильного сервиза. Граф занимал собак беседой, как если бы они и впрямь были его друзьями или родственниками. Тем же, кто осуждал его безумства, граф отвечал, что его собаки ведут себя лучше, чем иные джентльмены.
    А барон Ротшильд считал, что получше многих джентльменов не только собаки, но и многие другие животные. Во дворце  барона обитало множество живых существ. Во дворце все балюстрады были увиты змеями. Медведь-швейцар имел привычку шлепать приглашенных в гости к Ротшильду благородных дам ниже талии. Но самое удивительное происшествие с животными барона случилось в 1890 году, на официальном приеме в честь лорда Солсбери. Сидя за накрытым длинным столом, каждый из двенадцати гостей обратил внимание на пустой стул рядом со своим. Гости справедливо рассудили, что их соседи по обеду, очевидно, должны прибыть немного позже. Вдруг открылась дверь, и изумленные гости увидели двенадцать дрессированных обезьян. Они-то и уселись на запасные стулья.
    Королева иудеев
    У леди Эстер Стенхоуп, племянницы английского премьер-министра Уильяма Питта-младшего, был свой «пунктик». Она уверовала в то, что она —  королева иудеев. Это «знание» пришло к ней после плотного общения с гадалками и магами, внушившими ей эту бредовую идею.
    В 33 года леди Эстер покинула Англию, чтобы исполнить свое предназначение: добраться до Иерусалима и занять несуществующий престол королевы иудеев. Ее сопровождала парочка друзей, решивших совершить неплохую увеселительную поездку.
    Пережив по пути немало приключений, компания прибыла на Восток Леди Эстер, одетая в экзотические восточные одеяния, вызвала небывалый интерес. Очарованные толпы бурно приветствовали ее, а в Иерусалиме леди Эстер встретили колокольным звоном.
    Но пост королевы Иудеи ей никто не предлагал, и разочарованная леди отправилась в Ливан – уже без своих спутников. Позже до Британии дошли слухи, что «королева» поселилась в заброшенном монастыре в пустыне, где и умерла через несколько лет…
    Лорд в женском платье и лорд в спячке
    Лорд Корнбери, граф Кларендонский, был двоюродным братом королевы Анны. Она-то и дала ему выгодную должность — представлять ее величество в Америке в качестве губернатора Нью-Йорка. Но граф отнесся к порученному делу чуть более серьезно, чем следовало. Он сказал друзьям: «В этом городе я представляю женщину, стало быть, должен представлять ее как можно добросовестнее».
    Видимо, стремление к «добросовестности» привело к тому, что на открывшейся в Нью-Йорке ассамблее лорд появился в голубом шелковом платье и с веером в руках. Он любил появляться на улицах то в кринолине, то в нарядном вечернем платье. Все деньги уходили на его наряды, жене он не давал ничего. Порой она даже вынуждена была воровать одежду у мужа. В 1708 году графу было приказано вернуться в Англию, чтобы расплатиться с долгами, но он по-прежнему оставался фаворитом королевы Анны….
    Богатые и чудаковатые аристократы могут всю жизнь вообще ничего не делать. В этом вскоре после своего замужества убедилась жена лорда Норта. После венчания молодые провели медовый месяц на яхте в Карибском море. В октябре молодожены вернулись домой. Вечером супруг сказал жене, что отправляется в свою спальню, поцеловал ее и ушел.
    Наутро лорд не спустился к завтраку. Удивленная жена отправилась к нему в комнату, но камердинер не пустил ее и сказал ошарашенной леди Норт, что ее супруг с 9 октября впадает в зимнюю спячку — то есть почти не встает  с кровати, и совсем не выходит из комнаты. Ошеломленная супруга поинтересовалась, как долго будет продолжаться эта спячка, на что невозмутимый слуга ответил: «До 22 марта — пока не кончится зима»…

  4. http://beforeitsnews.com/celebrities/2014/07/cia-bonded-with-nazis-to-sex-traffic-kill-naked-children-at-human-hunting-parties-2465828.html
    В возрасте трех лет Фиона Барнетт находилась во власти обширной сети педофилов Австралии, где дети служили предметом торговли и живыми мишенями в спортивной охоте. Технология расщепления личности применялась нацистами ЦРУ, экспертами в сфере контроля над разумом, на австралийской военной базе Холсворти. Независимые Новости Австралии сообщили, что показания Фионы вызвали слезы у представителей австралийской Королевской комиссии по сексуальному насилию над детьми.
    Барнетт, голландский терапевт Тоос Нейенхейса и Дженни Хилл из Гарден Гроув, Калифорния, утверждали, что ЦРУ после Второй мировой войны импортировали нацистский опыт контроля над разумом в целях создания супершпионов. Травмы, перенесенные детьми, в частности, изнасилования с раннего возраста, расщепляют их сознание на несколько личностей. Этот процесс был активизирован в шестилетнем возрасте.
    «Во второй половине дня 28 октября 1975 года, в мой шестой день рождения, я была доставлена в лес в окрестностях Каямы, – рассказывала Барнетт. «Мне сделали укол наркотика. Я заснула. Когда я проснулась, было темно. Я лежала голая как распластанная птица на столе для пикника со связанными руками и ногами. Взрослые по очереди подходили ко мне. Прибыла большая группа людей в грузовиках. Они несли винтовки и вели с собой свору голодных собак-доберманов. Мне говорили, что группа обнаженных детей, сгрудившихся рядом, были под моей ответственностью. Я должна была бежать и помогать им прятаться. Каждый ребенок, которого я не смогу спрятать, будет убит и отдан на съедение собакам. Они разрисовали краской кому-то спину, кому-то грудь, а затем отпустили нас. Я направила детей в направлении ближайшей возвышенности. Речь шла о втором или третьем холме, до которого будет происходить охота на нас. Раздались выстрелы, и дети вокруг меня стали падать. Потеряв надежду на спасение других детей, я побежала, спасая свою жизнь».
    Голландский терапевт Тоос Нейенхейса свидетельствовал перед пятью судьями Суда Международного общего права в Брюсселе о пытках Фионы Барнетт на самой австралийской военной базе Холсворти. Их участниками были военнослужащие, командированные ЦРУ. В детстве она стала свидетельницей убийств детей, в которых принимали участие представители глобальной элиты, в их числе бывший Папа римский Джозеф Ратцингер (Joseph Alois Ratzinger), голландский католический кардинал Афринк и создатель Бильдербергского клуба принц Нидерландский Бернард. В этом видео Нейенхейса рассказывает Кевину Аннетту, секретарю Международного трибунала по преступлениям Церкви и государства (2010 год) о жертвоприношениях детей.
    Как и Нейенхейса, с 2011 года более 64 выживших свидетельствовали в суде о ритуальных надругательствах со стороны представителей мировых элит во время отправления «Культа Девятого круга сатанинских детских жертвоприношений». Эти европейские аристократы, видные государственные чиновники, католические папы и кардиналы, политики и военные со всей Северной и Южной Америки и из стран Соединенного Корлевства создали тайную индустрию развлечений в виде охоты на людей. Для этого использовались частные лесные владения в США, Канаде, Франции и Голландии. Детей и подростков поставлял преступный наркосиндикат Октопус («Спрут»). Их раздевали до гола, насиловали и убивали в процессе охоты.
    В свидетельствах Барнетт и Нейенхейса, как и у Дженни Хилл из Гарден Гроув, Калифорния, говорится о том, что изнасилований и жертвоприношений было много. В этом видео Дженни Хилл рассказывает о жертвоприношении детей под контролем оперативника ЦРУ, позже определенного как доктор Грин. Убийство происходило во время сатанинского праздника Летнего солнцестояния 21 июня 1965 года.
    На этом видео оставшиеся в живых после экспериментов ЦРУ по контролю над сознанием Клаудия Маллен и Кристин Никола свидетельствуют на слушаниях в Конгрессе США (1995 г.). В экспериментах-пытках также участвовал доктор Грин. Военный психолог д-р Джон Гиттингер, известный как разработчик системы оценки личности, также был назван в качестве участника. Кристин Никола заявила, что она нашла в офисе доктора Грина документы, которые указывали, что он проводил программу ЦРУ по контролю над сознанием.
    Культ Девятого круга сатанинских детских жертвоприношений легко может скрывать свои преступления. Его адепты были хорошо обучены нацистскими специалистами по контролю над сознанием. В сеть педофилов, жертвами которой оказались Фиона Барнетт, Клаудия Маллен и Кристин Никола, входил д-р Джон У. Гиттингер. В интервью изданию «Независимая Австралия» она заявила, что Гиттингер издевался над ней и насиловал ее, когда она была еще ребенком.
    Фиона Барнетт указывает также в числе участников этих преступлений двух бывших премьер-министров Австралии, главу Парламента и комиссара государственной полиции. Еще – Энтони Дэвида Кидмана, отца Николь Кидман. Он был специалистом по клинической психологии, биохимиком, преподавателем университета. Сеть, объединявшая педофилов в Голландии, Европе, Канаде и США, в Австралии включала в себя полицейских, психиатров, психологов, актеров, писателей, политиков, преподавателей вузов и врачей.
    С 2011 года Международный трибунал по преступлениям Церкви и государства расследовал случаи надругательства и убийства детей членами мировой элиты, входящих в Культ Девятого Круга сатанинских жертвоприношений. Трибунал имеет более 450 сотрудников по общему праву в 13 странах мира. Связаться с ними можно по электронной почте или по телефонам: [email protected], [email protected], 386-323-5774 (USA) or 250-591-4573 (Canada).
    Об авторе
    Джуди Байингтон, автор книги «Двадцать два лица: жизнь Дженни Хилл в ее двадцати двух личностях» (http://www.22faces.com/). Врач-терапевт, общественный активист, журналист, чьи статьи о международной сети эксплуатации детей опубликованы на сотнях сайтов и блогов. Директор Семейного консультационного центра психического здоровья. (http://www.childabuserecovery.com/) Если у вас есть что сообщить по вопросу о жестоком обращении с детьми, пожалуйста, напишите Джуди на адрес: [email protected]
    Предлагаем подписать нашу петицию к Конгрессу для расследования деятельности ЦРУ по контролю над сознанием детей по этой ссылке:
    http://www.change.org/petitions/us-congress-survivors-request-investigation-cia-mind-control-of-children
    Автор Джуди Байингтон.

  5. Некоторые развлечения аристократии.
    Однообразная и унылая жизнь средневекового общества вместе с тем бывала и праздничной, и веселой даже для низших слоев населения, поскольку официально существовало время, предназначенное для труда, и время для развлечений. Каждый день им посвящались послеобеденные и долгие вечерние часы, а каждую неделю — день обязательного воскресного отдыха. Кроме того, любая важная церемония сопровождалась коллективными увеселениями, собиравшими рыцарей и вилланов, горожан и деревенских жителей.
    Охота
    Охотой, в отличие от войн и турниров, занимались во все времена года. У большинства она превращалась в безграничную страсть, и ради нее многие люди решались терпеть любую непогоду и самые ужасные опасности.
    Впрочем, занятие охотой диктовалось не только страстью, но и необходимостью. Ведь круглый год стол сеньора следовало обеспечивать крупной и мелкой дичью, поскольку питались в основном мясным. Иногда же целью было уничтожение некоторых хищных зверей (лисиц, волков, медведей), угрожавших урожаю, домашней птице, а порой и крестьянам. Именно в таких случаях в полной мере раскрывался дикий, опасный и азартный характер охоты.
    Особое место следует отвести соколиной охоте, появившейся на Западе и очень быстро ставшей одним из излюбленных развлечений аристократического общества. Занятие действительно в высшей степени благородное, жестокое и красивое одновременно, коим не пренебрегали даже дамы. Подобная охота представляла весьма сложное искусство, и будущему рыцарю приходилось посвящать ему не один час занятий. Он должен был знать, как поймать птицу, как ее кормить и ухаживать за ней, как научить ее слушаться жестов и посвистываний, распознавать жертву и охотиться на нее. Этой тонкой науке, считавшейся самой изысканной в куртуазном воспитании, посвящены многочисленные трактаты, большинство из них составлены на Сицилии, а некоторые сохранились и до наших дней. Они сообщают нам, как именно должна происходить выучка молодого сокола. Его брали из гнезда, желательно сразу после рождения. После первой линьки ему подрезали когти, привязывали к лапке колокольчик (на случай, если он потеряется) и зашивали веки (чтобы хорошо выучить птицу, ее нужно сделать временно слепой). И лишь затем начиналась собственно выучка: сокола приучали сидеть на специальной жердочке и на руке, обучали посвистываниям, которые он должен уметь различать; далее, освободив веки, заново приучали его к свету, дразнили при помощи искусственных жертв. На все это уходил почти целый год. Наконец наступало время первой охоты. Сокол, накрытый капюшоном, сидел на руке хозяина. Когда появлялась дичь, накидку снимали. Птица взмывала в небо, выслеживала жертву, бросалась на нее и терзала до тех пор, пока свист хозяина не приказывал вернуться обратно.
    В большей степени, нежели собаке и коню, именно соколу выпала честь стать любимым животным рыцарей. Вилланам запрещалось владеть этой исключительно благородной птицей. К тому же на покупку хотя бы одного сокола требовалась значительная сумма, а подарок подобного рода расценивался как поистине княжеский. Смерть сокола становилась для хозяина горестной утратой. Не случайно трактаты, посвященные дрессировке этих птиц, содержали множество советов, как продлить их жизнь, хотя в отличие от описания техники обучения они оказываются недостаточно серьезными и зачастую противоречат друг другу.
    Шахматы
    Среди многочисленных домашних игр наибольшей популярностью пользовались кости. В ту эпоху они имели такое же значение, какое впоследствии приобретут карты. Представители всех социальных категорий в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях предавались этой игре с губительной страстью, тщетно порицаемой суверенами и прелатами-реформаторами. Здесь проигрывались деньги, одежда, лошади и жилища. Многие, как, например, несколько позже поэт Рютбеф, жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же играть в нее было еще и опасно. Хотя игроки пользовались рожком, нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.
    Гораздо более безобидной считалась игра «марель» («la marelle»), не столько азартная, сколько требовавшая размышлений: победителем считался тот, кто первым составлял геометрическую фигуру из перпендикулярных или наклонных линий при помощи трех (иногда пяти) пешек. Впрочем, это было не так уж сложно. Больших усилий требовала загадочная игра «табль» («tables»), литература придавала ей особое значение, однако ее правила практически неизвестны. В какой-то степени она напоминала игру в триктрак ( Европейская разновидность игры в нарды (Примеч. пер.)), участвовали двое или четверо игроков, используя несколько костей и много жетонов. Иногда этим же словом обозначали игру в шашки, в них играли точно так же, как и сейчас.
    Однако лучшая домашняя игра, в отношении которой авторы просто неистощимы, — это шахматы. Очень скоро они сделались любимым времяпрепровождением аристократического общества. Умение играть в шахматы считалось одной из составных частей воспитания юного рыцаря. Чтобы достичь в нем совершенства, нужно, как говорится в «Песне о Ли де Нантейле», начать обучение в возрасте шести лет. Возможно, именно так и произошло с Бедуайеном, коннетаблем короля Артура, ведь во всех романах Круглого стола он предстает как лучший игрок своего времени. В литературе описание шахматных партий занимает значительное место. Это одновременно и забавный эпизод, и драматическое действие. Иногда эти партии начинались из-за столкновения серьезных интересов: в них могла разыгрываться судьба женщины, пленника, армии и даже целого королевства. Часто проигравший в ярости от своего поражения ранил или убивал противника. В «Рыцарстве Ожье» Шарло, сын Карла Великого, проиграв Бодине, сыну Ожье Датчанина, «схватил обеими руками шахматную доску, бросил ему в голову и проломил ее так, что брызнул мозг» . Реальная жизнь менее жестока. В ней не разыгрывались ни человеческие жизни, ни королевства, ни даже деньги. Тем более что церковь это запрещала. Дамы и молодые женщины без малейших колебаний садились за шахматную доску и часто показывали себя более искусными игроками, чем мужчины.
    Однако интересно выяснить, как именно играли? Как выглядели шахматные фигуры? В чем заключались отличия от современного варианта этой игры?
    Шахматная доска из дерева или металла считалась предметом роскоши. Владелец демонстрировал ее с неизменной гордостью, даже если сам не умел пользоваться ею. Она делалась больших размеров и часто служила верхней частью богато украшенной шкатулки, внутри которой находилась табль, а на противоположной стороне — марель. До конца XII века шахматная доска была однотонной (обычно белой), и прорезанные (иногда отмеченные красным) линии делили ее на 64 клетки. Современный вид — чередование черных и белых клеток — доска приобрела только в начале правления Филиппа Августа. Это не изменило правил игры — и сегодня можно играть в шахматы на одноцветной доске — однако облегчило видение и проверку ходов. Сами ходы несколько отличались, поскольку фигуры имели несколько иной характер и правила передвижения. Прежде всего «ферзь» (от персидского слова, обозначавшего визиря) двигался не во всех направлениях, а только по диагонали и не больше, чем на одну клетку за ход. Сила этой фигуры на шахматной доске была невелика. Так же и «альфен» (alfln), заменявший современного слона, продвигался по диагонали на две клетки через две (и мог при этом перепрыгивать через другие фигуры). Зато король, ладья, конь (вместе с рыцарем на спине) и пешки ходили точно так же, как и в современной игре, если не считать некоторых незначительных отличий. Например, король и ладья могли делать рокировку в любом положении, а пешкам в начале игры разрешалось передвижение только на одну клетку, не допускалось также взятие на проходе. Цель игры, как и сегодня, — поставить мат королю противника, и так же, как и сегодня, говорили «шах», если ему угрожала непосредственная опасность.
    Форма фигур зависела от местности и уровня игры. Для повседневных игр уже делали стилизованные фигурки из кости или дерева, и никаких правил их изготовления не существовало. Для парадных же игр фигурки вытачивали из слоновой кости, эбенового дерева, янтаря или яшмы. Каждая из них служила определенным символом. Три оставались практически неизменными: король всегда с короной на голове; конь — всадник верхом на коне; пешки — в виде легковооруженных солдат. Форма остальных трех фигур варьировалась. Ферзя мог представлять сидящий человек с лицом, как у короля, но без короны, иногда — под влиянием куртуазной культуры — вместо него выступала дама. Alfin изображался в Англии и Западной Франции как епископ, во Фландрии и Рейнской области — как граф; в других районах — как пожилой человек, дерево или животное. Наконец, ладья могла быть сделана в виде тяжеловооруженного солдата или животного с башенкой на спине, а чаще представлялась целой сценой с участием двух персонажей: Адама и Евы, святого Михаила, убивающего дракона; двух переплетенных чудовищ, двух рыцарей, сражающихся копьями. У каждого играющего имелось по 16 фигур, перед началом партии их расставляли так же, как и в современной игре. Причем с одной стороны выстраивались белые, а с другой — не черные, а красные. В области шахмат царили те же символы, как и во всем остальном: до XIV века в сознании западного человека белому цвету противопоставлялся не черный, воспринимавшийся отсутствием цвета, как такового, а красный — цвет цвета.

  6. Я с трудом припоминаю, как ее звали. Кажется, Стейси. Да, пожалуй, именно так. Стейси Мюллер, толи немка, толи англичанка. Я встретил ее на вечере у одного своего друга, графа Ш-ва. Дам на приеме, который устроил граф, было немного, и она выделялась на фоне всех остальных, как чистый королевский алмаз, обрамленный мелкими полудрагоценными камешками. Постараюсь ее описать, чтобы было понятно, почему я оказался заворожен этой женщиной.
    Довольно высокая для своей стройной фигуры, белокожая, изящная, как китайская статуэтка из слоновой кости. Платиновые кудри аккуратно уложены, красивый тонкогубый рот обведен ярко-красной помадой. Кожа лица выбелена по моде до болезненной бледности. Глубокие тени под глазами, черными, как персидская ночь. Добавьте сюда изысканный вечерний туалет черного бархата и томное изящество, с которым она себя держала, и вы поймете, почему я в продолжение всего вечера не мог отвести от нее глаз.
    Граф Ш-ов заметил мое состояние и прошептал мне на ухо:
    – Хороша штучка, не правда ли?
    – О, это богиня! – восхищенно ответил я.
    – Что ж, тем кстати придется сюрприз, который я заготовил.
    И он заговорщицки подмигнул мне, оставив пребывать в недоумении до той самой поры, когда гости начали расходиться.
    Попрощались с хозяином супруги Брик; приказал подавать карету граф-камергер; откланялись Куракин с женой. В гостиной зале, где проходил вечер, остались лишь мы с Ш-вым, трое братьев Р-ных – неизменные участники всех ш-ских похождений, и очаровательная мисс Стейси.
    – Давайте перейдем в малую гостиную, там будет удобнее продолжать разговор, – предложил граф, масляно улыбаясь, и мы все последовали за ним.
    Я подал руку мисс Мюллер, и с трудом сдержал дрожь, когда почувствовал прикосновение ее нежных пальчиков, а от ее благодарного взгляда я едва не растаял. Кажется, я готов был отдать все миллионы своего дядюшки и в придачу все ш-ские миллионы, если бы они были моими, за вечер, проведенный наедине с этой женщиной.
    Между тем Ш-ов задумал какое-то баловство, судя по убранству комнаты, в которую мы попали, больше всего напоминавшей будуар. Я начал смутно догадываться о том, что сейчас произойдет, но когда мисс Стейси села на диван и обвела чарующим взглядом присутствующих мужчин, я все еще не мог представить, возможно ли то, что должно случиться минутой позже.
    А минутой позже граф расстегнул панталоны, и все остальные последовали его примеру. Замешкался только я, заворожено наблюдая за тем, как Стейси снимает одежду. На ней остались только лакированные туфли и черные сетчатые чулки, натянутые до середины бедер. И еще многочисленные кольца и браслеты, которые она не потрудилась снять.
    Тело ее было безупречно. Вот ведь штука – природа создала людей столь похожими друг на друга, и у любой женщины есть и бедра, и грудь, и спелые, как ягоды, сосцы, и подушечка лобка, и, тем не менее, я не мог даже сравнить тело Стейси с телом какой-либо другой женщины. Оно было совершенно и неописуемо соблазнительно.
    В особенности меня поразил такой же платиновый, как ее кудри, треугольник под животом, выделяющийся на белой, почти гипсовой коже не цветом, но своим серебристым блеском. Также серебром блестела цепочка, соединявшая кольца, вдетые в соски, и крохотный колокольчик на пупке. Любуясь мисс Мюллер, я и не заметил, как мой член приобрел твердость знаменитого яшмового корня, воспетого в китайских любовных трактатах.
    Граф одел на шею красавицы черный кожаный ошейник и первый предложил ей свой член. За ним последовали остальные. Когда подошла моя очередь, прелестное личико было густо забрызгано спермой – трое братьев Р-ных по очереди кончили на лицо Стейси. Ее тонкие губы обхватили мой пенис как резиновым кольцом и заскользили вверх и вниз, заставляя меня растворяться в наслаждении. Воистину, она играла на моем органе, как на органе!
    Кончив, я едва устоял на ногах – ощущения были сравнимы с нокаутом в боксе, а ниже пояса я просто перестал существовать. Я увидел, что рот Стейси наполнен спермой; она осторожно вылила ее в свои ладошки и затем, томно глядя на меня, растерла белую жидкость по точеной груди и упругому животу. Я опустился в ближайшее кресло, приходя в себя после самого сумасшедшего минета в моей жизни. Но это было только начало.
    В будуаре стоял небольшой, но довольно высокий столик. На него Ш-в положил лицом вниз Стейси, и взорам присутствующих открылась великолепная картина: длинные стройные ноги в черных чулках, белая, как ядро ореха, попка и тонкая розовая щель посередине. Я увидел, что она тоже обрамлена кольцами; одно было вдето в клитор, и еще одно – в анус.
    Граф раздвинул сочные верхние губы и втиснул в розовую глубину свой мощный член, тогда как один из братьев обошел стол с другой стороны и предложил Стейси взять в рот его инструмент. Но довольно скоро стол перестал удовлетворять графа, и он заставил Стейси встать на колени, связал ей руки за спиной, так что кисти оказались прижаты к лопаткам, и притянул их к ошейнику, а после Стейси опустилась, приникнув грудью к полу – таз ее оставался поднятым. Нашим взорам предстали два одинаково соблазнительных отверстия, манящих, как песня сирены.
    Граф польстился на верхнюю дырочку и, густо смазав член вазилином, навис над Стейси. Не опускаясь на колени, а стоя на полусогнутых ногах, он положил руки ей на ягодицы, сильно раздвинул их и ввел пенис в ее задний проход, проткнув красотку сверху вниз.
    Я не мог взять в толк, как такой толстый член может войти в зад, не причинив жестокой боли, но Стейси не проявляла никаких признаков недовольства, наоборот, по ее полузакрытым глазам и сладострастному дыханию можно было предположить, что ей это нравится. Ш-ов орудовал членом со все возрастающей энергией и кончил невероятно бурно, всадив свой рог на полную глубину, – мне показалось, что живот Стейси вздулся от этой атаки, – и в шокирующих конвульсиях излив внутрь чертову прорву спермы – кончал он секунд десять, не меньше.
    Вытащив член и переводя дух, он предложил попробовать остальным. Братья Р-ны энергично и споро взялись за дело, набивая живот мисс Мюллер с рвением разговляющихся после долгого поста монахов. От их бурных подношений сперма лилась через край благоуханного сосуда, – когда я приступил к соблазнительному заду, струйки семенной жидкости бежали вдоль щелки, капая на пол.
    Граф предложил мне изменить позицию. Теперь мы поставили два табурета, на которые поместили колени Стейси, разведя ей бедра, насколько позволяла растяжка связок – мисс Мюллер оказалась бывшей гимнасткой. Таз ее оказался подвешенным в воздухе, живот с колокольчиком в пупке располагался горизонтально к земле, а для того, чтобы она не упала вперед, ее надлежало держать сзади за волосы.
    Одну руку я запустил ей в прическу, другой поддерживал ее под грудь. Член ввел во влагалище, оставив задний проход для “негра” – здоровенного искусственного пениса из черного каучука, вставленного ради потехи Ш-вым. Проказник Ш-ов надел на мой член у основания какой-то ремешок с крючком, который он затем прицепил к кольцу, вдетому в клитор Стейси. Теперь, когда я подавался назад, это кольцо ощутимо оттягивало плоть девушки.
    После всех этих ухищрений я, наконец, начал движения, сначала плавные, затем все более и более стремительные. Пожалуй, в жизни я не испытывал большего экстаза, чем восторг от пребывания внутри этой женщины. Почувствовав, что кончаю, я заработал тазом совершенно неистово, уже не соразмеряя силу и глубину своих ударов, и согнул ту руку, которой держал Стейси за волосы, притянув ее затылок почти к своему лицу, – она при этом сильно прогнулась в спине, – а второй рукой схватил за цепочку, соединявшую ее соски, и оттянул вниз. Сквозь хлюпанье члена, ходившего во влагалище как поршень в цилиндре автомобильного двигателя, я слышал стоны девушки, выдававшие и боль и страсть, которые она испытывала.
    В зеркале, висевшем на стене, я видел нас со Стейси – ее провисший живот со звенящим колокольчиком, вздымающиеся от частого дыхания ребра, бледное лицо, по которому бежали попеременно гримасы удовольствия и боли – все ее покрытое бисеринками пота белое и тонкое тело, распятое на фоне моей мускулистой и волосатой фигуры. Когда я достиг финала, мой хриплый рев слился с ее звонким протяжным криком.
    Стейси перенесли на диван и развязали руки. После небольшого отдыха мы вновь приступили к любовным играм, и в заключительной позиции участвовали все шестеро. Один из братьев лег спиной на диван, на него спиной же легла Стейси, приняв его член в задний проход. Поверх нее лег Ш-ов, второй брат вложил свой корень ей в рот, а мы с третьим братом встали по сторонам от девушки, доверив ее тонким пальчикам наши мошонки.
    Но это расположение меня не удовлетворяло – едва Ш-ов кончил, я оттащил графа в сторону, чтобы занять его место. Я хотел не просто трахать эту любвеобильную сучку, я хотел чувствовать ее всем телом, чувствовать членом ее влагалище, животом ее живот, грудью ее грудь с острыми сосками, губами ее соленые от спермы губы и находить языком ее язык в то время как наши тела постепенно сливаются в одно целое, в единое живое существо, живущее только страстью!
    Когда все закончилось, и мы начали одеваться – медленно, неспешно, как разомлевшие после хорошей бани, – Стейси громко пукнула и тут же этому рассмеялась. Ее мелодичный смех потонул в раскатистом гоготе окружающих мужчин.
    – Ну, что я говорил? – сказал мне Ш-ов, когда мы прощались возле моей кареты. – Штучка – первый сорт. Приходи восемнадцатого числа – у меня будет еще одна ягодка того же поля.
    Я обещал быть непременно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *