Темы для сочинения повествования на свободную тему

4 варианта

  1. 1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    3. «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    6. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    7. «Человек – это… живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    8. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    9. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    11. «Ум – способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце…» (Ф. М. Достоевский)
    12. «Человек – существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    14. «Мещанство – ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге…» (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    17. «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    18. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) (По произведениям русской литературы XIX в.)
    19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно…» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.)
    21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)
    22. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)
    23. «Человек ловится на мелочах, в крупном – можно притвориться, мелочь – всегда выдает истинную „суть души”, ее рисунок, ее тяготение…» (М. Горький)
    24. «Искусство – одно из средств различения доброго от злого…» (Л. Н. Толстой) (Петербург в освещении Пушкина, Гоголя и Достоевского)
    25. «У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский)
    26. «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Л. Н. Толстой)
    27. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н. Г. Чернышевский)
    28. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)
    29. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…» (Ф. М. Достоевский)
    30. «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)
    31. «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. П. Чехов)
    32. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
    33. Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
    34. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А. И. Солженицын)
    35. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять… (А. П. Чехов) (По повести А. С. Пушкина „Капитанская дочка”)
    36. «Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (А. А. Блок) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    37. «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л. Толстой)
    38. «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете…» (И. А. Гончаров)
    39. «Душно! Без счастья и воли…» (Н. А. Некрасов) (по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка» и «Бесприданница»)
    40. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (Н. К. Некрасов)
    41. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия…» (Н. А. Некрасов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    42. Правда о войне в отечественной прозе (По произведению одного из писателей) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    43. Нравственная проблематика одного из произведений отечественной прозы (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    44. Нравственная проблематика произведений конца XX в. (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
    45. Тема русской деревни в современной прозе (По повести В. Белова «Привычное дело»)
    46. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по творчеству И. Бродского)
    47. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы)
    48. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    49. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере 1-2 произведений)
    50. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора…» (И. С. Тургенев) (По произведениям В. Распутина)
    51. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И. С. Никитин) (По роману Ч. Айтматова «Плаха»)
    52. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В. Г. Белинский) (По роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)
    53. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    54. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    55. «Школа несчастья есть самая лучшая школа…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    56. «Любить истинно может только вполне созревшая душа…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    57. «Мещанство – большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А. П. Платонов) (По творчеству В. Быкова)
    59. «Поэзия – плуг, взрывающий время…» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    60. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин) (По роману Б. Васильева «В списках не значится»)
    61. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    62. «Счастье и радость жизни… в правде…» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    63. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф. М. Достоевский) (По произведениям В. М. Шукшина)
    64. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    65. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В. Г. Белинский)
    66. «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него сделаться собой…» ( В. Г. Белинский )
    67. «Революция обнаруживает высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев)
    68. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    69. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    70. «Болезнь любви неизлечима…» (А. С. Пушкин)
    71. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    72. «Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов) (По рассказу А. И. Солженицына «Раковый корпус»)
    73. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    74. «Избавиться от мысли люди не могут…» (К. С. Аксаков)
    75. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л. Н. Толстой) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    76. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо – мы (А. П. Чехов) (Размышления о чести и совести)
    77. «То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все (В. Набоков) (По роману А. И. Солженицына „Архипелаг ГУЛАГ”)
    78. «Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л. Н. Толстой)
    79. «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький)
    80. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать» (В. Г. Белинский)
    81. «Совесть, благородство, достоинство – вот оно, святое наше воинство»
    82. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…»
    83. Тема судьбы и рока в произведениях В. А. Жуковского
    84. Тема природы в лирике Жуковского
    85. Патриотическая лирика Лермонтова
    86. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    87. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    88. Человек в трагических испытаниях эпохи в произведениях советских писателей
    89. Мой любимый поэт В. С. Высоцкий
    90. Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына

  2. 3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!

    Составляем план сочинения

    Структура (или композиция) рассказа1. Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой?
    Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.
    Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь?..»
    Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)
    Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома.»  Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.
    2. Основная часть.
    Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев.
    Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие.
    Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.
    Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.
    3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.
    Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план ( композиция) повествования,  теперь смело приступай к написанию сочинения!
    Полезной ли была для тебя эта статья? Как ты считаешь, нужно ли привести здесь больше примеров из литературных произведений? Остались вопросы? Спрашивай, пиши комментарии, добавляй страницу в закладки, делись с друзьями…
    Не пропусти следующие статьи, которые помогут тебе писать сочинения. Для этого оформи подписку на обновления блога «Русское слово».
    Можно также следить за новыми публикациями в твиттере, фэйсбуке или RSS-ленте!
    Удачи!
    Подписаться на Русское слово

  3. Тема: “Что такое взаимовыручка”

    по тексту Л.Ф. Воронковой
    по тексту Ю.Я. Яковлева
    по тексту Т.Михеевой
    по тексту Н. Айны

    Тема: “Что такое внутренний мир человека”

    по тексту В.Т. Шаламова
    по тексту В.Ю. Драгунского
    по тексту Л. Волковой
    по тексту Остромира
    по тексту А.Г. Алексина

    Тема: “Что такое выбор”

    по тексту А.В. Гридина
    по тексту А.И. Деникина
    по тексту А.Г. Алексина
    по тексту Е.В. Гришковца

    Тема: “Что такое доброта”

    по тексту Б.П. Екимова
    по тексту А.А. Лиханова
    по тексту В. Пикуля
    по тексту А. Никольской
    по тексту Ю.Я. Яковлева
    по тексту Н.Г. Гарина-Михайловского
    по тексту Э.Ю. Шима
    по тексту В.К. Железникова

    Тема: “Что такое драгоценные книги”

    по тексту А.А. Лиханова (3)
    по тексту А.А. Лиханова (2)
    по тексту В.П. Крапивина
    по тексту А.А. Лиханова
    по тексту В.М. Пескова

    Тема: “Что такое дружба”

    по тексту Е. Чепилки
    по тексту Е.А. Пермяка
    по тексту В.Н. Кузнецовой
    по притче
    по тексту Л.Е. Улицкой
    по тексту Ю.М. Нагибина
    по тексту Н. Татаринцева
    по тексту Л.А. Лубенец
    по тексту А.А. Лиханова
    по тексту В.П. Крапивина
    по тексту А.Г. Алексина (2)
    по тексту В.А. Осеевой-Хмелёвой
    по тексту А.Г. Алексина

    Тема: “Что такое жизненные ценности”

    по тексту И.Л. Муравьёвой
    по тексту И.А. Клеандровой
    по тексту П.С. Романова
    по тексту К.Г. Шахназарова
    по тексту А.Г. Алексина (2)
    по тексту А.Г. Алексина
    по тексту В.С. Токаревой

    Тема: “Что такое любовь”

    по тексту О.Ю. Роя
    по тексту М.Г. Львовского (2)
    по тексту М.Г. Львовского
    по тексту В.И. Одноралова
    по тексту Ю.Я. Яковлева
    по тексту Л.А. Лубенец

    Тема: “Что такое материнская любовь”

    по тексту В.В. Чаплиной
    по тексту В.П. Астафьева
    по тексту М.Агеева
    по тексту Ю.Я. Яковлева
    по тексту Е.А. Пермяка
    по тексту Ю.Я. Яковлева
    по тексту И. Селивёрстовой
    по тексту А.Г. Алексина

    Тема: “Что такое настоящее искусство”

    по тексту В.П. Астафьева
    по тексту К.Г. Паустовского (2)
    по тексту Ю.О. Домбровского
    по тексту Ю.Т. Грибова
    по тексту М.Л. Москвиной
    по тексту К.Г. Паустовского
    по тексту В.А. Осеевой-Хмелёвой
    по тексту Т.Н. Толстой

    Тема: “Что такое неуверенность в себе”

    по тексту А.Б. Крамера
    по тексту С.А. Лубенец (2)
    по тексту В.И. Одноралова
    по тексту С.А. Лубенец
    по тексту Н.И. Дубова

    Тема: “Что такое нравственный выбор”

    по тексту Ю.В. Трифонова
    по тексту В.К. Железникова
    по тексту А.Г. Алексина
    по тексту Ю.Я. Яковлева
    по тексту Ю.О. Домбровского
    по тексту Э.Ю. Шима
    по тексту В. Дроганова

    Тема: “Что такое сила духа”

    по тексту С.П. Алексеева
    по тексту Э.Ю. Шима
    по тексту Л.Е. Улицкой
    по тексту Ч.Т. Айтматова
    по тексту Г.Я. Бакланова
    по тексту Л. Овчинниковой

    Тема: “Что такое счастье”

    по тексту Н. Аксеновой
    по тексту О.Ю. Роя
    по тексту Э.Е. Фоняковой
    по тексту Л.Н. Толстого

  4. Сочинения данного вида  по праву считаются самыми сложными. Почему?
    Во-первых, такое сочинение построено на подробнейшем анализе литературного произведения, литературного героя или сопоставления литературных героев по произведениям классиков или современников. Оно никогда не будет полноценным без знания литературно-исторических  проблем, затрагиваемых в произведении. Большую роль играет знание истории, верная оценка исторической эпохи и общественно-социальных взглядов описываемого в произведении времени.
    Во-вторых, проводя художественный анализ произведения, следует помнить, что мировоззрение любого писателя и его творчество не могут  проявляться прямо и открыто, а проявляются несколько опосредованно, через существующие в его время эстетические и нравственные символы и идеалы.
    В-третьих, в сочинениях на литературоведческую тему  не следует пересказывать содержание произведения, так как сочинение — это, прежде всего, плод творческих усилий, самостоятельное произведение на материале прочитанного произведения.

    Сочинение на свободную тему

    Сочинение на свободную тему не намного легче литературоведческого сочинения — оно имеет свои особенности
    Во-первых, пишущий на свободную тему должен обладать обширной литературной эрудицией. Тему сочинения он  выбирает сам, при этом он должен умело соединить уроки истории, свои знания и свой жизненный опыт по данной теме и облечь это все в необходимую художественную форму.
    Задача пишущего убедить в своей точке зрения, найти необходимые аргументы, логически изложить материал, живо и доступно высказать свою  точку зрения.
    Обычно при написании этих сочинений используется публицистический стиль: пафос, риторические вопросы, повторы, восклицания, призывы и т.д.

    Типы школьных сочинений по жанру

    Существует три обязательных типа школьных сочинений:
    сочинение-описание природы, картины, человека и т.д. Для сочинений-описаний характерен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.п.
    сочинение-повествование, в котором ученик должен логически верно изложить любой текст повествовательного характера, выдерживая нормы для всех частей: завязки, кульминации и развязки.
    сочинение-рассуждение, считается самым сложным для написания, так как учащийся должен подобрать убедительные аргументы и сделать выводы к заданному тезису.
    По жанрам написания сочинения делятся на: личный дневник, очерк, публицистическая статья, рецензия к работе, письмо, эссе.
    Дневник — это форма литературно-бытовых записей, ведущихся от первого лица. Он всегда имеет личный характер на основе уже случившегося и пережитого. Этот жанр отличает высокая  искренность, правдивость высказываний. Сочинения этого жанра можно рекомендовать учащимся, которые не могут в силу психологических причин открыто высказывать свои мысли.
    Очерк — этот жанр — нечто среднее между повествовательным и публицистическим произведением, отличающееся малой литературной формой. Очерк, прежде всего, описывает реальные события, которые произошли с реально существующими людьми. В центре очерка всегда реально существующие социально-исторические проблемы. В очерке четко очерчена авторская позиция. Сочинения данного типа можно рекомендовать учащимся, умеющим отстаивать свою точку зрения и имеющим активную социальную позицию.
    Публицистическая статья — это один из наиболее традиционных жанров сочинения в старших классах. Особенностью композиции сочинения данного жанра является стройная композиция:
    вступление — одна четвертая часть текста;
    основная часть — одна вторая от всего объема текста;
    и заключение — одна четвертая текста.
    Все  три части должны быть логически связаны между собой и иметь единую идею (основную мысль), а также ясно связанные между собой подтемы, раскрывающие и подчиняющиеся основной теме — идее.
    Во вступлении необходимо указать, почему именно эта тема заинтересовала писавшего, какие задачи он ставит  перед собой в раскрытии данной темы, каково значение идеи и как она связана с темой произведения. Основная часть сочинения должна раскрывать тему на анализе прочитанного произведения или нескольких произведений, если же это сочинение на свободную тему, то оно должно опираться на жизненный опыт писавшего.
    Эссе — (в переводе с французского— «размышление»). Пишется, прежде всего, по поводу прочитанного, услышанного или пережитого.  Как в любом сочинении-рассуждении, обязательно должен быть тезис, доказанный или опровергнутый в заключительной части эссе. Здесь будут уместны цитирование, сопоставление различных точек зрения, сомнения и опровержения, то есть истина должна «рождаться в муках творчества».
    Рецензия — это своеобразный жанр литературоведческой критики. Существует алгоритм написания сочинений данного вида и стандартные фразы, которые обязательно должны присутствовать при написании рецензии.
    Например:  нельзя не отметить сильные стороны данного произведения, наряду с положительными сторонами следует  назвать и отрицательные, откровенно слабые стороны, на основании вышеизложенного можно сделать вывод и т.д.
    Несомненно, написание сочинения — творческая работа, подходить к которой следует систематически и целенаправленно, начиная с малых форм, постепенно приучая учеников к логически верному изложению своих мыслей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *